Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО
педагогов заместитель директора по УВР директор школы
коррекционного блока ______________Ахметова М.В. ____________Гизатуллин С.А. __________/Ковалева Е.В./ «____» ______________2018 г Приказ № _________
Протокол № ______ от «____» ____________2018г от «____» ____________2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Музыка и пение»
6 класс
Составила: Куликова Е.А.
учитель музыки и пения
г. Чернушка
2018 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,2000 г., под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ, и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемленной частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных заведений.
Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий
Задачи образовательные:
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
-формировать музыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
-совершенствовать певческие навыки;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала урока состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программного материала составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая и современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел пение включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на выработку стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Содержание программы.
6 класс (1 час в неделю)
Пение.
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки с мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
Углубление навыков кантиленного пения: равность, напевность звучания; протяжное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительное быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
Развитие умения выразительного пения, передовая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.)
Повторение песен, изученных в 5-м классе.
Слушание музыки.
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э Григ.
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
Проведение музыкальной викторины «Угадай мелодию».
Музыкальная грамота.
Формирование о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т.д.
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).
Обучающиеся должны знать:
- несколько песен и самостоятельно исполнять их;
- музыкальные профессии и специальности;
- инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (труба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.
- правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
- сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;
- инсценировать песни.
Учебно-тематическое планирование
6 класс (1час в неделю)
1 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Слушание песни Юрия Чичкова «Наташка-первоклашка» | 1 |
Пение песни Юрия Чичкова «Наташка-первоклашка» | 1 |
Творчество и биография В.А. Моцарта | 1 |
Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина | 1 |
Пение песни «Мы желаем счастья вам» | 1 |
Музыкальная грамота. Лад. Мажор и минор. | 1 |
Разучивание песни Е. Крылатова «Лесной олень» | 1 |
Пение песни Е. Крылатова «Лесной олень» | 1 |
2 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Разучивание песни «Веселый марш монтажников» | 1 |
Пение песни «Веселый марш монтажников» | 1 |
Разучивание песни «Три белых коня» Е. Крылатова | 1 |
Пение песни «Три белых коня» Е. Крылатова | 1 |
Симфонический оркестр. | 1 |
Разучивание песни Е. Крылатова «Кабы не было зимы» | 1 |
Пение песни Е. Крылатова «Кабы не было зимы» | 1 |
Разучивание песни А. Морозова «Волшебная сказка» | 1 |
3 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 10 |
Пение песни А. Морозова « Волшебная сказка» | 1 |
Тема Армии в песнях композиторов. | 1 |
Пение песни «Три танкиста» Д. Покрасса | 1 |
Симфонический оркестр. | 1 |
Э. Григ. Жизнь и творчество | 1 |
Разучивание песни В. Шаинского «Песенка про папу» | 1 |
Пение песни В. Шаинского «Песенка про папу» | 1 |
Разучивание песни Ю. Визбора «Ты у меня одна» | 1 |
Пение песни Ю. Визбора «Ты у меня одна» | 1 |
Разучивание песни М. Дунаевского «Мерси боку» | 1 |
4 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Пение песни М. Дунаевского «Мерси боку» | 1 |
Разучивание песни Е. Крылатова «Крылатые качели» | 1 |
Симфонический оркестр. | 1 |
Пение песни Е. Крылатова «Крылатые качели» | 1 |
Тема Великой Отечественной войны в музыке. | 1 |
Разучивание песни Ю. Чичкова «Наша школьная страна» | 1 |
Пение песни Ю. Чичкова «Наша школьная страна» | 1 |
Музыкальная викторина «Угадай мелодию» | 1 |
Учебно- методическое обеспечение
1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.
3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.
4. Музыка и пение// Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов.- М.: Владос, 2000 г., под редакцией В.В. Воронковой.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.
6. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.
7.Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под. ред. И.М. Бгажноковой
8. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.
9. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.
10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.
11. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.
12. СД диски, диски караоке, аудио и видеозаписи.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
I четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2018-2019 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Слушание и разучивание песни Ю. Чичкова «Наташка-первоклашка» | 1 | 07.09.2018 | | Формирование легкого звучания голосов учащихся. |
2. | Пение песни Юрия Чичкова «Наташка-первоклашка» | 1 | 14.09.2018 | | Развивать умение выразительно петь, передавая характер произведения. |
3. | Творчество и биография В.А. Моцарта | 1 | 21.09.2018 | | Слушание песни «Весенняя» и «Увертюры» из оперы «Женитьба Фигаро» Моцарта. |
4. | Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина | 1 | | | Работа над четким произношением окончаний фраз при пении |
5. | Пение песни «Мы желаем счастья вам» | 1 | | | Работа над дыханием. Учить длительные фразы исполнять на одном дыхании |
6. | Музыкальная грамота. Лад. Мажор и минор. | 1 | | | Формирование представлений о средствах выразительности в музыке. |
7. | Разучивание песни Е. Крылатова «Лесной олень» | 1 | | | Выразительное чтение текста в ритме музыки. |
8. | Пение песни Е. Крылатова «Лесной олень» | 1 | | | Формировать навыки кантиленного пения: ровность, напевность звучания. |
II четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2018-2019 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Разучивание и пение песни «Веселый марш монтажников» | 1 | | | Отработка четкого произношения слов текста песни. Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально |
2. | Разучивание песни «Три белых коня» Е. Крылатова | 1 | | | Разучивание новой песни, определение характера. Слушать вступление. |
3. | Пение песни «Три белых коня» Е. Крылатова | 1 | | | Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении. |
4. | Симфонический оркестр. | 1 | | | Знакомство с духовыми деревянными инструментами оркестра (гобой, кларнет, фагот) |
5. | Разучивание песни Е. Крылатова «Кабы не было зимы» | 1 | | | Разучивание новой песни, определение характера |
6. | Пение песни Е. Крылатова «Кабы не было зимы» | 1 | | | Добиваться напевности и мягкости звучания. |
7. | Разучивание песни А. Морозова «Волшебная сказка » | 1 | | | Работа над дыханием. Продолжать учить различать запев, припев, вступление. |
8. | Резерв на повторение | 1 | | | |
III четверть (10 ч )
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2018-2019 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Пение песни А. Морозова «Волшебная сказка» | 1 | | | Формирование легкого певучего звучания голосов учащихся. |
2. | Тема Армии в песнях композиторов. | 1 | | | Слушание песни Д. Покрасса «Три танкиста», р.н.п. «Варяг» |
3. | Пение песни «Три танкиста» Д. Покрасса | 1 | | | Отработка четкого, ясного произношения текста. |
4. | Симфонический оркестр. | 1 | | | Знакомство с духовыми медными инструментами оркестра (туба, тромбон, валторна) |
5. | Э. Григ. Жизнь и творчество | 1 | | | Слушание «Песни Сольвейга» из музыки Грига к драме «Пер Гюнт» |
6. | Разучивание песни В. Шаинского «Песенка про папу» | 1 | | | Формирование легкого звучания голосов учащихся. |
7. | Пение песни В. Шаинского «Песенка про папу» | 1 | | | Развивать умение выразительно петь, передавая характер произведения. |
8. | Разучивание песни Ю. Визбора «Ты у меня одна» | 1 | | | Разучивание новой песни, определение характера. Слушать вступление. |
9. | Пение песни Ю. Визбора «Ты у меня одна» | 1 | | | Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении. |
10. | Разучивание песни М. Дунаевского «Мерси боку» | 1 | | | Пропевание отдельных трудных фраз группой и индивидуально. |
IV четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2018-2019 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Пение песни М. Дунаевского «Мерси боку» | 1 | | | Работа над эмоциональным исполнением песни |
2. | Разучивание песни Е. Крылатова «Крылатые качели» | 1 | | | Развивать умение передавать динамические оттенки при пении |
3. | Симфонический оркестр. | 1 | | | Знакомство с ударными инструментами оркестра (литавры, тарелки, треугольник, бубен, ксилофон, кастаньеты) |
4. | Пение песни Е. Крылатова «Крылатые качели» | 1 | | | Работа над дикцией при пении песни |
5. | Тема Великой Отечественной войны в музыке. | 1 | | | Слушание песни А. Александрова «Священная война», подпевание. |
6. | Разучивание песни Ю. Чичкова «Наша школьная страна» | 1 | | | Разучивание новой песни, определение характера |
7. | Пение песни Ю. Чичкова «Наша школьная страна» | 1 | | | Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении. |
8. | Музыкальная викторина «Угадай мелодию» | 1 | | | Выявить знания учащихся о песенном репертуаре. |
9. | Повторение темы «Симфонический оркестр» | | | | |