СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по окружающему миру для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по окружающему миру для 3 класса»



Утверждена

Приказ МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени

Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»

от 23.04.2021 г. № 50

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению Методическим Советом

протокол от 23.04.2021 г. № 5


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»

Ржаксинского района Тамбовской области






Рабочая программа

по окружающему миру

для 3 класса

на 2021-2022 учебный год



















1.Пояснительная записка


Рабочая программа разработана:

- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»);

-на основе примерной программы по окружающему миру, составленной на основе ФГОС начального общего образования, ориентированной на работу по учебно-методическому комплекту «Перспектива»;

- на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой;

- в соответствии с учебным планом МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г. А.Пономарёва».

Реализуется программа на основе учебника по окружающему миру для 3 класса А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. – Москва, «Просвещение», 2018 г.
Реализация программы «Правила безопасности дорожного движения» осуществляется в качестве модуля учебного предмета «Окружающий мир» в количестве 9 часов.

Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ вида 5.1).


2.Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

к концу 3-го года обучения


Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):


Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.


Коммуникативные УУД:

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.


В результате изучения раздела «Радость познания» обучающиеся научатся:

-характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

-определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

-работать с планом местности и его видами, с масштабом;

-ориентироваться относительно сторон света;

-показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

-перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

-следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

-исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

-проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

-использовать готовые модели (глобус, карта, план, план - карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

-использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.


Обучающиеся получат возможность научиться:

-самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

-извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет), готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

-осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

-выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.


В результате изучения раздела «Мир как дом» обучающиеся научатся:

-характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

-характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

-характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

-характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;

-приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

-перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

-различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;

-характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

-характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

-характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ,

-характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений,


Обучающиеся получат возможность научиться:

-использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).


В результате изучения раздела «Дом как мир» обучающиеся научатся:

-определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

-определять значение своего имени;

-характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;

-научиться характеризовать основные правила гигиены;

-моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены;

-пользоваться номерами телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях;

-пользоваться правилами этикета за столом;

-проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье;

-понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов;

-уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период;

-знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.


Обучающиеся получат возможность научиться:

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;

-участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

-определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,договариваться о распределении функций и ролей;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


В результате изучения раздела «В поисках Всемирного наследия» обучающиеся научатся:

-толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

-узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,

-определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;

-определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;

-характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

-составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.


Обучающиеся получат возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в общественном транспорте, на железной дороге, в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства, при переходе через проезжую часть дороги, приезде на велосипеде;

-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.


Обучающиеся получат возможность научиться:

-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

-соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, на железной дороге, в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства, при переходе через проезжую часть дороги, при езде на велосипеде;

-соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.


3.Содержание учебного предмета, курса

3 класс (68 ч)


п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Радость познания.

12

2.

Мир как дом.

20

3.

Дом как мир.

24

4.

В поисках Всемирного наследия.

12

Итого:

68


«Радость познания»

Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. О чём расскажет план (составление плана на листе бумаги).Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаём мир. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом. Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

ПДД. Причины несчастных случаев и аварий на дорогах. Новое о светофоре и дорожных знаках


«Мир как дом»

Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё Разнообразие веществ в окружающем мире. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля —планета, общее представление о форме и размерах Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы.

ПДД. Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта.


«Дом как мир»

Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

ПДД. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде.


«В поисках Всемирного наследия»

Всемирное наследие Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов.

ПДД. Правила поведения в транспорте. «Я-пешеход» (экскурсия). Правила безопасного поведения на железной дороге.


























Утверждён

Приказ МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва» от 23.04. 2021 г. № 50

Согласован с заместителем директора по УВР в начальных классах

Рассмотрен на заседании МО

протокол от 14.04.2021 г. № 4






Календарно-тематический план по окружающему миру в 3 «А» классе

(приложение к рабочей программе)






Количество часов:

-на учебный год: 68

-в неделю: 2


Плановых контрольных работ – 3:

-1 триместр- 1;

-2 триместр – 1;

-3 триместр – 1.


Учебный год: 2021-2022


Учитель: С.М. Федосеенко











№ п/п

№ по теме

Тема урока

Тип урока

Время проведения

Примечание

по плану

фактически


«Радость познания» (12 ч)


1 семестр


1

1


Свет знания.

Комбинированный

02.09

02.09


2

2

Как изучают окружающий мир.

Комбинированный

06.09

06.09


3

3

Как изучают окружающий мир.

Комбинированный

09.09

09.09


4

4


Книга-источник знаний. Вводный контроль.

Урок контроля и проверки знаний

13.09

13.09


5

5

Отправимся на экскурсию.

Экскурсия

16.09

16.09

20.09. – День семьи.

6

6

Отправимся на экскурсию.

Экскурсия

20.09

16.09


7

7

О чем расскажет план. Причины несчастных случаев и аварий на дорогах.

Комбинированный

23.09

23.09


8

8

Планета на листе бумаги.

Комбинированный

27.09

27.09


9

9

Страны и народы на политической карте мира.

Комбинированный

30.09

30.09


2 семестр

10

10

Путешествуя, познаем мир.

Комбинированный

11.10

11.10


11

11

Транспорт. Новое о светофоре и дорожных знаках.

Комбинированный

14.10

14.10


12

12

Средства информации и связи.

Комбинированный

18.10

18.10


«Мир как дом» (20 ч)



13

1

Мир природы в народном творчестве.

Комбинированный

21.10

21.10


14

2

Из чего состоит всё.

Комбинированный

25.10

25.10


15

3

Мир небесных тел.

Комбинированный

28.10

28.10


16

4

Невидимое сокровище.

Комбинированный

01.11

08.11


17

5

Самое главное вещество.

Комбинированный

04.11

11.11


18

6

Природные стихии в народном творчестве.

Комбинированный

08.11

15.11


19

7

Кладовые Земли.

Комбинированный

11.11

18.11


3 семестр

20

8

Чудо под ногами. Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта.

Комбинированный

22.11

22.11


21

9

Мир растений.

Комбинированный

25.11

25.11


22

10

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Комбинированный

29.11

29.11


23

11

Мир животных.

Комбинированный

02.12

02.12


24

12

Образы животных в народном творчестве.

Комбинированный

06.12

06.12


25

13

Невидимые нити в живой природе.

Комбинированный

09.12

09.12


26

14

Лес – волшебный дворец.

Комбинированный

13.12

13.12


27

15

Луг – царство цветов и насекомых.

Комбинированный

16.12

16.12


28

16

Водоём – дом из воды.

Урок контроля и проверки знаний

20.12

20.12


29

17

Как  сохранить богатство природы. Промежуточный контроль.

Комбинированный

23.12

23.12


30

18

Охрана  природы в культуре народов России и мира.

Комбинированный

27.12

23.12

С 27.12 - каникулы

31

19

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. Рисование пейзажа.

Комбинированный

30.12

10.01


4 семестр

32

20

Чудесное путешествие.

Экскурсия

10.01

10.01


«Дом как мир» (24 ч)

33

1

Родной дом – уголок Отчизны.

Экскурсия

13.01

13.01


34

2

Свой дом – свой простор.

Комбинированный

17.01

17.01


35

3

В красном углу сесть – великая честь.

Комбинированный

20.01

20.01


36

4

Побываем в гостях.

Комбинированный

24.01

24.01


37

5

На свет появился – с людьми породнился.

Комбинированный


27.01

27.01


38


6

Родословное древо. Правила перехода проезжей части дороги.

Комбинированный

31.01

31.01


39

7

Муж и жена – одна душа.

Комбинированный

03.02

03.02


40

8

Святость отцовства и материнства.

Комбинированный

07.02



41

9

Добрые дети – дому венец.

Комбинированный

10.02



42

10

Детские  игры – школа здоровья. Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Комбинированный

14.02



43

11

За страницами учебника. В кругу семьи.

Урок-праздник

17.02



5 семестр

44

12

Строение тела человека.

Комбинированный

28.03



45

13

Как работает наш организм.

Комбинированный


03.04



46

14

Как работает наш организм.

Комбинированный


07.03



47

15

Что такое гигиена.

Комбинированный

10.03



48

16

За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску.

Урок-игра

14.03



49

17

Органы чувств.

Комбинированный

17.03



50

18

Школа первой помощи.

Комбинированный


21.03



51

19

Здоровью цены нет. Правила перехода железной дороги.

Комбинированный

24.03



52

20

Дом не велик, а стоять не велит.

Комбинированный

28.03



53

21

Семейный бюджет.

Комбинированный

31.03



54

22

Мудрость старости. Правила езды на велосипеде.

Комбинированный

04.04



55

23

Путешествие к А.С.Пушкину.

Комбинированный

07.04



6 семестр

56

24

За страницами учебника. Моя семья – моя гордость.

Комбинированный

18.04



«В поисках Всемирного наследия» (12 ч)

57

1

Всемирное наследие. Правила поведения в транспорте.

Комбинированный

21.04



58

2

Московский Кремль.

Комбинированный

25.04



59

3

Озеро Байкал.

Комбинированный

28.04



60

4

Путешествие в Египет.

Экскурсия

02.05



61

5

Путешествие в Грецию.

Комбинированный

05.05



62


6

Путешествие в Иерусалим. «Я-пешеход».

Экскурсия

09.05



63

7

Путешествие в Китай.

Комбинированный

12.05



64

8

Всемирные духовные сокровища. Итоговый контроль.

Урок контроля и проверки знаний

16.05



65

9

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

Комбинированный

19.05



66

10

Что мы узнали. Чему научились.

Правила безопасного поведения на железной дороге.

Комбинированный

23.05



67

11

Закрепление изученного.

КВН

26.05



68

12

Закрепление изученного.

Обобщение знаний

31.05