СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
54
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Методические указания
к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Литература» (1 семестр)
для специальностей
44.02.01 «Дошкольное образование»,
44.02.02 «Преподавание в начальных классах»,
44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
(углубленной подготовки)
укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки
Зерноград
2016
Печатается по решению Методического совета
ГБОУ СПО РО «ЗернПК»
(протокол № 1 от ___________2016 г.)
Составители: Ващенко А.В., преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла высшей квалификационной категории;
Ярина О.В., преподаватель дисциплин общеобразовательного цикла первой квалификационной категории
Рецензент: Л.М.Гнедчик, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК».
Методические указания подготовлены с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования в ходе самостоятельной работы. В методических указаниях представлены рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы, вопросы и задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов; определены формы контроля, рекомендован список литературы по темам УД. Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и Рабочей программой УД «Русский язык и литература. Литература».
Предназначены для студентов специальностей 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Зерноградского педагогического колледжа, изучающих дисциплины общеобразовательного цикла.
Содержание
Введение……………………………………………………………… | 5 |
1.Общий перечень видов самостоятельных работ (таблица 1)……. | 8 |
2.Самостоятельная работа №1. Подготовка сообщения по биографии А.С.Пушкина……………………………………………….. | 21 |
3.Самостоятельная работа №2. Чтение и анализ поэмы «Медный всадник» (подготовка к семинару)……………………………….. | 23 |
4.Самостоятельная работа №3. Заучивание наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова по выбору студента……………………… | 26 |
5.Самостоятельная работа №4. Чтение и анализ поэмы «Демон» (подготовка к практическому занятию)…………………………. | 27 |
6. Самостоятельная работа №5. Анализ «петербургской» повести «Портрет» (подготовка к практическому занятию)……………. 7. Самостоятельная работа №6. Подготовка к контрольной работе «Особенности русского реализма первой половины ХIХ в.»…………………………………………………………….. 8. Самостоятельная работа №7. Составление кроссворда по творчеству А.Н.Островского и пьесе «Гроза»………………………. 9. Самостоятельная работа №8. Написание сочинения по роману «Обломов»……………………………………………………….. 10. Самостоятельная работа №9. Анализ эпизода из романа «Отцы и дети» (X глава – «схватка» героев)…………………… 11. Самостоятельная работа №10. Написание сочинения по роману «Отцы и дети»…………………………………………… 12. Самостоятельная работа №11. Подготовка чтения наизусть стихотворений Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева (по выбору)………………………………………………………… 13. Самостоятельная работа №12. Создание презентации по биографии Л.Н.Толстого……………………………………….… 14. Самостоятельная работа №13. Подготовка к семинару по рассказам А.П.Чехова…………………………………………….. 15. Самостоятельная работа №14. Чтение и анализ пьесы «Вишневый сад»…………………………………………………… 16. Самостоятельная работа №15. Подготовка к контрольной работе №2. Особенности реализма в произведениях второй половины Х1Х века………………………………………………. | 29 31 33 34 39 40 41 43 44 46 47 |
Заключение…………………………………………………………… | 49 |
Литература…………………………………………………………….. | 50 |
Введение
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по УД «Русский язык и литература. Литература» предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»». Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по данной учебной дисциплине. Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- формирования основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- формировании умений самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- овладения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Русский язык и литература. Литература»:
- работа с учебником;
- конспектирование отдельного вопроса пройденной темы;
- работа со справочной литературой;
- подготовка сообщений;
- подготовка презентаций.
Выполнение самостоятельных работ по учебной дисциплине обеспечивает достижение студентами личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС СОО с учетом требований ФГОС СПО.
В результате выполнения самостоятельных работ студенты должны
знать
- принципы основных направлений литературной критики;
- систему стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, иметь преставление об индивидуальном авторском стиле;
- содержание произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
уметь
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- анализировать тексты с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики;
-осознавать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- понимать и осмысленно использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
- осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста;
- владеть начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
- оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка).
- проявлять устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительное отношение к ним;
- владеть навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
Основной формой контроля за самостоятельной работой студента являются семинарские, практические занятия, защита творческих работ, сообщений, презентаций.
Контрольные работы, проводимые в соответствии с рабочей программой дисциплины, являются важным средством проверки уровня знаний, умений и навыков.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при работе с текстом художественного произведения;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, объекты, показатели и критерии оценивания; основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, дано учебно-методическое и информационное обеспечение.
На самостоятельную работу по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Литература» отводится 117 часов. Из них в 1 семестре – 48 часов самостоятельной работы студента.
Общий перечень видов самостоятельных работ (таблица 1).
Раздел, тема УД/МДК | Тема СР, тип задания | Кол-во часов | Объекты оценивания | Основные показатели оценки результата и их критерии | Форма контроля |
Раздел 1. Изучение особенностей русской литературы первой половины XIX века.
Тема 1.1. Изучение творчества А.С.Пушкина.
| СР №1 Подготовка сообщения по биографии А.С.Пушкина.
| 3 | умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | – соответствие содержания теме; – глубина проработки материала; – грамотность и полнота использования источников; – наличие элементов наглядности; – правильность оформления; - свободное владение монологической литературной речью; - громкость, четкость, выразительность выступления. | Оценка выступления на занятии |
Тема 1.1. Изучение творчества А.С.Пушкина.
| СР №2 Заучивание наизусть стихотворений по выбору студентов. Подготовка к семинару по лирике А.С.Пушкина. Чтение и анализ поэмы «Медный всадник»
| 3 | уметь - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - анализировать тексты с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; - понимать и осмысленно использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; - владеть начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; - знать содержание литературного произведения, историко-культурный контекст и творческую историю произведения. | - определение основных элементов содержания и художественной структуры изученного произведения (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.); - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. | Оценка работы в подгруппе на практическом занятии (семинаре) |
Тема 1.2. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова.
| СР №3 Заучивание наизусть стихотворений по выбору студента. Подготовка к практическому занятию: анализ одного из стихотворений М.Ю.Лермонтова. (подготовка к практическому занятию). | 4 | - умение выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; -раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученного литературного произведения; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять основные темы и мотивы лирики поэта. | - правильная постановка логического ударения; - соблюдение пауз; - правильный выбор темпа; - соблюдение нужной интонации; - безошибочное чтение.
| Оценка чтения наизусть и анализа стихотворения. |
Тема 1.2. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова.
| СР №4 Чтение и анализ поэмы «Демон»
| 3 | - знать содержание изученного литературного произведения, историко-культурный контекст и творческую историю произведения; - осознавать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
| - определение основных элементов содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.); - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; - определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - выявление места и роли эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрытие сюжетно-композиционных, образно-тематических и стилистических особенностей анализируемого текста, обобщение своих наблюдений с выходом в литературный контекст.
| Оценка работы на практическом занятии |
Тема 1.3. Изучение творчества Н.В.Гоголя.
| СР №5 Подготовка сообщений на одну из выбранных тем. Подготовка к практическому занятию: аналитическая работа с текстом повести Гоголя «Портрет»; выполнение заданий № 13 – 18 (стр. 107-108 учебника)
| 2 | - знать содержание изученного литературного произведения, историко-культурный контекст и творческую историю произведения; -уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному, участвовать в дискуссии.
| - определение основных элементов содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.); - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; - определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - выявление места и роли эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрытие сюжетно-композиционных, образно-тематических и стилистических особенностей анализируемого текста, обобщение своих наблюдений с выходом в литературный контекст. | Оценка работы на практическом занятии |
Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя
| СР №6 Подготовка к контрольной работе «Особенности русского реализма первой половины Х1Х в.» /сочинению по творчеству писателей первой половины Х1Х века
| 3 | - знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; –основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; –основные теоретико-литературные понятия; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; – анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - создавать связный письменный текст на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
| - знание основных фактов жизни и творчества изученных писателей; - способность анализировать текст с учетом его принадлежности к тому или иному литературному направлению; -глубина приводимых суждений и убедительность аргументов; -написание связного текста с опорой на авторскую позицию; формулирование своей точки зрения; подтверждение своих мыслей текстом. | Оценка контрольной работы |
Раздел 2. Изучение особенностей русской литературы второй половины XIX века. Тема 2.1 Изучение творчества А.Н.Островского. | СР №7 Подготовка к практическому занятию. Написание тезисов на тему «Образ Катерины в оценке Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева», выполнение заданий № 14, 15,18 – 20 (стр. 132 учебника). | 3 | - знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; - принципы основных направлений литературной критики; -содержание изученного литературного произведения, историко-культурный контекст и творческую историю произведения; основные теоретико-литературные понятия. | -грамотность в определениях терминов; -уровень сложности составленных вопросов; -правильность оформления; -творческий подход к оформлению. | Оценка кроссворда на практическом занятии |
Тема 2.2. Изучение творчества И.А.Гончарова | СР №8 Написание сочинения по роману «Обломов» | 4 | умение выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных письменных высказываниях умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в письменном высказывании, формулировать выводы; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
| - соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания; - богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; | Оценка сочинения |
Тема 2.3. Изучение творчества И.С.Тургенева | СР №9 Заучивание наизусть одного стихотворения в прозе (по выбору студентов). Подготовка к практическим занятиям. Выполнение заданий № 7 – 24 (стр. 175-176 учебника). | 2 | - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - анализировать тексты с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; - понимать и осмысленно использовать понятийный аппарат современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; - владеть начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера. |
| Оценка работы на практическом занятии |
Тема 2.3. Изучение творчества И.С.Тургенева | СР №10 Написание сочинения по роману «Отцы и дети» | 4 | - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - осуществлять комплексный филологический анализ художественного текста. |
| Оценка сочинения |
Тема 2.4 Ознакомление с русской лирикой второй половины XIX века. | СР №11 Подготовка чтения наизусть стихотворений Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева (по выбору) | 4 | - осознавать художественную картину жизни, созданную в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; умение выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях. | - правильная постановка логического ударения; - соблюдение пауз; - правильный выбор темпа; - соблюдение нужной интонации; - безошибочное чтение.
| Оценка чтения наизусть на уроке |
Тема 2.5. Изучение творчества Л.Н.Толстого | СР №12 Подготовка сообщений (презентаций) по биографии Л.Н.Толстого. Подготовка к практическим занятиям. Выполнение заданий № 23-29 (стр. 328 )
| 6 | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. | – соответствие содержания теме; – глубина проработки материала; – - оформление презентации в соответствии с требованиями ; - свободное владение монологической литературной речью.
| Оценка защиты презентации на занятии |
Тема 2.6. Изучение творчества А.П.Чехова | СР №13 Подготовка к семинару по рассказам А.П.Чехова.
| 3
| -уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному, участвовать в дискуссии; - знать содержание изученного литературного произведения, историко-культурный контекст и творческую историю произведения; | - определение основных элементов содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.); - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; - определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. | Оценка работы в подгруппе на практическом занятии (семинаре) |
Тема 2.6. Изучение творчества А.П.Чехова | СР №14 Подготовка к практическому занятию по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Выполнение заданий № 21, 22, 24, 25, 26 (стр. 354) | 2
| -уметь воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному, участвовать в дискуссии; - знать содержание изученного литературного произведения, историко-культурный контекст и творческую историю произведения. | - определение основных элементов содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.); - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; - определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - выявление места и роли эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрытие сюжетно-композиционных, образно-тематических и стилистических особенностей анализируемого текста, обобщение своих наблюдений с выходом в литературный контекст. | Оценка работы на практическом занятии |
| СР №15 Подготовка к контрольной работе №2. Особенности реализма в произведениях второй половины Х1Х века. | 2 | - знать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; - принципы основных направлений литературной критики; -содержание изученного литературного произведения, историко-культурный контекст и творческую историю произведения; основные теоретико-литературные понятия. | содержательность конспекта, соответствие плану; - отражение основных положений статьи; - ясность, лаконичность изложения; - наличие схем, графическое выделение особо значимой информации; - соответствие оформления требованиям. | Оценка конспекта |
Самостоятельная работа №1
Раздел 1. Изучение особенностей русской литературы первой половины XIX века.
Тема 1.1. Изучение творчества А.С.Пушкина.
Тип задания – подготовка сообщения по биографии А.С.Пушкина.
Примерные темы сообщений:
1. «Предки А.С.Пушкина и его семья»
2. «Царскосельский лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина»
3. «Пушкин в Михайловском»
4. «Литературные произведения, навеянные Кавказом»
5. «Болдинская осень в творчестве поэта»
6. «Лицейские друзья Пушкина»
7. «А.С.Пушкин в Москве»
8. «Петербург в жизни Александра Сергеевича Пушкина»
9. «Музей А.С.Пушкина»
10. «Дуэль и смерть А.С.Пушкина»
11. «Судьба Натальи Николаевны Пушкиной»
Алгоритм работы студента:
- Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.
- Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).
- Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.
- Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом), выделяя самое главное по ходу чтения.
- Составьте план сообщения.
- Оформите текст письменно.
- Сдайте на контроль преподавателю и озвучьте в установленный срок.
Рекомендации по подготовке сообщения
1. Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.
2. Не делайте сообщение очень громоздким.
3. При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.
4. В конце сообщения составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.
5. Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.
6. Перед тем, как делать сообщение, выпишите необходимую информацию (термины, даты, основные понятия) на доску.
7. Никогда не читайте сообщение! Чтобы не сбиться, пользуйтесь планом и выписанной на доске информацией.
8. Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности;
правильность оформления.
Основная литература
1.Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве: Уч. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002
2.Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: В 2 т. – М.: Мол. гвардия, 2004
3.Ресурсы Интернета: http://www.pushkiniada.ru/referats.html
http://www.gumfak.ru/otech_html/pushkin/referat/054-2.html
http://prezentacii.com/literatura/670-pushkin-zhizn-i-tvorchestvo.html
4. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005
Дополнительная литература
1. Русские писатели. XIX век. Библиографический словарь. В 2 ч. Ч.2. М - Я / Редкол.: Б.Ф.Егоров и др.; Под ред. П.А.Николаева – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996
2. А.Пушкин. Золотой том. Собрание сочинений – М.: Издательский дом в Москве «Имидж», 1993
3. Литература: учеб. Для ссузов/ В.К.Сигов, М.И.Громова и др.; под ред. В.К.Сигова. – М.: Дрофа, 2005
4. Якушин Н.И. Русская литература XIX в. (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: ВЛАДОС, 2001
Самостоятельная работа №2
Тема 1.1. Изучение творчества А.С.Пушкина.
Тема самостоятельной работы: Чтение и анализ поэмы «Медный всадник»
Тип задания – подготовка к семинару
Критерии оценки:
- правильность и самостоятельность выполнения всех этапов практической работы;
- наличие конспекта, материал которого соответствует теме практической работы;
- наличие заготовки отчета к практической работе.
Форма проверки – работа в подгруппе на практическом занятии (семинаре)
Алгоритм работы студента:
- прочитать поэму А.С.Пушкина «Медный всадник»;
- ознакомиться с планом семинара;
- изучить рекомендованную литературу;
- по каждому вопросу составить краткий план выступления;
- участвовать в обсуждении на практическом занятии.
Критерии оценки устного ответа:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного возраста.
Вопросы к семинару по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»
1 группа:
А.С.Пушкин признается в любви городу: так ли это?
Анализ фрагмента текста «Люблю тебя, Петра творенье…»
Какие лексические средства используются здесь автором и какова цель их использования?
2 группа:
Какие символы города упоминаются во вступлении к поэме? Как поэт относится к Петербургу?
Выделите основные черты облика Петра 1. Каким предстает император?
Найдите в тексте поэмы описание наводнения.
3 группа:
Какие тропы (эпитеты, анафоры, метафоры, олицетворения, сравнения) использует автор в тексте? Какой образ создаёт Пушкин?
Почему свое произведение Пушкин назвал «Медный всадник»?
Что вы знаете о знаменитом памятнике Петру 1 в Петербурге?
4 группа:
Как вы понимаете определение «маленький человек»? В каких произведениях русской литературы вы уже с ним встречались? Можно ли говорить о том, что Пушкин делает своего героя именно таким? Обратившись к тексту поэмы, обоснуйте свой ответ.
Как вы думаете, почему Евгений грозит Медному всаднику? Перечитайте эту сцену.
Почему поэт делает своего героя безумным? Что такое, на ваш взгляд, безумие Евгения – его несчастье или наоборот?
Основная литература
1.Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве: Уч. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002
2.Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: В 2 т. – М.: Мол. гвардия, 2004
3.Ресурсы Интернета: http://www.pushkiniada.ru/referats.html
http://www.gumfak.ru/otech_html/pushkin/referat/054-2.html
http://prezentacii.com/literatura/670-pushkin-zhizn-i-tvorchestvo.html
Дополнительная литература
Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005
А.Пушкин. Золотой том. Собрание сочинений – М.: Издательский дом в Москве «Имидж», 1993
Русская литература в оценках, суждениях, спорах: Хрестоматия литературно-критических текстов: Для школьников старших классов, учителей-словесников, абитуриентов / Составитель А.Б.Есин – М.:Флинта: Наука, 2002
Якушин Н.И. Русская литература XIX в. (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: ВЛАДОС, 2001
Самостоятельная работа №3
Раздел 1. Изучение особенностей русской литературы первой половины XIX века.
Тема 1.2. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова.
Тип задания: заучивание наизусть стихотворения по выбору студента (не менее четырех четверостиший)
Критерии оценки:
- правильная постановка логического ударения;
- соблюдение пауз;
- правильный выбор темпа;
- соблюдение нужной интонации;
- безошибочное чтение.
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Алгоритм работы студента:
1. Познакомьтесь с перечнем стихотворений поэта.
2. Выберите наиболее понравившееся вам стихотворение.
3. Выучите наизусть стихотворение, отработав выразительность чтения.
4. Подготовьтесь к ответу на занятии, продумав также тему, идею и особенности поэтики выученного стихотворения.
Примерный перечень стихотворений для заучивания:
«Кинжал», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва», «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», «Пророк», «Я не унижусь пред тобой…», «Мой Демон», «Завещание», «Любовь мертвеца», «Смерть поэта», «Мы снова встретились с тобой…», «Когда волнуется желтеющая нива…», «К портрету», «Как дух отчаянья и зла…», «Оставь напрасные заботы…», «Метель шумит, и снег валит…».
Основная литература
1. М.Ю.Лермонтов. Сочинения. В 2-х томах. Т.1 – М.: Издательство «Правда», 1988
Дополнительная литература
Ресурсы Интернета:
1. lermontov.chitalnya.ru
2. philosofiya.ru›verses_lermontov.html
3. lermontov.info
Самостоятельная работа №4
Раздел 1. Изучение особенностей русской литературы первой половины XIX века.
Тема 1.2. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова.
Тема самостоятельной работы: Чтение и анализ поэмы «Демон».
Тип задания: подготовка к практическому занятию.
Алгоритм работы студента:
- прочитать поэму М.Ю.Лермонтова «Демон»;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- по каждому вопросу составить краткий план выступления;
- участвовать в обсуждении на практическом занятии.
Критерии оценки устного ответа:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Вопросы к практическому занятию по теме: «Образ демонического героя в литературе
(по поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»)
1.Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).
«За»: что положительное | «Против»: что отрицательное |
2. Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?
3. Докажите выше изложенную мысль примерами текста.
4. Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.
5. С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.
6. Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару. Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.
7. Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы?
8. Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
9. Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор? (клятва Демона).
10. Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?
11. Может ли Демон обрести гармонию? Почему? Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?
12. Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?
13. «Демон» М.А.Врубеля и «Демон» М.Ю.Лермонтова.
Демоны близки духовному миру своих авторов. М.А.Врубель, как и М.Ю.Лермонтов, рано почувствовал свою избранность. М.А.Врубель никогда бы не написал своего «Демона», если бы образ не был частью самого художника. Что вы можете сказать об авторе картин? Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова?
Основная литература
1.Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве: Уч. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002
2.Лермонтов М.Ю. Сочинения. В 2-х томах. Т.1 – М.: Издательство «Правда», 1988
Дополнительная литература
1. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005
2. Якушин Н.И. Русская литература XIX в. (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: ВЛАДОС, 2001
Самостоятельная работа №5
Раздел 1. Изучение особенностей русской литературы первой половины XIX века.
Тема 1.3. Изучение творчества Н.В.Гоголя.
Тема самостоятельной работы: Анализ «петербургской» повести «Портрет»
Алгоритм работы студента:
- прочитать повесть Н.В.Гоголя «Портрет»;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- по каждому вопросу составить краткий план выступления;
- участвовать в обсуждении на практическом занятии.
Критерии оценки устного ответа:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного возраста.
Вопросы к практическому занятию по теме: «Повесть Н.В.Гоголя «Портрет»
1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести?
2. Проследите ступени нравственного падения Чарткова. Какие изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде?
3. Как в образе Чарткова отразились черты эстетики романтизма и реализма?
4. Какой новый поворот приобретает в повести традиционная для русской литературы тема власти денег?
5. Анализ эпизодов: а) Чартков пишет портрет девушки в виде Психеи (со слов: «На другой день раздался колокольчик у дверей его…»). Как в этом фрагменте отразилась идейно-нравственная позиция автора об истинном и ложном в искусстве?
б) Безумие и смерть Чарткова (со слов: «Он остановился и вдруг затрясся всем телом…»). Какими средствами Гоголь передает психологическое состояние Чарткова в этом фрагменте?
6. Сопоставьте истории жизни двух художников: Чарткова и автора портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести?
7. Как в повести проявились мысли Гоголя о взаимосвязях таланта и духовности?
8. Как в тексте отражены религиозно-мистические представления Гоголя о божественной и дьявольской сущности искусства?
9. В чем смысл финала повести? Почему исчезает таинственный портрет?
10. В чем философский смысл повести «Портрет»? Какой моральный урок преподает читателям Н.В.Гоголь?
Основная литература
1. Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего. Повести. – М.: «Стрекоза-Пресс», 2002
2. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010
Дополнительная литература
1. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008
2. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005
3. Якушин Н.И. Русская литература XIX в. (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: ВЛАДОС, 2001
Самостоятельная работа №6
Раздел 1. Изучение особенностей русской литературы первой половины XIX века.
Темы: Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя
Тема самостоятельной работы: Особенности русского реализма первой половины Х1Х в.
Тип задания: подготовка к контрольной работе.
Алгоритм работы студента:
- повторить лекционный материал по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- прочитать статьи в учебнике (с.33-59, 67-84, 89-105);
- изучить примерный план анализа лирического произведения (Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008, с. 15);
- в установленный срок написать контрольную работу.
Критерии оценки письменной работы:
- знание основных фактов жизни и творчества изученных писателей;
- способность анализировать текст с учетом его принадлежности к тому или иному литературному направлению;
-глубина приводимых суждений и убедительность аргументов;
-написание связного текста с опорой на авторскую позицию; формулирование своей точки зрения; подтверждение своих мыслей текстом.
Основная литература
1. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010
Дополнительная литература
1. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008.
2. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005
3. Якушин Н.И. Русская литература XIX в. (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: ВЛАДОС, 2001
Контрольная работа №1. Особенности русского реализма первой половины Х1Х в.
1 вариант
1. Выделите основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина и охарактеризуйте их.
2. В чем смысл высказывания: «Стихотворение «Смерть поэта» возвестило русской литературе о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина»?
3. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
2 вариант
1. Выделите основные этапы жизненного и творческого пути Н.В.Гоголя и охарактеризуйте их.
2. В чем смысл высказывания В.Г.Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека»?
3. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Вновь я посетил…».
Самостоятельная работа №7
Раздел 2. Изучение особенностей русской литературы второй половины XIX века.
Тема: Изучение творчества А.Н.Островского.
Тип задания: Составление кроссворда по творчеству А.Н.Островского и пьесе «Гроза».
Рекомендации к составлению кроссвордов:
Кроссворд (англ. «cross» — «крестословица»). Составление кроссворда требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий. При составлении кроссвордов придерживайтесь следующих советов:
Выучите все термины и определения данной темы
Составьте список слов, которые будете использовать для заполнения сеток
Выберите сетку и начинайте ее заполнять
Обратите внимание на количество пересечений. Самое простое – это когда слова пересекаются в двух, максимум – в трех местах.
Старайтесь, чтобы в местах пересечений оказались гласные
Состыкуйте друг с другом сначала длинные слова, а уж затем подгоняйте под них короткие.
Основная литература
1. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010
2. Островский А.Н. Пьесы. – М.: Олимп, 1993
Дополнительная литература
1. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008.
2. Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005.
3. Якушин Н.И. Русская литература. Вторая половина XIX в.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.И.Якушин, Л.В.Овчинникова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Самостоятельная работа №8
Тема: Изучение творчества И.А.Гончарова
Тип задания: Написание сочинения по роману «Обломов»
Структура сочинения (общие рекомендации автору творческих работ на литературную тему).
Сочинение должно состоять из следующих частей:
тема;
эпиграф;
вступление;
основная часть;
заключение.
1. Тема ставит проблему, анализ которой и должен составить содержание работы. Начинать работу надо с обдумывания темы, что позволит верно отобрать материал, вспомнить факты и привести аргументы для решения поставленного вопроса.
2. Эпиграф предваряет изложение и призван раскрыть замысел автора сочинения. Эпиграф не обязателен. Но его удачный выбор способен украсить работу, придать ей глубину и большую содержательность. Хороший эпиграф свидетельствует о начитанности, о понимании идеи сочинения и умении подхватить главную мысль. Неудачный эпиграф оставляет неприятное впечатление и влияет на оценку работы.
3. Вступление должно быть небольшим, но ярким, привлекающим внимание. Самое главное — не быть шаблонным.
4. Основная часть сочинения представляет собой развернутое изложение логически выстроенной цепочки рассуждений на поставленную тему, основанных на системе аргументов, доказательств главной мысли, подкрепленных фактическим материалом. Тема должна быть раскрыта всесторонне, полно, исчерпывающе, потому нужно развивать несколько линий рассуждений, которые в конце должны сойтись в один концептуальный узел. Основная часть состоит из нескольких связанных логически и по замыслу автора содержательных блоков, оформленных абзацами. Недопустим простой пересказ художественного произведения, а если это все-таки произошло, то необходимо дать хотя бы комментарии к тексту. Все изложение должно быть проникнуто авторским началом, должен быть слышен «голос» автора сочинения.
5. Заключение — вывод по теме, результат рассуждений. Это то главное, что должно остаться в памяти, когда аргументы могут быть уже забыты. Заключение должно быть кратким и очень выразительным, оно должно звучать как завершающий аккорд. Можно оставить открытый финал, закончив сочинение риторическим вопросом. Цитата автора в качестве заключения приемлема для лирики, но для прозы выглядит достаточно скучно.
6. Сочинение выиграет, если будет соблюден такой важный принцип, как соразмерность частей. Вступление и заключение вместе должны составлять не более 1/4 части всей работы, главная же часть — охватывать 3/4 сочинения. Не следует загромождать сочинение незначительными фактами, второстепенными деталями, сопутствующими размышлениями.
7. Не надо перегружать работу цитатами, но не должно быть и недостатка в цитировании. Цитата — неотъемлемая часть анализа художественного текста. Но использовать их надо разумно, к месту, в меру. Недопустимо чрезмерное увлечение цитированием, особенно, поэтического текста. В таких случаях работа превращается в цепь цитат, как правило, ярких, звучных, сильных, и на их фоне очень невыигрышно выглядят бледные, беспомощные размышления автора сочинения.
8. Следует соблюдать правила цитирования:
если вы не помните цитату полностью, то допускаются пропуски чужих слов и высказываний. Этот пропуск обозначается многоточием. Однако нельзя сокращать цитату, нарушая ее смысл;
если вы сомневаетесь в точности цитируемого отрывка из прозаического текста, то его можно пересказать своими словами близко к тексту.
Алгоритм работы студента:
1.Внимательно прочитай все темы.
2.Выбери ту, которая отвечает следующим требованиям: интересна тебе, в целом понятен смысл, можешь привести аргументы.
Тема сочинения обычно предоставляет достаточно широкие возможности автору сочинения, однако нужно быть осторожным: есть вероятность, что за поверхностными рассуждениями ничего стоять не будет, и тема сочинения окажется нераскрытой. Поэтому на этом этапе необходимо разбить тему на несколько вопросов и выбрать из нее тот, на который можно дать простой и аргументированный ответ.
3. Работа над основной частью.
После того как тема была сформулирована, необходимо дать однозначный ответ на вопрос сочинения. Элементы ответа также следует разбить на части и расположить их в логической последовательности так, чтобы не было никаких отклонений от генеральной линии повествования.
4. Вступление.
Только после написания основной части сочинения следует обратиться к вступлению. Вступление должно быть разбито на две части. Первая часть — актуальность темы, значимость для автора сочинения, ассоциации, реминисценции, аллюзии и т. д. Вторая часть — наиболее важная: в ней следует мотивировать сужение темы, аргументировать свой выбор.
5. Последний этап — написание заключения. В этой части необходимо подвести итог основной части, сделать выводы и выйти на больший уровень абстракции и генерализации, связав круг рассмотренных вами вопросов со всем творчеством автора, или каким-то литературным процессом, или историей литературы в целом и т. д.
6. Написание сочинения в черновом варианте.
7. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного.
8. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
Темы сочинений по роману И.А.Гончарова «Обломов»
1) Что такое «обломовщина»?
2) Социальные корни «обломовщины».
3) Женские образы в романе.
4) Обломов и Штольц.
5) Захар как тип крепостного слуги.
6) Почему попытки Ольги Ильинской «возродить» Обломова не имели успеха.
7) Каковы идеалы Штольца?
8) «Старое» и «новое» в русской жизни (по роману «Обломов»).
9) Положительные и отрицательные стороны личности Обломова в трактовке Гончарова.
10) Ольга Ильинская как тип женщины будущего.
11) Идейный смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе.
12) Роман «Обломов»- «история живой души» (Дружинин).
13) В чем трагедия Обломова?
14) Жизнь и существование в романе «Обломов».
15) Любовь в романе «Обломов».
16) Илья Обломов и Ольга Ильинская.
17) Калинов и Обломовка.
18) Место эпизода «Сон Обломова».
19) Письмо Обломову.
20) Чем мне нравится Обломов и в чем я не могу с ним согласиться.
Критерии оценки сочинения
«5»:
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.
«4»:
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3»:
1.В работе допущены существенные отклонения.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Основная литература
1. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010.
2. Гончаров И.А. Обломов. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008.
Дополнительная литература
1. Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005.
2. Якушин Н.И. Русская литература. Вторая половина XIX в.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.И.Якушин, Л.В.Овчинникова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Самостоятельная работа №9
Тема: Изучение творчества И.С.Тургенева
Тип задания: Анализ эпизода из романа «Отцы и дети» (X глава – «схватка» героев).
Алгоритм работы студента:
1. Внимательно прочитайте X главу романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - эпизод «схватки» Базарова и П.П.Кирсанова.
2. Выявите основные линии спора героев. Охарактеризуйте позиции каждого из героев.
3. Ответьте на вопросы и выполните задания для анализа данного эпизода, представленные в учебном пособии: Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум./ Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008 (с. 31-33).
4. Законспектируйте в тетради основные тезисы ответов, по каждому вопросу составьте краткий план выступления.
5. Участвуйте в обсуждении на практическом занятии.
Критерии оценки устного ответа:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного возраста.
Основная литература
1. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008.
2. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети. – М.: Транспорт, 1980.
Дополнительная литература
1. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010.
2. Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005.
3. Якушин Н.И. Русская литература. Вторая половина XIX в.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.И.Якушин, Л.В.Овчинникова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Самостоятельная работа №10
Тема: Изучение творчества И.С.Тургенева
Тип задания: Написание сочинения по роману «Отцы и дети»
Темы сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»:
Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
Русское дворянство в изображении Тургенева.
В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
«Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов).
Отношение к женщинам героев романа.
Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И.С.Тургенева.
Анализ эпизода из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (по выбору).
Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Структура сочинения (общие рекомендации автору творческих работ на литературную тему) – смотри в самостоятельной работе №8
Алгоритм работы студента – смотри в самостоятельной работе №8
Критерии оценки сочинения - смотри в самостоятельной работе №8
Основная литература
1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети. – М.: Транспорт, 1980.
Дополнительная литература
1. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010.
2. Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005.
3. Якушин Н.И. Русская литература. Вторая половина XIX в.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.И.Якушин, Л.В.Овчинникова. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Самостоятельная работа №11
Тема: Ознакомление с русской лирикой второй половины XIX века.
Тип задания: Подготовка чтения наизусть стихотворений Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева (по выбору)
Критерии оценки:
- правильная постановка логического ударения;
- соблюдение пауз;
- правильный выбор темпа;
- соблюдение нужной интонации;
- безошибочное чтение.
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Алгоритм работы студента:
1. Познакомьтесь с перечнем стихотворений поэтов.
2. Выберите наиболее понравившееся вам стихотворение.
3. Выучите наизусть стихотворение, отработав выразительность чтения.
4. Подготовьтесь к ответу на занятии, продумав также тему, идею и особенности поэтики выученного стихотворения.
Примерный перечень стихотворений для заучивания:
Н.А.Некрасов
«Блажен незлобивый поэт», «Родина», «Внимая ужасам войны», «Несжатая полоса», «Ты всегда хороша несравненно», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди», «Зине», «Я сегодня так грустно настроен», «Муза», «Пьяница», «Пышна в разливе горная река…» и др.
Ф.И.Тютчев
«В небе тают облака», «В разлуке есть высокое значенье», «Весь день она лежала в забытьи», «День и ночь», «Есть в осени первоначальной», «Как весел грохот летних бурь», «Как хорошо ты, о море ночное», «Она сидела на полу», «Я помню время золотое», «Яркий снег сиял в долине», «Осенней позднею порою» и др.
А.А.Фет
«Буря на небе вечернем», «Осень», «Зреет рожь над жаркой нивой», «Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта…», «На заре ты ее не буди», «Первый ландыш», «Долго снились мне…», «Если ты любишь, как я…», «Деревня» и др.
Самостоятельная работа №12
Тема: Изучение творчества Л.Н.Толстого
Тип задания: Создание презентации по биографии Л.Н.Толстого
Алгоритм работы студента:
1. Выберите тему презентации, изучите предлагаемую литературу по данной теме.
2. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями по оформлению презентации.
3. При подготовке презентации используйте рекомендованную литературу и учитывайте критерии оценки данного вида работ.
4. Представьте презентацию на занятии.
Темы презентаций по Л.Н.Толстому:
«Этапы жизненного и идейно-творческого развития Толстого».
«Лучшие произведения Толстого».
«Духовные искания Л.Н.Толстого».
«Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников».
«История создания романа «Война и мир».
«Художественные особенности романа «Война и мир».
«Своеобразие художественных приёмов романа «Война и мир».
«Изображение войны в романе «Война и мир».
«Нравственные искания героев романа «Война и мир».
«Мысль семейная в романе «Война и мир».
«Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого».
«Л.Н.Толстой и Ясная Поляна».
«Наташа Ростова – любимая героиня Толстого».
«Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского».
Методические рекомендации по оформлению презентации:
1. Не перегружать слайды текстом.
2. Наиболее важный материал лучше выделить.
3. Не следует использовать много мультимедийных эффектов анимации. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, побуквенное появление текста.
4. Чтобы обеспечить хорошую читаемость презентации, необходимо подобрать темный цвет фона и светлый цвет шрифта.
5. Текст презентации должен быть написан без орфографических и пунктуационных ошибок.
Критерии оценки презентации:
- оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
– изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
– текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
-библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Основная литература
1. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010
2. Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005
3. Якушин Н.И. Русская литература. Вторая половина XIX в.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.И.Якушин, Л.В.Овчинникова. – М.: ВЛАДОС, 2001
Самостоятельная работа №13
Тема: Изучение творчества А.П.Чехова
Тип задания: Подготовка к семинару по рассказам А.П.Чехова («Ионыч» и «Попрыгунья»).
Алгоритм работы студента:
1. Прочитайте рассказы А.П.Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья».
2. Возьмите учебное пособие: Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008
3. Откройте с.44 пособия – вопросы и задания для анализа рассказа «Ионыч».
4. Ответьте на вопросы и выполните задания по рассказу «Попрыгунья», представленные ниже.
4. Законспектируйте в тетради основные тезисы ответов, по каждому вопросу составьте краткий план выступления.
5. Участвуйте в обсуждении на практическом занятии.
Критерии оценки устного ответа: смотри в самостоятельной работе №9
Вопросы и задания для анализа рассказа «Попрыгунья»:
1. История создания рассказа. Оценка Чеховым этого произведения.
2. Смысл названия рассказа. Определение темы произведения.
3. Чем интересен и необычен рассказ «Попрыгунья»?
4. Чем обусловлен интерес Ольги Ивановны к знаменитым людям?
5. Зачем она «коллекционирует» знаменитостей? Верите ли вы в таланты Ольги Ивановны?
6. Проведите лингвистический эксперимент: посчитайте количество прилагательных, использованных Чеховым в характеристике «обычного» Дымова и «необыкновенных», знаменитых гостей.
7. Расскажите о судьбе и характере Дымова и Ольги Ивановны (биографические сведения, история знакомства, развитие отношений героев, их реплики, внутренний анализ).
8. Охарактеризуйте особенности сюжета рассказа.
9. Как сложится жизнь Ольги Ивановны? Изменится ли она?
10. О чем заставил вас задуматься рассказ?
Основная литература
1. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008
2. Чехов А.П. Рассказы и повести/ Сост., вступ. ст. В.Порудоминского. – М., Дет. лит., 2002
Дополнительная литература
1. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010
2. Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005
3. Якушин Н.И. Русская литература. Вторая половина XIX в.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.И.Якушин, Л.В.Овчинникова. – М.: ВЛАДОС, 2001
Самостоятельная работа №14
Тема: Изучение творчества А.П.Чехова
Тип задания: Чтение и анализ пьесы «Вишневый сад»
Алгоритм работы студента:
- прочитать пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад»;
- ознакомиться с планом практического занятия (семинара);
- изучить рекомендованную литературу;
- по каждому вопросу составить краткий план выступления;
- участвовать в обсуждении на практическом занятии.
Критерии оценки устного ответа: смотри в самостоятельной работе №9
План семинара по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»:
Основные вопросы:
1. История создания пьесы.
2. Своеобразие конфликта в чеховской драме. Два сюжета пьесы «Вишневый сад».
3. Пространственная организация пьесы. Ход времени в комедии.
4. «Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога.
5. Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы.
6. Кто же он…этот Ермолай Лопахин?
7. Драма или комедия? (Проблема жанра пьесы «Вишневый сад»).
8. Стихия комического в пьесе. Комические персонажи.
9. Второстепенные и внесценические персонажи в пьесе.
10. Роль предметно-бытовых деталей в пьесе. Приемы создания характеров в пьесе.
Дополнительные вопросы:
- Определите внешний сюжет пьесы.
- Обозначьте этапы развития драматургического конфликта.
- Найдите в пьесе указания на временную протяженность действия.
- Какие персонажи, на ваш взгляд, ведут сюжет настоящего времени?
- Как соотнесено в пьесе прошлое и настоящее время?
- Как соотнесено в пьесе настоящее и будущее время?
- Как разрабатывается в пьесе «сюжет настроения» героев?
- Что такое подтекст?
- С помощью каких приемов Чехов передает изменяющееся настроение героев?
- Как характеризует героев их речь? Докажите свои выводы конкретными примерами из текста.
- Какова художественная значимость чеховских ремарок?
- В чем заключается своеобразие чеховских диалогов?
- Как соотнесены главные и второстепенные персонажи?
- С помощью каких приемов Чехов создает образы Гаева, Раневской, Лопахина, Ани, Фирса?
- Какую роль в композиции пьесы играют монологи-самохарактеристики героев?
- Какое место в системе образов пьесы принадлежит вишневому саду?
Основная литература
1. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010
2. Чехов А.П. Пьесы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002
Дополнительная литература
1. Паперный З.С. «Вопреки всем правилам..»: Пьесы и водевили Чехова.- М., 1982.
2. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.
3. Чехов в школе: Книга для учителя/ Автор-составитель И.Ю.Бурдина.- М.: Дрофа, 2001.
Самостоятельная работа №15
Раздел 2. Изучение особенностей русской литературы второй половины XIX века.
Тип задания: подготовка к контрольной работе №2 «Особенности реализма в произведениях второй половины Х1Х века».
Алгоритм работы студента:
- повторить лекционный материал по творчеству писателей второй половины 19 века (А.Н.Островский, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов).
- прочитать статьи в учебнике по творчеству данных писателей;
- изучить примерный план анализа лирического произведения (Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008, с. 15);
- в установленный срок написать контрольную работу.
Контрольная работа №2 «Особенности реализма в произведениях второй половины ХIХ века».
Перечислите основные особенности русской литературы второй половины 19 века.
Охарактеризуйте по собственному выбору литературного героя второй половины 19 века (портрет, характер, поступки, взаимоотношения с другими персонажами, авторская оценка героя).
Проанализируйте стихотворение (по выбору преподавателя) русской литературы второй половины 19 века (тематика, основные проблемы, затронутые в стихотворении, своеобразие лирического героя, используемые художественно - выразительные средства, ваши впечатления).
Критерии оценки письменной работы:
- знание основных фактов жизни и творчества изученных писателей;
- способность анализировать текст с учетом его принадлежности к тому или иному литературному направлению;
-глубина приводимых суждений и убедительность аргументов;
-написание связного текста с опорой на авторскую позицию; формулирование своей точки зрения; подтверждение своих мыслей текстом.
Основная литература
1. Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010
2. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008
Заключение
Самостоятельная работа - важнейшее звено концепции индивидуализации обучения. Задания для самостоятельной работы вызывают у каждого чувство личной ответственности, так как деятельность каждого проверяется и оценивается. Постепенное овладение умениями и навыками рационального умственного труда, тренировка по вопросам и заданиям, самостоятельное нахождение правильного решения способствует формированию чувства удовлетворения, которое делает обучение не утомительной нагрузкой, а интересной работой.
Проверка выполненной работы позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки, недочеты в знаниях. Проверяя и анализируя знания обучающихся, преподаватель имеет возможность судить о завершенности или незавершенности процесса обучения по отдельным разделам учебной программы.
В целом повышение эффективности обучения достигается в условиях активного привлечения обучающихся к самостоятельной работе, включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.
В заключении можно отметить, что методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии со спецификой дисциплины «Литература» и возрастом обучающихся (1 курс).
Литература
Основная литература
Гоголь Н.В. Записки сумасшедшего. Повести. – М.: «Стрекоза-Пресс», 2002.
Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве: Уч. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002.
Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве: Уч. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2002
Лермонтов М.Ю. Сочинения. В 2-х томах. Т.1 – М.: Издательство «Правда», 1988.
Литература. Учебник. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2010
Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005
Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: В 2 т. – М.: Мол. гвардия, 2004.
8. Островский А.Н. Пьесы. – М.: Олимп, 1993
9. Гончаров И.А. Обломов. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008
10. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети. – М.: Транспорт, 1980.
11. Чехов А.П. Рассказы и повести/ Сост., вступ. ст. В.Порудоминского. – М., Дет. лит., 2002
12. Чехов А.П. Пьесы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002
Дополнительная литература
А.Пушкин. Золотой том. Собрание сочинений – М.: Издательский дом в Москве «Имидж», 1993
Литература: учеб. Для ссузов/ В.К.Сигов, М.И.Громова и др.; под ред. В.К.Сигова. – М.: Дрофа, 2005
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. / Под ред. Г.А.Обернихиной. – М., 2008
Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX в.: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2005
Русская литература в оценках, суждениях, спорах: Хрестоматия литературно-критических текстов: Для школьников старших классов, учителей-словесников, абитуриентов / Составитель А.Б.Есин – М.:Флинта: Наука, 2002
Русские писатели. XIX век. Библиографический словарь. В 2 ч. Ч.2. М - Я / Редкол.: Б.Ф.Егоров и др.; Под ред. П.А.Николаева – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996
Якушин Н.И. Русская литература XIX в. (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: ВЛАДОС, 2001 8. Паперный З.С. «Вопреки всем правилам..»: Пьесы и водевили Чехова.- М., 1982.
9. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. – М., 1971.
10. Чехов в школе: Книга для учителя/ Автор-составитель И.Ю.Бурдина.- М.: Дрофа, 2001
Ресурсы Интернета:
1. lermontov.chitalnya.ru
2. philosofiya.ru›verses_lermontov.html
3. lermontov.info
3. http://www.pushkiniada.ru/referats.html
http://www.gumfak.ru/otech_html/pushkin/referat/054-2.html
http://prezentacii.com/literatura/670-pushkin-zhizn-i-tvorchestvo.html
РЕЦЕНЗИЯ
на методические указания
к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
студентов по учебной дисциплине «Литература» (1 семестр),
составленные Резниковой Алиной Александровной
Представленные рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Литература» для специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и Положением «Об организации самостоятельной работы студентов», разработанным Учебно-методическим центром ГБОУ СПО РО «ЗернПК».
В пособии представлены темы самостоятельных работ, цели их выполнения, задания, порядок выполнения, формы контроля, критерии их оценки и необходимая для подготовки студентов литература к каждой теме отдельно.
Методические рекомендации могут оказать большую помощь в выполнении студентами любой самостоятельной работы, в рациональном использовании времени.
В целом методические рекомендации заслуживают одобрения и могут быть использованы в образовательном процессе педагогического колледжа для студентов 1 курса, обучающихся по специальности
050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»,
Рецензент: Гнедчик Л.М., преподаватель
высшей квалификационной категории
ГБПОУ РО «ЗернПК».