СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по обучению грамоте»

Обучение грамоте


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» .

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Образовательные:

• Формирование и развитие фонематического слуха

• Развитие произносительных умений

• Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией

• Знакомство со слоговой структурой слова

• Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

• Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

• Расширение словарного запаса детей

• Формирование и развитие звуко- буквенного анализа

• Подготовка руки ребёнка к письму

Развивающие:

• Развитие слухового восприятия

• Развитие графических навыков

• Развитие мелкой моторики

• Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

• Воспитание умения работать

• Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

• Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения , используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1год - развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2год - развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению

Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);

формирование графических навыков

Способы и формы работы с детьми.

Дидактические игры

Фонематические упражнения

Работа с текстами

Театрализация

Рисование

Рабочая программа по раннему обучению чтению на 2013-2014 учебный год составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве» / М., Изд. «Ювента; 2010г. Программа рассчитана на 2 года обучения и ориентирована на детей 5-7 летнего возраста

Рабочая программа составлена из расчёта 1 раз в 2 недели продолжительностью не более 25-30 минут (18 в год).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

Программа на учебный год:

- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

- Закреплять умение делить слова на слоги.

- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).

- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.

- Учить писать слова с помощью графических изображений.

- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

- Учить соотносить звук и букву.

- Учить писать слова, предложения печатными буквами.

- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

- Познакомить с термином «предложение».

- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.

- Учить записывать предложение условными обозначениями.

- Способствовать развитию графических навыков.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.





№ п/п

Тема занятия

Методические приемы

Сентябрь

Вводное занятие. Звук и буква «А».

Графическое изображение. Написание буквы в клетке.

Звук и буква «О». Звук и буква «У».

Рисование крючков. Игра «Соедини правильно» Графическое изображение. Игра «Схема-слово».

Октябрь

Звук и буква «ы». Звук и буква «Э».

Написание буквы в клетке. Игры: «Закончи предложение», «Напиши правильно». Графическое изображение. Игра «Слово-схема».

Написание и чтение слов «ау», «уа».

Игра «Звуки и буквы». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся»

Ноябрь

Звук и буква «Л». Звук и буква «М».

Написание буквы и чтение слогов. Игра «Загадки и отгадки». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Схема-слово».

Звук и буква «Н». Звук и буква «Р».

Чтение слогов, знакомство с предложением. Игра «Закрась правильно». Написание буквы и чтение слогов. Игра «Подскажи словечко».

Декабрь

Буква «Я». Буква «Ю».

Чтение слогов, слов и их графическая запись. Игра «Напиши правильно». Чтение слогов. Игра «Как зовут девочку».

Буква «Е». Буква «Ё».

Игры: «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались». Составление предложения и его графическая запись. Игра «Соедини правильно».

Январь

Звук и буква «И».

Игра «Определи место звука в слове». Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно»

  1. 1

Звуки «К-К’», «Г-Г’». Звуки «Д-Д’», «Т-Т’».

Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Игра «Узнай, какой звук потерялся»

Февраль

Звуки «В-В’», «Ф-Ф’». Звуки «З-З’», «С-С’».

Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение». Игра «Определи место звука в слове».

Звуки «Х-Х’». Звуки «Б-Б’», « П-П’».

Игры «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение слогов, слов и предложений. Игра «Закончи предложение».

Март

Звуки и буквы «Ж-Ш».

Написание букв. Чтение слогов. Игра «Подскажи словечко». Звуки и буквы «Ч-Щ». Фонетический разбор слов.

Звук и буква «Ц».

Чтение слогов, стихотворений. «Буквы рассыпались». Звук и буква «Й». Игра «Предмет, схема, слово».

Апрель

Буква «ь».

Фонетический разбор слов. Игра «Допиши слово». Буква «ъ». Игры «Слово, схема», «Найди букву».

Закрепление пройденного материала.

Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки»

Май

Закрепление пройденного материала.

Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко»

Закрепление пройденного материала.

Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворений, знакомство с алфавитом.