Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа №3»
Утверждаю
Директор школы И.Л.Шадрина__________
Приказ №____________
от «_____»____________2020г.
Программа по коррекции речевых нарушений
у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
(4 класс)
Составил: учитель-логопед А.Н.Малинкова
Ачинск, 2020г.
Пояснительная записка.
Программа коррекционной работы для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2), осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА.
Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Цель курса:
Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Программа направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии учащихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи курса:
выявление речевого недоразвития учащихся;
развитие фонетико-фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
развитие лексического запаса;
совершенствование грамматического строя речи;
формирование связной речи;
коррекция просодической стороны речи;
развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;
формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;
развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
расширение объёма зрительной и слуховой памяти;
коррекция чтения и письма;
воспитание навыков и приёмов самоконтроля;
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у учащихся варианта 6.2 с НОДА, проведение необходимой коррекции.
Логопедическая программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2 4 класс, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися с НОДА (вариант 6.2) предусматривают следующие направления:
Обучение произношению:
- коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении.
Речевое дыхание:
- произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний ифраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах).
Голос:
- изменение силы голоса в связи со словесным ударением, в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно).
Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах(по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя,подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова).
Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть.
Звуки и их сочетания:
-усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь,ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день);
- правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч;
-дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п,д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч;
-произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь,несёт, пюре);
-дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, входе их усвоения.
Работа по коррекции усвоенных звуков:
- дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, и-у;
- дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:
носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д( и их мягкие пары);
слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;
слитных и смычных: ц—т, ч—т;
свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ;
глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж;
аффрикат: ц-ч;
звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш;
твёрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.
Слово:
- произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.
- воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их
звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).
- понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-,
четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.
Фраза:
- произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).
- воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной ивопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно);
- воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога;
- закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение
наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).
Поурочный годовой план работы
с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.2) 4 класс
Форма работы: индивидуальное занятие
Периодичность: 2 раза в неделю по 20 минут.
Общее количество занятий: 68
Недели | Кол-во занятий | Тема | Цель занятий |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь |
I II | 1-4 | Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | Заполнение протокола обследования речи. Постановка логопедического заключения. |
III | 5 | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Фонопедические упражнения. | Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов. Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк. Упражнять в фонационном дыхании. |
6 | Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Фонопедические упражнения. Самомассаж лица. Самомассаж подушечек пальцев. | Улучшить подвижность артикуляционных органов. Дифференцировать носовое и ротовое дыхание. Формировать силу и продолжительность выдоха, его постепенность и целенаправленность. Нормализация тонуса мышц. Развивать координацию и произвольную моторику. |
IV | 7 | Дидактическая игра «Весёлый карандаш» | Развивать графомоторные навыки. Развивать творческое мышление. Увеличивать подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость. |
| 8 | Упражнения и игры с использованием нетрадиционных техник (штампы, обрывание бумаги, рисование пальчиками, ниткография, бисерография) | Увеличивать подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость |
Октябрь |
I | 9 10 | Состав слова. Корень как главная часть слова. | Развивать зрительное восприятие |
II | 11 12 | Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Развивать мыслительные операции |
III | 13 14 | Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. | Развивать слухового внимания |
IV | 15 16 | Приставки пространственного и временного значения. | Развивать зрительное восприятие |
Ноябрь |
II | 17 18 | Окончания. | Развивать фонематический слух |
III | 19 20 | Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. | Развивать функции самоконтроля |
IV | 21 22 | Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы. | Развивать зрительное восприятие |
Декабрь |
I | 23 24 | Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. | Развивать слуховое внимание |
II | 25 26 | Оглушение звонких согласных в середине слова. | Развивать фонематический слух |
III | 27 28 | Выделение словосочетаний из предложений. | Развивать мыслительные операции |
IV | 29 30 | Составление предложений из словосочетаний. | Формировать коммуникативные навыки |
Январь |
II | 31 32 | Согласование слов в числе. | Формировать коммуникативные навыки |
III | 33 34 | Согласование слов в роде. | Развивать мыслительные операции |
IV | 35 36 | Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. | Развивать функции самоконтроля |
Февраль |
I | 37 38 | Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. | Формировать коммуникативные навыки |
II | 39 40 | Согласование глаголов с именами существительными в числе. | Развивать фонематический слух |
III | 41 42 | Согласование глаголов с именами существительными в роде. | Развивать слуховое внимание |
IV | 43 44 | Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. | Формировать коммуникативные навыки |
Март |
I | 45 46 | Дифференциация предлогов и приставок. | Развивать мыслительные операции |
II | 47 48 | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). | Развивать функции самоконтроля |
III | 49 50 | Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). | Развивать мыслительные операции |
IV | 51 52 | Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). | Формировать коммуникативные навыки |
Апрель |
I | 53 54 | Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). | Развивать мыслительные операции |
II | 55 56 | Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). | Развивать мыслительные операции |
III | 57 58 | Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). | Развивать мыслительные операции |
IV | 59 60 | Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. | Развивать функции самоконтроля |
Май |
I | 61 | Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. | Развивать функции самоконтроля |
62 | Составление рассказа по его началу. | Формировать коммуникативные навыки |
II | 63 | Составление рассказа по данному концу. | Формировать коммуникативные навыки |
64 | Составление рассказа по данному плану. | Формировать коммуникативные навыки |
III IV | 65-68 | Проведение итоговой диагностики обследования речи. Оценка динамики работы учащихся. | Выявить динамику в речевом развитии учащегося. По результатам итоговой диагностики составить протокол речевого развития учащегося. |