СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 11кл

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по

литературе 11кл под ред Коровина

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 11кл»

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Семейкинская средняя общеобразовательная школа- детский сад №31»



УТВЕРЖДАЮ

Директор: Осипенко Е.М

_____________________

«31» августа 2018 года





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(базовый уровень)

11 класс







Составители рабочей программы:

Гапонова Т.П













2018



Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………..

Основное содержание программы по литературе……………………………………

Календарно- тематическое планирование……………………………………………

Учебно- методическое обеспечение………………………………………………….

































Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).

2. Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».

3. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».

4. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

5. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

6. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».

7. Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.06.2017 № 77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».

8. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

9. Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 19 июля 2017 года «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в общеобразовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района».

10. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 июля 2017 года № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организаций (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».

11. ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса».

12. Устава ГОУ ЛНР «Семейкинская общеобразовательная школа- детский сад №31.».

Учебного плана ГОУ ЛНР «Семейкинская средняя общеобразовательная школа – детский сад №31» на 2017-2018 учебный год.

Данная рабочая программа предмета «Литература» разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по литературе для Х-ХI классов (базовый уровень).(утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 11.04.2016 №483)

Учебно-методический комплекс

  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной.– М.:Просвещение, 2008

  • Литература. 11 класс: Учеб­ник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / под ред. В.П.Журавлёва.– М.: Просвещение, 2012

Место предмета в базисном учебном плане

Место предмета в учебно-базисном плане: в учебном плане на изучение литературы в 11классе отводится 3часа в неделю

Цели и задачи курса

Цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, работа с таблицей, проверочные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, работа со справочной литературой, тест.

Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;

  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов;
    - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
    - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
    - составление планов и написание отзывов о произведениях;
    - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
    - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Виды и формы контроля

Формы контроля достижений учащихся:

  • тестовые задания;

  • сочинения;

  • работа с раздаточным материалом.

Виды контроля:

  • самоконтроль;

  • контроль учителя.

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:

  • урок изучения и первичного закрепления знаний;

  • урок закрепления новых знаний и выработки умений;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок проверки, оценки и контроля знаний;

  • урок коррекции знаний;

  • комбинированный урок;

  • урок применения знаний;

  • урок внеклассного чтения;

  • урок развития речи.


Краткое содержание изучаемого материала

(102 ч)

Русская литература ХХ века


Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины ХХ века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель», «Седое небо надо мной..», «Слово».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Деревня», «Иоан Рыдалец», «Господин из Сан-Франциско», «Косцы», «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.


А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повести «Поединок», «Олеся». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок», «Юнкера», «Жанета».

Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна.


Л. Н. Андреев.

Жизнь и творчество (обзор). От реализма к модернизму. Писатель - экспрессионист. Художественное своеобразие творчества

«Большой шлем», «царь – голод».


И.С.Шмелев

Жизнь и творчество (обзор). Трагедия писателя. Творческая индивидуальность. Язык произведений.

Эпопея «Солнце мертвых», «Богомолье» «Лето Господне».

Б.К.Зайцев

Жизнь и творчество (обзор) . Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский».; беллетризованные биографии В.А.Жуковского, И.С.Тургенева, А.П. Чехова


А.Т.Аверченко

Жизнь и творчество (обзор). А

.

Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Темы и мотивы

сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского

период. Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Рассказы «Дюжина ножей в спину революции». Мастерство писателя в выборе приемов комического.


Тэффи

Художественный мир. Юмористические образы рассказов. Мысли о России.

Оценка таланта писательницы современниками.


В.В.Набоков


Жизнь и творчество (обзор). Классические традиции в романах писателя.

Язык произведений Набокова, его стилистическая индивидуальность.


Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в

.И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А.Белый, В.Я. Брюсов, М.А.Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин,

Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф.Ходасевич (стихотворения не менее трёх авторов по выбору)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Сквозные темы поэзии

Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм,

отточенность образов и стиля.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к

утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор). Влияние философии В. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии


Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников)

Жизнь и творчество (обзор).Темы и образы поэзии.


Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», сборники «Жемчуга», «Огненный столп». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. Поиски новых поэтических форм.

Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта


В. Ф. Ходасевич

Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие ранней лирики. Сборник «Счастливый домик».

Книга «Путем Зерна»: духовные противоречия и свершения. Исповедь поэта в книге «Тяжелая лира». Трагическое восприятие мира в цикле «Европейская ночь».


И.Ф.Анненский

Жизнь и творчество (обзор). Творческие искания. «Кипарисовый ларец»

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Макар Чудра», «Песня о Буревестнике», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа «Старуха Изергиль».


Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «

пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «

нового реализма».

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

М.Горький «Несвоевременные мысли»

А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Новокрестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор). Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Поэма «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композициии системы образов. Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме.

Соотношение эпического и лирического начал. Смысл финала

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Нате!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства,

религии в бунтарской поэме Маяковского. Пьесы “Клоп” и “Баня”. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Художественные особенности сатирических пьес.

Литературный процесс 20-х годов

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ,ь «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М.Цветаева, О, Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева).

Трагизм восприяти 25 революционных событий прозаиками старшего поколения

Плачи» А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И, Шмелева), Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «

Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Романы И.Ильфа и Е.Петрова «

Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»


А. А. Фадеев

Жизнь и творчество. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром».

И. Э. Бабель

Жизнь и творчество (обзор).Рассказ «Мой первый гусь». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов “Конармия”. Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля. «Одесские рассказы».

Е. И. Замятин

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы». “Мы” как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа, особенности его композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка

романа.

М. М. Зощенко

Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».

Зощенко-сатирик. Зощенковский герой. Стиль писателя


Литература 30-х годов


Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве

А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака,О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова ,Б.Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А.

Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый»,

Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л.Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчествеМ. Шолохова, В. Луговского. Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда(«Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаев, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.). Человеческий и творческий подвигН. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь». Тема коллективизации в литературе. Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение


А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. Философская многозначность названия повести. Связь его творчества с традициями русской

сатиры (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Роман «Чевенгур».

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Начало писательского труда – «Записки юного врача». Автобиографический роман «Белая гвардия». Повесть «Собачье сердце». Театр Булгакова: «Дни Турбиных». Индивидуальный стиль писателя.

Роман «Белая гвардия». История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст». «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой.

Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX

века.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». «Silentium», «Батюшков» Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

А.Н.Толстой

Жизнь и творчество.

«Петр Первый» Судьбы русского исторического романа в 20 веке. Картины петровской Руси в романе. Образ Петра (становление личности в эпохе).Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

Трилогия «Хождение по мукам»


М.М.Пришвин.

Жизнь и творчество.Путевые очерки .«Черный араб». Особенности художественного

мироощущения Пришвина. Пришвин и модернизм. Философия природы. «Жень-шень». Сказки о правде. «Кладовая солнца». Дневник как дело жизни. Особенности художественного мироощущения Пришвина

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа,

соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго.

Женские образы в романе. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Под крышей промерзшей пустого жилья...» «Бывает так: какая-то истома…», «Приморский сонет»

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

«Поэма без героя» - итоговое в поэзии Ахматовой произведение

Н.А.Заболоцкий.

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц). Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчесто. «Донские рассказы», «Лазоревая степь», «Родинка»

Роман-эпопея «Тихий Дон» .

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.


Из мировой литературы 30-х годов

О. Хаксли

«О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин.


А. Т. Твардовский


Жизнь и творчество (обзор). Лирика. Своеобразие поэмы «Страна Муравия».

Книга про бойца «Василий Теркин». Поэмы «Дом у дороги и «За далью – даль».

Исповедальная лирика. Поэма «По праву памяти».

Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности ксудьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понятьистоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.


Литература периода Великой Отечественной войны


Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой , Б.Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О.Бергголь, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» . Антокольского. Органическое сочетание

высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А.Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты,

особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургияК. Симонова, А. Корнейчука, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периодаВеликой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второйполовины XX века.


.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор). Малая проза Солженицина – рассказы«Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Захар-Калита»,серия миниатюр «Крохотки».

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). Отражение в романе трагического опыта русской истории. Развенчаниетоталитарной власти сталинской эпохи


Из мировой литературы

А. Камю. «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э.Хемингуэй : «человек выстоит. «Старик и море».

Русская поэзия 1950- 2000-е годы

Поэтическая весна. Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтов-фронтовиков. Поэзия шестидесятников. Сохранение классических традиций в1970-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм. Н. Асеев, Л. Мартынов

, С. Гудзенко, А. Межиров. Ю. Друнина,Е.Винокуров, А. Вознесенский, Б

. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р.Рождественский, Б. Окуджава, Д. Самойлов, Н. Рубцов, А. Прасолов,О.Чухонцев, В. Соколов, Ю. Кузнецов, . Слуцкий, Б. Чичибабин, И.Бродский, Д. Пригов.Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений


В.П.Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда»

«Деревенская» проза 60 – 80-х гг

Повести Б.Можаева «Живой» и В.Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическое раздвоение в характере героя. Смысл финала пьесы.

Взаимоотношения человека и природы в новеллах В. П. Астафьева «Царь-рыба».

Рр Подготовка к домашнему сочинению.

Новое осмысление военной темы в 60-80-е годы. Творчество Ю.В.Бондарева, повести К.Воробьева, В.Кондратьева, Е.Носова

«Городская» проза. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова «Обмен».

Историческая романистика 60 – 80-х гг


Произведения для заучивания наизусть

И. А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).

В. Я. Б р ю с о в. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

Н.С.Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

А. А. Блок. «Незнакомка». «Россия». «Ночь, улица, фонарь, аптека...».

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?» «Послушайте!»

С.А.Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...».

М. И. Ц в ет а е в а. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».

О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».

А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.

Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».


Учебно-тематический план


№ п/п

Содержание

Количество часов

Количество уроков развития

речи

1.

Введение

1

-

2.

Русская литература 18 в.

7


3

Русская литература !9 в.

9


4

Писатели-реалисты начала XX века

8

2

5

Поэзия Серебряного века

23

-

6

Литература 20-х годов XX века

6

1

7

Литература 30-х годов XX века

18

4

8

Литература периода Великой Отечественной войны

5

-

9

Литература 50-90-х годов

19

-

10

Из литературы народов России

1

-

11

Литература конца XX – начала XXI века

1

2

12

Из зарубежной литературы

3

-

13

Проблемы и уроки литературы XX века

1

-


Итого

102

9


Календарно-тематическое планирование

по литературе

Класс ___11___

Количество часов:

Всего __102____ часа; в неделю ___3___ часа.

Уроков развития речи– 9 ч.


Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008

Учебник: Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ под ред. В.П.Журавлёва– М.: Просвещение, 2014


№ урока


Тема

Дата проведения

по плану

факти-чески

1

Общая характеристика литературы XVIII века



2

М.В Ломоносов Идейно-художественное своеобразие «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года», «Вечерних размышлений…»



3

Обличительное звучание произведения Г.Р. Державина « Властителям и судиям». Авторский идеал в стихотворении «Памятник». Гражданская позиция А.Н Радищева в произведении « Путешествие из Петербурга в Москву» (выборочное чтение глав по выбору) Сентиментализм как литературное направление. Повесть Карамзина «Бедная Лиза»



4

Романтизм как литературное направление. Новаторство и традиции в поэзии XIX века (Обзор произведений В.А Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, П.Я. Вяземского, Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского)



5

Русская литература в контексте в мировой художественной культуры XIX столетия. Основные темы и проблемы



6

Судьба А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума»



7

Любовная драма Чацкого. Чацкий и Молчалин как люди одного поколения с разными жизненными ценностями



8

Романтические и реалистические тенденции в комедии домашнее сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»



9

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии в лирики Пушкина («Памятник», «Пророк»)



10

Лирика А.С. Пушкина в моём восприятии. Выступление учащихся с чтением и анализом любимых стихотворений поэта



11

Основные мотивы и образы лирики Лермонтова. Страницы биографии тема Родины « Люблю отчизну я …». Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова .



12

Жанр и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» дневник как средство самохарактеристики.



13

Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер ( сопоставительная характеристика персонажей романа)



14

Очерк жизни и творчества Гоголя



15

К истории создания поэмы «Мёртвые души». Путешествие по России как сюжетообразующая основа произведения



16

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»



17

Контрольная работа»Творчество А.С. Пушкина,М.Ю Лермонтова,Н.В.Гоголя»



18

Русская литература ХХ века .И.А Бунин. Роль малой родины и дворянских трааадиций



19

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»



20

Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско»



21

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок»

Смысл названия повести «Поединок». Гуманистическая позиция автора



22

Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет»




23

Л. Н. Андреев.

Рассказ «Иуда Искариот» как отклик на состояние русской жизни



24

Рр Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И. А. Бунина,

А. И. Куприна, Л. Н. Андреева.



25

И.С.Шмелев «Лето Господне». Мастерство писателя

Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Новое качество художника

Политическая сатира А.Т.Аверченко





26

Художественный мир Тэффи В.В.Набоков «Машенька»




27

Р.р. Сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.



28

Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии

Серебряного века

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).




29

В.Я.Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова



30

Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый




Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма



31

Н.С.Гумилёв. Слово о поэте. Романтический герой лирики Гумилёва




Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва



32- 33-34

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы И.Северянин «Интродукция»,»Эпичность поэзии».Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии М Горький «На дне». «Старуха Изергиль» Новаторство Горького



35

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»



36

Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика»



37

Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «На железной дороге»



38

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира



39

Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме



40

Художественные и идейно-нравенные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев



41

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»



42

Тема России в лирике С.Есенина



43

Любовная тема в лирике С.Есенина



44

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни



45

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»



46

Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме



47

Литературный процесс 20-х годов XX века




Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов



48

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов




Поэзия 20-х годов. Русская эмигрантская сатира



49

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство В.Маяковского. Художественный мир ранней лирики поэта



50

Своеобразие любовной лирики В.Маяковского




Литература 20-х годов XX века (7 ч.)



51

Р.р. Сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина. В.В.Маяковского



52

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов



53

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы



54

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр




Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг М.А.Булгакова. Анализ начальных глав романа



55

Сатирическое изображение московского общества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»



56

Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника



57

Р.р. Анализ эпизода «Бал у Сатаны»




Литература 30-х годов XX века (18час.)



58

А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А.П.Платонова «Котлован»



59

Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя



60

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобра-зие и поэтическое мастерство любовной лирики А.Ахматовой



61

Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой



62

Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта



63

Особенности жанра и композиции поэмы



64

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи



65

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии

Тема Родины в лирикеМ.Цветаевой



66

Р.р. Сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, О.Э.Мандельштама



67

М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии



68

Система образов романа



69

Тема семейная в романе



70

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»



71

Проблема гуманизма в эпопее



72

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»



73

Пейзаж в романе «Тихий Дон»



74

Р.р. Сочинение по творчеству М.А.Шолохова



75

Система образов романа

Литература периода Великой Отечественной войны (5 часов)



76

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия



77

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

Проблема гуманизма в эпопее



78

Литература второй половины ХХ века (обзор). Поэзия 60-х годов



79

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев, В.Некрасов, В.Быков, Б.Васильев



80

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Размышление о настоящем и будущем Родины

Литература 50-90-х годов (19ч.)



81

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики



82

Основные темы и мотивы поэзии Б.Л.Пастернака



83

Образ главного героя – Юрия Живаго

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с проблематикой и поэтикой романа



84

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы



83

Повесть «Один день Ивана Денисовича», её художественное своеобразие. Судьба героя



84

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»



85

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»

Утрата нравственных ориентиров – главная проблема романа «Печальный детектив»



86

В.Г.Распутин. Повесть «Живи и помни»




Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность в повести «Живи и помни»



87

И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта



88

Б.Ш.Окуджава. Жизнь и творчество



89

Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Ю.Кима



90

«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»



91

Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы



92

В.Г.Распутин. Повесть «Живи и помни»



93

М.Карим. Жизнь и творчество. Тема памяти о родных местах, мудрости предков



94

И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта



95

Основные направления и тенденции развития современной литературы




Основные направления и тенденции развития современной литературы



96

Новейшая русская поэзия



97

Р.р. Сочинение по произведениям последних десятилетий




Из литературы народов России (1 ч.)



98

М.Карим. Жизнь и творчество. Тема памяти о родных местах, мудрости предков




Литература конца XX – начала XXI века (4ч.)



99

Т.С.Элиот. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения



100

Э.М.Хемингуэй. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»



101

Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагическая концепция жизни в романе



102

Проблемы и уроки литературы XX века




Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 11 класса


В результате изучения литературы в 11 классе ученик должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



Список учебников и учебных пособий

  1. Буслакова Т.П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. – М.: Высшая школа, 1999

  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. – М.: ВАКО, 2006

  3. Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 класс. – М.: Экзамен, 2006

  4. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – Брянск: Курсив, М.: Новая школа, 2001

  5. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ под ред. В.П.Журавлёва– М.: Просвещение, 2012

  6. Литература в схемах и таблицах/ Е.А.Титаренко, Е.Ф.Хадыко. – М.: Эксмо, 2012

  7. Ломилина Н.И., Сигов В.К. Русская литература XIX – XX веков. Тесты и контрольные вопросы. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Интеллект-Центр, 2003

  8. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы / Авт.-сост. Л.И.Косивцова, Л.А.Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2003




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!