СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по курсу "Юный филолог", 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по курсу "Юный филолог"для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа по курсу "Юный филолог", 6 класс»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (34 ч.)

Организационное занятие. «Люби и знай русский язык» (1ч.)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей.

РАЗДЕЛ 1

«Секреты устной речи» (Фонетика. Интонация.) (4 ч.)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

РАЗДЕЛ 2

«Загадки русского словообразования»

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (8 ч.)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова (2 ч.)

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5. Сказочные превращения.

Тема 2.6. Подготовка творческих работ по теме раздела.

Тема 2.7. Презентация творческой работы.

В завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.



РАЗДЕЛ 3

«Секреты письменной речи»
(Графика. Орфография. Пунктуация) (6 ч.)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит.

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем (2 ч.).

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

РАЗДЕЛ 4

«Загадки русского слова» (Лексика. Фразеология) (4 ч.)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы.

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа (2 ч.).

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

РАЗДЕЛ 5

«Секреты морфологии и синтаксиса» (Морфология. Синтаксис.) (8 ч.)

Тема 5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема 5.2. В чём секрет глагола и его форм (2 ч.).

Тема 5.3. Как отличать грамматические омонимы (2ч.).

Тема 5.4. Какими бывают предложения (2 ч.).

Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

РАЗДЕЛ 6

«Речевой этикет» (2 ч.)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающее занятие (1ч.)

Тема 7. Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник




















Название темы

(раздела)

Всего

часов

Из них

аудиторные

внеаудиторные активные

1

Организационное занятие

1

1


Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2

Разночтение слов в звучании и написании.

2

1

1

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

1

1

4

Какова роль интонации в устной речи

2

1

1

5

Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

1

1


Загадки русского словообразования.

(Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

6

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

0,5

0,5

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

0,5

0,5

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

0,5

0,5

9

Этимология слов. Работа со словарями

1

0,5

0,5

10

Сказочные превращения.

1

0,5

0,5

11

Презентация творческой работы.

2

1

1

Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

12

Зачем нужно знать алфавит.

1

0,5

0,5

13

В чём секрет правописания морфем.

1

0,5

0,5

14

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

0,5

0,5

15

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

0,5

0,5

16

Бенефис знаний.

1

0,5

0,5

Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (5 ч)

17

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

0,5

0,5

18

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

0,5

0,5

19

О чём рассказывают фразеологизмы

1

0,5

0,5

20

Фразеология в художественных произведениях.

1

0,5

0,5

21

Практическая работа.

1

0,5

0,5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

22

Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга.

1

0,5

0,5

23

В чём секрет глагола и его форм.

1

0,5

0,5

24

Как отличать грамматические омонимы.

1

0,5

0,5

25

Какими бывают предложения.

1

0,5

0,5

26

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

2

1

1

Речевой этикет.(3 ч)

27

Правила речевого этикета.

2

1

1

28

Формулы речевого этикета.

1

1


Обобщающее занятие. (2ч)

Итого часов: 35


Список литературы для педагога

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007


Список литературы для учащихся

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.