Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», на основании учебного плана.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, практические занятия, список использованной литературы.
Цели и задачи обучения
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующей цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование гражданской и этнической идентичности младшего школьника, уважительного отношения к культурным и семейным ценностям, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания
детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Методы и формы решения поставленных задач.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Современных педагогические технологии помогут в решении поставленных задач. Это элементы развивающего обучения, коммуникативные технологии, технология уровневой дифференциации, игровая деятельность, проектная и т.д.
Связь программы.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Национально-региональный компонент на уроках окружающего мира. 1 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
4 | Что мы знаем о народах России? НРК: народы Бурятии | 1 |
6 | Проект «Моя малая Родина». НРК: «Моя Родина – село Большой Куналей» | 1 |
13 | Что такое хвоинки? (Решение частных задач). НРК: хвойные растения Бурятии | 1 |
37 | Где зимуют птицы? (Решение частных задач). НРК: зимующие птицы Бурятии | 1 |
48 | Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? НРК: Красная книга Бурятии | 1 |
Профориентационная работа на уроках окружающего мира
Урок №10. Что растет на подоконнике? Знакомство с профессиями цветовод и флорист.
Урок №13. Что такое хвоинки? Работа лесника.
Урок №47. Почему мы любим кошек и собак? Беседа о профессии «ветеринар»
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 1 класс
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
Введение. Фаза совместного проектирования учебного года. (фаза запуска – 2 ч) |
1 | Введение. Задавайте вопросы! | 1 | |
2 | Наши помощники. (Конструирование способа действия). | 1 | |
Фаза постановки и решения системы учебных задач Раздел I «Что и кто?» (19 часов) |
3 | Что такое Родина? (Постановка и решение учебной задачи). | 1 | |
4 | Что мы знаем о народах России? НРК: народы Бурятии | 1 | |
5 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |
6 | Проект «Моя малая Родина». НРК: «Моя Родина – село Большой Куналей» | 1 | |
7 | Что у нас над головой? (Решение частных задач). | 1 | |
8 | Что у нас под ногами? (Решение частных задач). | 1 | |
9 | Что общего у разных растений? (Решение частных задач). | 1 | |
10 | Что растет на подоконнике? (Решение частных задач). | 1 | |
11 | Что растет на клумбе? (Решение частных задач (видео-экскурсия)). | 1 | |
12 | Что это за листья? (Решение частных задач). | 1 | |
13 | Что такое хвоинки? (Решение частных задач). НРК: хвойные растения Бурятии | 1 | |
14 | Кто такие насекомые? (Решение частных задач). | 1 | |
15 | Кто такие рыбы? (Решение частных задач). | 1 | |
16 | Кто такие птицы? (Решение частных задач). | 1 | |
17 | Кто такие звери? (Решение частных задач). | 1 | |
18 | Что нас окружает дома? (Решение частных задач). | 1 | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? (Решение частных задач). | 1 | |
20 | На что похожа наша планета? (Решение частных задач). | 1 | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». (Контроль и коррекция знаний). | 1 | |
Раздел «Как, откуда и куда?» (10 часов) |
22 | Как живет семья? Проект «Моя семья». (Постановка и решение учебной задачи). | 1 | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Конструирование способа действия). | 1 | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? (Конструирование способа действия). | 1 | |
25 | Как путешествует письмо? (Решение частных задач). | 1 | |
26 | Куда текут реки? (Решение частных задач). | 1 | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? (Решение частных задач). | 1 | |
28 | Как живут растения? (Решение частных задач). | 1 | |
29 | Как живут животные? Как зимой помочь птицам? (Решение частных задач). | 1 | |
30 | Куда девается мусор и откуда в снежках грязь? (Решение частных задач). | 1 | |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». (Контроль и коррекция знаний). | 1 | |
Раздел «Где и когда?» (10 часов) |
32 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». (Конструирование способа действия). | 1 | |
33 | Когда придет суббота? (Решение частных задач). | 1 | |
34 | Когда наступит лето? (Решение частных задач). | 1 | |
35 | Где живут белые медведи? (Решение частных задач). | 1 | |
36 | Где живут слоны? (Решение частных задач). | 1 | |
37 | Где зимуют птицы? (Решение частных задач). НРК: зимующие птицы Бурятии | 1 | |
38 | Когда появилась одежда? (Решение частных задач). | 1 | |
39 | Когда изобрели велосипед? (Решение частных задач). | 1 | |
40 | Когда мы станем взрослыми? (Решение частных задач). | 1 | |
41 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». (Контроль и коррекция знаний) | 1 | |
Раздел «Почему и зачем?» (23 часа) |
42 | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? (Решение частных задач). | 1 | |
43 | Почему Луна бывает разной? (Решение частных задач). | 1 | |
44 | Почему идет дождь и дует ветер? (Решение частных задач). | 1 | |
45 | Почему звенит звонок? (Решение частных задач). | 1 | |
46 | Почему радуга разноцветная? (Решение частных задач). | 1 | |
47 | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». (Решение частных задач). | 1 | |
48 | Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? НРК: Красная книга Бурятии | 1 | |
49 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (Решение частных задач). | 1 | |
50 | Зачем мы спим ночью? (Решение частных задач). | 1 | |
51 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Решение частных задач). | 1 | |
52 | Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (Решение частных задач). | 1 | |
53 | Зачем нам телефон и телевизор? (Решение частных задач). | 1 | |
54 | Зачем нужны автомобили? (Решение частных задач). | 1 | |
55 | Зачем нужны поезда? (Решение частных задач). | 1 | |
56 | Зачем строят корабли? (Решение частных задач). | 1 | |
57 | Зачем строят самолеты? (Решение частных задач). | 1 | |
58 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач). | 1 | |
59 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? (Решение частных задач). | 1 | |
60 | Зачем люди осваивают космос? (Решение частных задач). | 1 | |
61 | Почему мы часто слышим слово «экология»? (Решение частных задач). | 1 | |
62-63 | Проверим себя и оценим свои достижения. (Рефлексия. Контроль и коррекция знаний). | 2 | |
64 | Обобщение пройденного за год (Рефлексия). | 1 | |
65-66 | резерв | 2 | |
Практические занятия. 1 класс
Практические занятия по предмету «Окружающий мир»
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Знакомство с растениями цветника.
Что такое зоопарк?
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом.
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
Проекты
Проект «Моя малая Родина».
Проект «Моя семья»
Проект «Мой класс и моя школа»
Проект «Мои домашние питомцы
Источники информации
Литература для учителя
«Атлас – Определитель. От земли до неба. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений». А.А.Плешаков М.: Просвещение - 2015
Зелёные страницы. Книга для обучающихся начальных класов». М.: Просвещение – 2014
Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Окружающий мир»
«Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 1 класс». Т.Н Максимова. М.: Вако – 2014, А.А.Плешаков.
Тетрадь «Окружающий мир» 1 класс. Части 1 и 2»А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2014.
А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 1 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение», 2014.
2. Дидактические материалы.
Таблицы «по окружающему миру для 1 класса».
Литература для учащихся:
1.«Атлас – Определитель. От земли до неба. Пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений». А.А.Плешаков М.: Просвещение - 2014
2.Зелёные страницы. Книга для обучающихся начальных класов». М.: Просвещение – 2014
3. А.А.Плешаков. «Окружающий мир. 1 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение»,2015.
4. Тетрадь «Окружающий мир» 1 класс. Части 1 и 2. А.А.Плешаков. «.- М.: «Просвещение», 2014.