СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по кружку " Музыкальный калейдоскоп"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по кружку " Музыкальный калейдоскоп"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Художественная направленность программы - стимулирование творческой деятельности детей посредством хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.

Новизна. Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся, отражают стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в обществе своих сверстников, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей.

Отличительная особенность программы в том, что данная программа позволяет в условиях общеобразовательной школы расширить вокальные возможности учащихся, она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников.

Цель реализуемой программы:

  • Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

  • Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.


Задачи:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

  • Обучить детей вокальным навыкам;

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

  • Привить навыки сценического поведения;

  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;

  • Развить музыкальные способности детей;


Программа кружка «Нотка за ноткой» рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 36 часа (по 1 ч в неделю). Группа формируется из детей 4-7 классов, возраст 10-13 лет.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются музыкальными примерами, наглядными пособиями видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие репетиция, на которой отрабатываются концертные номера.

Заключительное занятие, занятие-концерт, который проходит в коне учебного года «Виват таланты». Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятиевыступление на концертах, конкурсах, праздниках.


Все занятия строятся по схеме:

  • прослушивание музыкального произведения;

  • разбор текста песни;

  • работа с труднопроизносимыми словами;

  • разучивание музыкального произведения;

  • работа над выразительностью исполнения.  

Способы проверки предполагаемых результатов:

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные и конкурсные выступления.

Предполагаемые результаты программы:



Должны знать:



  • строение голосового аппарата;

  • особенности и возможности певческого голоса

  • гигиену певческого голоса

  • музыкальные жанры (песня, танец, марш);

  • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,  
     мелодию, ритм;

   

Уметь:



  • петь в унисон

  • певческий диапазон в пределах 1,5 октав 

  • дирижерские жесты;

  • петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

  • соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,  
      ненапряженно.

  • передача простого ритмического рисунка

  • свободное владение дыханием

  • умение двигаться под музыку, не бояться сцены



Учебно-тематический план

п/п

Разделы

Количество часов

теоретическ

практическ

общее

1

Пение как вид искусства

2

3

5

2

Музыкальные термины и понятия

4

1

5

3

Развитие ритмического слуха

-

2

2

4

Развитие певческих способностей

-

15

15

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой

-

10

10







Календарно – тематическое планирование кружка «Нотка за ноткой»

название темы

количество часов

теоретическ

практическ

общее

1

Как влияет музыка на жизнь человека.

1

-

1

2

Правила пения. Проверка слуха.

1

-

1

3

Диапазон подбор репертуара.

-

1

1

4

Работа над чистым унисоном.

-

1

1

5

Знакомство с музыкальными жанрами.

-

1

1

6

Термины музыкального искусства.

1

-

1

7

Термины музыкального искусства.

1

-

1

8

Основы музыкальной грамоты.

1

-

1

9

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

-

1

1

10

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

1

-

1

11

Развитие чувства ритма.

-

1

1

12

Развитие чувства ритма.

-

1

1

13

Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий.

-

1

1

14

Певческая установка. Дыхание.

-

1

1

15

Работа над дикцией.

-

1

1

16

Постановка голоса. Певческая позиция.

-

1

1

17

Работа над расширением диапазона.

-

1

1

18

Работа над расширением диапазона.

-

1

1

19

Работа с солистами.

-

1

1

20

Работа с солистами.

-

1

1

21

Работа ад чистым интонированием.

-

1

1

22

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

-

1

1

23

Формирование чувства ансамбля.

-

1

1

24

Формирование чувства ансамбля.

-

1

1

25

Навыки пения без сопровождения.

-

1

1

26

Работа над выразительным исполнением

-

1

1

27

Создание художественного образа музыкального произведения.

-

1

1

28

Формирование сценической культуры.

-

1

1

29

Формирование сценической культуры.

-

1

1

30

Развитие артистических способностей детей.

-

1

1

31

Работа с фонограммой.

-

1

1

32

Музыкально-исполнительская работа.

-

1

1

33

Музыкально-исполнительская работа.

-

1

1

34

Отбор лучших номеров, репетиции.

-

1

1

35

Отбор лучших номеров, репетиции.

-

1

1

36

Концерт «Виват таланты»

-

1

1


Итого

6

30

36

Содержание программы

Раздел 1 Пение как вид искусства 5 ч

Теория 2ч: Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Посадка певца исполнителя, положение корпуса, головы. Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса.

Практика 3 ч: Навыки пения сидя и стоя. Работа над унисоном, подбором репертуара. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.



Раздел 2 Музыкальные термины и понятия 5 часа.

Теория 4ч: Познакомить с основными средствами выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение). Дать понятия «хор», «солист».



Практика 1 ч: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Определение в песнях фразы, в них запев и припев.



Раздел 3 Развитие ритмического слуха 2 ч



Практика 2 ч: Тренировать чувство метро – ритма, ритмический слух. Игра на ударных музыкальных инструментах. Знакомство с простыми ритмами и размерами.

Раздел 4 Развитие певческих способностей 15 ч

Практика 15 ч: Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Выработка активного унисона.

Раздел 5 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой: 10ч

Практика 10 ч: Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. В процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по созданию сценического образа.

Методическое обеспечение программы.

Музыкальный инструмент (фортепиано), ноутбук, фонограммы; методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей; словари, справочники иллюстрированные.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные. Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за реализацией образовательной программы, а также за усвоением обучающимися определённых знаний, формированием навыков и умений - важная задача для педагога.

Технические средства: музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD, микшерный пульт.

Музыкальные произведения в СД записи; видеозаписи, портреты композиторов; тематическая литература.

Специализированный кабинет.

Список литературы для педагога

1. Андрианова  Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

7. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: 


Список литературы для детей:

  1. Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей, кн. 1. Изд. 6-е. Ленинград: Музыка, 1972.

  2. Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.

  3. Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.

  4. Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.

  5. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 1994.

  6. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.

  7. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.

  8. Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.

  9. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград: Советский композитор, 1991.

  10. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству.





































Пояснительная записка

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Художественная направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать

Новизна программы в том, что она разработана для учащихся, имеющих средний и низкий уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво,

потребность в общении.

Актуальность программы связана с ростом числа учеников , пожелавших заниматься пением в нашей школе, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.


Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:


  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию;

  • образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;

  • приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;



Задачи:



Образовательные:

  • развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками;

  • развитие навыков вокального интонирования;

  • овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)

  • обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном

Развивающие:

  • развитие индивидуальных и творческих способностей детей;

  • развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма

  • развитие музыкального слуха;

  • артистизма;

  • духовно- нравственное развитие.



Воспитательные:

  • воспитание общей и музыкальной культуры детей;

  • привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности;

  • организация свободного времени и профилактика асоциального поведения;

  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости, в достижении поставленных целей.


Программа кружка «Музыкальный мир» рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (по 1 ч в неделю). Группа формируется из детей 8-11 классов, возраст 14-17 лет.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются музыкальными примерами, наглядными пособиями видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие репетиция, на которой отрабатываются концертные номера.

Заключительное занятие, занятие-концерт, который проходит в коне учебного года «Виват таланты». Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятиевыступление на концертах, конкурсах, праздниках.


Все занятия строятся по схеме:

  • прослушивание музыкального произведения;

  • разбор текста песни;

  • работа с труднопроизносимыми словами;

  • разучивание музыкального произведения;

  • работа над выразительностью исполнения.  

Формы проверки предполагаемых результатов:

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные и конкурсные выступления.

Ожидаемые результаты программы:



Знать:

  • основы вокально – хоровых навыков; правила пения; виды дыхания; муз.штрихи; средства музыкальной выразительности.

  • самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двухчастных форм.

  • выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;

  • исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне от первой октавы – до второй октавы;

  • различать звучание мажора и минора.

  • узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;

  • иметь любимые произведения;

  • знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);

Уметь:

  • применять правила пения на практике;

  • петь чисто ансамблем в унисон;

  • применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

  • чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;

  • петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;

  • сценически оформлять концертный номер.







Учебно-тематический план:

п/п

Разделы

Общее кол-во часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Певческая установка. Певческое дыхание.

4

2

2

2

Вокально-хоровая работа.

14

2

12

3

Формирование ансамблевого пения.

4

3

1

4

Концертная деятельность.

14

14

-

















Календарно – тематическое планирование кружка «Музыкальный мир»

название темы

количество часов

теоретическ

практическ

общее

1

Беседа о гигиене певческого голоса.

1

-

1

2

Певческая установка. Навыки пения сидя и стоя.

1

-

1

3

Постановка дыхания. Дыхательные упражнения.

-

1

1

4

Владение голосовым аппаратом.

-

1

1

5

Типы певческих голосов.

1

-

1

6

Постановка голоса. Использование вокальных упражнений.

-

1

1

7

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

-

1

1

8

Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

-

1

1

9

Работа над дикцией и артикуляцией.

-

1

1

10

Опорное дыхание, артикуляция, певческая

позиция.

-

1


1

11

Знакомство с произведениями различных жанров

манерой исполнения.

1

-

1

12

Подбор песенного репертуара

-

1

1

13

Подбор песенного репертуара

-

1

1

14

Вокально-хоровая работа над песенным

репертуаром.

-

1

1

15

Вокально-хоровая работа над песенным

репертуаром.

-

1

1

16

Вокально-хоровая работа над песенным

репертуаром.

-

1

1

17

Вокально-хоровая работа над песенным

репертуаром.

-

1

1

18

Вокально-хоровая работа над песенным

репертуаром.

-

1

1

19

Ансамблевое пение.

1

-

1

20

Ансамблевое пение.

-

1

1

21

Выработка активного унисона.

-

1

1

22

Отработка полученных вокальных данных.

-

1

1

23

Навыки работы с микрофоном.

-

1

1

24

Навыки работы с микрофоном.

-

1

1

25

Работа с фонограммой.

-

1

1

26

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

-

1

1

27

Работа над имиджем.

-

1

1

28

Формирование сценической культуры.

-

1

1

29

Формирование сценической культуры.

-

1

1

30

Развитие артистических способностей детей.

-

1

1

31

Развитие артистических способностей детей.

-

1

1

32

Обрабатывание исполнительно-сценического

образа.

-

1

1

33

Обрабатывание исполнительно-сценического

образа.

-

1

1

34

Работа над выразительным исполнением

репертуара.

-

1

1

35

Отбор лучших номеров, репетиция.

-

1

1

36

Подготовка к итоговому концерту.

-

1

1


Итого:

15

21

36

Содержание программы

Раздел 1: Певческая установка. Певческое дыхание - 4 ч

Теория 2ч: Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Посадка певца исполнителя, положение корпуса, головы.

Практика 2ч: Навыки пения, сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

Раздел 2: Вокально-хоровая работа – 14 ч

Теория 2ч: Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Овладение основными навыками. Беседа о том, что полезно, а что вредно для голоса. Формирование вокального звука.

Практика 12 ч: Анализ основных певческих навыков, овладение некоторыми навыками. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсирование). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон-легато и легато. Пропевание музыкальных штрихов и звукообразование.



Раздел 3: Формирование ансамблевого пения – 4 ч

Теория 1 ч: Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Понятие а капелла. Двухголосие. Интервал. Правила простого двухголосия.

Практика 3ч: Ансамблевое пение. Пение в унисон. Использование а капелла. Пение двухголосием.

Раздел 4: Концертная деятельность -13 ч

Практика 13 ч: Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Навыки работы с микрофоном и фонограммой. Формирование сценической культуры. Обрабатывание исполнительно-сценического образа. Развитие артистических способностей детей. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Обучение ребенка пользованию фонограммой.



Методическое обеспечение программы.

Музыкальный инструмент (фортепиано), ноутбук, фонограммы; методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей; словари, справочники иллюстрированные.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные. Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за реализацией образовательной программы, а также за усвоением обучающимися определённых знаний, формированием навыков и умений - важная задача для педагога.

Технические средства: музыкальный центр, микрофон, телевизор, DVD, микшерный пульт.

Музыкальные произведения в СД записи; видеозаписи, портреты композиторов; тематическая литература.



Специализированный кабинет.

Список литературы для педагога

  1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса.

  2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

  3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»

  4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы.

  5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор»

  6. . Струве Г. «Школьный хор»

  7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»

Список литературы для детей:



  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.– 1998

  3. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005

  4. О.Д. Ушакова «Великие композиторы», справочник школьника, С-Петербург. «Литера», 2005г.