СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
программа по химии для 10-11 класса профильное обучение, УМК Кузнецовой, с теметическим планированием
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» г. Печора
РАССМОТРЕНО Школьный методический совет Протокол № ___ от ________ г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора МОУ «СОШ №9» __________/ ___________/ ФИО./ «___»_______________20____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №9» _________/__________/ ФИО./ «___»______________20____г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Химия
_____________________________
(наименование учебного предмета)
10-11 класс \ среднее общее образование (ПРОФИЛЬ)
_________________________
(класс \ уровень обучения)
Срок реализации программы - 2 года
2019 г.
Пояснительная записка
Программа для профильного обучения химии на уровне СОО продолжает развитие концепции и идей программ по химии для основной школы.
Содержание курса химии соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень), обязательному минимуму содержания образовательных программ и требованиям к уровню подготовки по химии выпускников полной средней школы.
В построении программы профильного обучения химии ведущими ценностными и методологическими ориентирами выступали:
гуманистическая парадигма непрерывного образования;
наука химия, её концептуальные системы знаний, логика и история их развития;
современные концепции химического, естественнонаучного и экологического образования в общеобразовательнойшколе;
системный, интегративно-дифференцированный, личностно-деятельностный и комплексный психолого-методический подходы;
принципы личностно-ориентированного развивающего обучения;
психолого-педагогические и методические основы организации современного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на его внутреннюю дифференциацию, собственную деятельность и развитие учащихся;
методологическая, мировоззренческая, экологическая и ценностная доминанты в раскрытии основного содержания курса, его практическая направленность.
Основные цели изучения химии в 10 – 11 классах:
Системное и сознательное усвоение основного содержания курса химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.
Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.
Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, тесной связи теории и практики, науки и производства.
Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ.
Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.
Выработка умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнения лабораторных опытов и проведения простых экспериментальных исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования ими.
Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.
Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального развития личности.
Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.
Первая ступень (10 класс) курса химии профильного уровня начинается с изучения органической химии, на второй ступени (11 класс) изучаются общая и неорганическая химия.
Содержание учебного материала распределено по уровням: обязательный минимум и информация, способствующая расширению и углублению знаний. А также имеется дополнительный материал, отражающий новые достижения науки и её связь с жизнью, в содержание включен и химический эксперимент.
В каждом из курсов изучение материала начинается с блока теоретических основ, что обеспечивает применение дедуктивного подхода к дальнейшему его раскрытию и обеспечивает теоретическое объяснение изучаемых явлений. Усилено внимание к методологии познания химических объектов и их закономерностей, к установлению причинно-следственных связей, к проблемному изучению материала, к обобщению и систематизации учебного материала курсов неорганической и органической химии, к раскрытию взаимосвязей теоретических и прикладных знаний, к их пониманию и применению.
На протяжении всего изучения курсов органической, общей и неорганической химии осуществляется развитие и оформление систем знаний о веществе, химической реакции и технологии как необходимом условии системного усвоения и функционального применения знаний, формирования естественнонаучной картины мира и мировоззрения. При изучении этого материала идет постоянное обращение к химическому эксперименту и к решению химических задач. Это способствует превращению теоретических знаний в убеждения. В средство дальнейшего познания химии и формирования необходимых общеучебных и предметных умений. Содержание курса пронизано основополагающими идеями химической науки: периодичности, химической индивидуальности веществ, зависимости свойств веществ от их строения, протекания химических реакций от природы веществ и внешних факторов.
В данном курсе последовательно наращиваются методологический, экологический, мировоззренческий и прикладной аспекты содержания, способствующие формированию теоретических систем знаний химии, естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, ценностных ориентаций в окружающей природе.
Значительный объём учебного материала в обоих курсах отведен блоку прикладной химии, основам технологии и производствам, выпускающим вещества и материалы. Необходимые современному обществу. Это позволяет сформировать систему знаний о химической технологии и её роли в химизации общества, усилить понимание роли науки и производства в повышении уровня жизни общества. При этом много внимания уделено различным областям применения веществ и химических реакций. В том числе в быту. Экологические аспекты и проблемы современного использования веществ и материалов включены практически в каждый раздел программы. Технологический и экологический материал, отражающий тесную связь с жизнью, формирует ценностные отношения к химии, к природе и здоровью человека, в сохранение которого химия вносит большой вклад.
Программа составлена на основе рабочей программы по химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень образования), авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова.
На изучение предмета отводится 210 часов – по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.
Программа реализована в учебниках химии, выпущенных издательским центром «Вентана-Граф»: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. 10 класс (профильный уровень); Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия. 11 класс. Ч.1,2 (профильный уровень).
Практическая часть соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Экспериментальные основы химии:
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция.
Синтез органических и неорганических газообразных веществ.
Синтез твердых и жидких веществ. Органические растворители.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические методы установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.
реализуются при выполнении практических работ и лабораторных опытов.
В процессе работы используются следующие приемы и методы: рассказ, беседа, химический эксперимент; демонстрация: таблиц, моделей молекул, коллекций; показ видеофильмов; решение задач, составление уравнений химических реакций и др.
Для контроля знаний учащихся проводятся контрольные работы, практические работы, тестовые задания, опрос, решение задач, составление уравнений химических реакций и др.
Используемые в работе средства обучения: таблицы, коллекции, модели атомов, молекул, приборы, транспаранты, видеофильмы, химическое оборудование и химические реактивы.
Содержание учебного предмета
10 класс
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Тема 1. Введение в органическую химию.
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций. История зарождения и развития химии.
Практическая работа № 1: Определение углерода и водорода в составе органического вещества.
Тема 2. Теория строения органических соединений.
Теория химического строения А.М. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений. Жизнь, научная и общественная деятельность А.М. Бутлерова.
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация.
Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентные связи. Механизм образования ковалентной связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических соединений.
Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений.
Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций. Скорость химических реакций.
РАЗДЕЛ II. КЛАССЫ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Тема 5. Углеводороды
Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Конформеры (конформация). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенпроизводных алканов.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформация циклоалканов.
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковникова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.
Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Резина.
Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение.Применение.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Химические свойства: реакции галогенирования, нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.
Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов.
Практическая работа №2: Получение этилена и изучение его свойств.
Лабораторный опыт № 1: Сборка шаростержневых моделей алканов.
Лабораторный опыт № 2: Изучение свойств каучука.
Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры
Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.
Простые эфиры. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение. Диэтиловый эфир.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства. Применение фенола и его соединений. Их токсичность. Изомерия в двух- и трехатомных фенолах по положению гидроксильных групп. Пирокатехин, резорцин, гидрохинон.
Лабораторный опыт № 3: Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II).
Лабораторный опыт № 4: Изучение физических свойств глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
Лабораторный опыт № 5: Растворение фенола в воде и изучение его свойств. Качественные реакции на фенол.
Тема 7. Альдегиды и кетоны
Альдегиды. Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин – представитель непредельных альдегидов.
Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия.
Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Лабораторный опыт № 6: Окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра (I). Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди (II).
Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры.
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение, способность кислот к образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогенирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.
Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Краткие сведения о распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла.
Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая. Состав, строение, распространение в природе. Реакция гидрогенизации и окисления. Изомерия.
Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевой, янтарной. Их состав, строение, физические и химические свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматических кислотах: бензойной, ацетилсалициловой.
Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение меченных атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла.
Практическая работа № 3: Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств (на примере уксусной кислоты).
Лабораторный опыт № 7: Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой.
Тема 9. Азотсодержащие соединения.
Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Реакция окисления аминов. Применение и получение. Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения. Применение. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул, основные свойства.
Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека.
Практическая работа № 4: Исследование свойств анилина.
Практическая работа № 5: Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них.
РАЗДЕЛ III. ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ КЛЕТОК
Тема 10. Жиры.
Понятие о липидах. Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.
Тема 11. Углеводы.
Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.
Моносахариды. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза. Олигосахариды: лактоза, мальтоза и раффиноза.
Дисахариды.Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз. Восстанавливающие и не восстанавливающие дисахариды.
Полисахариды.Крахмал. Строение: амилаза и амилопектин. Свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины. Гликоген. Пектин.
Целлюлоза – природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение. Пироксилин. Хитин.
Лабораторный опыт № 8: Гидролиз сахарозы.
Лабораторный опыт № 9: Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов.
Лабораторный опыт № 10: Взаимодействие крахмала с йодом.
Лабораторный опыт № 11: Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II).
Лабораторный опыт № 12: Гидролиз крахмала.
Тема 12. Аминокислоты.Пептиды. Белки.
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона.α-аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.
Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.
Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение белков. Четвертичная структура. Физические свойства. Методы изучения белков (УФ-спектроскопия и метод анализа концевых групп). Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков. Инсулин, гемоглобин, лизоцим, коллаген.
Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.
Практическая работа № 6: Приготовление растворов белков и изучение их свойств.
Практическая работа № 7: Решение экспериментальных задач по теме: «Вещества живых клеток».
Тема 13. Нуклеиновые кислоты.
Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип комплементарности. Общие представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код. История открытия структуры ДНК. Современные представления о роли и функциях ДНК.
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Тема 14. Природные источники углеводородов
Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина. Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.
Лабораторный опыт № 13: Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.
Тема 15. Промышленное производство органических соединений.
Химическая технология. Материалы. Продукты. Промышленный органический синтез. Научные принципы химического производства.
Тема 16. Полимеры и полимерные материалы.
Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации. Синтетические каучуки: бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.
Композиционные материалы. Краски. Лаки. Клеи. Красители. Органические красители.
Практическая работа № 8: Распознавание пластмасс.
Практическая работа № 9: Распознавание волокон.
Лабораторный опыт № 14: Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям).
Лабораторный опыт № 15: Расплавление капрона и вытягивание из него нитей.
Тема17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ.
Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Комплексный характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений. Продукты человеческой деятельности - источник загрязнения окружающей среды. Понятие о хемофобии.
Обобщающее послесловие.
11 класс
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ
Тема 1. Основные понятия и законы химии. Теория строения атома.
Основные понятия химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов. s-, p-, d-, f-элементы.
Основные законы химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Теория строения атома – научная основа изучения химии. Принципы заполнения электронами атомных орбиталей.
Лабораторный опыт № 1: Нагревание стекла в пламени спиртовки.
Лабораторный опыт № 2: Растворение хлорида натрия.
Лабораторный опыт № 3: Прокаливание медной проволоки.
Лабораторный опыт № 4: Действие соляной кислоты на мел или мрамор.
Тема 2. Методы научного познания.
Методология. Метод. Научное познание и его уровни. Эмпирический уровень познания и его методы (опыт, измерение). Научное описание. Стадии эмпирического исследования. Теоретический уровень познания и его методы (описание, объяснение, обобщение). Логические приёмы и методы. Общенаучные подходы в химии. Химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ. Промышленный органический синтез. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Моделирование химических объектов и явлений. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.
Практическая работа № 1: Экспериментальный анализ как метод идентификации химических соединений и определения их качественного состава (на примере соединений элементов II-А группы).
РАЗДЕЛ II. ХИМИЧЕСКАЯ СТАТИКА (УЧЕНИЕ О ВЕЩЕСТВАХ)
Тема 3. Строение веществ.
Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки и их типы. Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое значение. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия, изоморфизм и полиморфизм.
Лабораторный опыт № 5: Изучение моделей кристаллических решёток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит).
Тема 4. Вещества и их системы.
Система. Фаза. Система гомогенная и гетерогенная. Химическое соединение. Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсность. Дисперсные и коллоидные системы. Лиофильные и лиофобные дисперсные системы. Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Микромир и макромир. Внутримолекулярные и межмолекулярные связи. Уровни организации веществ: субатомный, атомный, молекулярный, макромолекулярный. Система знаний о веществе.
Практическая работа № 2: Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.
РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА (УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЯХ)
Тема 5. Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической энергетики.
Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Реакционная способность веществ. Классификации органических и неорганических реакций: экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; электродинамические и электростатические. Виды окислительно-восстановительных реакций: межмолекулярные, внутримолекулярные. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энтальпия. Энтропия. Стандартная молярная энтропия. Энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы. Термодинамическая вероятность. Прогнозирование направлений реакции. Система знаний о химической реакции. Закон Гесса, его следствия и практическое значение. Первый и второй законы термодинамики. Энергетические закономерности протекания реакций.
Лабораторный опыт № 6: Осуществление химических реакций разных типов.
Тема 6. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций.
Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Константа скорости. Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферментативные катализаторы. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Константа химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс. Основы теорий активных столкновений и образования переходных комплексов. Простые и сложные реакции.
Практическая работа № 3: Влияний условий на скорость реакции.
Лабораторный опыт № 7: Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами.
Лабораторный опыт № 8: Взаимодействие цинка с концентрированной и с разбавленной серной кислотой.
Тема 7. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.
Теория электролитической диссоциации. Протолитическая теория кислотно-основного взаимодействия Бренстеда-Лоури. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Электрофил. Нуклеофил. Реакция нейтрализации. Протолиты. Протолитические реакции. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах. Ряд стандартных электродных потенциалов. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы. Электролиз растворов и расплавов. Коррозия металлов и способы защиты от неё.
Лабораторный опыт № 9: Определение рН биологических жидкостей с помощью универсального индикатора.
Лабораторный опыт № 10: Одноцветные и двухцветные индикаторы.
Лабораторный опыт № 11: Окраска индикаторов в различных средах.
Лабораторный опыт № 12: Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия.
Лабораторный опыт № 13: Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы).
РАЗДЕЛ IV. ОБЗОР ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
Тема 8. Неметаллы и их характеристика.
Водород. Строение атома. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами, характеристика их свойств. Вода: строение молекулы и свойства. Пероксид водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности.
Галогены. Общая характеристика галогенов – химических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
Общая характеристика элементов VI А-группы.Кислород: строение атома, физические и химические свойства, получение и применение. Озон: строение молекулы, свойства, применение. Оксиды и пероксиды. Сера: строение атома, аллотропные модификации, свойства. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли. Их основные свойства и области применения.
Общая характеристика элементов V А-группы.Азот: строение молекулы, свойства. Нитриды. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли: физические и химические свойства способы получения и применение. Фосфор: аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты: свойства, способы получения и области применения.
Общая характеристика элементов IV А-группы. Сравнительная характеристика р-элементов IV А-группы и форм их соединений. Углерод:аллотропные видоизменения: графит, алмаз, поликумуллен, фуллерен. Физические и химические свойства углерода. Оксиды углерода: строение молекул и свойства. Угольная кислота и её соли. Кремний:аллотропные видоизменения, физические и химические свойства. Силан, оксид кремния (IV), кремниевые кислоты силикаты. Производство стекла.
Практическая работа № 4: Распознавание карбонатов и решение экспериментальных задач.
Практическая работа № 5: Получение аммиака и оксида углерода (IV) и изучение их свойств.
Лабораторный опыт № 14: Качественная реакция на галогенид-ионы.
Лабораторный опыт № 15: Качественная реакция на нитраты (проведение кольцевой пробы).
Тема 9. Металлы и их важнейшие соединения.
Общая характеристика металлов I А-группы. Щелочные металлы и их соединения (пероксиды, надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.
Общая характеристика металлов II А-группы. Щелочноземельные металлы и их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы её устранения.
Краткая характеристика металлов III А-группы. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.
Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (II), (III). Качественные реакции на катионы железа.
Краткая характеристика отдельных d-элементов (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец, железо) и их соединений. Особенности строения атомов и свойства металлов. Комплексные соединения переходных металлов. Сплавы металлов и их практическое значение.
Практическая работа № 6: Жёсткость воды и способы её устранения.
Практическая работа № 7: Исследование свойств соединений алюминия и цинка.
Практическая работа № 8: Соединения меди и железа.
Лабораторный опыт № 16: Получение и изучение свойств комплексных соединений d-элементов.
Тема 10. Обобщение знаний о металлах и неметаллах.
Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. Классификация и генетическая связь неорганических веществ.
Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях и их классификации: по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления элементов, по числу фаз в реакционной системе, по признаку молекулярности, по обратимости и способу воздействия на скорость реакции, по видам частиц, участвующих в элементарном акте реакции, по числу направлений осуществления реакций.
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ
СОЕДИНЕНИЙ
Тема 11. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ.
Неорганические вещества. Органические вещества. Их классификация. Взаимосвязь неорганических и органических реакций. Органические и неорганические вещества в живой природе. Строение, элементарный состав и взаимосвязи объектов живой и неживой природы. Элементы – органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе. Неорганические и органические соединения живой клетки (вода, минеральные соли, липиды, белки, углеводы, аминокислоты, ферменты). Обмен веществ и энергии в живой клетке. Элементоорганические соединения и их роль в жизни человека.
Практическая работа № 9: Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ.
Тема 12. Химия и жизнь.
Биогенные элементы. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химические процессы в живых организмах (протолитические реакции, окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования). Химия и здоровье. Анальгетики. Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Наиболее общие правила применения лекарств. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на дачном участке. Минеральные удобрения. Пестициды. Правила их использования. Химия средств гигиены и косметики.
Практическая работа № 10: Знакомство с образцами лекарственных веществ.
РАЗДЕЛ VI. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧНСКИХ ВЕЩЕСТВ. ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ
Тема 13. Технологические основы получения веществ и материалов.
Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырьё. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.
Тема 14. Экологические проблемы химии.
Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Поллютанты. Химические производства и их токсичные, горючие и взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. Экологический мониторинг. Экологические проблемы и здоровье человека. Химия и здоровый образ жизни.
Практическая работа № 11: Анализ питьевой воды на кислотность и содержание некоторых ионов.
Заключение.
Информация, образование и культура как общечеловеческие ценности. Источники химической информации. Компьютерные программы базы данных. Интернет как источник информации.
Для формирования у учащихся понимания взаимосвязи учебного предмета «Химия» с особенностями профессий и профессиональной деятельности в рабочую учебную программу включены следующие вопросы:
Профессии, связанные с добычей углеводородного сырья: бурильщик, инженер нефтедобывающей промышленности;
Профессия – эколог
Профессия лаборант
Профессия химик - лаборант
В поурочном планировании рабочей программ учебного предмета «Химия» в разделе «Опыт практической деятельности» даны указания на различные виды деятельности, которые будут способствовать использованию учащимся приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
Определение возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
Экологически грамотное поведение в окружающей среде;
Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;
Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ п.п. | Наименование раздела | Количество часов | Лабораторные опыты | Практические работы | Контрольные работы |
I | Теоретические основы органической химии | 18 |
| 1 | 1 |
1 | Введение в органическую химию | 4 |
| 1 |
|
2 | Теория строения органических соединений | 4 |
|
|
|
3 | Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация | 5 |
|
|
|
4 | Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений | 5 |
|
| 1 |
II | Классы органических соединений | 50 | 7 | 4 | 2 |
5 | Углеводороды | 23 | 2 | 1 | 1 |
6 | Спирты. Фенолы. Простые эфиры | 7 | 3 |
|
|
7 | Альдегиды и кетоны | 5 | 1 |
|
|
8 | Карбоновые кислоты и сложные эфиры | 9 | 1 | 1 | 1 |
9 | Азотсодержащие соединения | 6 |
| 2 |
|
III | Вещества живых клеток | 18 | 5 | 2 | 1 |
10 | Жиры | 2 |
|
|
|
11 | Углеводы | 6 | 5 |
|
|
12 | Аминокислоты. Пептиды. Белки | 6 |
| 2 |
|
13 | Нуклеиновые кислоты | 4 |
|
| 1 |
IV | Органическая химия в жизни человека | 16 | 3 | 2 |
|
14 | Природные источники углеводородов | 5 | 1 |
|
|
15 | Промышленное производство органических соединений | 2 |
|
|
|
16 | Полимеры и полимерные материалы | 7 | 2 | 2 |
|
17 | Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ | 2 |
|
|
|
| Заключение | 6 |
|
| 1 |
| ИТОГО | 108 | 15 | 9 | 5 |
Содержание учебного материала
10 класс
Тема раздела | Кол-во часов | Тема урока | Лабораторные опыты | Практические работы |
I. Теоретические основы органической химии | 18 часов
|
|
|
|
Тема 1. Введение в органическую химию | 4 часа | 1) Предмет и значение органической химии. |
|
|
2) История зарождения и развития химии. Отличительные признаки органических соединений. |
|
| ||
3) Определение углерода и водорода в составе органического вещества |
| Практическая работа № 1 | ||
4) Методы исследования органических соединений. |
|
| ||
Тема 2. Теория строения органических соединений | 4 часа | 5) Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова. |
|
|
6) Современные представления о строении органических соединений. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Гомологи и гомологический ряд. |
|
| ||
7) Изомеры. Изомерия и ее виды: структурная, пространственная. |
|
| ||
8) Выполнение упражнений по основам изомерии. |
|
| ||
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация | 5 часов | 9) Электронное и пространственное строение органических соединений. |
|
|
10) Гибридизация электронных орбиталей при образовании ковалентных связей: простых и кратных. Способы разрыва связей. |
|
| ||
11) Классификация и номенклатура органических соединений в зависимости от строения углеродной цепи. Радикалы. Углеродный скелет. |
|
| ||
12) Понятие о функциональной группе. Классификация и номенклатура органических веществ по типу функциональной группы. |
|
| ||
13) Выполнение упражнений по теме «Особенности строения органических соединений. Их классификация» |
|
| ||
Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений | 5 часов
| 14) Теоретические основы протекания органических реакций. Катализаторы. Особенности органических реакций. Механизмы реакций: радикальный и ионный. |
|
|
15) Классификация реакций в органической химии: реакции присоединения, отщепления, замещения, изомеризации. |
|
| ||
16) Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества по относительной плотности газа и массовым долям химических элементов. |
|
| ||
17) Обобщение знаний по разделу «Теоретические основы органической химии». |
|
| ||
18) Контрольная работа по разделу «Теоретические основы органической химии». |
|
| ||
II. Классы органических соединений | 50 часов |
|
|
|
Тема 5. Углеводороды | 23 часа | 19) Гомологический ряд алканов. Строение алканов. Номенклатура и изомерия. Конформеры. | №1 Сборка шаростержневых моделей алканов. |
|
20) Физические и химические свойства алканов. |
|
| ||
21) Нахождение алканов в природе. Получение в промышленности и лаборатории. |
|
| ||
22) Применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенопроизводных алканов |
|
| ||
23) Циклоалканы: строение молекул, конформация, гомологический ряд. Химические свойства. |
|
| ||
24) Решение задач и упражнений по теме: «Предельные углеводороды». |
|
| ||
25) Гомологический ряд алкенов. Строение молекулы. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. |
|
| ||
26) Физические и химические свойства алкенов. Реакция присоединения. Правило Марковникова. |
|
| ||
27) Химические свойства алкенов Реакции окисления и полимеризации. |
|
| ||
28) Способы получения алкенов: промышленный и лабораторный. |
|
| ||
29) Получение этилена и изучение его свойств. |
| Практическая работа № 2 | ||
30) Алкадиены. Строение. Физические и химические свойства – реакции присоединения. Мезомерный эффект. |
|
| ||
31) Реакции полимеризации алкадиенов. Получение диенов. Каучук. Резина. | №2 Изучение свойств каучука. |
| ||
32) Алкины. Строение молекул. Свойства. |
|
| ||
33) Алкины. Применение и получение. |
|
| ||
34) Решение задач и упражнений по теме: «Непредельные углеводороды». |
|
| ||
35) Ароматические углеводороды (арены). Бензол: строение и свойства. |
|
| ||
36) Гомологи бензола. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце. Особенности химических свойств толуола. Стирол. Получение бензола и его гомологов. |
|
| ||
37) Решение задач на нахождение молекулярной формулы углеводорода по массе или объёму продуктов горения. |
|
| ||
38) Галогенопроизводные углеводородов. Решение задач |
|
| ||
39) Генетическая связь углеводородов. |
|
| ||
40) Повторение и обобщение материала по теме «Углеводороды». |
|
| ||
41) Контрольная работапо теме «Углеводороды». |
|
| ||
Тема 6. Спирты. Фенолы. Простые эфиры | 7 часов | 42) Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Строение одноатомных спиртов, водородная связь. Важнейшие представители одноатомных спиртов их физические свойства. |
|
|
43) Химические свойства, спиртовое брожение. Получение. Спирты и здоровье человека. | №3 Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II) |
| ||
44) Простые эфиры. Состав, свойства на примере диэтилового эфира. Получение и применение. |
|
| ||
45) Многоатомные спирты: состав, строение, свойства. | №4 Изучение физических свойств глицерина, его взаимодействие с гидроксидом меди (II). |
| ||
46) Фенолы и их изомерия. Фенол: состав, строение, свойства.
|
|
| ||
47) Качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы. Применение спиртов и фенола.
| №5 Растворение фенола в воде и изучение его свойств. Качественная реакция на фенол. |
| ||
48) Решение задач и упражнений по теме: «Гидроксильные соединения» |
|
| ||
Тема 7. Альдегиды и кетоны | 5 часов | 49) Понятие о карбоксильных соединениях. Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Изомерия и номенклатура. Физические свойства карбонильных соединений. |
|
|
50) Химические свойства альдегидов и кетонов.
| №6 Окисление альдегида аммиачным раствором оксида серебра (I). Реакция альдегида с гидроксидом меди (II). |
| ||
51) Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин – представитель непредельных альдегидов. Ацетон – представитель кетонов. |
|
| ||
52) Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов. |
|
| ||
53) Решение задач и упражнений по теме: «Альдегиды и кетоны». |
|
| ||
Тема 8. Карбоновые кислоты и сложные эфиры | 9 часов | 54) Понятие о карбоновых кислотах, классификация. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия. Строение. |
|
|
55) Физические свойства, способность к образованию водородной связи. Химические свойства. Функциональные производные карбоновых кислот. |
|
| ||
56) Получение кислот. Особые свойства муравьиной кислоты. Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Мыла. |
|
| ||
57) Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая. Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных и ароматических кислотах. | №7 Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой. |
| ||
58) Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств (на примере уксусной кислоты). |
| Практическая работа № 3 | ||
59) Сложные эфиры. Строение и номенклатура. Химические свойства – гидролиз. Распространение в природе и применение. |
|
| ||
60) Повторение и обобщение материала по темам «Спирты. Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Эфиры». |
|
| ||
61) Решение задач по темам «Спирты. Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Эфиры». |
|
| ||
62) Контрольная работа по темам «Спирты. Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Эфиры». |
|
| ||
Тема 9. Азотсодержащие соединения | 6 часов | 63) Понятие о нитросоединениях. Классификация и изомерия аминов. Строение, свойства и получение. |
|
|
64) Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Химические свойства. Способы получения. |
|
| ||
65) Исследование свойств анилина. |
| Практическая работа № 4 | ||
66) Ароматические гетероциклические соединения: пиррол, пиридин. Табакокурение и наркомания – угроза жизни человека. |
|
| ||
67) Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них». |
| Практическая работа № 5 | ||
68) Повторение и обобщение материала по теме «Азотсодержащие соединения». |
|
| ||
III. Вещества живых клеток | 18 часов |
|
|
|
Тема 10. Жиры | 2 часа | 69) Понятие о липидах. Жиры – триглицериды: классификация, состав, строение, свойства. |
|
|
70) Промышленный гидролиз жиров. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности. Калорийность. |
|
| ||
Тема 11. Углеводы | 6 часов | 71) Классификация углеводов и роль фотосинтеза в их образовании. Роль углеводов в метаболизме живых организмов. Калорийность. |
|
|
72) Моносахариды. Глюкоза:строение (таутомерия), свойства. |
|
| ||
73) Природные источники, способы получения и применения глюкозы. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза. |
|
| ||
74) Дисахариды. Сахароза: строение,свойства. Нахождение в природе. | №8 Гидролиз сахарозы.
№9 Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов. |
| ||
75). Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Строение, свойства, нахождение в природе и применение. Гликоген и хитин. | №10 Взаимодействие крахмала с йодом.
№11 Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II).
№12 Гидролиз крахмала. |
| ||
76) Повторение и обобщение материала по теме «Углеводы». |
|
| ||
Тема 12. Аминокислоты. Пептиды. Белки | 6 часов | 77) Аминокислоты: изомерия, состав, строение, свойства. Двойственность аминокислот. Применение и получение в лаборатории. |
|
|
78) Пептиды. Белки. Классификация. Пространственное строение. Методы изучения структуры белков. Профессии, связанные с биотехнологиями. |
|
| ||
79) Свойства и синтез белков. Качественные реакции на белки. |
|
| ||
80) Приготовление растворов белков и изучение их свойств. |
| Практическая работа № 6 | ||
81) Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток». |
| Практическая работа № 7 | ||
82) Решение расчётных задач по теме «Вещества живых клеток». |
|
| ||
Тема 13. Нуклеиновые кислоты | 4 часа | 83) Нуклеиновые кислоты – природные биополимеры. Строение: пуриновые и пиримидиновые основания, нуклеотиды. Роль НК в биосинтезе белка. |
|
|
84)Химия и здоровье человека. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Витамины. Профессии, связанные с медициной |
|
| ||
85) Повторение и обобщение материала по разделу «Вещества живых клеток». |
|
| ||
86) Контрольная работа по разделу «Вещества живых клеток». |
|
| ||
IV. Органическая химия в жизни человека. | 16 часов |
|
|
|
Тема 14. Природные источники углеводородов | 5 часов | 87) Природные источники углеводородов. Профессии, связанные с добычей углеводородного сырья в РК | №13 Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки. |
|
88) Нефть. Нахождение в природе, состав и физические свойства. Способы переработки нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее разделения и их использование. |
|
| ||
89) Переработка нефти. Крекинг нефти: термический и каталитический. Риформинг и пиролиз нефтепродуктов. Профессии, связанные с переработкой углеводородного сырья в РК. |
|
| ||
90) Природный и попутный нефтяные газы. |
|
| ||
91) Каменный уголь. Коксохимическое производство, важнейшие продукты этого производства. |
|
| ||
Тема 15. Промышленное производство органических соединений | 2 часа | 92) Химическая технология. Материалы. Продукты. Научные принципы химического производства. Профессии, связанные с химическими технологиями. |
|
|
93) Решение расчетных задач на выход продукта. |
|
| ||
Тема 16. Полимеры и полимерные материалы | 7 часов | 94) Общие понятия о синтетических ВМС. Классификация полимеров, их свойства и способы получения: полимеризация и поликонденсация. |
|
|
95) Пластмассы. | № 14 Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям). |
| ||
96) Синтетические каучуки. |
|
| ||
97) Синтетические волокна. | № 15 Расплавление капрона и вытягивание из него нитей. |
| ||
98) Распознавание пластмасс. |
| Практическая работа №8 | ||
99) Распознавание синтетических волокон. |
| Практическая работа №9 | ||
100) Понятие о композиционных материалах. Краски. Лаки. Клеи. Красители. |
|
| ||
Тема 17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ | 2 часа | 101) Проблемы безопасного использования веществ в современной жизни. Химические отходы – токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Влияние производных углеводородов на окружающую среду и здоровье человека. |
|
|
102) Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений. |
|
| ||
Заключение | 6 часов | 103) Обобщение знаний по курсу «Органическая химия». |
|
|
104) Обобщение знаний по курсу «Органическая химия». |
|
| ||
105) Решение задач и упражнений по курсу «Органическая химия». |
|
| ||
106) Промежуточная аттестационная работа за курс «Органическая химия» |
|
| ||
107) Анализ работы. |
|
| ||
108) Новые вещества и материалы в технике. |
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс
№ п.п. | Наименование раздела | Количество часов | Лабораторных опытов | Практических работ | Контрольных работ |
I | Теоретические основы общей химии | 14 | 4 | 1 | 1 |
1 | Основные понятия и законы химии. Теория строения атома | 9 | 4 |
| 1 |
2 | Методы научного познания | 5 |
| 1 |
|
II | Химическая статика (учение о веществе) | 16 | 1 | 1 | 1 |
3 | Строение вещества | 9 | 1 |
|
|
4 | Вещества и их системы | 7 |
| 1 | 1 |
III | Химическая динамика (учение о химических реакциях) | 26 | 8 | 1 | 2 |
5 | Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической энергетики | 6 | 1 |
|
|
6 | Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций. | 7 | 2 | 1 | 1 |
7 | Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов. | 13 | 5 |
| 1 |
IV | Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы | 25 | 3 | 5 | 1 |
8 | Неметаллы и их характеристика. | 14 | 2 | 2 |
|
9 | Металлы и их важнейшие соединения. | 9 | 1 | 3 |
|
10 | Обобщение знаний о металлах и неметаллах. | 2 |
|
| 1 |
V | Взаимосвязь неорганических и органических соединений | 7 |
| 2 |
|
11 | Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ. | 4 |
| 1 |
|
12 | Химия и жизнь | 3 |
| 1 |
|
VI | Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии. | 8 |
| 1 |
|
13 | Технологические основы получения веществ и материалов. | 5 |
|
|
|
14 | Экологические проблемы химии. | 3 |
| 1 |
|
| Заключение | 6 |
|
| 1 |
| ИТОГО | 102 | 16 | 11 | 6 |
Содержание учебного материала
11 класс
Тема раздела | Кол-во часов | Тема урока | Лабораторные опыты | Практические работы |
I. Теоретические основы общей химии | 14 часов |
|
|
|
Тема 1. Основные понятия и законы химии. Теория строения атома. | 9 часов | 1) Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи. | № 1 Нагревание стекла в пламени спиртовки.
№ 2 Растворение хлорида натрия.
№ 3 Прокаливание медной проволоки.
№ 4 Действие соляной кислоты на мел или мрамор. |
|
2) Основные законы химии и расчеты на их основе. |
|
| ||
3) Решение задач на законы химии. |
|
| ||
4) Теория строения атома как научная основа изучения химии. Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. |
|
| ||
5) Решение упражнений на строение атома. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атома валентные электроны. Основное и возбуждённое состояния атомов |
|
| ||
6) Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы Д.И. Менделеева. |
|
| ||
7) Общая характеристика s-,p-,d-,f-элементов. Электронные конфигурации атомов переходных элементов. Положение металлических неметаллических элементов в периодической системе. |
|
| ||
8) Характеристика элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. |
|
| ||
9) Контрольная работа по теме «Основные понятия и законы химии. Теория строения атома» |
|
| ||
Тема 2. Методы научного познания. | 5 часов | 10) Научные методы исследования химических веществ и превращений. |
|
|
11) Химический эксперимент и его роль в познании природы. |
|
| ||
12) Химический анализ и синтез веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. |
|
| ||
13) Экспериментальный анализ как метод идентификации химических соединений и определения состава (на примере соединений элементов II А группы). |
| Практическая работа № 1 | ||
14) Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира. |
|
| ||
II. Химическая статика | 16 часов |
|
|
|
Тема 3. Строение вещества. | 9 часов | 15) Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. |
|
|
16) Электроотрицательность. Степень окисления. Валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. |
|
| ||
17) Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие. Единая природа химических связей. |
|
| ||
18) Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. |
|
| ||
19) Кристаллические решётки и их типы. | № 5 Изучение моделей кристаллических решёток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит). |
| ||
20) Решение упражнений на химическую связь. |
|
| ||
21) Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое применение. |
|
| ||
22) Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. |
|
| ||
23) Обобщение знаний по теме: Строение вещества. |
|
| ||
Тема 4. Вещества и их системы. | 7 часов | 24) Система гомо- и гетерогенная. Чистые вещества и смеси. Дисперсные и коллоидные системы. |
|
|
25) Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. |
|
| ||
26) Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества, молярная и моляльная концентрации.
|
|
| ||
27) Приготовление растворов заданной концентрации. |
| Практическая работа № 2 | ||
28) Решение задач на растворы. |
|
| ||
29) Система знаний о веществе. Повторение по разделу «Химическая статика». |
|
| ||
30) Контрольная работа по разделу «Химическая статика». |
|
| ||
III. Химическая динамика | 26 часов |
|
|
|
Тема 5. Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической энергетики | 6 часов | 31) Классификация химических реакций. Закономерности протекания химических реакций. | №6 Осуществление химических реакций разных типов. |
|
32) Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Энтальпия. Энтропия. |
|
| ||
33) Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям. |
|
| ||
34) Энергия Гиббса. Прогнозирование направления реакции. |
|
| ||
35) Закон Гесса, его следствия и практическое значение. |
|
| ||
36) Обобщение знаний по теме «Химические реакции. Основы химической энергетики» |
|
| ||
Тема 6. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций. | 7 часов | 37) Понятие о скорости химической реакции. Энергия активации. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Константа скорости. |
|
|
38) Зависимость скорости реакции от различных факторов. Катализ и катализаторы. Закон действующих масс. | № 7 Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. № 8 Взаимодействие цинка с концентрированной и с разбавленной серной кислотой. |
| ||
39) Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа химического равновесия. |
|
| ||
40) Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье. |
|
| ||
41) Влияние условий на скорость химической реакции. |
| Практическая работа № 3. | ||
42) Обобщение знаний по темам: Основы химической энергетики. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций. |
|
| ||
43) Контрольная работа по темам: «Основы химической энергетики. Закономерности протекания химических реакций» |
|
| ||
Тема 7. Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов. | 13 часов | 44) Теория электролитической диссоциации, её научное и практическое значение. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа диссоциации. |
|
|
45) Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. |
|
| ||
46) Решение упражнений на реакции ионного обмена. |
|
| ||
47) Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. | № 9 Определение рН биологических жидкостей с помощью универсального индикатора.
№ 10 Одноцветные и двухцветные индикаторы.
№ 11 Окраска индикаторов в различных средах.
|
| ||
48) Гидролиз органических и неорганических соединений. | № 12 Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия.
№ 13 Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы). |
| ||
49) Решение упражнений на гидролиз неорганических и органических веществ |
|
| ||
50) Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). |
|
| ||
51) Методы составления уравнений ОВР: электронный и электронно-ионный баланс. |
|
| ||
52) Ряд стандартных электродных потенциалов. Химические источники тока. Электролиз как электрохимический процесс. |
|
| ||
53) Решение упражнений на электролиз расплавов и растворов солей. |
|
| ||
54) Коррозия металлов и способы защиты от неё. |
|
| ||
55) Повторение и обобщение материала по теме «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов». |
|
| ||
56) Контрольная работа по теме «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов». |
|
| ||
IV. Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы | 25 часов |
|
|
|
Тема 8. Неметаллы и их характеристика. | 14 часов | 57) Водород, изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода. |
|
|
58) Общая характеристика галогенов – простых веществ. Галогеноводороды. Галогениды. | № 14 Качественная реакция на галогенид-ионы. |
| ||
59) Кислородсодержащие соединения хлора. Решение задач |
|
| ||
60) Элементы VI А – группы. Кислород и озон. Оксиды и пероксиды. |
|
| ||
61) Сера. Сероводород. Сульфиды. |
|
| ||
62) Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли. |
|
| ||
63) Элементы VА- группы. Азот. Аммиак. Соли аммония. |
|
| ||
64) Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли. | № 15 Качественная реакция на нитраты (проведение кольцевой пробы). |
| ||
65) Фосфор и его соединения: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты, ортофосфаты. |
|
| ||
66) Элементы IVА – группы. Углерод и его соединения: метан, карбиды кальция, алюминия и железа, угарный и углекислый газы, угольная кислота и её соли. |
|
| ||
67) Элементы IVА – группы. Кремний и его соединения: силан, оксид кремния, кремниевые кислоты, силикаты. |
|
| ||
68) Получение аммиака и оксида углерода (IV) и изучение их свойств. |
| Практическая работа № 4 | ||
69) Распознавание карбонатов и решение экспериментальных задач
|
| Практическая работа № 5 | ||
70) Благородные газы. Обобщение знаний по теме «Неметаллы». |
|
| ||
Тема 9. Металлы и их важнейшие соединения. | 9 часов
| 71) Общая характеристика щелочных металлов (IА группа) и их соединения. |
|
|
72) Общая характеристика щелочно-земельных металлов (IIА группа) и их соединения. |
|
| ||
73) Жёсткость воды и способы её устранения. |
| Практическая работа № 6. | ||
74) Общая характеристика металлов IIIА группы. Алюминий и его соединения. |
|
| ||
75) Исследование свойств соединений алюминия и цинка. |
| Практическая работа № 7. | ||
76) Железо как представитель d-элементов. Качественные реакции на катионы железа. |
|
| ||
77) Краткая характеристика отдельных d-элементов (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец). Их соединения. | № 16 Получение и изучение свойств комплексных соединений d-элементов. |
| ||
78) Соединения меди и железа. |
| Практическая работа № 8 | ||
79) Обобщение знаний по теме «Металлы». |
|
| ||
Тема 10. Обобщение знаний о металлах и неметаллах. | 2 часа | 80) Сравнительная характеристика свойств металлов, неметаллов и их соединений. Обобщение знаний о химических реакциях и их классификации. |
|
|
81) Контрольная работа по разделу «Обзор химических элементов и их соединений». |
|
| ||
V. Взаимосвязь неорганических и органических соединений | 7 часов |
|
|
|
Тема 11. Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ. | 4 часа | 82) Общая характеристика неорганических и органических соединений, их классификация и номенклатура. |
|
|
83) Взаимосвязь неорганических и органических реакций. Их классификация. |
|
| ||
84) Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ. |
| Практическая работа № 9 | ||
85) Органические и неорганические вещества в живой природе. Элементы-органогены и их биологические функции. Круговороты элементов в природе. |
|
| ||
Тема 12. Химия и жизнь. | 3 часа | 86) Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химические процессы в живых организмах. |
|
|
87) Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. ПР: Знакомство с образцами лекарственных веществ. |
|
Практическая работа № 10 | ||
88) Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Химия на дачном участке. Химия средств гигиены и косметики. Правила безопасной работы. |
|
| ||
VI. Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии | 8 часов |
|
|
|
Тема 13. Технологические основы получения веществ и материалов. | 5 часов | 89) Общие принципы химической технологии. Научные основы организации современного производства. Природные источники химических веществ. |
|
|
90) Общие способы получения металлов. |
|
| ||
91) Металлургия, металлургические процессы. Сплавы (черные и цветные). |
|
| ||
92) Химическая технология синтеза аммиака. |
|
| ||
93) Решение задач на выход продукта. |
|
| ||
Тема 14. Экологические проблемы химии. | 3 часа | 94) Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. |
|
|
95) Последствия химического загрязнения и охрана атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. |
|
| ||
96) Анализ питьевой воды на кислотность и содержание некоторых ионов. |
| Практическая работа № 11 | ||
Заключение | 6 часов | 97) Обобщение знаний по разделу «Химическая статика». |
|
|
98) Обобщение знаний по разделу «Химическая динамика». |
|
| ||
99) Решение задач и упражнений на свойства неорганических веществ. |
|
| ||
100) Промежуточная аттестационная работа за курс. |
|
| ||
101) Анализ работы. |
|
| ||
102) Новое в химии из различных источников химической информации. |
|
|
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные S-, P-, D-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: S- , P- и D-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
Список литературы для учащихся
Химия: 10 класс: углубленный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., И.М.Титова - М.: Вентана – Граф, 2014
Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень): в 2 частях. Под редакцией проф. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2014
Задачник по химии для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: Профильный уровень/ Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н.. – М.: Вентана-Граф, 2007
Задачник по химии: 11 класс / Лёвкин А.Н., Кузнецова Н.Е.. – М.: Вентана-Граф, 2012