СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по"Литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по"Литературе"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»










Рабочая программа

по предмету(курсу)«Литература»

Класс 7

Сроки реализации программы 2019 – 2020 учебный год







Разработала:

Шаповалова Светлана Георгиевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ильичёвская СОШ»




















с.Ильичёвка, 2019 год.





Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с принятыми изменениями;

2. Основная образовательная программа основного общего образлвания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области « Ильичёвская средняя общеобразовательная школа» 2-е издание (принята на заседании педагогического совета – Протокол№2 от 31.08.2016 год и директором школы – Приказ №46-ОД от 01.09.2016 года.).

3.Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной.5-9 классы.Учебное пособие для общеобразовательных организации/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В,И.Коровин. 12-е издание. – М.: Провещение,2016.

4.Программа реализуется за 102 часов(3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты.

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;

формирование целостного мировоззрения;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

развитие эстетического сознания.

Метапредметные результаты.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение основами самоконтроля, самооценки;

смысловое чтение;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.

Предметные результаты.

определять понятия «литература как искусство слова» (углубление представлений), «ода», «сентиментализм» (начальные представления), «элегия», «баллада» (развитие представлений), «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «автор» (развитие представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений), «композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос» и его виды, «жанр», (развитие представлений), «лейтмотив», «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический герой», «психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя; «художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола», «гротеск» (развитие представлений), «реализм», «реалистическая типизация» - углубление понятий; «притча» (углубление понятия), «силлабо-тоническая» и «тоническая система стихосложения» (углубление представлений), «трагедия как жанр драмы» (углубление понятия), «драматическая поэма» (углубление понятия);


Содержание учебного предмета.

Введение (1 ч.) – Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.

Раздел 1. Из древнерусской литературы(3 ч. + 1 ч.): Художественные особенности древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси. Центральные образы и основная идея «Слова…».

Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).

Раздел 2.Из русской литературы XVIII века (9 ч. + 1 ч.): Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…». М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы. Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля. Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене». Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения. Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя.

Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?»

Раздел 3.Из русской литературы XIX века (48 ч. + 6 ч.): Русские поэты первой половины XIX века. В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы. В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии. В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады. В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини. А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого. А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения. А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики.

Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор). А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. А.С. Пушкин: тема свободы. А.С. Пушкин: любовь как гармония душ. А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии. А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта. А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта.

Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики.

Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор). М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного). Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

Сочинение по теме «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор). М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков.

Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор). Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания. Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души. Чичиков – новый герой эпохи или антигерой? Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России. Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики.

Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя». Ф.М. Достоевский: слово о писателе. Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи». А.П. Чехов: слово о писателе. А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества. А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека».

Раздел 4.Из русской литературы XX века (1 ч.): Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Раздел 5.Из русской прозы XX века (обзор) (8 ч. + 2 ч.): Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России. И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи»: лиризм повествования. М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»: история создания. М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения. М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести. М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия. Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова. А.И. Солженицын: слово о писателе. А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини.

Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века». Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века.

Раздел 6. Из русской поэзии XX века (обзор) (11 ч. + 1 ч.): Многообразие направлений жанров лирической поэзии. А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока. Образ родины в поэзии А.А. Блока. С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина. Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина. В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики. М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики. А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви. А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе.

Эссе по теме «Поэт XX века».

Раздел 7. Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор) (2 ч.):Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор).

Раздел 8.Из зарубежной литературы (7 ч.): Античная лирика. Гораций: слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы. У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы. Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет». И.-В. Гёте: судьба и творчество. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои и проблематика трагедии.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Дата про

ведения

По плану

Фактически

1

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.


1



2

Художественные особенности древнерусской литературы.

1



3

«Слово о полку Игореве» как величайший памятник Древней Руси.

1



4

Центральные образы и основная идея «Слова…».

1



5

Р.р. Сочинение по теме «Центральные образы «Слова…» (выбор).

1



6

Классицизм в русском и мировом искусстве.


1



7

М.В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). Художественные особенности оды «Вечернее размышление…».

1



8

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»: лейтмотивы.

1



9

Г.Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судьям»: особенности тематики и стиля.

1



10

Г.Р. Державин «Памятник»: тема поэта и поэзии. Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. «К Мельпомене».

1



11

Понятие о сентиментализме.

1



12

Н.М. Карамзин: слово о писателе. «Бедная Лиза»: сюжет и герои.

1



13

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: идея и проблематика произведения.

1



14

Н.М. Карамзин: «Осень» и другие произведения писателя.

1



15

Р.р.Сочинение по теме «Чем современна литература XVIII века?»

1



16

Русские поэты первой половины XIX века.


1



17

В.А. Жуковский – поэт-романтик. Стихотворение «Море» - романтические образы.

1



18

В.А. Жуковский «Невыразимое» - тема поэта и поэзии.

1



19

В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады.

1



20

В.А. Жуковский «Светлана»: образ главной героини.

1



21

А.С. Грибоедов: жизнь и творчество писателя (обзор). Комедия «Горе от ума»: творческая история создания.

1



22

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва.

1



23

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: образ Чацкого.

1



24

А.С. Грибоедов «Горе от ума»: язык произведения.

1



25

А.С. Грибоедов «Горе от ума» в зеркале русской критики.

1



26

Р.р.Сочинение по теме «Образы героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (выбор).

1



27

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

1



28

А.С. Пушкин: тема свободы.

1



29

А.С. Пушкин: любовь как гармония душ.

1



30

А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии.

1



31

А.С. Пушкин: две Болдинские осени в творчестве поэта.

1



32

А.С. Пушкин «Памятник»: самооценка в творчестве поэта.

1



33

Р.р. Эссе по теме «Мотивы лирики А.С. Пушкина».

1



34

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: два типа мировосприятия.

1



35

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как новаторское произведение.

1



36

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: главные образы.

2



37

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев.

1



38

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: образ автора.

1



39

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

1



40

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики.

1



41

Р.р. Эссе по теме «Мотивы поступков и взаимоотношений героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (выбор).

1



42

М.Ю. Лермонтов: хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта (с повторением ранее изученного).

1



43

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.

1



44

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова.

1



45

Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова.

1



46

Р.р. Сочинение по теме «В чём трагизм одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова?» (выбор).

1



47

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: общая характеристика романа.

1



48

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина.

1



49

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»).

2



50

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1



51

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение повести.

1



52

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: дружба и любовь в жизни Печорина.

1



53

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: оценка критиков.

1



54

Р.р. Сочинение по теме «В чём противоречивость характера Печорина?» (выбор).

1



55

Н.В. Гоголь: жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души»: история создания.

1



56

Система образов в поэме Н.В. Гоголя: мёртвые и живые души.

2



57

Чичиков – новый герой эпохи или антигерой?

1



58

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»: поэма о величии России.

1



59

Поэма «Мёртвые души» в зеркале русской критики.

1



60

Р.р. Сочинение по теме «Мёртвые и живые души поэмы Н.В. Гоголя».

1



61

Ф.М. Достоевский: слово о писателе.

1



62

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»: тип «петербургского мечтателя».

1



63

Роль истории Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

1



64

А.П. Чехов: слово о писателе.

1



65

А.П. Чехов «Тоска»: тема одиночества.

1



66

А.П. Чехов «Смерть чиновника»: эволюция образа «маленького человека».

1



67

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

1



68

Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России.

1



69

И.А. Бунин: слово о писателе. Рассказ «Тёмные аллеи»: лиризм повествования.

1



70

М.А. Булгаков: слово о писателе. Повесть «Собачье сердце»: история создания.

1



71

М.А. Булгаков «Собачье сердце»: система образов произведения.

1



72

М.А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика и приём гротеска в повести.

1



73

М.А. Шолохов: слово о писателе. Рассказ «Судьба человека»: смысл названия.

1



74

Судьбы родины и человека в произведении М.А. Шолохова.

1



75

А.И. Солженицын: слово о писателе.

1



76

А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»: трагизм судьбы героини.

1



77

Р.р. Эссе по теме «Нравственная проблематика в произведениях писателей XX века».

1



78

Р.р. Отзыв или рецензия на самостоятельно прочитанное произведение литературы XX века.

1



79

Многообразие направлений жанров лирической поэзии.


1



80

А.А. Блок: слово о поэте. Художественные особенности лирики А.А. Блока.

1



81

Образ родины в поэзии А.А. Блока.

1



82

С.А. Есенин: слово о поэте. Тема России в лирике С.А. Есенина.

1



83

Своеобразие метафор и сравнений в лирике С.А. Есенина.

1



84

В.В. Маяковский: слово о поэте. Новаторство лирики.


1



85

Промежуточная итоговая аттестация.




86

М. И. Цветаева: судьба и творчество. Особенности поэтики.

1



87

А.А. Ахматова: судьба и творчества. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

1



88

Н.А. Заболоцкий: слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе.

1



89

Б.Л. Пастернак: слово о поэте. Лирика о природе и любви.

1



90

А.Т. Твардовский: слово о поэте. Лирика о родине и природе.

1



91

Р.р. Эссе по теме «Поэт XX века».

1



92

Песни и романсы на стихи поэтов XIX и XX веков (обзор).


2



93

Античная лирика. Гораций: слово о поэте. «Я воздвиг памятник…».

1



94

Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты): множественность смыслов поэмы.

1



95

У. Шекспир: жизнь и творчество. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

1



96

У. Шекспир «Гамлет» (обзор): Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1



97

Философская глубина трагедии У. Шекспира «Гамлет».

1



98

И.-В. Гёте: судьба и творчество. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

1



99

И.-В. Гёте «Фауст» (обзор): сюжет, герои и проблематика трагедии.

1



100

Итоги курса литературы в 9 классе. Итоговый тест.

1



101

Анализ итогового теста.

1



102

Заключительный урок.

1