СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке для 8 класса (в соответствии с ФГОС ООО), на 2018-2019 учебный год

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по музыке для 8 класса по учебному пособию для общеобразовательных организаций. Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.-М.Просвещение 2017

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке для 8 класса (в соответствии с ФГОС ООО), на 2018-2019 учебный год»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУДЖАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»



Рассмотрено на ШМО

Рук. МО ______________/Е.Н. Рудакова/

от 27.08.2018г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________ /О. П. Березуцкая/

01.09.2018

УТВЕРЖДЕНО

Приказом

от 28.08.2018г. №124

Директор школы-интерната

_______________/Н. А. Пилипенко/


Решением заседания

педагогического совета

от 28.08.2018г. №1






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

ДЛЯ 8 КЛАССА

(в соответствии с ФГОС ООО)

учителя

Рудаковой Елены Николаевны













2018-2019 учебный год



Рабочая программа на уровне основного общего образования разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Суджанская школа – интернат»

Примерных программ по учебным предметам:

Изобразительное искусство, 5 – 7 классы. Музыка, 5 – 7 классы. Искусство, 8 – 9 классы. проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения).

Музыка. 5 – 7 классы. Искусство 8 – 9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – М.: Просвещение, 2011. – 104с. – (Стандарты второго поколения).

Музыка. 5 – 8 классы. Искусство 8 – 9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – М.: Просвещение, 2017. – 127с. – (Стандарты второго поколения).

УМК:

Музыка. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Авторы:  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2017. – 127 с.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 8 кл.– М.: Просвещение, 2017.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 8 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, - М.: Просвещение, 2017.

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» (mp3) - 8 класс.



Результаты изучения предмета «Музыка»

В результате изучения курса «Музыка» в основной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

- сформированность основ музыкальной культуры как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

- развитие общих музыкальных способностей (музыкальную память и слух), а также образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластические движения и др);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

- ответственное отношение к учению, готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувства других людей и сопереживание им;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполненной учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов разных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, стремлению к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.













Планируемые результаты

В результате изучения музыки (8 класс) выпускник основной школы научится:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

-понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров, стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведения концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальными терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

- применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Рабочая программа по музыке для 8-го класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литература», «Изобразительное искусство», «мировая художественная культура».



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

  • Действие смыслообразования,

  • Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные:

  • Умение выражать свои мысли,

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

  • Умения строить отношения: контролировать, корректировать их.



Регулятивные

  • Умения ставить цель,

  • Добиваться выполнения поставленной цели;

  • Управлять своим поведением;

  • Развитие навыков оценивания и самооценки.


Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,

  • Развитие смыслового чтения,

  • Знаково – символическое моделирование,

  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов;

  • Синтез, как составление целого из частей;

  • Классификация объектов;

  • Доказательство;

  • Выдвижение гипотез и их обоснование;

  • Построение логической цепи рассуждения





Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимосвязи с произведениями других видов искусства.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознания через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-целостного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности; эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением икт).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Систематизация и углубление полученных знаний

  • Расширение опыта музыкально-творческой деятельности

  • Знакомство с жанровым и стилевым многообразием творчества композиторов

  • Разнообразие видов музыкально-творческой деятельности

  • Обогащение сферы художественных интересов учащихся

  • Активное развитие музыкального самообразования

  • Формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям

Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 8 классе отводится 34 часа, Количество учебных недель – 32.

Рабочая программа предусматривает изучение музыки в объеме 1 час в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 8 класса основной школы в форме: наблюдения, письменной контрольной работы (теста) – в конце 1 и 3 четверти, Игры «Знатоки музыки» - в конце 1 и 2 полугодий, и исследовательской работы (защита проектов) в конце года.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

8 класс

8

Обобщение тем 1 четверти.

Текущий - письменный

Тест

15

Музыка – это огромный мир, окружающий человека…

Обобщение по теме: «Классика и современность»

Текущий – устный

1 Игра «Знатоки музыки»

24

Классика в современной обработке.

Обобщение тем 3 четверти.

Текущий - письменный

Тест

31


Пусть музыка звучит! Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия).

Текущий – устный

2 Игра «Знатоки музыки»

32

Защита исследовательских проектов

Защита исследовательских проектов





Методы музыкального образования и воспитания школьников

-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод концентричности организации музыкального материала;

-метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

-метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

-метод игры;

-метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 8 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

Экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие.

Основные виды контроля при организации контроля работы:

Вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя.


Содержание тем учебного курса музыка в 8 классе

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия:

Тема первого полугодия «Классика и современность».

Тема второго полугодия «Традиции и новаторство в музыке».



Тематическое планирование по музыке

8 класс- 32ч


Кол-во часов

Тема

Планируемые результаты (характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся)

1

Раздел 1.

«Классика и современность» (15ч)

Классика в нашей жизни


В музыкальном театре. Опера.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны


В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступле­ние. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».


В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера

Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание».

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»



Обобщение материала 1 четверти





Музыка к драматическому спектаклю.

«Ромео и Джульет­та» Музыкальные зарисовки для большого симфонического ор­кестра Д.Б. Кабалевского.


Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»


«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказ­ка» Р. Щедрин. Образы «Гоголь-сюиты».


Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка Г.Л. Шор к фильму «Властелин колец».


В концертном зале.

Симфония: прошлое и настоящее.

Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Симфония № 5 П. Чайковского,

Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.


Музыка – это огромный мир, окружающий человека…

Обобщение материала 2 четверти (1 полугодия). 1 ИГРА «Знатоки музыки».





Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества.

Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга.

Понимать закономерности и приемы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимосвязь и взаимодействие происходящих в нем явлений и событий.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы и обобщать.

Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого. Общечеловеческого.

Находить и классифицировать информацию о музыке, её создателях и исполнителях, критически её оценивать.

Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной музыкальной классики и её значение для развития мировой художественной культуры.

Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективного, ансамблевого, сольного).

Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа фрагментов симфоний.

Использовать информационно-коммуникативные технологии (вести поиск информации о симфониях и их издателях в Интернете, переписывать (скачивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?).

Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке о музыке и музыкантах, выражать своё отношение в письменных высказываниях.

Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Раскрывать драматургию развития музыкальных образов симфонической музыки на основе формы сонатного allegro.

Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургического развития в симфонии.

Рассуждать о содержании симфонии разных композиторов.

Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы.

2

Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» (17ч)



Музыканты – извечные маги.

И снова в музыкальном театре….

Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин.

Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» Ж. Бизе


Портреты великих исполнителей.

Елена Образцова.

Елена Образцова: оперная, камерная и народная певица

Елена Образцова: артистка кино, драматического театра

Елена Образцова: исполнительница джазовой музыки


Портреты великих исполнителей.

Майя Плисецкая.

Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрин.


Фрагменты из балетов с участием М. Плисецкой. (Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский).




Современный музыкальный театр.

Великие мюзиклы мира.

Классика в современной обработке.


Обобщение материала 3 четверти



В концертном зале.

«Симфония №7 («Ленинградская»), фрагменты Д. Шостакович.


Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата.


Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов.


Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов.

«О России петь – что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина.

Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты) Г. Свиридов.


Свет фресок Дионисия - миру («Фрески Дионисия» Р. Щедрин).
Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена Р. Щедрин)



Пусть музыка звучит!

Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия). 2 игра «Знатоки музыки».


Подготовка к защите проектов.


Темы исследовательских проектов:

- «История Отечества в музыкальных памятниках».

-«Известные интерпретации/ интерпретаторы классической музыки»

-«Музыка и религия: обретение вечного»

-«Музыка мира: диалог культур».

-«Композиторы «читают» литературную классику»

-«Современная популярная музыка: любимые исполнители»

- «Музыка в моей семье»

-«Народные праздники в нашем городе (селе, крае)»

-Музыкальная фонотека нашей семьи: вкусы и предпочтения»

-«Музыкальные традиции моей семьи»

-«Мои любимые музыкальные фильмы»

-«Музыкальные инструменты моей малой родины»

-«О чем рассказали нам старые пластинки»

-«Музыка в организации досуга молодёжи города (микрорайона)».

- «Знаменитые композиторы/исполнители моего города (области, края)»

-«Песни, которые пели бабушки и дедушки»

-«Культурные центры нашего города»


Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей.

Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства.

Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Выявлять особенности драматургии классической оперы.

Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменно речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать)

мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства.

Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

Анализировать особенности интерпретации произведений различных жанров и стилей.

Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их. Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и особенности развития музыкального материала инструментально-симфонической музыки.

Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов.

Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства. Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осознавать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности. Самостоятельно осуществлять музыкально-практическую, творческую деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов, музыкальных спектаклей, программных сочинений.

Общаться и сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе музыкально-образовательной, общественно полезной, исследовательской и других видов деятельности.


Понимать свою ответственность за достижение общего художественно-эстетического результата.

Участвовать в концертных представлениях для одноклассников и родителей, в подготовке и защите исследовательских проектов. Активно применять информационно-коммуникационные технологии в целях самообразования


Начиная с VI  класса в учебнике «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни.

Задача педагога заключается, чтобы в процессе выполнения проектов у учащихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполнения проекта.

Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться направлять их деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта.

Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Они активные участники процесса, а не пассивные статисты. Происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научиться при обычной,

урочной форме обучения.

В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников, творческие работы.



Содержание тем учебного курса музыка

8 класс - 32ч


1.

Раздел 1.

«Классика и современность» (15ч)



Классика и современность (1ч)


В музыкальном театре. Опера. (1ч)

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.


В музыкальном театре. Балет (1ч)

Балет «Ярославна». Вступле­ние. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».


В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера (4ч)

Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание».

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»


Обобщение материала 1 четверти.


Музыка к драматическому спектаклю (3ч).

«Ромео и Джульет­та» Музыкальные зарисовки для большого симфонического ор­кестра Д.Б. Кабалевского.

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказ­ка». Образы «Гоголь-сюиты».


Музыка в кино (1ч)

Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка Г.Л. Шор к фильму «Властелин колец».


В концертном зале (3ч).

Симфония: прошлое и настоящее.

Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Симфония № 5 П. Чайковского,

Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.

Музыка – это огромный мир, окружающий человека…

Обобщение материала 2 четверти (1 полугодия). Конкурс «Знатоки музыки».

2

Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» (17ч)












Музыканты – извечные маги. И снова в музыкальном театре…

Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля (2ч).

Опера «Кармен» Ж. Бизе

Портреты великих исполнителей.

Елена Образцова (3ч). Балет «Кармен-сюита» (фрагмент) Р. Щедрин.

Портреты великих исполнителей .

Майя Плисецкая (2ч).


Современный музыкальный театр (2ч).

Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке.


Обобщение материала 3 четверти


В концертном зале (2ч).

«Симфония №7 («Ленинградская»), фрагменты Д. Шостакович.

Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата.


Музыка в храмовом синтезе искусств (4ч). Литературные страницы. Стихи русских поэтов.


Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов.

«О России петь – что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты) Г. Свиридов.

Свет фресок Дионисия - миру («Фрески Дионисия» Р. Щедрин).

Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена Р. Щедрин)


Пусть музыка звучит!

Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия)

Подготовка к защите проектов.


Темы исследовательских проектов:

- «История Отечества в музыкальных памятниках».

-«Известные интерпретации/ интерпретаторы классической музыки»

-«Музыка и религия: обретение вечного»

-«Музыка мира: диалог культур».

-«Композиторы «читают» литературную классику»

-«Современная популярная музыка: любимые исполнители»

- «Музыка в моей семье»

-«Народные праздники в нашем городе (селе, крае)»

-Музыкальная фонотека нашей семьи: вкусы и предпочтения»

-«Музыкальные традиции моей семьи»

-«Мои любимые музыкальные фильмы»

-«Музыкальные инструменты моей малой родины»

-«О чем рассказали нам старые пластинки»

-«Музыка в организации досуга молодёжи города (микрорайона)».

- «Знаменитые композиторы/исполнители моего города (области, края)»

-«Песни, которые пели бабушки и дедушки»

-«Культурные центры нашего города»










Учебно-тематическое планирование 8 класс

№ п\п

Название раздела

Коли-чество часов

В том числе

Контро-льные работы

Практи-ческие и др.

Раздел 1.

«Классика и современность» (15ч)


1

Классика и современность.

С. 6-7

1



2

1час (вместо 2ч)

В музыкальном театре. Опера. С.8 - 9

Опера «Князь Игорь» А.Бородина. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

С.10-13

Портрет половцев. Плач Ярославны. Картинная галерея. С.14-17

1



3

В музыкальном театре. Балет. С.18-19..

Балет «Ярославна» Б.И. Тищенко. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами.

Плач Ярославны. Молитва.

С.20-25


1



4

В музыкальном театре.

Мюзикл. Рок-опера (4ч)

С.26-27


1



5-6

Человек есть тайна.

Рок-опера «Преступление и наказание» Э.Н. Артемьева

(2 акта).

С.28-31

2



7

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Ж. Пресгурвик.

С. 32-35


1



8

Обобщение материала 1 четверти


1

Контрольное

тестирование


9

Музыка к драматическому спектаклю (3ч). С.36-37

«Ромео и Джульет­та» Музыкальные зарисовки для большого симфонического ор­кестра Д.Б. Кабалевского.

С.38-39

1







1




1



10

1час (вместо 2ч)

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

С.40-43




11

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказ­ка». Образы «Гоголь-сюиты».

С.44-47




12

Музыка в кино (1ч) С.48- 49

Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка Г.Л. Шор к фильму «Властелин колец».

С.50-51


1



13

В концертном зале (3ч).

Симфония: прошлое и настоящее.

Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

С.52-55

1







1




1



14

Симфония № 5 П. Чайковского,

С.56-57





15

Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.





Музыка – это огромный мир, окружающий человека…

С.58-59

Обобщение материала 2 четверти (1 полугодия).







1 Игра «Знатоки музыки»

Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» (17ч)


16

Музыканты – извечные маги (2ч). С.64-65


И снова в музыкальном театре Мой народ – американцы.

Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин.

С.66-73


1









1



17

Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» Ж. Бизе.

И.Архипова – великая оперная исполнительница

С.74-79




18





19



20

Портреты великих исполнителей.

Елена Образцова (3ч).

Елена Образцова: оперная, камерная и народная певица


Елена Образцова: артистка кино, драматического театра


Елена Образцова: исполнительница джазовой музыки

С.80-81


1/1





1/2




1/3






21




22


2 часа (вместо 3ч)

Портреты великих исполнителей.

Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрин.С.82-90


Фрагменты из балетов с участием М. Плисецкой.

(Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский).С.91



1/1



1/2



23




24

Современный музыкальный театр (2ч). С 92-95

Великие мюзиклы мира.


Классика в современной обработке.

С.96-97


2




Обобщение материала 3 четверти




Контрольное

тестирование


25

2 часа (вместо 3ч)



В концертном зале (2ч).

«Симфония №7 («Ленинградская»), фрагменты Д. Шостакович.

С. 98-101


1






1




26


Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата.

С.102-103




27

Музыка в храмовом синтезе искусств (5ч).

Литературные страницы. Стихи русских поэтов

С.104-107


1






1









1




1



28

Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов.

«О России петь – что стремиться в храм…»

Запевка, слова И. Северянина.

С.108-111

Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты) Г. Свиридов.

С.112-113



29

Свет фресок Дионисия - миру («Фрески Дионисия» Р. Щедрин).
С.114-115



30

Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена Р. Щедрин)

С.116-119




31

Пусть музыка звучит!

Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия)

Подготовка к защите проектов.

С.120-125


1


2 Игра «Знатоки музыки»

32

Защита исследовательских проектов.

1

1

(Защита проекта)




Итого

32


3

2



Перечень литературы и средств обучения

Методические пособия для учителя:

1. Затямина Т. А. Современные уроки музыки / Т. А. Затямина. – М.: Глобус, 2008.

2. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы: методическое пособие с электронным приложением /авт.-сост.–М.: Глобус, 2008г.

3. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.

4. Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой / авт.-сост. А.П. Сигаева, С.Н. Сидорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. Разумовская О. К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. - (Методика)..

6. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6 кл: Х91 Пособие для учителя / сост. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. – 144с.: ноты.


Дополнительная литература для учащихся:

1. Кленов А. С. Я познаю мир: дет.энцикл.: Музыка / Авт. А. С. Кленов. под общ.ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 464 с.

2. Рыцарева М. Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М: Музыка, 1994. 367с.: ил.

3. Уроки музыки. Н. Кончаловская, П. Синявский



MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

6. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

7.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

8. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

9.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

10.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

11.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

12.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

13. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс


Средства обучения:

  1. Наглядные пособия:

*Портреты композиторов (комплект – стенд);

2. Информационно – коммуникативные средства:

* «Праздничный календарь» (2 СД)

3. Технические средства обучения:

*музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран

4. Учебно-практическое оборудование:

* музыкальные инструменты (баян, ксилофон, бубен, трещётки).














ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно тематическое планирование 8 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1

Раздел 1. «Классика и современность»

Классика и современность. С.6-7.

15ч

1



08.09



2







В музыкальном театре. Опера.

С.8-9.

Опера «Князь Игорь» А.Бородина. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. С. 10-13.

Портрет половцев. Плач Ярославны. Картинная галерея. С.14-17

1

15.09


1час (вместо 2ч)

3

В музыкальном театре. Балет. С.18-19..

Балет «Ярославна» Б.И. Тищенко. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами.

Плач Ярославны. Молитва.

С.20-25

1

22.09



4



В музыкальном театре.

Мюзикл. Рок-опера (4ч)

С.26-27

1

29.09



5-6

Человек есть тайна.

Рок-опера «Преступление и наказание» Э.Н. Артемьева

(1 акт). С.28-29

2


06.10



13.10



7

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Ж. Пресгурвик.

С. 32-35


1


20.10



8

Обобщение тем 1 четверти.

1

27.10


Контрольное

тестирование


9






Музыка к драматическому спектаклю (3ч). С.36-37

«Ромео и Джульет­та» Музыкальные зарисовки для большого симфонического ор­кестра Д.Б. Кабалевского. С.38-39

1/1









1/2



1/3

10.11



10



Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

С.40-43

17.11



1час (вместо 2ч)

11

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказ­ка». А. Шнитке.

Образы «Гоголь-сюиты».

С.44-47

24.11



12


Музыка в кино (1ч) С.48- 49

Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка Г.Л. Шор к фильму «Властелин колец».

С.50-51

1

01.12



13

В концертном зале (3ч).

Симфония: прошлое и настоящее.

Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

С.52-55

1/1







1/2





1/3


08.12



14



Симфония № 5 П. Чайковского,

С.56-57


15.12



15






Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.

С.58-59


Музыка – это огромный мир, окружающий человека…

Обобщение по теме: «Классика и современность»

22.12






1 Игра «Знатоки музыки»


Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке»

17ч




16






Музыканты – извечные маги (2ч).

С.64-65

И снова в музыкальном театре Мой народ – американцы.

Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. С.66-73

1/1







1/2

12.01



17

Развитие традиций оперного спектакля.

Опера «Кармен» Ж. Бизе

И.Архипова – великая оперная исполнительница С.74-79


19.01



18




Портреты великих исполнителей.

Елена Образцова: оперная, камерная и народная певица ().

С.80-81


1/1





1/2



1/3

26.01



19



Елена Образцова: артистка кино, драматического театра


Елена Образцова: исполнительница джазовой музыки


02.02




20


09.02



21



Портреты великих исполнителей.

Майя Плисецкая (2ч).

Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрин.

С.82-90


Фрагменты из балетов с участием М. Плисецкой. С.91

1/1



1/2


16.02


2 часа (вместо 3ч)

22


23.02

02.03



23

Современный музыкальный театр (2ч). С. 92-95

Великие мюзиклы мира.


1/1

09.03



24

Классика в современной обработке.

С.96-97

1/2

16.03




Обобщение материала 3 четверти




Контрольное

тестирование

25


В концертном зале (2ч).

«Симфония №7 («Ленинградская»), фрагменты Д. Шостакович.

С. 98-101

1/1


06.04





2 часа (вместо 3ч)

26

Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата.

С.102-103

1/2

13.04



27

Музыка в храмовом синтезе искусств (4ч).

Литературные страницы. Стихи русских поэтов. С.104-107

1/1

20.04



28


Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов.

«О России петь – что стремиться в храм…»

Запевка, слова И. Северянина.

С.108-111

Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты) Г. Свиридов.

С.112-113

1/2


27.04



29

Свет фресок Дионисия - миру.

(«Фрески Дионисия» Р. Щедрин).
С.114-115.

1/3

04.05



30

Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена Р. Щедрин)

С.116-119

1/4

11.05



31

Пусть музыка звучит! Обобщение материала 4 четверти (2 полугодия).


Подготовка к защите проектов.

С.120-125

1

18.05


2 Игра «Знатоки музыки»

32

Защита исследовательских проектов.

1

25.05


(Защита проектов)


Итого

32ч