1. Результаты освоения учебного предмета « Изобразительное искусство»
Ученик научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнавать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар:
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
узнавать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар
узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания
конструировать из природных материалов
пользоваться простейшими приёмами лепки.
Ученик получит возможность:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивать фантазию, воображение
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
научиться анализировать произведения искусства;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных.
Личностные результаты
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через ознакомление с картинами.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
обучающиеся должны понимать многообразие природных форм, их рациональность и красоту;
обучающиеся должны знать основные и составные цвета;
обучающиеся должны понимать цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
обучающиеся должны знать имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
обучающиеся должны уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
обучающиеся должны иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
обучающиеся должны иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
обучающиеся должны иметь навыки построения композиции на всем листе;
обучающиеся должны уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
обучающиеся должны учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
обучающиеся должны развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
обучающиеся должны совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,
обучающиеся должны свободно заполнять лист цветовым пятном;
обучающиеся должны уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
обучающиеся должны уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
обучающиеся должны уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений.
Результаты освоения межпредметного модуля «Математика и конструирование»
Личностные результаты
— положительное отношение и интерес к изучению математики.
— целостное восприятие окружающего мира.
— развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
2. Содержание учебного предмета « Изобразительное искусство»
Целью учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи учебного предмета:
формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формирование художественно-творческой активности школьника;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
развитие изобразительной художественной деятельности;
развитие декоративной художественной деятельности;
развитие конструктивной художественной деятельности.
На изучение предмета в 1 классе отводится 1 час в неделю, начиная со II четверти, в I четверти – 5 часов (всего – 9 часов, в чередовании с технологией). В соответствии с ФГОС межпредметный модуль в образовательных областях «Искусство» и «Технология» представлен курсом «Математика и конструирование», который составляет, исходя из требований ФГОС – 20 % - 12 часов в год. Всего за год — 29 часов, в том числе межпредметный модуль «Математика и конструирование» - 2 часа.
Межпредметный модуль в образовательных областях «Искусство» и «Технология» представлен курсом «Математика и конструирование», интегрирован в занятия в соответствии с тематикой, целями и задачами и позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа модуля «Математика и конструирование» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования на основе авторской программы «Математика и конструирование» авторов Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.
Цель курса:
Сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений.
Задачи курса:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
развитие пространственного воображения, аккуратности, внимания, умения анализировать, синтезировать и комбинировать.
Введение.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (7 ч)
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков.
Наши краски
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы)
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7 ч)
Мир природы полон украшений
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Красоту надо уметь замечать
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Как, когда, для чего украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Мастер Украшения помогает сделать праздник
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь Знакомство с Мастером Постройки. (7 ч)
Дом для себя
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Какие можно придумать дома
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
Мастер Постройки помогает придумать город
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Все, что мы видим, имеет конструкцию
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
Все предметы можно построить
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Дом снаружи и внутри
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Город, где мы живем
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Обобщение темы
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч)
Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его
Навыки коллективной творческой деятельности.
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Уроки любования. Умение видеть
Наблюдение живой природы . Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
Содержание межпредметного модуля «Математика и конструирование»
Конструирование
Изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников («Елочка», «Домик», «Лодочка» и др.). Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из его деталей плоскостных моделей различных объектов («Ракета», «Машина», «Домик», «Чайник» и др.) в рамках заданного контура и по словесному описанию. Составление из деталей «Геометрической мозаики» различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.
Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Гриб», «Бабочка», «Рыба», «Зайчик».
Распределение учебных часов по четвертям
Учебный период | Количество часов |
1 четверть | 5 ч. |
2 четверть | 7 ч. |
3 четверть | 9 ч. |
4 четверть | 8 ч. |
Итого | 29 ч |
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.
3.Тематическое планирование
№ урока | Тема | Основные понятия | Количество часов |
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения Духовно-нравственные ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, социальная солидарность, гражданственность, семья, человечество, ценность знания, природа |
1 | Все дети любят рисовать. Изображения всюду вокруг нас. | Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. | 1 |
2 | Материалы для уроков изобразительного искусства Мастер Изображения учит видеть. | Материалы для урока, их предназначение. Композиционные особенности рисунка, специфика оформления. Аргументация декора. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | 1 |
3. | Изображать можно пятном.. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. | 1 |
4. | Изображать можно в объеме. | Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | 1 |
5. | Изображать можно линией. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). | 1 |
6. | Разноцветные краски. | Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | 1 |
7. | Художники и зрители (обобщение) | Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. | 1 |
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения . Духовно-нравственные ценности: патриотизм, любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, гражданственность, семья, человечество, ценность знания, природа, здоровье и здоровый образ жизни. |
8. | Мир полон украшений. Красоту нужно уметь замечать. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). | 1 |
9. | Цветы | Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | 1 |
10. | Узоры на крыльях. | Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимать простые основы симметрии. | 1 |
11. | Красивые рыбы | Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | 1 |
12. | Украшение птиц | Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | 1 |
13. | Узоры, которые создали люди. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. | 1 |
14. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). | 1 |
15. | Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. | Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). | 1 |
16. | Домики, которые построила природа. | Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. | 1 |
17. | Снаружи и внутри. | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри | 1 |
18. | Строим город. | Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. | 1 |
19. | Всё имеет своё строение. | Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. | 1 |
20. | Строим вещи. | Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | 1 |
21. | Город, в котором мы живём. (обобщение темы) | Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. | 1 |
22. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). | 1 |
23. | Праздник птиц. | Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных птиц на основе анализа зрительных впечатлений | 1 |
24. | Разноцветные жуки. | Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых на основе анализа зрительных впечатлений | 1 |
25. | Диагностическая работа | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. | 1 |
26. | М. Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник». | 1 |
27. | Сказочная страна. М. Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», «Рыбка», «Зайчик». | Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. | 1 |
28. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. Времена года. | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. | 1 |
29. | Здравствуй, лето! (обобщение темы). Экскурсия на природу | Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» Делать зарисовки природы по впечатлению после экскурсии. | 1 |
ВСЕГО: 29 часов, в т.ч. на межпредметный образовательный модуль «Математика и конструирование» - 2 часа. |