Коррекционный курс «Ритмика» Вариант 7.2 Программа по коррекционному курсу «Ритмика» разработана для специальных (коррекционных) классов VIIвида и предназначена для 1, 1дополнительного, 2-4 специальных (коррекционных) классов VII вида. Пояснительная записка Актуальность.С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике. У большинства детей с ЗПР наблюдаются следующие двигательные нарушения: - нарушение координации движений; - скованность при выполнении движений и упражнений; - отсутствие плавности движений; - недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации. Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка. На занятиях ритмики средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Данная программа направлена на коррекцию особенностей нервно-психического склада, своеобразия поведения и личностной реакции, а также эмоционально-волевой незрелости у детей с ЗПР. Целью программы является создание условий для личностного развития обучающихся с ЗПР и коррекции отклонений в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР, посредством воздействия специфическими средствами, свойственными ритмике. |
Задачи программы: овладение разнообразными формами движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, упражнения с звучащими инструментами (дудки, погремушки и т.д.)) развитие умения воспринимать на слух, различать и понимать специфические средства музыкального «языка» (динамика, темп и т. д.); развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти; развитие умственной деятельности, творческого воображения, памяти, формирование произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки; развитие умения совместной коллективной деятельности; воспитание самоорганизации и самодисциплины; приобщение детей к музыке, совершенствование музыкально-эстетических чувств. Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ЗПР, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях ритмики: Занятия ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма. Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность. Занятия ритмикой тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой.При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На занятиях ритмики происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности. Коррекционно-развивающие занятия ритмикой являются эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова. Ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезотерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности школьников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия ритмикой заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения. |
Организация работы по программе.
Программа по курсу «Ритмика» рассчитана на 5 лет обучения для детей с ЗПР из 1 – 4-ых (специальных) коррекционных классов:33 часа (одно занятие в неделю) в 1и 1дополнительном классах и 34 часа (одно занятие в неделю) во 2 – 4 классах после уроков во второй половине дня.
Общие требования к организации занятий.
В начале и в конце каждого занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Ученикам необходимо для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму.
Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий.
В помещении должны находиться музыкальный инструмент, гимнастические скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха для детей и для сидячих упражнений, желательно ковер или индивидуальные коврики подстилки (многие задания выполняются сидя на полу). Оборудование для проведения уроков ритмики: мячи, шары разных размеров и цвета, флажки, ленты, косынки, обручи, кегли, скакалки, гимнастические палки, колокольчики, барабанчики, бубны, ложки и т.п. – по количеству детей в классе.
Способ определения результативности освоения программы
Программа считается освоенной, если ребенок присутствовал не менее, чем на половине занятиях по ритмике. По окончании курса дети получают сертификат.
Форма подведения итогов
Участие в классных и общешкольных праздниках и концертах .
Планируемые результаты реализации программы коррекционного курса "Ритмика"
Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов
учебной деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
Метапредметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
формирование умения понимать причины успеха
(неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки, отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами, воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами, выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища;
выполнять дыхательные упражнения;
использовать на уроках ритмики умения, полученные на занятиях по музыке и физической культуре;
Содержание программы по коррекционному курсу "Ритмика"
Программа содержит 4 раздела:
«Ритмико-гимнастические упражнения»;
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»;
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»;
«Народные пляски и современные танцевальные движения».
Календарно-тематическое планирование по предмету «Ритмика» (Рассуев Павел, 1 «Г» класс, программа 7.2) |
п/п | Дата | | Тема | Цели, задачи | Требования к уровню познавательности учащихся | Коррекционная направленность |
| по плану | фактич. | | | | |
1 | 01.09 | | Знакомство с уроком ритмики. Местоположение в классе. Разучивание нового комплекса ОРУ | Цели: формировать знания и представления о правилах безопасности на уроках ритмики, гигиеническими и эстетическими требованиями к комплекту одежды для занятий; дать общие представления об основных понятиях и правилах | Учащиеся должны знать: • термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно); • названия простых общеразвивающих упражнений (в соответствии с программой по физкультуре); • названия простых танцевальных шагов (мягкий, на полупальцах, приставной, переменный, галоп). | Работать над увеличением зрительных представлений |
2 | 08.09 | | Основные движения под музыку: ходьба, бег, прыжки | Цели: разучить выполнение движений под музыку: ходьбу, бег, прыжки; учить бегу с изменением направления под музыку | Развивать образную память |
3 | 15.09 | | Музыкально-ритмические движения: лёгкий бег, дробный шаг | Цели: формировать представление о двигательном режиме младшего школьника; разучить выполнение музыкально-ритмических движений | Развивать умение концентрировать внимание |
4 | 22.09 | | Плавные движения рук под музыку | Цели: учить детей выполнять движения под музыку, учитывая характер и темп музыки | Учащиеся должны уметь: • выполнять основные движения и общеразвивающие упражнения с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4; • слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения; • повторить на звучащем инструменте простейший ритмический рисунок; | Формировать навыки самоконтроля |
5 | 29.09 | | Изменение движений в соответствии со сменой музыкальных фраз | Цели: учить детей выполнять движения под музыку, учитывая характер и темп музыки, изменять движения с изменением музыкальных фраз | Развивать слуховое восприятие |
6 | 06.10 | | Ритмические хлопки | Цели: развивать у детей чувство ритма; отрабатывать выразительность и четкость исполнения движений | Развивать наглядно-действенное мышление |
7 | 13.10 | | Повторение основных движений | Цели: повторить технику выполнения основных движений; развивать пространственную ориентацию | Воспитывать самостоятельность, ответственность |
8 | 20.10 | | Движение хороводом в большом круге | Цели: развивать пространственную ориентацию; развивать координацию движения | Вырабатывать умение преодолевать трудности |
9 | 27.10 | | Движение хороводом в большом круге. Хоровод с голосовым сопровождением. | Цели: развивать пространственную ориентацию; развивать координацию движения; развитие выразительности движений | Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности |
10 | | | Спокойный хороводный шаг | Цели: развивать чувство ритма, слуха; чувство партнерства | • выполнять простейшие подражательные движения; • участвовать в четырех-пяти плясках. | Развивать устойчивость внимания |
11 | | | Свободные движения под музыку | Цели: закрепить навык ощущения темпа и умения сорганизовывать свои движения с заданным темпом музыки | Формировать умение анализировать свою деятельность |
12 | | | Слушание музыкальных произведений | Цели: познакомить со средствами музыкальной выразительности- темп (быстрый, средний, медленный) | Развивать слуховое внимание |
13 | | | Плавные движения под музыку | Цели: учить передавать движением ритмический рисунок музыки | Развивать умение анализировать |
14 | | | Упражнения с мячом, скакалкой, обручем | Цели: развивать пространственную ориентацию; равновесие | Формировать тактильно-двигательное различение свойств предметов |
15 | | | Упражнения с мячом, скакалкой, обручем. Эстафета | Цели: развивать пространственную ориентацию; равновесие; развивать партнерство | Развивать зрительное восприятие |
16 | | | Игры под музыку. "Ветерок-ветер", "После дождя", "Гладить кошку" | Цели: создать музыкально-двигательный образ | Развивать умение распределять внимание |
17 | | | Разучивание нового комплекса ОРУ. | Цели: разучить музыкально-ритмическую композицию "Ремонт" | Расширять активный словарь |
18 | | | Повторение музыкально-ритмических движений | Цели: развивать общую и речевую моторику; повторить изученные движения | Устранять навыки некритичности, неустойчивой и пониженной самооценки |
19 | | | Плавные движения рук | Цели: учить создавать музыкально-двигательный образ | Развивать наглядно-действенное мышление |
20 | | | Упражнения на развитие равновесия | Цели: развивать координацию движений, пространственную ориентацию | Активизация двигательной памяти |
21 | | | Чередование бега и поскоков | Цели: познакомить и разучить технику бега, чередование бега и подскоков | Развивать зрительное восприятие |
22 | | | Упражнение с мячом | Цели: развивать умение удерживать предмет в руке, чувство партнерства | Развивать зрительно-моторную координацию |
23 | | | Подражательные движения | Цели: развивать чувство ритма, координацию; формировать творческие способности | Формировать целенаправленное внимание |
24 | | | Прыжки под музыку через скакалку | Цели: учить правильно держать предмет в руке; развивать координацию движений | Учить адекватно реагировать на успех и неуспех |
25 | | | Бег между предметами, не задевая их | Цели: развивать координацию движений, пространственную ориентацию | Развивать тактильно-двигательное восприятие |
26 | | | Игры под музыку | Цели: создать музыкально-двигательный образ | Развивать критичность |
27 | | | Свободное движение под плясовую музыку | Цели: познакомить со строением музыкального произведения и композицией танца | Развивать глазомер |
28 | | | Народные пляски. Танец и костюм | Цели: познакомить со строением музыкального произведения и композицией танца | Развивать произвольное внимание |
29 | | | Упражнения для развития координации движений | Цели: повторить технику выполнения основных движений; развивать пространственную ориентацию | Воспитывать позитивное отношение к критике |
30 | | | Игры с пением на свежем воздухе | Цели: развивать чувство ритма, координацию; формировать творческие способности | Расширять пассивный словарь |
31 | | | Парные танцы: вальс, танго | Цели: учить двигаться под музыку в паре, развивать чувство ритма | Развивать наглядно-действенное мышление |
32 | | | Прослушивание музыкальных произведений. | Цели: повторить средства музыкальной выразительности- темп (быстрый, средний, медленный) | Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности |
33 | | | Прослушивание музыкальных произведений. Игра: «Угадай мелодию» | Цели: развивать чувство ритма, музыкальный слух | Формировать навыки самоконтроля |
Список литературы
Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. М., 1992.
Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 1998
Движения под музыку в детском саду / Под ред. Косицыной М.А.
Картушина М.Ю. Оздоровительные вечера досуга. М., 2005
Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 – Музыка,2012
Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 – Музыка,2012
Котышева Е.Н.«Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» - Речь,2010
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1993.
Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в спец. детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под. ред. Зарина А.П., Ложко Е.Л., СПб. 1994.
Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмянина. – М.: Дрофа, 2000.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. -М., 1999.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.
22