МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Добрая дорога детства»
1 класс
Социальное направление
Выполнила:
Картавая Виктория Сергеевна
Специальность: 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Кур IV
Группа 142
Благовещенск,2020
Пояснительная записка
Рабочая программа «Добрая дорога детства» является программой внеурочной деятельности для начальной школы социальной направленности.
Составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебного плана ГБОУ СОШ с. Красный Яр на 2013-2014 учебный год.
Назначение программы:
Программа «Добрая дорога детства» направлена на усиление эффекта по профилактике дорожно - транспортного травматизма детей, на воспитание в каждом учащемся активного гражданина и патриота ответственного за личную безопасность и безопасность окружающих, на раскрытие способностей и талантов учащихся.
Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения на дороге.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
взаимодействие учреждений образования с социальной средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
сотрудничество с родителями учащихся.
Актуальность программы
Количество пострадавших и погибших в ДТП, несмотря на все усилия, остаётся очень высоким. Одной из самых уязвимых категорий являются дети. Причиной гибели людей от несчастных случаев первым пунктом является дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность, неосторожность учащихся, незнание ими правил дорожного движения Российской Федерации.
Актуальность данной программы так же заключается в том, что в её основе лежит системно - деятельный подход, который создает фундамент для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, различных видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Новизна
Предмет вводится за счёт часов внеурочной деятельности из расчёта 1 час в неделю, а не 8 часов в год за счёт школьного компонента.
Программа имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Учащиеся знакомятся с нравственно – эстетическими ценностями своего народа и человечества, учатся добывать, через решение проблемы, новые знания об окружающем мире. Анализ проблемных ситуаций заставляет ребёнка задумываться над вечными ценностями.
Место проведения занятий: учебный кабинет, школьная библиотека, спортивный зал, специализированный кабинет по ПДД, компьютерный класс, актовый зал школы, районный дом культуры.
Возрастная группа: учащиеся начальных классов: 1класс.
Сроки реализации программы: 1 года.
Распределение учебных часов:
1 класс - 33 занятия в учебном году, 1 час в неделю по 35 минут.
Занятие включает в себя теоретическую и практическую части.
Цель программы
Сформировать ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи программы
Образовательные:
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
пробудить интерес к историко - краеведческим познаниям
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких качеств, как внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся чувство ответственности за свои действия на дороге
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Общая характеристика курса
Содержание данного курса включает теоретические и практические занятия по безопасному поведению человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе и позволит учащимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций. Оценить влияние полученных знаний на собственную безопасность, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа включает как групповые занятия, так и индивидуальные (дистанционные), а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний Правил Дорожного Движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригад, театрализованные представления, рейды, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры.
Ценностные ориентиры учебного предмета способствуют:
• умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
• нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
• эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
• трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
• физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Методы достижения цели:
Групповой
Познавательный
Проектный
Исследовательский
Игровой
Соревновательный
Ситуационный
Практический
Средства достижения цели:
Аудиовизуальные
Электронные образовательные ресурсы
Наглядные
Демонстрационные
Формы контроля
- устный опрос
- письменная самостоятельная работа
- тестовые задания
- графическая работа
- доклад
- творческая работа
-диагностическая работа
-анализ динамики текущей успеваемости
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет
- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у детей будут сформированы следующие УУД:
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы организации деятельности:
- экскурсии;
- праздники;
- конкурсы
- агитбригады
- исследования
- викторины;
- игры;
- акции.
Структура курса
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения и воспитания в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года.
Учебно - тематический план
№п/п | Наименование разделов | Количество часов |
| | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Раздел 1. Правила дорожного движения |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | История появления правил дорожного движения | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Дорога, ее элементы. | 4 | 3 | 3 | 3 |
4 | Участники дорожного движения | 2 | 2 | 2 | 2 |
5 | Транспорт | 2 | 2 | 2 | 2 |
6 | Правила поведения участников дорожного движения | 3 | 3 | 3 | 3 |
7 | Правила перехода дорог и железнодорожных путей | 3 | 2 | 2 | 2 |
8 | Работа сотрудников ГИБДД. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 2. «Основы безопасности дорожного движения» |
1 | Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Выбираем правильный маршрут в зависимости от целей и дорожных условий | 2 | 1 | 1 | 1 |
3 | Опасности видим издалека | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Организуем правильное наблюдение за дорогой и улицей. | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | «Велосипед – это здорово, но будь осторожен!» | 2 | 3 | 3 | 3 |
6 | Правила поведения на дороге в летний период | 1 | 1 | 1 | 1 |
Раздел 3. «Общественная деятельность» |
7 | Массовые мероприятия. Акции. | 5 | 8 | 8 | 8 |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Календарно-тематический план
1 класс
№ п/п | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля (к разделу) |
1. | | | | Праздник «Посвящение в активные пешеходы» | Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Выполнять свою роль по сценарию праздника. Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Описывать увиденные дорожные ситуации. Характеризовать поведение участников дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП. Проводить групповые наблюдения во время практических занятий. Различать дорожные знаки и дорожную разметку. Группировать дорожные знаки по назначению. Анализировать дорожную обстановку. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад Оценивать конкретные примеры поведения на дороге. Приводить примеры различных дорожных ситуаций. Определять виды перекрёстков. Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств. Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог. Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга). Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте. Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа |
2. | | | | Что такое безопасность? Село в котором мы живем? Экскурсия. | «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
3. | | | | Улица полна неожиданностей. Будь внимателен и осторожен! | Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши |
4. | | | | Безопасность на улице. Доброе отношение к окружающим. | Презентация «Правила поведения на улице», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
5. | | | | Безопасный путь в школу «Добрая дорога домой (практические занятия ). Безопасный маршрут.(изготовление схемы Яндекс с родителями) | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
6. | | | | Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. |
7. | | | | Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций. |
8. | | | | Светофор и его сигналы. История первого светофора. Светофоры г. Самара | Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши |
9. | | | | Сигналы регулирования дорожного движения. Кто такой регулировщик? Профессия- инспектор ДПС. | Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши |
10. | | | | Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие. | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
11. | | | | Практическое занятие «Дружим мы со знаками» | Маршрутные листы с заданиями для групп |
12. | | | | Город Самару, рядом с которым с тобой мы живём, можно по праву сравнить с букварём! | Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши |
13. | | | | Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах». | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
14. | | | | Правила поведения в общественном транспорте. Кого называют пешеходом, водителем? | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши |
15. | | | | Что такое транспорт? Правила поведения в общественном транспорте. |
16. | | | | Игра по мультсборнику. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
17. | | | | Где можно и где нельзя играть? | выставка плакатов, изготовленных учащимися |
18 | | | | «Осторожно! Плохая погода» Экологическая безопасность на дорогах. | Презентация «Осторожно! Гололёд!» |
19 | | | | Я – пешеход (экскурсия- поездка) Знакомство с транспортом города | «Подземный переход» |
20 | | | | Безопасные места для детей. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
21 | | | | Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию (трамвайная линия, маршрут автобуса). | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
22 | | | | Виды перекрестков. | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
23 | | | | Перекрестки у школы. Экскурсия. |
24 | | | | Практическое занятие «Я с бабушкой у перекрестка». Уважай пожилых людей. | Использование доски «Азбука пешехода» |
25 | | | | Движение на дорогах села и города. Экологическая опасность дорог. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши |
26 | | | | Элементы улиц и дорог. На дороге мы все участники дорожного движения. Вежливость на дороге | Использование интерактивной доски. «Азбука пешехода» Система «Прокласс» |
27 | | | | Урок-игра « Поле чудес» |
28 | | | | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». |
29 | | | | Тесты на знание ПДД. |
30 | | | | Причины ДТП. Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» | Использование доски «Азбука пешехода». | |
31 | | | | Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» |
32 | | | | Викторина «В гостях у Светофорчика». |
33 | | | | Безопасность на дорогах в летние каникулы |
Содержание занятий
Город, село, в котором мы живем. Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы (мостовая). Перекрестки.
Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице. Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на улице – залог безопасного движения.
Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Мы переходим улицу. Наиболее безопасный путь – самый лучший. Где и как надо переходить улицу, дорогу?
Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу - попроси взрослого помочь).
Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Как нужно ходить по улицам группами? Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой (дождь, гололед, снегопад) дороге.
Сигналы для регулирования дорожного движения.
Светофор и его сигналы: красный свет запрещает движение (Стой). Желтый свет предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение («Внимание»), зеленый свет разрешает движение («Путь открыт»).
Сигналы регулировщика и их значение. Пешеходный светофор и его сигналы.
Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пересечение равнозначных дорог», «Светофорное регулирование», «Пешеходный переход», (предупреждающий знак дети), «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Дети», «Место остановки трамвая», «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Питьевая вода».
Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах и велосипедах, санках и коньках.
Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведения в нем.
Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». «Место остановки трамвая».
Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы, и автомобили? В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара(обочины) транспортного средства.
Дорога. Обочина, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правила движения по загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу? Переход через железнодорожный переезд. Место перехода через железнодорожный переезд.
Дорожные знаки : «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Как и с кем нужно переходить железнодорожный переезд? Запрещение хождения по рельсам, насыпи, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.
Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств, макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по правилам дорожного движения и подвижных игр и соревнований в зале или на специальной площадке.
Практическое закрепление знаний дорожного движения пешеходов на улице (дороге) и перекрестке.
Информационно - методическое обеспечение
«Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука.- М.: Просвещение, 1974.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. - Казань, 1992.
Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.
Правила дорожного движения. – М.: НИП, 1993.
Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебная книжка–тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А. Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебно–методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно–транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е. Амелина, Москва. “Глобус”, 2008 г.