СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке и пению для учащихся СКОУ VIII вида для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа написана для обучающихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. В программе имеется календарное планирование по предмету музыка и пение.

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке и пению для учащихся СКОУ VIII вида для 6 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»


Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО

педагогов заместитель директора по УВР директор школы

коррекционного блока ______________Ахметова М.В. ____________Гизатуллин С.А. __________/Ковалева Е.В./ «____» ______________2018 г Приказ № _________

Протокол № ______ от «____» ____________2018г от «____» ____________2018 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Музыка и пение»

6 класс



Составила: Куликова Е.А.

учитель музыки и пения








г. Чернушка

2018 г

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,2000 г., под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ, и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемленной частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных заведений.


Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

- оптимистическая перспектива образования;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий


Задачи образовательные:

-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

-формировать музыкально-эстетический словарь;

-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

-совершенствовать певческие навыки;

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.


Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;

-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.


Задачи коррекционно-развивающие:


- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.


Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Содержание программного материала урока состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программного материала составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая и современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел пение включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на выработку стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.



Содержание программы.


6 класс (1 час в неделю)


Пение.

Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки с мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.

Углубление навыков кантиленного пения: равность, напевность звучания; протяжное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительное быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.

В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.

В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.

Развитие умения выразительного пения, передовая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.)

Повторение песен, изученных в 5-м классе.


Слушание музыки.


Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.

Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий.

Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений.

Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э Григ.

Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью специально подобранного музыкального материала.

Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами.

Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.

Проведение музыкальной викторины «Угадай мелодию».

Музыкальная грамота.

Формирование о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо, умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).

Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т.д.



Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).


Обучающиеся должны знать:


- несколько песен и самостоятельно исполнять их;

- музыкальные профессии и специальности;

- инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные (гобой, кларнет, фагот), духовые медные (труба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты.

- правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.



Обучающиеся должны уметь:


- самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

- сдерживать эмоционально-поведенческие отклонения на занятиях музыкой и во время концертных выступлений;

- инсценировать песни.
















Учебно-тематическое планирование

6 класс (1час в неделю)


1 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Слушание песни Юрия Чичкова «Наташка-первоклашка»

1

Пение песни Юрия Чичкова «Наташка-первоклашка»

1

Творчество и биография В.А. Моцарта

1

Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина

1

Пение песни «Мы желаем счастья вам»

1

Музыкальная грамота. Лад. Мажор и минор.

1

Разучивание песни Е. Крылатова «Лесной олень»

1

Пение песни Е. Крылатова «Лесной олень»

1


2 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Разучивание песни «Веселый марш монтажников»

1

Пение песни «Веселый марш монтажников»

1

Разучивание песни «Три белых коня» Е. Крылатова

1

Пение песни «Три белых коня» Е. Крылатова

1

Симфонический оркестр.

1

Разучивание песни Е. Крылатова «Кабы не было зимы»

1

Пение песни Е. Крылатова «Кабы не было зимы»

1

Разучивание песни А. Морозова «Волшебная сказка»

1







3 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


10

Пение песни А. Морозова « Волшебная сказка»

1

Тема Армии в песнях композиторов.

1

Пение песни «Три танкиста» Д. Покрасса

1

Симфонический оркестр.

1

Э. Григ. Жизнь и творчество

1

Разучивание песни В. Шаинского «Песенка про папу»

1

Пение песни В. Шаинского «Песенка про папу»

1

Разучивание песни Ю. Визбора «Ты у меня одна»

1

Пение песни Ю. Визбора «Ты у меня одна»

1

Разучивание песни М. Дунаевского «Мерси боку»

1


4 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Пение песни М. Дунаевского «Мерси боку»

1

Разучивание песни Е. Крылатова «Крылатые качели»

1

Симфонический оркестр.

1

Пение песни Е. Крылатова «Крылатые качели»

1

Тема Великой Отечественной войны в музыке.

1

Разучивание песни Ю. Чичкова «Наша школьная страна»

1

Пение песни Ю. Чичкова «Наша школьная страна»

1

Музыкальная викторина «Угадай мелодию»

1





Учебно- методическое обеспечение



1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.

4. Музыка и пение// Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов.- М.: Владос, 2000 г., под редакцией В.В. Воронковой.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.

6. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.

7.Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

под. ред. И.М. Бгажноковой

8. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.

9. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.

10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.

11. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.

12. СД диски, диски караоке, аудио и видеозаписи.
















Приложение.




Календарно-тематическое планирование.


I четверть (8 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2018-2019 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Слушание и разучивание песни Ю. Чичкова «Наташка-первоклашка»

1

07.09.2018


Формирование легкого звучания голосов учащихся.

2.

Пение песни Юрия Чичкова «Наташка-первоклашка»

1

14.09.2018


Развивать умение выразительно петь, передавая характер произведения.

3.

Творчество и биография В.А. Моцарта

1

21.09.2018


Слушание песни «Весенняя» и «Увертюры» из оперы «Женитьба Фигаро» Моцарта.

4.

Разучивание песни «Мы желаем счастья вам» С. Намина

1



Работа над четким произношением окончаний фраз при пении

5.

Пение песни «Мы желаем счастья вам»

1



Работа над дыханием. Учить длительные фразы исполнять на одном дыхании

6.

Музыкальная грамота. Лад. Мажор и минор.

1



Формирование представлений о средствах выразительности в музыке.

7.

Разучивание песни Е. Крылатова «Лесной олень»

1



Выразительное чтение текста в ритме музыки.

8.

Пение песни Е. Крылатова «Лесной олень»

1



Формировать навыки кантиленного пения: ровность, напевность звучания.










II четверть (8 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2018-2019 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Разучивание и пение песни

«Веселый марш монтажников»

1



Отработка четкого произношения слов текста песни. Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально

2.

Разучивание песни «Три белых коня»

Е. Крылатова

1



Разучивание новой песни, определение характера. Слушать вступление.

3.

Пение песни

«Три белых коня» Е. Крылатова

1



Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении.

4.

Симфонический оркестр.

1



Знакомство с духовыми деревянными инструментами оркестра (гобой, кларнет, фагот)

5.

Разучивание песни

Е. Крылатова «Кабы не было зимы»

1



Разучивание новой песни, определение характера

6.

Пение песни Е. Крылатова «Кабы не было зимы»

1



Добиваться напевности и мягкости звучания.

7.

Разучивание песни А. Морозова «Волшебная сказка »

1



Работа над дыханием. Продолжать учить различать запев, припев, вступление.

8.

Резерв на повторение

1

















III четверть (10 ч )


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2018-2019 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Пение песни А. Морозова «Волшебная сказка»

1



Формирование легкого певучего звучания голосов учащихся.

2.

Тема Армии в песнях композиторов.

1



Слушание песни Д. Покрасса «Три танкиста», р.н.п. «Варяг»

3.

Пение песни «Три танкиста» Д. Покрасса

1



Отработка четкого, ясного произношения текста.

4.

Симфонический оркестр.

1



Знакомство с духовыми медными инструментами оркестра (туба, тромбон, валторна)

5.

Э. Григ. Жизнь и творчество

1



Слушание «Песни Сольвейга» из музыки Грига к драме «Пер Гюнт»

6.

Разучивание песни В. Шаинского «Песенка про папу»

1




Формирование легкого звучания голосов учащихся.

7.

Пение песни В. Шаинского «Песенка про папу»

1



Развивать умение выразительно петь, передавая характер произведения.

8.

Разучивание песни Ю. Визбора «Ты у меня одна»

1




Разучивание новой песни, определение характера. Слушать вступление.

9.

Пение песни Ю. Визбора «Ты у меня одна»

1



Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении.

10.

Разучивание песни М. Дунаевского «Мерси боку»

1



Пропевание отдельных трудных фраз группой и индивидуально.








IV четверть (8 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2018-2019 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Пение песни М. Дунаевского «Мерси боку»

1



Работа над эмоциональным исполнением песни

2.

Разучивание песни Е. Крылатова «Крылатые качели»

1



Развивать умение передавать динамические оттенки при пении

3.

Симфонический оркестр.

1



Знакомство с ударными инструментами оркестра (литавры, тарелки, треугольник, бубен, ксилофон, кастаньеты)

4.

Пение песни Е. Крылатова «Крылатые качели»

1



Работа над дикцией при пении песни

5.

Тема Великой Отечественной войны в музыке.

1



Слушание песни А. Александрова «Священная война», подпевание.

6.

Разучивание песни Ю. Чичкова «Наша школьная страна»

1



Разучивание новой песни, определение характера

7.

Пение песни Ю. Чичкова «Наша школьная страна»

1



Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении.


8.

Музыкальная викторина «Угадай мелодию»

1



Выявить знания учащихся о песенном репертуаре.

9.

Повторение темы «Симфонический оркестр»