СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекционному курсу Ритмика.Вариант 7.2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по коррекционному курсу Ритмика.Вариант.7.2.

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекционному курсу Ритмика.Вариант 7.2.»


Коррекционный курс «Ритмика»


Вариант 7.2


Программа по коррекционному курсу «Ритмика» разработана для специальных (коррекционных) классов VIIвида и предназначена для 1, 1дополнительного, 2-4 специальных (коррекционных) классов VII вида.


Пояснительная записка

Актуальность.С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие двигательные нарушения:
- нарушение координации движений;
- скованность при выполнении движений и упражнений;
- отсутствие плавности движений;
- недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации.

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.

На занятиях ритмики средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР.

Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике.


Задачи программы:

  • овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами (дудки, погремушки и т.д.))

  • развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.);

  • развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти;

  • развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки;

  • развитие умения совместной коллективной деятельности;

  • воспитание самоорганизации и самодисциплины;

  • приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств.

Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики:

  • оздоровительное;

  • образовательное;

  • воспитательное;

  • коррекционно-развивающее.

Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой.При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На занятиях ритмики происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности. Коррекционно-развивающие занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова. Ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезотерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности школьников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.

Организация работы по программе.

Программа по курсу «Ритмика» рассчитана на 5 лет обучения для детей с ЗПР из 1 – 4-ых (специальных) коррекционных классов:33 часа (одно занятие в неделю) в 1и 1дополнительном классах и 34 часа (одно занятие в неделю) во 2 – 4 классах после уроков во второй половине дня.

Общие требования к организации занятий.

В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму.

Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий.

В помещении должны находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха для детей и для сидячих упражнений, желательно ковер или индивидуальные коврики подстилки (многие задания выполняются сидя на полу). Оборудование для проведения уроков ритмики: мячи, шары разных размеров и цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, кегли, скакалки, гимнастические палки, колокольчики, барабанчики, бубны, ложки и т.п. – по количеству детей в классе.


Способ определения результативности освоения программы

Программа считается освоенной, если ребенок присутствовал не менее, чем на половине занятиях по ритмике. По окончании курса дети получают сертификат.

Форма подведения итогов

Участие в классных и общешкольных праздниках и концертах .

Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса "Ритмика"

Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

  • проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
    учебной деятельности;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;

  • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

  • формирование умения понимать причины успеха
    (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

  • двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения;

  • ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища;

  • выполнять дыхательные упражнения;

  • использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре;

  • уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями.


Содержание программы по коррекционному курсу "Ритмика"

Программа содержит 4 раздела:

  • «Ритмико-гимнастические упражнения»;

  • «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»;

  • «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»;

  • «Народные пляски и современные танцевальные движения».







Календарно-тематическое планирование по предмету «Ритмика»

(Рассуев Павел, 1 «Г» класс, программа 7.2)

п/п

Дата


Тема

Цели, задачи

Требования к уровню познавательности учащихся

Коррекционная направленность


по плану

фактич.





1

01.09


Знакомство с уроком ритмики. Местоположение в классе. Разучивание нового комплекса ОРУ

Цели: формировать знания и представления о правилах безопасности на уроках ритмики, гигиеническими и эстетическими требованиями к комплекту одежды для занятий; дать общие представления об основных понятиях и правилах

Учащиеся должны знать:

• термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно);

• названия простых общеразвивающих упражнений (в соответствии с программой по физкультуре);

• названия простых танцевальных шагов (мягкий, на полупальцах, приставной, переменный, галоп).


Работать над увеличением зрительных представлений

2

08.09


Основные движения под музыку:

ходьба, бег, прыжки

Цели: разучить выполнение движений под музыку: ходьбу, бег, прыжки; учить бегу с изменением направления под музыку

Развивать образную память

3

15.09


Музыкально-ритмические движения:

лёгкий бег, дробный шаг

Цели: формировать представление о двигательном режиме младшего школьника; разучить выполнение музыкально-ритмических движений

Развивать умение концентрировать внимание

4

22.09


Плавные движения рук под музыку

Цели: учить детей выполнять движения под музыку, учитывая характер и темп музыки

Учащиеся должны уметь:

• выполнять основные движения и общеразвивающие упражнения с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;

• слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;

• повторить на звучащем инструменте простейший ритмический рисунок;


Формировать навыки самоконтроля

5

29.09


Изменение движений в соответствии со

сменой музыкальных фраз

Цели: учить детей выполнять движения под музыку, учитывая характер и темп музыки, изменять движения с изменением музыкальных фраз

Развивать слуховое восприятие

6

06.10


Ритмические хлопки

Цели: развивать у детей чувство ритма; отрабатывать выразительность и четкость исполнения движений

Развивать наглядно-действенное мышление

7

13.10


Повторение основных движений

Цели: повторить технику выполнения основных движений; развивать пространственную ориентацию

Воспитывать самостоятельность, ответственность

8

20.10


Движение хороводом в большом круге

Цели: развивать пространственную ориентацию; развивать координацию движения

Вырабатывать умение преодолевать трудности

9

27.10


Движение хороводом в большом круге. Хоровод с голосовым сопровождением.

Цели: развивать пространственную ориентацию; развивать координацию движения; развитие выразительности движений

Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности

10



Спокойный хороводный шаг

Цели: развивать чувство ритма, слуха; чувство партнерства

• выполнять простейшие подражательные движения;

• участвовать в четырех-пяти плясках.



Развивать устойчивость внимания

11



Свободные движения под музыку

Цели: закрепить навык ощущения темпа и умения сорганизовывать свои движения с заданным темпом музыки

Формировать умение анализировать свою деятельность

12



Слушание музыкальных произведений

Цели: познакомить со средствами музыкальной выразительности- темп (быстрый, средний, медленный)

Развивать слуховое внимание

13



Плавные движения под музыку

Цели: учить передавать движением ритмический рисунок музыки

Развивать умение анализировать

14



Упражнения с мячом, скакалкой,

обручем

Цели: развивать пространственную ориентацию; равновесие

Формировать тактильно-двигательное различение свойств предметов

15



Упражнения с мячом, скакалкой,

обручем. Эстафета

Цели: развивать пространственную ориентацию; равновесие; развивать партнерство

Развивать зрительное восприятие

16



Игры под музыку. "Ветерок-ветер", "После дождя", "Гладить кошку"

Цели: создать музыкально-двигательный образ

Развивать умение распределять внимание

17



Разучивание нового комплекса ОРУ.

Цели: разучить музыкально-ритмическую композицию "Ремонт"

Расширять активный словарь

18



Повторение музыкально-ритмических

движений

Цели: развивать общую и речевую моторику; повторить изученные движения

Устранять навыки некритичности, неустойчивой и пониженной самооценки

19



Плавные движения рук

Цели: учить создавать музыкально-двигательный образ

Развивать наглядно-действенное мышление

20



Упражнения на развитие равновесия

Цели: развивать координацию движений, пространственную ориентацию

Активизация двигательной памяти

21



Чередование бега и поскоков

Цели: познакомить и разучить технику бега, чередование бега и подскоков

Развивать зрительное восприятие

22



Упражнение с мячом

Цели: развивать умение удерживать предмет в руке, чувство партнерства

Развивать зрительно-моторную координацию

23



Подражательные движения

Цели: развивать чувство ритма, координацию; формировать творческие способности

Формировать целенаправленное внимание

24



Прыжки под музыку через скакалку

Цели: учить правильно держать предмет в руке; развивать координацию движений

Учить адекватно реагировать на успех и неуспех

25



Бег между предметами, не задевая их

Цели: развивать координацию движений, пространственную ориентацию

Развивать тактильно-двигательное восприятие

26



Игры под музыку

Цели: создать музыкально-двигательный образ

Развивать критичность

27



Свободное движение под плясовую

музыку

Цели: познакомить со строением музыкального произведения и композицией танца

Развивать глазомер

28



Народные пляски. Танец и костюм

Цели: познакомить со строением музыкального произведения и композицией танца

Развивать произвольное внимание

29



Упражнения для развития координации

движений

Цели: повторить технику выполнения основных движений; развивать пространственную ориентацию

Воспитывать позитивное отношение к критике

30



Игры с пением на свежем воздухе

Цели: развивать чувство ритма, координацию; формировать творческие способности

Расширять пассивный словарь

31



Парные танцы: вальс, танго

Цели: учить двигаться под музыку в паре, развивать чувство ритма

Развивать наглядно-действенное мышление

32



Прослушивание музыкальных

произведений.

Цели: повторить средства музыкальной выразительности- темп (быстрый, средний, медленный)

Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности

33



Прослушивание музыкальных

произведений. Игра: «Угадай

мелодию»


Цели: развивать чувство ритма, музыкальный слух

Формировать навыки самоконтроля








Список литературы


  1. Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. М., 1992.

  2. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 1998

  3. Движения под музыку в детском саду / Под ред. Косицыной М.А.

  4. Картушина М.Ю. Оздоровительные вечера досуга. М., 2005

  5. Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 – Музыка,2012

  6. Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 – Музыка,2012

  7. Котышева Е.Н.«Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» - Речь,2010

  8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1993.

  9. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в спец. детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под. ред. Зарина А.П., Ложко Е.Л., СПб. 1994.

  10. Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмянина. – М.: Дрофа, 2000.

  11. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. -М., 1999.

  12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.


22