ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»
Рассмотрено на ШМО Рук. МО ______________/Е.Н. Рудакова/ от 27.08.2018г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _____________ /О. П. Березуцкая/ 01.09.2018 | УТВЕРЖДЕНО Приказом от 28.08.2018г. №124 Директор школы-интерната _______________/Н. А. Пилипенко/ Решением заседания педагогического совета от 28.08.2018г. №1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ 8 КЛАССА
(в соответствии с ФГОС ООО)
учителя
Рудаковой Елены Николаевны
2018-2019 учебный год
Рабочая программа на уровне основного общего образования разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Суджанская школа – интернат»
Примерных программ по учебным предметам:
Изобразительное искусство, 5 – 7 классы. Музыка, 5 – 7 классы. Искусство, 8 – 9 классы. проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения).
Музыка. 5 – 7 классы. Искусство 8 – 9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – М.: Просвещение, 2011. – 104с. – (Стандарты второго поколения).
Музыка. 5 – 8 классы. Искусство 8 – 9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – М.: Просвещение, 2017. – 127с. – (Стандарты второго поколения).
УМК:
Музыка. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2017. – 127 с.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 8 кл.– М.: Просвещение, 2017.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 8 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, - М.: Просвещение, 2017.
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» (mp3) - 8 класс.
Результаты изучения предмета «Музыка»
В результате изучения курса «Музыка» в основной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей (музыкальную память и слух), а также образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластические движения и др);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- ответственное отношение к учению, готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувства других людей и сопереживание им;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполненной учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов разных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, стремлению к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Планируемые результаты
В результате изучения музыки (8 класс) выпускник основной школы научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров, стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведения концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальными терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Рабочая программа по музыке для 8-го класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литература», «Изобразительное искусство», «мировая художественная культура».
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Умения строить отношения: контролировать, корректировать их.
Регулятивные
Умения ставить цель,
Добиваться выполнения поставленной цели;
Управлять своим поведением;
Развитие навыков оценивания и самооценки.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания,
Развитие смыслового чтения,
Знаково – символическое моделирование,
Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей;
Классификация объектов;
Доказательство;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Построение логической цепи рассуждения
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимосвязи с произведениями других видов искусства.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознания через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-целостного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности; эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением икт).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Систематизация и углубление полученных знаний
Расширение опыта музыкально-творческой деятельности
Знакомство с жанровым и стилевым многообразием творчества композиторов
Разнообразие видов музыкально-творческой деятельности
Обогащение сферы художественных интересов учащихся
Активное развитие музыкального самообразования
Формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 8 классе отводится 34 часа, Количество учебных недель – 32.
Рабочая программа предусматривает изучение музыки в объеме 1 час в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 8 класса основной школы в форме: наблюдения, письменной контрольной работы (теста) – в конце 1 и 3 четверти, Игры «Знатоки музыки» - в конце 1 и 2 полугодий, и исследовательской работы (защита проектов) в конце года.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
8 класс |
8 | Обобщение тем 1 четверти. | Текущий - письменный | Тест |
15 | Музыка – это огромный мир, окружающий человека… Обобщение по теме: «Классика и современность» | Текущий – устный | 1 Игра «Знатоки музыки» |
24 | Классика в современной обработке. Обобщение тем 3 четверти. | Текущий - письменный | Тест |
31 | Пусть музыка звучит! Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия). | Текущий – устный | 2 Игра «Знатоки музыки» |
32 | Защита исследовательских проектов | Защита исследовательских проектов | |
Методы музыкального образования и воспитания школьников
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод концентричности организации музыкального материала;
-метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
-метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
-метод игры;
-метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 8 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
Экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
Вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя.
Содержание тем учебного курса музыка в 8 классе
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия:
Тема первого полугодия «Классика и современность».
Тема второго полугодия «Традиции и новаторство в музыке».
Тематическое планирование по музыке
8 класс- 32ч |
Кол-во часов | Тема | Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся) |
1 | Раздел 1. «Классика и современность» (15ч) Классика в нашей жизни В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва». В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание». Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Обобщение материала 1 четверти Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра Д.Б. Кабалевского. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Р. Щедрин. Образы «Гоголь-сюиты». Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка Г.Л. Шор к фильму «Властелин колец». В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 5 П. Чайковского, Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева. Музыка – это огромный мир, окружающий человека… Обобщение материала 2 четверти (1 полугодия). 1 ИГРА «Знатоки музыки». | Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества. Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. Понимать закономерности и приемы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимосвязь и взаимодействие происходящих в нем явлений и событий. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать. Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого. Общечеловеческого. Находить и классифицировать информацию о музыке, её создателях и исполнителях, критически её оценивать. Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и её значение для развития мировой художественной культуры. Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного). Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний. Использовать информационно-коммуникативные технологии (вести поиск информации о симфониях и их издателях в Интернете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?). Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке о музыке и музыкантах, выражать своё отношение в письменных высказываниях. Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro. Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии. Рассуждать о содержании симфонии разных композиторов. Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы. |
2 | Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» (17ч)
Музыканты – извечные маги. И снова в музыкальном театре…. Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» Ж. Бизе Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Елена Образцова: оперная, камерная и народная певица Елена Образцова: артистка кино, драматического театра Елена Образцова: исполнительница джазовой музыки Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрин. Фрагменты из балетов с участием М. Плисецкой. (Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский). Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. Обобщение материала 3 четверти В концертном зале. «Симфония №7 («Ленинградская»), фрагменты Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата. Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты) Г. Свиридов. Свет фресок Дионисия - миру («Фрески Дионисия» Р. Щедрин). Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена Р. Щедрин) Пусть музыка звучит! Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия). 2 игра «Знатоки музыки». Подготовка к защите проектов. Темы исследовательских проектов: - «История Отечества в музыкальных памятниках». -«Известные интерпретации/ интерпретаторы классической музыки» -«Музыка и религия: обретение вечного» -«Музыка мира: диалог культур». -«Композиторы «читают» литературную классику» -«Современная популярная музыка: любимые исполнители» - «Музыка в моей семье» -«Народные праздники в нашем городе (селе, крае)» -Музыкальная фонотека нашей семьи: вкусы и предпочтения» -«Музыкальные традиции моей семьи» -«Мои любимые музыкальные фильмы» -«Музыкальные инструменты моей малой родины» -«О чем рассказали нам старые пластинки» -«Музыка в организации досуга молодёжи города (микрорайона)». - «Знаменитые композиторы/исполнители моего города (области, края)» -«Песни, которые пели бабушки и дедушки» -«Культурные центры нашего города» | Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей. Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять особенности драматургии классической оперы. Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменно речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства. Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов. Анализировать особенности интерпретации произведений различных жанров и стилей. Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их. Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально-симфонической музыки. Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов. Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства. Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности. Самостоятельно осуществлять музыкально-практическую, творческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов, музыкальных спектаклей, программных сочинений. Общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе музыкально-образовательной, общественно полезной, исследовательской и других видов деятельности. Понимать свою ответственность за достижение общего художественно-эстетического результата. Участвовать в концертных представлениях для одноклассников и родителей, в подготовке и защите исследовательских проектов. Активно применять информационно-коммуникационные технологии в целях самообразования |
Начиная с VI класса в учебнике «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.
Задача педагога заключается, чтобы в процессе выполнения проектов у учащихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполнения проекта.
Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться направлять их деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта.
Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научиться при обычной,
урочной форме обучения.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы.
Содержание тем учебного курса музыка
8 класс - 32ч |
1. | Раздел 1. «Классика и современность» (15ч) | Классика и современность (1ч) В музыкальном театре. Опера. (1ч) Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны. В музыкальном театре. Балет (1ч) Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва». В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера (4ч) Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание». Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Обобщение материала 1 четверти. Музыка к драматическому спектаклю (3ч). «Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра Д.Б. Кабалевского. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». Музыка в кино (1ч) Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка Г.Л. Шор к фильму «Властелин колец». В концертном зале (3ч). Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 5 П. Чайковского, Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева. Музыка – это огромный мир, окружающий человека… Обобщение материала 2 четверти (1 полугодия). Конкурс «Знатоки музыки». |
2 | Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» (17ч) | Музыканты – извечные маги. И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля (2ч). Опера «Кармен» Ж. Бизе Портреты великих исполнителей. Елена Образцова (3ч). Балет «Кармен-сюита» (фрагмент) Р. Щедрин. Портреты великих исполнителей . Майя Плисецкая (2ч). Современный музыкальный театр (2ч). Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. Обобщение материала 3 четверти В концертном зале (2ч). «Симфония №7 («Ленинградская»), фрагменты Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата. Музыка в храмовом синтезе искусств (4ч). Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты) Г. Свиридов. Свет фресок Дионисия - миру («Фрески Дионисия» Р. Щедрин).
Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена Р. Щедрин) Пусть музыка звучит! Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия) Подготовка к защите проектов. Темы исследовательских проектов: - «История Отечества в музыкальных памятниках». -«Известные интерпретации/ интерпретаторы классической музыки» -«Музыка и религия: обретение вечного» -«Музыка мира: диалог культур». -«Композиторы «читают» литературную классику» -«Современная популярная музыка: любимые исполнители» - «Музыка в моей семье» -«Народные праздники в нашем городе (селе, крае)» -Музыкальная фонотека нашей семьи: вкусы и предпочтения» -«Музыкальные традиции моей семьи» -«Мои любимые музыкальные фильмы» -«Музыкальные инструменты моей малой родины» -«О чем рассказали нам старые пластинки» -«Музыка в организации досуга молодёжи города (микрорайона)». - «Знаменитые композиторы/исполнители моего города (области, края)» -«Песни, которые пели бабушки и дедушки» -«Культурные центры нашего города» |
Учебно-тематическое планирование 8 класс
№ п\п | Название раздела | Коли-чество часов | В том числе |
Контро-льные работы | Практи-ческие и др. |
Раздел 1. «Классика и современность» (15ч) |
1 | Классика и современность. С. 6-7 | 1 | | |
2 1час (вместо 2ч) | В музыкальном театре. Опера. С.8 - 9 Опера «Князь Игорь» А.Бородина. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. С.10-13 Портрет половцев. Плач Ярославны. Картинная галерея. С.14-17 | 1 | | |
3 | В музыкальном театре. Балет. С.18-19.. Балет «Ярославна» Б.И. Тищенко. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. С.20-25 | 1 | | |
4 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера (4ч) С.26-27 | 1 | | |
5-6 | Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Э.Н. Артемьева (2 акта). С.28-31 | 2 | | |
7 | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Ж. Пресгурвик. С. 32-35 | 1 | | |
8 | Обобщение материала 1 четверти | 1 | Контрольное тестирование | |
9 | Музыка к драматическому спектаклю (3ч). С.36-37 «Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра Д.Б. Кабалевского. С.38-39 | 1 1 1 | | |
10 1час (вместо 2ч) | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» С.40-43 | | |
11 | «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». С.44-47 | | |
12 | Музыка в кино (1ч) С.48- 49 Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка Г.Л. Шор к фильму «Властелин колец». С.50-51 | 1 | | |
13 | В концертном зале (3ч). Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. С.52-55 | 1 1 1 | | |
14 | Симфония № 5 П. Чайковского, С.56-57 | | |
15 | Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева. | | |
| Музыка – это огромный мир, окружающий человека… С.58-59 Обобщение материала 2 четверти (1 полугодия). | | | 1 Игра «Знатоки музыки» |
Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» (17ч) |
16 | Музыканты – извечные маги (2ч). С.64-65 И снова в музыкальном театре Мой народ – американцы. Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. С.66-73 | 1 1 | | |
17 | Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» Ж. Бизе. И.Архипова – великая оперная исполнительница С.74-79 | | |
18 19 20 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова (3ч). Елена Образцова: оперная, камерная и народная певица Елена Образцова: артистка кино, драматического театра Елена Образцова: исполнительница джазовой музыки С.80-81 | 1/1 1/2 1/3 | | |
21 22 2 часа (вместо 3ч) | Портреты великих исполнителей. Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрин.С.82-90 Фрагменты из балетов с участием М. Плисецкой. (Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский).С.91 | 1/1 1/2 | | |
23 24 | Современный музыкальный театр (2ч). С 92-95 Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. С.96-97 | 2 | | |
| Обобщение материала 3 четверти | | Контрольное тестирование | |
25 2 часа (вместо 3ч) | В концертном зале (2ч). «Симфония №7 («Ленинградская»), фрагменты Д. Шостакович. С. 98-101 | 1 1 | | |
26 | Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата. С.102-103 | | |
27 | Музыка в храмовом синтезе искусств (5ч). Литературные страницы. Стихи русских поэтов С.104-107 | 1 1 1 1 | | |
28 | Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина. С.108-111 Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты) Г. Свиридов. С.112-113 | | |
29 | Свет фресок Дионисия - миру («Фрески Дионисия» Р. Щедрин). С.114-115 | | |
30 | Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена Р. Щедрин) С.116-119 | | |
31 | Пусть музыка звучит! Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия) Подготовка к защите проектов. С.120-125 | 1 | | 2 Игра «Знатоки музыки» |
32 | Защита исследовательских проектов. | 1 | 1 (Защита проекта) | |
| Итого | 32 | 3 | 2 |
Перечень литературы и средств обучения
Методические пособия для учителя:
1. Затямина Т. А. Современные уроки музыки / Т. А. Затямина. – М.: Глобус, 2008.
2. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы: методическое пособие с электронным приложением /авт.-сост.–М.: Глобус, 2008г.
3. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
4. Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой / авт.-сост. А.П. Сигаева, С.Н. Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Разумовская О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. - (Методика)..
6. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6 кл: Х91 Пособие для учителя / сост. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. – 144с.: ноты.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Кленов А. С. Я познаю мир: дет.энцикл.: Музыка / Авт. А. С. Кленов. под общ.ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 464 с.
2. Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М: Музыка, 1994. 367с.: ил.
3. Уроки музыки. Н. Кончаловская, П. Синявский
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
7.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
9.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
10.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
11.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
12.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
13. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс
Средства обучения:
Наглядные пособия:
*Портреты композиторов (комплект – стенд);
2. Информационно – коммуникативные средства:
* «Праздничный календарь» (2 СД)
3. Технические средства обучения:
*музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран
4. Учебно-практическое оборудование:
* музыкальные инструменты (баян, ксилофон, бубен, трещётки).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
1 | Раздел 1. «Классика и современность» Классика и современность. С.6-7. | 15ч 1 |
08.09 | | |
2 | В музыкальном театре. Опера. С.8-9. Опера «Князь Игорь» А.Бородина. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. С. 10-13. Портрет половцев. Плач Ярославны. Картинная галерея. С.14-17 | 1 | 15.09 | | 1час (вместо 2ч) |
3 | В музыкальном театре. Балет. С.18-19.. Балет «Ярославна» Б.И. Тищенко. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. С.20-25 | 1 | 22.09 | | |
4 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера (4ч) С.26-27 | 1 | 29.09 | | |
5-6 | Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание» Э.Н. Артемьева (1 акт). С.28-29 | 2 | 06.10 | | |
13.10 | | |
7 | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Ж. Пресгурвик. С. 32-35 | 1 | 20.10 | | |
8 | Обобщение тем 1 четверти. | 1 | 27.10 | | Контрольное тестирование |
9 | Музыка к драматическому спектаклю (3ч). С.36-37 «Ромео и Джульетта» Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра Д.Б. Кабалевского. С.38-39 | 1/1
1/2
1/3 | 10.11 | | |
10 | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» С.40-43 | 17.11 | | 1час (вместо 2ч) |
11 | «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». А. Шнитке. Образы «Гоголь-сюиты». С.44-47 | 24.11 | | |
12 | Музыка в кино (1ч) С.48- 49 Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка Г.Л. Шор к фильму «Властелин колец». С.50-51 | 1 | 01.12 | | |
13 | В концертном зале (3ч). Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. С.52-55 | 1/1
1/2
1/3 | 08.12 | | |
14 | Симфония № 5 П. Чайковского, С.56-57 | 15.12 | | |
15 | Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева. С.58-59 Музыка – это огромный мир, окружающий человека… Обобщение по теме: «Классика и современность» | 22.12 | |
1 Игра «Знатоки музыки» |
| Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» | 17ч | | | |
16 | Музыканты – извечные маги (2ч). С.64-65 И снова в музыкальном театре Мой народ – американцы. Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. С.66-73 | 1/1
1/2 | 12.01 | | |
17 | Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен» Ж. Бизе И.Архипова – великая оперная исполнительница С.74-79 | 19.01 | | |
18 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова: оперная, камерная и народная певица (3ч). С.80-81 | 1/1
1/2
1/3 | 26.01 | | |
19 | Елена Образцова: артистка кино, драматического театра Елена Образцова: исполнительница джазовой музыки | 02.02 | | |
20 | 09.02 | | |
21 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая (2ч). Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрин. С.82-90 Фрагменты из балетов с участием М. Плисецкой. С.91 | 1/1
1/2 | 16.02 | | 2 часа (вместо 3ч) |
22 | 23.02 02.03 | | |
23 | Современный музыкальный театр (2ч). С. 92-95 Великие мюзиклы мира. | 1/1 | 09.03 | | |
24 | Классика в современной обработке. С.96-97 | 1/2 | 16.03 | | |
| Обобщение материала 3 четверти | | | | Контрольное тестирование |
25 | В концертном зале (2ч). «Симфония №7 («Ленинградская»), фрагменты Д. Шостакович. С. 98-101 | 1/1 | 06.04
| | 2 часа (вместо 3ч) |
26 | Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата. С.102-103 | 1/2 | 13.04 | | |
27 | Музыка в храмовом синтезе искусств (4ч). Литературные страницы. Стихи русских поэтов. С.104-107 | 1/1 | 20.04 | | |
28 | Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина. С.108-111 Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты) Г. Свиридов. С.112-113 | 1/2 | 27.04 | | |
29 | Свет фресок Дионисия - миру. («Фрески Дионисия» Р. Щедрин). С.114-115. | 1/3 | 04.05 | | |
30 | Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена Р. Щедрин) С.116-119 | 1/4 | 11.05 | | |
31 | Пусть музыка звучит! Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия). Подготовка к защите проектов. С.120-125 | 1 | 18.05 | | 2 Игра «Знатоки музыки» |
32 | Защита исследовательских проектов. | 1 | 25.05 | | (Защита проектов) |
| Итого | 32ч | | | |