МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» - ДЕТСКИЙ САД № 51 «Родничок», ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
С. Кагальник, Азовского района
ПРОГРАММА
по патриотическому воспитанию дошкольников
от 3 до 7 лет
« Растим гражданина России»

Составила старший воспитатель Пунина Людмила Фёдорова
2017 год
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
Введение;
Актуальность патриотического воспитания, обоснование необходимость решения;
Цель , задачи программы;
Направления;
Принципы;
Механизм реализации программы;
Организация выполнения программы;
Ожидаемые результаты и перспективы реализации программы;
Система программных мероприятий;
1.Блок «Я и моя семья»;
2.Блок «Моё любимое село»;
3.Блок «Донской край - мой край!»;
4.Блок «Моя родина Россия»;
Литература.
Патриотизм есть высокое, благороднейшее
и священное чувство. Полюбим Родину
такой, какая она есть, прислушаемся к
биению её сердца.
В.И.Рерих
Введение.
Патриотизм определяют как любовь к Родине, преданность своему Отечеству и своему народу. Желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (гл.1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед педагогами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.
Реализуя образовательную программу по этому направлению, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному селу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи, своего народа.
Дошкольный возраст – самый чувствительный, «сентизивный» для серьёзного воспитательного разговора. В сюжетно-ролевой игре, в деятельности и общении дитя пытается постичь внутреннюю, смысловую сторону «мира взрослых», проникнуть в хитросплетения человеческих отношений. «Интерес идёт впереди развития, ведёт его за собой» говорил Л.С.Выготский.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы» определила основные пути патриотического воспитания:
Содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитания у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважение к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов….
Активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, её героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества.
Развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации. Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста - процесс длительный и сложный. Работа не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Программа «Растим гражданина России» предназначена для реализации работы по патриотическому воспитанию детей в возрасте от 3 до 7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Конституция Российской Федерации.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы».
Основная образовательная программа дошкольного образования.
1.Содержание, проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости их решения.
Актуальность.
Почему возникла необходимость в разработке программы? Последние десятилетия развития России ознаменовались такими негативными процессами, как размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства единства и человеческого достоинства. Отечественная история, её героические события, образы выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала. Между тем необходимость в духовности и патриотизме особенно велика в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. Успешный ход реформ не возможен, если система формирования и развития подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственых основ, особенно любви к народной культуре, своему краю, Отечеству. Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, так как формировался долгим историческим опытом и как высшая духовная ценность передаётся от поколения к поколению. Таким образом, патриотизм представляет собой один из элементов структуры общественного сознания, в котором отражено отношение личности к Отечеству, Родине. Народу, народной культуре. Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами, традициями государства и общенародными праздниками; воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма, гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Исходя из этого, определены цели, задачи, направления патриотического воспитания
2.Цель, задачи, направления, принципы отбора содержания патриотического воспитания:
Цель: формирование основных идей, чувств, ценностей, установок служения Отечеству, отношения к своим близким; обретение знаний о мире и человеке, его предназначении и смысле существования.
Задачи:
Создавать воспитывающую духовно наполненную, патриотически мотивированную среду жизнедеятельности ДОУ.
Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Ростовской области и Российской Федерации: Герба, Гимна, Флага.
Приобщать детей к духовным и материальным ценностям русской национальной культуры и донского казачества.
Принципы реализации программы
принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а на просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие-приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, интегрированный подход- включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;.
принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, селу, краю.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Направления патриотического воспитания:
Духовно-нравственное. Осознание детьми в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Повышение культуры и образованности; осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; привитие высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
Историко-краеведческое. Познание детьми в процессе обучения и патриотического воспитания историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому; осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деянию предков и современников.
Гражданско-патриотическое. Формирование в личности воспитуемого тех черт, которые позволят ему быть полноценным участником общественной жизни. Воспитание правовой культуры, высокой нравственности и общей культуры, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.
Социально-патриотическое. Активизация межпоколенной духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадания и заботливости по отношению к людям пожилого возраста.
Героико-патриотическое. Ориентация процесса воспитания и пропаганда героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.
Спорртивно-патриотическое. Формирование в процессе воспитания работоспособности человека; развитие морально-волевых качеств личности воспитанника; формирование в процессе занятий физической культурой и спортом опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Участники реализации программы:
Дети, родители воспитанников, педагоги.
Сроки реализации программы.
Программа «Растим гражданина России» долгосрочная, многопроектная, общесадовая, исследовательско-творческая.
3.Система программных мероприятий.
Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по четырем блокам:
1 блок - « Я и моя семья»
2 блок - «Родноё село»
3 блок - «Донской край-мой край!»
4 блок - «Моя родина Россия»
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных мероприятий.
1 блок - « Я и моя семья».
Мир ребёнка начинается с его семьи, осознания себя.
Цель: формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким; уточнение знаний о семейных традициях, истории семьи; укрепление связи поколений в семье; уважения к представителям старшего поколения.
Задачи:
Развивать интерес к своим близким, друзьям.
Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
Обращать внимание на внешние признаки сходства и различия детей
Помочь детям начать осмысление важных моментов:
- корни каждого - в истории и традициях семьи
- семья- ячейка общества, хранительница национальных традиций
- счастье семьи - счастье и благополучие народа
2 блок - «Родное село».
Знакомство начинается с родного дома, улицы на которой ты живёшь, с улицей, по которой идешь в детский сад, селом. Важно показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Дети получат знания о родном селе, его истории, о его хозяйственной деятельности, трудовой деятельности жителей села. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими местами Ростовской области, России. Село- частица Родины.
Цель: Расширение представлений детей о родном селе.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения села. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история села. Труд людей разных поколений. Познакомить с различными объектами села.
Познакомить с предприятиями и учреждениями села, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие села, региона, страны. Подчеркнуть: история села неотделима от истории страны.
Познакомить с людьми, прославившими село. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей села.
Познакомить с разными по назначению зданиями села, историческими памятниками.
Рассказывать о местах отдыха, об экологии села.
Воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
3 блок - «Донской край - мой край!»
Знать свою историю - значит твердо стоять на родной земле, значит гордиться ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Культурно – исторические традиции донского образования – одна из основ жизнедеятельности ДОУ, пронизанной идеями, традициями, нравственными принципами жизни Донского края, казачества.
Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям. Развитие у детей представлений об истории и культуре донского казачества. Воспитание уважения к традициям и обычаям своих предков.
Задачи:
Развивать эмоциональный отклик и опыт сопереживания при восприятии донского фольклора, произведений, созданных поэтами, писателями, композиторами Дона.
Воспитывать стремление с гордостью относиться к символике Донского края (флагу, гербу, гимну), достижениям своего края, осознавать торжественность национальных праздников.
Развивать представления об устройстве жилья казаков, предметов домашнего обихода, хозяйственной деятельности.
Обогащать субъектный опыт ребенка на основе совместного познания, переживания, преобразования регионального содержания.
4 блок «Моя Родина Россия»
Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций. Цель: формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как родной стране. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Задачи:
Расширить представления детей об истории возникновения Руси, познакомить с былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину.
Дать представления о ВОВ, героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны.
Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за её достижения.
Закреплять представления о символике России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Расширять представления о Москве – столице России, о государственных праздниках.
Углублять знания о Российской армии.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших воинов.
Систему работы можно представить следующим образом:
семья→детский сад→родная улица→ родное село→ родной край→ родная страна.
Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игровые ситуации, игры - инсценировки, праздники, развлечения по каждой теме, которые представляют собой совместную деятельность взрослых и детей.
4. Кадровое обеспечение.
Программа предполагает задействование следующего кадрового состава:
Заведующий
Педагогические кадры:
старший воспитатель
музыкальный руководитель
воспитатель по народному творчеству
воспитатель по изо
воспитатель по физ-ре
воспитатель по театру
воспитатели групп
учителя-логопеды
педагог-психолог
5. Взаимодействие с социумом
Региональный театр «Любо» г. Ростов –на -Дону
Детская библиотека им. В.В. Олефиренко с Кагальник;
Детская школа искусств им. М.И.Глинки с. Кагальник;
ЦДК Азовского района с. Кагальник.
ЦДТ с. Кагальник
Кагальницкая СОШ
Российская академия наук Южный научный центр (ЮНЦ РАН)
с. Кагальник
6. Организационное обеспечение.
возможны изменения в организации режима деятельности;
проведение комплекса мероприятий по военно-патриотической работе - создание фотовыставок, проведение мероприятий согласно годового плана работы ДОУ, реализация тематических проектов; разработка конкретных рекомендаций по патриотическому воспитанию (родителям, педагогам)
привлечение ветеранов, участников ВОВ, военнослужащих при подготовке и проведении мероприятий, использование их опыта и духовного потенциала в целях сохранения и преемственности славных боевых и трудовых традиций.
7. Материально- техническое обеспечение:
В ДОУ имеется музыкально-театральный салон, физкультурный зал, оснащенные необходимым оборудованием и музыкальными инструментами, комната русского быта «Горница», мини-музей, театральная студия, изостудия, в каждой групповой комнате создана развивающая среда по патриотическому воспитанию в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС ДО.
8. Ожидаемые результаты и перспективы реализации программы.
Сформированность уважения по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе.
Наличие творческих способностей, сформированность активной жизненной позиции.
Обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления личности ребенка- дошкольника, осознающего свою связь с историей малой родины, историческими традициями и культурой Донского края и страны.
Реализация блоков программы:
1 блок «Я и моя семья»
Задачи: познакомить детей с правом на имя, способствовать социально-нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
Задачи: закрепить знания детей о семье, семейных ценностях; воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. уточнение знаний о семейных традициях, истории семьи; укрепление связи поколений в семье, уважения к представителям старшего поколения.
Задачи: Воспитывать чувства заботы и внимания к ближним; раскрыть понятие «род», «родители», «семья»; вызвать интерес к истории своего рода.
Задачи: воспитывать уважение, проявлять заботу, быть внимательными и милосердными в отношении пожилых людей.
Задачи: поддерживать традиции бережного отношения к матери; закрепление семейных устоев.
Задачи: Воспитывать стремление быть настоящим мужчиной, защитником семьи и Отечества.
Задачи: раскрыть понятие «детство»; формировать представления о том, что дети делятся на мальчиков и девочек; в чём они похожи и чем отличаются (внешние признаки, деятельность, поступки);
Деятельность воспитателей и детей.
Составление конспектов образовательных мероприятий, литературных вечеров и праздников;
Реализация проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»;
Создание группового альбома «Вместе – дружная семья»;
Чтение художественной литературы: Андерсен Х.-К. Снежная королева,
Барто А.Л. «Твои стихи», «Две бабушки», Осеева В. «Печенье», «Волшебное слово», «Просто старушка», Толстой Л.Н. «Новая азбука», «У бабки была внучка», «Старик сажал яблони»;
Просмотр мультфильмов «Бабушка приехала», «Каникулы Бонифация»;
Беседы по картинам: И Репин «Стрекоза», О.Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми»;
Речевые игры: «Вот какая бабушка», «Письмо бабушке, дедушке»;
Праздники:
«День пожилого человека»;
«День матери»;
«День защитника Отечества»;
«День 8 марта».
Совместная деятельность детей и родителей
Досуги, праздники;
Составление генеалогического древа семьи;
Ожидаемые результаты:
Уважение и почитание людей старшего поколения;
Установление контакта с членами семьи, укрепление семейных традиций, духовное общение детей и взрослых.
2 блок «Родное село».
Задачи: дать детям представление о местоположении села, его экономическом значении; истории возникновения села; о людях, населяющих село;
Село, где человек родился, называется родным. Все любят родное село, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы оно стал лучше. У каждого села, как и у человека, есть имя, день рождения.
Задачи : содействовать усвоению детьми понятий : «Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы села. В селе много улиц, они тоже имеют свои названия.
Задачи: Сформировать представление о флоре и фауне; о сохранении природы; местах отдыха кагальничан.
Задачи: дать представление о культурном наследии села: произведения местного поэта В.В.Олефиренко. Архитектура села.
Задачи: дать представления о славных подвигах защитников родной земли (земляки-герои Советского Союза); жителях, прославивших село.
Задачи: познакомить детей с трудом жителей в селе; с трудом родителей.
Деятельность воспитателей и детей
Создание альбомов: «Моё село», «Исторические места моего села»;
Оформление экспозиции, содержащей фотографии заслуженных людей села, участников и героев войны;
Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий;
Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад»;
Чтение произведений донских писателей и поэтов;
Сюжетно - ролевые игры;
Целевые прогулки по селу;
Беседы: «Достопримечательности села», «Труд сельских жителей», «Улицы нашего села»;
Составление рассказов «Из окна наша улица видна»;
Экскурсии: в музей ЮНЦ РАН с. Какальник; в музей Боевой Славы ЦДТ с Кагальник.
Совместная деятельность детей и родителей.
Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок;
Посещение памятников, участие в праздниках, посвященных Дню села, народных, гражданских, профессиональных праздниках;
Привлечение родителей к участию в экскурсиях и целевых прогулках.
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представления об истории своего села;
Уважение к жителям села;
Забота о природных и культурных ценностях села;
Поддержание традиций села.
3 блок «Донской край-мой край».
Задачи: познакомить детей поэтической и музыкальной культурой донского края. Развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление). Знакомство с яркими историческими страницами земли Донской
Задачи: знакомить с обычаями, традициями Донского края, воспитывать чувство восхищения, радости, развитие положительных эмоций. Дать детям представление о казачьих народных праздниках. Познакомить детей с символикой района и области.
Задачи: познакомить с традиционным жилищем казака-курень. История создания донского костюма, вещей. Знакомство с казачьими символами. Конь в жизни казака.
Задачи: развивать интерес и любовь к своей родной Донской Земле. Побуждать детей к творческому выражению своих впечатлений в различных видах художественно-эстетической деятельности. Формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Реализация проекта «Казачество»;
Чтение произведений донских авторов:
П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»
Петрусь-мальчишка русский; Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице; Игнатка; Доброе сердце дороже красоты.
Сказки: «Бисеринка»; «Иван Светильник»; «Про сына купца и дочь сапожника»; «Про царскую дочь и козлёнка»; «Танюша и мачеха»; «Чёрная коровушка и Аннушка»; «Кот и лиса»; «Казак и лиса».
А.П.Чехов отрывок из рассказа «Каштанка»; М.А.Шолохов «Жеребёнок», «Нахалёнок»;
Донские былины: «Ай, вот и не светила»; «Схотелось повольничать»; «По полюшку было Куликовскому»;
Индивидуальные и коллективные беседы (проводы казака на службу в армию; герб, флаг казачества, плетень, костюмы казаков, икона, оружие казаков);
Участие воспитанников детского сада в спектаклях, постановках, святочных гуляньях с обрядовыми моментами;
Проведение образовательной деятельности по устному народному творчеству в мини-музее «Горница»;
Кружок донского фольклора «Горлица» ДШИ им.Глинки для детей 6-7лет детского сада;
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий на казачью тематику;
Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок поздравительных пасхальных и др. открыток;
Знакомство с донским промыслом «Белая Семикаракорская керамика-художественный феномен»;
Лепка из глины, соленого теста жаворонков, пасхальных яиц в подарок родителям, родственникам;
Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, о казачьей службе, дружбе и товариществе;
Слушание музыкальных произведений донских композиторов на стихи З.Баевой, казачьих песен;
Игры казачат: Коршун; Игра в шапки; Длинная лоза; Игра в редьку; Утка; Дон Иванович и т.д.
Совместная деятельность с родителями.
Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам;
Участие в общесадовых мероприятиях: «Покровские посиделки», «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Святки»;
Организация совместной с родителями выставки детского рисунка;
Участие родителей в театральных постановках;
Папки-передвижки, советы родителям, что и как рассказывать детям о казачестве;
Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках по данной тематике;
Участие родителей в экскурсиях;
Ожидаемые результаты:
Иметь представление об истории своей семьи, об истории своего родного края, элементарные знания об истории казачества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для передачи своих впечатлений о родном крае в устных рассказах, рисунках, поделках.
4.блок «Моя родина Россия».
Задачи: воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
- Тема: « Наши деды и их славные победы».
Задачи: продолжать знакомить детей с историческими событиями нашей страны; с историей Великой Отечественной Войны; формировать интерес к истории нашей Родины; формировать представление о героизме; воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к воинам; уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной Войны; вызвать у детей патриотические чувства и желание с благодарностью чтить память защитников Родины.
- Тема: «Москва – столица нашей Родины».
Задачи: формировать представление детей о столице России, о Москве, как главном городе страны, городе-герое; развивать любознательность; воспитывать гражданско-патриотические чувства, гордость за прошлое и настоящее столицы.
- Тема: «Россия – Родина моя»
Задачи: закрепить и обобщить знания детей о государственной символике России: гербе, флаге, гимне;
воспитывать патриотические чувства, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыки, изодеятельности, художественного слова;
формировать представления о том, что Россия - многонациональная страна;
дать элементарные краеведческие сведения о природе;
воспитывать любовь к родной природе;
дать общие географические сведения о России;
формировать основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Проведение образовательной деятельности, направленной на формирование образа огромной по территории Родины, её природных богатствах, многонациональности, культуре, достижениях людей;
Ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине;
Создание патриотических мини-музеев в группах ДОУ;
Беседы, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организация выставок предметов детского творчества;
Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л.Кассиль «Твои защитники», С.Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победа»;
Реализация проекта «Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее»; Знакомство с былинно-песенным творчеством;
Оформление фотоэкспозиции «Я и мой прадед»;
Экскурсии к мемориалу памяти жертвам фашизма, возложение цветов, гирлянд памяти;
Слушание песен военно- патриотической тематики;
Тематическое содержание книжного центра;
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»;
Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке;
Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе;
Прослушивание музыкальных произведений, чтение художественной литературы;
Сюжетно- ролевые , дидактические, настольные, театрализованные игры;
Проведение Акции «Георгиевская ленточка»;
Утренники, посвящённые государственным праздникам;
Участие в Международной Акции «Читаем детям о войне».
Совместная деятельность с родителями.
Помощь родителей в подготовке оборудования и оформлении зала к праздникам;
Экскурсия к Мемориалу павшим воинам с возложением цветов;
Организация совместной с родителями выставки детского рисунка;
Папки-передвижки, советы родителям, что и как рассказывать детям о Родине;
Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ;
Проведение Акции «Бессмертный полк»;
Оформление мини-музея Воинской Славы в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Знание названия страны, её столицы, государственных символов;
Сформированность представлений о России, как о родной стране;
Гордость за свой народ, армию, желание, встать на защиту своей страны;
Уважение и почитание защитников Отечества.
9. Информационно- методическое обеспечение:
Методическая база методического кабинета: теоретическая и методическая литература:
Л.Г. Петерсон И.А. Лыкова Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».
Н.Г. Зеленова «Мы живём в России».
О.Л.Князева, Д.М. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
И.Г.Богаченко, А.М.Рябченко «Дон - наш дом» Ростов-на - Дону, ИПК и ПРО,2006г.
Ю.Н.Круглов Пособие «Многоликий мир казачества», Ростов-на-Дону, Баро-пресс, 2007 год.,2003г.
В.В.Олефиренко «Азовские напевы» Ростов-на-Дону.
Л.А.Бондаренко «Радуга над Доном» (о ратнике и певце Дона Владимире Олефиренко) 2010г.
А.Х.Сундукова и др. Методическое пособие «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества», Ростов-на-Дону. Изд. ИПК и ПРО, 2010г.
Р.М. Чумичева Региональная программа «Родники Дона» 2005г
М.П. Астапенко, Е.Ю.Сухаревская Пособие «Природа и история родного края» Ростов-на-Дону, 2003 год.
Т.С.Есаян, Н.В.Корчаловская. Научно-методическое пособие «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении - перспективное направление модернизации образования» - Ростов-на-Дону Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО,2010 г. (части I , II)
З.И.Баева «Родники мелодий» Ростов-на-Дону 2012г.
23