СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по подготовки обучающихся к ОГЭ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по подготвки учащихся к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Программа по подготовки обучающихся к ОГЭ»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа

Смоленского района Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________ / Е.Н. Веремьёва/

«_____» 08.2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорская СШ:

_____­­­­­___ / В.П. Понизовцев/

Приказ от «____» ______2018 г

№ _____





Рабочая программа по подготовке к ОГЭ

по географии в 9-х классах

на 2018-2019 учебный год



Жуковой Ольги Владимировны

учителя первой категории




РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла


Протокол № 1 « » августа 2018г.

Руководитель ШМО _________/О.И. Трушина/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «­ » августа 2018 г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «­­­­­­­­­­­­­ » августа 2018г.
















с. Пригорское


2018 - 2019 учебный год


Пояснительная записка

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали учебный предмет географию по выбору для прохождения государственной итоговой аттестации.

Государственная (итоговая) аттестация в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений по географии проводится с 2008 г. Основные отличия ОГЭ по географии определяется использованием принципиально новых, по сравнению с традиционными, экзаменационных материалов.

Заданиями экзаменационной работы проверяются все три группы требований к уровню подготовки выпускников, определенные в образовательных стандартах.

В каждый вариант экзаменационной работы включаются задания, проверяющие содержание всех основных разделов курсов школьной географии 5 - 9 классов. При этом наибольшее количество вопросов базируется на материале курса «География России».

Особое внимание в экзаменационной работе уделяется проверке умений анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близких к реальным, жизненным.

В экзаменационную работу включены задания различного уровня сложности. Из 30 заданий в каждом варианте 17 заданий относится к базовому уровню, 10 заданий повышенного уровня и 3 задания высокого уровня сложности.

Задания базового уровня сложности проверяют знание основных географических фактов и закономерностей, признаков географических объектов и явлений, умения описывать положение на карте этих объектов и ареалы распространения географических явлений, определять расстояния и географические координаты на картах и планах местности; умение извлекать из различных источников (карты, статистические данные) информацию, представленную в явном виде.

С помощью заданий повышенного уровня сложности проверяются умения определять показатели, характеризующие географические объекты , процессы и явления на основе предъявляемой в разном виде информации, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам, сравнивать географические объекты и явления, выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений.

Назначение заданий высокого уровня сложности – проверка умений выпускников применять географические знания и умения в новых ситуациях для объяснения географических явлений и свойств географических объектов.


Цели и задачи курса

Цель курса:

  • подготовить учащихся к ОГЭ;

  • обобщить и углубить знания по разделам «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и геоэкология», «География России»

  • обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться географическими картами.

Задачи курса:

  • развитие умения анализировать климатограммы, таблицы, тематические карты, решать тесты ОГЭ.

  • Совершенствовать географические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях географических познаний, навыки работы с разными типами карт.

  • Развитие умения правильно сопоставлять различные типы географических карт в случаях, где в задании используется не одна, а несколько географических карт.

  • Совершенствовать умения анализировать информацию по карте погоды.

  • Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

  • Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

  • Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения обучающимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: теоретического и практического.

Теоретический раздел состоит из обзорных лекций, практическая часть состоит из тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.


Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.

Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.

Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.




Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется

на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов

общеобразовательных учреждений по географии


Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Раздел 1. Особенности географического положения России

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Раздел 2. Природа России

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

    • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

    • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Раздел 3. Население России

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;

  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Раздел 4. Хозяйство России

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

    • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

    • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Раздел 5. Районы России

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

    • составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;

    • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;

    • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

    • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

    • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Раздел 6. Россия в современном мире

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


1. Источники географической информации:

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

2. Природа Земли и человек:

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

3. Материки, океаны, народы и страны:

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии

4. Природопользование и геоэкология:

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере

5. География России:

Особенности ГП России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.

Природа России.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Население России.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Хозяйство России.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.







План работы по подготовке к ОГЭ по географии



Месяц

Организационно-методическая работа

Работа с нормативными документами

Работа с учащимися

Работа с родителями

сентябрь

Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии.

Организация консультаций.

Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2018-2019 году

Занятия еженедельно.

Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ.

октябрь

Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов


Изучение нормативно-правовых документов

Знакомство с демоверсиями.

Знакомство с регламентом.

Занятии еженедельно.

Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии.


ноябрь

Оформление информационного стенда.


Отслеживание изменений в демоверсиях.

Анализ результатов ОГЭ по географии за 2017-2018г.

Знакомство с изменениями в демоверсиях.

Занятии еженедельно.

Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии»

декабрь

Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания).


Работа по заполнению бланков.

Занятии еженедельно.

Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ.

январь

Подготовка, обновление, пополнение

справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов.


Тренировочные занятия по заполнению бланков.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии.

февраль

Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2019 года.

Изучение нормативно-правовых документов

Консультации. Подготовка к пробному экзамену.

Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА.

март

Подбор заданий различной сложности.

Изучение нормативно-правовых документов

Участие в пробном экзамене.

Итоги проведения пробного экзамена.

Работа по КИМам.

Занятии еженедельно..

Информирование родителей о результатах пробного экзамена.

Апрель - май

Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся.

Изучение нормативно-правовых документов

Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок.


Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ.




График занятий

День недели

Время

Место проведения

Класс

четверг

7 урок

кабинет № 36

9а,б





Календарно – тематическое планирование

Тема

Дата

план

Дата факт

1

Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9 классов по географии.



2

Источники географической информации:

глобус, географическая карта, план

местности, их основные параметры и элементы (масштаб,

условные знаки, способы картографического изображения.



3

Работа по построению профилей рельефа местности



4

Географические координаты.



5

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;



6

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.



7

Пробное ОГЭ



8

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.



9

Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные

ресурсы Земли.



10

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Климаты Земли.



11

Распределение солнечного света и тепла на Земле



12

Движение литосферных плит. Стихийные природные явления.



13

Природные зоны Земли



14

Имена на карте мира. Выдающиеся географические исследования, открытия и

путешествия



15

Пробное ОГЭ



16

17

18

Основные черты природы Африки,

Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности

человека. Многообразие стран, их основные типы





19

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования



20

Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы



21

Часовые пояса



22

Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа



23

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.



24

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.



25

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.



26

Пробное ОГЭ



27

Население России. Численность, естественное движение населения



28

Половой и возрастной состав населения.

Размещение населения. Основная полоса расселения.



29

Направления и типы миграции.

Народы и основные религии России.



30

Городское и сельское население. Крупнейшие города.



31

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.



32

Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов:

Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.



33

Пробное ОГЭ



34

Работа над ошибками. Индивидуальные консультации.