СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по ОДНКР 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по ОДНКР 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. УЛАН-УДЭ»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Буянтуевой Светланы Борисовны,

учителя первой квалификационной категории

по ОДНКР

5 класс



























г. Улан -Удэ

2021 - 2022 учебный год


Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС НООБ концепцией преподавания учебного предмета « Основы духовно-нравственной культуры народов России» (http://easyen.ru; http://www.megabook.ru; http://www.fw.ru ) , программой воспитания.



1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Предметные результаты:

1) осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

2) использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

3) расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.

Метапредметные результаты:

1) способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

2) готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;

3) умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

3) способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

4) развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам;

5) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках

Личностные результаты:

1)Готовность к нравственному саморазвитию,; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

2) воспитание уважительного отношения к своей стране, е истории, любви к родному краю, к своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания

3) понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств..

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;


2. Содержание учебного курса

1. Введение (1 час)

Раздел 1. В мире культуры (4 ч.)

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.


Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 ч.)

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.


Раздел 3. Религия и культура (7 ч.)

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.


Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (4 ч.)

Забота государства о духовных ценностях. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.


Раздел 5. Твой духовный мир (2 ч.)

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.





























3. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания (модуль "Школьный урок"). Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

  1. Развитие общей культуры школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

  2. Представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания: отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.

  3. Формирование у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.

  4. Развитие понимания, что индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а величие накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.


п\п

Тема раздела, урока

Основное содержание темы

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации учебной деятельности

1

Введение

Урок актуализации знаний.

Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника.

Урок открытия нового знания

Раздел 1. В мире культуры

2-3

Величие многонациональной российской культуры

Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей.

Обсуждение на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». Составлять словесные портреты, использовать справочную литературу.

Урок открытия нового знания. Урок освоения новых знаний и учебных действий

4-5

Человек-творец и носитель

культуры

Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от таланта, способностей, упорства.

Чтение и обсуждение текста «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры». Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов.

Урок открытия нового знания. Урок применения знаний и освоенных учебных действий

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

6-7

«Береги землю родимую, как мать любимую»

Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса.

Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста национальных эпосов.

Урок открытия нового знания. Урок освоения новых знаний и учебных действий

8-9

Жизнь ратными подвигами полна

Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Мини, Иван Сусанин). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.) Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

Обсуждать прочитанный текст, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы.

Урок открытия нового знания. Урок применения знаний и освоенных учебных действий

10-11

В труде – красота человека

Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).

Обсуждать тему и главную мысль прочитанного. Объяснять пословицы.

Урок применения знаний и освоенных учебных действий

12-13

«Плод добрых трудов славен»

Проявление нравственных качеств человека труда. Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя.

Урок открытия нового знания. Урок применения знаний и освоенных учебных действий

14-15

Люди труда

Трудовая деятельность выдающихся людей. Труд-пример для подражания. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности.

Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника, чтение и выделение главной мысли

Урок освоения новых знаний и учебных действий

16-17

Бережное отношение к природе

Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Красная книга.

Совместная деятельность в группах: анализировать тексты, подготовить ответы на вопросы, рассматривать фотографии и составлять по ним рассказ.

Урок открытия нового знания. Урок применения знаний и освоенных учебных действий

18-19

Семья – хранитель духовных ценностей.

Темы проектов: «Трудовые подвиги представителей разных народов», «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».

Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Отражение семейных ценностей семьи в фольклоре и религии разных народов. Семья – первый трдовой коллектив.

Обсуждать пословицы. Рассматривать репродукции картин, отвечать на вопросы, делать выводы. Объяснять значение слов.

Урок открытия нового знания. Урок применения знаний и освоенных учебных действий

Раздел 3. Религия и культура

20-22

Роль религии в развитии культуры.

Нравственные ценности религии. Влияние религии на культуру.

Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя.

Урок открытия нового знания. Урок применения знаний и освоенных учебных действий

23-25

Культурное наследие христианской Руси.

Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Православный храм (внешние особенности, внутренне убранство). Колокольный звон. Духовная музыка Особенности православного календаря.

Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки». Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника

Урок открытия нового знания. Урок применения знаний и освоенных учебных действий

26

Культура ислама.

Возникновение ислама. Первые столетия ислама (7-12 века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры. Мечеть - часть исламской культуры. Исламский календарь.

Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети.

Урок открытия нового знания. Урок освоения новых знаний и учебных действий

27

Иудаизм и культура.

Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текстов.

Урок открытия нового знания. Урок освоения новых знаний и учебных действий

28

Культурные традиции буддизма.

Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Беседы по текстам. Обсуждение проблемы: какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа.

Урок открытия нового знания. Урок освоения новых знаний и учебных действий

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

29-30

Забота государства о сохранении духовных ценностей

Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника.

Урок открытия нового знания. Урок освоения новых знаний и учебных действий

31-32

Хранить память предков.

Темы проектов: «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся вашего класса»; «Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей»; «Театр как источник знаний и нравственных ценностей».

Уважение к труду наших предков. Благотворительность. Образованность. Культура человека. Книги. Твоя культура поведения.

Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текстов

Урок открытия нового знания. Урок освоения новых знаний и учебных действий

Раздел 5. Твой духовный мир

33-34

Что составляет твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского.

Урок открытия нового знания. Урок освоения новых знаний и учебных действий

Итого: 34 часа