Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена
на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации, Федерального
Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ
№ 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Литература» (авторы: Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин,
И.С.Збарский, В.П.Полухина, М.: Просвещение, 2011г.).
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает компонент
литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ,
признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны,
любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность
программы в том, изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель
преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Главными целями изучения предмета являются:
– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
– развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
– формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи;
– овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявление в произведениях общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании ФГОС ООО необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
– формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
– развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;
– поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
– овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
– использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному образовательному плану для образовательных учреждений РФ, всего на изучение литературы на этапе основного общего образования выделяется 455 ч, в том числе: в 6 классе – 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебных недель).
В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.
С учетом специфики класса выстроена система занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» должны проявиться:
– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
– понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX–XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
– понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание программы
Курс литературы в 6 классе строится на основе концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Темы | Количество часов |
1 | 2 |
Писатели – создатели, хранители и любители книги (1 ч) |
Введение. Знакомство со статьей учебника «В дорогу зовущие» | 1 |
Устное народное творчество (3 ч) |
Обрядовый фольклор | 1 |
Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен | 1 |
Пословицы и поговорки. Загадки | 1 |
Древнерусская литература (2 ч) |
«Повесть временных лет» | 1 |
«Сказание о Белгородском киселе» | 1 |
Произведения русских писателей XVIII века (6 ч) |
Русская басня. И. И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия | 1 |
И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басня «Листы и корни». Крылов о равном участии власти народа в достижении общественного блага | 1 |
И. А. Крылов. Басня «Ларчик» – пример критики «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства | 1 |
Подготовка проекта «Веселое лукавство ума», посвященного жизни и творчеству И. А. Крылова (литературно-музыкальная композиция) | 1 |
Проект «Литературно-музыкальная композиция “Веселое лукавство ума”. Жизнь и деятельность И. А. Крылова» | 2 |
Произведения русских писателей XIX века (38 ч) |
А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика | 1 |
1 | 2 |
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых ис-пытаниях. Художественные особенности стихотворного послания | 1 |
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения | 1 |
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие красоты природы. Роль антитезы в композиции. Интонация как средство выражения поэтической идеи | 1 |
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути | 1 |
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием | 1 |
Спектакль «Приветствую тебя, пустынный уголок!» по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» | 2 |
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров | 1 |
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян | 1 |
Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности | 1 |
Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям | 1 |
Проект «Любимые страницы романа А. С. Пушкина “Дубровский”» (инсценирование фрагментов романа) | 1 |
Подготовка к контрольной работе по роману А. С. Пушкина «Дубровский» (написание контрольного домашнего сочинения) | 1 |
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. Стихотворение «Тучи». Двусложные и трехсложные размеры стиха | 1 |
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «На севере диком...», «Три пальмы», «Утес» | 1 |
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям | 1 |
1 | 2 |
И. С. Тургенев «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность | 1 |
Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» | 1 |
Рассказы И. С. Тургенева «Записки охотника». Защита индивидуального проекта | 1 |
Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья» | 1 |
А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 1 |
Проект «Хотим прекрасное в полете удержать…» (о поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) | 2 |
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Своеобразие композиции. Значение эпиграфа. Роль пейзажа | 1 |
Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога». Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа | 1 |
Проект «Отечества достойный сын», посвященный Н. А. Некрасову (конкурс выразительного чтения стихотворения «железная дорога», конкурс рассказчиков, конкурс рисунков) | 1 |
Тестирование по творчеству И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова | 1 |
Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Знакомство с героями сказа. Сказовая форма повествования | 1 |
«Левша». Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша | 1 |
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Судьба мастера | 1 |
Н. С. Лесков «Человек на часах» | 1 |
Притягательность творчества Н. С. Лескова | 2 |
Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа «Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” и в сказе Н. С. Лескова “Левша”» | 2 |
А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Тонкий и толстый». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали | 1 |
Рассказы А. П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте» | 1 |
1 | 2 |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (2 ч) |
Работа над проектом «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого». Защита проекта | 2 |
Произведения русских писателей ХХ века (8 ч) |
А. И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа | 1 |
А. И. Куприн «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям | 1 |
А. С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести | 1 |
А. С. Грин «Алые паруса». Душевная чистота героев. Отношение автора к героям. Повесть «Алые паруса» в оценке критики | 1 |
«Под алым парусом» (посвящается А. Грину – писателю, подарившему миру мечту) | 2 |
А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас | 1 |
«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха») | 1 |
Произведения о Великой Отечественной войне (11 ч) |
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д. С. Самойлов «Сороковые» | 1 |
«Ты помнишь, Алеша?..». Выразительное чтение стихотворений К. Симонова и Д. Самойлова | 1 |
В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы | 1 |
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи | 2 |
Контрольная работа по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» | 1 |
В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени | 1 |
1 | 2 |
В. Г. Распутин «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственных юному герою | 1 |
В. Г. Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения | 1 |
Подготовка проекта литературной гостиной «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей» | 1 |
Проект литературной гостиной «Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей» | 1 |
Писатели улыбаются (6 ч) |
В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе | 1 |
Рассказы В. М. Шукшина | 2 |
Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека | 1 |
Подготовка к контрольному сочинению по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Контрольное сочинение | 2 |
Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (7 ч) |
А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях. Поэтизация родной природы | 1 |
Н. М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Н. М. Рубцова. Человек и природа в тихой лирике поэта. Отличительные черты характера лирического героя | 1 |
«Но я ж не Пушкин, я другой…». Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова | 1 |
1 | 2 |
Подготовка проекта поэтического вечера – презентации сборника стихов поэтов XIX–XX веков «Страна высоких вдохновений», посвященного пейзажной лирике | 1 |
Проект «Поэтический вечер» – презентация сборника стихов поэтов XIX–XX веков «Страна высоких вдохновений», посвященного пейзажной лирике | 2 |
Из литературы народов России (2 ч) |
Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека | 1 |
К. Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи | 1 |
Из зарубежной литературы (14 ч) |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | 1 |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид» | 1 |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | 1 |
Геродот «Легенда об Арионе» | 1 |
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в поэме «Илиада». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни | 1 |
Гомер «Одиссея». Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». «Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях | 1 |
Гомер «Одиссея». Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». «Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях | 1 |
1 | 2 |
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса – романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы | 1 |
И. Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь | 1 |
Выразительное чтение баллады И. Ф. Шиллера «Перчатка» в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского | 1 |
П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение | 1 |
А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин | 1 |
Тест по изученным произведениям зарубежной литературы | 1 |
Повторение (5 ч) |
Подготовка проекта «Литературный праздник “Путешествие по стране Литературии 6 класса”» | 1 |
Проект «Литературный праздник “Путешествие по стране Литературии 6 класса”» | 1 |
Итоги года. Задание на лето | 2 |
Всего | 102 |
При изучении разделов дается перечень произведений художественной литературы, предлагаются вопросы и задания для осмысления прочитанного. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы. В разделе «Повторение» дана систематизация знаний учащихся по теории литературы.