Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 2
городского округа Домодедово
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ ДСОШ №2
__________ /Редькина Н.П./
«31» августа 2018 г.
Приказ № 02-333 от 31.08.2018г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ХИМИЯ
9 АБВГ классы
Учитель: Омельянчук Т.Е., учитель химии
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На изучение предмета «Химия» в 8 классе отводится 68 часов. Изучение предмета производится 2 часа в неделю.
Автор программы «Химия» для предметной линии учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана - Н.Н. Гара. Москва, Просвещение, 2013 год.
учебник «Химия». 9 класс, авторы: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2016.
Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Данная рабочая программа определяет содержание химической подготовки учащихся в МАОУ Домодедовская СОШ №2 и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть 1. Основное общее образование) и примерной программы по химии Г.Е.Рудзитиса1. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Структура рабочей программы соответствует требованиям пункта 18.2.2 ФГОС и изменениям (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1577) в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее-ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и представляет собой целостный документ, включающий разделы:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Авторская программа «Химия. Рабочие программы 8-9 классы» Н.Н.Гара (рассчитана на 70 часов, из них 3 ч резервного времени) взята без изменений
Актуальность данной рабочей программы обусловлена тем, что она соответствует миссии, целям и особенностям МАОУ ДСОШ №2.
Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся.
Изучение химии в основной школе направлено:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Результаты освоения учебного предмета «Химия».
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)
Содержание учебного предмета
9 класс
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч)
Тема 1. Классификация химических реакций -7 часов.
Реакции: соединения, разложения, замещения, обмена. Степень окисления. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.
Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Закон сохранения и превращения энергии. Расчеты по термохимическим уравнениям. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.
Тема 2.Химические реакции, идущие в водных растворах – 12 часов.
Сущность процесса электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно–восстановительных реакциях. Понятие о гидролизе солей.
Раздел 2. Многообразие веществ (44 ч.)
Тема1. Неметаллы -2 часа.
Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислород содержащих кислот, образованных неметаллами I-III периодов. Водородные соединения неметаллов. Изменение кислотно-основных свойств водородных соединений
Тема 2. Галогены (5ч)
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Тема 3. Кислород и сера(7ч)
Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Тема 4. Азот и фосфор(8ч)
Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения. Фосфор. Аллотропия. Физические и химические свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.
Тема 5.Углерод и кремний. (9ч)
Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Тема 6. Металлы (13ч)
Положение в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов. Щелочные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Щелочноземельные металлы. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Положение в периодической системе, строение атомов. Физические и химические свойства. Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7ч)
Тема 7. Первоначальные представления об органических веществах
Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях. Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.
Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена. Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение. Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, многоатомные спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме. Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ
В 9 КЛАССЕ (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).
| Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы |
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч) |
| Тема 1.Классификация химических реакций- 7 часов | 7 | 1 | |
| Тема 2.Химические реакции в водных растворах-8 часов | 8 | 1 | 1 |
Раздел 2. Многообразие веществ (44 ч) |
| Тема1. Неметаллы -2 часа. | 2 | | |
| Тема 2. Галогены- 5 часов | 5 | 1 | |
| Тема 3. Кислород и сера – 7 часов. | 7 | 1 | |
| Тема 4. Азот и фосфор – 8 часов. | 8 | 1 | |
| Тема 5. Углерод и кремний – 9 часов | 9 | 1 | 1 |
| Тема 6.Металлы (общая характеристика) -13 часов | 13 | 1 | 1 |
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7ч) Тема Первоначальные представления об органических веществах – 7 часов |
| Тема 1. Первоначальные представления об органических веществах(7ч) | 7 | | |
| Итого | 66 | 7 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
Химия 9 класс 68 часов (2 ч в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Плановые сроки | Скорректированные сроки прохождения |
9А | 9Б | 9В | 9Г |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч) Тема 1.Классификация химических реакций- 7 часов |
1 | Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. | Классифицировать химические реакции. Приводить примеры реакции каждого типа. Распознавать окислительно- восстановительные реакции. Определять окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Исследовать условия, влияющие на скорость химической реакции. Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить групповые наблюдения во время проведения демонстрационных опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Составлять термохимические уравнения реакций. Вычислять тепловой эффект реакции по ее термохимическому уравнению. | 03.09.-7.09 | | | | |
2 | Окислительно-восстановительные реакции. | 03.09.-7.09 | | | | |
3 | Тепловые эффекты химических реакций. | 10.09-14.09 | | | | |
4 | Скорость химических реакций. | 10.09-14.09 | | | | |
5 | Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость. | 17.09-21.09 | | | | |
6 | Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. | 17.09-21.09 | | | | |
7 | Решение задач | 24.09-28.09 | | | | |
Тема 2.Химические реакции в водных растворах-8 часов |
8 | Сущность процесса электролитической диссоциации. | Обобщать знания о растворах Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах Формулировать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация» Конкретизировать понятие «ион» Обобщать понятие «катион», «анион» Исследовать свойства растворов электролитов Описывать свойства веществ Соблюдать правила техники безопасности. Характеризовать условия течения реакций в растворах Определять возможность протекания реакций ионного обмена Проводить групповые наблюдения во время опытов Обсуждать результаты Объяснять сущность реакций ионного обмена Распознавать реакции ионного обмена Составлять ионные уравнения реакций Составлять сокращенные ионные уравнения реакций | 24.09-28.09 | | | | |
9 | Диссоциация кислот, оснований, солей | 01.10-05.10 | | | | |
10 | Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. | 01.10-05.10 | | | | |
11 | Реакции ионного обмена и условия их протекания. | 08.10-12.10 | | | | |
12 | Гидролиз солей | 08.10-12.10 | | | | |
13 | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. | 15.10-19.10 | | | | |
14 | Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований, солей как электролитов». | 15.10-19.10 | | | | |
15 | Контрольная работа по темам 1 и 2. | 22.10-26.10 | | | | |
Раздел 2. Многообразие веществ (44 ч) Тема 1. Неметаллы -2 часа. |
16 | Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислород содержащих кислот, образованных неметаллами I-III периодов. | Объяснять закономерности изменения свойств неметаллов в малых периодах и А-группах. Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить презентации по теме. | 22.10-26.10 | | | | |
17 | Водородные соединения неметаллов. Изменение кислотно-основных свойств водородных соединений неметаллов в периодах и группах. | 2 четверть 06.11-09.11 | | | | |
Тема 2. Галогены- 5 часов |
18 | Характеристика галогенов. | Характеризовать галогены на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств галогенов с увеличением атомного номера. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Распознавать опытным путем соляную кислоту и ее соли, бромиды, иодиды. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе. | 06.11-09.11 | | | | |
19 | Хлор. | 12.11-16.11 | | | | |
20 | Хлороводород: получение и свойства. | 12.11-16.11 | | | | |
21 | Соляная кислота и ее соли. | 19.11-23.11 | | | | |
22 | Практическая работа №3: «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» | 19.11-23.11 | | | | |
Тема 3. Кислород и сера – 7 часов. |
23 | Характеристика кислорода и серы. | Характеризовать элементы IV А группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств IV А группы по периоду и в А группах. Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлении, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде. Распознавать опытным путем растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасности обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять по химическим уравнениям массу, объем, и количество вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей. Готовить компьютерные презентации по теме. | 26.11-30.11 | | | | |
24 | Свойства и применение серы. | 26.11-30.11 | | | | |
25 | Сероводород. Сульфиды. | 03.12-07.12 | | | | |
26 | Оксид серы (IV). Сернистая кислота. | 03.12-07.12 | | | | |
27 | Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. | 10.12-14.12 | | | | |
28 | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера» | 10.12-14.12 | | | | |
29 | Решение расчетных задач | 17.12-21.12 | | | | |
Тема 4. Азот и фосфор – 8 часов. | |
30 | Характеристика азота и фосфора. Физические и химические свойства азота. | Характеризовать элементы V А группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств VА- группы по периоду и в А группах. Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлении, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Устанавливать принадлежность веществ к определенному классу соединений. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде. Распознавать опытным путем аммиак, растворы кислот, нитрат- и фосфат- ионы, ион аммония. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасности обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Вычислять массовую долю вещества в растворе. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме. | 17.12-21.12 | | | | |
31 | Аммиак. | 24.12-28.12 | | | | |
32 | Практическая работа № 5. Получение аммиака и изучение его свойств. | 24.12-28.12 | | | | |
33 | Соли аммония. | 3четверть 11.01, 14.01-18.01 | | | | |
34 | Азотная кислота. | 11.01, 14.01-18.01 | | | | |
35 | Соли азотной кислоты. | 21.01-25.01 | | | | |
36 | Фосфор. | 21.01-25.01 | | | | |
37 | Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли. | 28.01-01.02 | | | | |
Тема 5. Углерод и кремний – 9 часов |
38 | Характеристика углерода и кремния. Аллотропия углерода. | Характеризовать элементы IV А группы на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева. И особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств IV А группы по периоду и в А группах. Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь Определять принадлежность веществ к определенному классу соединений. Сопоставлять свойства оксидов углерода и кремния Записывать уравнения реакций Распознавать опытным путем углекислый газ, карбонат - ионы. Использовать приобретенные знания и умения в практике. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. Готовить компьютерные презентации. | 28.01-01.02 | | | | |
39 | Химические свойства углерода. Адсорбция. | 04.02-08.02 | | | | |
40 | Оксид углерода (II) - угарный газ. | 04.02-08.02 | | | | |
41 | Оксид углерода (IV) - углекислый газ. | 11.02-15.02 | | | | |
42 | Угольная кислота и ее соли. Круговорот в природе. | 11.02-15.02 | | | | |
43 | Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | 18.02-22.02 | | | | |
44 | Кремний. Оксид кремния(IV). | 18.02-22.02 | | | | |
45 | Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент. | 25.02-01.03 | | | | |
46 | Контрольная работа по теме «Неметаллы». | 25.02-01.03 | | | | |
Тема 6. Металлы (общая характеристика) -13 часов |
47 | Характеристика металлов. | Характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в А-группах. Исследовать свойства изучаемых веществ. Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка и языка химии. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов алюминия и железа (III). Сравнивать отношение изучаемых металлов и оксидов металлов к воде. Сравнивать отношение гидроксидов натрия и алюминия к растворам кислот и щелочей. Распознавать опытным путем гидроксид – ионы Fe (II) и (III) Соблюдать технику безопасности, правильно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Записывать уравнения реакций в электронно-ионном виде. Осуществлять реакции, подтверждающие генетическую связь между неорганическими соединениями. Обобщать знания и делать выводы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе. Использовать приобретенные знания и умения в практике. Вычислять по химическим уравнениям массы, объема, или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации. | 04.03-08.03 | | | | |
48 | Нахождение в природе и общие способы получения. | 04.03-08.03 | | | | |
49 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов | 11.03-15.03 | | | | |
50 | Сплавы. | 11.03-15.03 | | | | |
51 | Щелочные металлы. | 18.03-22.03 | | | | |
52 | Магний. Щелочноземельные металлы. | 18.03-22.03 | | | | |
53 | Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды. | 4 четверть 01.04-05.04 | | | | |
54 | Алюминий. | 01.04-05.04 | | | | |
55 | Важнейшие соединения алюминия. | 08.04-12.04 | | | | |
56 | Железо. | 08.04-12.04 | | | | |
57 | Соединения железа. | 15.04-19.04 | | | | |
58 | Практическая работа № 7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | 15.04-19.04 | | | | |
59 | Контрольная работа по теме «Металлы» | 22.04-26.04 | | | | |
Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (7ч) Тема 1. Первоначальные представления об органических веществах – 7 часов |
60 | Органическая химия. Предельные (насыщенные) углеводороды. | Использовать внутри- и межпредметные связи. Составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов. Определять принадлежность вещества к определенному классу органических соединений. Записывать уравнения реакций замещения и присоединения с участием органических веществ. Наблюдать демонстрируемые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Проводить качественные реакции на некоторые органические вещества. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации. | 22.04-26.04 | | | | |
61 | Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. | 29.04-03.05 | | | | |
62 | Полимеры. | 29.04-03.05 | | | | |
63 | Производные углеводородов. Спирты. | 06.05-10.05 | | | | |
64 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. | 06.05-10.05 | | | | |
65 | Углеводы. | 13.05-17.05 | | | | |
66 | Аминокислоты. Белки. | 13.05-17.05 | | | | |
67 | Повторение основных тем | 20.05-24.05 | | | | |
68 | Повторение основных тем | 20.05-24.05 | | | | |
Литература
1. Рудзитис Г.Е. Химия 9 кл: учеб.: для общеобразовательных учреждений/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.- М.: Просвещение.
2. Химия 9 кл.: электронное приложение к учебнику.
3. Гара Н.Н. Химия Рабочие программы. Предметная линия учебников Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. 8-9 классы/ Н.Н. Гара.- М.: Просвещение
4. Габрусева Н.И. Химия: рабочая тетрадь 9 кл/ Габрусева Н.И. -М.: Просвещение.
5. Гара Н.Н Химия: задачник с «помощником» 8-9 кл./ Гара Н.Н, Габрусева Н.И.- М.: Просвещение.
6. Радецкий А.М. Химия: дидактический материал 8-9 кл./ А.М. Радецкий. .- М.: Просвещение
7. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 9 кл / Н.Н. Гара.- М. Просвещение.
СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей
естественно-научного цикла
_____________ /Омельянчук Т.Е./,
«31» августа 2018 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____________ / Попова Т.В./
«31» августа 2018 г.
1