
министерство образования и науки АмурскоЙ области
Государственное ОБЩЕОбразовательное
автономное Учреждение АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
«АМУРСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
НА 2018 -2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
учителя физической культуры
Фомина Виктора Семеновича
г. Благовещенск
Пояснительная записка
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.
Проблема одарённости являлась и является темой пристального внимания многих исследователей в области педагогики, психологии, социологии, философии и многих других наук, занимающихся изучением человека. На сегодня определены виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, психологических, физиологических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.
Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартными способностями, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. На наш взгляд, школа, ориентированная на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не считаться с тем фактом, что около 30% учащихся за время их школьного обучения снижают свои исходные показатели «одаренности». То же можно сказать и об их мотивации к учению. И если мы не будем заботиться об удовлетворении запросов этих 30% учащихся, то нам останется только удивляться той легкости, с которой теряются ценнейшие качества ребенка – «открытый ум и гибкий интерес детства». Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, разработан план работы с одаренными детьми по физической культуре.
Обоснование проблемы: Потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Общая характеристика содержания программы:
Проблема детской одаренности в системе образования обычно решается путем создания специальных школ либо специальных классов для одаренных. При этом в качестве побочного эффекта возникает множество социально-педагогических проблем у самих детей, что сводит к нулю все полученные преимущества.
Эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка и помочь особо одаренным детям, при этом не направляя их в особую школу или специальный класс помогает наша программа.
Эта программа в нашем корпусе содержит простой алгоритм действий педагогов и руководителей образовательного учреждения.
Нормативно-правовая база программы:
основные принципы "Декларации прав ребенка", принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959г.;
основные положения "Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы, принятая распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
Цель: Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Основными задачами являются:
* осуществление необходимых мероприятий для выявления, развития и поддержки одаренных детей;
* выбор оптимальных форм и методов работы;
* создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
* расширение возможностей для участия способных и одарённых учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.
Ожидаемые результаты:
Реализация системы призвана способствовать:
* созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;
* созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога для работы с одарёнными детьми;
* созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
* повышению качества образования и воспитания школьников;
* формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Формы работы с одаренными детьми:
- секционные занятия по видам спорта;
- участие в соревнованиях и олимпиадах;
- участие в исследовательской и проектной деятельности;
- работа по индивидуально-групповым планам;
- сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спортивных школ и другими школами;
- игровые технологии.
Основные мероприятия:
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для работы с одарёнными детьми;
- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.
Принцип работы с одаренными детьми:
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия возможностей для реализации способностей учащихся;
- принцип развивающего обучения;
- принцип добровольности.
Цели и задачи работы с одаренными детьми:
Цели | Задачи |
1. Выявление одаренных детей | 1.Знакомство педагога с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. 2.Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации. 3. Накопление методического фонда по данному вопросу. 4. Знакомство педагога с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. 5. Проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и других мероприятий, позволяющих учащимся проявить свои способности. |
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей | 1.Отбор оптимальных форм, методов, систем и приемов работы с одарёнными детьми. 2.Предоставление возможностей развивать свои способности на более высоком уровне. 3.Сопровождение одарённых детей (в отдельных случаях и после окончания школы). |
План работы
с одаренными детьми по физической культуре
на 2018 - 2019 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности. | Сентябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
2 | Выявление 10 лучших спортсменов по итогам прошлого учебного года | Сентябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
3 | Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми | В течение года | В.С. Фомин, А.С. Быков |
4 | Поощрение и стимулирование одарённых учащихся | В течение года | В.С. Фомин, А.С. Быков |
5 | Обновление стенда «Лучшие спортсмены АКК» | Сентябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
6 | Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (секции) | Сентябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
7 | Участие во Всероссийском кроссе нации | Сентябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
8 | Участие в городской легкоатлетической эстафете | Сентябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
9 | Проведение школьных соревнований по мини-футболу | Октябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
10 | Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре | Октябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
11 | Подготовка и участие сборной АКК в Первенстве школ г. Благовещенска по мини-футболу | Октябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
12 | Проведение школьных соревнований по баскетболу | Ноябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
13 | Участие в первенстве АКК по баскетболу | Ноябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
14 | Участие в семинаре для учителей школы по вопросам подготовки баскетбольных тренеров | Ноябрь | В.С. Фомин |
15 | Организация и проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре | Ноябрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
16 | Участие в первенстве школ города по баскетболу | Декабрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
17 | Участие в первенстве АКК по настольному теннису | Декабрь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
18 | Участие в первенстве АКК по силовому двоеборью | Январь | В.С. Фомин, А.С. Быков |
19 | Участие в первенстве школ города по лыжным гонкам | Февраль | В.С. Фомин, А.С. Быков |
20 | Участие в первенстве школ города по шахматам | Февраль | В.С. Фомин, А.С. Быков |
21 | Лыжня России - 2019 | Февраль | В.С. Фомин, А.С. Быков |
22 | Турнир по волейболу среди учащихся АКК, МБОУ «Школа №10 г.Благове-щенска», МБОУ «Школа №15 г.Благовещенска» и учителей АКК и СОШ ко дню Защитника Отечества | Февраль | В.С. Фомин, А.С. Быков |
23 | Проведение школьных соревнований по волейболу между взводами АКК | Март | В.С. Фомин, А.С. Быков |
24 | Проведение школьных соревнований по волейболу между взводами АКК | Март | В.С. Фомин, А.С. Быков |
25 | Участие в первенстве школ города по волейболу | Март | В.С. Фомин, А.С. Быков |
26 | Участие в первенстве школ города по плаванию | Апрель | В.С. Фомин, А.С. Быков |
27 | Подготовка и участие сборной АКК в легкоатлетической эстафете на призы газеты «Амурская правда» | Май | В.С. Фомин, А.С. Быков |
28 | Участие в первенстве школ города по легкой атлетике | Май | В.С. Фомин, А.С. Быков |
29 | Создание банка данных результатов работы одарённых детей | В течение года | В.С. Фомин, А.С. Быков |
30 | Организация работы с одарёнными учащимися | В течение года | В.С. Фомин, А.С. Быков |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Список одаренных детей
№ | Фамилия и имя | Класс |
1 | Артенян Иван | 7 А |
2 | Ларионов Дмитрий | 7 А |
3 | Пивоваров Марк | 7 А |
4 | Юрицын Андрей | 7 А |
5 | Уткин Владислав | 7Б |
6 | Горлов Егор | 7Б |
7 | Шуршиков Алексей | 9А |
8 | Тушенцов Филипп | 9А |
9 | Лунев Тарлан | 9А |
10 | Болотников Валерий | 9А |
11 | Веткалов Алексей | 9Б |
12 | Веткалов Сергей | 9Б |
13 | Гвоздев Руслан | 9Б |
14 | Новиков Антон | 9Б |
15 | Белоногов Егор | 10Б |
16 | Козорезов Стас | 10Б |
17 | Кравченко Стас | 10Б |
18 | Стефаненко Максим | 10Б |
19 | Шепелев Николай | 10Б |
20 | Платонов Александр | 10Б |
21 | Белоус Леонид | 10А |
22 | Виншель Гоша | 10А |
23 | Каюков Андрей | 10А |
24 | Пашковец Влад | 10А |
25 | Федченко Максим | 10А |
26 | Реут Женя | 10А |
27 | Прокопчук Данил | 10А |
28 | Шабров Радий | 10А |