Утверждена Приказ МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва» от 23.04.2021 г. № 50 | Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим Советом протокол от 23.04.2021 г. № 5 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»
Ржаксинского района Тамбовской области
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса
на 2021-2022 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана:
- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»);
-на основе примерной программы по окружающему миру, составленной на основе ФГОС начального общего образования, ориентированной на работу по учебно-методическому комплекту «Перспектива»;
- на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой;
- в соответствии с учебным планом МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г. А.Пономарёва».
Реализуется программа на основе учебника по окружающему миру для 3 класса А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. – Москва, «Просвещение», 2018 г.
Реализация программы «Правила безопасности дорожного движения» осуществляется в качестве модуля учебного предмета «Окружающий мир» в количестве 9 часов.
Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ вида 5.1).
2.Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
к концу 3-го года обучения
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат возможность научиться:
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся получат возможность научиться:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Радость познания» обучающиеся научатся:
-характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
-определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
-работать с планом местности и его видами, с масштабом;
-ориентироваться относительно сторон света;
-показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
-перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
-следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
-исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
-извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
-проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
-использовать готовые модели (глобус, карта, план, план - карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
-использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
-извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет), готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
-осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
-выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Мир как дом» обучающиеся научатся:
-характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
-характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
-характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
-характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
-приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
-перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
-различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
-характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
-характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
-характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ,
-характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений,
Обучающиеся получат возможность научиться:
-использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Дом как мир» обучающиеся научатся:
-определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
-определять значение своего имени;
-характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
-научиться характеризовать основные правила гигиены;
-моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены;
-пользоваться номерами телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях;
-пользоваться правилами этикета за столом;
-проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье;
-понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов;
-уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период;
-знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке;
-участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
-определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,договариваться о распределении функций и ролей;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения раздела «В поисках Всемирного наследия» обучающиеся научатся:
-толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
-узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
-определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
-определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
-характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
-составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в общественном транспорте, на железной дороге, в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства, при переходе через проезжую часть дороги, приезде на велосипеде;
-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
-соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, на железной дороге, в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства, при переходе через проезжую часть дороги, при езде на велосипеде;
-соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
3.Содержание учебного предмета, курса
3 класс (68 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Радость познания. | 12 |
2. | Мир как дом. | 20 |
3. | Дом как мир. | 24 |
4. | В поисках Всемирного наследия. | 12 |
Итого: | 68 |
«Радость познания»
Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. О чём расскажет план (составление плана на листе бумаги).Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаём мир. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом. Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
ПДД. Причины несчастных случаев и аварий на дорогах. Новое о светофоре и дорожных знаках
«Мир как дом»
Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё Разнообразие веществ в окружающем мире. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля —планета, общее представление о форме и размерах Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы.
ПДД. Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта.
«Дом как мир»
Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
ПДД. Правила перехода проезжей части дороги. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Правила перехода железной дороги. Правила езды на велосипеде.
«В поисках Всемирного наследия»
Всемирное наследие Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов.
ПДД. Правила поведения в транспорте. «Я-пешеход» (экскурсия). Правила безопасного поведения на железной дороге.
Утверждён Приказ МБОУ «Ржаксинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва» от 23.04. 2021 г. № 50 | Согласован с заместителем директора по УВР в начальных классах | Рассмотрен на заседании МО протокол от 14.04.2021 г. № 4 |
Календарно-тематический план по окружающему миру в 3 «А» классе (приложение к рабочей программе)
Количество часов:
-на учебный год: 68
-в неделю: 2
Плановых контрольных работ – 3:
-1 триместр- 1;
-2 триместр – 1;
-3 триместр – 1.
Учебный год: 2021-2022
Учитель: С.М. Федосеенко
№ п/п | № по теме | Тема урока | Тип урока | Время проведения | Примечание |
по плану | фактически | |
«Радость познания» (12 ч) | |
1 семестр | |
1 | 1 | Свет знания. | Комбинированный | 02.09 | 02.09 | |
2 | 2 | Как изучают окружающий мир. | Комбинированный | 06.09 | 06.09 | |
3 | 3 | Как изучают окружающий мир. | Комбинированный | 09.09 | 09.09 | |
4 | 4 | Книга-источник знаний. Вводный контроль. | Урок контроля и проверки знаний | 13.09 | 13.09 | |
5 | 5 | Отправимся на экскурсию. | Экскурсия | 16.09 | 16.09 | 20.09. – День семьи. |
6 | 6 | Отправимся на экскурсию. | Экскурсия | 20.09 | 16.09 | |
7 | 7 | О чем расскажет план. Причины несчастных случаев и аварий на дорогах. | Комбинированный | 23.09 | 23.09 | |
8 | 8 | Планета на листе бумаги. | Комбинированный | 27.09 | 27.09 | |
9 | 9 | Страны и народы на политической карте мира. | Комбинированный | 30.09 | 30.09 | |
2 семестр |
10 | 10 | Путешествуя, познаем мир. | Комбинированный | 11.10 | 11.10 | |
11 | 11 | Транспорт. Новое о светофоре и дорожных знаках. | Комбинированный | 14.10 | 14.10 | |
12 | 12 | Средства информации и связи. | Комбинированный | 18.10 | 18.10 | |
«Мир как дом» (20 ч) | |
13 | 1 | Мир природы в народном творчестве. | Комбинированный | 21.10 | 21.10 | |
14 | 2 | Из чего состоит всё. | Комбинированный | 25.10 | 25.10 | |
15 | 3 | Мир небесных тел. | Комбинированный | 28.10 | 28.10 | |
16 | 4 | Невидимое сокровище. | Комбинированный | 01.11 | 08.11 | |
17 | 5 | Самое главное вещество. | Комбинированный | 04.11 | 11.11 | |
18 | 6 | Природные стихии в народном творчестве. | Комбинированный | 08.11 | 15.11 | |
19 | 7 | Кладовые Земли. | Комбинированный | 11.11 | 18.11 | |
3 семестр |
20 | 8 | Чудо под ногами. Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта. | Комбинированный | 22.11 | 22.11 | |
21 | 9 | Мир растений. | Комбинированный | 25.11 | 25.11 | |
22 | 10 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | Комбинированный | 29.11 | 29.11 | |
23 | 11 | Мир животных. | Комбинированный | 02.12 | 02.12 | |
24 | 12 | Образы животных в народном творчестве. | Комбинированный | 06.12 | 06.12 | |
25 | 13 | Невидимые нити в живой природе. | Комбинированный | 09.12 | 09.12 | |
26 | 14 | Лес – волшебный дворец. | Комбинированный | 13.12 | 13.12 | |
27 | 15 | Луг – царство цветов и насекомых. | Комбинированный | 16.12 | 16.12 | |
28 | 16 | Водоём – дом из воды. | Урок контроля и проверки знаний | 20.12 | 20.12 | |
29 | 17 | Как сохранить богатство природы. Промежуточный контроль. | Комбинированный | 23.12 | 23.12 | |
30 | 18 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | Комбинированный | 27.12 | 23.12 | С 27.12 - каникулы |
31 | 19 | За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. Рисование пейзажа. | Комбинированный | 30.12 | 10.01 | |
4 семестр |
32 | 20 | Чудесное путешествие. | Экскурсия | 10.01 | 10.01 | |
«Дом как мир» (24 ч) |
33 | 1 | Родной дом – уголок Отчизны. | Экскурсия | 13.01 | 13.01 | |
34 | 2 | Свой дом – свой простор. | Комбинированный | 17.01 | 17.01 | |
35 | 3 | В красном углу сесть – великая честь. | Комбинированный | 20.01 | 20.01 | |
36 | 4 | Побываем в гостях. | Комбинированный | 24.01 | 24.01 | |
37 | 5 | На свет появился – с людьми породнился. | Комбинированный | 27.01 | 27.01 | |
38 | 6 | Родословное древо. Правила перехода проезжей части дороги. | Комбинированный | 31.01 | 31.01 | |
39 | 7 | Муж и жена – одна душа. | Комбинированный | 03.02 | 03.02 | |
40 | 8 | Святость отцовства и материнства. | Комбинированный | 07.02 | | |
41 | 9 | Добрые дети – дому венец. | Комбинированный | 10.02 | | |
42 | 10 | Детские игры – школа здоровья. Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Комбинированный | 14.02 | | |
43 | 11 | За страницами учебника. В кругу семьи. | Урок-праздник | 17.02 | | |
5 семестр |
44 | 12 | Строение тела человека. | Комбинированный | 28.03 | | |
45 | 13 | Как работает наш организм. | Комбинированный | 03.04 | | |
46 | 14 | Как работает наш организм. | Комбинированный | 07.03 | | |
47 | 15 | Что такое гигиена. | Комбинированный | 10.03 | | |
48 | 16 | За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску. | Урок-игра | 14.03 | | |
49 | 17 | Органы чувств. | Комбинированный | 17.03 | | |
50 | 18 | Школа первой помощи. | Комбинированный | 21.03 | | |
51 | 19 | Здоровью цены нет. Правила перехода железной дороги. | Комбинированный | 24.03 | | |
52 | 20 | Дом не велик, а стоять не велит. | Комбинированный | 28.03 | | |
53 | 21 | Семейный бюджет. | Комбинированный | 31.03 | | |
54 | 22 | Мудрость старости. Правила езды на велосипеде. | Комбинированный | 04.04 | | |
55 | 23 | Путешествие к А.С.Пушкину. | Комбинированный | 07.04 | | |
6 семестр |
56 | 24 | За страницами учебника. Моя семья – моя гордость. | Комбинированный | 18.04 | | |
«В поисках Всемирного наследия» (12 ч) |
57 | 1 | Всемирное наследие. Правила поведения в транспорте. | Комбинированный | 21.04 | | |
58 | 2 | Московский Кремль. | Комбинированный | 25.04 | | |
59 | 3 | Озеро Байкал. | Комбинированный | 28.04 | | |
60 | 4 | Путешествие в Египет. | Экскурсия | 02.05 | | |
61 | 5 | Путешествие в Грецию. | Комбинированный | 05.05 | | |
62 | 6 | Путешествие в Иерусалим. «Я-пешеход». | Экскурсия | 09.05 | | |
63 | 7 | Путешествие в Китай. | Комбинированный | 12.05 | | |
64 | 8 | Всемирные духовные сокровища. Итоговый контроль. | Урок контроля и проверки знаний | 16.05 | | |
65 | 9 | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. | Комбинированный | 19.05 | | |
66 | 10 | Что мы узнали. Чему научились. Правила безопасного поведения на железной дороге. | Комбинированный | 23.05 | | |
67 | 11 | Закрепление изученного. | КВН | 26.05 | | |
68 | 12 | Закрепление изученного. | Обобщение знаний | 31.05 | | |