Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
"Средняя общеобразовательная школа № 12"
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №12»
Старикова И.В. _______________
Приказ «__»_________________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Основы религиозных культур и светской этики
4 Б класс
(базовый уровень)
Подготовил:
Егоров И.А.
2016-2017 уч. год.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632),
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р,
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011года №МД-942/03, от 24 октября 2011 года № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях , реализующих программы начального общего образования в 2016-2017 учебном году.
Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 12
Программа составлена с учетом учебного плана МБОУ СОШ № 12 на 2016-2017 учебный год. в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 35 часа.
«Основы мировых религиозных культур» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Родителями обучающихся, после предварительного ознакомления с содержанием примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», добровольно был выбран модуль курса: «Основы мировых религиозных культур». Выбор закреплён заявлением родителей обучающихся.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОРГРАММЫ
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)
Россия – наша Родина. Российская Федерация. Отечество. Родина. Символика страны. Материальный мир. Духовный мир человека. Традиции народа. Культурные традиции. Традиции семьи.
Культура и религия (2 часа)
Культура. Духовные ценности. Культурный человек. Религия. Религиозный ритуал. Первобытные верования. Древние религии Египта, Индии, Греции, Рима. Традиционные верования. Национальные религии: индуизм, иудаизм. Шаманство. Мировые религии – христианство, ислам, буддизм.
Возникновение религий (2 часа)
Религиозные чувства. Вера в духов. Вера в богов. Многобожие, пантеон богов. Древнейшие хранители религиозных традиций – жрецы Единобожие. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели
Основы религиозных культур. Часть 1. (12 часов)
Иудаизм. Зарождение иудаизма. Авраам. Земля Обетованная. Моисей. Заповеди Бога еврейскому народу. Завет. Иерусалимский храм. Мудрецы иудеев – раввины Священные книги иудаизма– Танах, Библия. Ветхий Завет (Пятикнижие.Тора).
Православие. Зарождение христианства. Мессия – Иисус Христос. Дева Мария. Учение Иисуса. Распространение христианства. Последователи и ученики Христа. Священные книги христианства Новый Завет (Евангелия. Деяния апостолов. Послания апостолов). Апокалипсис Христианская церковь. Христианские священнослужители: епископы, священники, диаконы. Христианская церковная иерархия.
Ислам. Зарождение ислама. Жизнь Мухаммада и его учение. Бог Аллах и его посланники Моисей и Иисус. Священный город Мекка. Священная книга ислама – Коран. Суры Корана.Мусульмане. Мусульманская община – умма. Деятельность имамов и хафизов.
Буддизм. Зарождение буддизма. Сиддхартха Гаутама и его поиск истины. Четыре основные истины Будды. Священная книга буддизма – Типитака Буддийская община – сангха. Буддистские учителя – ламы.
Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира (Обращение и общение с Богом через молитву, чтение Библии, соблюдение и проведение таинств у христиан. Главные таинства христиан –Крещение и Евхаристия. Формы служения Богу у мусульман: шахада, намаз (салят), закят, саум, хадж. Мантра у буддистов.)
Священные сооружения.( Предназначение священных сооружений. Древнейшее священное сооружение Стоунхендж. Древнейшие храмы Греции, Рима, Египта, Индии, Китая, Японии. Айя–София. Еврейская синагога. Внутреннее устройство христианского храма: алтарь, иконостас. Икона. Фрески. Колокольня. Устройство исламской мечети: михраб, трибуна. Ступы. Пагода. Устройство буддийского храма.)
Искусство в религиозной культуре.( Икона, иконопись. Владимирская и Казанская иконы Божией Матери. Искусство арабесок и каллиграфия в исламе. Украшение синагоги и священных предметов в иудаизме. Скульптурные изображения Будды в буддизме.)
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.( Что такое добро и зло. Добрые поступки, злые поступки. Представления древних греков о добре и зле. Библейское понятие добра и зла. Грех, грехопадение, покаяние, спасение, воздаяние. Понимание спасения в иудаизме и исламе. Главное зло для буддистов – страдание. Перерождение души. Нирвана.) Рай и ад. Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
Основы религиозных культур. Часть 2. (12 часов)
Религии России. Краткая история образования религий на территории России: Язычество. Крещение Руси. Расширение территории Российского государства, вхождение народов иных религий в состав Российского государства. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», Сочинение на тему «Что мне запомнилось и понравилось из урока: Основы мировых религиозных культур» Экскурсия в храм Встреча и беседа со служителями церкви и т.д. Подготовка творческих проектов
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Регулятивные
Обучающийся научится:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные
В результате усвоения программного материалы обучающийся получит представление:
о мировых религиях
об основателях религий мира,
о священных книгах религий мира;
о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»
об искусстве в религиозной культуре;
узнает:
названия мировых религий,
имена основателей религий мира,
названия основных праздников религий мира,
особенности священных зданий каждой из традиционных религий;
научится:
воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
работать с различными источниками информации;
осуществлять творческую деятельность;
овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ
Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», на основании Инструктивно-нормативного письма Министерства образования и науки РФ «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» № 08-250 от 22.08.2012г.
Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения по основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ) в 4 классе.
Целью данного Положения является создание благоприятных условий, обеспечивающих его благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений у обучающихся.
Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные.
Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов. Подходы к оцениванию могут быть представлены оцениванием по системе «зачет-незачет», вербальным поощрением, похвалой, одобрением, интересом одноклассников и членов семьи к результатам деятельности.
Основой оценки образовательных достижений, выявления и развития творческих способностей учащихся, произведения самооценки и самопроверки выступает использование технологии портфолио.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
По ОРКСЭ домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.)
Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.Читать урок С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. / «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.Читать урок С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.Читать урок С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. – Чебоксары, 2010.
Электронное приложение к учебному пособию Основы мировых религиозных культур. –М.: Просвещение, 2010.
Забияко А.О. Энциклопедия религий–М.: Просвещение, 1965.
Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып.1. –М.,1998.
Ислам: энциклопедический словарь.-М.,1991.
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т.-М.,1991.
Токарев Читать урок С.А. Религия в истории народов мира.-М.,1986.
Луис Б. Ислам и Запад. –М.,2003.
Сетевые ресурсы
Энциклопедия Кругосвет http://www.krugosvet.ru
Слово. Православный образовательный портал http://www.portal-slovo.ru/rus
Официальный сайт Русской православной церкви http://www.mospat. Ru
Мир религий http://www.reliqio.ru
Библейская хронология http://www.cynet. com/Jesus/time.Htm
Буддизм http://www.dharmanet.Orq
Общество. Религия. Культура http://www.ork.ru
Коран http://www.hti.umich.edu/reliq/koran
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся на уроке | Домашнее задание |
По плану | Факту. |
Первая четверть |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
1 | 06. 09.16 | | Россия – наша Родина. | Работа с учебником, картой России. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Читать урок С.4-5, Составить предложения со словами: Родина, Отечество, Россия. |
Культура и религия (2 часа) |
2 | 13. 09.16 | | Культура и религия. | Работа с рисунками. Беседа о различных религиях. Презентация | Читать урок С.6-7, Нарисовать рисунок на тему «Мой культурный мир» |
3 | 20. 09.16 | | Культура и религия. | Рубрики «Обсудим вместе», «Это интересно». Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы | Читать урок С.8-9, вопросы и задания |
Возникновение религий (2 ч) |
4 | 27. 09.16 | | Возникновение религий. Древнейшие верования. | Рубрики «Обсудим вместе», «Это интересно», беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы | Читать урок С.10-11, Составить рассказ о возникновении религии (на выбор) |
5 | 04. 10.16 | | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Презентация, беседа по картинам. | Читать урок С.12-15. Составить рассказ об одном из основателей религии на выбор |
Основы мировых религиозных культур. (24 часов) |
6 | 11. 10.16 | | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака. | Чтение отрывков из священных книг. Презентация. | Читать урок С.16-17, вопросы и задания |
7 | 18. 10.16 | | Священные книги мира: Тора, Библия, Коран. | Чтение отрывков из священных книг. Обсуждение смысла этих отрывков | Читать урок С.17-21. Подготовить доклад об одной из священных книг на выбор |
8 | 25. 10.16 | | Хранители предания в религиях мира. | Беседа по иллюстрациям учебника, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем. | Читать урок С.22-23, вопросы и задания |
Вторая четверть |
9 | 08. 11.16 | | Добро и зло Возникновение зла в мире. | Рубрики «Это интересно», «Обсудим вместе». Презентация, беседа по иллюстрациям, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с толковым словарем | Читать урок С.24-27, подготовь рассказ на тему «Добро и зло в наше время» |
10 | 15. 11.16 | | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Рубрика «Это интересно». Беседа по иллюстрациям учебника, комментированное чтение, устный рассказ на тему. | Подготовиться к сочинению «Как мир сделать добрее» |
11 | 22. 11.16 | | Человек в религиозных традициях мира. | Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций. Презентация. | Читать урок С. 28-29, вопросы и задания |
12 | 29. 11.16 | | Священные сооружения. (Православие. Ислам) | Презентация. Беседа, работа по учебнику. | Читать урок С. 30-31. Сделать рисунки «Храмы нашего города» |
13 | 06. 12.16 | | Священные сооружения. (Иудаизм. Буддизм) | Презентация. Работа с иллюстративным материалом. | Читать урок С. 31-33, вопросы и задания |
14 | 13. 12.16 | | Искусство в религиозной культуре. | « Обсудим вместе». «Это интересно». Фрагменты русских икон. Беседа по рисункам. Работа с учебником. | Читать урок С. 34-36, вопросы и задания |
15 | 20. 12.16 | | Искусство в религиозной культуре. | « Обсудим вместе». «Это интересно». Фрагменты русских икон. Беседа по рисункам. Работа с учебником. | Читать урок С. 36-37, вопросы и задания |
Третья четверть |
16 | 10. 01.17 | | Творческие работы ученика | Творческие работы детей | Читать урок С. 38-40 вопросы и задания |
17 | 17. 01.17 | | История религий в России. | Работа с картой России. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Читать урок С. 40-48, Подготовить рассказ о Крещении Руси |
18 | 24. 01.17 | | История религий в России. | Работа с картой России. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. | Читать урок С. 49-51, вопросы и задания |
19 | 31. 01.17 | | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Презентация. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом Обсуждение данных понятий. | Читать урок С. 52-53, Расскажите об обрядах, православия ислама (на выбор). |
20 | 07. 02.17 | | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Презентация.Беседа. комментированное чтение, устный рассказ на тему. Обсуждение статьи. | Читать урок С. 54-57, вопросы и задания |
21 | 14. 02.16 | | Паломничества и святыни. | Работа с учебником, картой России. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Читать урок С. 58-61, вопросы и задания |
22 | 21. 02.17 | | Праздники и календари. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом Самостоятельная работа. | Читать урок С. 62-65, Подготовь рассказа на тему: «Религиозные праздники в христианстве». |
23 | 28. 02.16 | | Праздники и календари. | Сообщения детей о религиозных праздниках, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | Читать урок С. 65-67, вопросы и задания. |
24 | 07. 03.17 | | Праздники и календари. | Творческие проекты учащихся | Написать небольшой рассказ об одном из религиозных праздников |
25 | 14. 03.17 | | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Работа с учебником. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Читать урок С. 68-70, вопросы и задания |
26 | 21. 03.17 | | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Работа с учебником. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Читать урок С. 70-71, вопросы и задания |
Четвертая четверть |
27 | 04. 04.17 | | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Презентация. Работа с рисунками. Моделирование жизненных ситуаций, обсуждение вариантов выходов из них. | Читать урок С. 72-73, вопросы и задания |
Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) |
28 | 11 04.17 | | Семья. | Обсуждение понятий, таких, как семья, семейные традиции, беседа о том, как сохранит семейные традиции. | Читать урок С. 74-75, Сделать на ватмане «генеалогическое древо» вашей семьи |
29 | 18. 04.17 | | Долг, свобода, ответственность, труд. | Обсуждение понятий, таких, как свобода, долг, труд, ответственность. Беседа по картинам учебника. Презентация. | Читать урок С. 76-77, Рисунки на тему «Как я помогаю родителям» |
30 | 25. 04.17 | | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | Просмотр фильма «Герои нашего времени» обсуждение фильма, устный рассказ на тему - Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм. | Читать урок С. 78-79, вопросы и задания |
31 | 16. 05.17 | | Подготовка творческих проектов | Обсуждение творческих проектов | Творческая работа |
32 | 23. 05.17 | | Итоговая презентация творческих проектов. | Обсуждение творческих проектов | Творческая работа |
33 | | | Резерв | Сочинение на тему «Что мне запомнилось и понравилось из урока: Основы мировых религиозных культур» | |
34 | | | Резерв | Экскурсия в храм | |
35 | | | Резерв | Встреча и беседа со служителями церкви | |
«Согласовано» «Согласовано»
Заместитель директора школы Методическое объединение
по УВР МБОУ СОШ №12 учителей начальных классов
____________________________ Протокол №__________
«__»____________2016 г. от «___»_______________2016 г
28