СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа коррекционной работы  для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2), осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА.

Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Цель курса:

Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи курса:

  • выявление речевого недоразвития учащихся;
  • развитие фонетико-фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
  • развитие лексического запаса;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • коррекция просодической стороны речи;
  • развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;
  • формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;
  • развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
  • расширение объёма зрительной и слуховой памяти;
  • коррекция чтения и письма;
  • воспитание навыков и приёмов самоконтроля;
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
  • формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.

Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у учащихся варианта 6.2  с НОДА, проведение необходимой коррекции.

Логопедическая программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2  4 класс, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи.  Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

            Коррекционно-развивающие занятия с учащимися с НОДА (вариант 6.2) предусматривают следующие направления:

  1. Обучение произношению:

- коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении.

  1. Речевое дыхание:

- произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний ифраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах).

  1. Голос:

- изменение силы голоса в связи со словесным ударением,  в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно).

Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах(по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя,подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова).

Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть.

  1. Звуки и их сочетания:

-усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь,ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день);

- правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч;

-дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п,д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч;

-произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь,несёт, пюре);

-дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, входе их усвоения.

  1. Работа по коррекции усвоенных звуков:

- дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;

- дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:

  • носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д( и их мягкие пары);
  • слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;
  • слитных и смычных: ц—т, ч—т;
  • свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ;
  • глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж;
  • аффрикат: ц-ч;
  • звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш;
  • твёрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.
  1. Слово:

- произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

- воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их

звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

- понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-,

четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.

  1. Фраза:

- произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).

- воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной ивопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно);

- воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога;

- закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение

наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) (4 класс)»



Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа №3»








Утверждаю

Директор школы И.Л.Шадрина__________

Приказ №____________

от «_____»____________2020г.











Программа по коррекции речевых нарушений

у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)

(4 класс)












Составил: учитель-логопед А.Н.Малинкова













Ачинск, 2020г.


Пояснительная записка.


Программа коррекционной работы для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2), осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА.

Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Цель курса:

Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи курса:

  • выявление речевого недоразвития учащихся;

  • развитие фонетико-фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;

  • развитие лексического запаса;

  • совершенствование грамматического строя речи;

  • формирование связной речи;

  • коррекция просодической стороны речи;

  • развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;

  • формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;

  • развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;

  • расширение объёма зрительной и слуховой памяти;

  • коррекция чтения и письма;

  • воспитание навыков и приёмов самоконтроля;

  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

  • формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.

Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у учащихся варианта 6.2 с НОДА, проведение необходимой коррекции.

Логопедическая программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2 4 класс, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися с НОДА (вариант 6.2) предусматривают следующие направления:

  1. Обучение произношению:

- коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении.

  1. Речевое дыхание:

- произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний ифраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах).

  1. Голос:

- изменение силы голоса в связи со словесным ударением, в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно).

Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах(по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя,подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова).

Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть.

  1. Звуки и их сочетания:

-усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь,ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день);

- правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч;

-дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п,д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч;

-произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь,несёт, пюре);

-дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, входе их усвоения.

  1. Работа по коррекции усвоенных звуков:

- дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;

- дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:

  • носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д( и их мягкие пары);

  • слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;

  • слитных и смычных: ц—т, ч—т;

  • свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ;

  • глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж;

  • аффрикат: ц-ч;

  • звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш;

  • твёрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.

  1. Слово:

- произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

- воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их

звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

- понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-,

четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.

  1. Фраза:

- произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).

- воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной ивопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно);

- воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога;

- закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение

наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).






Поурочный годовой план работы

с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата

(вариант 6.2) 4 класс


Форма работы: индивидуальное занятие

Периодичность: 2 раза в неделю по 20 минут.

Общее количество занятий: 68


Недели

Кол-во занятий

Тема

Цель занятий

1

2

3

4

Сентябрь

I

II

1-4

Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма.

Заполнение протокола обследования речи. Постановка логопедического заключения.

III

5

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Фонопедические упражнения.


Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов. Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк.

Упражнять в фонационном дыхании.

6

Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Фонопедические упражнения.

Самомассаж лица.

Самомассаж подушечек пальцев.


Улучшить подвижность артикуляционных органов. Дифференцировать носовое и ротовое дыхание. Формировать силу и продолжительность выдоха, его постепенность и целенаправленность.

Нормализация тонуса мышц. Развивать координацию и произвольную моторику.

IV

7

Дидактическая игра «Весёлый карандаш»




Развивать графомоторные навыки. Развивать творческое мышление. Увеличивать подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость.


8

Упражнения и игры с использованием нетрадиционных техник (штампы, обрывание бумаги, рисование пальчиками, ниткография, бисерография)

Увеличивать подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость

Октябрь

I

9

10

Состав слова. Корень как главная часть слова.

Развивать зрительное восприятие

II

11

12

Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Развивать мыслительные операции

III

13

14

Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

Развивать слухового внимания

IV

15

16

Приставки пространственного и временного значения.

Развивать зрительное восприятие

Ноябрь

II

17

18

Окончания.

Развивать фонематический слух

III

19

20

Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

Развивать функции самоконтроля

IV

21

22

Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы.

Развивать зрительное восприятие

Декабрь

I

23

24

Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова.

Развивать слуховое внимание

II

25

26

Оглушение звонких согласных в середине слова.

Развивать фонематический слух

III

27

28

Выделение словосочетаний из предложений.

Развивать мыслительные операции

IV

29

30

Составление предложений из словосочетаний.

Формировать коммуникативные навыки

Январь

II

31

32

Согласование слов в числе.

Формировать коммуникативные навыки

III

33

34

Согласование слов в роде.

Развивать мыслительные операции

IV

35

36

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

Развивать функции самоконтроля

Февраль

I

37

38

Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

Формировать коммуникативные навыки

II

39

40

Согласование глаголов с именами существительными в числе.

Развивать фонематический слух

III

41

42

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Развивать слуховое внимание

IV

43

44

Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

Формировать коммуникативные навыки

Март

I

45

46

Дифференциация предлогов и приставок.

Развивать мыслительные операции

II

47

48

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

Развивать функции самоконтроля

III

49

50

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

Развивать мыслительные операции

IV

51

52

Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

Формировать коммуникативные навыки

Апрель

I

53

54

Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

Развивать мыслительные операции

II

55

56

Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

Развивать мыслительные операции

III

57

58

Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

Развивать мыслительные операции

IV

59

60

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Развивать функции самоконтроля

Май

I

61


Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

Развивать функции самоконтроля

62

Составление рассказа по его началу.

Формировать коммуникативные навыки

II

63


Составление рассказа по данному концу.

Формировать коммуникативные навыки

64

Составление рассказа по данному плану.

Формировать коммуникативные навыки

III

IV

65-68


Проведение итоговой диагностики обследования речи. Оценка динамики работы учащихся.

Выявить динамику в речевом развитии учащегося.

По результатам итоговой диагностики составить протокол речевого развития учащегося.