Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 79 «Голосистое горлышко»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете № 1 Заведующий МБДОУ ДС № 79
Протокол № 1 от 30.08.2018 г. ____________Н.Г. Слисаренко
«НАСТАВНИЧЕСТВО»
Программа по организации наставничества
в МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко»
на 2018-2019 учебный год
совете № 26.05.2016 года
Приказ № _____ от 26.05.2016 года
Заведующий МБДОУ ДС № 79
__________ Н.Г. Слисаренко
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Содержание | Страница |
| Паспорт программы. | 2 |
1. | Пояснительная записка. | 3 |
2. | Цель, задачи программы. | 4 |
3. | Основные термины. | 4 |
4. | Содержание программы. | 4 |
5. | Этапы реализации программы. | 7 |
6. | Механизм реализации программы. | 9 |
| Приложение. | 10 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы. | Программа по организации наставничества. |
Основные цели, задачи Программы. | Цель: Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении. ЗАДАЧИ: 1.Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности. 2.Способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОО. 3.Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности. 3.1. Формировать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной работы. 3.2. Формировать умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении. 3.3. Оказать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта. 4. Использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов. |
Сроки реализации программы | 2018 -2019 учебный год. |
Структура программы | - Паспорт программы. - Пояснительная записка. - Содержание программы. - Этапы реализации программы. - Механизм реализации. - Приложение. |
Составители программы | Заместитель заведующего по ВМР Е.В.Аксенова, воспитатель Т.М. Павлющенко |
Участники программы | - Руководитель - Заместитель заведующего по ВМР - Педагоги-наставники. - Молодые (вновь принятые) педагоги. |
Ожидаемые результаты Программы | Молодые и/или вновь принятые педагоги ДОУ приобретут возможность личностного и профессионального роста. Улучшится качество образовательного процесса в ДОУ. Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста. |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих.
Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. Несмотря на нехватку кадров, в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
необходимое взаимодействие семьи и ДОО требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.
Программа наставничества МБДОУ № 79 разработана с целью становления молодого педагога, его активной позиции, это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Актуальность
Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:
1. Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
2. Неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;
3. Недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОО не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
Проблема:
Недостаточно высокий уровень профессиональный компетентности молодых воспитателей или вновь принятых педагогов чаще в практической деятельности, а так же и теоретической в части нормативно-правовых документов , современных требований дошкольного образования.
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого педагога и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Цель: Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении.
Задачи:
1.Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности.
2.Способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.
3.Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности:
3.1.Формировать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;
3.2. Формировать умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решения.
3.3. Оказать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта.
4. Использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов.
Ожидаемый результат
- Улучшится качество образовательного процесса в ДОУ.
- Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста
II. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Наставничество — это практика введения нового сотрудника в (учреждение) и обучения на рабочем месте силами сотрудников различных подразделений компании, специально подготовленных для выполнения этой задачи.
Наставник — опытный сотрудник компании (учреждения), принимающий на себя функцию обучения новичка в период прохождения им испытательного срока.
Стажер — новый сотрудник учреждения (молодой педагог или педагог без опыта работы) в период обучения и вхождения в должность под руководством наставника. В МБДОУ ДС № 79 это воспитатели, которым, необходимо повысить уровень профессиональных знаний и умений; специалисты, впервые пришедшие в сферу профессионального образования, молодые специалисты.
Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника - менее опытному. Наставничество в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 79 «Голосистое горлышко» (далее - МБДОУ) является разновидностью индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа (до 3-х лет) педагогической деятельности. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые годы – это период становления молодого специалиста
Этапы становления молодого специалиста
- адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
· стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
Практически каждому молодому педагогу или вновь поступившему педагогу в становлении педагогической деятельности требуется помощь, кому-то она понадобится несколько месяцев, кому-то годы. В дошкольной образовательной организации можно выделить две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю).
Молодым специалистом считается начинающий педагог, как правило, овладевший основами педагогики и психологии по программе вуза (училища), проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
Программа «Наставничество» способствует становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
1. Вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. Профессиональное самоопределение,
3. Творческая самореализация,
4. Проектирование профессиональной карьеры,
5. Вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Можно выделить два ведущих направления в становлении педагога (воспитателя):
Направления | Содержание направления |
Профессионализация. | Появление новых профессиональных качеств и именноздесь молодому педагогу необходимо наставничество |
Социализация. | Появление новых качеств личности |
Наставником может являться опытный педагогический работник (воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника.
КРИТЕРИИ ОТБОРА НАСТАВНИКОВ
Квалификация сотрудника | Должность: воспитатель первой или высшей квалификационной категории. Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества. |
Показатели результативности | - стабильно высокие результаты образовательной деятельности - отсутствие жалоб от родителей и воспитанников. |
Профессиональные знания и навыки | - доскональное знание методики дошкольного образования, психологических особенностей детей дошкольного возраста; - умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками; - знание компьютерной программы. |
Профессионально важные качества личности. | - умение обучать других - умение слушать - умение говорить (грамотная речь) - аккуратность, дисциплинированность - ответственность - ориентация на результат - командный стиль работы |
Личные мотивы к наставничеству | - потребность в приобретении опыта управления людьми - желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам) - потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации |
Права наставника
Включать с согласия заведующего МБДОУ (заместителя заведующего), других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.
Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.
Этапы реализации программы:
1. Подготовительный.
2. Реализационный.
3. Итоговый
IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Подготовительный этап реализации программы включает в себя:
• Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве.
• Закрепление молодых специалистов за воспитателями стажёрами.
• Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.
• Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей
Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета МБДОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).
II этап Реализационный включает в себя:
Изучение теоретического основания и содержания программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой; О.Е. Соловьевой;
Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.
Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
Ознакомление молодых специалистов с организацией развивающей предметно- пространственной среды в группах.
Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО.
Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.
Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми.
Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.
Самообразование молодых специалистов.
Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях.
Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения молодых специалистов, которая поможет им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.
Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОО и стимулирование роста уровня профессионально- педагогической компетентности начинающих педагогов.
Многолетний опыт работы педагогического коллектива позволяет наметить следующие направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:
1. Индивидуальные и групповые беседы администрации, методической службы, педагогов - наставников о цели, назначении, принципах и содержании деятельности данного МБДОУ, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии воспитателя детского сада.
2. Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.
3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого- педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.
4. Создание условий для повышения квалификации, профессионально- педагогической переподготовки воспитателей (если они пришли из других сфер деятельности).
5. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.
6. Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.
7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.
8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.
9. Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.
10. Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.
11. Обучение педагогов правильному и рациональному ведению документации.
12. Организация индивидуального наставничества (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).
13. Своевременное решение конфликтных ситуаций.
Педагог-наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
Формы работы, используемые в работе по наставничеству: наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещение, консультации, открытые мероприятия, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
В методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов важны не разнообразие мероприятий, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Вывод: система наставничества планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и индивидуальных особенностей педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОО, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования.
III этап реализации программы - итоговый включает в себя.
• Показ молодыми специалистами открытых мероприятий:
- в образовательной организации
- на муниципальном уровне
• Анализ результатов работы на педагогическом совете.
• Ежегодное подведение итогов работы.
• Обобщение опыта работы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы «Наставничество» рассчитана на один учебный год, осуществляется наставниками, молодыми (вновь принятыми педагогами), заместителем заведующего по воспитательно-методической работе, руководителем дошкольной организации. Методическая служба и руководитель образовательного учреждения осуществляют контроль реализацией программы и за работой наставников.
Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником. На основе примерного плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль.
Контроль за реализацией программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е результаты реализации программы «Наставничество» представляются на итоговом педагогическом совете.
Приложение 1
Примерное планирование по наставничеству
№ | Планируемые мероприятия | Дата | Форма отчетности | Отметка о выполнении |
1. | Оказание помощи в составлении плана образовательной работы. | Сентябрь | Календарное планирование | |
2. | Оказание помощи в оформлении групповой документации. | Оформление документации | |
3. | Оказание помощи в написании рабочей программы. | Октябрь | Наличие рабочей программы | |
4. | Планирование и организация занятий. | Ноябрь | Конспекты занятий | |
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе. | Отчет об использовании образовательных технологий | |
5. | Организация совместной деятельности с детьми. | Декабрь | Умение планировать и организовывать совместную деятельность с детьми. | |
6. | Выбор темы по самообразованию, составление плана работы по самообразованию | Январь | Тема и план по самообразованию. | |
7. | Анализ занятий, определение эффективных форм и методов в соответствии с возрастом детей и видом деятельности. | Февраль | Умение анализировать занятие. | |
8. | Подготовка и проведение праздников и развлечений. | Март | Конспекты. | |
9. | Организация самостоятельной деятельности детей. | Апрель | Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность детей. | |
10. | Составление отчетов наставника и молодого специалиста. | Май | Предоставление отчетов. | |
Приложение 2
Примерный
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
(составляется и заполняется педагогом – наставником)
Ф.И.О. сотрудника (стажера)
_________________________________________________________________________________
Должность:________________________________________________________________________
Наставник:___________________________________________________________________________
План работы на период с «_____»_____________ _____ по «____»_________________
Подведение итогов по данному плану «______»_________________
№ | Заседание (что конкретно посетить, освоить) | Цель/ планируемый результат | Сроки выполнения | Отметка о выполнении/ подпись стажера |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
Ознакомлен(а) ____________________// ( подпись стажера)
Дата ____________________
Комментарии наставника / руководителя о результатах выполнения данного плана, итогах прохождения наставничества:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись наставника / руководителя ____________/_________________