Рабочая программ по ПДД.
Пояснительная записка
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта и увеличение скоростного режима породило целый ряд проблем. Травматизм на дорогах – это проблема, которая касается не только детей, но и взрослых с их халатностью и самоуверенностью. Попадание ребёнка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, даже если ребёнок не получил дорожной травмы, ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к дорожно-транспортным происшествиям, может быть обусловлено как недостатками воспитания, необходимых навыков соблюдения правил дорожного движения, так и причинами, заложенными в самом ребёнке. У разных детей наблюдаются различия в важных для безопасного поведения на дороге функциях организма, например, во внимании, восприятии (обстановке, сигналов), способности быстро и правильно реагировать на предупредительные сигналы и сигналы опасности.
Травматизм школьников – это проблема общегосударственного масштаба, а тем более травматизм при дорожно-транспортных происшествиях. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте. Проблема профилактики транспортного травматизма является актуальной в стране, и наш поселок не исключение. Основные причины со стороны пешеходов-школьников кроются в их недисциплинированности, в недостаточном внимании со стороны взрослых, в играх и шалостях на проезжей части, и, конечно же, в незнании правил дорожного движения и правил поведения на улице.
Ситуация осложняется еще и тем, что в школьной учебной программе недостаточно уделяется внимания ПДД.
Для получения знаний и умений безопасного поведения на дороге, способных повлиять на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, необходима система обучения, составляющими которой являются: программное обучение, преемственность обучения, регулярность обучения правилам дорожного движения. Это основные педагогические принципы, опираясь на которые, разработано содержание программы и осуществляется её реализация.
Содержательная направленность программы - социально педагогическая. Основное содержание программы направлено на изучение Правил дорожного движения и применение их в практических жизненных ситуациях. Программа состоит из 5-ти разделов: «Изучение Правил дорожного движения, дорожные знаки», «Оказание первой медицинской помощи», «Вождение велосипеда», «Агитационно-массовая работа», «Участие в массовых мероприятиях». Содержательные линии тесно взаимосвязаны между собой.
По цели обучения программа является социально-адаптационной и отчасти физкультурно-спортивной, по уровню освоения - специализированная, по форме организации – комплексная.
Программа реализуется в группе « Жемчужина».
Целью данной программы является создание условий для формирования у школьников, как в качестве пешеходов, так и в качестве велосипедистов, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие организации профилактической работе с учащимися и снижению детского дорожно-транспортного травматизма в городе.
Задачи программы:
формирование у обучающихся потребностей в соблюдении ПДД;
вовлечение наибольшего числа учащихся в изучение ПДД и пропаганду здорового образа жизни, овладение методами профилактики ДДТП;
обучение учащихся самостоятельному поиску безопасного и рационального выхода из реальной дорожной ситуации;
овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;
обучение учащихся безопасному поведению на дорогах, улицах, в транспорте используя ПДД;
организация массовых мероприятий по пропаганде безопасного движения и активизация деятельности учащихся по пропаганде правил дорожного движения среди сверстников;
привитие учащимся практических навыков безопасной езды на велосипеде по дорогам и улицам города, соблюдая правила дорожного движения.
Программа рассчитана на учащихся 11-17 лет. Занятия проводятся в группе постоянного состава. Состав группы 18 человек.
Срок реализации программы – 2 года в количестве 64 часов. Занятия, проводятся 1 раз в неделю.
Теоретические и практические занятия проводятся в кабинете и на улицах поселка.
Основные методы работы с учащимися включают в себя:
в обучении–практический, наглядный, словесный, работа с литературой, видео-метод;
в воспитании - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, конкурсы, поощрения).
При проведении практических занятий используются различные формы организации деятельности учащихся:
различные упражнения с моделями, тренажерами, с игровым материалом транспортных средств;
изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств;
беседы, лекции, инструктаж;
экскурсии, профессионально-ориентированные игры;
самостоятельная работа, тестирование;
соревнования, конкурсы;
показ слайдов (видеороликов);
пропаганда, работа в группах (парах).
Все занятия проходят с использованием широкого спектра наглядных пособий.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться учащимся в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Ожидаемым результатом обучения по программе является приобретение учащимися устойчивых навыков по ПДД; принятия участия в районных, республиканских соревнованиях «Безопасное колесо»; умений применять полученные знания в жизни; правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах и помогать людям, попавших в них; сознательно следовать нормам и Правилам дородного движения, и как следствие - снижение травматизма на дорогах и улицах нашего города.
В процессе обучения у детей развивается качества личности (составляющие ключевых компетентностей) такие, как самостоятельность в принятии решений, внимательность, сосредоточенность, сообразительность, умения ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность; творческие и мыслительные способности; вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения; навыки здорового образа жизни.
В рамках итоговых занятий проводятся тестирования по проверке теоретических знаний ПДД. Полученные практические умения и навыки оцениваются педагогом во время занятий на улице, во время экскурсий, конкурсов и соревнований.
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: развитие умений и навыков, проявление самостоятельности и творческой активности, количественные параметры проведенных мероприятий, количественные параметры занятых призовых мест на мероприятиях различного уровня. Проводится мониторинг уровня воспитанности учащихся, мониторинг здорового образа жизни (показатели физического здоровья и здорового образа жизни), мониторинг социальной успешности (удовлетворенность знаниями, полученных на занятиях, проявление активной жизненной позиции и т.д.). В рамках работы по программе предусмотрено сотрудничество со службами ГАИ-ГИБДД в осуществлении практической деятельности. Деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма школьников способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению опасных ситуаций на дорогах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, пропагандирует соблюдение Правил дорожного движения, и в итоге – сохранению жизни и здоровья детей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, тем. | Общее количество учебных часов | Количество часов | | |
теория | практика | | |
I. | Введение в курс. Знакомство с профессиями: сотрудник ГИБДД, работник автотранспортного предприятия, водитель и др. | 2 | 2 | | | |
II. | Изучение ПДД. | 33 | 22 | 11 | | |
2.1 | Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми. | 3 | 3 | | | |
2.2 | Пешеходы на дороге. | 5 | 3 | 2 | | |
2.3 | Сигналы светофора и регулировщика. | 4 | 2 | 2 | | |
2.4 | Применение специальных сигналов. | 3 | 2 | 1 | | |
2.5 | Дорожные знаки разметка. | 4 | 2 | 2 | | |
2.6 | Требования к движению велосипедов и мопедов. | 4 | 3 | 1 | | |
2.7 | Обгон, остановка, стоянка транспортных средств. | 1 | 1 | 0 | | |
2.8 | Проезд перекрёстков, железнодорожных путей. | 1 | 1 | 0 | | |
2.9 | Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. | 5 | 3 | 2 | | |
2.10 | Решение билетов по ПДД | 4 | 2 | 2 |
III. | Оказания первой медицинской помощи. | 18 | 9 | 9 | | |
3.1 | Первая помощь при ранах, кровотечениях, ожогах. | 7 | 3 | 4 | | |
3.2 | Первая помощь при травмах и переломах. | 6 | 3 | 3 | | |
3.3 | Правила наложения стерильных повязок. | 5 | 3 | 2 | | |
IV. | Агитационно-массовая работа, участия в массовых мероприятиях среди сверстников. | 13 | 7 | 6 | | |
4.1 | Беседы, акции, игровые программы и соревнования. | 13 | 7 | 6 | | |
V. | Итоговая аттестация. | 1 | 1 | 0 | | |
| ИТОГО: | | 40 | 28 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Введение в курс.
Знакомство с профессиями: сотрудник ГИБДД, работник автотранспортного предприятия, водитель и др.
II. Изучение ПДД.
2.1 Основные причины дорожно-транспортного травматизма с детьми.
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортных происшествий их причины в городе.
Практические занятия: моделирование дорожных ситуаций. Просмотр видиороликов.
2.2 Пешеходы на дороге.
Основные понятия и термины используемые в Правилах. Обязанности пешеходов. Движение пешеходов в населённых пунктах и вне, переход проезжей части, движение организованных групп детей. Движение пешеходов в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обязанности пассажиров, правила поведения в общественном транспорте.
Практические занятия: моделирование дорожных ситуаций. Моделирование безопасного маршрута дом-школа-дом.
2.3 Сигналы светофора и регулировщика.
Значение сигналов светофора и регулировщика и их предназначения. Разновидность светофоров. Применение регулировщиком дополнительных вспомогательных средств (звуковые, световозвращатели).
Практические занятия: работа на базовом комплекте светового оборудования «Дорожные знаки. Светофоры», отработка сигналов регулировщика.
2.4 Применение специальных сигналов.
Преимущество перед другими участниками движения, правила передвижения с включёнными проблесковыми маячками, предупреждающие цветографические схемы на транспортных средствах.
Практические занятия: отработка дорожных ситуаций на оборудованной площадке, решение билетов по ПДД.
2.5 Дорожные знаки разметка.
Дорожные знаки. Их история. Группы дорожных знаков. Значения знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков. Дорожная разметка. Назначение и роль разметки в организации дорожного движения. Виды дорожной разметки.
Практические занятия: работа на магнитно-маркерном панно «ПДД Азбука Безопасности».
2.6 Требования к движению велосипедов и мопедов.
Начало движения. Маневрирование. Подача сигнала указателями поворота или рукой. Перестроение транспортных средств. Расположение на проезжей части, скорость движения. Обгон, встречный разъезд. Перевозка грузов, пассажиров.
Практические занятия: езда на велосипеде по оборудованной площадке.
2.7 Обгон, остановка, стоянка транспортных средств.
Правила обгона. Подача сигналов указателями поворота или рукой. Обязанности водителя обгоняемого транспорта. Обязанности водителей тихоходного и крупногабаритного транспортного средства вне населённого пункта. Разрешённые места для остановки и стоянки их положение на краю проезжей части.
Практические занятия: работа на магнитно-маркерной доске Азбука дорожного движения, настольно напольная игра (макет) «ПДД Азбука Безопасности», езда на велосипеде в импровизированном автогородке.
2.8 Проезд перекрёстков, железнодорожных путей.
Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки, преимущества железнодорожного транспорта перед безрельсовыми транспортными средствами, учитывать покрытие на дороге ( тёмное время суток, грязь, снег и т.п. ).
Практические занятия: работа на магнитно-маркерной доске Азбука дорожного движения, настольно напольная игра (макет) «ПДД Азбука Безопасности», езда на велосипеде в импровизированном автогородке.
2.9 Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
Обязанности водителя перед пешеходами, регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы, передвижение групп детей.
Практические занятия: работа на магнитно-маркерной доске Азбука дорожного движения, настольно напольная игра (макет) «ПДД Азбука Безопасности», переход пешеходных переходов на импровизированной площадке.
2.10 Решение билетов по ПДД.
Решение экзаменационных билетов по ПДД категории «А, Б»
III. Оказание первой медицинской помощи.
3.1 Первая помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.
Понятия о ранах, классификация ран и их осложнения, профилактика осложнения ран, понятия об асептике и антисептике, повязке и перевязке. Виды кровотечений и их характеристика. Первая медицинская помощь при кровотечении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Практические занятия: Наложение стерильных повязок (перевязка), наложение жгута или закрутки.
3.2 Первая помощь при травмах и переломах.
Понятия о переломах. Основные признаки. Переломы костей конечностей, рёбер, костей таза, позвоночника, черепа. Основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды транспортных шин, шины из подручных средств.
Практические занятия: Наложение шины из подручных средств на места перелома.
3.3 Правило наложение стерильных повязок.
Типы бинтовых повязок, повязки с использованием косынок, стерильные салфетки, липкий пластырь, правильный выбор повязки от расположения и характера раны, правила наложения стерильных повязок на голову, грудь, живот, верхние конечности и нижние конечности.
Практические занятия: правильное и качественное наложение стерильных повязок.
IV. Агитационно-массовая работа, участие в массовых мероприятиях среди сверстников.
5.1 Беседы, акции, игровые программы и соревнования.
Подбор материалов, литературы.
Практические занятия: Организация и провидение бесед, викторины на знание ПДД, игры, эстафеты, соревнование «Безопасное колесо», проведение мини акций по профилактики ДДТТ. Выпуск стен газет, конкурс плакатов и рисунков по ПДД.
V. Итоговая аттестация.
Выполнение контрольных теоретических заданий, решение билетов по ПДД. Результаты участия в массовых мероприятиях.
К концу обучения обучающиеся
должны знать:
причины и последствия дорожно-транспортных происшествий;
сложные ситуации на дороге и перекрёстке;
обязанности пешеходов и пассажиров;
значение сигналов регулировщика, группы дорожных знаков;
типы светофоров и их сигналы;
требования к безопасности и правила движения для велосипедистов;
дорожные знаки, разметку;
скорость движения;
оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии, при переломах, при травматическом шоке, кровотечении;
содержание автомобильной аптечки первой медицинской помощи.
должны уметь:
самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым движением транспортных средств;
ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения);
соблюдать требования правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него;
применять приёмы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи, при ранах, кровотечениях, ушибах, закрытых переломах.
проводить игры, беседы с учащимися, соревнования;
выпускать памятки безопасности, стенгазеты.
Результативность реализации программы
По окончанию обучения ребята получат практические знания по ПДД и по оказанию первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях.
Ожидаемым результатом обучению по программе является приобретение учащимися устойчивых навыков по ПДД; умений применять полученные знания в жизни; правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах и помогать людям, попавших в них; сознательно следовать нормам и Правилам дородного движения, и как следствие - снижение травматизма на дорогах и улицах нашего города.
В процессе обучения у детей развивается качества личности (составляющие ключевых компетентностей) такие, как самостоятельность в принятии решений, внимательность, сосредоточенность, сообразительность, умения ставить цели, прогнозировать и планировать свою деятельность; творческие и мыслительные способности; вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения; навыки здорового образа жизни.
В ходе обучения по программе происходит становление основных компетентностей у обучающихся:
коммуникативная - умение слушать и слышать; умение принимать другого человека таким, какой он есть; умение сопереживать другому; умение общаться и строить совместную деятельность в коллективе;
познавательная - способность к обучению в течение жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте;
социальная и гражданская – соблюдение правил здорового образа жизни и норм поведения в обществе; способность к регулированию конфликтов в форме диалога.
Поученные знания, умения прописаны после содержания программы.
По окончанию обучения проводятся итоговые занятия, выявляющие результаты обучения по программе. В рамках итоговых занятий проводятся тестирования по проверке теоретических знании ПДД, викторины. Полученные практические умения и навыки оцениваются педагогом во время занятий на улице, в кабинете, во время экскурсий, конкурсов и соревнований.
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: развитие умений и навыков, проявление самостоятельности и творческой активности, количественные параметры проведенных мероприятий, количественные параметры занятых призовых мест на мероприятиях различного уровня, в том числе результаты участия в муниципальных, республиканских конкурсах «Безопасное колесо». Проводится мониторинг уровня воспитанности учащихся, мониторинг здорового образа жизни (показатели физического здоровья и здорового образа жизни), мониторинг социальной успешности (удовлетворенность знаниями, полученных на занятиях, проявление активной жизненной позиции и т.д.).
Условия реализации образовательной программы
«Безопасное колесо»
Режим занятий соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4. 1251-03.
Реализация программы соответствует требованиям к обеспечению безопасности обучающихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ, Министерства образования Р. Б.
Для успешного решения поставленных в программе задач требуется методическое, информационное и материально-техническое обеспечение.
Методическое и нормативное обеспечение.
На данный момент при реализации программы используется имеющаяся методическая база, разработанная педагогами и специалистами, работающими в этой области:
- Учебная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Красный, Жёлтый, Зелёный». Авторы программы - педагоги дополнительного образования Центра детского творчества - О.В. Ретивых, Р.Ф. Хисамутдинова.
- Подписка на газеты «Добрая дорога детства»;
- Методическое пособие для проведения занятий по ПДД «Минутка»;
- Методические рекомендации по обучению школьников Правилам дородного движения, авторы - Матюхин В.А., Панченко О.Г., Рубин А.В., под общ.ред. А.В. Рубина. – Красноярск, СИБЮИ МВД России, 2006. – 192 с.
- Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом от 21 сентября 2006 г., утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ, Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения РФ;
- Методические рекомендации по оформлению класса ПДД и обучению детей общеобразовательных учреждениях, разработанные и утвержденные в рамках целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг.»;
Перечень нормативных документов:
- Конституция РФ;
- Конвенция «О правах ребенка»;
- Федеральный закон от 10.12.95 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- Постановление Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (с изменениями);
- Закон Р Б о республиканской целевой программе от 15 ноября 2005 г. № 16-3997 «Безопасность дорожного движения в РБ на 2006-2008 годы»;
- Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
- Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
- Правила дорожного движения;
- Устав СКОШИ.
Дидактические материалы:
- Серия цветных иллюстраций, плакатов;
- Комплект дорожных знаков;
- Настольные и методические игры «Правила дорожного движения»;
- Видеоролики по пропаганде ПДД;
- Плакаты по оказанию медицинской помощи;
Цифровые и другие информационные ресурсы:
- Мультимедийная учебно-методическая программа «Проведение уроков в общеобразовательных учреждениях по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма»
- Мультимедийное электронное пособие для общеобразовательной школы по безопасности и правилам дорожного движения «Пешеходные переходы»;
Информационное обеспечение.
Перечень литературы :
Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 1992 г.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2010.
«Учись быть пешеходом» М.Л. Форштат Санкт-Петербург 1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4 томах.-М.: Генезис,2001
Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения.- М.: Транспорт, 1990.
Юсин А.А. Я купил велосипед.- М.: Молодая гвардия, 1984
Охлябинин С.Д. Легенды и были об экомобиле. - М.: Советская Россия, 1987
Зайцева О.В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль, 1998.
Первая помощь при несчастных случаях и экстремальных ситуациях. Пер. с польс.-М.: Физкультура и спорт, 1998 г.-118
Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений; под ред. Гоголева М.И. – М: Просвещение, 1991 г. – 112 с.
Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД М.: Просвещение , 1982
В.Белоусов Пленники добрых знаков. Ставрополь, Кн. изд-во,1976.
Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М., 2000 г.
Спортивно-оздоровитеьная работа с детьми и учащейся молодежью. Методическое пособие.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001 г.
Логинова Л. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000 «О символах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации».