Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе:
Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Приказ Министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013г. № 1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года»;
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
примерной программы по изобразительному искусству, разработанной на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2010.) и на основе рабочей программы - Рабочие программы. Изобразительное искусство 5-8 классы Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских М.: Просвещение, 2015;
учебного плана МБОУ «Школа № 133» на 2016-2017 год.
Цель программы: развитие личности ребенка путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Задачи программы:
1.формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
2.формирование художественно-творческой активности личности:
учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
3.формирование художественных знаний, умений, навыков:
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится 34 часа: 1 ч в неделю, что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе.
Учебно-тематический план
№ | Учебный период | Тема учебного периода | Количество часов |
1 | I четверть | «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» | 8 |
2 | II четверть | «Мир наших вещей. Натюрморт» | 8 |
3 | III четверть | «Вглядываясь в человека. Портрет» | 12 |
4 | IV четверть | «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 6 |
| | Итого: | 34 |
Содержание программы учебного курса
Виды и приемы художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в 6 классе:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания:
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений.
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 ч)
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная туши и палочка, бумага.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров: подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).
Тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.)
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмина, О. Верейского, И. Голицына и др.
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти.
Зрительный ряд: графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н.Тырсы и др.
Тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойства цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.
Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов.
Тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства.
Задание: объемные изображения животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра — работы В. Ватагина, И. Ефимова и др.; В. Серов. Рисунки животных; А. Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте — «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н. э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт XVII, XVIII, XIX—XX веков. Натюрморт в творчестве художников (К. Захаров, В Мурашко, В. Матюшин и др.)
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.
Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.
Тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага.
Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением;
наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков.
Тема. Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.
Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографская или масляная краска одного темного цвета и фотографический валик, бумага для оттисков.
Зрительный ряд: изображения в печатной графике — гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV—XVIII веков (А. Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.
Тема. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: А. Матисс. Красные рыбки; М. Сарьян. Виноград; В. Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И. Машков. Синие сливы; К. Петров-Водкин. Скрипка, Утренний натюрморт; А. Никич. Торжественный натюрморт.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: И. Грабарь. Неприбранный стол; Н. Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И. Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.
«Вглядываясь в человека. Портрет» (12 ч)
Тема. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).
Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).
Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.
Тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Задание: объемное конструктивное изображение головы.
Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.
Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А. Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П. Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт.
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.
Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.
Зрительный ряд: Г. Гольбейн Младший. Графические портреты; А. Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.
Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет князя Голицына; Н. Андреев. Панька; А. Голубкина. Мальчик; С. Коненков. Михрюша, Сказительница былин М.Д. Кривоколенова.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш.
Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонардо да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.
Тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
Материалы: черная акварель, кисть, бумага.
Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М. Караваджо, К. Брюллова; И. Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Материалы: карандаш, акварель, бумага.
Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского; И. Крамской. Неизвестная; В. Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля.
Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: О. Ренуар. Портрет Ж. Самари; В. Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В. Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф. Малявин. Вихрь; А. Архипов. Крестьянка в красном.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Зрительный ряд: произведения зарубежных и русских великих художников-портретистов.
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (6 ч)
Тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.
Тема. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правиле перспективы; А. Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика; П. Делла Франческа. Городской пейзаж с изображение» идеального города; С. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. Новый Рим; И. Левитан. Владимирка. Осенний день. Сокольники; И. Шишкин. Рожь.
Тема. Пейзаж — настроение. Природа и художник
Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы; И. Левитан. Золотая осень, Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова. Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Времена года; С. Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.
Тема. Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиск с аппликацией на картоне.
Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по изобразительному искусству
Обучающиеся должны знать:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
Обучающиеся должны уметь:
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
В процессе практической работы на уроках обучающиеся должны:
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину Мира, присущую произведению искусства.
Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности на уроках ИЗО
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.
Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи
Осуществляя педагогическую деятельность, применяют особые методы художественно - эстетического воспитания:
метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
метод диалогичности (позволяет учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);
метод сравнений (для активизации мышления);
метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
метод привлечения жизненного опыта детей;
метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных);
визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
словесный метод;
наглядный метод.
Формы работы:
В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе - и интегрированного образования - характерна для преподавания ИЗО, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки, прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.
Формы контроля и возможные варианты проведения.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая - в форме теста.
Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.
По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке изобразительного искусства подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно - поисковые и др.
Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения искусства они дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приёмов контроля.
Формы контроля:
1.По количественному составу обучающихся:
2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:
3. По технологии проведения:
4. По интенсивности проверки:
зачёт;
уплотненный опрос;
комбинированный опрос.
5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:
Виды контроля на уроках ИЗО:
Вводный (предварительный)- диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования учебным процессом.
Промежуточный - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;
Итоговый - выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.
Эти методы и формы контроля делают урок интересным и, как следствие, активизируют учебный процесс.
Также с учётом специфики предмета используются следующие критерии оценки знаний и умений обучающихся по изобразительному искусству:
Отметка | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
Оценка «5» | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно. Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера. Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету. |
Оценка «4» | Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем. Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла |
Оценка «3» | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах. Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта. Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала. |
Оценка «2» | ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки. |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе (34 урока)
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дата проведения | Причина корректировки |
По плану | фактически |
6а | 6б | 6в | 6а | 6б | 6в |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов) |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (постановка и решение учебной задачи) | 1 | Узнавать различные виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности. Научиться анализировать пространственные и изобразительные виды искусства; использовать красочные фактуры | | | | | | | |
2 | Рисунок - основа изобразительного творчества (постановка и решение учебной задачи) | 1 | Узнать виды рисунка, графические материалы. Научиться пользоваться графическими материалами | | | | | | | |
3 | Линия и ее выразительные возможности (постановка и решение учебной задачи) | 1 | Узнать значение ритма линий, роль ритма. Научиться использовать выразительные средства туши, передавая линейный ритм | | | | | | | |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен (постановка и решение учебной задачи) | 1 | Узнать понятия силуэт, тон, ритм в изобразительном искусстве. Научиться пользоваться графическими материалами; видеть и передавать характер освещения | | | | | | | |
5 | Цвет. Основы цветоведения (постановка и решение учебной задачи) | 1 | Узнать основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Научиться использовать выразительные средства гуаши; понимать и анализировать художественные произведения художников | | | | | | | |
6 | Цвет в произведениях живописи (постановка и решение учебной задачи) | 1 | Узнать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Научиться активно воспринимать произведения искусства; работать гуашью в технике алла-прима | | | | | | | |
7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Узнают художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. Научатся взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме; работать пластическими материалами | | | | | | | |
8 | Основы языка изображения | 1 | Узнают виды изобразительного искусства. Научатся воспринимать произведения изобразительного искусства; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников | | | | | | | |
Мир наших вещей. Натюрморт (8часов) |
1 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | Узнают выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве, картины художников, изображающие мир вещей. Научатся понимать, воспринимать и выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства | | | | | | | |
2 | Изображение предметного мира — натюрморт | 1 | Узнают основные этапы развития натюрморта, выдающихся художников в жанре натюрморта. Научатся понимать роль жанра натюрморта в истории развития изобразительного искусства и его значение для изучения прошлого в жизни | | | | | | | |
3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Узнают понятие формы, правила изображения и средства выразительности. Научатся понимать красоту; воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру | | | | | | | |
4 | Изображение объема на плоскости, линейная перспектива | 1 | Узнают правила объемного изображения геометрических тел, понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометрических тел. Научатся воспринимать произведения искусства | | | | | | | |
5 | Освещение. Свет и тень | 1 | Узнают, как выполнять изображения геометрических тел с передачей объема в графике. Научатся воспринимать и эстетически переживать красоту; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников | | | | | | | |
6 | Натюрморт в графике | 1 | Узнают что такое гравюра и ее свойства, особенности работы над гравюрой, имена художников-графиков. Научатся рисовать фон для работы; применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей | | | | | | | |
7 | Цвет в натюрморте | 1 | Узнают работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта. Научатся понимать роль цвета в натюрморте; работать графическими материалами | | | | | | | |
8 | Выразительные возможности натюрморта | 1 | Узнают особенности изображения натюрморта, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся воспринимать произведения изобразительного искусства | | | | | | | |
Вглядываясь в человека. Портрет (12часов) |
1 | Образ человека - главная тема искусства | 1 | Узнают новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся приобретать новые умения в работе; воспринимать произведения искусства | | | | | | | |
2 | Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | Узнают творческие формы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов; произведения выдающихся художников. Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы | | | | | | | |
3 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | Познакомятся с творчеством А. Модильяни. Научатся использовать выразительные возможности художественных материалов; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве | | | | | | | |
4 | Графический портретный рисунок и выразительный образ человека | 1 | Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи. Научатся передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете | | | | | | | |
5-6 | Портрет в скульптуре | 2 | Узнают об особенностях и выразительных возможности скульптуры. Научатся работать графическими материалами, выполняя зарисовки для предполагаемого скульптурного портрета Научатся передавать индивидуальные особенности литературного героя, используя выразительные возможности пластилина; воспринимать сведения о скульптурном портрете в истории искусства, скульптурных материалах | | | | | | | |
7 | Сатирические образы человека | 1 | Узнают приемы художественного преувеличения, творчество известных карикатуристов нашей страны. Научатся приемам художественного преувеличения; отбирать детали, обострять образы при создании дружеского шаржа | | | | | | | |
8 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете. Научатся видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете | | | | | | | |
9 | Портрет в живописи | 1 | Узнают основные типы портретов (парадный, конный и т. д.), роль рук в раскрытии образа портретируемого. Научатся выполнять аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи | | | | | | | |
10-11 | Роль цвета в портрете | 2 | Узнают о значении цвета и тона в портретном жанре. Научатся анализировать картину В. Серова «Девочка с персиками»; использовать цвет для передачи настроения и характера Узнают о творчестве Рембрандта, Ван Гога, Фриды Кал о, 3. Серебряковой и других. Научатся использовать цвет и тон для передачи настроения и характера человека в портрете; передавать портретное сходство | | | | | | | |
12 | Великие портретисты | 1 | Узнают имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. Научатся выполнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников | | | | | | | |
Человек и пространство. Пейзаж (6 часов) |
1 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | Узнают произведения и жанры изобразительного искусства, приемы работы в технике коллажа. Научатся: аргументированно анализировать картины художников; согласованно работать в группе | | | | | | | |
2 | Изображение пространства | 1 | Узнают понятия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи. Научатся пользоваться начальными правилами линейной перспективы; работать в группе; работать в технике коллажа; анализировать, выделять главное и обобщать; определять понятие точка зрения; сравнивать объекты по заданным критериям | | | | | | | |
3 | Правила линейной и воздушной перспектив | 1 | Узнают правила воздушной перспективы. Научатся изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы | | | | | | | |
4 | Пейзаж-настроение. Природа и художник | 1 | Узнают об импрессионизме. Научатся рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, правила перспективы; анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже | | | | | | | |
5 | Городской пейзаж | 1 | Узнают о главных выразительных средствах графики. Научатся применять выразительные средства графики при работе над рисунком; объяснять свои работы и работы одноклассников с позиций, поставленных в творческих задачах | | | | | | | |
6 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение) | 1 | Научатся самостоятельно классифицировать материал по жанрам; критически оценивать художественные произведения; выражать свое мнение | | | | | | | |
Информационно-методическое обеспечение
Примерная программа по изобразительному искусству, разработанная на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2010.)
Рабочая программа. Изобразительное искусство 5-8 классы Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских М.: Просвещение, 2015.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016
Диски:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям
Оборудование
Технические средства обучения
Мультимедиа проектор
Компьютер
Экран
Учебные таблицы по изобразительному искусству
Группа геометрических тел.
Архитектурные памятники.
Животные.
Птицы.
Хохломская роспись.
Городецкая роспись.
Новогодние игрушки, маски, карнавальные костюмы.
Иллюстрации к сказке «Приключения Буратино» / 10 шт. /
Иллюстрации к сказке «Снежная королева».
Иллюстрации к сказке «Принцесса на горошине».
Иллюстрации к сказке «Золушка».
Последовательность рисования лошади.
Дорожные знаки.
Транспортные средства.
Подбор рисунков по темам
Общие: геометрические тела, 8 Марта, 23 февраля, Новый год … и т.д.
Дорожные знаки.
Сказки А.С. Пушкина.
Весна.
Лето.
Осень.
Зима.
Оформительская графика.
Спорт.
Мультфильмы.
Архитектурные памятники (акварель).
Архитектурные памятники (тушь).
Космос.
Новогодние карнавальные костюмы.
Праздник Победы.
Мой город.
Оформление рекламы.
Презентации по темам
Осенний парк. Золотая осень.
Зимний пейзаж.
19