СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области « Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
____________ Н.П. Новикова
Пр. № 128 от « 30» августа 2019 г.
.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ТНР 5.2)
по учебному предмету
Изобразительное искусство
4 класс (33 часа)
Адаптированная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования
Составил:
учитель начальных классов
Черенко Р.П.
Новочеркасск
2019 г.
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Изобразительного искусства» для учащихся 4 класса с тяжелыми нарушениями речи.
Целью коррекционной программы является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие коррекционные задачи:
сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности;
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Современное содержание курса «Изобразительное искусство» отвечает задачам формирования важнейших личностных качеств растущего человека, его творческих способностей, качеств его духовного и нравственного здоровья, а также способствует самоопределению и умению деятельно жить в условиях современного общества.
Изучение курса «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство» как систематический курс начинается с 1 класса. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т. д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентируетвнимание не только на произведении искусства, но и на первом дополнительном человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
РАЗДЕЛ III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится 1 час в неделю. Программа по изобразительному искусству в ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» для 4 класса составлена на 34 часа в соответствии с ФГОС и с учебным планом.
РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мир изобразительного искусства» (15 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
«Мир декоративного искусства»(8 ч)
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.
«Мир народного искусства»(7ч)
Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
«Мир архитектуры и дизайна» (3ч)
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.
РАЗДЕЛ V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока, страницы учебника | Элементы содержания | Практическая часть программы | УУД (Деятельность учащихся) | Домашнее задание | |||||
план | факт | Предметные | Личност-ные | Метапредметные | |||||||
1-я четверть Виды и жанры изобразительного искусства (15ч) | |||||||||||
1 | 06.09.19 |
| Необычные музеи Стр. 4-5
| Развитие художествен-ного вкуса, интеллектуаль-ной и эмоцио-нальной сфе-ры, творчес-кого потен-циала, способ-ности оцени-вать окружа-ющий мир по законам кра-соты. Знаком-ство с необыч-ными музеями страны. | Участвуют в беседе о необыч-ных музеях. Выражают собственное отношение к искусству как способу позна-ния и эмоцио-нального отра-жения много-образия окру-жающего мира, мыслей и чувств человека, осно-вываясь на тек-сте, фотогра-фиях учебника и видеоматери-алах.Получают представления о роли архитек-туры, дизайна и изобразительно-го искусства в жизни человека.
| Называть ведущие художественные музеи России и мира.
| Осознавать изобра-зительное искус-ство как способ познания и эмоцио-нального отраже-ния мно-гообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; | Р-осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач. П-находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера. К-владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах России. | Стр.4-5 | ||
2 | 13.09.19 |
| Анималис-тический жанр. Школа лепки. Школа графики. Стр.6-13 | Знакомство с анималистическим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Знакомство с выдающимися произведения-ми отечест-венных и зарубежных художников. | Знакомятся с выдающимися произведениями анималистичес-кого жанра. Сравнивают изображение одного живот-ного у разных художников. Анализируют приёмы изоб-ражения объек-тов, средства выразительнос-ти и материалы, применяемые для создания образа. Выпол-няют задания учебника. Решают твор-ческую задачу: слепить компо-зиции «Львица со львёнком» или нарисовать обезьянку (глина или пластилин). | Знать выдающиеся произведения анималистичес-кого жанра; художников-баталистов; приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа. Уметь лепить композиции «Львица со львёнком» или рисовать обезьянку; создать образ храброго льва. | Формировать представление о роли ис-кусства в жизни человека;воспри-ятие изобра-зитель-ного искус-ства как части нацио-нальной культу-ры. | Р планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. П- различать многообразие форм предметного мира. К- высказывать своё мнение о художественно-творческой работе. | Стр.6-13 | ||
3 | 20.09.19 |
| Школа живописи «Храбрый лев». Стр.14-15 | Обучение рисованию льва. Создание образа храб-рого льва. Совершенствование живо-писной тех-ники (гуашь) | Рисуют общий контур живот-ного, прораба-тывают морду, лапы, хвост и детали, созда-ющие образ. Соблюдают про-порции фигуры льва и её частей. Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы; вносят необходимые коррективы в ходе выпол-нения работы. Выполняют цветовое реше-ние рисунка . Используют приёмы аква-рельной живописи. | Выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. | Формиро-вать по-нимание богатства и разно-образия художественных средств для выра-жения эмоцио-нально-ценност-ного от-ношения к миру. | Р-руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-моделировать образы животных на плоскости и в объёме при выполнении творческой работы. К-оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | Стр.14-15 | ||
4 | 27.09.19 |
| Исторический жанр. Стр.16-17
| Знакомство с историческим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Знакомство с выдающимися произведения-ми отечест-венной и зарубежной культуры. | Знакомятся с выдающимися произведениями исторического жанра . При обсуждении в классе выражают собственное эмоционально-ценностное отношение к героизму защитников Отечества. Выполняют задания учебника.
| Различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистичес-кий)произведений изобразительного искусства и его виды. | Формировать положи-тельную мотива-цию и познава-тельный интерес к изучению классси-ческого и современного ис-кусства; к знаком-ству с вы-дающимися произ-ведения-ми оте-чествен-ной худо-жествен-ной куль-туры | Р планировать свои действия при создании художественно-творческой работы. П-сравнивать произведения изобразительно-го искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам. К-задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам. | Стр.16-17 | ||
5 | 04.10.19 |
| Батальный жанр. Тульский государст-венный музей оружия. Школа живописи и графики. «Богатыр-ское сражение». Стр.18-21 | Знакомство с батальным жанром, с выдающимися произведения-ми отечествен-ной и зару-бежной куль-туры. Обучение ри-сованию многофигурной композиции, передаче движения. Знакомство с музеем оружия в Туле. Формирование уважения к традициям мастеров-оружейников. | Знакомятся с выдающимися произведениями художников-баталистов. Анализируют приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа, отража-ющего героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Знакомятся с музеем оружия в Туле. Решают творческую задачу: проду-мать компози-цию «Богатыр-ское сражение».
| Различать основные жанры произведений изобразительного искусства. Изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера. | Формировать восприя-тие изоб-разитель-ного ис-кусства как части нацио-нальной культуры, Понима-ния геро-изма и нравственной кра-соты под-вига за-щитников Отечества, запечат-лённого в произведениях оте-чествен-ной худо-жествен-ной куль-туры. | Р-руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию. К-владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры. | Стр.18-21 | ||
6 | 11.10.19 |
| Бытовой жанр. Стр.22-23 | Знакомство с бытовым жанром, с выдающимися произведения-ми отечест-венной и зарубежной культуры. Развитие художествен-ного вкуса обучаемых, их интеллектуальной и эмоцио-нальной сферы. | Знакомятся с выдающимися произведениями художников. Участвовать в беседе по карти-нам. Выражают собственное эмоциональное отношение к классическому и современному искусству. Решают твор-ческую задачу: выбирают сю-жет на тему чаепития. Продумывают композицию рисунка. Рисуют композицию «Семейное чае-питие» (гуашь). Определяют критерии оценки работ, анализи-руют и оцени-вают результаты художественно-творческой рабо-ты по выбран-ным критериям. | Изображать с натуры, по памяти отдельные предметы, группы предметов; правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы. | Формировать по-нимание богатства и разно-образия художес-твенных средств для выра-жения эмоцио-нально-ценност-ного от-ношения к миру. | Р-ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.22-23 | ||
7 | 18.10.19 |
| Портрет, пейзаж, натюрморт. Пропор-ции. Школа графики. Рисование фигуры человека. Стр.24-29 | Знакомство с пропорциями фигуры человека. | Знакомятся с пропорциями фигуры человека, с отличиями пропорций маленького ребёнка и взрослого. Участвуют в беседе по картинам М. Шагала, К. Малевича, П. Пикассо. Решают творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему движения.
| Применять основ-ные средства ху-дожественной выразительности в рисунке; выпол-нять наброски, эскизы, учебные и творческие рабо-ты с натуры, по памяти и вообра-жению в разных художественных техниках.
| Формировать основы эмоционально-ценностного,эстетического отноше-ния к миру,явле-ниям жизни и искусства, понима-ние кра-соты как ценности. | Р-следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам , описывающим стандартные действия. П-анализировать приёмы изобржения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.24-29 | ||
8 | 25.10.19 |
| Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопорт-рет. Стр.30-33
| Продолжение знакомства с жанром портретной живописи. Сравнение предметов по высоте, ширине, объёму. Знакомство с пропорциями лица человека, с мимикой. Передача на рисунке разных эмоций: радость, печаль, испуг и др. | Знакомятся с пропорциями лица человека: линия глаз, волос, основание носа, расстояние между глазами и др. Участвуют в беседе о выражении лица человека. Учатся передавать (графически) эмоции на лице.
| Изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, человека; использовать пропорциональ-ные соотношения при изображении лица и фигуры человека. | Формировать спо-собность выражать в творчес-ких рабо-тах своё отноше-ние к ок-ружающему миру. | Р-ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.30-33 | ||
2-я четверть | |||||||||||
9 | 08.11.19 |
| НатюрмортПерспектива. Школа живописи и графики. «Натюр-морт с двумя книгами». Стр.34-37 | Освоение способов построения перспектив-ных сокра-щений пред-метов во фрон-тальной и угловой перспективе. | Изучают способы изображения книги во фронтальной и угловой перспективе. Изображают глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной перспективы. Рисуют натюрморт с двумя книгами (карандаш, акварель).
| Изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, , фрагменты природы, интерьера. | Формировать положи-тельную мотива-цию и позна-ватель-ный инте-рес к изучению искусства | Росмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последователь-ность событий. К-аргументиро-вать собст-венную позицию и координи-ровать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.34-37 | ||
10 | 15.11.19 |
| Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь. Стр.38-39 | Обучение умению передавать пространство на плоскости с помощью линейной и воздушной перспективы, передавать различные природные явления с помощью цвета. | Наблюдают природу и природные явления, разли-чают их харак-тер и эмоцио-нальное состоя-ние; понимают разницу в изо-бражении при-роды в разное время суток. Изображают глубину прост-ранства на плоскости с помощью эле-ментов линей-ной и воздуш-ной перспек-тивы.Решают творческую задачу: рисовать на альбомном листе компози-ции по выбору. | Изображать с натуры, по памяти отдельные предметы, группы предметов; правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы. Передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени. | Формировать эстетические чувства при вос-приятии произведений ис-кусства и в про-цесссе выполне-ния твор-ческих работ. | Рпланировать свои действия при создании художественно-творческой работы. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последователь-ность событий. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.38-39 | ||
11 | 22.11.19 |
| Книжная графика. Иллюстри-рование басни И,Крылова «Стрекоза и Муравей». Стр.40-43
| Ознакомление с книжной графикой как видом искусства. Обучение умению | Участвуют в беседе о художниках книги, видах иллюстраций. Соотносят новую инфор-мацию с имею-щимися зна-ниями по теме урока. Выража-ют собственное эмоциональное отношение к книжной графике как искусству. Учатся у масте-ров использо-ванию средств выразительности для наилучшего воплощения замысла. Решают твор-ческую задачу: выбрать сюжет из басни И. Кры-лова «Стрекоза и Муравей». Про-думать компо-зицию рисунка. | Выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. | Формировать основы эмоци-онально-ценност-ного,эсте-тического отноше-ния к миру,явле-ниям жизни и искусства, понима-ние кра-соты как ценности. | Р руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-моделировать образы животных на плоскости и в объёме при выполнении творческой работы. К-оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | Стр.40-43 | ||
12 | 29.11.19 |
| Искусство каллиграфии. Музей каллигра-фии. Школа каллигра-фии. Чудозвери. Стр.44-47 | Знакомство с каллиграфией. Развитие худо-жественного вкуса, интеллектуаль-ной и эмоцио-нальной сферы. Обучение декорированию зверей. | Знакомятся с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведениями каллиграфии. Декорируют с помощью каллиграфичес-ких знаков (например, петелек) на тонированной бумаге пером и тушью зайчика или слона. | Использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. | Формиро-вать эсте-тические чувства при вос-приятии произведений искусства и в процессе выполнения твор-ческих работ. | Р-осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последователь-ность событий. К-аргументиро-вать собст-венную позицию и координи-ровать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.44-47 | ||
13 | 06.12.19 |
| Компьютерная графика. Стр.48-51 | Ознакомление с компьютер-ной графикой как видом искусства. Изучение инструментов и воможностей программы AdobePhotoShop. | Знакомятся с компьютерной графикой как видом искусства. Изучают порядок работы, выполняют задания (с. 48–52 учебника). Выражают собственное эмоциональное отношение к компьютерной графике как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира. Изучают последователь-ность выпол-нения коллажа (с. 52 учебника). Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной работы; вносят необходимые коррективы в ходе её выполнения. | Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного в программе AdobePhotoShop. | Формировать положи-тельную мотива-цию и позна-ватель-ный инте-рес к изучению искусства | Р-следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам , описывающим стандартные действия. П-моделировать образы животных на плоскости и в объёме при выполнении творческой работы. К-оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | Стр.48-51 | ||
14 | 13.12.19 |
| Школа компьютерной графики «Игрушеч-ный мишка». Стр.52-53 | Обучение рисованию в программе AdobePhotoShop игрушки. Развитие интеллектуаль-ной сферы и эмоциональной сферы обучающегося. | Изучают порядок работы (с. 53 учебника). Выполняют на компьютере контурные рисунки «Девочка с собачкой», «Игрушечный мишка». Распечатывают рисунки на принтере и раскрашивают их.
| Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного в программе AdobePhotoShop. | Формиро-вать восприя-тие и оценку произведений изо-бразительного,декоративного и народ-ного искусства, дизайна и архи-тектуры. | Р-следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам , описывающим стандартные действия. П-анализировать приёмы изобржения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.52-53 | ||
15 | 20.12.19 |
| Провероч-ный урок. Твои творческие достиже-ния Стр.54-55 | Проверка развития восприятия и оценки произведений графики. Проверка уме-ния передавать пропорциональные отношения и перспектив-ные сокраще-ния объектов в коллаже. Проверка умения образно характеризо-вать персо-нажей. | Сравнивают произведения графики, классифицируют их по видам и жанрам. Выполняют задания учебника. Делают фотоколлаж «Ребята и зверята». Используют для него свои собственные снимки или вырезки из журналов. Продумывают интересное размещение объектов композиции. Следят за про-порциональны-ми отношени-ями. Объясняют причины успеха в творческой деятельности; осуществляют самооценку творческих достижений. | Правильно и выразительно использовать в работе разно-образные графи-ческие материалы и живописные приёмы, а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами. | Формировать худо-жествен-ный вкус, развивать интеллектуальную и эмоцио-нальную сферу, творчес-кий потенци-ал,способность оценивать окружающий мир по зако-нам красоты. | Р руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-моделировать образы животных на плоскости и в объёме при выполнении творческой работы. К-оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | Стр.54-55 | ||
Декоративное искусство (8ч) | |||||||||||
16 | 27.12.19 |
| Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей». Стр.60-63 | Ознакомление с художест-венной кера-микой и фар-фором как ви-дами декора-тивного искус-ства. Обучение умению анали-зировать сред-ства вырази-тельности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и материала. Воспитание и развитие художествен-ного вкуса, интеллектуаль-ной и эмоцио-нальной сферы, творческого воображения. | Принимают участие в обсуж-дении художест-венных досто-инств изделий. Выражают собственное эмоциональное отношение к художественным керамическим и фарфоровым изделиям как произведениям искусства. Соот-носят новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Различают керамику тон-кую и грубую. Выполняют за-дания. Решают творческую задачу: лепят, расписывают и декорируют скульптуру «Девочка с пти-цей» (глина или пластилин). Оце-нивают резуль-таты работы. | Изготавливать изделия в традициях художественных промыслов. Сравнивать различные виды изобразительного искусства с целью выявления средств художественной выразительности произведений. | Формировать худо-жествен-ный вкус, развивать интеллектуальную и эмоцио-нальную сферу, творчес-кий потенци-ал,способность оценивать окружающий мир по зако-нам красоты. | Р-руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-анализировать приёмы изобржения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.60-63 | ||
3-я четверть | |||||||||||
17 | 17.01.20 |
| Художественное стекло. Хрусталь. Музейхрусталя. Стр.64-67
| Ознакомление с художествен-ным стеклом как видом декоративного искусства. Развитие умения прослеживать взаимосвязь формы и материала, анализировать средства выразительности в произве-дениях деко-ративного искусства. Развитие способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Знакомство с ремеслом стеклодувов. | Принимают участие в обсуж-дении средств выразительности и художествен-ных достоинств изделий из стек-ла. Анализи-ровать приёмы изображения объектов, сред-ства вырази-тельности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Соотносят новую инфор-мацию с имею-щимися знани-ями по теме урока. Выража-ют собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из стекла как произведениям искусства. Знакомятся с мастерством стеклодувов. Выполняют задания учебника. Ищут инфор-мацию о составе стекла и спосо-бах изготов-ления изделий из него. | Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных промыслов, изготавливать изделия в традициях художественных промыслов. | Формиро-вать восприя-тие и оценку произведений изо-бразительного,декоративного и народ-ного искусства, дизайна и архи-тектуры. | Р-ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.64-67 | ||
18 | 24.01.20 |
| Декоративные звери и птицы. Школа декора. Стр.68-69 | Изучение приёмов стилизации животных и птиц в декора-тивном искус-стве. Ознаком-ление с мифо-логической символикой. Петух-солнце, лев-власть и храбрость, медведь-сила и добродушие. Развитие худо-жественного вкуса обучаю-щегося, его эмоциональной сферы. Обуче-ние приёмам росписи с использовани-ем символа солнца-петуха. Развитие уме-ния планиро-вать работу и работать в коллективе. | Знакомятся с мифологическими символами петух, лев, медведь и их использованием в декоративном искусстве. Изучают поря-док работы в учебнике. Решают твор-ческую задачу: продумывают этапы и распи-сывают деко-ративную та-релку «Пету-шок».Плани-руют совмест-ную работу, согласовывают действия, дого-вариваются о результате и оценивают его. | Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных промыслов, изготавливать изделия в традициях художественных промыслов. | Формиро-вать восприя-тие и оценку произведений изо-бразительного,декоративного и народ-ного искусства, дизайна и архи-тектуры. | Р-руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-моделировать образы животных на плоскости и в объёме при выполнении творческой работы. К-оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | Стр.68-69 | ||
19 | 31.01.20 |
| Художест-венный металл. Каслин-ское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоратив-ного искусства. Чугунное кружево. Волшеб-ный фонарь. Стр.70-75 | Ознакомление с художествен-ным металлом как видом декоративного искусства. Развитие уме-ния анализи-ровать средства выразительности в произве-дениях деко-ративного ис-кусства, про-слеживать вза-имосвязь фор-мы и матери-ала. Развитие представлений о роли деко-ративного искусства в жизни чело-века. Развитие художественного вкуса. | Принимают участие в обсуждении средств выразительности и художествен-ных достоинств изделий из металла. Выражают собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из металла как произведениям искусства. Соотносят но-вую информа-цию с имею-щимися знани-ями по теме урока. Выполня-ют задания (с. 70–75 учебника). Осуществляют поиск инфор-мации о видах работ с худо-жественным металлом. Различают в изделиях ковку и литьё. Решают творческую задачу: выпол-няют эскиз фо-нарей или нари-совать чугунную ограду с кружев-ными узорами. | Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных промыслов, изготавливать изделия в традициях художественных промыслов. | Формировать положи-тельную мотива-цию и позна-ватель-ный инте-рес к изучению искусства | Р осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач. П-находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера. К-владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах России. | Стр.70-75 | ||
20 | 07.02.20 |
| Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Музей валенок. Стр.76-79 | Ознакомление с художествен-ным текстилем как видом декоративного искусства. Развитие уме-ния анализи-ровать средства выразительности в произве-дениях деко-ративного ис-кусства. Знакомство с мастерством ручной росписи ткани, видами батика. Знакомство с мастерством изготовления войлока и валенок. Ознакомление с московским Музеем валенок и его экспонатами. | Принимают участие в обсуж-дении средств выразительнос-ти и художест-венных досто-инств текстиль-ных изделий. Анализируют приёмы изобра-жения объектов, средства вырази-тельности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Выражают собственное эмоциональное отношение к текстильным художественным изделиям как произведениям искусства. Познакомятся с ручной рос-писью ткани, традициями и видами батика. Узнают о техно-логии изготов-ления валенок. Познакомятся с музеем валенок. Выполнят зада-ния учебника. Различают виды изделий, относя-щиеся к худо-жественному текстилю.
| Различать и называть центры традиционных народных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах мастерства, взаимосвязь колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления. | Формирование устойчи-вого инте-реса к ис-кусству, художественным традиции-ям своего народа и достиже-ниям мировой культуры. | Р-осуществлять самостоятель-ную художест-венно-творчес-кую деятель-ность. П-сравнивать произведения изобразительно-го искусства по заданным критериям, классифициро-вать их по видам и жанрам. К-задавать вопросы на понимание использования основных средств худо-жественной вы-разительности, технических приёмов,спосо-бов; вопросы, необходимые для организации работы в группе.
| Стр.76-79 | ||
21 | 14.02.20 |
| Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. Стр.80-81 | Развитие художественного вкуса обучающегося, его творческого потенциала. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. | Осуществлют поиск инфор-мации о техно-логии валяния валенок вруч-ную, о старин-ной обуви. Готовят сообщение о музее валенок. Приводят примеры, в каких народных песнях, посло-вицах, поговор-ках, сказках валенки играют главную роль. Решают твор-ческую задачу: нарисовать эскиз арт-объекта из ва-ленок. Составляют коллекцию изображений «Сёстры и братья валенка». Готовят презентацию своей работы. | Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных промыслов, изготавливать изделия в традициях художественных промыслов. | Выполнять ассциатив-ные рисунки | Р руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-моделировать образы животных на плоскости и в объёме при выполнении творческой работы. К-оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. | Стр.80-81 | ||
22 | 21.02.20 |
| Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. Стр.82-83 | Обучение выполнению сетчатых орнаментов. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, теплые и холодные цвета в орнаменте. Развитие творческих способностей. Знакомство с орнаментами народов мира. | Различают виды сетчатого орна-мента и его мотивы. Выполняют сетчатый орнамент. Знакомятся самостоятельно с орнаментами народов мира.
| Различать и называть центры традиционных народных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах мастерства, взаимосвязь колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления.
| Формиро вать по-нимание богатства и разно-образия художественных средств для выра-жения эмоцио-нально-ценност-ного от-ношения к миру. | Р-руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-анализировать приёмы изобржения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.82-83 | ||
23 | 28.02.20 |
| Провероч-ный урок. Твои творческие достиже-ния. Стр.84-85 | Проверка раз-вития худо-жественного вкуса обучаю-щегося, его интеллектуаль-ной сферы, творческого воображения, способности давать эстети-ческую оценку. Проверка зна-ний о структу-ре сетчатых орнаментов, о роли декора-тивного искус-ства в жизни человека. Про-верка развития эмоционально-ценностного отношения к явлениям жиз-ни и искусства. Роверка умения декорировать объекты, разли-чать изделия, относящиеся к художествен-ной керамике, фарфору, стек-лу и металлу. | Сравнивают декоративные скульптуры В.А. Смирнова «Пара чая», выполненные в керамике и стек-ле. Определить их функцио-нальное назна-чение. Расска-зать, как мате-риал помогает художнику выразить деко-ративную сущ-ность скульптур. Вылепить из глины кашпо в виде черепашки. Использовать разнообразные приёмы декори-рования.Сде- лать декоратив-ный коврик «Стрекозы». Анализировать и оценивать ре-зультаты собст-венной худо-жественно-твор-ческой работы, свои творческие достижения. | Различать и называть центры традиционных народных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах мастерства, взаимосвязь колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления. | Формирование устойчи-вого инте-реса к ис-кусству, художественным традиции-ям своего народа и достиже-ниям мировой культуры. | Р-ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.84-85 | ||
Народное искусство(7ч) | |||||||||||
24 | 06.03.20 |
| Лаковая миниатюра (Федоски-но, Палех, Мстёра, Холуй). Школа народного искусства. Палехские деревья. Стр.90-91
| Знакомство с традиционны-ми художест-венными про-мыслами. Обу-чение умению копировать па-лехские дере-вья. Развитие устойчивого интереса к художествен-ным традициям своего народа. Обучение уме-нию находить отличия между традиционными школами миниатюрной живописи. | Знакомятся с лаковой мини-атюрой.Выра-жают собствен-ное эмоциональ-но-ценностное отношение к народному ис-кусству как части нацио-нальной культуры.Вы-полнить задания учебника. Сравнить изде-лия миниатюр-ной живописи Палеха, Мстёры и Холуя. Осу-ществить поиск информации о мастерах Пале-ха. Скопировать деревья с изде-лий палехских мастеров (карандаш, гуашь). | Различать и называть центры традиционных народных промыслов России, худо-жественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного про-мысла, взаимо-связь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового реше-ния в разных школах мастер-ства, взаимосвязь колористического решения художес-твенной вещи от традиционной технологии её изготовления. | Формирование устойчи-вого инте-реса к ис-кусству, художественным традиции-ям своего народа и достиже-ниям мировой культуры. | Р-осуществлять самостоятель-ную художест-венно-творчес-кую деятель-ность. П-сравнивать произведения изобразительно-го искусства по заданным критериям, классифициро-вать их по видам и жанрам. К-задавать вопросы на понимание использования основных средств худо-жественной вы-разительности, технических приёмов,спосо-бов; вопросы, необходимые для организации работы в группе. | Стр.90-91 | ||
25 | 13.03.20 |
| Русское кружево. Вологод-ские узоры. Стр.92-93 | Знакомство с традиционны-ми художест-венными про-мыслами России. Обучение умению рисовать узоры кружева. Развитие устойчивого интереса к художествен-ным традициям своего народа. | Принимают участие в об-суждении по теме урока о вологодском, елецком и михайловском кружеве. Учить-ся их различать. Выражать собст-венное эмоцио-нальное отноше-ние к кружев-ным изделиям как произведе-ниям народного искусства. Выполнить задания учеб-ника. Повторить элементы орна-мента вологод-ского кружева. Выполнить эски-зы изделий из вологодского кружева. | Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных промыслов, изготавливать изделия в традициях художественных промыслов. | Выполнять ассо-циативные рисунки | Р-осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последователь-ность событий. К-аргументиро-вать собст-венную позицию и координи-ровать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.92-93 | ||
26 | 20.03.20 |
| Резьба по кости. Холмогор-ские узоры. Стр.94-95 | Воспитание любви к тради-ционным на-родным худо-жественным промыслам. Знакомство с мастерством и традициями архангельских и чукотских косторезов. Обучение уме-нию отличать работы холмо-горских масте-ров-резчиков по кости. | Знакомятся с резьбой по кости мастеров русско-го Севера. Выражают собственное эмоциональное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Выполняют задания учебника. Решают творческую задачу: нарисо-вать эскиз карандашницы из кости, укра-шенной резьбой (белый каран-даш на цветном фоне).
| Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных промыслов, изготавливать изделия в традициях художественных промыслов. | Формирование устойчи-вого инте-реса к ис-кусству, художественным традиции-ям своего народа и достиже-ниям мировой культуры. | Р-руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-анализировать приёмы изобржения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.94-95 | ||
4-я четверть | |||||||||||
27 | 03.04.20 |
| Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные Стр.96-97 | Знакомство с традиционным русским жен-ским костю-мом. Обучение умению вы-полнять эскизы женских го-ловных уборов и сарафанного комплекса. | Принимают участие в об-суждении народ-ного женского костюма. Выполняют за-дания учебника. Выполняют эскизы русских народных кос-тюмов. Разви-вают устойчи-вый интерес к художественным традициям сво-его народа. Изготавливают праздничные женские голов-ные уборы рус-ского Севера. | Различать и называть центры традиционных народных промыслов России, худо-жественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного про-мысла, взаимо-связь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового реше-ния в разных школах мастер-ства, взаимосвязь колористического решения художес-твенной вещи от традиционной технологии её изготовления. | Формирование устойчи-вого инте-реса к ис-кусству, художественным традиции-ям своего народа и достиже-ниям мировой культуры. | Р осуществлять самостоятель-ную художест-венно-творчес-кую деятель-ность. П-сравнивать произведения изобразительно-го искусства по заданным критериям, классифициро-вать их по видам и жанрам. К-задавать вопросы на понимание использования основных средств худо-жественной вы-разительности, технических приёмов,спосо-бов; вопросы, необходимые для организации работы в группе. | Стр.96-97 | ||
28 | 10.04.20 |
| Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Школа народного искусства. Стр.98-101 | Знакомство с традиционным русским муж-ским костю-мом; обувью; традициями одежды наро-дов Севера и Кавказа. Обучение умению вы-полнять эскизы мужских кос-тюмов. Разви-тие устойчи-вого интереса к художествен-ным традициям своего народа. Знакомство с Музеем утюга (г. Переяс-лавль- Залес-ский). | Принимают участие в обсуж-дении народного мужского кос-тюма. Знако-мятся с Музеем утюга. Находят информацию о технических возможностях и художественных достоинствах старинных утюгов. Выпол-няют задания учебника.Выполняют эскизы русских народ-ных костюмов.
| Различать и называть центры традиционных народных промыслов России, худо-жественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного про-мысла, взаимо-связь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового реше-ния в разных школах мастер-ства, взаимосвязь колористического решения художе-ственной вещи от традиционной технологии её изготовления. | Формирование устойчи-вого инте-реса к ис-кусству, художественным традиции-ям своего народа и достиже-ниям мировой культуры. | Р- осуществлять самостоятель-ную художест-венно-творчес-кую деятель-ность. П- сравнивать произведения изобразительно-го искусства по заданным критериям, классифициро-вать их по видам и жанрам. К-задавать вопросы на понимание использования основных средств худо-жественной вы-разительности, технических приёмов,спосо-бов; вопросы, необходимые для организации работы в группе. | Стр.98-101 | ||
29 | 17.04.20 |
| Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски. Стр.102-105 | Развитие устойчивого интереса к искусству и художествен-ным традициям своего народа. Знакомство с традициями русского чае-пития. Знаком-ство с музеями самоваров и пряников (г. Тула) и их экспонатами. Обучение уме-нию лепки самовара из глины и рисо-вание прянич-ных досок. | Знакомятся с видами изделий тульских масте-ров. Выражают собственное эмоционально- ценностное отношение к традициям своего народа. Выполняют задания учеб-ника. Рисуют эскиз подароч-ного пряника в тульских тради-циях. Решают творческую задачу: слепить из соленого теста пряник-козулю. Распи-сать его крас-ками (гуашь). Осуществить поиск инфор-мации про пряники-козули, традиционно изготавливаемые на русском Севере. | Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных промыслов, изготавливать изделия в традициях художественных промыслов. | Формировать положи-тельную мотива-цию и позна-ватель-ный инте-рес к изучению искусства | Р-осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последователь-ность событий. К-аргументиро-вать собст-венную позицию и координи-ровать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.102-105 | ||
30 | 24.04 |
| Провероч-ный урок. Твои творческие достиже-ния. Стр.106-107 | Проверка нали-чия интереса к традиционным народным ху-дожественным промыслам. Проверка раз-вития худо-жественного вкуса обучаю-щегося, его эмоциональной сферы, твор-ческого потен-циала, способ-ности оцени-вать окружа-ющий мир по законам красоты. | Анализируют приёмы изобра-жения объектов, средства вырази-тельности и ма-териалы, приме-няемые для соз-дания декора-тивного образа. Выполняют задания учеб-ника. Группи-руют, сравни-вают произве-дения народного искусства.Опре-деляют критерии оценки работ, анализируют и оценивают ре-зультаты собст-венной и коллек-тивной худо-жественно-твор-ческой работы. Объясняют при-чины успеха в творческой деятельности.
| Различать и называть центры традиционных народных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах мастерства, взаимосвязь колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления. | Формирование устойчи-вого инте-реса к ис-кусству, художественным традиции-ям своего народа и достиже-ниям мировой культуры. | Р-ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.106-107 | ||
Мир дизайна и архитектуры(3ч). | |||||||||||
31 | 08.05.20 |
| Бионическая архи-тектура. Природные формы. Бионичес-кие формы в дизайне. Школа дизайна. Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты. «Скамейка-слон». Стр. 112 –117
| Формирование представлений об архитектуре как виде искус-ства. Изучение формообразования на основе природных объектов. Обучение вы-полнению эс-кизных архи-тектурных объектов. Раз-витие творчес-ких способ-ностей. Обуче-ние умению конструиро-вать модель автомобиля и мебель из кар-тона. Развитие художествен-ного вкуса обу-чающегося, его эмоциональной сферы, твор-ческого потен-циала, способ-ности оцени-вать окружа-ющий мир по законам красоты. | Прослеживают взаимосвязь формы и функ-ции объекта, то есть его назна-чения. Группи-руют, сравнива-ют объекты дизайна и архи-тектуры по их форме, исполь-зуя открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Выполняют задания учебни-ка. Решают творческую задачу: выпол-нить эскизный проект «Природ-ные формы в архитектуре». Рисуют на альбомном листе: а) дом-цветок; б) дом-зверь; в) дом-дерево (каран-даш, акварель, гуашь).Прини-мают участие в обсуждении эстетических качеств и конст-руктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, исполь-зуют материалы учебника, от-крытки, журна-лы и видеофраг-менты по теме урока.Конст-руируют из плотного карто-на автомобиль и скамейку для детской комнаты.Опреде-ляют критерии оценки работ, анализируют и оценивают результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям. | Выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты. | Формировать понима-ние при-чин успе-ха в твор-ческой деятельности. | Р-руководство-ваться опре-делёнными техниками и приёмами при создании худо-жественно-творческой работы. П-анализировать приёмы изобржения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. К-аргументиро-вать собствен-ную позицию и координировать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр. 112–117
| ||
32 | 15.05.20 |
| Человек в дизайне. Школа дизайна. Дизайн костюма. Стр.118-119, Стр.124-127 | Изучение формообразования на основе фигуры человека. Обучение выполнению эскизных дизайнерских проектов. Обучение умению конструировать мебель и светильники. Развитие художествен-ного вкуса обу-чающегося, его эмоциональной сферы,творчес-кого потен-циала. обучение выполнению эскизов костюмов на основе бионических форм. | Принимают участие в обсуж-дении темы «Человек в ди-зайне», исполь-зуют материалы учебника,от-крытки, журна-лы и видео-фрагменты по теме урока. Соотносят новую инфор-мацию с имею-щимися знани-ями по теме урока.Решают творческую задачу: модели-руют мебель (стул, стол, пуфик, кресло и др.) на основе фигуры человека. Принимают участие в обсуж-дении эстети-ческих качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, исполь-зуют материалы учебника,открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Выражают собственное эмоциональное отношение к дизайнерскому костюму как произведению искусства. Решают твор-ческую задачу: выполнить эскизы моделей современной одежды в альбо-ме на основе бионических форм. | Выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты. | Формировать положи-тельную мотива-цию и позна-ватель-ный инте-рес к изучению искусства | Р-осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач. П-находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера. К-владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах России. | Стр.118-119, Стр.124-127 | ||
33 | 22.05.20 |
| Школа дизайна. Фитодизайн.Игрушки из природ-ных мате-риалов. Музей упа-ковки. Школа дизайна. Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом» Стр.128-133 | Обучение конструирова-нию игрушек, выполнению панно из при-родных мате-риалов. Разви-тие умения планировать работу. Разви-тие творчес-кого воображе-ния, способнос-ти оценивать окружающий мир по законам красоты.Обуче-ние умению конструировать упаковку по выкройке.Разви-тие умения декорировать упаковку. | Анализируют средства вырази-тельности и материалы, применяемые для создания произведений фитодизайна учебника. Решают твор-ческую задачу: сделать лесных человечков или зверюшек из шишек,веток, желудей и др. Украшают эти-ми композиция-ми домашний или школьный интерьер.Конст-руируют из плотного картона упаков-ку для тульского пряника.Декори-руют упаковку аппликацией или росписью. Оценивают результаты работы.
| Использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. | Формировать спо-собность выражать в твор-ческих работах своё отно-шение к окружающему миру. | Р-осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач. П-выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последователь-ность событий. К-аргументиро-вать собст-венную позицию и координи-ровать её с позиций партнёров при выработке решений творческих задач. | Стр.128-133 |
РАЗДЕЛ VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство . 4 класс, учебник в 2 частях
Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство . 4 класс, рабочая тетрадь
Н.М.Сокольникова.. Обучение в 4 классе, по учебнику «Изобразительное искусство»
РАЗДЕЛ VII. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ,ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
• представления о роли искусства в жизни человека;
• восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
• понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
• основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
• понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
• понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;
• потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
• эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
• восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
• художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
• способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
• понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;
• называть ведущие художественные музеи России и мира; ^ различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),
основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
• правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография
идр.);
• выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
• изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
^ передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
• использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
• изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
• передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
• определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);
• изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
• выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
• выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
• узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
• использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
• использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
• передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
• моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
• выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
• различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;
• использовать стилизацию форм для создания орнамента;
• создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).
• оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества
и др.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
• планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
• следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
• определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;
• осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Познавательные
Учащиеся научатся: • находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
• использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
• устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
• различать многообразие форм предметного мира;
• сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
• группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
• выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;
• конструировать по свободному замыслу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопе-дическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
• анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
• моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
• сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;
• использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
• понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;
• узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
^ договариваться и приходить к общему решению;
• владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
• владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.
Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень | Отметка | Комментарий |
Материал не усвоен | «2» (неудовлетворительно) | Учащийся не владеет изученными материалами и техниками, не знает соответствующей терминологии, основ изобразительного искусства, выполняет рисунок по образцу с серьезными нарушениями технологии |
Минимальный уровень | «3» (удовлетворительно) | Минимальные знания о материалах и техниках, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от основ изобразительного искусства, небрежно |
| «4» (хорошо) | Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, знание изученной информации о материалах и техниках, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями от канонов, в использовании материалов, в аккуратности исполнения |
Программный уровень (решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) | «4+» (очень хорошо) | Владение обязательной терминологией, знание информации о материалах и техниках, умение применять полученные умения навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от канонов либо с помощью взрослых |
| «5» (отлично) | Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и техниках, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи |
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) | «5+» (превосходно) | Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, соблюдение правил живописи, декоративного рисования, выходящими за границы обязательного к изучению материала, свободное применение обязательных и неизученных техник и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых |
Оценка уровня знаний учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Вид работы | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) |
Устный опрос | Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя | Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной помощью | Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников | Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа |
Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.
Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, каждый из которых оценивается в 1 балл:
Соответствие теме задания.
Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).
Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).
Аккуратность исполнения.
Презентация своей работы, способность описать процесс, технологию исполнения.
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:
Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
Разнообразие источников информации.
Выразительный устный рассказ.
Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Подробные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Принято решением педсовета Согласована
Протокол № 1 на методическом совете
от « 29 » августа 2019г. Протокол № 1 от « 28» августа 2019 г.
Председатель МС___________________