Обучение грамоте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» .
Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Образовательные:
• Формирование и развитие фонематического слуха
• Развитие произносительных умений
• Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией
• Знакомство со слоговой структурой слова
• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.
• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения
• Расширение словарного запаса детей
• Формирование и развитие звуко- буквенного анализа
• Подготовка руки ребёнка к письму
Развивающие:
• Развитие слухового восприятия
• Развитие графических навыков
• Развитие мелкой моторики
• Приобщение детей к художественной литературе
Воспитательные:
• Воспитание умения работать
• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы делится на 2 этапа обучения:
1год - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.
2год - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению
Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);
развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
формирование графических навыков
Способы и формы работы с детьми.
Дидактические игры
Фонематические упражнения
Работа с текстами
Театрализация
Рисование
Рабочая программа по раннему обучению чтению на 2013-2014 учебный год составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2010г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5-7 летнего возраста
Рабочая программа составлена из расчёта 1 раз в 2 недели продолжительностью не более 25-30 минут (18 в год).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
Программа на учебный год:
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).
- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).
- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.
- Учить писать слова с помощью графических изображений.
- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Учить соотносить звук и букву.
- Учить писать слова, предложения печатными буквами.
- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
- Познакомить с термином «предложение».
- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.
- Учить записывать предложение условными обозначениями.
- Способствовать развитию графических навыков.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
№ п/п | Тема занятия | Методические приемы |
Сентябрь |
| Вводное занятие. Звук и буква «А». | Графическое изображение. Написание буквы в клетке. |
| Звук и буква «О». Звук и буква «У». | Рисование крючков. Игра «Соедини правильно» Графическое изображение. Игра «Схема-слово». |
Октябрь |
| Звук и буква «ы». Звук и буква «Э». | Написание буквы в клетке. Игры: «Закончи предложение», «Напиши правильно». Графическое изображение. Игра «Слово-схема». |
| Написание и чтение слов «ау», «уа». | Игра «Звуки и буквы». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся» |
Ноябрь |
| Звук и буква «Л». Звук и буква «М». | Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Схема-слово». |
| Звук и буква «Н». Звук и буква «Р». | Чтение слогов, знакомство с предложением. Игра «Закрась правильно». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». |
Декабрь |
| Буква «Я». Буква «Ю». | Чтение слогов, слов и их графическая запись. Игра «Напиши правильно». Чтение слогов. Игра «Как зовут девочку». |
| Буква «Е». Буква «Ё». | Игры: «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались». Составление предложения и его графическая запись. Игра «Соедини правильно». |
Январь |
| Звук и буква «И». | Игра «Определи место звука в слове». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно» |
1 | Звуки «К-К’», «Г-Г’». Звуки «Д-Д’», «Т-Т’». | Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся» |
Февраль |
| Звуки «В-В’», «Ф-Ф’». Звуки «З-З’», «С-С’». | Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». Игра «Определи место звука в слове». |
| Звуки «Х-Х’». Звуки «Б-Б’», « П-П’». | Игры «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». |
Март |
| Звуки и буквы «Ж-Ш». | Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов. |
| Звук и буква «Ц». | Чтение слогов, стихотворений. «Буквы рассыпались». Звук и буква «Й». Игра «Предмет, схема, слово». |
Апрель |
| Буква «ь». | Фонетический разбор слов. Игра «Допиши слово». Буква «ъ». Игры «Слово, схема», «Найди букву». |
| Закрепление пройденного материала. | Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки» |
Май |
| Закрепление пройденного материала. | Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко» |
| Закрепление пройденного материала. | Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворений, знакомство с алфавитом. |