Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ________ / Е.Н. Веремьёва/ «_____» 08.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорская СШ: ________ / В.П. Понизовцев/ Приказ от «____» ______2018 г № _____ |
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ
по географии в 9-х классах
на 2018-2019 учебный год
Жуковой Ольги Владимировны
учителя первой категории
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла
Протокол № 1 « » августа 2018г.
Руководитель ШМО _________/О.И. Трушина/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 « » августа 2018 г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1 « » августа 2018г.
с. Пригорское
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали учебный предмет географию по выбору для прохождения государственной итоговой аттестации.
Государственная (итоговая) аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по географии проводится с 2008 г. Основные отличия ОГЭ по географии определяется использованием принципиально новых, по сравнению с традиционными, экзаменационных материалов.
Заданиями экзаменационной работы проверяются все три группы требований к уровню подготовки выпускников, определенные в образовательных стандартах.
В каждый вариант экзаменационной работы включаются задания, проверяющие содержание всех основных разделов курсов школьной географии 5 - 9 классов. При этом наибольшее количество вопросов базируется на материале курса «География России».
Особое внимание в экзаменационной работе уделяется проверке умений анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близких к реальным, жизненным.
В экзаменационную работу включены задания различного уровня сложности. Из 30 заданий в каждом варианте 17 заданий относится к базовому уровню, 10 заданий повышенного уровня и 3 задания высокого уровня сложности.
Задания базового уровня сложности проверяют знание основных географических фактов и закономерностей, признаков географических объектов и явлений, умения описывать положение на карте этих объектов и ареалы распространения географических явлений, определять расстояния и географические координаты на картах и планах местности; умение извлекать из различных источников (карты, статистические данные) информацию, представленную в явном виде.
С помощью заданий повышенного уровня сложности проверяются умения определять показатели, характеризующие географические объекты , процессы и явления на основе предъявляемой в разном виде информации, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам, сравнивать географические объекты и явления, выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений.
Назначение заданий высокого уровня сложности – проверка умений выпускников применять географические знания и умения в новых ситуациях для объяснения географических явлений и свойств географических объектов.
Цели и задачи курса
Цель курса:
подготовить учащихся к ОГЭ;
обобщить и углубить знания по разделам «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и геоэкология», «География России»
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться географическими картами.
Задачи курса:
развитие умения анализировать климатограммы, таблицы, тематические карты, решать тесты ОГЭ.
Совершенствовать географические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях географических познаний, навыки работы с разными типами карт.
Развитие умения правильно сопоставлять различные типы географических карт в случаях, где в задании используется не одна, а несколько географических карт.
Совершенствовать умения анализировать информацию по карте погоды.
Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: теоретического и практического.
Теоретический раздел состоит из обзорных лекций, практическая часть состоит из тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Раздел 1. Особенности географического положения России
Выпускник научится:
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Раздел 2. Природа России
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Раздел 3. Население России
Выпускник научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Раздел 4. Хозяйство России
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Раздел 5. Районы России
Выпускник научится:
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Раздел 6. Россия в современном мире
Выпускник научится:
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
План работы по подготовке к ОГЭ по географии
Месяц | Организационно-методическая работа | Работа с нормативными документами | Работа с учащимися | Работа с родителями |
сентябрь | Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии. Организация консультаций. | Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2018-2019 году | Занятия еженедельно. Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ. | Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ. |
октябрь | Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов | Изучение нормативно-правовых документов | Знакомство с демоверсиями. Знакомство с регламентом. Занятии еженедельно. | Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии. |
ноябрь | Оформление информационного стенда. | Отслеживание изменений в демоверсиях. Анализ результатов ОГЭ по географии за 2017-2018г. | Знакомство с изменениями в демоверсиях. Занятии еженедельно. | Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии» |
декабрь | Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания). | | Работа по заполнению бланков. Занятии еженедельно. | Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ. |
январь | Подготовка, обновление, пополнение справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов. | | Тренировочные занятия по заполнению бланков. | Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии. |
февраль | Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2019 года. | Изучение нормативно-правовых документов | Консультации. Подготовка к пробному экзамену. | Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА. |
март | Подбор заданий различной сложности. | Изучение нормативно-правовых документов | Участие в пробном экзамене. Итоги проведения пробного экзамена. Работа по КИМам. Занятии еженедельно.. | Информирование родителей о результатах пробного экзамена. |
Апрель - май | Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся. | Изучение нормативно-правовых документов | Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок. | Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ. |
График занятий
День недели | Время | Место проведения | Класс |
четверг | 7 урок | кабинет № 36 | 9а,б |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9 классов по географии. | | |
2 | Источники географической информации: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения. | | |
3 | Работа по построению профилей рельефа местности | | |
4 | Географические координаты. | | |
5 | Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; | | |
6 | Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. | | |
7 | Пробное ОГЭ | | |
8 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. | | |
9 | Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. | | |
10 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Климаты Земли. | | |
11 | Распределение солнечного света и тепла на Земле | | |
12 | Движение литосферных плит. Стихийные природные явления. | | |
13 | Природные зоны Земли | | |
14 | Имена на карте мира. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | | |
15 | Пробное ОГЭ | | |
16 17 18 | Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы | | |
| |
19 | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования | | |
20 | Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы | | |
21 | Часовые пояса | | |
22 | Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа | | |
23 | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. | | |
24 | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. | | |
25 | Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. | | |
26 | Пробное ОГЭ | | |
27 | Население России. Численность, естественное движение населения | | |
28 | Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. | | |
29 | Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. | | |
30 | Городское и сельское население. Крупнейшие города. | | |
31 | Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. | | |
32 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. | | |
33 | Пробное ОГЭ | | |
34 | Работа над ошибками. Индивидуальные консультации. | | |