27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «КЯХТИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
г. Кяхта, ул. Крупской, 32, тел: 8(30142)-91-4-27
сайт: cdo-kyahta.buryatschool.ru
e-mail:[email protected]
принята на заседании
методического (педагогического) совета Утверждаю
протокол № ____________ Директор МБУ КЦДОДО
от «_____» ____________________20____г. «__»__________20____г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Занимательная физика»
Возраст детей: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы: Кожевникова Наталья Александровна
с. Большая Кудара
2021год
Пояснительная записка
Новизна.В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребёнок мог целенаправленно развивать свои умственные, творческие способности, формировать активную жизненную позицию, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Целесообразность. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, я сочетаю в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.
Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.
Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.
Цель программы: Углубить и расширить знания учащихся, полученные в курсе Окружающего мира по темам «Природные явления»,«Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».
Задачи программы:
Образовательная:
формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
формировать умения работать с оборудованием.
Воспитательная:
формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
Развивающая:
развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Принципы программы:
Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность.
Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.
Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.
Реалистичность.
В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными явлениями. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 15 занятий (из расчёта 1 раза в неделю с одной группой).
Формы работы:
подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
Особенности организации работы кружка
Для занятий у ребёнка должны быть: ручка, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, тетрадь в клетку, отпечатанный материал занятия.
В начале каждого занятия- « Разминка» (3-5 мин.) это может быть загадки, ребусы, кроссворды касающиеся теме занятия.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Затем мы переходим к теме занятия выясняем что знают уже учащиеся и чего бы им хотелось нового узнать. Разбор материала.
-В течение следующих 3-4 минут- « Мой подарок»-физкультминутка, которую по очереди готовит каждый ребёнок. Это может быть игра, которую он проведёт с другими, исполнение песни или танца, комплекса упражнений для других ребят и т.д.
Физкультминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
-Оставшиеся 20-25 минут опыты, совместное (парное, групповое) обсуждение, доказательство действий, аргументация.
Следующий этап закрепление знаний он реализуется через выполнение различных занимательных опытов, как совместных так и индивидуальных . Опыты подбираются в соответствии с возрастом.
Занимательные опыты повышают познавательную деятельность. Формируют умения грамотно излагать свои мысли , работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новыми знаниями.
-В конце занятия – цветовая рефлексия, оценка занятия. Дети в тетради рисуют цветок, листок ( любую фигуру) в соответствии с результатом: красный- получилось всё отлично, жёлтый- всё хорошо, зелёный- только часть выполнена так, как хотелось, синий- не получилось так, как хотелось.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
преемственность.
Система отслеживания и оценивания результатов.
Контроль и оценка результатов знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая проходит в мае, в форме тестирования и обобщающего урока-праздника. В течение года диагностика имеющихся знаний и умений выявляется в форме:
беседы
устного опроса
участия в олимпиадах и конкурсах
итоговых уроков-праздников
исследование познавательного интереса.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание занятий:
Тема № 1 «Введение. Путешествие Мюнхгаузена». Обзор тем курса. Путешествие Мюнхгаузена. Слайдовая презентация.
Тема № 2 «Как зависит объем вытесненной воды от формы тела». Дети выдвигают гипотезу, какие тела вытеснят больше воды. В ёмкость для воды опускаем по очереди предметы разной массы и приходят к выводу, что объем вытесненной воды не зависит от массы. После чего опускаем в воду предметы разной формы. Дети делают выводы, заносят результаты в тетрадь
Тема № 3 «Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими?» В ёмкость с водой опускаются различные предметы. Выводится условие плавания тел. Опыт в воду опускают картошку наблюдают, после чего воду насыщают солью и наблюдают как картофель всплывает. Рассказ учителя о мертвом море.
Тема № 4 «Почему одни тела тонут, а другие нет?» В ёмкость с водой опускают пластилин, наблюдаем. Делаем из пластилина кораблик делаем выводы из увиденного. Металлическую крышку сначала опускаем ребром потом ложем плашмя.
Тема № 5 «Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена». С помощью пипетки капаем воду на листок бумаги листок намазанный парафином, наблюдаем, как капелька катается по листку. Рассматриваем куски материала проделываем то же определяем какие кусочки намокают с каких вода скатывается . Тоже с крыльев птиц, листочков растении. Делаем выводы.
Тема № 6 «Урок игра. Брейн-ринг». Загадки ребусы. Группа делится на две. Выбирается командир и название команды согласно пройденным темам.
Тема № 7 «Атмосфера». Даем понятие атмосфера. Её влияние на микроклимат Земли.
Тема № 8 «Атмосферное давление». Доказательство атмосферного давления фокус как достать монету из воды не намочив рук.
Тема № 9 «Зависимость атмосферного давления от высоты». Знакомство с прибором для измерения давления «барометр». Измерение давления на 1 этаже здания и на 5 этаже делаем выводы. Высотомер.
Тема № 10 «Влияние атмосферного давления на живые организмы» Рассказ учителя как живые организмы используют атмосферное давление на примере присосок.
Тема № 11 «Источники звуков» Интернет ресурсы. Различные звуки. Металлическая линейка: получаем звук уменьшая длину линейки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков разной частоты.
Тема № 12 «Причина возникновения звуков». Опыты с хрустальным бокалом. Изготовление телефона. На нитку нанизываем два стаканчика дном друг другу завязываем узел . Один говорит другой слушает. Делаем выводы как распространяется звук.
Тема № 13 «День непослушания». Дети приносят различные стеклянные ёмкости наполняем водой до разной высоты и играем на получившемся инструменте.
Тема № 14 «Игра- урок. (совместно с учителем музыки). Высокий и низкий тембр». Проводим в кабинете музыки.
Тема № 15-17 «Экскурсии. Звуки природы». Учимся слушать и слышать звуки природы.
Тема № 18 «Вводное занятие». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса. Слайдовая презентация.
Тема № 19 «Компас. Принцип работы» Знакомство с компасом. Как пользоваться. Изготавливаем простейший компас (на воду ложем пробку сверху кладем иголку и ждем, пока она не повернется). Рассказ учителя история создания компаса .
Тема № 20 «Магнит». Магниты полосовые, дуговые. Наблюдаем за взаимодействием . Магнитный конструктор.
Тема № 21 «Магнитная руда». Из кабинета географии набор минералов. Металлические предметы. Наблюдение линий магнитного поля.
Тема № 22 «Магнитное поле Земли». Рассказ учителя как ориентируются птицы, насекомые по полю земли.
Тема № 23 «Урок- игра». Класс делим на группы. Ребята готовят вопросы друг другу. Отгадывают загадки.
Тема № 24 «Электричество на расческах». Электризация шарика, воды, мыльного пузыря.
Тема № 25 «Осторожно статическое электричество». Рассказ учителя прочему зимой при снятии одежды волосы дыбом становятся. Как уберечь оргтехнику от статического электричества.
Тема № 26 «Электричество в игрушках». Дети приносят игрушки электрические, которые не жалко разобрать. Сборка электроконструктора.
Тема № 27 «Урок-игра»
Тема № 28 «Солнечные зайчики». Как поймать солнечного зайчика: источник света, зеркальце. Прямолинейное распространение света. Тень. Затмение.
Тема № 29 «Цвета компакт диска. Мыльный спектр». Дети наблюдают за спектром света сначала на компакт-дисках потом на мыльной пленке.
Тема № 30 «Радуга в природе» .Рассказ учителя причина возникновения радуги. Рисуем радугу. Распределяем спектр. Учим (Как однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь).
Тема № 31 «Складываем цвета. Совместно с учителем ИЗО». Краски, альбом. Сложение цветов. Демонстрация раскрученного круга Ньютона.
Тема № 32 Урок-практикум. Рисуем пейзаж.
Тема № 33Урок-практикум. Рисуем натюрморт.
Тема № 34«Заключительный урок. Урок- игра «Самый умный» с участием детей из старших классов» Демонстрация опытов.
Ожидаемые результаты.
По окончании изучения тем обучающиеся должны знать и уметь:
уметь пользоваться компасом;
знать принцип его действия;
уметь объяснять природные явления;
уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;
уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
уметь кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Тематическое планирование
| № занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Сроки |
| 1 | Введение. Путешествие Мюнхгаузена. | презинтация | |
| Свойства жидкости. |
| 2 | Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. | Ёмкость для воды, тела одинаковой формы но разной массы, разной формы но одинаковой массы. | |
| 3 | Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими? | Ёмкость для воды, тела разные по форме и массе, соль, картошка. | |
| 4 | Почему одни тела тонут, а другие нет? | Пластилин, сосуд с водой, крышка с закраинами. | |
| 5 | Явление смачивания жидкостью тел. Загадка Мюнхгаузена. | Листки бумаги смазанные парафином, различные куски материала смачиваемые водой и нет, перья водоплавающих птиц (гусь, утка) | |
| 6 | Урок игра. Брейн-ринг | Загадки, ребусы, слайдовая презентация. | |
| Давление воздуха |
| 7 | Атмосфера | Плакаты, слайдовая презентация. | |
| 8 | Атмосферное давление | Стакан, блюдце, свеча, шприц. Эвристическая беседа. | |
| 9 | Зависимость атмосферного давления от высоты. | Барометр. | |
| 10 | Влияние атмосферного давления на живые организмы | Беседа .Анимационный фильм, ресурсы интернет, присоски. | |
| Звук вокруг нас. |
| 11 | Источники звуков. | Презентация, видеоролик Звуки природы. | |
| 12 | Причина возникновения звуков | Беседа, опыты (линейка, камертон, хрустальный бокал). Изготовление телефонной связи (нитка, одноразовые стаканчики). | |
| 13 | День непослушания | Занимательные опыты «Бутылочный орган» | |
| 14 | Игра урок. (совместно с учителем музыки). Высокий и низкий тембр. | Угадай инструмент. Звуки разных инструментов. | |
| 15-17 | Экскурсии. Звуки природы | Поход в лес | |
№ занятия | Тема занятия | Используемые ресурсы | Сроки | |
18 | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами . Слайдовая презентация. | | |
Магнетизм. | |
19 | Компас. Принцип работы. | Пробка, иголка, ёмкость для воды | | |
20 | Магнит. | Магниты полосовые, дуговые, | | |
21 | Магнитная руда. | Намагничивание металлических предметов. Картина магнитного поля земли (картон, металлические опилки). | | |
22 | Магнитное поле Земли | Как ориентируются птицы и насекомые. Слайдовая презентация, интернет ресурсы | | |
23 | Урок игра. | Кроссворд, загадки, ребусы. | | |
Электростатика. | |
24 | Электричество на расческах. | Электризация шарика, воды, мыльного пузыря. | | |
25 | Осторожно статическое электричество. | Материалы шерсть, шелк, синтетика. | | |
26 | Электричество в игрушках | Дети приносят игрушки | | |
27 | Урок-игра | Загадки, кроссворды, ребусы | | |
Свет | |
28 | Солнечные зайчики | Зеркало источник света. Слайдовая презентация. | | |
29 | Цвета компакт диска. Мыльный спектр | Компакт диски, мыльный раствор , коктейльные трубочки | | |
30 | Радуга в природе. | Интернет ресурсы. Карандаши, альбом. | | |
31 | Складываем цвета. Совместно с учителем ИЗО | Круг Ньютона. Краски, бумага | | |
32 | Урок-практикум. Рисуем пейзаж | Краски. Бумага. | | |
33 | Урок- практикум. Рисуем натюрморт. | Краски. Бумага. | | |
34 | Заключительный урок. Урок- игра «Самый умный» с участием детей из старших классов | Демонстрационные опыты. | | |
Список литературы.
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
Физика для самых маленьких WWW yoube.com