СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по пдд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по пдд»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






Рабочая программа внеурочной деятельности

«Добрая дорога детства»

1 класс

Социальное направление








Выполнила:

Картавая Виктория Сергеевна

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Кур IV

Группа 142












Благовещенск,2020



Пояснительная записка

Рабочая программа «Добрая дорога детства» является программой внеурочной деятельности для начальной школы социальной направленности.

Составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

  3. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  4. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  5. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

  6. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

  7. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

  8. Учебного плана ГБОУ СОШ с. Красный Яр на 2013-2014 учебный год.









Назначение программы:

Программа «Добрая дорога детства» направлена на усиление эффекта по профилактике дорожно - транспортного травматизма детей, на воспитание в каждом учащемся активного гражданина и патриота ответственного за личную безопасность и безопасность окружающих, на раскрытие способностей и талантов учащихся.

Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения на дороге.

Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • взаимодействие учреждений образования с социальной средой;

  • учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

  • сотрудничество с родителями учащихся.



Актуальность программы

Количество пострадавших и погибших в ДТП, несмотря на все усилия, остаётся очень высоким. Одной из самых уязвимых категорий являются дети. Причиной гибели людей от несчастных случаев первым пунктом является дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность, неосторожность учащихся, незнание ими правил дорожного движения Российской Федерации.

Актуальность данной программы так же заключается в том, что в её основе лежит системно - деятельный подход, который создает фундамент для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, различных видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.


Новизна

Предмет вводится за счёт часов внеурочной деятельности из расчёта 1 час в неделю, а не 8 часов в год за счёт школьного компонента.

Программа имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Учащиеся знакомятся с нравственно – эстетическими ценностями своего народа и человечества, учатся добывать, через решение проблемы, новые знания об окружающем мире. Анализ проблемных ситуаций заставляет ребёнка задумываться над вечными ценностями.

Место проведения занятий: учебный кабинет, школьная библиотека, спортивный зал, специализированный кабинет по ПДД, компьютерный класс, актовый зал школы, районный дом культуры.

Возрастная группа: учащиеся начальных классов: 1класс.

Сроки реализации программы: 1 года.

Распределение учебных часов:

1 класс - 33 занятия в учебном году, 1 час в неделю по 35 минут.

Занятие включает в себя теоретическую и практическую части.

Цель программы

Сформировать ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи программы

Образовательные:

  • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

  • помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;

  • пробудить интерес к историко - краеведческим познаниям

  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • способствовать развитию у учащихся таких качеств, как внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся чувство ответственности за свои действия на дороге

  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

  • формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.















Общая характеристика курса

Содержание данного курса включает теоретические и практические занятия по безопасному поведению человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе и позволит учащимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций. Оценить влияние полученных знаний на собственную безопасность, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Программа включает как групповые занятия, так и индивидуальные (дистанционные), а также проведение массовых мероприятий.

Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний Правил Дорожного Движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригад, театрализованные представления, рейды, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры.


Ценностные ориентиры учебного предмета способствуют:

• умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
• нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
• эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
• трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
• физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Методы достижения цели:

Групповой

Познавательный

Проектный

Исследовательский

Игровой

Соревновательный

Ситуационный

Практический


Средства достижения цели:

Аудиовизуальные

Электронные образовательные ресурсы

Наглядные

Демонстрационные


Формы контроля

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- тестовые задания

- графическая работа

- доклад

- творческая работа

-диагностическая работа

-анализ динамики текущей успеваемости

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований


Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.

В процессе изучения программы у детей будут сформированы следующие УУД:

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы организации деятельности:

- экскурсии;

- праздники;

- конкурсы

- агитбригады

- исследования

- викторины;

- игры;

- акции.











Структура курса

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения и воспитания в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года.

Учебно - тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Раздел 1. Правила дорожного движения

1

Вводное занятие


1

1

1

1

2

История появления правил дорожного движения

2

2

2

2

3

Дорога, ее элементы.

4

3

3

3

4

Участники дорожного движения

2

2

2

2

5

Транспорт

2

2

2

2

6

Правила поведения участников дорожного движения

3

3

3

3

7

Правила перехода дорог и железнодорожных путей

3

2

2

2

8

Работа сотрудников ГИБДД.

2

2

2

2

Раздел 2. «Основы безопасности дорожного движения»

1

Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте

2

2

2

2

2

Выбираем правильный маршрут в зависимости от целей и дорожных условий

2

1

1

1

3

Опасности видим издалека

1

1

1

1

4

Организуем правильное наблюдение за дорогой и улицей.

1

1

1

1

5

«Велосипед – это здорово, но будь осторожен!»

2

3

3

3

6

Правила поведения на дороге в летний период

1

1

1

1

Раздел 3. «Общественная деятельность»

7

Массовые мероприятия. Акции.

5

8

8

8


Итого

33

34

34

34









Календарно-тематический план

1 класс


п/п

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Оборудование


Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

(к разделу)

1.




Праздник «Посвящение в активные пешеходы»


Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши


Выполнять свою роль по сценарию праздника.


Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.


Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.


Описывать увиденные дорожные ситуации.


Характеризовать поведение участников дорожного движения.


Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа


Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.


Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.


Различать дорожные знаки и дорожную разметку.


Группировать дорожные знаки по назначению.


Анализировать дорожную обстановку.


Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).


Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад


Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.


Приводить примеры различных дорожных ситуаций.


Определять виды перекрёстков.


Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.


Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.


Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).


Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа


Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.


Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.


Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.


Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.


Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.


Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа


2.




Что такое безопасность?

Село в котором мы живем?

Экскурсия.

«Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши


3.




Улица полна неожиданностей.

Будь внимателен и осторожен!

Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши

4.




Безопасность на улице. Доброе отношение к окружающим.

Презентация «Правила поведения на улице», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши


5.




Безопасный путь в школу «Добрая дорога домой (практические занятия ). Безопасный маршрут.(изготовление схемы Яндекс с родителями)

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

6.




Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций.

7.




Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций.

8.




Светофор и его сигналы.

История первого светофора.

Светофоры г. Самара


Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши

9.




Сигналы регулирования дорожного движения.

Кто такой регулировщик? Профессия- инспектор ДПС.

Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши


10.




Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие.

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши


11.




Практическое занятие «Дружим мы со знаками»

Маршрутные листы с заданиями для групп



12.




Город Самару, рядом с которым с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём!

Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши


13.




Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах».

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши


14.




Правила поведения в общественном транспорте.

Кого называют пешеходом, водителем?

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши


15.




Что такое транспорт? Правила поведения в общественном транспорте.

16.




Игра по мультсборнику.




Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши


17.




Где можно и где нельзя играть?

выставка плакатов, изготовленных учащимися

18




«Осторожно! Плохая погода»

Экологическая безопасность на дорогах.

Презентация «Осторожно! Гололёд!»

19




Я – пешеход (экскурсия- поездка) Знакомство с транспортом города


«Подземный переход»

20




Безопасные места для детей.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши


21




Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию (трамвайная линия, маршрут автобуса).

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши




22




Виды перекрестков.


Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

23




Перекрестки у школы. Экскурсия.

24




Практическое занятие «Я с бабушкой у перекрестка».

Уважай пожилых людей.

Использование доски «Азбука пешехода»

25




Движение на дорогах села и города. Экологическая опасность дорог.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши


26




Элементы улиц и дорог. На дороге мы все участники дорожного движения. Вежливость на дороге

Использование интерактивной доски. «Азбука пешехода»









Система «Прокласс»

27




Урок-игра « Поле чудес»

28




Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

29




Тесты на знание ПДД.

30




Причины ДТП.

Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»

Использование доски «Азбука пешехода».


31




Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

32




Викторина «В гостях у Светофорчика».

33




Безопасность на дорогах в летние каникулы


Содержание занятий

 Город, село, в котором мы живем. Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы (мостовая). Перекрестки.

Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице. Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице – залог безопасного движения.

Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Мы переходим улицу. Наиболее безопасный путь – самый лучший. Где и как надо переходить улицу, дорогу?

Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу - попроси взрослого помочь).

Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Как нужно ходить по улицам группами? Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой (дождь, гололед, снегопад) дороге.

Сигналы для регулирования дорожного движения.

Светофор и его сигналы: красный свет запрещает движение (Стой). Желтый свет предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение («Внимание»), зеленый свет разрешает движение («Путь открыт»).

Сигналы регулировщика и их значение. Пешеходный светофор и его сигналы.

Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пересечение равнозначных дорог», «Светофорное регулирование», «Пешеходный переход», (предупреждающий знак дети), «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Дети», «Место остановки трамвая», «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Питьевая вода».

Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах и велосипедах, санках и коньках.

Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведения в нем.

Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». «Место остановки трамвая».

Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы, и автомобили? В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара(обочины) транспортного средства.

Дорога. Обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения по загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Переход через железнодорожный переезд. Место перехода через железнодорожный переезд.

Дорожные знаки : «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Как и с кем нужно переходить железнодорожный переезд? Запрещение хождения по рельсам, насыпи, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.

Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по правилам дорожного движения и подвижных игр и соревнований в зале или на специальной площадке.

Практическое закрепление знаний дорожного движения пешеходов на улице (дороге) и перекрестке.





Информационно - методическое обеспечение

      1. «Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.

      2. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.

      3. Дорожная азбука.- М.: Просвещение, 1974.

      4. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. - Казань, 1992.

      5. Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.

      6. Правила дорожного движения. – М.: НИП, 1993.

      7. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.

      8. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.

      9. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).

      10. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.

      11. Учебная книжка–тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А. Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.

      12. Учебно–методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

      13. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно–транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

      14. “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.

      15. “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е. Амелина, Москва. “Глобус”, 2008 г.