СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по изо для 6 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

тематическое планирование уроков изо в 6 класе. Календарно-тематическое планирование уроков.

Просмотр содержимого документа
«Программа по изо для 6 класса»

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе:

  • Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Приказ Министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013г. № 1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»;

  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Федерального Государствен­ного образовательного стан­дарта основного общего образова­ния, утверждённого приказом Министерства образова­ния и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;

  • примерной программы по изобразительному искусству, разработанной на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2010.) и на основе рабочей программы - Рабочие программы. Изобразительное искусство 5-8 классы Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских М.: Просвещение, 2015;

  • учебного плана МБОУ «Школа № 133» на 2016-2017 год.

Цель программы: развитие личности ребенка путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Задачи программы:

1.формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

  • формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

  • формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

  • формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

2.формирование художественно-творческой активности личности:

  • учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

3.формирование художественных знаний, умений, навыков:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;

  • нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.


Место учебного предмета в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 34 часа: 1 ч в неделю, что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе.

Учебно-тематический план

Учебный период

Тема учебного периода

Количество часов

1

I четверть

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

8

2

II четверть

«Мир наших вещей. Натюрморт»

8

3

III четверть

«Вглядываясь в человека. Портрет»

12

4

IV четверть

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»

6



Итого:

34


Содержание программы учебного курса

Виды и приемы художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в 6 классе:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • обсуждение работ, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания:

  • восприятие учебного материала;

  • осмысление;

  • усвоение;

  • применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений.


«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.


Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества

Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисов­ка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная туши и палочка, бумага.

Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров: подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).


Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.)

Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.

Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмина, О. Верейского, И. Голицына и др.


Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

Материалы: черная и белая гуашь, кисти.

Зрительный ряд: графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н.Тырсы и др.


Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойства цвета.

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.


Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов.


Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.

Задание: объемные изображения животных в разных материалах.

Материалы: пластилин, мятая бумага, природные материалы.

Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра — работы В. Ватагина, И. Ефимова и др.; В. Серов. Рисунки животных; А. Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.


«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.


Тема. Изображение предметного мира — натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте — «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н. э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт XVII, XVIII, XIX—XX веков. Натюрморт в творчестве художников (К. Захаров, В Мурашко, В. Матюшин и др.)


Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.

Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Задание: изображение конструкций из нескольких геометриче­ских тел (зарисовки).

Материалы: карандаш, бумага.

Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.


Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага.

Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением;

наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков.


Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.

Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографская или масляная краска одного темного цвета и фотографический валик, бумага для оттисков.

Зрительный ряд: изображения в печатной графике — гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV—XVIII веков (А. Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.


Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: А. Матисс. Красные рыбки; М. Сарьян. Виноград; В. Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И. Машков. Синие сливы; К. Петров-Водкин. Скрипка, Утренний натюрморт; А. Никич. Торжественный натюрморт.


Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: И. Грабарь. Неприбранный стол; Н. Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И. Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.


«Вглядываясь в человека. Портрет» (12 ч)

Тема. Образ человека — главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрожде­ния в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.


Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).

Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.


Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Задание: объемное конструктивное изображение головы.

Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.

Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А. Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П. Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт.


Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.

Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.

Зрительный ряд: Г. Гольбейн Младший. Графические портреты; А. Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля.


Тема. Портрет в скульптуре

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.

Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет князя Голицына; Н. Андреев. Панька; А. Голубкина. Мальчик; С. Коненков. Михрюша, Сказительница былин М.Д. Кривоколенова.


Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш.

Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.


Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

Материалы: черная акварель, кисть, бумага.

Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М. Караваджо, К. Брюллова; И. Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.


Тема. Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Материалы: карандаш, акварель, бумага.

Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского; И. Крамской. Неизвестная; В. Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля.


Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: О. Ренуар. Портрет Ж. Самари; В. Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В. Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф. Малявин. Вихрь; А. Архипов. Крестьянка в красном.


Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Зрительный ряд: произведения зарубежных и русских великих художников-портретистов.


«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (6 ч)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.


Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.


Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правиле перспективы; А. Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика; П. Делла Франческа. Городской пейзаж с изображение» идеального города; С. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. Новый Рим; И. Левитан. Владимирка. Осенний день. Сокольники; И. Шишкин. Рожь.


Тема. Пейзаж — настроение. Природа и художник

Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы; И. Левитан. Золотая осень, Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова. Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Времена года; С. Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.


Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».

Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиск с аппликацией на картоне.

Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.


Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.


Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по изобразительному искусству

Обучающиеся должны знать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками

  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы че­ловека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргумен­тированно анализировать разные уровни своего восприятия, по­нимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину Мира, присущую произведению искусства.


Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности на уроках ИЗО

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.


Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи

Осуществляя педагогическую деятельность, применяют особые методы художественно - эстетического воспитания:

  • метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);

  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

  • метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

  • метод сравнений (для активизации мышления);

  • метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);

  • метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

  • метод привлечения жизненного опыта детей;

  • метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

  • словесный метод;

  • наглядный метод.


Формы работы:

  • коллективно - творческая деятельность;

  • индивидуально практическая деятельность;

  • игровые формы работы.

В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе - и интегрированного образования - характерна для преподавания ИЗО, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки, прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.


Формы контроля и возможные варианты проведения.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая - в форме теста.

Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.

По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке изобразительного искусства подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно - поисковые и др.

Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения искусства они дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приёмов контроля.


Формы контроля:

1.По количественному составу обучающихся:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • фронтальная;

  • классно - обобщающая проверка.

2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:

  • письменная;

  • устная;

  • домашняя самостоятельная практическая работа.

3. По технологии проведения:

  • графическая;

  • тестированная.

  • викторины

  • отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

4. По интенсивности проверки:

  • зачёт;

  • уплотненный опрос;

  • комбинированный опрос.

5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

  • репродуктивная;

  • самостоятельная работа по заданию;

  • самостоятельные практические исследования.


Виды контроля на уроках ИЗО:

Вводный (предварительный)- диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования учебным процессом.

Промежуточный - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;

Итоговый - выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.

Эти методы и формы контроля делают урок интересным и, как следствие, активизируют учебный процесс.

Также с учётом специфики предмета используются следующие критерии оценки знаний и умений обучающихся по изобразительному искусству:

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5»

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4»

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные зна­ния на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3»

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видо­измененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2»

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе (34 урока)


№ п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Дата проведения

Причина корректировки

По плану

фактически

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

1

Изобра­зитель­ное искусство. Семья пространст­венных искусств (поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

1

Узнавать раз­личные виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности.

Научиться ана­лизировать пространственные и изобразитель­ные виды искус­ства; использо­вать красочные фактуры








2

Рисунок - основа изобразительно­го творчества (поста­новка и решение учебной задачи)

1

Узнать виды рисунка, гра­фические материалы.

Научиться поль­зоваться графи­ческими мате­риалами









3

Линия и ее вы­рази­тельные возмож­ности (поста­новка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

1

Узнать значе­ние ритма ли­ний, роль ритма.

Научиться

использовать выразительные средства туши, передавая ли­нейный ритм








4

Пятно как сред­ство выражения. Компо­зиция как ритм пятен (постановка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

1

Узнать понятия силуэт, тон, ритм в изобра­зительном ис­кусстве.

Научиться пользоваться графическими материалами; видеть и переда­вать характер освещения








5

Цвет. Основы цветоведения (постановка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

1

Узнать основ­ные и составные цвета, теп­лые и холодные цвета.

Научиться использовать выразительные средства гуаши; понимать и ана­лизировать ху­дожественные произведения художников








6

Цвет в произ­ведениях живопи­си (по­становка и реше­ние учеб­ной за­дачи)

1

Узнать поня­тия: локальный цвет, тон, коло­рит, гармония цвета.

Научиться ак­тивно воспри­нимать произведения искусства; работать гуашью в технике алла-прима








7

Объем­ные изо­бражения в скульп­туре

1

Узнают художе­ственные материалы в скульптуре и их выразитель­ные возможности.

Научатся взаи­модействовать в процессе со­вместной деятель­ности; восприни­мать произведе­ния искусства; создавать фигуры животных в объ­еме; работать пластическими материалами








8

Основы языка изображения


1

Узнают виды изобразительно­го искусства.

Научатся вос­принимать про­изведения изобразительного искусства; адек­ватно оценивать свои работы и работы одноклассников








Мир наших вещей. Натюрморт (8часов)

1

Реаль­ность и фан­тазия в творче­стве ху­дожника

1

Узнают выра­зительные средства и правила изображения в изобразитель­ном искусстве, картины худож­ников, изображающие мир вещей.

Научатся пони­мать, восприни­мать и выражать свое отношение к произведениям изобразительно­го искусства








2

Изобра­жение

предмет­ного ми­ра — натюрморт


1

Узнают основ­ные этапы разви­тия натюрморта, выдающихся ху­дожников в жан­ре натюрморта.

Научатся пони­мать роль жанра натюрморта в истории раз­вития изобразительного искусства и его значение для изучения про­шлого в жизни








3

Понятие формы.

Много­образие

форм окружа­ющего мира

1

Узнают поня­тие формы, пра­вила изображе­ния и средства выразительности.

Научатся по­нимать красоту; воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру








4

Изобра­жение объема на плос­кости, линейная перспек­тива

1

Узнают прави­ла объемного изображения геометрических тел, понятие ра­курса произведений художни­ков, изображав­ших натюрморты из геометрических тел.

Научатся воспринимать произведения искусства








5

Освеще­ние. Свет и тень


1

Узнают, как вы­полнять изобра­жения геометри­ческих тел с пе­редачей объема в графике.

Научатся вос­принимать и эс­тетически пере­живать красоту; адекватно оце­нивать свои ра­боты и работы одноклассников








6

Натюр­морт в графи­ке

1

Узнают что та­кое гравюра и ее свойства, осо­бенности работы над гравюрой, имена художни­ков-графиков.

Научатся рисо­вать фон для ра­боты; применять полученные зна­ния в собственной художест­венно-творческой деятельности; оценивать рабо­ты товарищей








7

Цвет в натюр­морте


1

Узнают работы великих худож­ников-импрес­сионистов в жанре натюр­морта. Научатся по­нимать роль цвета в натюрморте; работать графическими материалами








8

Вырази­тельные возможности натюр­морта

1

Узнают осо­бенности изо­бражения натюрморта, име­на выдающихся художников и их произве­дения.

Научатся вос­принимать про­изведения изо­бразительного искусства








Вглядываясь в человека. Портрет (12часов)

1

Образ челове­ка - глав­ная тема искус­ства

1

Узнают новые эстетические представления, имена выдающихся художни­ков и их произведения. Научатся при­обретать новые умения в работе; воспринимать произведения искусства








2

Конст­рукция головы человека и ее про­порции

1

Узнают творче­ские формы ра­боты над предложенной темой, используя выразительные воз­можности художественных материалов; произведения выдающихся художников.

Научатся ис­пользовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы








3

Изобра­жение головы

человека в про­странстве

1

Познакомятся с творчеством А. Модильяни. Научатся исполь­зовать вырази­тельные возмож­ности художественных мате­риалов; выполнять зарисовки с целью изуче­ния строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве








4

Графиче­ский портрет­ный ри­сунок и вырази­тельный образ человека

1

Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи.

Научатся пере­дать индивиду­альные особен­ности, характер, настроение человека в графи­ческом портрете








5-6

Портрет в скульп­туре

2

Узнают об осо­бенностях и выразительных возможности скульптуры.

Научатся работать графи­ческими материалами, выпол­няя зарисовки для предполагаемого скульп­турного портрета

Научатся пере­давать индиви­дуальные особенности лите­ратурного героя, используя вы­разительные возможности пластилина; вос­принимать све­дения о скульп­турном портрете в истории искус­ства, скульптур­ных материалах








7

Сатири­ческие образы человека

1

Узнают приемы художественно­го преувеличе­ния, творчество известных карикатуристов на­шей страны.

Научатся прие­мам художест­венного преувеличения; отби­рать детали, обострять обра­зы при создании дружеского шаржа








8

Образ­ные воз­можно­сти осве­щения в портре­те

1

Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, сни­зу, при рассеян­ном свете.

Научатся видеть контрастность освещения; использовать приемы вырази­тельных возможностей искусст­венного освеще­ния для характе­ристики образа, направления света сбоку, сни­зу, при рассеян­ном свете








9

Портрет в жи­вописи

1

Узнают основ­ные типы порт­ретов (парадный, конный и т. д.), роль рук в рас­крытии образа портретируе­мого.

Научатся вы­полнять аналити­ческие зарисов­ки композиций портретов известных худож­ников в технике акварельной живописи








10-11

Роль цве­та в пор­трете

2

Узнают о зна­чении цвета и тона в портрет­ном жанре.

Научатся ана­лизировать кар­тину В. Серова «Девочка с пер­сиками»; использовать цвет для передачи настроения и характера

Узнают о твор­честве Рембран­дта, Ван Гога, Фриды Кал о, 3. Серебряковой и других.

Научатся ис­пользовать цвет и тон для пере­дачи настроения и характера человека в портре­те; передавать портретное сходство








12

Великие портре­тисты


1

Узнают имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. Научатся вы­полнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников








Человек и пространство. Пейзаж (6 часов)

1

Жанры в изобра­зитель­ном ис­кусстве

1

Узнают произ­ведения и жанры изобразительно­го искусства, приемы работы в технике кол­лажа.

Научатся: аргу­ментированно анализировать картины худож­ников; согласо­ванно работать в группе








2

Изобра­жение простран­ства

1

Узнают поня­тия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи.

Научатся поль­зоваться началь­ными правилами линейной пер­спективы; рабо­тать в группе; работать в тех­нике коллажа; анализировать, выделять главное и обобщать; определять по­нятие точка зрения; сравни­вать объекты по заданным критериям








3

Правила

линейной и воз­душной перспек­тив

1

Узнают правила воздушной пер­спективы. Научатся изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы








4

Пейзаж-настро­ение. Природа и худож­ник

1

Узнают об им­прессионизме.

Научатся рассматривать про­изведения извест­ных художников и выражать свое отношение к ним; применять в творческой работе различные средства выра­жения, характер освещения, цве­товые отноше­ния, правила перспективы; анализировать, выделять глав­ное и обобщать изобразительные средства для пе­редачи настрое­ния в пейзаже








5

Город­ской пейзаж

1

Узнают о глав­ных выразитель­ных средствах графики.

Научатся при­менять вырази­тельные средст­ва графики при работе над рисунком; объяснять свои работы и работы одноклассников с позиций, поставленных в творческих задачах








6

Вырази­тельные возмож­ности изобра­зитель­ного ис­кусства. Язык и смысл (обоб­щение)

1

Научатся само­стоятельно классифицировать материал по жанрам; критически оцени­вать художест­венные произве­дения; выражать свое мнение






























Информационно-методическое обеспечение


  1. Примерная программа по изобразительному искусству, разработанная на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2010.)

  2. Рабочая программа. Изобразительное искусство 5-8 классы Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских М.: Просвещение, 2015.

  3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016

Диски:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям


Оборудование

  • Учебные столы.

  • Доска большая

  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.


Технические средства обучения

  • Мультимедиа проектор

  • Компьютер

  • Экран


Учебные таблицы по изобразительному искусству


  1. Группа геометрических тел.

  2. Архитектурные памятники.

  3. Животные.

  4. Птицы.

  5. Хохломская роспись.

  6. Городецкая роспись.

  7. Новогодние игрушки, маски, карнавальные костюмы.

  8. Иллюстрации к сказке «Приключения Буратино» / 10 шт. /

  9. Иллюстрации к сказке «Снежная королева».

  10. Иллюстрации к сказке «Принцесса на горошине».

  11. Иллюстрации к сказке «Золушка».

  12. Последовательность рисования лошади.

  13. Дорожные знаки.

  14. Транспортные средства.


Подбор рисунков по темам


  1. Общие: геометрические тела, 8 Марта, 23 февраля, Новый год … и т.д.

  2. Дорожные знаки.

  3. Сказки А.С. Пушкина.

  4. Весна.

  5. Лето.

  6. Осень.

  7. Зима.

  8. Оформительская графика.

  9. Спорт.

  10. Мультфильмы.

  11. Архитектурные памятники (акварель).

  12. Архитектурные памятники (тушь).

  13. Космос.

  14. Новогодние карнавальные костюмы.

  15. Праздник Победы.

  16. Мой город.

  17. Оформление рекламы.

Презентации по темам

  1. Осенний парк. Золотая осень.

  2. Зимний пейзаж.


19