СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по химии для средней школы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по химии для 10-11 класса профильное обучение, УМК Кузнецовой, с теметическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Программа по химии для средней школы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» г. Печора



РАССМОТРЕНО


Школьный методический совет


Протокол № ___ от ________ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора МОУ «СОШ №9»

__________/ ___________/ ФИО./


«___»_______________20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ №9»

_________/__________/ ФИО./


«___»______________20____г.





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Химия

_____________________________

(наименование учебного предмета)


10-11 класс \ среднее общее образование (ПРОФИЛЬ)

_________________________

(класс \ уровень обучения)



Срок реализации программы - 2 года





















2019 г.



Пояснительная записка

Программа для профильного обучения химии на уровне СОО продолжает развитие концепции и идей программ по химии для основной школы.

Содержание курса химии соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), обязательному минимуму содержания образовательных программ и требованиям к уровню подготовки по химии выпускников полной средней школы.

В построении программы профильного обучения химии ведущими ценностными и методологическими ориентирами выступали:

  • гуманистическая парадигма непрерывного образования;

  • наука химия, её концептуальные системы знаний, логика и история их развития;

  • современные концепции химического, естественнонаучного и экологического образования в общеобразовательнойшколе;

  • системный, интегративно-дифференцированный, личностно-деятельностный и комплексный психолого-методический подходы;

  • принципы личностно-ориентированного развивающего обучения;

  • психолого-педагогические и методические основы организации современного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на его внутреннюю дифференциацию, собственную деятельность и развитие учащихся;

  • методологическая, мировоззренческая, экологическая и ценностная доминанты в раскрытии основного содержания курса, его практическая направленность.


Основные цели изучения химии в 10 – 11 классах:

  1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курса химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.

  2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.

  3. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, тесной связи теории и практики, науки и производства.

  4. Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ.

  5. Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.

  6. Выработка умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнения лабораторных опытов и проведения простых экспериментальных исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования ими.

  7. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.

  8. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.

  9. Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального развития личности.

  10. Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.

Первая ступень (10 класс) курса химии профильного уровня начинается с изучения органической химии, на второй ступени (11 класс) изучаются общая и неорганическая химия.

Содержание учебного материала распределено по уровням: обязательный минимум и информация, способствующая расширению и углублению знаний. А также имеется дополнительный материал, отражающий новые достижения науки и её связь с жизнью, в содержание включен и химический эксперимент.

В каждом из курсов изучение материала начинается с блока теоретических основ, что обеспечивает применение дедуктивного подхода к дальнейшему его раскрытию и обеспечивает теоретическое объяснение изучаемых явлений. Усилено внимание к методологии познания химических объектов и их закономерностей, к установлению причинно-следственных связей, к проблемному изучению материала, к обобщению и систематизации учебного материала курсов неорганической и органической химии, к раскрытию взаимосвязей теоретических и прикладных знаний, к их пониманию и применению.

На протяжении всего изучения курсов органической, общей и неорганической химии осуществляется развитие и оформление систем знаний о веществе, химической реакции и технологии как необходимом условии системного усвоения и функционального применения знаний, формирования естественнонаучной картины мира и мировоззрения. При изучении этого материала идет постоянное обращение к химическому эксперименту и к решению химических задач. Это способствует превращению теоретических знаний в убеждения. В средство дальнейшего познания химии и формирования необходимых общеучебных и предметных умений. Содержание курса пронизано основополагающими идеями химической науки: периодичности, химической индивидуальности веществ, зависимости свойств веществ от их строения, протекания химических реакций от природы веществ и внешних факторов.

В данном курсе последовательно наращиваются методологический, экологический, мировоззренческий и прикладной аспекты содержания, способствующие формированию теоретических систем знаний химии, естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, ценностных ориентаций в окружающей природе.

Значительный объём учебного материала в обоих курсах отведен блоку прикладной химии, основам технологии и производствам, выпускающим вещества и материалы. Необходимые современному обществу. Это позволяет сформировать систему знаний о химической технологии и её роли в химизации общества, усилить понимание роли науки и производства в повышении уровня жизни общества. При этом много внимания уделено различным областям применения веществ и химических реакций. В том числе в быту. Экологические аспекты и проблемы современного использования веществ и материалов включены практически в каждый раздел программы. Технологический и экологический материал, отражающий тесную связь с жизнью, формирует ценностные отношения к химии, к природе и здоровью человека, в сохранение которого химия вносит большой вклад.


Программа составлена на основе рабочей программы по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень образования), авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова.

На изучение предмета отводится 210 часов – по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.

Программа реализована в учебниках химии, выпущенных издательским центром «Вентана-Граф»: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 10 класс (профильный уровень); Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия. 11 класс. Ч.1,2 (профильный уровень).


Практическая часть соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Экспериментальные основы химии:

  • Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

  • Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция.

  • Синтез органических и неорганических газообразных веществ.

  • Синтез твердых и жидких веществ. Органические растворители.

  • Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические методы установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.

реализуются при выполнении практических работ и лабораторных опытов.


В процессе работы используются следующие приемы и методы: рассказ, беседа, химический эксперимент; демонстрация: таблиц, моделей молекул, коллекций; показ видеофильмов; решение задач, составление уравнений химических реакций и др.

Для контроля знаний учащихся проводятся контрольные работы, практические работы, тестовые задания, опрос, решение задач, составление уравнений химических реакций и др.

Используемые в работе средства обучения: таблицы, коллекции, модели атомов, молекул, приборы, транспаранты, видеофильмы, химическое оборудование и химические реактивы.




Содержание учебного предмета


10 класс


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


Тема 1. Введение в органическую химию.

Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций. История зарождения и развития химии.

Практическая работа № 1: Определение углерода и водорода в составе органического вещества.


Тема 2. Теория строения органических соединений.

Теория химического строения А.М. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений. Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова.


Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация.

Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентные связи. Механизм образования ковалентной связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических соединений.


Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений.

Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций. Скорость химических реакций.


РАЗДЕЛ II. КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ


Тема 5. Углеводороды

Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Конформеры (конформация). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенпроизводных алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформация циклоалканов.

Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковникова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.

Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Резина.

Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение.Применение.

Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Химические свойства: реакции галогенирования, нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.

Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов.

Практическая работа №2: Получение этилена и изучение его свойств.

Лабораторный опыт № 1: Сборка шаростержневых моделей алканов.

Лабораторный опыт № 2: Изучение свойств каучука.


Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры

Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.

Простые эфиры. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение. Диэтиловый эфир.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства. Применение фенола и его соединений. Их токсичность. Изомерия в двух- и трехатомных фенолах по положению гидроксильных групп. Пирокатехин, резорцин, гидрохинон.

Лабораторный опыт № 3: Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II).

Лабораторный опыт № 4: Изучение физических свойств глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).

Лабораторный опыт № 5: Растворение фенола в воде и изучение его свойств. Качественные реакции на фенол.


Тема 7. Альдегиды и кетоны

Альдегиды. Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин – представитель непредельных альдегидов.

Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия.

Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.

Лабораторный опыт № 6: Окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра (I). Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди (II).


Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение, способность кислот к образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогенирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.

Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Краткие сведения о распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла.

Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая. Состав, строение, распространение в природе. Реакция гидрогенизации и окисления. Изомерия.

Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевой, янтарной. Их состав, строение, физические и химические свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматических кислотах: бензойной, ацетилсалициловой.

Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение меченных атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла.

Практическая работа № 3: Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств (на примере уксусной кислоты).

Лабораторный опыт № 7: Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой.


Тема 9. Азотсодержащие соединения.

Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Реакция окисления аминов. Применение и получение. Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения. Применение. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул, основные свойства.

Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека.

Практическая работа № 4: Исследование свойств анилина.

Практическая работа № 5: Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них.


РАЗДЕЛ III. ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК


Тема 10. Жиры.

Понятие о липидах. Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.


Тема 11. Углеводы.

Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.

Моносахариды. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза. Олигосахариды: лактоза, мальтоза и раффиноза.

Дисахариды.Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз. Восстанавливающие и не восстанавливающие дисахариды.

Полисахариды.Крахмал. Строение: амилаза и амилопектин. Свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины. Гликоген. Пектин.

Целлюлоза – природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение. Пироксилин. Хитин.

Лабораторный опыт № 8: Гидролиз сахарозы.

Лабораторный опыт № 9: Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов.

Лабораторный опыт № 10: Взаимодействие крахмала с йодом.

Лабораторный опыт № 11: Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II).

Лабораторный опыт № 12: Гидролиз крахмала.

Тема 12. Аминокислоты.Пептиды. Белки.

Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона.α-аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.

Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.

Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение белков. Четвертичная структура. Физические свойства. Методы изучения белков (УФ-спектроскопия и метод анализа концевых групп). Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков. Инсулин, гемоглобин, лизоцим, коллаген.

Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.

Практическая работа № 6: Приготовление растворов белков и изучение их свойств.

Практическая работа № 7: Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых клеток».


Тема 13. Нуклеиновые кислоты.

Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип комплементарности. Общие представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код. История открытия структуры ДНК. Современные представления о роли и функциях ДНК.


РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


Тема 14. Природные источники углеводородов

Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина. Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.

Лабораторный опыт № 13: Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.


Тема 15. Промышленное производство органических соединений.

Химическая технология. Материалы. Продукты. Промышленный органический синтез. Научные принципы химического производства.


Тема 16. Полимеры и полимерные материалы.

Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации. Синтетические каучуки: бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Композиционные материалы. Краски. Лаки. Клеи. Красители. Органические красители.

Практическая работа № 8: Распознавание пластмасс.

Практическая работа № 9: Распознавание волокон.

Лабораторный опыт № 14: Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям).

Лабораторный опыт № 15: Расплавление капрона и вытягивание из него нитей.


Тема17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ.

Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Комплексный характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений. Продукты человеческой деятельности - источник загрязнения окружающей среды. Понятие о хемофобии.

Обобщающее послесловие.


11 класс


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ


Тема 1. Основные понятия и законы химии. Теория строения атома.

Основные понятия химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов. s-, p-, d-, f-элементы.

Основные законы химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Теория строения атома – научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.

Лабораторный опыт № 1: Нагревание стекла в пламени спиртовки.

Лабораторный опыт № 2: Растворение хлорида натрия.

Лабораторный опыт № 3: Прокаливание медной проволоки.

Лабораторный опыт № 4: Действие соляной кислоты на мел или мрамор.


Тема 2. Методы научного познания.

Методология. Метод. Научное познание и его уровни. Эмпирический уровень познания и его методы (опыт, измерение). Научное описание. Стадии эмпирического исследования. Теоретический уровень познания и его методы (описание, объяснение, обобщение). Логические приёмы и методы. Общенаучные подходы в химии. Химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ. Промышленный органический синтез. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Моделирование химических объектов и явлений. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.

Практическая работа № 1: Экспериментальный анализ как метод идентификации химических соединений и определения их качественного состава (на примере соединений элементов II-А группы).


РАЗДЕЛ II. ХИМИЧЕСКАЯ СТАТИКА (УЧЕНИЕ О ВЕЩЕСТВАХ)


Тема 3. Строение веществ.

Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки и их типы. Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое значение. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия, изоморфизм и полиморфизм.

Лабораторный опыт № 5: Изучение моделей кристаллических решёток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит).


Тема 4. Вещества и их системы.

Система. Фаза. Система гомогенная и гетерогенная. Химическое соединение. Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность. Дисперсные и коллоидные системы. Лиофильные и лиофобные дисперсные системы. Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Микромир и макромир. Внутримолекулярные и межмолекулярные связи. Уровни организации веществ: субатомный, атомный, молекулярный, макромолекулярный. Система знаний о веществе.

Практическая работа № 2: Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.


РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА (УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ)


Тема 5. Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической энергетики.

Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Реакционная способность веществ. Классификации органических и неорганических реакций: экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; электродинамические и электростатические. Виды окислительно-восстановительных реакций: межмолекулярные, внутримолекулярные. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энтальпия. Энтропия. Стандартная молярная энтропия. Энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы. Термодинамическая вероятность. Прогнозирование направлений реакции. Система знаний о химической реакции. Закон Гесса, его следствия и практическое значение. Первый и второй законы термодинамики. Энергетические закономерности протекания реакций.

Лабораторный опыт № 6: Осуществление химических реакций разных типов.


Тема 6. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций.

Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Константа скорости. Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Константа химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс. Основы теорий активных столкновений и образования переходных комплексов. Простые и сложные реакции.

Практическая работа № 3: Влияний условий на скорость реакции.

Лабораторный опыт № 7: Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами.

Лабораторный опыт № 8: Взаимодействие цинка с концентрированной и с разбавленной серной кислотой.


Тема 7. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.

Теория электролитической диссоциации. Протолитическая теория кислотно-основного взаимодействия Бренстеда-Лоури. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Электрофил. Нуклеофил. Реакция нейтрализации. Протолиты. Протолитические реакции. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах. Ряд стандартных электродных потенциалов. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Электролиз растворов и расплавов. Коррозия металлов и способы защиты от неё.

Лабораторный опыт № 9: Определение рН биологических жидкостей с помощью универсального индикатора.

Лабораторный опыт № 10: Одноцветные и двухцветные индикаторы.

Лабораторный опыт № 11: Окраска индикаторов в различных средах.

Лабораторный опыт № 12: Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия.

Лабораторный опыт № 13: Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы).


РАЗДЕЛ IV. ОБЗОР ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.


Тема 8. Неметаллы и их характеристика.

Водород. Строение атома. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами, характеристика их свойств. Вода: строение молекулы и свойства. Пероксид водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности.

Галогены. Общая характеристика галогенов – химических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

Общая характеристика элементов VI А-группы.Кислород: строение атома, физические и химические свойства, получение и применение. Озон: строение молекулы, свойства, применение. Оксиды и пероксиды. Сера: строение атома, аллотропные модификации, свойства. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли. Их основные свойства и области применения.

Общая характеристика элементов V А-группы.Азот: строение молекулы, свойства. Нитриды. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли: физические и химические свойства способы получения и применение. Фосфор: аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты: свойства, способы получения и области применения.

Общая характеристика элементов IV А-группы. Сравнительная характеристика р-элементов IV А-группы и форм их соединений. Углерод:аллотропные видоизменения: графит, алмаз, поликумуллен, фуллерен. Физические и химические свойства углерода. Оксиды углерода: строение молекул и свойства. Угольная кислота и её соли. Кремний:аллотропные видоизменения, физические и химические свойства. Силан, оксид кремния (IV), кремниевые кислоты силикаты. Производство стекла.

Практическая работа № 4: Распознавание карбонатов и решение экспериментальных задач.

Практическая работа № 5: Получение аммиака и оксида углерода (IV) и изучение их свойств.

Лабораторный опыт № 14: Качественная реакция на галогенид-ионы.

Лабораторный опыт № 15: Качественная реакция на нитраты (проведение кольцевой пробы).


Тема 9. Металлы и их важнейшие соединения.

Общая характеристика металлов I А-группы. Щелочные металлы и их соединения (пероксиды, надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.

Общая характеристика металлов II А-группы. Щелочноземельные металлы и их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы её устранения.

Краткая характеристика металлов III А-группы. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.

Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (II), (III). Качественные реакции на катионы железа.

Краткая характеристика отдельных d-элементов (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец, железо) и их соединений. Особенности строения атомов и свойства металлов. Комплексные соединения переходных металлов. Сплавы металлов и их практическое значение.

Практическая работа № 6: Жёсткость воды и способы её устранения.

Практическая работа № 7: Исследование свойств соединений алюминия и цинка.

Практическая работа № 8: Соединения меди и железа.

Лабораторный опыт № 16: Получение и изучение свойств комплексных соединений d-элементов.


Тема 10. Обобщение знаний о металлах и неметаллах.

Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях и их классификации: по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления элементов, по числу фаз в реакционной системе, по признаку молекулярности, по обратимости и способу воздействия на скорость реакции, по видам частиц, участвующих в элементарном акте реакции, по числу направлений осуществления реакций.


РАЗДЕЛ V. ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ

СОЕДИНЕНИЙ


Тема 11. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ.

Неорганические вещества. Органические вещества. Их классификация. Взаимосвязь неорганических и органических реакций. Органические и неорганические вещества в живой природе. Строение, элементарный состав и взаимосвязи объектов живой и неживой природы. Элементы – органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе. Неорганические и органические соединения живой клетки (вода, минеральные соли, липиды, белки, углеводы, аминокислоты, ферменты). Обмен веществ и энергии в живой клетке. Элементоорганические соединения и их роль в жизни человека.

Практическая работа № 9: Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ.

Тема 12. Химия и жизнь.

Биогенные элементы. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химические процессы в живых организмах (протолитические реакции, окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования). Химия и здоровье. Анальгетики. Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Наиболее общие правила применения лекарств. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на дачном участке. Минеральные удобрения. Пестициды. Правила их использования. Химия средств гигиены и косметики.

Практическая работа № 10: Знакомство с образцами лекарственных веществ.


РАЗДЕЛ VI. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧНСКИХ ВЕЩЕСТВ. ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ


Тема 13. Технологические основы получения веществ и материалов.

Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырьё. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.


Тема 14. Экологические проблемы химии.

Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Поллютанты. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека. Химия и здоровый образ жизни.

Практическая работа № 11: Анализ питьевой воды на кислотность и содержание некоторых ионов.


Заключение.

Информация, образование и культура как общечеловеческие ценности. Источники химической информации. Компьютерные программы базы данных. Интернет как источник информации.



Для формирования у учащихся понимания взаимосвязи учебного предмета «Химия» с особенностями профессий и профессиональной деятельности в рабочую учебную программу включены следующие вопросы:

  • Профессии, связанные с добычей углеводородного сырья: бурильщик, инженер нефтедобывающей промышленности;

  • Профессия – эколог

  • Профессия лаборант

  • Профессия химик - лаборант


В поурочном планировании рабочей программ учебного предмета «Химия» в разделе «Опыт практической деятельности» даны указания на различные виды деятельности, которые будут способствовать использованию учащимся приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;

  • Определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • Экологически грамотное поведение в окружающей среде;

  • Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • Безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;

  • Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


10 класс


п.п.

Наименование раздела

Количество часов

Лабораторные опыты

Практические

работы

Контрольные работы

I

Теоретические основы органической химии

18


1

1

1

Введение в органическую химию

4


1


2

Теория строения органических соединений

4




3

Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация

5




4

Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений

5



1

II

Классы органических соединений

50

7

4

2

5

Углеводороды

23

2

1

1

6

Спирты. Фенолы. Простые эфиры

7

3



7

Альдегиды и кетоны

5

1



8

Карбоновые кислоты и сложные эфиры

9

1

1

1

9

Азотсодержащие соединения

6


2


III

Вещества живых клеток

18

5

2

1

10

Жиры

2




11

Углеводы

6

5



12

Аминокислоты. Пептиды. Белки

6


2


13

Нуклеиновые кислоты

4



1

IV

Органическая химия в жизни человека

16

3

2


14

Природные источники углеводородов

5

1



15

Промышленное производство органических соединений

2




16

Полимеры и полимерные материалы

7

2

2


17

Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ

2





Заключение

6



1


ИТОГО

108

15

9

5


Содержание учебного материала


10 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Тема урока

Лабораторные

опыты

Практические

работы

I. Теоретические основы органической химии

18 часов





Тема 1. Введение в органическую химию

4

часа

1) Предмет и значение органической химии.



2) История зарождения и развития химии. Отличительные признаки органических соединений.



3) Определение углерода и водорода в составе органического вещества


Практическая работа № 1

4) Методы исследования органических соединений.



Тема 2. Теория строения органических соединений

4

часа

5) Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.



6) Современные представления о строении органических соединений. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Гомологи и гомологический ряд.



7) Изомеры. Изомерия и ее виды: структурная, пространственная.



8) Выполнение упражнений по основам изомерии.



Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация

5

часов

9) Электронное и пространственное строение органических соединений.



10) Гибридизация электронных орбиталей при образовании ковалентных связей: простых и кратных. Способы разрыва связей.



11) Классификация и номенклатура органических соединений в зависимости от строения углеродной цепи. Радикалы. Углеродный скелет.



12) Понятие о функциональной группе. Классификация и номенклатура органических веществ по типу функциональной группы.



13) Выполнение упражнений по теме «Особенности строения органических соединений. Их классификация»



Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений

5

часов


14) Теоретические основы протекания органических реакций. Катализаторы. Особенности органических реакций. Механизмы реакций: радикальный и ионный.



15) Классификация реакций в органической химии: реакции присоединения, отщепления, замещения, изомеризации.



16) Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по относительной плотности газа и массовым долям химических элементов.



17) Обобщение знаний по разделу «Теоретические основы органической химии».



18) Контрольная работа по разделу «Теоретические основы органической химии».



II. Классы органических соединений

50

часов




Тема 5. Углеводороды

23 часа

19) Гомологический ряд алканов. Строение алканов. Номенклатура и изомерия. Конформеры.

№1 Сборка шаростержневых моделей алканов.


20) Физические и химические свойства алканов.



21) Нахождение алканов в природе. Получение в промышленности и лаборатории.



22) Применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенопроизводных алканов



23) Циклоалканы: строение молекул, конформация, гомологический ряд. Химические свойства.



24) Решение задач и упражнений по теме: «Предельные углеводороды».



25) Гомологический ряд алкенов. Строение молекулы. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия.



26) Физические и химические свойства алкенов. Реакция присоединения. Правило Марковникова.



27) Химические свойства алкенов Реакции окисления и полимеризации.



28) Способы получения алкенов: промышленный и лабораторный.



29) Получение этилена и изучение его свойств.


Практическая работа № 2

30) Алкадиены. Строение. Физические и химические свойства – реакции присоединения. Мезомерный эффект.



31) Реакции полимеризации алкадиенов. Получение диенов. Каучук. Резина.

№2 Изучение свойств каучука.


32) Алкины. Строение молекул. Свойства.



33) Алкины. Применение и получение.



34) Решение задач и упражнений по теме: «Непредельные углеводороды».



35) Ароматические углеводороды (арены). Бензол: строение и свойства.



36) Гомологи бензола. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце. Особенности химических свойств толуола. Стирол. Получение бензола и его гомологов.



37) Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводорода по массе или объёму продуктов горения.



38) Галогенопроизводные углеводородов. Решение задач



39) Генетическая связь углеводородов.



40) Повторение и обобщение материала по теме «Углеводороды».



41) Контрольная работапо теме «Углеводороды».



Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры

7

часов

42) Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Строение одноатомных спиртов, водородная связь. Важнейшие представители одноатомных спиртов их физические свойства.



43) Химические свойства, спиртовое брожение. Получение. Спирты и здоровье человека.

№3 Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II)


44) Простые эфиры. Состав, свойства на примере диэтилового эфира. Получение и применение.



45) Многоатомные спирты: состав, строение, свойства.

№4 Изучение физических свойств глицерина, его взаимодействие с гидроксидом меди (II).


46) Фенолы и их изомерия. Фенол: состав, строение, свойства.




47) Качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы. Применение спиртов и фенола.


№5 Растворение фенола в воде и изучение его свойств. Качественная реакция на фенол.


48) Решение задач и упражнений по теме: «Гидроксильные соединения»



Тема 7. Альдегиды и кетоны

5

часов

49) Понятие о карбоксильных соединениях. Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Изомерия и номенклатура. Физические свойства карбонильных соединений.



50) Химические свойства альдегидов и кетонов.


№6 Окисление альдегида аммиачным раствором оксида серебра (I). Реакция альдегида с гидроксидом меди (II).


51) Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин – представитель непредельных альдегидов. Ацетон – представитель кетонов.



52) Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.



53) Решение задач и упражнений по теме: «Альдегиды и кетоны».



Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры

9

часов

54) Понятие о карбоновых кислотах, классификация. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия. Строение.



55) Физические свойства, способность к образованию водородной связи. Химические свойства. Функциональные производные карбоновых кислот.



56) Получение кислот. Особые свойства муравьиной кислоты. Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Мыла.



57) Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая. Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных и ароматических кислотах.

№7 Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой.


58) Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств (на примере уксусной кислоты).


Практическая работа № 3

59) Сложные эфиры. Строение и номенклатура. Химические свойства – гидролиз. Распространение в природе и применение.



60) Повторение и обобщение материала по темам «Спирты. Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Эфиры».



61) Решение задач по темам «Спирты. Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Эфиры».



62) Контрольная работа по темам «Спирты. Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Эфиры».



Тема 9. Азотсодержащие соединения

6

часов

63) Понятие о нитросоединениях. Классификация и изомерия аминов. Строение, свойства и получение.



64) Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Химические свойства. Способы получения.



65) Исследование свойств анилина.


Практическая работа № 4

66) Ароматические гетероциклические соединения: пиррол, пиридин. Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека.



67) Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них».


Практическая работа № 5

68) Повторение и обобщение материала по теме «Азотсодержащие соединения».



III. Вещества живых клеток

18

часов




Тема 10. Жиры

2

часа

69) Понятие о липидах. Жиры – триглицериды: классификация, состав, строение, свойства.



70) Промышленный гидролиз жиров. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности. Калорийность.



Тема 11. Углеводы

6

часов

71) Классификация углеводов и роль фотосинтеза в их образовании. Роль углеводов в метаболизме живых организмов. Калорийность.



72) Моносахариды. Глюкоза:строение (таутомерия), свойства.



73) Природные источники, способы получения и применения глюкозы. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза.



74) Дисахариды. Сахароза: строение,свойства. Нахождение в природе.

№8 Гидролиз сахарозы.


№9 Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов.


75). Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Строение, свойства, нахождение в природе и применение. Гликоген и хитин.

№10 Взаимодействие крахмала с йодом.


№11 Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II).


№12 Гидролиз крахмала.


76) Повторение и обобщение материала по теме «Углеводы».



Тема 12. Аминокислоты. Пептиды. Белки

6

часов

77) Аминокислоты: изомерия, состав, строение, свойства. Двойственность аминокислот. Применение и получение в лаборатории.



78) Пептиды. Белки. Классификация. Пространственное строение. Методы изучения структуры белков. Профессии, связанные с биотехнологиями.




79) Свойства и синтез белков. Качественные реакции на белки.



80) Приготовление растворов белков и изучение их свойств.


Практическая работа № 6

81) Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток».


Практическая работа № 7

82) Решение расчётных задач по теме «Вещества живых клеток».



Тема 13. Нуклеиновые кислоты

4

часа

83) Нуклеиновые кислоты – природные биополимеры. Строение: пуриновые и пиримидиновые основания, нуклеотиды. Роль НК в биосинтезе белка.



84)Химия и здоровье человека. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Витамины. Профессии, связанные с медициной



85) Повторение и обобщение материала по разделу «Вещества живых клеток».



86) Контрольная работа по разделу «Вещества живых клеток».



IV. Органическая химия в жизни человека.

16

часов




Тема 14. Природные источники углеводородов

5

часов

87) Природные источники углеводородов. Профессии, связанные с добычей углеводородного сырья в РК

№13 Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.


88) Нефть. Нахождение в природе, состав и физические свойства. Способы переработки нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее разделения и их использование.



89) Переработка нефти. Крекинг нефти: термический и каталитический. Риформинг и пиролиз нефтепродуктов. Профессии, связанные с переработкой углеводородного сырья в РК.



90) Природный и попутный нефтяные газы.



91) Каменный уголь. Коксохимическое производство, важнейшие продукты этого производства.



Тема 15. Промышленное производство органических соединений

2

часа

92) Химическая технология. Материалы. Продукты. Научные принципы химического производства. Профессии, связанные с химическими технологиями.



93) Решение расчетных задач на выход продукта.



Тема 16. Полимеры и полимерные материалы

7

часов

94) Общие понятия о синтетических ВМС. Классификация полимеров, их свойства и способы получения: полимеризация и поликонденсация.



95) Пластмассы.

№ 14 Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям).


96) Синтетические каучуки.



97) Синтетические волокна.

№ 15 Расплавление капрона и вытягивание из него нитей.


98) Распознавание пластмасс.


Практическая работа №8

99) Распознавание синтетических волокон.


Практическая работа №9

100) Понятие о композиционных материалах. Краски. Лаки. Клеи. Красители.



Тема 17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ

2

часа

101) Проблемы безопасного использования веществ в современной жизни. Химические отходы – токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Влияние производных углеводородов на окружающую среду и здоровье человека.



102) Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений.



Заключение

6

часов

103) Обобщение знаний по курсу «Органическая химия».



104) Обобщение знаний по курсу «Органическая химия».



105) Решение задач и упражнений по курсу «Органическая химия».



106) Промежуточная аттестационная работа за курс «Органическая химия»



107) Анализ работы.



108) Новые вещества и материалы в технике.









ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11 класс

п.п.

Наименование раздела

Количество часов

Лабораторных опытов

Практических работ

Контрольных работ

I

Теоретические основы общей химии

14

4

1

1

1

Основные понятия и законы химии. Теория строения атома

9

4


1

2

Методы научного познания

5


1


II

Химическая статика (учение о веществе)

16

1

1

1

3

Строение вещества

9

1



4

Вещества и их системы

7


1

1

III

Химическая динамика (учение о химических реакциях)

26

8

1

2

5

Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической энергетики

6

1



6

Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций.

7

2

1

1

7

Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.

13

5


1

IV

Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы

25

3

5

1

8

Неметаллы и их характеристика.

14

2

2


9

Металлы и их важнейшие соединения.

9

1

3


10

Обобщение знаний о металлах и неметаллах.

2



1

V

Взаимосвязь неорганических и органических соединений

7


2


11

Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ.

4


1


12

Химия и жизнь

3


1


VI

Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии.

8


1


13

Технологические основы получения веществ и материалов.

5




14

Экологические проблемы химии.

3


1



Заключение

6



1


ИТОГО

102

16

11

6


Содержание учебного материала


11 класс

Тема раздела

Кол-во

часов

Тема урока

Лабораторные

опыты

Практические работы

I. Теоретические основы общей химии

14 часов




Тема 1. Основные

понятия и законы химии. Теория строения атома.

9

часов

1) Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи.

№ 1 Нагревание стекла в пламени спиртовки.


№ 2 Растворение хлорида натрия.


№ 3 Прокаливание медной проволоки.


№ 4 Действие соляной кислоты на мел или мрамор.


2) Основные законы химии и расчеты на их основе.



3) Решение задач на законы химии.



4) Теория строения атома как научная основа изучения химии. Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь.



5) Решение упражнений на строение атома. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атома валентные электроны. Основное и возбуждённое состояния атомов



6) Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы Д.И. Менделеева.



7) Общая характеристика s-,p-,d-,f-элементов. Электронные конфигурации атомов переходных элементов. Положение металлических неметаллических элементов в периодической системе.



8) Характеристика элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.



9) Контрольная работа по теме «Основные понятия и законы химии. Теория строения атома»



Тема 2. Методы

научного познания.

5

часов

10) Научные методы исследования химических веществ и превращений.



11) Химический эксперимент и его роль в познании природы.



12) Химический анализ и синтез веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.



13) Экспериментальный анализ как метод идентификации химических соединений и определения состава (на примере соединений элементов II А группы).


Практическая работа № 1

14) Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира.



II. Химическая статика

16 часов




Тема 3. Строение

вещества.

9

часов

15) Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи.



16) Электроотрицательность. Степень окисления. Валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул.



17) Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие. Единая природа химических связей.



18) Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.



19) Кристаллические решётки и их типы.

№ 5 Изучение моделей кристаллических решёток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит).


20) Решение упражнений на химическую связь.



21) Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое применение.



22) Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.



23) Обобщение знаний по теме: Строение вещества.



Тема 4. Вещества и их системы.

7

часов

24) Система гомо- и гетерогенная. Чистые вещества и смеси. Дисперсные и коллоидные системы.



25) Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении.



26) Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества, молярная и моляльная концентрации.




27) Приготовление растворов заданной концентрации.


Практическая работа № 2

28) Решение задач на растворы.



29) Система знаний о веществе. Повторение по разделу «Химическая статика».



30) Контрольная работа по разделу «Химическая статика».



III. Химическая

динамика

26 часов




Тема 5. Химические реакции и их общая

характеристика. Основы химической энергетики

6

часов

31) Классификация химических реакций. Закономерности протекания химических реакций.

№6 Осуществление химических реакций разных типов.


32) Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Энтальпия. Энтропия.



33) Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям.



34) Энергия Гиббса. Прогнозирование направления реакции.



35) Закон Гесса, его следствия и практическое значение.



36) Обобщение знаний по теме «Химические реакции. Основы химической энергетики»



Тема 6. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций.

7

часов

37) Понятие о скорости химической реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Константа скорости.



38) Зависимость скорости реакции от различных факторов. Катализ и катализаторы. Закон действующих масс.

№ 7 Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами.

№ 8 Взаимодействие цинка с концентрированной и с разбавленной серной кислотой.


39) Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа химического равновесия.



40) Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье.



41) Влияние условий на скорость химической реакции.


Практическая работа № 3.

42) Обобщение знаний по темам: Основы химической энергетики. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций.



43) Контрольная работа по темам: «Основы химической энергетики. Закономерности протекания химических реакций»



Тема 7. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.

13 часов

44) Теория электролитической диссоциации, её научное и практическое значение. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации.



45) Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность.



46) Решение упражнений на реакции ионного обмена.



47) Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы.

№ 9 Определение рН биологических жидкостей с помощью универсального индикатора.


№ 10 Одноцветные и двухцветные индикаторы.


№ 11 Окраска индикаторов в различных средах.



48) Гидролиз органических и неорганических соединений.

№ 12 Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия.


№ 13 Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы).


49) Решение упражнений на гидролиз неорганических и органических веществ



50) Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).



51) Методы составления уравнений ОВР: электронный и электронно-ионный баланс.



52) Ряд стандартных электродных потенциалов. Химические источники тока. Электролиз как электрохимический процесс.



53) Решение упражнений на электролиз расплавов и растворов

солей.



54) Коррозия металлов и способы защиты от неё.



55) Повторение и обобщение материала по теме «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов».



56) Контрольная работа по теме «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов».



IV. Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы

25 часов




Тема 8. Неметаллы и их характеристика.

14 часов

57) Водород, изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода.



58) Общая характеристика галогенов – простых веществ. Галогеноводороды. Галогениды.

№ 14 Качественная реакция на галогенид-ионы.


59) Кислородсодержащие соединения хлора. Решение задач



60) Элементы VI А – группы. Кислород и озон. Оксиды и пероксиды.



61) Сера. Сероводород. Сульфиды.



62) Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли.



63) Элементы VА- группы. Азот. Аммиак. Соли аммония.



64) Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.

№ 15 Качественная реакция на нитраты (проведение кольцевой пробы).


65) Фосфор и его соединения: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты.



66) Элементы IVА – группы. Углерод и его соединения: метан, карбиды кальция, алюминия и железа, угарный и углекислый газы, угольная кислота и её соли.



67) Элементы IVА – группы. Кремний и его соединения: силан, оксид кремния, кремниевые кислоты, силикаты.



68) Получение аммиака и оксида углерода (IV) и изучение их свойств.


Практическая работа № 4

69) Распознавание карбонатов и решение экспериментальных задач



Практическая работа № 5

70) Благородные газы. Обобщение знаний по теме «Неметаллы».



Тема 9. Металлы и их важнейшие соединения.

9

часов


71) Общая характеристика щелочных металлов (IА группа) и их соединения.



72) Общая характеристика щелочно-земельных металлов (IIА группа) и их соединения.



73) Жёсткость воды и способы её

устранения.


Практическая работа № 6.

74) Общая характеристика металлов IIIА группы. Алюминий и его соединения.



75) Исследование свойств

соединений алюминия и цинка.


Практическая работа № 7.

76) Железо как представитель d-элементов. Качественные реакции на катионы железа.



77) Краткая характеристика отдельных d-элементов (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец). Их соединения.

№ 16 Получение и изучение свойств комплексных соединений d-элементов.


78) Соединения меди и железа.


Практическая работа № 8

79) Обобщение знаний по теме «Металлы».



Тема 10. Обобщение знаний о металлах и неметаллах.

2

часа

80) Сравнительная характеристика свойств металлов, неметаллов и их соединений. Обобщение знаний о химических реакциях и их классификации.



81) Контрольная работа по разделу «Обзор химических элементов и их соединений».



V. Взаимосвязь неорганических и органических соединений

7

часов




Тема 11. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ.

4

часа

82) Общая характеристика неорганических и органических соединений, их классификация и номенклатура.



83) Взаимосвязь неорганических и органических реакций. Их классификация.



84) Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ.


Практическая работа № 9

85) Органические и неорганические вещества в живой природе. Элементы-органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе.



Тема 12. Химия и жизнь.

3

часа

86) Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химические процессы в живых организмах.



87) Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

ПР: Знакомство с образцами лекарственных веществ.






Практическая работа № 10

88) Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Химия на дачном участке. Химия средств гигиены и косметики. Правила безопасной работы.



VI. Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии

8

часов




Тема 13. Технологические основы получения веществ и материалов.

5

часов

89) Общие принципы химической технологии. Научные основы организации современного производства. Природные источники химических веществ.



90) Общие способы получения металлов.



91) Металлургия, металлургические процессы. Сплавы (черные и цветные).



92) Химическая технология синтеза аммиака.



93) Решение задач на выход продукта.



Тема 14. Экологические проблемы химии.

3

часа

94) Источники и виды химических загрязнений окружающей среды.



95) Последствия химического загрязнения и охрана атмосферы,

стратосферы, гидросферы, литосферы.



96) Анализ питьевой воды на кислотность и содержание некоторых ионов.


Практическая работа № 11

Заключение

6

часов

97) Обобщение знаний по разделу «Химическая статика».



98) Обобщение знаний по разделу «Химическая динамика».



99) Решение задач и упражнений на свойства неорганических веществ.



100) Промежуточная аттестационная работа за курс.



101) Анализ работы.



102) Новое в химии из различных источников химической информации.






Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать:

- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные S-, P-, D-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

- природные источники углеводородов и способы их переработки;

- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной номенклатурам;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

- характеризовать: S- , P- и D-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.



Список литературы для учащихся


  1. Химия: 10 класс: углубленный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., И.М.Титова - М.: Вентана – Граф, 2014


  1. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень): в 2 частях. Под редакцией проф. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2014


  1. Задачник по химии для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: Профильный уровень/ Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н.. – М.: Вентана-Граф, 2007


  1. Задачник по химии: 11 класс / Лёвкин А.Н., Кузнецова Н.Е.. – М.: Вентана-Граф, 2012