Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Семейкинская средняя общеобразовательная школа- детский сад №31»
УТВЕРЖДАЮ
Директор: Осипенко Е.М
_____________________
«31» августа 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(базовый уровень)
11 класс
Составители рабочей программы:
Гапонова Т.П
2018
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………..
Основное содержание программы по литературе……………………………………
Календарно- тематическое планирование……………………………………………
Учебно- методическое обеспечение………………………………………………….
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
2. Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
3. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
4. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
5. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
6. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».
7. Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.06.2017 № 77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».
8. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
9. Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 19 июля 2017 года «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района».
10. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 июля 2017 года № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организаций (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».
11. ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса».
12. Устава ГОУ ЛНР «Семейкинская общеобразовательная школа- детский сад №31.».
Учебного плана ГОУ ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад №31» на 2017-2018 учебный год.
Данная рабочая программа предмета «Литература» разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературе для Х-ХI классов (базовый уровень).(утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 11.04.2016 №483)
Учебно-методический комплекс
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной.– М.:Просвещение, 2008
Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / под ред. В.П.Журавлёва.– М.: Просвещение, 2012
Место предмета в базисном учебном плане
Место предмета в учебно-базисном плане: в учебном плане на изучение литературы в 11классе отводится 3часа в неделю
Цели и задачи курса
Цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, работа с таблицей, проверочные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, работа со справочной литературой, тест.
Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
выразительное чтение текста художественного произведения;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов;
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Виды и формы контроля
Формы контроля достижений учащихся:
Виды контроля:
самоконтроль;
контроль учителя.
В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:
урок изучения и первичного закрепления знаний;
урок закрепления новых знаний и выработки умений;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и контроля знаний;
урок коррекции знаний;
комбинированный урок;
урок применения знаний;
урок внеклассного чтения;
урок развития речи.
Краткое содержание изучаемого материала
(102 ч)
Русская литература ХХ века
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины ХХ века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной..», «Слово».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Деревня», «Иоан Рыдалец», «Господин из Сан-Франциско», «Косцы», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повести «Поединок», «Олеся». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок», «Юнкера», «Жанета».
Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.
Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество (обзор). От реализма к модернизму. Писатель - экспрессионист. Художественное своеобразие творчества «Большой шлем», «царь – голод». |
|
И.С.Шмелев Жизнь и творчество (обзор). Трагедия писателя. Творческая индивидуальность. Язык произведений. Эпопея «Солнце мертвых», «Богомолье» «Лето Господне». |
Б.К.Зайцев Жизнь и творчество (обзор) . Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский».; беллетризованные биографии В.А.Жуковского, И.С.Тургенева, А.П. Чехова |
А.Т.Аверченко Жизнь и творчество (обзор). А . Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского период. Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Рассказы «Дюжина ножей в спину революции». Мастерство писателя в выборе приемов комического. |
Тэффи Художественный мир. Юмористические образы рассказов. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками. |
В.В.Набоков Жизнь и творчество (обзор). Классические традиции в романах писателя. Язык произведений Набокова, его стилистическая индивидуальность. Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в .И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А.Белый, В.Я. Брюсов, М.А.Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф.Ходасевич (стихотворения не менее трёх авторов по выбору) Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева |
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Сквозные темы поэзии
Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм,
отточенность образов и стиля.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к
утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор). Влияние философии В. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.
Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии
Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников)
Жизнь и творчество (обзор).Темы и образы поэзии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», сборники «Жемчуга», «Огненный столп». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. Поиски новых поэтических форм.
Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта
В. Ф. Ходасевич
Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие ранней лирики. Сборник «Счастливый домик».
Книга «Путем Зерна»: духовные противоречия и свершения. Исповедь поэта в книге «Тяжелая лира». Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь».
И.Ф.Анненский
Жизнь и творчество (обзор). Творческие искания. «Кипарисовый ларец»
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Макар Чудра», «Песня о Буревестнике», «Челкаш», «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа «Старуха Изергиль».
Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «
пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «
нового реализма».
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
М.Горький «Несвоевременные мысли»
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Новокрестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор). Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композициии системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме.
Соотношение эпического и лирического начал. Смысл финала
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Нате!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства,
религии в бунтарской поэме Маяковского. Пьесы “Клоп” и “Баня”. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес.
Литературный процесс 20-х годов
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ,ь «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М.Цветаева, О, Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева).
Трагизм восприяти 25 революционных событий прозаиками старшего поколения(«
Плачи» А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И, Шмелева), Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «
Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Романы И.Ильфа и Е.Петрова «
Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»
А. А. Фадеев
Жизнь и творчество. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром».
И. Э. Бабель
Жизнь и творчество (обзор).Рассказ «Мой первый гусь». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов “Конармия”. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. «Одесские рассказы».
Е. И. Замятин
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы». “Мы” как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа, особенности его композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка
романа.
М. М. Зощенко
Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».
Зощенко-сатирик. Зощенковский герой. Стиль писателя
Литература 30-х годов
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве
А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака,О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова ,Б.Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А.
Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый»,
Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л.Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчествеМ. Шолохова, В. Луговского. Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда(«Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаев, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.). Человеческий и творческий подвигН. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь». Тема коллективизации в литературе. Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. Философская многозначность названия повести. Связь его творчества с традициями русской
сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Роман «Чевенгур».
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Начало писательского труда – «Записки юного врача». Автобиографический роман «Белая гвардия». Повесть «Собачье сердце». Театр Булгакова: «Дни Турбиных». Индивидуальный стиль писателя.
Роман «Белая гвардия». История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст». «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой.
Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX
века.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». «Silentium», «Батюшков» Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
А.Н.Толстой Жизнь и творчество. «Петр Первый» Судьбы русского исторического романа в 20 веке. Картины петровской Руси в романе. Образ Петра (становление личности в эпохе).Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля). Трилогия «Хождение по мукам» |
|
М.М.Пришвин. Жизнь и творчество.Путевые очерки .«Черный араб». Особенности художественного мироощущения Пришвина. Пришвин и модернизм. Философия природы. «Жень-шень». Сказки о правде. «Кладовая солнца». Дневник как дело жизни. Особенности художественного мироощущения Пришвина |
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа,
соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго.
Женские образы в романе. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Под крышей промерзшей пустого жилья...» «Бывает так: какая-то истома…», «Приморский сонет»
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
«Поэма без героя» - итоговое в поэзии Ахматовой произведение
Н.А.Заболоцкий.
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц). Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчесто. «Донские рассказы», «Лазоревая степь», «Родинка»
Роман-эпопея «Тихий Дон» .
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Из мировой литературы 30-х годов
О. Хаксли
«О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин.
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор). Лирика. Своеобразие поэмы «Страна Муравия».
Книга про бойца «Василий Теркин». Поэмы «Дом у дороги и «За далью – даль».
Исповедальная лирика. Поэма «По праву памяти».
Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности ксудьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понятьистоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Литература периода Великой Отечественной войны
Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой , Б.Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О.Бергголь, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» . Антокольского. Органическое сочетание
высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А.Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты,
особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургияК. Симонова, А. Корнейчука, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периодаВеликой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второйполовины XX века.
.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор). Малая проза Солженицина – рассказы«Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Захар-Калита»,серия миниатюр «Крохотки».
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчаниетоталитарной власти сталинской эпохи
Из мировой литературы
А. Камю. «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э.Хемингуэй : «человек выстоит. «Старик и море».
Русская поэзия 1950- 2000-е годы
Поэтическая весна. Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтов-фронтовиков. Поэзия шестидесятников. Сохранение классических традиций в1970-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм. Н. Асеев, Л. Мартынов
, С. Гудзенко, А. Межиров. Ю. Друнина,Е.Винокуров, А. Вознесенский, Б
. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р.Рождественский, Б. Окуджава, Д. Самойлов, Н. Рубцов, А. Прасолов,О.Чухонцев, В. Соколов, Ю. Кузнецов, . Слуцкий, Б. Чичибабин, И.Бродский, Д. Пригов.Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений
В.П.Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда» |
«Деревенская» проза 60 – 80-х гг |
Повести Б.Можаева «Живой» и В.Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека |
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическое раздвоение в характере героя. Смысл финала пьесы.
Взаимоотношения человека и природы в новеллах В. П. Астафьева «Царь-рыба». Рр Подготовка к домашнему сочинению. |
Новое осмысление военной темы в 60-80-е годы. Творчество Ю.В.Бондарева, повести К.Воробьева, В.Кондратьева, Е.Носова |
«Городская» проза. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова «Обмен». |
Историческая романистика 60 – 80-х гг |
Произведения для заучивания наизусть
И. А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).
В. Я. Б р ю с о в. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
Н.С.Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
А. А. Блок. «Незнакомка». «Россия». «Ночь, улица, фонарь, аптека...».
В. В. Маяковский. «А вы могли бы?» «Послушайте!»
С.А.Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...».
М. И. Ц в ет а е в а. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».
О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».
А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.
Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | Количество уроков развития речи |
1. | Введение | 1 | - |
2. | Русская литература 18 в. | 7 | |
3 | Русская литература !9 в. | 9 | |
4 | Писатели-реалисты начала XX века | 8 | 2 |
5 | Поэзия Серебряного века | 23 | - |
6 | Литература 20-х годов XX века | 6 | 1 |
7 | Литература 30-х годов XX века | 18 | 4 |
8 | Литература периода Великой Отечественной войны | 5 | - |
9 | Литература 50-90-х годов | 19 | - |
10 | Из литературы народов России | 1 | - |
11 | Литература конца XX – начала XXI века | 1 | 2 |
12 | Из зарубежной литературы | 3 | - |
13 | Проблемы и уроки литературы XX века | 1 | - |
| Итого | 102 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
по литературе
Класс ___11___
Количество часов:
Всего __102____ часа; в неделю ___3___ часа.
Уроков развития речи– 9 ч.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008
Учебник: Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ под ред. В.П.Журавлёва– М.: Просвещение, 2014
№ урока | Тема | Дата проведения |
по плану | факти-чески |
1 | Общая характеристика литературы XVIII века | | |
2 | М.В Ломоносов Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года», «Вечерних размышлений…» | | |
3 | Обличительное звучание произведения Г.Р. Державина « Властителям и судиям». Авторский идеал в стихотворении «Памятник». Гражданская позиция А.Н Радищева в произведении « Путешествие из Петербурга в Москву» (выборочное чтение глав по выбору) Сентиментализм как литературное направление. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» | | |
4 | Романтизм как литературное направление. Новаторство и традиции в поэзии XIX века (Обзор произведений В.А Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, П.Я. Вяземского, Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского) | | |
5 | Русская литература в контексте в мировой художественной культуры XIX столетия. Основные темы и проблемы | | |
6 | Судьба А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума» | | |
7 | Любовная драма Чацкого. Чацкий и Молчалин как люди одного поколения с разными жизненными ценностями | | |
8 | Романтические и реалистические тенденции в комедии домашнее сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | | |
9 | А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии в лирики Пушкина («Памятник», «Пророк») | | |
10 | Лирика А.С. Пушкина в моём восприятии. Выступление учащихся с чтением и анализом любимых стихотворений поэта | | |
11 | Основные мотивы и образы лирики Лермонтова. Страницы биографии тема Родины « Люблю отчизну я …». Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова . | | |
12 | Жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» дневник как средство самохарактеристики. | | |
13 | Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер ( сопоставительная характеристика персонажей романа) | | |
14 | Очерк жизни и творчества Гоголя | | |
15 | К истории создания поэмы «Мёртвые души». Путешествие по России как сюжетообразующая основа произведения | | |
16 | Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» | | |
17 | Контрольная работа»Творчество А.С. Пушкина,М.Ю Лермонтова,Н.В.Гоголя» | | |
18 | Русская литература ХХ века .И.А Бунин. Роль малой родины и дворянских трааадиций | | |
19 | Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» | | |
20 | Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско» | | |
21 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок» Смысл названия повести «Поединок». Гуманистическая позиция автора | | |
22 | Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет» | | |
23 | Л. Н. Андреев. Рассказ «Иуда Искариот» как отклик на состояние русской жизни | | |
24 | Рр Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева. | | |
25 | И.С.Шмелев «Лето Господне». Мастерство писателя Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Новое качество художника | Политическая сатира А.Т.Аверченко | | | |
|
26 | Художественный мир Тэффи В.В.Набоков «Машенька» | | |
27 | Р.р. Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна. | | |
28 | Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века | Символизм Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок). | | |
29 | В.Я.Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова | | |
30 | Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый | | |
| Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма | | |
31 | Н.С.Гумилёв. Слово о поэте. Романтический герой лирики Гумилёва | | |
| Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва | | |
32- 33-34 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы И.Северянин «Интродукция»,»Эпичность поэзии».Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии М Горький «На дне». «Старуха Изергиль» Новаторство Горького | | |
35 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» | | |
36 | Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика» | | |
37 | Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге» | | |
38 | Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира | | |
39 | Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме | | |
40 | Художественные и идейно-нравенные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев | | |
41 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери» | | |
42 | Тема России в лирике С.Есенина | | |
43 | Любовная тема в лирике С.Есенина | | |
44 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни | | |
45 | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» | | |
46 | Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме | | |
47 | Литературный процесс 20-х годов XX века | | |
| Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов | | |
48 | Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов | | |
| Поэзия 20-х годов. Русская эмигрантская сатира | | |
49 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство В.Маяковского. Художественный мир ранней лирики поэта | | |
50 | Своеобразие любовной лирики В.Маяковского | | |
| Литература 20-х годов XX века (7 ч.) | | |
51 | Р.р. Сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина. В.В.Маяковского | | |
52 | Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов | | |
53 | Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы | | |
54 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр | | |
| Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг М.А.Булгакова. Анализ начальных глав романа | | |
55 | Сатирическое изображение московского общества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | | |
56 | Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника | | |
57 | Р.р. Анализ эпизода «Бал у Сатаны» | | |
| Литература 30-х годов XX века (18час.) | | |
58 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А.П.Платонова «Котлован» | | |
59 | Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя | | |
60 | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобра-зие и поэтическое мастерство любовной лирики А.Ахматовой | | |
61 | Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой | | |
62 | Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта | | |
63 | Особенности жанра и композиции поэмы | | |
64 | О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи | | |
65 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии Тема Родины в лирикеМ.Цветаевой | | |
66 | Р.р. Сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, О.Э.Мандельштама | | |
67 | М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии | | |
68 | Система образов романа | | |
69 | Тема семейная в романе | | |
70 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» | | |
71 | Проблема гуманизма в эпопее | | |
72 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | | |
73 | Пейзаж в романе «Тихий Дон» | | |
74 | Р.р. Сочинение по творчеству М.А.Шолохова | | |
75 | Система образов романа Литература периода Великой Отечественной войны (5 часов) | | |
76 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия | | |
77 | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия Проблема гуманизма в эпопее | | |
78 | Литература второй половины ХХ века (обзор). Поэзия 60-х годов | | |
79 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев, В.Некрасов, В.Быков, Б.Васильев | | |
80 | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Размышление о настоящем и будущем Родины Литература 50-90-х годов (19ч.) | | |
81 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики | | |
82 | Основные темы и мотивы поэзии Б.Л.Пастернака | | |
83 | Образ главного героя – Юрия Живаго Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с проблематикой и поэтикой романа | | |
84 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы | | |
83 | Повесть «Один день Ивана Денисовича», её художественное своеобразие. Судьба героя | | |
84 | В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» | | |
85 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба» Утрата нравственных ориентиров – главная проблема романа «Печальный детектив» | | |
86 | В.Г.Распутин. Повесть «Живи и помни» | | |
| Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность в повести «Живи и помни» | | |
87 | И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта | | |
88 | Б.Ш.Окуджава. Жизнь и творчество | | |
89 | Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Ю.Кима | | |
90 | «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен» | | |
91 | Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы | | |
92 | В.Г.Распутин. Повесть «Живи и помни» | | |
93 | М.Карим. Жизнь и творчество. Тема памяти о родных местах, мудрости предков | | |
94 | И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта | | |
95 | Основные направления и тенденции развития современной литературы | | |
| Основные направления и тенденции развития современной литературы | | |
96 | Новейшая русская поэзия | | |
97 | Р.р. Сочинение по произведениям последних десятилетий | | |
| Из литературы народов России (1 ч.) | | |
98 | М.Карим. Жизнь и творчество. Тема памяти о родных местах, мудрости предков | | |
| Литература конца XX – начала XXI века (4ч.) | | |
99 | Т.С.Элиот. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения | | |
100 | Э.М.Хемингуэй. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море» | | |
101 | Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагическая концепция жизни в романе | | |
102 | Проблемы и уроки литературы XX века | | |
Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 11 класса
В результате изучения литературы в 11 классе ученик должен:
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Список учебников и учебных пособий
Буслакова Т.П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. – М.: Высшая школа, 1999
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. – М.: ВАКО, 2006
Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 класс. – М.: Экзамен, 2006
Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – Брянск: Курсив, М.: Новая школа, 2001
Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ под ред. В.П.Журавлёва– М.: Просвещение, 2012
Литература в схемах и таблицах/ Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. – М.: Эксмо, 2012
Ломилина Н.И., Сигов В.К. Русская литература XIX – XX веков. Тесты и контрольные вопросы. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Интеллект-Центр, 2003
Открытые уроки по литературе. 9-11 классы / Авт.-сост. Л.И.Косивцова, Л.А.Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2003