ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
МЕСТО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов: в неделю – 2 часа; в год –68 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
Предметные результаты
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Земля и человечество (10 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (11 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (12 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (6 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чемрассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. «Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (11 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Земля и человечество (9 ч)
- характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;
- отличать планеты и их спутники;
- моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;
- устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года;
- наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа);
- анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
- находить в небе и на карте звездного неба атласа- определителя изучаемые объекты;
- моделировать изучаемые созвездия;
- определять направление на север по Полярной звезде;
- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
- составлять рассказы о мире с точки зрения историка;
-характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;
- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;
- посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);
- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
- характеризовать современные экологические проблемы;
- предлагать свои меры по решению экологических проблем;
- рассказывать о мире с точки зрения эколога
- рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;
- различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;
- определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия;
- определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотография
Природа России(10 ч)
- находить на физической карте России изучаемые географические объекты;
- различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья;
- характеризовать формы рельефа России;
- находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты;
- различать моря и озера;
- характеризовать особенности изучаемых водных объектов
- различать физическую карту России и карту природных зон;
- находить на карте природные зоны России и характеризовать их;
- устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон;
- работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;
- различать широтную и высотную поясность;
- находить на карте природных зон зоны высотной поясности;
- устанавливать взаимосвязь природных особенностей различных природных зон
-характеризовать природные особенности
- выявлять экологические связи в природных зонах
- прослеживать цепи питания
Родной край – часть большой страны (15 ч)
- обсуждать меры по охране поверхности своего края;
- моделировать знакомый участок поверхности своего края;
- сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;
- находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;
- характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте;
- рассказывать о значении водных богатств в жизни людей;
- составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;
- описывать одну из рек по данному в учебнике плану;
- составлять план описания озера (пруда);
- моделировать наиболее знакомый водный объект;
- находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает;
- работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем;
- выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;
- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; - различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах;
- извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;
- моделировать тип почв своего региона;
- выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
Страницы всемирной истории (5ч )
- определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;
- обсуждать роль огня и приручения животных;
- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;
- понимать роль археологии в изучении первобытного общества;
- определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира, Средневековья, Нового времени, Новейшего времени
- находить на карте местоположение древних государств;
- обобщать сведения о государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;
-описывать по фотографиям достопримечательности современных городов;
- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
- прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;
- обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;
Страницы истории Отечества (22 ч)
- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;
- характеризовать верования древних славян;
- составлять план рассказа на материале учебника;
- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;
- характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси;
- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;
- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;
- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;
- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;
- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;
- рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище по плану учебника;
- находить на карте места сражений ;
- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;
- составлять план рассказа о Куликовской битве;
- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;
- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
- - составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;
- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;
- обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;
- высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова;
- описывать достопримечательности Петербурга;
- сравнивать положение разных слоев российского общества;
- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;
- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;
- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны;
- сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
- обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
- встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;
- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу;
- готовить праздник ко Дню Победы;
- составлять группу по интересам, распределять обязанности;
- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
- составлять план и текст доклада;
- презентовать проект;
- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей
- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
Современная Россия (7ч)
- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;
- составлять план и текст доклада;
- презентовать проект;
- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей
- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
- презентовать проект;
- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей
- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
- следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;
- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам);
- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств;
- выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать гимн РФ от гимнов других государств;
- обсуждать, зачем государству нужны символы;
- моделировать символы своего класса, семьи;
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельные, несамостоятельные.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Земля и человечество(10 ч). |
-
| Мир глазами астронома. | 1 | |
-
| Планеты Солнечной системы. | 1 | |
-
| Звездное небо - великая книга природы. Практическая работа по теме «Знакомство с картой звездного неба». | 1 | |
-
| Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Практическая работа по теме «Показ объектов на карте». | 1 | |
-
| Пояса Земли. | 1 | |
-
| Мир глазами историка. Практ. раб. по теме «Знакомство с исторической картой». | 1 | |
-
| Тестирование (входной контроль). | 1 | |
-
| Когда и где? История - путешествие в глубь времен. | 1 | |
-
| Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | |
-
| Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. | 1 | |
Природа России (11 ч) |
-
| Равнины и горы России. | 1 | |
-
| Моря, озера и реки России. | 1 | |
-
| Зона арктических пустынь. | 1 | |
-
| Тундра. Природа тундры. Практ. раб. по теме«Растения тундры ». | 1 | |
-
| Леса России. Лес и человек. Практ.раб. по теме «Растения леса ». | 1 | |
-
| Проверочная работа по темам «Земля и человечество», «Природа России». | 1 | |
-
| Зона степей. Практическая работа по теме «Растения степей ». | 1 | |
-
| Пустыни. Практическая работа по теме «Растения пустыни ». | 1 | |
-
| У Черного моря. | 1 | |
-
| Экологическое равновесие. | 1 | |
-
| Обобщение по разделу «Природа России». | 1 | |
Родной край — часть большой страны (12 ч) |
-
| Наш край. Практ. раб. по теме«Знакомство с картой Белгородской области». | 1 | |
-
| Поверхность нашего края. | 1 | |
-
| Водоемы нашего края. | 1 | |
-
| Наши подземные богатства. Практ. раб. по теме «Полезные ископаемые нашего края». | 1 | |
-
| Земля – кормилица. | 1 | |
-
| Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | 1 | |
-
| Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 1 | |
-
| Жизнь пресного водоема. | 1 | |
-
| Растениеводство в нашем крае. Практ.раб. по теме«Культурные растения нашего края». | 1 | |
-
| Незаметные защитники урожая. | 1 | |
-
| Животноводство в нашем крае. Проверочная работа по теме «Родной край – часть большой страны». | 1 | |
-
| Экскурсия в лес «Родной край - часть большой страны». | 1 | |
Страницы всемирной истории (6 ч) |
-
| Начало истории человечества. | 1 | |
-
| Мир древности: далекий и близкий. | 1 | |
-
| Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | |
-
| Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | |
-
| Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | |
-
| Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». | 1 | |
Страницы истории Отечества (20 ч) |
-
| Жизнь древних славян. | 1 | |
-
| Во времена Древней Руси. | 1 | |
-
| Страна городов. | 1 | |
-
| Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | |
-
| Трудные времена на Русской земле. | 1 | |
-
| Русь расправляет крылья. | 1 | |
-
| Куликовская битва. | 1 | |
-
| Иван Третий. | 1 | |
-
| Мастера печатных дел. | 1 | |
-
| Патриоты России. Петр Великий. | 1 | |
-
| Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |
-
| Проверочная работа по теме «Страницы истории». | 1 | |
-
| Екатерина Великая. | 1 | |
-
| Отечественная война 1812 года. Практическая работа по теме «Работа с картой» | 1 | |
-
| Страницы истории ХIХ века. | 1 | |
-
| Россия вступает в ХХ век. | 1 | |
-
| Страницы истории 1920-1930-х годов. | 1 | |
-
| Великая война и Великая Победа. | 1 | |
-
| Страна, открывшая путь в космос. | 1 | |
-
| Экскурсия в историко - краеведческий музей | 1 | |
Современная Россия (11 ч) |
-
| Основной закон России и права человека. | 1 | |
-
| «Дети имеют право на особую заботу и помощь». | 1 | |
-
| Мы - граждане России. | 1 | |
-
| Славные символы России. | 1 | |
-
| Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование по изученным темам. | 1 | |
-
| Такие разные праздники. | 1 | |
-
| Путешествие по России. Дальний Восток, Сибирь. | 1 | |
-
| Путешествие по России. Урал, Север Европейской России. | 1 | |
-
| Путешествие по России. Центр Европейской России, Юг Европейской России. | 1 | |