Рабочая программа
по курсу «Решение проектных задач» 6 класс
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Обучающиеся научатся:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Содержание курса
«Решение проектных задач» 6 класс
34 часов в год, 1 час в неделю.
1. Азы исследовательской деятельности 3 часа
Исследовательская деятельность Методы исследования в биологии. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования Наблюдение, опыт, эксперимент. Многообразие растений.
2. Систематика растений 2 часа
Многообразие растений. Определитель растений Систематические единицы
3. Морфология растений 4 часа
Морфологические особенности изучаемого растения Морфология, листовая мозаика, особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов
4. Анатомия растения 6 часов
Анатомия изучаемого растения. Клеточное строение изучаемого растения .Работа в лаборатории
5. Физиология растений 4 часа
Особенности жизнедеятельности растения. Дыхание, фотосинтез, тропизмы. Сезонные изменения в жизни
6. Экология растений 3 часа
Экологические особенности произрастания Географический ареал распространения растения.
7. Роль растения в природе и жизни человека 6 часов
Биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Пищевые цепи с данным растением, сообщества Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении рецепты и информация об использовании растения человеком Растение в литературных и музыкальных произведениях
8. Правила оформления работы 6 часов
Подготовка презентации по материалам проекта Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления
Тематическое планирование
Тема | Основные виды деятельности | Дата |
|
Азы исследовательской деятельности 3 часа | |
1 | Исследовательская деятельность | Формирование познавательных интересов Учатся составлять план исследования Знакомятся с особенностями исследовательской деятельности | |
2 | Методы исследования в биологии | Формирование познавательных интересов Знакомятся с универсальными научными методами Изучают методы исследования в биологии | |
3 | Экскурсия «Мир растений» | Формирование познавательных интересов Учатся составлять отчет по экскурсии Выбирают объект исследования, готовят гербарные образцы | |
| Систематика растений 2 часа | |
4 | Работа с определителем растений | Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Учатся работать с определителем | |
5 | Систематика изучаемого растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Определяют систематическое положение выбранного растения | |
| Морфология растений 4 часа | |
6 | Морфологические особенности изучаемого растения Экскурсия | Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Зарисовывают растение, проводят измерения размеров | |
7 | Морфологические особенности изучаемого растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | |
8 | Морфологические особенности изучаемого растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | |
9 | Морфологические особенности изучаемого растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов | |
| Анатомия растений 6 часов | |
10 | Анатомия изучаемого растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают внутреннее строение | |
11 | Анатомия изучаемого растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Изучают внутреннее строение | |
12 | Клеточное строение изучаемого растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с живыми объектами Готовят микропрепарат растения. Рассматривают его под микроскопом | |
13 | Работа в лаборатории | Формирование познавательных интересов Учатся работать с инструкциями, оборудованием Учатся работать с инструкциями, оборудованием | |
14 | Работа в лаборатории | Формирование познавательных интересов Учатся работать с инструкциями, оборудованием Учатся работать с инструкциями, оборудованием | |
15 | Работа в лаборатории | Формирование познавательных интересов Учатся работать с инструкциями, оборудованием Учатся работать с инструкциями, оборудованием | |
| Физиология растений 4 часа | |
16 | Особенности жизнедеятельности растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений | |
17 | Особенности жизнедеятельности растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений | |
18 | Сезонные изменения в жизни растения Экскурсия | Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Работают в фотолаборатории. Готовят фотографии растения в разные времена года, ведут фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.) | |
19 | Сезонные изменения в жизни растения | Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений | |
| Экология растений 3 часа | |
20 | Экологические особенности произрастания | Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Изучают экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Определяют его отношение к различным экологическим группам | |
21 | Экологические особенности произрастания | Формирование познавательных интересов Учатся работать с источником информации Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений | |
22 | Географический ареал распространения | Формирование познавательных интересов Умение работать с картой Наносят на контурную карту ареал распространения данного растения | |
| Роль растения в природе и жизни человека 6 часов | |
23 | Роль растения в природе | Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию Рассматривают биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Составляют пищевые цепи с данным растением, зарисовывают сообщества | |
24 | Роль растения в жизни человека | Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию Собирают рецепты и информацию об использовании растения человеком | |
25 | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | Формирование познавательных интересов Умение работать с различными источниками информации Из различных источников собирают информацию | |
26 | Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении | Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию | |
27 | Растение в литературных и музыкальных произведениях | Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию Из различных источников собирают информацию | |
28 | Творческая работа - подготовка сказки о выбранном растении | Формирование познавательных интересов Умение собирать и анализировать информацию Учатся творчески преподносить информацию о растениях | |
| Правила оформления работы 6 часов | |
29 | Подготовка презентации по материалам проекта | Формирование познавательных интересов Умение работать в программе презентаций | |
30 | Оформление исследовательской работы | Формирование познавательных интересов Умение работать в программе печати | |
31 | Оформление исследовательской работы | Формирование познавательных интересов Умение работать в программе печати | |
32 | Оформление исследовательской работы | Формирование познавательных интересов Умение работать в программе печати | |
33 | Защита исследовательской работы | Умение проводить защиту работы, анализировать работу других и свою | |
34 | Итоговый урок. | | |
Примерные темы исследовательских работ по программе
«Проектная деятельность»
Наблюдение за ростом и развитием фасоли.
Растения Красной книги нашей местности.
Выращивание петунии
Растения Красной Книги нашей области.
Все ли йогурты полезны?