СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции девиантного поведения обучающихся, находящихся в группе «риска» «вместе мы можем изменить всё»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для коррекционно-развивающей работы педагогами-психологами с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) с проблемами в поведении по коррекции конфликтного, агрессивного поведения в рамках программы по коррекции девиантного поведения дезадаптированных обучающихся, находящихся в «группе риска» «Вместе мы можем изменить все» на 2023-2024 учебный год. Программа включает в себя блок работы с участниками образовательных отношений: родителями, педагогами.

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции девиантного поведения обучающихся, находящихся в группе «риска» «вместе мы можем изменить всё»»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»


Рассмотрено

Руководитель ШМО

_____________________

Ваганова И.К.

Протокол № 1 от

«30» августа 2023г.

Согласовано

Зам. директора по УР _________________________Е.А. Кокоулина

Протокол №1 от

«30» августа 2023 г.


Утверждаю

Директор школы

_________________________И.Л. Шадрина

Приказ № 310/3 от

«30» августа 2023г.










ПРОГРАММА ПО

КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

НАХОДЯЩИХСЯ В ГРУППЕ «РИСКА»

«ВМЕСТЕ МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ ВСЁ»







Составила: педагог-психолог

Гореева Лариса Валентиновна







Ачинск, 2023-2024 уч.г.

Содержание

п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

3

БЛОК №1. Организация работы с обучающимся

3

Тематическое планирование

7

БЛОК №2. Организация работы с родителями (законными представителями)

9

Направления и формы работы с семьей

9

Цикл мероприятий для работы с родителями (законными представителями) обучающихся по профилактике

11

Дополнительно

13

Литература

14

Приложение 1. Коррекции девиантного поведения обучающихся, относящихся к «группе риска»

15

Приложение 2. Способы снятия агрессии

21

Приложение 3. Исследование уровня агрессивности ребенка

22





























Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для коррекционно-развивающей работы педагогами-психологами с обучающимися с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) с проблемами в поведении по коррекции конфликтного, агрессивного поведения в рамках программы по коррекции девиантного поведения дезадаптированных обучающихся, находящихся в «группе риска» «Вместе мы можем изменить все» на 2023-2024 учебный год. Программа включает в себя блок работы с участниками образовательных отношений: родителями, педагогами.

Программа содержит два блока: организация работы с обучающимся и организация работы с родителями (законными представителями). Каждый из которых раскрывает план и содержание мероприятий, рассчитанные на один учебный год.

Целевой аудиторией реализации Программы являются обучающиеся общеобразовательного учреждения и их родители (законные представители), а также педагогический коллектив. Категории обучающихся разделены на три составляющие – учащиеся начальной (1-4 класс), средней (5-8 класс) и старшей (9 класс) школы. Основные принципы педагогического воздействия для всех обучающихся одинаковы, однако, для каждого возраста выделены специфические психовозрастные особенности, а именно, учитывают ведущий деятельности каждого возраста: для начальной школы это опора на познавательный интерес; для средней школы– на общение со сверстниками; для старшей школы - на рефлексивное восприятие действительности. Некоторые темы могут рассматриваться персонально, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и конкретной ситуации.

В программе используются педагогические, психологические и социальные технологии. Для организации профилактической работы задействуются такие педагогические технологии как: информационно-коммуникационные: трансляция видеоматериала, возможность проведения социально-психологического тестирования; здоровьесберегающие: интеграция в учебный процесс информации о здоровом образе жизни и применение ее в повседневной жизни; игровые: физкультминутки, психологические игры, кейс-технологии: решение кейсовых задач по актуальной для профилактики тематике и традиционные технологии: классно-урочная организация занятий, проведение лекционных и семинарских занятий.

БЛОК №1. Организация работы с обучающимся

Проблема воспитания детей с девиантным поведением является одной из актуальных психолого-педагогических проблем. Противопоставление себя социуму, социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. Воздействие семьи, ненормативных взаимоотношений, может отрицательно воздействовать на формирование личности. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Девиантное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, в том числе не закрепленные юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

В педагогике и психологии выделяют следующие общие характерные признаки девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;

  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);

  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Для детей с девиацией, особенно подростков, характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;

  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;

  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);

  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;

  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Программа разработана в соответствии с деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей школьного возраста. Направлена на охрану и укрепление здоровья учащихся, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое) развитие.

Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей школьного возраста (в тесной взаимосвязи образовательных задач, реализуемым учителями- предметниками, классными руководителями, социальным педагогом); в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями учащихся; направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка. Поддержание и укрепление психического здоровья учащихся является одной из приоритетных задач развития современного школьного образования и рассматривается как условие реализации ФГОС.

Цель программы: формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни, обучение приемам общения, стимулирование развития коммуникативной культуры и формирование адекватной самооценки.

Задачи:

  • формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • дать представление, с учетом принципа информационной безопасности, о негативных воздействиях на здоровье:

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;

  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • развивать навыки социальноприемлимого общения;

  • формировать у детей моральные представления;

  • снять чрезмерное напряжение и тревожность обучающихся;

  • способствовать приобретению умений и навыков выбора и принятия решений, самоорганизации.

Правила работы с детьми с девиантным поведением:

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного, заинтересованного поведения.

Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

Развивать способность к эмпатии.

Расширять поведенческий репертуар ребенка.

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить брать ответственность на себя.

Объект программы: дезадаптированные обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, сложными дефектами, относящихся к обучающимся группы «риска».

Предмет программы: эмоциональная-волевая и когнитивная сфера обучающегося.

Форма работы: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Методические средства работы:

  • физические игры и упражнения;

  • игры на развитие навыков общения;

  • рисование;

  • подвижные и малоподвижные игры,

  • словесные игры;

  • печатные задания;

  • релаксационные упражнения.

Методы и техники:

  • телесная терапия;

  • игротерапия;

  • сказкотерапия;

  • аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);

  • комплекс упражнений, направленных на самопознание, самопринятие, развитие эмоционально-волевой и когнитивной сферы;

  • малоподвижные и подвижные игры на снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Объем программы рассчитан на 18 с обучающимися. Занятия с педагогом-психологом по реализации данной программы проводятся один раз в две недели, продолжительность занятий составляет от 20 до 40 минут.

Структура занятий: все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и в соответствии с Коллегиальными заключениями. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно, построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Форма работы: преобладает групповая форма работы над индивидуальной, поскольку программа призвана способствовать формированию у каждого ребенка умения говорить НЕТ, усвоить нормы и правила, принятые в обществе. Использование раздаточного материала и творческих заданий (в том числе домашних) как механизм закрепления полученных знаний, и как инструмент создания позитивных ассоциативных связей по изучаемой теме. Допустимо индивидуальная и/ или подгрупповая форма работы для разбора конкретной темы.

Материальное оснащение: оборудование кабинета педагога-психолога: дидактические игры, игрушки, карточки, игры; материалы для арт-терапии.

Система оценки и достижение планируемых результатов:

Психодиагностическое обследование включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария использую научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и другие. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей. Выявляются следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка: особенности контакта ребенка; эмоциональная реакция на ситуацию обследования; реакция на одобрение; реакция на неудачи; эмоциональное состояние во время выполнения заданий; эмоциональная подвижность; особенности общения; реакция на результат. Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка: снижение девиантных проявлений.

Основной целью применения психологической диагностики является определение эмоционального состояния обучающихся, принятие общепринятых норм и правил на начало и окончание реализации программы.

Изменение сроков диагностики возможно по запросу и в соответствии с Индивидуально-профилактической работой несовершеннолетнего/ семьи, как находящегося на сопровождении.

По итогам реализации программы, либо по запросу администрации (социального педагога) составляется справка на обучающегося. В течение реализации коррекционно-развивающей работы возможна корректировка программы на основе выявленных особенностей.

Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимся во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а также их продуктивной деятельности: рисунков, выполненных печатных заданий и отражается в виде рекомендаций для педагогов, работающих в классе.

Планируемые результаты:

  • снять негативные реакции;

  • уметь осознавать свои эмоции и признавать чувства и эмоции других людей;

  • уметь использовать различные способы поведения в проблемной ситуации;

  • уметь выражать агрессию приемлемым способом;

Формы и методы: 

  1. Дискуссия, обсуждение, беседа.

  2. Работа в парах.

  3. Рисунок.

  4. Психологическая игра.

  5. Работа в малых группах.

  6. Интерактивные игры



Тематическое планирование на 2020-2021 учебный год

Тема

Содержание

Методическое, техническое, диагностическое обеспечение

Кол-во часов



I четверть



1.

Первичная (входящая) диагностика

Графические и рисуночные тесты. Незаконченное предложение.

Листы бумаги, графические изображения, карандаши

1


2.

"Проблемы -на передний план" - правило взаимодействия в команде

Упражнение "Камушек в ботинке"

Бумага, карандаши.

1


3.

Я и мои эмоции. Мое внутреннее состояние.

Упражнения "Прогноз погоды", "Спустить пар", "Шутливое письмо"

Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки

1


4.

АРТ-терапия

Упражнение «Рисую злость»

Бумага, изо. материалы

1




Всего


4


II четверть



1.

Сильные и слабые стороны. Осознание своего собственного «Я».

Упражнение «Передача чувств»


1


2.

Гнев. Обида. Снятие напряжения, негативных эмоций

Игра "Тух - тиби - дух!" Упражнения "Безмолвный крик",  «Два барана»

Бумага, карандаши, корзина для бумаг. Мягкие игрушки, подушка

1


3.

Агрессивное поведение. Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева

Упражнения: "Агрессивное поведение»,"Толкалки", "Обзывалки", "Спустить пар"

Бумага, карандаши. Бумага, с нарисованными необычными существами

1


4.

Агрессия может быть конструктивной. Снятие мышечного напряжения.

Игра "Датский бокс"

"Ласковые лапки", "Лепим сказку"

Пластилин, коврики для лепки

1




Всего


4


III четверть


1.

Положительное лидерство

Упражнение "Король"

2 короны, 2 трона

1


2.

Формирование навыков проявления социальноодобряемых эмоций

Упражнения "Любовь и злость», "Слушай звуки"

Записи звуков леса, моря и др.

1


3.

Умение распознавать эмоциональное состояние

Упражнение "Пиктограммы"

Бумага, карандаши

1


4.

Конструктивные способы разрешения конфликта

Упражнение "Ковер мира"

Плед или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п.

2


5.

Видеосюжеты

Присмотр, обсуждение

Видеосюжеты, мультфильмы

1


6.

Сплочение, сочувствие, поддержка, сопереживание

"Доброе животное"


1




Всего


6




IV четверть




1.

Эффективные способы общения

"Связующая нить", "Любящий взгляд", "Ученик дня"

Клубок ниток, бумага, карандаши

1


2.

Формирование чувства доверия

"Прогулка с компасом", "Двое с одним мелком"

Мелки, компас

1


3.

Установление доверительных отношений

"Строители", "Общий ритм",  "Довольный - сердитый"


1


4

Итоговая диагностика

Графические и рисуночные тесты. Незаконченное предложение.

Листы бумаги, графические изображения, карандаши.

1




Всего


4


Итого за год


18




























БЛОК №2. Организация работы с родителями (законными представителями)

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, как себя вести в различных ситуациях. Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Программа в первую очередь направлена на оказание помощи семьям группы «риска». В реализации в образовательном учреждении участвуют классные руководители, социальный педагог, педагоги-психологи.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями) заключается в проведении ежемесячных тематических мероприятий, реализующихся в виде родительских собраний, консультаций с педагогами и специалистами, рассылок электронных информационных материалов.

Программа включает в себя также мероприятия с другими участниками образовательных отношений: педагогическими работниками.

Цель программы: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных и иных особенностях своих детей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей. 

   Задачи программы:

  • обеспечить психолого-педагогическую просветительскую работу с родителями;

  • повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;

  • обучить навыкам конструктивного взаимодействия в ближайшей социальной среде и навыком выхода из кризисных ситуаций;

  • формировать навыки социально-поддерживающего поведения в семье.



Направления и формы работы с семьей


Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей

Ответственные

1

Диагностика семейного неблагополучия

наблюдения специалистов

Педагоги ОУ

Обследование детей и родителей

Педагог-психолог Социальный педагог

мини-консилиумы

Педагог-психолог Социальный педагог

анализ документов

Педагоги ОУ

анализ продуктов детского творчества

Педагог-психолог

составление социально-психологических паспортов семей

Социальный педагог

анализ состояния здоровья детей

Медицинский работник школы

Педагоги ОУ

анализ развития, успеваемости

Педагоги ОУ

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

советы по преодолению сложных жизненных ситуаций

Социальный педагог

Педагог-психолог

консультации специалистов школы

Педагог-психолог Социальный педагог

индивидуальные беседы

Социальный педагог Педагог-психолог

Классные руководители

3

Профилактика семейного неблагополучия.

родительский всеобуч


Социальный педагог Педагог-психолог

Педагоги ОУ

ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей

Социальный педагог Педагог-психолог

пропаганда здорового образа жизни

Социальный педагог Педагоги ОУ

пропаганда семейных ценностей

Социальный педагог Педагог-психолог Педагоги ОУ

постоянный патронаж

Социальный педагог Педагоги ОУ

семинары для учителей и родителей

Социальный педагог Педагог-психолог

лектории для подростков

Социальный педагог Педагог-психолог

помощь в организации досуга и летнего отдыха

Социальный педагог Педагоги ОУ

постановка на профилактический учет ОДНП, КДН, УСЗН

Социальный педагог

посещение семей совместно со специалистами ЦПСиД, органов опеки и попечительства, КДНиЗП.

Социальный педагог











Цикл мероприятий для работы с

родителями (законными представителями) обучающихся по профилактике



Родители (законные

представители) учащихся

начальной школы


Цель


Сентябрь



Час родительской грамотности для родителей первоклассников

Познакомить родителей друг с другом. Наладить доверительные отношения. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации по данной теме. Рассказать родителям о требованиях школы

Октябрь


По итогам диагностики предоставление рекомендации классным руководителям

Обеспечения индивидуально развития каждого ученика. Повышение психологической компетентности

Октябрь


По итогам письменного опроса родителей «Самочувствие моего ребёнка, его адаптация к школе» подготовка рекомендаций

Психологическое просвещение родителей.

Создание положительного эмоционального фона, снятие тревожности

Октябрь

Круглый стол практических практик для родителей педагогов-психологов «Учусь, играя»

Психологическое просвещение родителей.

Создание положительного эмоционального фона.


Октябрь-май

Реализация программы по профессиональному самоопределению «Будущее рождается сегодня» с обучающимися 9 класса (выпускниками)

Профессиональное самоопределение. Повышение психологической компетентности

родителей в вопросах организации семейной

профилактики с учетом психовозрастных особенностей детей

Ноябрь

Командообразующий тренинг для родителей «МЫ- большие дети»

Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка, его возрастных физиологических изменений. Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком. Вовлекать родителей в общественную жизнь школы.

Ноябрь

Медиация. Просветительская беседа с родителями «Способы развития и поддержания сотрудничества. Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций»

Проведение просветительской и профилактической работы среди родителей и педагогического состава образовательной организации.

Декабрь

Интегрированное занятие педагога-психолога с учителем по физической культуре для обучающихся «Путешествие по тропинке здоровья»

Содействие развитию личности, созданию условий для реализации внутреннего потенциала ребенка, помощь в преодолении трудностей в обучении

Январь

Психологическое интервью обучающихся «О душе»

Самопознание, развитие эмоциональной саморегуляции

Февраль

Арт-терапия методом эбру «Хоровод красок» (Младшие классы)

Помочь детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивиться непредсказуемостью произведения

Февраль

Тренинг для родителей «Мы вместе»

Сближение родителей, обучающихся школы. Гармонизация взаимоотношений, использование ресурсов каждого участника команды. Вовлекать родителей в общественную жизнь школы.

Март

Беседа для родителей «Учебная мотивация школьников и пути её повышения»

Проинформировать родителей о взаимосвязи успеваемости и познавательного интереса учащихся; заинтересовать родителей в повышении мотивации своих детей к учебе; формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления; выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.

Март

Квест-игра на командообразование «Протяни руку помощи». (Разновозрастные группы обучающихся)

Преодоление интеллектуальных и эмоциональных трудностей в обучении и общении

Апрель

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся «Госпожа Аккуратность»

Развитие волевой сферы, зрительной памяти, внимания, мышления, мелкой мускулатуры руки.

Апрель

Практико-ориентированный диспут для родителей «Дети- on-line»

Повышение осведомленности родителей о безопасности детей в Интернете и возможностях использования его ресурсов

Май


Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей дома, в школе и на улице»

Формирование знаний о возможности выработать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружаю


По потребности

Консультирование по вопросам межличностного развития в разновозрастной среде и среде сверстников

Психологическое просвещение. Разрешение проблемных ситуаций. Оказание своевременной помощи и поддержки

В течение года

Индивидуальная консультативная работа с обучающимися «группы риска», в т.ч. поддерживающая помощь учащимся с выявленным психологическим неблагополучием («Проблемы воспитания», « Поймите себя и своего ребенка», «Эмоциональное благополучие детей в семье»)

Стабилизация эмоционального состояния. Разрешение проблемных ситуаций. Оказание своевременной помощи и поддержки

По запросу

Профоконсультирование по вопросам самоопределения, личностным проблемам, возникающим в процессе профессионального самоопределения

Помощь и поддержка в профессиональном самоопределении

В течение года по потребности

Консультирование участников образовательного процесса по запросу (беседы, выработка рекомендаций)

Повышение психологической компетентности. Коррекция возникающих проблем. Обеспечения индивидуального развития каждого ученика



Дополнительно


Учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с обучающимся во многом зависит эффективность формирования личности ученика. 

Ведущим принципом работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости среди учащихся с девиантным поведением является принцип комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его микросоциальное окружение.

Решение этой задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи. 



Мероприятия для педагогов



Родители (законные

представители) учащихся

начальной школы


Цель


Ноябрь

Медиация. Просветительская беседа с родителями «Способы развития и поддержания сотрудничества. Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций»

Проведение просветительской и профилактической работы среди родителей и педагогического состава образовательной организации.

Декабрь

Семинар- тренинг для педагогов «Я в конфликте»

Отработка навыков эффективного общения, налаживания взаимодействия. Оказание психологической помощи.

Январь

Психологическая игра для педагогов «Мир эмоций»

Способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию.

Апрель

Психологическая лекция с элементами деловой игры для педагогов «Территория сотрудничества»

Отработка навыков эффективного общения. Гармонизация взаимоотношений, использование ресурсов каждого участника команды

В течение года по потребности

Консультирование участников образовательного процесса по запросу (беседы, выработка рекомендаций)

Повышение психологической компетентности. Коррекция возникающих проблем. Разрешение проблемных ситуаций. Оказание своевременной помощи и поддержки. Стабилизация эмоционального состояния.





Литература

Баль Л.В. Классные часы – здоровью! Разработки (сценарии) занятий на темы здорового образа жизни для начальной школы. Учебнометодическое пособие. – М.: МИОО, 2012 г. – 50 с.

Барцалкина В.В., Дегтярёв А.А., Дегтярёва М.А., Ковалевский Я.В. «Здоровая Россия – Общее дело»: Программа проведения интерактивных занятий по профилактике потребления психоактивных веществ среди молодёжи / Барцалкина В.В., Дегтярёв А.А., Дегтярёва М.А., Ковалевский Я.В. - М.: Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2020. –

С.27.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.

Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.

Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-8 классов.// Школьный психолог №16, 2003.

Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с

Психологические программы развития личности  в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000















Приложение 1

"Коррекции девиантного поведения обучающихся,

относящихся к «группе риска»"

Упражнение "Прогноз погоды"

Цель: научить ребенка приемлемым способом сообщить о своем плохом настроении, уважать состояние души другого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать ребятам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на стол, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Поощрение использования "прогнозов погоды" детьми поможет создать более гармоничную атмосферу в группе, научит считаться с настроением друг друга. Если взрослый будет время от времени представлять детям свой личный "прогноз погоды", это позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.

Упражнение «Камушек в ботинке

Цель: научить детей с помощью метафоры сообщать о своих трудностях.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сигнала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.

Упражнение «Спустить пар»

Цель: работа с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и воспитателями.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".

Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".

Упражнение с воздушным шаром «Спустить пар». Каждому участнику раздается по воздушному шарику. Пока дети надувают шарик, они должны представлять обидчика. Зажать рукой шарик, чтобы воздух не выходил. Потом открыть выход для воздуха, при этом держать шар, чтобы он не вылетел. Пока воздух выходит, быстро сказать, что не нравится в обидчике. Н-р: «Я ненавижу, когда ты заставляешь меня убираться».

Упражнение «Датский бокс»

Цель: показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?

Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.

Упражнение «Агрессивное поведение»

Цель: Исследование агрессивного поведения.

 Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например, пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких ребят продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям.

На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите воспитанников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

—        Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"?

—        Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

—        Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

—        Как ведет себя жертва агрессии?

—        Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?

—        В чем проявляется равноправие между детьми?

—        Как бы ты описал свое собственное поведение?

Упражнение "Шутливое письмо"

Цели: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ упражнения:

  1. Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

  2. Что было при этом труднее всего?

  3. Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

  4. Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

  5. Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

  6. Когда полезно смеяться над конфликтом?

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Упражнение «Любовь и злость»

Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения:

  1. Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?

  2. А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?

  3. А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?

  4. Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?

  5. Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

  6. Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?

  7. Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

Упражнение «Пиктограммы»

Цель: приобретение опыта в распознавании эмоций.

Инструкция: Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Если на знаке нарисованы вилка и ложка — это, конечно, столовая или кафе. Красный крест — это больница или медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией — это сообщение «Не влезай, убьет». Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни?

После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:

1.        Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: «Веселый праздник», «Грустный день», «Пасмурная погода», «Счастье». После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: «Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?».

2.        Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.

3.        Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.

Упражнение «Ковер мира»

Цели: 

1. Предложение стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий.

2. Побуждение детей к отказу от драк, споров и слез, заменяя их обсуждением проблемы друг с другом.

Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими друзьями? О чем вы спорите в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Ваня и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?

После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашей группы. Давайте украсим его».

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

 Анализ упражнения:

—        Почему так важен для нас "ковер мира"?

—        Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

—        Почему недопустимо применение в споре насилия?

—        Что ты понимаешь под справедливостью?













































Приложение 2

Способы снятия агрессии


УВЕСТИ РЕБЁНКА в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.

КОМКАТЬ И РВАТЬ БУМАГУ

БИТЬ ПОДУШКУ ИЛИ БОКСЁРСКУЮ ГРУШУ

ПОТОПАТЬ НОГАМИ


НАПИСАТЬ НА БУМАГЕ ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ, СКОМКАТЬ И ВЫБРОСИТЬ

ВТИРАТЬ ПЛАСТИЛИН В БУМАГУ ИЛИ КАРТОНКУ

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОДЯНОЙ ПИСТОЛЕТ

БАТУТ, НАДУВНЫЕ ДУБИНКИ

ГРОМКО КРИЧАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ "СТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКА, СДЕЛАННЫЙ ИЗ ВАТМАНА"


ПИНАТЬ ПОДУШКУ НОГОЙ ИЛИ КОНСЕРВНУЮ БАНКУ (из-под "пепси", "спрайта")

"ЛИСТОК ГНЕВА", с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И ИГРУШЕК:

Огромный надувной молоток - постучать им со всей силой

Лёгкие мячи, которые можно швырять в мишень

Мягкие подушки, которые можно колотить

Газеты, которые можно комкать и швырять

Погреметь погремушками

Поиграть в игры: "ОБЗЫВАЛКИ", "МЕШОЧЕК ДЛЯ КРИКОВ", "ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА", "СТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКОВ", "СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ".

Игра "КАМУШЕК В БОТИНКЕ"

Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: "Обзывалки", "Двa барана", "Толкалки", "Жужа", "Рубка дров", "Дa и HeT", "Тух-тиби-дух", "Ворвись в круг". 

ИГРЫ "ГОЛОВОМЯЧ", "", "Давайте поздороваемся", "Король", "Ласковые лапки".





Приложение 3

Исследование уровня агрессивности ребенка.

Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

1.     Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2.     Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3.     Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4.     Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5.     Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6.     Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7.     Он не прочь подразнить животных.

8.     Переспорить его трудно.

9.     Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10.  Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11.  В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13.Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18.У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20.  Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Показатели:

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

1.     Часто теряет контроль над собой.

2.     Часто спорит, ругается со взрослыми.

3.     Часто отказывается выполнять правила.

4.     Часто специально раздражает людей.

5.     Часто винит других в своих ошибках.

6.     Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.     Часто завистлив, мстителен.

8.     Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.





























Исследование уровня агрессивности обучающихся ___ класса.

№ п/п



















1

Временами кажется, что в него вселился злой дух.













2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.













3

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.













4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.













5

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.













6

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.













7

Он не прочь подразнить животных.













8

Переспорить его трудно.













9

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.













10

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.













11

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.













12

Часто не по возрасту ворчлив.













13

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.













14

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.













15

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.













16

Легко ссорится, вступает в драку.













17

Старается общаться с младшими и физически более слабыми.













18

У него нередки приступы мрачной раздражительности.













19

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.













20

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.



























1

Часто теряет контроль над собой.













2

Часто спорит, ругается со взрослыми.













3

Часто отказывается выполнять правила.













4

Часто специально раздражает людей.













5

Часто винит других в своих ошибках.













6

Часто сердится отказывается сделать что-либо.













7

Часто завистлив, мстителен.













8

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.