СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по настольному теннису

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по настольному теннису»

Комитет образования и науки Курской области

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина»





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Настольный теннис»


Возраст обучающихся: 15-20 лет

Срок реализации: 1 год (240 часов)


Составитель

Бойко Алексей Владимирович,

педагог дополнительного образования












Рыльск, 2022г.

1. Пояснительная записка


Настольный теннис - это один из самых доступных видов спорта. Заниматься и играть в настольный теннис можно как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Он не требует большого и дорогого инвентаря, достаточно иметь две ракетки, мяч и стол.

Настольный теннис не только спорт, но и увлекательная, и азартная игра, в которую любят и могут играть все желающие, независимо от возраста и способностей. Неудивительно, что с раннего возраста дети проявляют большой интерес к этой игре. Занятия настольным теннисом способствуют формированию и развитию личности ребенка.

Игра "Настольный теннис" является одним из средств физического развития детей, укрепления их здоровья, двигательной активности, развития физических качеств, привития навыков здорового образа жизни.

Актуальность программы обуславливается тем, что настольный теннис доступная, простая и увлекательная спортивная игра, способствующая сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Настольный теннис одновременно - и спорт, и отдых, и способ общения.

Образ жизни подростков, в настоящее время, отличается сниженной физической активностью, агрессивностью информационной среды. Вовлечение детей в учебно-тренировочный процесс положительно сказывается на их физическом состоянии, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, компенсирует дефицит их двигательной активности.

Отличительной особенностью образовательной программы является то, что обучение по программе «Настольный теннис» доступно всем обучающимся, независимо от их физических данных и спортивных способностей. Набор проводится для всех желающих, за исключением - медицинские показатели.

Данная программа предусматривает занятия, практически, со всеми обучающимися, желающими заниматься данным видом спорта. Поэтому, при формировании группы не делается деление по наклонностям и способностям к данной спортивной игре.

Нормативная правовая база

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (ред. от 01.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

3. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

4. Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Курской области»;

5. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

6. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (ред. от 30.09.2020) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831);

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

8. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 (ред. от 02.02.2021) "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722);

9. Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 (ред. от 26.07.2022) "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ" (вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ") (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 N 59764); Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ");

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

11. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66403);

12. Письмо Министерства Просвещения России от 01.08.2019 N ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ» (с приложением – Эффективные модели реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), в том числе с использованием дистанционных технологий для использования в работе);

13. Приказ комитета образования и науки Курской области от 12.02.2021 г. № 1-114 (в ред. приказов комитета образования и науки Курской области от 11.05.2021 г. №1-685, от 28.09.2021 г № 1-1092 и от 03.3.2022 г. №1-243) «Об организации и проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»;

14. Приказ комитета образования и науки Курской области от 30.08.2021 г. № 1-970 (в ред. приказа комитета образования и науки Курской области от 01.04.2022 № 1-443) «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в Курской области».

15. Положение о дополнительных общеразвивающих программах ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина»

16. Устав ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина».

Направленность программы – физкультурно-спортивная

Адресат программы: дети в возрасте от 15 до 20 лет.

Для обучения принимаются дети, имеющие медицинское заключение

Срок реализации и объем программы: 1 год (180 часов).

Форма обучения: очная.

Формы проведения занятий

групповая, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Виды проведения занятий: практическое, комбинированное.

Методы обучения

1. В начале освоения каждого нового приема игры учащиеся знакомятся с правильным его выполнением и применением в игре. Для этого используется словесный метод обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий «противника» и др.);

2. Для более четкого представления используется наглядный метод обучения (показ отдельных упражнений, учебные фильмы, видеофильмы). Обучающиеся просматривают предлагаемые фотоматериалы с основными приемами игры;

3. Практические методы обучения направлены на освоение спортивной техники (разучивание упражнения в целом и по частям). Каждый обучающийся осваивает и отрабатывает новый прием игры с педагогом и с другими обучающимися в паре;

4. Для развития двигательных качеств используется повторный, переменный, интервальный, соревновательный и др. методы обучения;

5. Игровой метод обучения направлен на закрепление и совершенствование полученных знаний и умений.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа, один раз в две недели по 1 учебному часу. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут. Перерыв – 5 минут.


2. Цель программы


Цель программы: создание условий для всестороннего развития физических способностей и личностных качеств, укрепления здоровья, специальной физической подготовки обучающихся посредством занятий настольным теннисом.


3. Задачи программы

Задачи:

воспитательные:

- поддерживать здоровый образ жизни, соблюдать личную гигиену, режим дня и питания, закаляться посредством занятий спортом и настольным теннисом, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- на личном примере показывать все достоинства и положительные качества культуры здорового и безопасного образа жизни, пропагандировать здоровый образ жизни;

- сформировать морально – волевые качества, умение проявлять упорство в достижении поставленных целей;

- сформировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничествами со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста и взрослыми;

- уметь работать в коллективе и быть готовым оказать помощь и поддержку.

развивающие:

- развить двигательные функции и физические качества (сила, ловкость, быстрота реакции), общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;

- развить спортивные способности через освоение и совершенствование специальной и физической подготовки;

- уметь планировать свою деятельность, распределять нагрузку, осознанно ставить перед собой цели и задачи, находить пути их решения;

- уметь находить ошибки при выполнении учебных заданий и способы их исправления;

- уметь анализировать и объективно оценивать собственные результаты, находить возможности и способы их улучшения.

образовательные:

- овладеть основами базовой техники игры в настольный теннис;

- иметь элементарную теоретическую подготовку;

- уметь правильно регулировать свою физическую нагрузку;

- считать занятия настольным теннисом, как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- совершенствовать на занятиях и сохранять высокий уровень своих способностей и навыков теннисиста;

- улучшать индивидуальные показатели по физической и технической подготовке.

4. Планируемые результаты


По окончании обучения обучающиеся

должны знать:

  • историю возникновения настольного тенниса как игры;

  • основные правила игры в настольный теннис;

  • базовую тактику и базовую технику игры

  • принципы здорового образа жизни спортсмена;

  • назначение общеразвивающих упражнений;

  • основные правила проведения соревнований по настольному теннису;

  • правила поведения спортсмена во время соревнований;

  • требования к спортивной дисциплине;

  • особые правила игры;

  • основные технические и тактические приемы игры;

  • правила составления распорядка дня спортсмена;

  • правила восстановления организма после тренировок;

  • назначение комплекса специальных упражнений;

  • правила поведения спортсмена перед соревнованиями и после них;

  • способы разрешения нестандартных ситуаций во время соревнований.

должны уметь:

  • выполнять розыгрыши стандартных положений;

  • выполнять базовые технические и базовые тактические приемы игры;

  • выполнять отдельные общеразвивающие упражнения;

  • правильно выполнять комплекс общеразвивающих упражнений;

  • правильно выполнять специальные упражнения;

  • правильно восстанавливаться после тренировок;

  • правильно составлять свой распорядок дня;

  • применять тактические и технические приемы в игре;

  • играть в настольный теннис на уровне соревнований региона.



5. Содержание программы «Настольный теннис»


Уровень сложности программы: базовый.


5.1. Учебный план


№п/п

Название раздела, темы

Количество часов

форма

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Теоретическая подготовка

8

8

0

Предварительный, текущий

2

Общая физическая подготовка

50

2

48

Текущий

3

Специальная физическая

подготовка

66

2

64

Текущий

4

Техническая подготовка

46

2

44

Текущий

5

Тактическая подготовка

32

2

30

Текущий

6

Игровая подготовка

32

2

30

Текущий

7

Соревновательная подготовка

4

-

4

Текущий

8

Итоговое занятие

2

-

2

Итоговый


Итого:

240

18

222



3.2. Содержание учебного плана

1.Теоретическая подготовка

Теоретическая часть:

1.1 Развитие настольного тенниса в России. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях. Оборудование мест занятий.

Описание игры, её возникновение и развитие.

Занятия физической культурой в режиме дня школьника. Гигиена тела. Форма занятий в спортивном зале и на открытом воздухе (летом и зимой). Временные противопоказания к занятиям. Правила поведения и меры безопасности на занятиях настольным теннисом;

Площадка для игры. Стол и сетка. Правила игры в настольный теннис.

Теоретическая часть:

1.2 Общая и специальная физическая подготовка.

Сущность и роль общей и специальной подготовки на организм человека; виды упражнений применяемых на развитие тех или иных качеств.

Теоретическая часть:

1.3 Основы техники и тактики игры.

Сущность техники и тактики игры; их роль в игровой деятельности.

Теоретическая часть:

1.4 Контрольные игры и соревнования.

Изучить содержание контрольных игр и соревнований (какие игры и соревнования будут проводиться и, что необходимо знать для участия в них).

2.Общая физическая подготовка.

Теоретическая часть: Подбор упражнений, выполнение индивидуальных комплексов утренней зарядки. Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия и их коррекции. Подводящие и подготовительные упражнения в настольном теннисе, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий по физической подготовке. Основы саморегуляции эмоционального состояния при занятиях спортом. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия.

Практическая часть:

2.1-2.5 Общеразвивающие упражнения: с собственным весом, с партнером; Упражнения с предметами: набивными мячами, обручами, скакалками, гимнастическими палками; Упражнения на снарядах: перекладине, стенке, скамейке, канате; Подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий; Акробатические упражнения: кувырки, стойки, перевороты, перекаты

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с собственным весом, с партнером; с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, скакалками, с мячами различного диаметра), на снарядах (перекладина, стенка, скамейка, канат, кольца) Подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты)

3.Специальная физическая подготовка.

Теоретическая часть:

Стойки: нейтральная, правостороння, левосторонняя. Передвижения в различных стойках, вперед лицом, влево, вправо, спиной вперед. Классификация специальных физических упражнений, развивающих морфофункциональные качества теннисиста. Методика определения уровня специальной физической подготовки.

Практическая часть:

3.1-3.5 Упражнения для рук, ног, туловища на месте и в движении. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для развития быстроты реакции и движений теннисиста, для развития его ловкости, гибкости и выносливости. Упражнения на совершенствование скоростно-силовых качеств теннисиста. Имитационные упражнения.

Упражнения для рук, ног, туловища на месте и в движении. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для развития быстроты реакции и движений теннисиста, для развития его ловкости, гибкости и выносливости. Упражнения на совершенствование скоростно-силовых качеств теннисиста. Имитационные упражнения.

4.Техническая подготовка

Теоретическая часть:

Способы держания (хватки) ракетки. Разновидности ударов. Разновидности подач. Методы защиты. Терминология настольного тенниса. Практическая часть:

4.1 Хватка ракетки.

Овладение правильной хваткой ракетки. Многократное повторение хватки ракетки и основной стойки в простых условиях и упражнениях.

4. 2 Жонглирование мячом.

Упражнения с мячом и ракеткой: броски мяча правой (левой) рукой о пол, партнеру, о стену с ловлей мяча правой и левой руками сверху и снизу, перебрасывание мяча с одной руки на другую, подбрасывание мяча вверх с ловлей двумя, одной рукой;

- различные виды жонглирования мячом, подвешенным «на удочке», подброс мяча правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары о стенку правой, левой сторонами ракетки

- двумя сторонами поочередно;

- различные виды жонглирования мячом: удары по мячу правой левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары по мячу на разную высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без отскока от нее правой и левой стороной ракетки, удары по мячу поочередно ребром ракетки и ее игровой поверхностью;

- упражнения с ракеткой и мячом в движении - шагом, бегом, бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочередно; то же с поворотами, изменением направления бега, шагом, бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки;

- удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки уприставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке серийные (на точность безошибочных попаданий) удары, одиночны удары;

- удар на столе по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым тренером, партнером, тренажером;

- сочетание ударов справа и слева у тренировочной стенки, у приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке, по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером, партнером , тренажером.

4.3 Овладение базовой техникой с работой ног.

После освоения элементарных упражнений с мячом и ракеткой рекомендуется перейти

к изучению техники простейших ударов:

- разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций - положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья, плеча;

-многократное повторение ударного движения на разных скоростях

(сначала - медленное, затем - ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;

- игра на столе с тренером (партнером) одним видом удара (только справа или только слева), а затем сочетание ударов справа и слева

свободная игра ударами на столе.

4.4 Овладение техникой ударов по мячу на столе.

После освоения занимающимися игры на столе ударами из различных точек применяются следующие упражнения: упражнения с придачей мячу вращения: удары по мячу левой и Привой стороной ракетки после его отскока от пола; удары по мячу левой и правой стороной ракетки без отскока от пола; удары по мячу левой и правой стороной ракетки у тренировочной стенки, удары по мячу левой и правой стороной ракетки на половинке стола, приставленной к стене; удары по мячу левой и правой стороной ракетки при игре с тренером (партнером), тренажером;

- имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой, на простейших тренировочных тренажерах;

- имитация передвижений влево-вправо-вперед-назад с выполнением ударных действий - одиночные передвижения и удары, серийные передвижения и удары;

- имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон (передвижения влево-вправо, вперед-назад, по «треугольнику» - вперед-вправо-назад, вперед-влево-назад);

имитация ударов с замером времени - удары справа, слева и их сочетание.

4.5 Атакующие удары справа

Обучение технике выполнения ударов из боковой позиции, по диагонали и по прямой, главным образом из ближней зоны (вспомогательная техника,: из средней зоны в середину стола). По силе удары должны различаться от слабого до сильного. Скорость и быстрота полета мяча высокие.

4.6 Подставка.

Обучение удару подставкой слева по диагонали и по прямой, постепенно увеличивать силу удара. Обучение подставке слева на половине стола в передвижении. Обратить внимание на управление темпом ударов. Обучение можно начинать с подставки, а после 3-4 месяцев атакующему удару справа, но можно и одновременно.

4.7 Срезка.

Обучение быстрой и медленной срезке. Владеть техникой выполнения срезки в передвижении. Постепенно снижать траекторию полета и увеличивать вращение мяча. Стремиться к овладению ритмом выполнения срезки (быстро - медленно), преимущественно проводить обучение срезке слева в сочетании со срезкой справа и слева.

4. 8 Накат.

По мячам с нижним вращением из боковой позиции, по прямой и по диагонали в передвижении.

4.9 Подрезка.

Согласно педагогическим наблюдениям: для тех, кто перспективен играть в стиле атакующий удар + подрезка, следует после овладения предыдущими элементами начинать овладение подрезкой справа-слева в передвижении по диагоналям и по прямой с низкой траекторией и стабильно.

4.10 Подача.

На основе овладения подачей накатом и приема мячей с нижним вращением справа надо проводить обучение и совершенствование других видов подач.

4.11 Прием подачи.

Научить приёму подач с верхним вращением при помощи атакующего удара и толчка. Принимать срезкой и накатом мячи с нижним вращением.

4.12 Передвижение.

Научить выполнять и правильно применять в соответствии с ситуацией одношажный, скользящий и попеременный способы передвижения.

4.13 Техника комбинаций

Научить одному или двум вариантам комбинаций техники передвижений. Главным образом проводить стандартную тренировку:

подставка слева + атакующий удар справа, срезка (серия) + накат, атакующий удар справа из ближней зоны + атакующий удар справа из средней зоны, подрезка справа + подставка слоги.

5. Тактическая подготовка.

Теоретическая часть:

Основы тактических элементов. Техника выполнения ударов, ловли мяча, подачи, атакующие удары. Методика выполнения связок ударов. Основные тактические приемы. Выведения партнера на нужный тактический удар. Построение траектории для выполнения атаки. Тактика парной защиты, атаки.

Практическая часть:

5.1 Работа по развитию тактического мышления;

Начать работу по развитию тактического мышления,

5.2 -5.3 Увеличение вариантов направления мяча; Увеличение вариантов вращения мяча.

Постепенно увеличивать вариативность направления и вращения мяча.

5.4 Целевые комбинации

Целевые комбинации.

5.4-5.6 Тактика выполнения и приема подачи. Тактика проведения встречи

Тактика выполнения и приема подачи. Тактика проведения встречи.

6. Игровая подготовка

Теоретическая часть:

Инструктаж по ОТ и ТБ во время участия в соревнования по настольному теннису. Правила поведения на соревнованиях в качестве участника, зрителя. Режим и питание перед стартами. Спортивная форма. Схема турниров по настольному теннису. Личные и командные первенства. Анализ собственного спортивного результата, анализ результата члена команды.

Практическая часть:

6.1 Игра на столе с тренером (партнером) по направлениям на большее количество попаданий

Игра на столе с тренером (партнером) по направлениям на большее количество попаданий в серии:

игра одним (двумя) ударом из одной точки в одном, двух, трех вправлениях; игра одним видом удара из двух, трех точек в одном (в разных) направлении;

6.2 Выполнение подач разными ударами

- выполнение подач разными ударами;

6.3 Игра накатом –различные варианты

- игра накатом - различные варианты по длине полета мяча, по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;

6.4 Игра срезкой и подрезкой – различные варианты

- игра срезкой и подрезкой - различные варианты по длине полета мяча, по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;

6.5 Игра на счет разученными ударами

- игра на счет разученными ударами;

6.6 Игра со всего стола с коротких и длинных мячей

- игра со всего стола с коротких и длинных мячей;

- групповые игры; «Паровозик», «Круговая», «Дворник», «Один против всех» и другие.

7. Соревновательная подготовка

Практическая часть:

1. Проведение соревнований на половине стола; стремительная подача справа с верхним вращением и контрудары справа по диагонали, по центральной линии стола.

2. Стремительная подача справас верхним вращением, удар подставкой слева из левого угла.

3. Стремительная подача справа + один атакующий удар справа (противник выполняет удары подставкой),

4. Накат справа против подрезки справа или слева на половине стола (центральная зона).

5. Проводить в ограниченном объеме соревнования на всей площади стола по обычным правилам.

6. Проводить общеколледжныеные соревнования


6. Календарный учебный график


Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

01.09.2023г.

30.06.2024г.

40

120

240 (6 часа в неделю)

3 раз в нед. по 2 часа





7. Оценочные материалы


Основным критерием текущего контроля успеваемости является посещаемость обучающихся, тестирование по ОФП и СП, показатели итоговой аттестации.

Педагог наблюдает за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами, как происходит применение этих приемов в тренировочном процессе.

В группах занимаются дети с неодинаковой физической подготовленностью. И при проведении всевозможных игр, эстафет, игровых заданий возникает проблема уравнивания возможностей занимающихся. Поэтому основным принципом контрольно-оценочной деятельности является дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий.

Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Используются методы опроса, тестирования, анализа полученных данных по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные упражнения внутри группы.

Тестирование учащихся в группе проводится в октябре - стартовое и в мае - итоговое, по основным параметрам (общефизической и технической подготовке) - на протяжении всего периода обучения.

Итоговое тестирование проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.


8. Формы аттестации и контроля


Виды контроля:

  • предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы). Проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования.

  • текущий контроль (осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

  • итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы. В конце учебного года все обучающиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты).

9. Методические материалы

Настольный теннис, иногда называемый пинг-понг — один из самых популярных видов спорта в мире. Игра заключается в перекидывании мяча ракетками так, чтобы он ударялся определённым образом об игровой стол.

Описание Рис. 1. Стол для настольного тенниса.

Иг ра происходит на столе (Рис.1) размером 2,74 метра (9 футов) на 1,525 метра (5 футов). Высота стола — 76 см (30 дюймов). Стол обычно сделан из ДСП или похожего материала и выкрашен в зелёный, тёмно-синий или чёрный цвет. По середине стола находится сетка высотой 15,2 см (6 дюймов). При игре используются ракетки, сделанные из дерева, покрытого одним или двумя слоями специальной резины с каждой стороны. Мяч для настольного тенниса сделан из целлулоида. Размер мяча — 40 мм в диаметре, вес — 2,7 г. Мяч должен быть окрашен в оранжевый или белый цвет. Игра проходит между двумя игроками, либо между двумя командами из двух игроков. Каждый розыгрыш мяча заканчивается присвоением одного очка одному или другому игроку (команде). По современным международным правилам, установленным в 2001 году, каждая игра идет до 11 очков, хотя игра до 21 очка все ещё популярна на непрофессиональном уровне. Матч состоит из нечетного количества игр (обычно пяти или семи).

Ракетка

Для ракеток не существует ограничений по форме и размеру, но правила, требующие, чтобы «рабочая поверхность» оставалась жесткой и плоской, с деревянной сердцевиной, составляющей 85 % их толщины, гарантируют то, что они остаются маленьких размеров. Спецификация для резиновых поверхностей ракеток предельно специфична. Игрокам разрешается использовать пупырчатую или слоеную резину, хотя листы пупырчатой резины должны быть не толще 2-х мм, а слоеной — не толще 4-х мм. Определенные виды клея, позволяющие увеличить скорость шарика, запрещены правилами Олимпийских состязаний. Во время начала матча и в тех случаях, когда игроки меняют ракетки во время матча, они должны давать возможность своим соперникам и судье проверить их ракетки.

Формат соревнования

И в одиночных и в парных состязаниях, отбор происходит путем отсеивания проигравших по одному. Игроки, отобранные по жеребьевке (16 на одиночных состязаниях, восемь в парных) переходят непосредственно к главному отборочному состязанию, в то время как другие сначала соревнуются в группах по три, один из которых проходит отбор. По результатам этих групповых состязаний ещё 16 игроков примут участие в одиночных соревнованиях и ещё восемь парных команд.

Игра

Игра состоит из розыгрышей, каждый из которых начинается с подачи. Первый подающий обычно определяется жребием. Далее подающие чередуются каждые две подачи. В старой 21-очковой игре каждый подающий подавал 5 подач. В случае равного счета 10-10 подача переходит к другому игроку (команде) после каждого розыгрыша до тех пор, пока отрыв не составит два очка. При парной игре при переходе подачи игрок, принимавший мяч становится подающим, а партнёр игрока, подававшего мяч становится принимающим.
Подача

Подача в настольном теннисе происходит согласно следующим правилам: Подающий должен находится за пределами стола. Мяч должен быть подброшен вертикально вверх с открытой ладони не менее чем на 15 см. Подающий должен ударить по мячу так, чтобы тот ударился один раз на своей половине и хотя бы один раз на половине соперника. Если мяч зацепил при подаче сетку, но при этом все остальные правила были соблюдены, объявляется «переподача», подающий должен повторить подачу. Количество переподач не ограничено. После успешной подачи все остальные удары должны быть сделаны так, чтобы мяч ударялся только на половине соперника.

Начисление очков

Очки начисляются сопернику в случае, когда игрок сделал одну из следующих ошибок:

Ошибка при подаче (например мяч попал в сетку)
Неправильная подача (например мяч не подкинут на 15 см)
Мяч ударился два раза на своей стороне
Мяч попал на свою сторону после удара ракеткой
Мяч был ударен дважды. Так как рука от запястья считается по правилам частью ракетки, если мяч попал по пальцам, а затем по ракетке, он считается ударенным дважды
Мяч попал во что угодно, кроме ракетки после отскока от стола (например в пол или в игрока)
Мяч не попал по стороне соперника после удара
Мяч был отбит до того, как ударился об стол.
Стол был подвинут или свободная рука коснулась стола.

10. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение


Материально техническое обеспечение:

- зал для занятий настольным теннисом;

- теннисный стол - 3 шт.;

- сетка для теннисного стола - 3 шт.;

- мячи для настольного тенниса;

- скакалки - 5шт.;

- учебно - практическое оборудование (тренажеры);

- учебно - методическая литература по настольному теннису;

- информационное (фото-, видео- и интернет источники).

Дидактическое обеспечение программы :

- Картотека упражнений по настольному теннису (карточки);

- Картотека общеразвивающих упражнений для разминки;

- Схемы и плакаты освоения технических приемов в настольном теннисе;

- «Правила игры в настольный теннис»;

- Видеозаписи выступлений учащихся;

- «Правила судейства в настольном теннисе»;

- Технические средства обучения ( компьютер, принтер).

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.



11. Программа воспитания к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Настольный теннис»


Цель: личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных знаний и отношений на практике.

Задачи воспитания:

  • формировать традиционные общечеловеческие ценности;

  • формировать гражданское и патриотическое сознание, причастность и ответственность за судьбу Отечества;

  • прививать аккуратность, ответственность за порученное дело, самодисциплину, бережное и уважительное отношение друг к другу во время работы в коллективе, навыки трудолюбия и работоспособности;

  • развивать инициативу и лидерские способности обучающихся, умение взять ответственность на себя;

  • развивать у обучающихся ценностное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья, культуру здорового образа жизни.

  • формировать ответственное отношение к окружающей среде, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, вести активную деятельность по изучению и охране природы своей местности;

  • развивать социальную активность и инициативы обучающихся через формирование готовности к добровольчеству (волонтёрству);

  • организовать деятельность по профилактике асоциальных проявлений.

Результаты реализации программы воспитания:

  1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

  2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

  3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

  4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

  5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

  6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

  7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

  8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

  9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

  10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

  11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

  12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Календарный план воспитательной работы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Настольный теннис»

п/п

Содержание и формы деятельности

Сроки проведения

Ответственный

1

Соревнования по настольному теннису среди групп

сентябрь

педагог

2

Районные соревнования по настольному теннису

октябрь

педагог

3

Соревнования по настольному теннису ко «Дню народного единства»

ноябрь

педагог

4

Соревнования по теннису среди школ и СУЗОВ

декабрь

педагог

5

Товарищеская игра среди СУЗОВ

февраль

педагог

6


март

педагог

7

Районные соревнования по настольному теннису

апрель

педагог

8

Теннисный турнир

апрель

педагог

9

Товарищеская игра среди СУЗОВ

май

педагог

10

Товарищеская игра среди СУЗОВ

май

педагог


12. Список литературы


  1. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе. -М.: Советский спорт, 2014.

  2. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.В.Барчукова, В.М.Богушас, О.В.Матыцин; под ред. Г.В.Барчуковой. - М: Издательский центр «Академия», 2016.

  3. Каинов А.Н. Организация и проведение спортивных секций в школе: программы, рекомендации. -Волгоград: Учитель.

  4. Худец Р. Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым/ пер.с англ. Белозёров О. - М.: Виста Спорт, 2015.

Электронный ресурс: http://www/fizkuit-ura.corn/table-tennis





















Приложение №1 Индивидуальная карточка

учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Фамилия, имя ребенка Возраст

Вид и название детского объединения секция «Баскетбол»

Ф. И. О. педагога Дата начала наблюдения



Сроки диагностики Показатели

Первый

год обучения

Второй

год обучения

Конец I полугодия

Конец

уч. года

Конец I полугодия

Конец

уч. года

I. Теоретическая подготовка ребенка:

1.1.Теоретические знания:

а) История возникновения и развития настольного тенниса

б) Правила безопасности при занятиях настольным теннисом

в) Значение ОФП в подготовке

г) Значение технической подготовки теннисиста

д) Правила игры

е) Значение тактической подготовки

ж) Методы и средства ОФП 1.2.Владение специальной

терминологией





II. Практическая подготовка ребенка

    1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

а) Общеразвивающие упражнения

б) Спортивные подвижные игры в) Упражнения на развитие силы г) Упражнения на развитие быстроты

д) Упражнения на развитие специальной ловкости

д) Упражнения на развитие выносливости

е) Упражнения ОФП ж) Упражнения СФП

    1. Владение специальным оборудованием и оснащением





III. Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

а)умение подбирать и анализировать специальную спортивную литературу

б) умение пользоваться компьютерными источниками информации

    1. Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога

    1. Учебно-организационные умения и навыки:

а) умение организовать свое рабочее место

б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

в) умение аккуратно выполнять тренировочную работу





IV. Предметные

достижения обучающегося:

  • На уровне детского объединения ( секции)

  • На уровне школы (по линии дополнительного образования)

  • На уровне района, города

На республиканском, международном уровне














Приложение № 2

Нормативы по технико-тактической подготовке для обучения игре в настольный теннис





№ п/п

Наименование технического приема

Количество ударов

оценка

1.

Набивание мяча ладонной стороной ракетки

100

80-65

Хорошо Удовлет.

2.

Набивание мяча тыльной стороной ракетки

100

80-65

Хорошо Удовлет.

3.

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки

100

80-65

Хорошо Удовлет.

4.

Игра накатами справа по диагонали

30 и более

от 20 до 29

Хорошо Удовлет.

5.

Игра накатами слева по диагонали

30 и более

от 20 до 29

Хорошо Удовлет.

6.

Выполнение наката справа и слева в правый угол стола (игра в правосторонний «треугольник»)

20 и более

от 15 до 19

Хорошо Удовлет.

7.

Выполнение наката справа и слева в левый угол стола (игра в левосторонний треугольник)

20 и более от 15 до 19

Хорошо Удовлет.

8.

Игра накатами справа по прямой (в левый угол стола)

30 и более

от 20 до 29

Хорошо Удовлет.

9.

Игра накатами слева по прямой (в правый угол стола)

30 и более

от 20 до 29

Хорошо Удовлет.

10.

Сочетание накатов справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин.)

8 и менее

от 9 до 12

Хорошо Удовлет.

11.

Выполнение подачи справа по всему столу (10 попыток)

8 6


Хорошо

12.

Выполнение подачи слева по всему столу (10 попыток)

8 6

Хорошо







Приложение №3

Тест по теме «настольный теннис»




1.В каком году была образована Международная федерация настольного тенниса?

А. 1920 г.

Б. 1926 г.

В. 1931 г.

2.В каком году настольный теннис стал олимпийским видом спорта?

А. 1988 г.

Б. 1990 г.

В. 1989 г.

3.Каким должен быть размер стола для игры в настольный теннис?

А. 2.74м.*1.52см

Б. 2.00м*1.5м

В. 2.70м*1.6м

4. Какой должен быть размер сетки для игры в настольный теннис?

А. 1.80м*15.25см

Б. 1.83м*15.25см

В.2.00м*15.30см

5. Какой должен быть цвет сетки?

А. синий

Б. зеленый

В. Голубой

6. Какая масса мяча в настольном теннисе ?

А. 2.5 г.

Б. 3 г.

В. 2.7 г.

7. До скольки очков продолжается партия в настольный теннис?

А. 5

Б. 10

В. 11

8. . Какой диаметр мяча в настольном теннисе ?

А. 42мм.

Б. 45мм.

В. 40мм.