СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по химии 8-9 классы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по химии 8-9 классы»

25


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 8 – 9 классов по предмету «Химия», предметная область «Естественнонаучные предметы», составлена на основании:

Рабочая программа по предмету «География», предметная область «Естественнонаучные предметы», составлена на основании:

  1. Федерального закона от 29.12.2012  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

  3. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)

  4. Примерной основной образовательной программой основного общего образования от 8 апреля 2015 г. №1/15

  5. Примерной программы основного общего образования по химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. - М.: Просвещение, 2013.)

  6. Концепции преподавания учебного предмета «Химия» образования в Российской Федерации (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 3.12.2019 года №ПК -4вн)

  7. Федерального перечня рекомендованных учебников (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»)


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Химия 8 класс учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г Фельдман 6 – е изд. М.: Просвещение, 2018

  2. Химия 9 класс учеб. для общеобразоват. организаций / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман – 2-е изд. М. Просвещение, 2018 год


Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом Концепции преподавания учебного предмета «Химия».

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней.

Изучение химии в основной школе направлено:

  • на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В содержании данного курса представлены основополагаю­щие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от стро­ения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Содержание учебного предмета включает сведения о неорга­нических веществах, их строении и свойствах, а также хими­ческих процессах, протекающих в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания химиче­ских реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведе­ния в химических лабораториях.

В качестве ценностных ориентиров химического образова­ния выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные зна­ния, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, прояв­ляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • ценности химических методов исследования живой и нежи­вой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

  • понимание необходимости здорового образа жизни;

  • потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятель­ности.

Курс химии обладает возможностями для формирования ком­муникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь.

Коммуникативные ценностные ориен­тации курса способствуют:

  • правильному использованию химической терминологии и символики;

  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию умения открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

МЕСТО КУРСА ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане на изучение химии в основной школе отводится 2 учебных часа в неделю в течение двух лет — в 8 и 9 классах; всего 136 учебных занятий.

Курс «Химия» 8 класс (базовый уровень) рассчитан на 68 час. в год.

Курс «Химия» 9 класс (базовый уровень) рассчитан на 68 час. в год.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

12) формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф;



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии

(уровень атомно-молекулярных представлений)

21 час

Тема 1. 1. Предмет химии (6 часов)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Тела и вещества. Вещества и их свойства. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция.

Физические и химические явления. Химические реакции. Условия и признаки протекания химических реакций.

Тема 1.2. Первоначальные химические понятия(15 ч)

Атом. Молекула. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества.

Материал, выделенный курсивом, изучается обзорно и не подлежит обязательной проверке.

Кристаллические решётки: ионная, атомная и молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки.

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Язык химии. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Знаки химических элементов.

Металлы и неметаллы. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Коэффициенты. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Демонстрации.

Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография.

Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

Лабораторные опыты.

Лабораторный опыт № 1. Изучение физических свойств сахара и серы

Лабораторный опыт №3. Примеры физических явлений.

Лабораторный опыт №4. Примеры химических явлений.

Лабораторный опыт № 5. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ

Лабораторный опыт № 6. Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 • Cu(OH)2.

Лабораторный опыт № 7. Реакция замещения меди железом.

Практические работы.

    1. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

    2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи.

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.


Раздел 2. Кислород. Водород(8 ч)

Тема 2.1. Кислород (5 ч)

Кислород. Кислород – химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Получение и применение кислорода. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Оксиды. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Состав воздуха. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты.

Лабораторный опыт № 8. Ознакомление с образцами оксидов

Лабораторный опыт № 9. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) CuO.

Практическая работа. Получение кислорода и изучение его свойств.

Расчетные задачи.

Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. 1. Водород (3 ч)

Водород. Водород – химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Получение водорода в лабо­ратории. Получение водорода в промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Демонстрации.

Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Практическая работа. Получение водорода и изучение его свойств.


Раздел 3. Вода. Растворы (7 ч)

Вода. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворы Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворённого вещества.

Демонстрации.

Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа 4.

  1. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли)

Расчетные задачи.

Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Раздел 4. Количественные отношения в химии 5 часов

Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи.

Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.


Раздел 5. Основные классы неорганических соединений (11 ч)

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды. Классификация. Номен­клатура. Состав. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Основные и кислотные оксиды. Получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация. Номенклатура. Основания. Состав. Номенклатура. Щёлочи и нерастворимые основания. Получение оснований. Физические свойства оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах Вытеснительный ряд металлов. Получение и применение кислот.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свой­ства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганиче­ских соединений.

Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Лабораторные опыты.

Лабораторный опыт № 10. Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

Лабораторный опыт № 11: Взаимодействие щелочей с кислотами.

Лабораторный опыт №12. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

Лабораторный опыт № 13. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

Лабораторный опыт №14. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот

Лабораторный опыт № 15. Действие кислот на индикаторы.

Лабораторный опыт № 16. Отношение кислот к металлам.

Практическая работа.

  1. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Раздел 6. Строение атома. Периодический закон и

периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева 7 часов

Периодический закон Д. И. Менделеева. Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы.

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого—третьего периодов. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона Д.И. Менделеева. Научные достижения Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева

Раздел 7. Строение вещества. Химическая связь 9 часов

Электроотрицательность атомов химических элементов. Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Металлическая связь Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

Лабораторные опыты.

Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей.


Учебно - тематический план

8 класс

№ П/П

Тема

Кол- во часов

Практические работы

Контроль

ные работы

Раздел 1. Первоначальные химические понятия

21




Тема 1.1. Предмет химии

6

2


Тема 1.2. Первоначальные химические понятия

15


1

Раздел 2. Кислород.

Водород

8




Тема 2.1. Кислород

5

1


Тема 2.2. Водород.

3

1


Раздел 3. Вода. Растворы

7

1

1

Раздел 4. Количественные отношения в химии

5

-


Раздел 5. Основные классы неорганических соединений

11

1

1

Раздел 6. Строение атома. Периодический закон и

периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева

7



Раздел 7. Строение вещества. Химическая связь

9

-

1

ИТОГО

68

6

4



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9 класс

Повторение курса химии  8 класс (5 ч). 

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов. Химическая связь. Строение вещества. Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация. Основные классы неорганических соединений: их свойства. Расчёты по химическим уравнениям.

Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч).

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно – восстановительных реакций.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Практическая работа 1. Влияние различных факторов на скорость химической ракции.

Демонстрации. Примеры экзо- и эндотермических реакций. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. Взаимодействие оксида меди(II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. Горение угля в концентрированной азотной кислоте. Горение серы в расплавленной селитре.

Расчётные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций

Химические реакции в водных растворах. Электролитическая диссоциация. Сущность процесса электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований и солей. Электролиты и неэлектролиты. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Понятие о гидролизе солей.


Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов


Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч)

Неметаллы. Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение природе. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Соединения галлогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли.

Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение.

Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.


Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений

Кислород и сера.

Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Решение расчётных задач.

Демонстрации. Аллотропные модификации серы. Образцы природных сульфидов и сульфатов.

Лабораторные опыты.

Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.

Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы в растворе.

Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: физические и химические свойства. Получение и применение. Оксиды азота. Круговорот азота в природе.

Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония.

Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие

  • основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение азотной кислоты.

Азотная кислота и ее соли. Азотные удобрения.

Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами.

Фосфор. Физические и химические свойства фосфора. Аллотропия фосфора. Соединения фосфора: оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

Демонстрации. Образцы природных нитратов и фосфатов.



Углерод и кремний.

Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены.

Адсорбция. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV). Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ.

Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

Кремний. Кремний и его соединения. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.

Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Демонстрации. Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Образцы природных карбонатов и силикатов.

Лабораторные опыты. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на карбонат-ион.

Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей


Металлы и их соединения

Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Общие физические свойства металлов.

Металлы в природе и общие способы их получения. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. электрохимический ряд напряжения металлов.

Металлическая связь. Сплавы металлов.

Щелочные металлы и их соединения. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы и их соединения. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома.

Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Нахождение в природе.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.


Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Лабораторные опыты. Изучение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление со свойствами и превращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Расчётные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 3. Первоначальные сведения об органических веществах

(9 ч)

Предмет органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды: метан, этан, этилен. Предельные (насыщенные) углеводороды. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение ацетилена.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид

Кислородосодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин) карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты).

Сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза. Роль белков в организме.

Химические загрязнения окружающей среды и его последствия.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Получение этилена. Качественные реакции на этилен.

Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде.

Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Качественная реакция на глюкозу и крахмал. Образцы изделий из полиэтилена, полипропилена.

Учебно - тематический план

9 класс

№ П/П

Тема

Кол - во часов

Практические работы

Контроль

ные работы

Повторение курса химии  8 класс

2



Раздел 1. Многообразие химических реакций

16



Тема: Классификация хмических реакций

6

1


Тема: Электролитическая диссоциация

10

1

1

Раздел 2. Многообразие веществ

42



Тема: Неметаллы

28

4

1

Тема: Металлы и их соединения

14

1

1

Раздел 3. Первоначальные сведения об органических веществах

8


1


68

7

4

Основные виды учебной деятельности 8 класс

п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Практич.

работы

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

Предмет химии

Методы познания в

химии.

Чистые вещества и

смеси.

Очистка веществ.

Физические и химические

явления.

Химические реакции.


Практическая работа 1. Приёмы

безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Практическая работа 2. Очистка загрязненной поваренной соли

Различать предметы изучения

естественных наук.

Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций.

Учиться проводить химический эксперимент.

Соблюдать правила техники безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Знакомиться с лабораторным оборудованием.

Изучать строение пламени, выдвигая гипотезы и

проверяя их экспериментально.

Различать понятия «чистое веще­ство» и «смесь веществ».

Уметь разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и вы­паривания.

Различать физические и химические явления. Определять признаки химических реакций. Фиксировать в тетради наблюдаемые признаки химических

реакций.

Валентность химических элементов.

Закон сохранения массы веществ.

Атомно-молекулярное учение.

Классификация химических реакций: соединения, разложения, замещения.

Простейшие расчеты по химическим формулам.


Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности элементов.

Изображать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

Различать понятия «индекс» и «коэффициент»; «схема химической реакции» и «уравнение химической реакции».

Рассчитывать относительную молекулярную массу по формулам веществ.

Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении.

Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме.

Кислород.




















Воздух и его состав.

Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода.

Исследовать свойства изучаемых веществ

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Распознавать опытным путём кислород.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме.

Водород

Практическая работа 4. Получение водорода и исследование его свойств.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного эксперимента.

распознавать опытным путем водород.

Соблюдать правила техники безопасности.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуж­дении результатов опытов. Записывать простейшие уравне­ния химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме


Вода. Растворы.

Практическая работа 5. Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворенного вещества

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.

Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного лабораторного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведенных химических опытов.

Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Записывать простейшие уравнения химических реакций.

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе, массу растворенного вещества и воды для приготовления раствора с определенной концентрации.

Готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.

Количественные отношения в химии.


Количество вещества. Моль.

Молярная масса и молярный объем.


Простейшие расчёты по химическим уравнениям.


Использовать внутри- и межпредметные связи.

Рассчитывать молярную массу вещества, относительную плотность газов.

Вычислять по химическим формулам и химическим уравнениям массу, количество вещества, молярный объём по известной мае се, молярному объёму, количеству одного из вступающих или полу чающихся в реакции веществ

Вычислять объёмные отношения газов при химических реакция

Использовать примеры решения типовых задач, задачники с приведёнными в них алгоритмами решения задач

Основные классы неорганических соединений


Оксиды.


Основания

свойства оснований.


Амфотерность


Свойства кислот

Кислотно-основные индикаторы: фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус


Соли

Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.

Характеризовать состав и свойства веществ, относящихся к основным классам неорганических соединений

Записывать простейшие уравнения химических реакций

Первоначальные представления о естественных семействах химических элементов


Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева


Строение атома.


Состав атомных ядер.


Электронная оболочка атома.


Классифицировать изученные химические элементы и их соединения.

Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам, химические элементы разных групп

Устанавливать внутри- и межпредметные связи

Формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и раскрывать его смысл

Характеризовать структуру периодической таблицы

закон и периодическая система химических элементов Д. И.

Различать периоды, А- и Б -группы

Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе

Периодическая систе­ма как естественно­научная классифика­ция химических эле­ментов



Д. И. Менделеева; закономерно­сти изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп.

Формулировать определения по­нятий «химический элемент», «по­рядковый номер», «массовое чис­ло», «изотопы», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой» («энергетический уровень»). Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов хи­мических элементов, используя периодическую таблицу. Составлять схемы строения ато­мов первых 20 элементов периодической системы элементов. Характеризовать химические эле­менты на основе их положения в периодической системе и особен­ностей строения их атомов. Делать умозаключения о

характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать физические и химиче­ские превращения изучаемых ве­ществ.

Основные виды деятельности 9 класс

п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Практич.

работы

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена


Окислительно-восстановительные реакции


Экзо- и эндотермические реакции



Обратимые и необратимые реакции

Практическая работа 1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость

  • Классифицировать химические реакции.

  • Приводить примеры реакций каждого типа.

  • Распознавать окислительно-восстановительные реакции.

  • Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции.

  • Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов.

  • Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

  • Составлять термохимические уравнения реакций.

  • Вычислять тепловой эффект реакции по её термохимическому уравнению

Химические реакции в водных растворах


Электролитическая диссоциация


Реакции ионного обмена и условия их протекания

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Обобщать знания о растворах. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах.

Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит»,

«электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион»,

«анион».

Исследовать свойства растворов электролитов.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца.

Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных и лабораторных опытов. Обсуждать в группах результаты опытов.

Объяснять сущность реакций ионного обмена.

Распознавать реакции ионного обмена.

Составлять ионные уравнения реакций.

Составлять сокращённые ионные уравнения реакций-

Раздел 2. Многообразие веществ (43 ч)

Неметаллы (общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислородсодержащих кислот, образованных неметаллами второго и третьего периодов


Галогены

Практическая работа 3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

Объяснять закономерности изменения свойств неметаллов в периодах и А-группах.

Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств галогенов по периоду и в А-группах. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности. Распознавать опытным путём соляную кислоту и её соли, бромиды, иодиды.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе

Кислород и сера

Практическая работа 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».


Характеризовать элементы IVА- группы (подгруппы кислорода) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVА- группы по периоду и в А-группах

Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Определять принадлежность веществ к определённому классу со- единений.

Сопоставлять свойства разбавлен- ной и концентрированной серной кислоты.

Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.

Распознавать опытным путём растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять по химическим уравнениям массу, объём и количество вещества одного из продуктов ре- акции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Готовить компьютерные презентации по теме

Азот и фосфор

Практическая работа 5. Получение аммиака и изучение его свойств.


Характеризовать элементы VА- группы (подгруппы азота) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств элементов VA-группы. Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием.

Устанавливать принадлежность веществ к определённому классу соединений.

Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты.

Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты.

Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.

Распознавать опытным путём аммиак, растворы кислот, нитрат- и фосфатионы, ион аммония.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

Углерод и кремний

Практическая работа 6. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Рас- познавание карбонатов.


Характеризовать элементы IVА- группы (подгруппы углерода) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств элементов IVA- группы.

Характеризовать аллотропию угле- рода как одну из причин многообразия веществ.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента.

Соблюдать технику безопасности. Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния, объяснять причину их различия.

Устанавливать принадлежность веществ к определённому классу соединений.

Доказывать кислотный характер высших оксидов углерода и кремния.

Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.

Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов.

Распознавать опытным путём углекислый газ, карбонат-ионы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей

Металлы (общая характеристика)

Практическая работа 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».


Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов.

Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах.

Исследовать свойства изучаемых веществ. Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа(III).

Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде.

Сравнивать отношение гидроксидов натрия, кальция и алюминия к растворам кислот и щелочей.

Распознавать опытным путём гидроксид-ионы, ионы Fe2+ и Fe3+.

Соблюдать технику безопасного обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием. Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями. Записывать уравнения реакций в ионном виде с указанием перехода электронов.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и А-группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (9 ч)


Использовать внутри- и межпредметные связи.

Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов. Определять принадлежность вещества к определённому классу органических соединений.

Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ.

Наблюдать демонстрируемые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме






ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; получать, собирать кислород и водород; распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

    • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

    • классифицировать химические реакции по различным признакам;

    • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

    • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ аммиак;

    • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

    • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

    • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно - следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно - исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.


Учебно-методическое обеспечение курса химии
основной общеобразовательной школы

  1. Химия: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений» / М.А. Рябов. - М.: Издательство «Экзамен», 2010 Рудзитис Г. Е. Химия: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — 6 изд. М.: Просве­щение, 2018.

  2. Химия 9 класс учеб. для общеобразоват. организаций / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман – 2-е изд. М. Просвещение, 2018 год

  3. Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.

  4. Гара Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.

  5. Контрольно – измерительные материалы. Химия. 8 класс / сост. Н.П. Троегубова, Е.Н. Стрельникова. – 4 – е. изд. – М.: ВАКО, 2018

  6. Контрольно – измерительные материалы. Химия. 9 класс / сост. Н.П. Троегубова, Е.Н. Стрельникова. – 4 – е. изд. – М.: ВАКО, 2018

  7. Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии: 8-9 классы/ М.А. Рябов. - М.: Издательство «Экзамен», 2010

MULTIMEDIA:

1. Общая химия. (Компакт-диск) - издательство «Учитель», 2007

2. Химия 8 класс. Современная гуманитарная академия, Лаборатория общего образования, видеокассеты – сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы, М, 2006




КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ.

  • Результаты  обучения  химии  должны  соответствовать  общим  задачам  предмета  и требованиям к его усвоению.

  • Результаты  обучения  оцениваются  по  пятибалльной  системе.  При  оценке  учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность  (соответствие  требуемым  в  программе  умениям  применять  полученную информацию);

  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные  ошибки  связаны  с  недостаточной  глубиной  и  осознанностью  ответа (например,  ученик  неправильно  указал  основные  признаки  понятий,  явлений,  характерные свойства  веществ,  неправильно  сформулировал  закон,  правило  и  т.п.  или  ученик  не  смог применить  теоретические  знания  для  объяснения  и  предсказания  явлений,  установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные  ошибки  определяются  неполнотой  ответа  (например,  упущение  из  вида какого-либо  нехарактерного  факта  при  описании вещества,  процесса).  К  ним  можно  отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты  обучения  проверяются  в  процессе  устных  и  письменных  ответов  учащихся,  а также при выполнении ими химического эксперимента.  

Оценка теоретических знаний  

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал  изложен  в  определенной  логической  последовательности,  при  этом  допущены

две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ  полный,  но  при  этом  допущена  существенная  ошибка  или  ответ  неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или  допущены  существенные  ошибки,  которые  учащийся  не  может  исправить  при  наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа.  

   Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент  проведен  по  плану  с  учетом  техники  безопасности  и  правил  работы  с веществами и оборудованием; проявлены  организационно-трудовые  умения  (поддерживаются  чистота  рабочего  места  и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа  выполнена  правильно,  сделаны  правильные  наблюдения  и  выводы,  но  при  этом эксперимент  проведен  не  полностью  или  допущены  несущественные  ошибки  в  работе  с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в  оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники безопасности  при  работе  с  веществами  и  оборудованием,  которая  исправляется  по  требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники  безопасности  при  работе  с  веществами  и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.  

 Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно  осуществлен  подбор  химических  реактивов  и  оборудования,  но  допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:  

допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  плане  решения,  в  подборе  химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.  

 Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в  логическом  рассуждении  и  решении  нет  существенных  ошибок,  но  задача  решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»: задача не решена.  

 Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»: работа не выполнена.

         При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.  



Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.


При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».


Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.