Программа по ОФП
учащихся 5-11 классов
Пояснительная записка
Занятия в секции общей физической подготовки являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития , широкого овладения физической культурой; приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой; формирования моральных и волевых качеств
Заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Программа секции общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей ( в зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Имеются спортивные сооружения для занятий секции ОФП: стадион для занятий лёгкой атлетикой, футбольное поле, зал для игры в баскетбол, волейбол, занятий гимнастикой, лыжная база. Кроме того есть в наличии подсобные помещения: раздевалки, комната для хранения инвентаря.
Начальное изучение проводится при записи в кружок, во время беседы с ребёнком; в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом ( по каждому кружковцу); в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях; по результатам контрольных упражнений.
Тренер должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием воспитанников, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
При подборе средств и методов практических занятий тренер-преподаватель секции должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта ( лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или гимнастика, подвижные игры, плавание и т. д.)
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.
Цели и задачи:
Основными целями программы являются:
- формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом
- развитие двигательных качеств (быстроты, выносливости, гибкости, силы )
- расширение знаний по вопросам правил соревнований и судейства
- укрепление здоровья детей. Путём приобщения их к занятиям физическими упражнениями.
Ожидаемые результаты программы:
- оздоровление и физическое развитие детей
- формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом
- развитие волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности,
смелости, самообладания
Оценка результативности:
- анализ медицинских осмотров детей
- анализ выполнения занимающимися тестовых заданий в начале и конце года
Тематический план секции ОФП
( для детей 11-12лет )
№ | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
I | II | III | IV | V |
1 | Физическая культура и спорт в РФ | 2 | 2 | - |
2 | Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль | 3 | 3 | - |
3 | Правила соревнований, места занятий оборудование, инвентарь | 3 | 3 | - |
4 | Гимнастика | 10 | - | 10 |
5 | Лёгкая атлетика | 10 | - | 10 |
6 | Подвижные игры | 10 | - | 10 |
8 | Волейбол | 22 | - | 22 |
10 | Футбол | 12 | - | 12 |
11 | Стрельба | 18 | 4 | 14 |
12 | Баскетбол | 32 | - | 32 |
13 | Инструкторская и судейская практика | 10 | - | 10 |
14 | Контрольные испытания, соревнования | 12 | - | 12 |
| ИТОГО: | 144 | 12 | 132 |
Тематический план секции ОФП
( для детей 13-14 лет )
№ | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
I | II | III | IV | V |
1 | Физическая культура и спорт в РФ | 4 | 4 | - |
2 | Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль | 3 | 3 | - |
3 | Правила соревнований, места занятий оборудование, инвентарь | 3 | 3 | - |
4 | Гимнастика | 10 | - | 10 |
5 | Лёгкая атлетика | 14 | - | 14 |
6 | Подвижные игры | 10 | - | 10 |
8 | Волейбол | 30 | - | 30 |
10 | Футбол | 16 | - | 16 |
11 | Стрельба | 14 | | 14 |
12 | Баскетбол | 24 | - | 24 |
13 | Инструкторская и судейская практика | 12 | - | 12 |
14 | Контрольные испытания, соревнования | 14 | - | 14 |
| ИТОГО: | 154 | 10 | 144 |
Тематический план секции ОФП
( для детей 15-17 лет )
№ | Содержание темы | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
I | II | III | IV | V |
1 | Физическая культура и спорт в РФ | 6 | 6 | - |
2 | Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль | 6 | 6 | - |
3 | Правила соревнований, места занятий оборудование, инвентарь | 6 | 6 | - |
4 | Гимнастика | 8 | - | 8 |
5 | Лёгкая атлетика | 18 | - | 18 |
6 | Подвижные игры | 8 | - | 8 |
7 | Плавание | 34 | - | 34 |
| Стрельба | 20 | 4 | 16 |
8 | Футбол | 22 | - | 22 |
9 | Баскетбол | 30 | - | 30 |
10 | Волейбол | 32 | 4 | 32 |
11 | Инструкторская и судейская практика | 12 | - | 12 |
12 | Контрольные испытания, соревнования | 10 | - | 10 |
| ИТОГО: | 212 | 26 | 186 |
Программа (для детей 11- 12 лет)
Физическая культура и спорт в РФ.
Физическая культур и спорт- средство всестороннего развития личности. Значение выступлений российских спортсменов за рубежом.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтоль, оказание первой помощи.
Гигиена одежды и обуви. Режим питания и питьевой режим.
Правила закаливания. Медицинский осмотр во врачебно- физкультурном диспансере.
Правила соревнований. Места занятий, оборудование, инвентарь.
Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм
Гимнастика.
Строевые упражнения. Построения и перестроения: из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три. Смыкание строя.
Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с партнером. Акробатические упражнения. Переворот в сторону. Стойка на руках с помощью. Гимнастические упражнения на снарядах.
Лёгкая атлетика.
Медленный бег. Кросс 1000- 1500 м. Бег на короткие дистанции до 60 м. Низкий старт. Финиширование. Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись».Прыжки в высоту способом «перекидной». Метание малого мяча с разбега. Преодоление полосы препятствий.
Подвижные игры.
«Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната», «Бег командами», «Встречная эстафета», «Мяч- среднему», «Мяч- капитану», эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий. «Перестрелка», «Пионербол».
Футбол.
Удары по мячу серединой, внутренней, внешней частью подъёма. Удары на точность. Удары с места по катящемуся мячу. Остановка опускающегося мяча внутренней, внешней стороной, серединой подъёма, бедром. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма по прямой, меняя направление. Финты. Отбор мяча.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки. Ловля мячей, летящих на разной высоте. Отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание мяча.
Групповые тактические действия в нападении: игра «в стенку», игра «треугольником». Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка.
Участие в соревнованиях.
Стрельба
Стрелковый спорт в РФ. Основы стрельбы. Назначение, свойства, устройство пневматической винтовки. Изучение приемов стрельбы и правил поведения в тире. Подготовка винтовки к стрельбе и стрельба из пневматической винтовки.
Баскетбол.
Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча. Выбор места. Целесообразное использование технических приемов. Участие в соревнованиях.
Инструкторская и судейская практика.
Проведение с группой занимающихся комплекса общеразвивающих упражнений и подвижных игр. Судейство 3 соревнований в своей секции.
Контрольные испытания, соревнования.
Программа (для детей 13- 14 лет)
Физическая культура и спорт в РФ.
Возникновение и история физической культуры.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.
Личная гигиена. Двигательный режим школьников- подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы( солнце, воздух и вода) и физических упражнений.
Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом.
Правила соревнований. Места занятий, оборудование, инвентарь.
Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, лыжам, спортивным играм.
Гимнастика.
Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики- подтягивание; подъём из виса в упор переворотом; подъём силой на перекладине.
Лёгкая атлетика.
Медленный бег; Кросс 3000- 5000 м. Бег на короткие дистанции до 60 м.
Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту с разбега способом «перекидной».
Подвижные игры.
«Мяч- капитану», «Не давай мяча водящему», «Летучий мяч», «Пионербол», «Перестрелка», «Борьба за мяч», эстафеты.
Волейбол.
Перемещения и стойки. Передача мяча. Подача мяча. Нападающие удары. Приём мяча.
Индивидуальные действия. Групповые действия.
Тактика нападения. Тактика защиты.
Футбол.
Удары по мячу с места, с хода. Остановка мяча. Ведение мяча с изменением направления и скорости движения. Финты. Отбор мяча. Выбивания. Перехват.
Тактика игры в нападении. Индивидуальные, групповые действия. Тактика игры в защите. Первоначальная, зонная и комбинированные защиты.
Участие в соревнованиях.
Стрельба.
Основы стрельбы. Правила поведения в тире. Назначение, свойства, устройство пневматической винтовки (повторение). Боевые свойства, назначение, устройство малокалиберной винтовки (ознакомление). Определение средней точки попадания.
Расчёт поправок. Участие в соревнованиях.
Баскетбол.
Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке с близкого расстояния. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч, отскочивший от щита.
Тактика игры в нападении: Быстрый прорыв, позиционное нападение.
Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты.
Инструкторская и судейская практика.
Проведение с группой занимающихся 3 занятий под контролем руководителей. Судейство 5 соревнований.
Контрольные испытания, соревнования.
Программа (для детей 15-17 лет)
Физическая культура и спорт в РФ.
Основные принципы системы физического воспитания. Принцип всестороннего развития личности.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.
Профилактика простудных заболеваний. Правила и приёмы закливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.
Правила соревнований. Места занятий, оборудование, инвентарь.
Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм.
Гимнастика.
Строевые, общеразвивающие упражнения: без предметов, с партнёром, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Преодоления полосы препятствий.
Лёгкая атлетика.
Медленный бег; Кросс 3000- 5000 м. Бег на короткие дистанции до 100 м.
Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с разбега. Метание гранаты в цель и на дальность.
Подвижные игры.
«Лиса и собака», «Взятие высоты», «Прорыв», «Бегуны», «Пятнашки», «Салки с заслоном», «Борьба за мяч», «Эстафеты у стенки», эстафеты.
Плавание.
Кроль на груди, на спине. Брасс. Стартовый прыжок. Повороты. Проплывание дистанции 50 м. Ныряние. Освобождение от захвата тонущего. Транспортировка утопающего.
Стрельба.
Основы стрельбы. Правила поведения в тире. Боевые свойства, назначение, устройство и принцип работы Автомата Калашникова. Основы стрельбы «С колена», «Стоя» (из п/в). Стрелковые соревнования.
Футбол.
Удары на точность, силу и дальность. Остановки мяча. Ведение мяча. Финты. Отбор мяча. Расстановка игроков. Тактика игры в нападении. Групповые и командные действия. Тактика игры в защите. Групповые и командные действия. Соревнования с командами других секций.
Волейбол.
Перемещения из стойки. Передача мяча сверху двумя руками. Приём мяча снизу двумя руками. Отбивание мяча кулаком в прыжке. Нижняя прямая подача. Нападающий удар. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Учебные игры.
Инструкторская и судейская практика.
Составление плана- конспекта занятия. Проведение( под контролем руководителя) 5 занятий с кружком. Составление положения о соревновании между секциями по виду спорта. Судейство 5 соревнований.
Контрольные испытания, соревнования.