Комитет образования и науки Курской области
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Лёгкая атлетика»
Возраст обучающихся: 15-20 лет
Срок реализации: 1 год (180 часов)
Составитель
Бойко Алексей Владимирович
педагог дополнительного образования
Рыльск, 2022г.
1. Пояснительная записка
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все кто занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное).
Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.
Актуальность программы обуславливается тем, что легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта. Занятия общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года. Различные виды бега, прыжков и метания входят составной частью в каждое занятие по легкой атлетике и тренировочный процесс многих других видов спорта. Занятия легкой атлетикой способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышению социального статуса детей. Данный вид спорта формирует слагаемые физической культуры: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, двигательные способности, знания и навыки в области физической культуры. В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенствующее место благодаря разнообразию, доступности, дозируемости, а также ее прикладному значению. Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания.
Отличительной особенностью образовательной программы является то, что с введением в образовательных организациях физкультурно-спортивного комплекса «ГТО», который предусматривает сдачу обучающимися контрольных нормативов, предусмотрено уделить большее количество учебных часов на совершенствование навыков и умений различных видов техники легкоатлетического многоборья, развивая быстроту, силу, ловкость, выносливость, гибкость повысить общую физическую подготовку, что позволит обучающимся повысить уровень соревновательной деятельности и в других видах спорта. Занятия легкой атлетикой являются общедоступным видом спорта, раскрывающим себя для занимающихся в разнообразие дисциплин, т.е. видов спортивных упражнений: бега, прыжков, метания, и вовлекающего детей в соревновательную деятельность. Занятия легкой атлетикой способствуют положительному оздоровительному эффекту, высокой работоспособности, развитию волевых качеств личности
Нормативная правовая база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 01.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
4. Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Курской области»;
5. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
6. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (ред. от 30.09.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831);
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
8. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 (ред. от 02.02.2021) "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722);
9. Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 (ред. от 26.07.2022) "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ") (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 N 59764); Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ");
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
11. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
12. Письмо Министерства Просвещения России от 01.08.2019 N ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ» (с приложением – Эффективные модели реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), в том числе с использованием дистанционных технологий для использования в работе);
13. Приказ комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 г. № 1-114 (в ред. приказов комитета образования и науки Курской области от 11.05.2021 г. №1-685, от 28.09.2021 г № 1-1092 и от 03.3.2022 г. №1-243) «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»;
14. Приказ комитета образования и науки Курской области от 30.08.2021 г. № 1-970 (в ред. приказа комитета образования и науки Курской области от 01.04.2022 № 1-443) «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в Курской области».
15. Положение о дополнительных общеразвивающих программах ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»
16. Устав ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина».
Направленность программы – физкультурно-спортивная
Адресат программы: дети в возрасте от 15 до 20 лет
Для обучения принимаются дети, имеющие медицинское заключение
Срок реализации и объем программы: 1 год (180 часов).
Форма обучения: очная.
Формы проведения занятий
Занятия основаны прежде всего на практических видах деятельности, проходят в форме индивидуальных и групповых занятий.
Методы обучения
На занятиях по обучению технике легкоатлетических видов преподаватель использует три главных метода: объяснение, показ и непосредственную помощь. Кроме того, применяются словесный метод, методы наглядности упражнений, использования технических средств обучения
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, один раз в две недели по 1 учебному часу. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут. Перерыв – 5 минут.
2. Цель программы
Цель программы - создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся через обучение легкой атлетике.
3. Задачи программы
Задачи программы:
Образовательные
- формировать знания и умения в области легко атлетических упражнений. - обучить и совершенствовать технику двигательных действий.
- обучить простейшим способам контроля за физической нагрузкой, показателями физической подготовленности.
Воспитательные
- воспитывать организованность, самостоятельность, активность в процессе двигательной деятельности.
- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям.
Развивающие
- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта. - развивать основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию и гибкость.
- расширять функциональные возможности организма.
Оздоровительные
- укрепить физическое и психологическое здоровье.
- дозировать физическую нагрузку с учётом состояния здоровья и функциональными возможностями организма.
- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.
4. Планируемые результаты
В результате обучающийся должен:
Знать:
Историю возникновения и развития легкоатлетических упражнений в стране и в мире.
Олимпийские игры современности.
правила техники безопасности, оказание помощи при травмах и ушибах.
названия разучиваемых легко атлетических упражнений.
технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой.
типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений.
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости).
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения.
основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность.
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.
Уметь:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой.
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты).
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой.
выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
Демонстрировать:
правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
с максимальной скоростью бегать 30, 60, 100 м, равномерном темпе 10-25 мин.
стартовать из различных исходных положений.
отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега.
преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий.
метать небольшие мячи массой до 150г на дальность с места и разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой.
5. Содержание программы
Уровень сложности программы: базовый.
5.1. Учебный план
№ п/ п | ТЕМА | Количество часов | Форма контроля |
Всего | теория | практика |
| Раздел: Теоретическая подготовка | 5 | | | |
| Тема 1.1. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсменов. | | 1 | | Предварительный |
| Тема 1.2.Врачебный контроль. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. | | 1 | | Текущий |
| Тема 1.3.Организация и проведение соревнований. Правила судейства. | | 1 | | Текущий |
| Тема 1.4.Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий легкой атлетикой. | | 1 | | Текущий |
| Тема 1.5.Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях. | | 1 | | Текущий |
| Раздел: Общая физическая подготовка: | 60 | | | |
| Тема 2.1. Общеразвивающие упражнения с весом собственного тела, с партнером с предметами | | | 15 | Текущий |
| Тема 2.2. Выносливость | | | 15 | Текущий |
| Тема 2.3. Быстрота | | | 15 | Текущий |
| Тема 2.4. Подвижные игры. Эстафеты. | | | 15 | Текущий |
| Раздел: Специальная физическая подготовка | 70 | | | |
| Тема 3.1.Упражнения для развития прыгучести | | | 17 | Текущий |
| Тема 3.2.Упражнения для развития специальной выносливости. | | | 17 | Текущий |
| Тема 3.3. Кроссовая подготовка. | | | 17 | Текущий |
| Тема 3.4. Упражнения для развития ловкости. | | | 19 | Текущий |
| Раздел: Техническая подготовка | 60 | | | Текущий |
| Тема 4.1.Низкий старт, высокий старт, стартовый разбег. | | | 10 | Текущий |
| Тема 4.2. Техника бега на короткие дистанции, Техника бега по прямой, выполнение стартовых положений, | | | 10 | Текущий |
| Тема 4.3. Техника прыжков | | | 10 | Текущий |
| Тема 4.4.Техника эстафетного бега. | | | 10 | Текущий |
| Тема 4.5. Техника метаний | | | 10 | Текущий |
| Тема 4.6. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м. | | | 10 | Текущий |
| Раздел: Тактическая подготовка | 20 | | | |
| Тема 5.1. Ознакомление с тактикой бега на длинные дистанции и прыжков в длину и высоту. | | | 20 | Текущий |
| Раздел: Контрольные испытания | 25 | | | |
| Тема 6.1. Нормативы | | | 25 | Итоговый |
| Всего | 240 | 5 | 235 | |
5.2. Содержание учебного плана
Раздел 1: Теоретическая подготовка
1.1.Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
1.2. Врачебный контроль. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Правила оказания первой помощи при бытовых, спортивных и других травмах.
1.3.Организация и проведение соревнований. Правила судейства
Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании меча, прыжках в высоту, длину.
1.4.Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
1.5.Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Раздел 2: Общая физическая подготовка:
2.1. Общеразвивающие упражнения. Упражнения с весом собственного тела, с партнером с предметами набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками, набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками.
2.2. Выносливость. Бег и прыжки на месте, шаги в полу приседе, прыжки из приседа, выпады, бег 10х10,
2.3. Сила. Упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения набивными мячами - поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля. Упражнения с гантелями, резиновыми амортизаторам, со скакалкой Прыжки в высоту с прямого разбега.
2.4. Подвижные игры. Эстафеты. «Бег с мячом», «Бег по прямой из различных положений», «Кто Выше», «Бег флажков», «Эстафеты из различных исходных положений в параллельных колоннах».
Раздел 3: Специальная физическая подготовка
3.1.Прыгучесть. Прыжки на одной и двух ногах, через линию, скамейку, партнера, по ступенькам с максимальной скоростью. Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой, с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, кольца, щита). Выпрыгивание из исходного положения стоя толчковой ногой на опоре 50 - 60 см как без, так и с различными отягощениями (10-20 кг). Прыжки по наклонной плоскости выполняются на двух и одной ноге под гору и с горы, отталкивание максимально быстрое.
3.2.Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный бег на дистанции 150 м с возможно высокой скоростью. Повторяется многократно через 100—300 м медленного бега. Эстафетный бег по периметру спортивного зала с преодолением разного количества кругов. Бег с ускорением. Повторный бег 2х60
3.3. Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние дистанции 400-800 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м. Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м.ьХодьба и бег в течение 7-8 мин.
3.4. Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны, с места, с разбега и с прыжка. Стойки на голове, руках и лопатках. Мост с помощью партнера и самостоятельно. Эстафеты, подвижные игры.
Раздел 4: Техническая подготовка
4.1.Низкий старт, высокий старт, стартовый разбег. Бег из различных исходных положений, подводящие упражнения для низкого и высокого старта
4.2. Техника бега на короткие дистанции, техника бега по прямой, выполнение стартовых положений. Бег в парах. Преодоление дистанции 30 м, 60 м, 100 м. Бег по линиям, бег с ускорением. Бег с отягощением. Бег на месте с кольцевым амортизатором.
4.3. Техника прыжков. Упражнения для развития прыгучести. Прыжки с места, прыжки в длину с разбега, прыжки в высоту через планку.
4.4.Техника эстафетного бега. Эстафетный бег 4х100, эстафетный бег с преодолением препятствий (барьеров), эстафетный бег 4х200
4.5.Техника метаний. Метание (малого мяча, гранаты) с места, с трёх, с пяти шагов разбега. Подводящие упражнения для метаний.
4.6. Челночный бег. Бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м. Челночный бег из различных исходных положений. Челночный бег после выполнения заданий (приседаний, отжиманий, выпрыгиваний).
Раздел 5: Тактическая подготовка
5.1. Ознакомление с тактикой бега на длинные дистанции и прыжков в длину и высоту. Тактика бега на длинные дистанции, преодоления дистанции с контролем дыхания, положения рук. Подбор разбега.
Раздел 6: Контрольные испытания
6.1. Нормативы. Контрольные тесты (прыжки в длину с разбега, бег 60м, 100м, 1000м, 3000м, челночный бег, эстафетный бег, метание гранаты)
6. Календарный учебный график
Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
01.09.2023г. | 30.06.2024г. | 40 | 120 | 240 (6 часа в неделю) | 3 раз в нед. по 2 часа |
7. Оценочные материалы
Уровневая шкала оценки результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – «Легкая атлетика»
№ п/п | Уровень освоения | Показатели |
1 | Высокий | Обучающийся знает: -Отлично знает историю развития лёгкой атлетики. - Технику прыжков, метаний и бега, методы обучения -Правила личной гигиены. - Методические приемы обучения групповым и командным действиям -Правила проведения соревнований по лёгкой атлетике. -Правила предупреждения спортивного травматизма. Обучающийся умеет: -Выполнять перемещения из различных и.п. -Преодолевать дистанции до 3000 м. -Учитывать свои силовые возможности при преодолении дистанции -Применять положения старта при различных дистанциях Обучающийся владеет навыками: - Преодоления коротких, средних и длинных дистанций - Прыжков в длину с разбега - Прыжков в высоту с разбега - Метаний снарядов |
2 | Выше среднего | Обучающийся знает: -Не точно знает историю развития лёгкой атлетики. -Технику прыжков, метаний и бега, методы обучения -Не всегда выполняет правила личной гигиены. -Методические приемы обучения групповым и командным действиям -Правила проведения соревнований по лёгкой атлетике. -Правила предупреждения спортивного травматизма. Обучающийся умеет: -Выполнять перемещения из различных и.п. -Преодолевать дистанции до 3000 м. -Не всегда учитывает свои силовые возможности при преодолении дистанции -Применять положения старта при различных дистанциях Обучающийся владеет навыками: - Преодоления коротких, средних и длинных дистанций - Прыжков в длину с разбега (знает не все способы) - Прыжков в высоту с разбега(знает не все способы) - Метаний снарядов (знает не все техники метаний) |
3 | Средний | Обучающийся знает: -В меньшей степени знает историю развития лёгкой атлетики. -Знает по одной технике прыжков, метаний и бега, методы обучения -Редко выполняет правила личной гигиены. -Методические приемы обучения групповым и командным действиям -В меньшей степени знает правила проведения соревнований по лёгкой атлетике. -Правила предупреждения спортивного травматизма. Обучающийся умеет: -Выполнять перемещения из различных и.п. -Преодолевать дистанции до 1500 м. -Не всегда учитывает свои силовые возможности при преодолении дистанции -Применять положения старта при различных дистанциях Обучающийся владеет навыками: - Преодоления коротких, средних и длинных дистанций - Прыжков в длину с разбега (знает 1 способ) - Прыжков в высоту с разбега(знает 1 способ) - Метаний снарядов (знает только технику метания гранаты) |
4 | Низкий | Обучающийся не знает: -Не знает историю развития лёгкой атлетики. -Не знает технику прыжков, метаний и бега и методы обучения -Редко выполняет правила личной гигиены. -Не знает методические приемы обучения групповым и командным действиям -Не степени знает правила проведения соревнований по лёгкой атлетике. -Правила предупреждения спортивного травматизма. Обучающийся не умеет: -Выполнять перемещения из различных и.п. -Преодолевать дистанции до 1500 м. -Не всегда учитывает свои силовые возможности при преодолении дистанции -Применять положения старта при различных дистанциях Обучающийся не владеет навыками: - Преодоления коротких, средних и длинных дистанций - Прыжков в длину с разбега - Прыжков в высоту с разбега - Метаний снарядов |
8. Формы аттестации и контроля
Формы подведения итогов реализации программы
формирование сборных;
совершенство физической формы. Ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки — все это способствует правильному развитию всех групп мышц.
социализация. Коллективный спорт помогает почувствовать уверенность в себе, даст навыки работы в группе, подарит чувство взаимопомощи, ответственности за товарища, способствует дисциплинированности.
открытые занятия для родителей;
открытые занятия для педагогов.
Методы контроля:
метод педагогического наблюдения, опросы, беседы,
метод анализа результатов соревновательной и спортивной деятельности.
Методические материалы
Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания. В то же время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной. Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучения.
Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, национальных первенств, школьных спартакиад. По этим упражнениям присваиваются спортивные разряды и звания.
Ходьба — естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большей скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. При систематических занятиях спортивной ходьбой активизируется деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, вырабатывается выносливость, воспитываются такие ценные качества, как настойчивость, воля, упорство, умение переносить трудности, бороться с утомлением, неизбежно возникающим в процессе длительных соревнований.
Спортивная ходьба классифицируется в зависимости от места проведения соревнований (дорожка стадиона, дорога, шоссе). На стадионе скороходы соревнуются на дистанциях 3, 5, 10, 20, 50 км и в часовой ходьбе, а по шоссе на 15, 20, 25, 30 и 50 км.
Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны придерживаться определенных правил, главное из которых — постоянный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами). При появлении безопорного положения, когда спортсмен фактически переходит на бег, согласно правилам, он снимается с соревнований.
Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие легкоатлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья.
Бег, в зависимости от его характера, различно влияет на организм человека. Медленный длительный бег в парке или лесу (бег трусцой) имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение.
Быстрый, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции — выносливости, барьерный бег — ловкости, способности к высокой координации движений.
Бег подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с естественными препятствиями (кросс), с искусственными препятствиями и эстафетный. В свою очередь в гладком беге различают: бег на короткие дистанции — от 30 до 400 м; на средние дистанции— от 500 до 2000 м; на длинные дистанции — от 3000 до 10 000 м\ на сверхдлинные дистанции — 20 000, 25 000 и 30 000 м\ часовой, суточный бег. Кросс по пересеченной местности проводится на самые разнообразные дистанции (от 500 м до 14 км), а бег по дорогам на 15, 20, 30 км и 42 км 195 ж (марафонский бег).
Эстафетный бег подразделяется в зависимости от длины и количества этапов. Он может проводиться на короткие дистанции — 4X60, 4X100, 4X200, 4X400 м; на средние дистанции — 5 X 500, 3 X 800, 4 X 800, 10 X 1000, 4 X 1500 л и на смешанные дистанции —400 + 300 + 200 + 100 м и 800 + 400 + 200 + 100 м.
Бег с искусственными препятствиями включает в себя барьерный бег и собственно бег с препятствиями (стипльчез). Барьерный бег проводится на 60, 80, 100, 110, 200, 300 и 400 м, бег с препятствиями на 1500, 2000 и 3000 м.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Наименование раздела | Форма занятия | Приемы, методы | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
Раздел 1: Теоретическая подготовка | Индивид., групповая | словесный, наглядный, практический | 1.Спортивный зал 2.Кольцевые эспандеры 3.Секундомер 4.Барьеры 5.Гимнастические скамейки 6. Стартовые колодки 7.Скакалки 8.Мячи набивные различной массы — 15 9.Гантели, гири различной массы — 10 10.Малые мячи, гранаты для метания 11.Стойки и планка для прыжков 12.Рулетка 13.Прыжковая яма | Тесты, беседы |
Раздел 2: Общая физическая подготовка | Индивид., Групповая Фронтальная | словесный, наглядный, практический | ОФП, наблюдение, сдача нормативов |
Раздел 3:Специальная физическая подготовка(СФП) | Индивид., групповая | словесный, наглядный, практический | ОФП, наблюдение, сдача нормативов |
Раздел 4. Техническая подготовка | Индивид., Групповая Фронтальная | словесный, наглядный, практический | наблюдение, сдача нормативов |
Раздел 5. Тактическая подготовка. | Индивид., Групповая Фронтальная | словесный, наглядный, практический | ОФП, наблюдение, сдача нормативов |
Раздел 6. Контрольные испытания. | Индивид., Групповая Фронтальная | словесный, наглядный, практический | Наблюдение Сдача нормативов Игры |
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
11. Программа воспитания к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лёгкая атлетика»
Цель: личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных знаний и отношений на практике.
Задачи воспитания:
формировать традиционные общечеловеческие ценности;
формировать гражданское и патриотическое сознание, причастность и ответственность за судьбу Отечества;
прививать аккуратность, ответственность за порученное дело, самодисциплину, бережное и уважительное отношение друг к другу во время работы в коллективе, навыки трудолюбия и работоспособности;
развивать инициативу и лидерские способности обучающихся, умение взять ответственность на себя;
развивать у обучающихся ценностное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья, культуру здорового образа жизни.
формировать ответственное отношение к окружающей среде, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, вести активную деятельность по изучению и охране природы своей местности;
развивать социальную активность и инициативы обучающихся через формирование готовности к добровольчеству (волонтёрству);
организовать деятельность по профилактике асоциальных проявлений.
Результаты реализации программы воспитания:
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
Календарный план воспитательной работы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Лёгкая атлетика»
№ п/п | Содержание и формы деятельности | Сроки проведения | Ответственный |
1 | «Кросс Наций» | сентябрь | Педагог |
2 | Первенство колледжа по лёгкой атлетике | сентябрь | Педагог |
3 | Городская эстафета | октябрь | Педагог |
4 | Кросс, посвящённый дню народного единства | ноябрь | Педагог |
5 | Соревнования по прыжкам в длину | декабрь | Педагог |
6 | Легкоатлетическое многоборье ко дню «Защитника отечества» | февраль | Педагог |
7 | Соревнования по прыжкам в длину | март | Педагог |
8 | «За здоровый ритм жизни» | апрель | Педагог |
9 | Кросс, посвящённый «Дню Победы» | май | Педагог |
10 | Пробег памяти | май | Педагог |
Ресурсное обеспечение воспитательной системы
• Профессионализм педагогов, наличие возможностей для их профессионального совершенствования;
• Наличие материально- технической базы, способствующей оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса;
• Поддержка родителей и общественности;
• Информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
12. Список литературы
1.Валик.В.В. Тренерам юных легкоатлетов. М. «Физкультура и спорт»,2013.
2.Гойхман П.Н.Трофимов О.Н. Легкая атлетика., «Физкультура и спорт» 2015.
3.Легкая атлетика. Учебник для факультетов физического воспитания педагогических институтов. Под ред.А.Н.Макарова. М.«Просвещение»2014.
4.Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры .Под ред. Д.П.Маркова и Н.Г.Озолина. М., «Физкультура и спорт» 2012.
5.Легкая атлетика. Учебник для школ тренеров и техникумов физической культуры Под ред. Е.М.Лутковского и А.А.Филиппова. М., «Физкультура и спорт»2015.
6.Легкая атлетика для юношей. Под ред. П.Л.Лимаря. М., «Физкультура и спорт» 2014.
7.Легкая атлетика. Правила соревнований. М., «Физкультура и спорт»2014.
8.Легкая атлетика. Программа для детско-юношеских спортивных школ М., «Физкультура и спорт» 2014.
9.Легкая атлетика. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры. М., «Физкультура и спорт» 2014.
10.Ломан В. Бег, прыжки, метание. М., «Физкультура и спорт»2013.(пер. с немецкого).
11.Макаров А.Н. Бег на средние длинные дистанции. М., «Физкультура и спорт» 2012.
12.Учебник тренера по легкой атлетике. Под ред. Л.С.Хоменкова . М., «Физкультура и спорт» 2013.
Приложение № 1
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Во избежание травматизма при проведении занятий особое внимание уделяется
подготовке места проведения занятий и организма спортсмена к выполнению технических
действий, требующих высокой координации их исполнения, и дисциплине в группе.
1.ОБЩИЕ ТЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и
спортзалах, манежах.
К занятию допускаются спортсмены: отнесённые по состоянию здоровья к основной и
подготовительной медицинским группам;
- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и
условиям проведения занятий.
Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять
кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда
должна соответствовать погодным условиям.
Учащийся должен:
- бережно относится к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по
назначению;
- не оставлять без присмотра спортивный инвентарь и метаний, в том числе инвентарь,
который не используется в данный момент на занятии
- быть внимательным при перемещениях по стадиону;
- знать и выполнять настоящую инструкцию;
- за несоблюдение мер безопасности спортсмен может быть не допущен или отстранен от
участия в учебном процессе.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМЗАНЯТИЙ
Учащийся должен:
- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висячие
сережки и т. д.);
- убрать из карманов спортивной формы, колющиеся и другие посторонние предметы;
- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения
занятий;
- убрать в безопасное место инвентарь, который не будетиспользоваться на занятии;
- под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту
занятий в специальных приспособлениях;
- не переносить к месту занятий лопаты и грабли острием и зубьями вверх;
- по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и
т. д.;
- по команде учителя встать в строй для общего построения.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
БЕГ
Учащийся должен:
при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;
- во время бега смотреть на свою дорожку;
- после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел
возможность закончить упражнение;
- возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не
задерживать соперников руками;
- в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;
- при беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному
учителем;
- выполнять разминочный бег по крайней дорожке.
ПРЫЖКИ
Песок в яме для приземления должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность
должна находиться на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега. Перед выполнением
прыжков необходимоубрать из ямы грабли, лопаты и другие посторонние предметы.
Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося
на ноги.
Учащийся должен:
- грабли класть зубьями вниз;
- не выполнять прыжки на неровном и скользкомгрунте;
- выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;
- выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки
другим учащимся;
- после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернутся на свое место для
выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.
МЕТАНИЯ
необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.
Учащийся должен:
-перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;
- осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;
- при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;
- в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;
- находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не
поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;
- после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных
метаний;
- при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.
Не передавайте снаряд друг другу броском. Не метайте снаряд в не оборудованных для этого местах.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Учащийся должен:
- при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в
известность учителя физкультуры;
- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости
доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под
руководствомучителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану
эвакуации;
- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и
сообщить о пожаре в пожарную часть.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ
- под руководствомтренера убрать спортивный инвентарь в места его
хранения;
- организованно покинуть место проведения занятия;
- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
- вымыть с мылом руки.