СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по организации наставничества в МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко» на 2018-2019 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по организации наставничества

в МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко»

на 2018-2019 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Программа по организации наставничества в МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко» на 2018-2019 учебный год»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 79 «Голосистое горлышко»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете № 1 Заведующий МБДОУ ДС № 79

Протокол № 1 от 30.08.2018 г. ____________Н.Г. Слисаренко






«НАСТАВНИЧЕСТВО»



Программа по организации наставничества

в МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко»

на 2018-2019 учебный год

совете № 26.05.2016 года

Приказ № _____ от 26.05.2016 года

Заведующий МБДОУ ДС № 79

__________ Н.Г. Слисаренко


























































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание

Страница


Паспорт программы.

2

1.

Пояснительная записка.

3

2.

Цель, задачи программы.

4

3.

Основные термины.

4

4.

Содержание программы.

4

5.

Этапы реализации программы.

7

6.

Механизм реализации программы.

9


Приложение.

10











































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Наименование программы.

Программа по организации наставничества.

Основные цели, задачи

Программы.

Цель: Оказание помощи молодым специалистам в их

профессиональном становлении.

ЗАДАЧИ:

1.Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности.

2.Способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам

поведения в ДОО.

3.Ускорить процесс профессионального становления

воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него

обязанности по занимаемой должности.

3.1. Формировать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы образовательной работы.

3.2. Формировать умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи,

моделировать и создавать условия их решении.

3.3. Оказать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта.

4. Использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального

мастерства молодых специалистов.

Сроки реализации программы

2018 -2019 учебный год.

Структура программы

- Паспорт программы.

- Пояснительная записка.

- Содержание программы.

- Этапы реализации программы.

- Механизм реализации.

- Приложение.

Составители программы

Заместитель заведующего по ВМР Е.В.Аксенова,

воспитатель Т.М. Павлющенко

Участники программы

- Руководитель

- Заместитель заведующего по ВМР

- Педагоги-наставники.

- Молодые (вновь принятые) педагоги.

Ожидаемые результаты

Программы

Молодые и/или вновь принятые педагоги ДОУ приобретут возможность личностного и профессионального роста.

Улучшится качество образовательного процесса в ДОУ.

Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста.







I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих.

Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. Несмотря на нехватку кадров, в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;

  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;

  • необходимое взаимодействие семьи и ДОО требует специальной подготовки молодых педагогов к работе с родителями.

Программа наставничества МБДОУ № 79 разработана с целью становления молодого педагога, его активной позиции, это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Актуальность

Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы дошкольного образования несколько:

1. Слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;

2. Неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;

3. Недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.

В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов, сотрудниками ДОО не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.

Проблема:

Недостаточно высокий уровень профессиональный компетентности молодых воспитателей или вновь принятых педагогов чаще в практической деятельности, а так же и теоретической в части нормативно-правовых документов , современных требований дошкольного образования.

Программа «Наставничество» направлена на становление молодого педагога и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.



Цель: Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении.

Задачи:

1.Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности.

2.Способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.

3.Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности:

3.1.Формировать умения теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;

3.2. Формировать умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решения.

3.3. Оказать помощь во внедрение технологий и педагогического опыта.

4. Использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов.

Ожидаемый результат

  • Молодые или вновь принятые педагоги ДОУ приобретут возможность личностного и профессионального роста.

- Улучшится качество образовательного процесса в ДОУ.

- Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста


II. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Наставничество — это практика введения нового сотрудника в (учреждение) и обучения на рабочем месте силами сотрудников различных подразделений компании, специально подготовленных для выполнения этой задачи.

Наставник — опытный сотрудник компании (учреждения), принимающий на себя функцию обучения новичка в период прохождения им испытательного срока.

Стажер — новый сотрудник учреждения (молодой педагог или педагог без опыта работы) в период обучения и вхождения в должность под руководством наставника. В МБДОУ ДС № 79 это воспитатели, которым, необходимо повысить уровень профессиональных знаний и умений; специалисты, впервые пришедшие в сферу профессионального образования, молодые специалисты.

Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника.


III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность. Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника - менее опытному. Наставничество в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 79 «Голосистое горлышко» (далее - МБДОУ) является разновидностью индивидуальной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа (до 3-х лет) педагогической деятельности. Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики. Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в первые годы – это период становления молодого специалиста

Этапы становления молодого специалиста






- адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)

· стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)

- преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).







Практически каждому молодому педагогу или вновь поступившему педагогу в становлении педагогической деятельности требуется помощь, кому-то она понадобится несколько месяцев, кому-то годы. В дошкольной образовательной организации можно выделить две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:

1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.

2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю).

Молодым специалистом считается начинающий педагог, как правило, овладевший основами педагогики и психологии по программе вуза (училища), проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.

Программа «Наставничество» способствует становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

1. Вхождение в профессиональное образовательное пространство,

2. Профессиональное самоопределение,

3. Творческая самореализация,

4. Проектирование профессиональной карьеры,

5. Вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6. Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.


Можно выделить два ведущих направления в становлении педагога (воспитателя):


Направления


Содержание направления

Профессионализация.

Появление новых профессиональных качеств и именноздесь молодому педагогу необходимо наставничество

Социализация.

Появление новых качеств личности


Наставником может являться опытный педагогический работник (воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника.


КРИТЕРИИ ОТБОРА НАСТАВНИКОВ

Квалификация

сотрудника

Должность: воспитатель первой или высшей квалификационной категории. Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества.

Показатели результативности

- стабильно высокие результаты образовательной деятельности

- отсутствие жалоб от родителей и воспитанников.

Профессиональные знания и навыки

- доскональное знание методики дошкольного образования, психологических особенностей детей дошкольного возраста;

- умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками;

- знание компьютерной программы.

Профессионально важные качества личности.

- умение обучать других

- умение слушать

- умение говорить (грамотная речь)

- аккуратность, дисциплинированность

- ответственность

- ориентация на результат

- командный стиль работы

Личные мотивы к

наставничеству

- потребность в приобретении опыта управления людьми

- желание помогать людям (помощь раскрыться новичкам)

- потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации


Права наставника


  • Включать с согласия заведующего МБДОУ (заместителя заведующего), других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.

  • Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так и в письменной форме.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный.

2. Реализационный.

3. Итоговый


IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I. Подготовительный этап реализации программы включает в себя:

• Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве.

• Закрепление молодых специалистов за воспитателями стажёрами.

• Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.

• Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей

Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета МБДОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).

II этап Реализационный включает в себя:

  • Изучение теоретического основания и содержания программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой; О.Е. Соловьевой;

  • Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.

  • Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.

  • Ознакомление молодых специалистов с организацией развивающей предметно- пространственной среды в группах.

  • Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО.

  • Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.

  • Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми.

  • Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.

  • Самообразование молодых специалистов.

  • Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях.

Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения молодых специалистов, которая поможет им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.

Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОО и стимулирование роста уровня профессионально- педагогической компетентности начинающих педагогов.

Многолетний опыт работы педагогического коллектива позволяет наметить следующие направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:

1. Индивидуальные и групповые беседы администрации, методической службы, педагогов - наставников о цели, назначении, принципах и содержании деятельности данного МБДОУ, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии воспитателя детского сада.

2. Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.

3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого- педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.

4. Создание условий для повышения квалификации, профессионально- педагогической переподготовки воспитателей (если они пришли из других сфер деятельности).

5. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.

6. Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.

7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.

8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.

9. Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.

10. Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.

11. Обучение педагогов правильному и рациональному ведению документации.

12. Организация индивидуального наставничества (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).

13. Своевременное решение конфликтных ситуаций.

Педагог-наставник:

- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;

- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;

- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;

- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;

- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;

- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;

- консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.

Формы работы, используемые в работе по наставничеству: наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещение, консультации, открытые мероприятия, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

В методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов важны не разнообразие мероприятий, а система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

Вывод: система наставничества планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и индивидуальных особенностей педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОО, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования.

III этап реализации программы - итоговый включает в себя.

• Показ молодыми специалистами открытых мероприятий:

- в образовательной организации

- на муниципальном уровне

• Анализ результатов работы на педагогическом совете.

• Ежегодное подведение итогов работы.

• Обобщение опыта работы.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.


V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы «Наставничество» рассчитана на один учебный год, осуществляется наставниками, молодыми (вновь принятыми педагогами), заместителем заведующего по воспитательно-методической работе, руководителем дошкольной организации. Методическая служба и руководитель образовательного учреждения осуществляют контроль реализацией программы и за работой наставников.

Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником. На основе примерного плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль.

Контроль за реализацией программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е результаты реализации программы «Наставничество» представляются на итоговом педагогическом совете.






Приложение 1

Примерное планирование по наставничеству

Планируемые мероприятия

Дата

Форма отчетности

Отметка о выполнении

1.

Оказание помощи в составлении плана образовательной работы.

Сентябрь

Календарное планирование


2.

Оказание помощи в оформлении групповой документации.

Оформление документации


3.

Оказание помощи в написании рабочей программы.

Октябрь

Наличие рабочей программы


4.

Планирование и организация занятий.

Ноябрь

Конспекты занятий


Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.

Отчет об использовании образовательных технологий


5.

Организация совместной деятельности с детьми.

Декабрь

Умение планировать и организовывать совместную деятельность с детьми.


6.

Выбор темы по самообразованию, составление плана работы по самообразованию

Январь

Тема и план по самообразованию.


7.

Анализ занятий, определение эффективных форм и методов в соответствии с возрастом детей и видом деятельности.

Февраль

Умение анализировать занятие.


8.

Подготовка и проведение праздников и развлечений.

Март

Конспекты.


9.

Организация самостоятельной деятельности детей.

Апрель

Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность детей.


10.

Составление отчетов наставника и молодого специалиста.

Май

Предоставление отчетов.















Приложение 2

Примерный

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

(составляется и заполняется педагогом – наставником)

Ф.И.О. сотрудника (стажера)

_________________________________________________________________________________

Должность:________________________________________________________________________

Наставник:___________________________________________________________________________

План работы на период с «_____»_____________ _____ по «____»_________________

Подведение итогов по данному плану «______»_________________

Заседание (что конкретно посетить, освоить)

Цель/ планируемый результат

Сроки выполнения

Отметка о выполнении/ подпись стажера

1.





2.





3.







Ознакомлен(а) ____________________// ( подпись стажера)

Дата ____________________

Комментарии наставника / руководителя о результатах выполнения данного плана, итогах прохождения наставничества:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись наставника / руководителя ____________/_________________