СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Новая программа по предмету Делопроизводство
ФИЛИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
профессионального компонента учебного плана по специальности
5-04-0322-02 «Документационное обеспечение управления»
для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста
со средним специальным образованием
Минск
2024
Учебная программа учреждения образования по учебному предмету «Делопроизводство» (далее – учебная программа) разработана на основе примерного тематического плана (приложение к примерному учебному плану по специальности, утвержденному Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь от 17.10.2022 г. № 47)
Разработчик: Румянцев А.И., преподаватель филиала учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет» «Лингвогуманитарный колледж».
Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании цикловой комиссии преподавателей белорусского и русского языков и литературы
Протокол № ____ от ________
Председатель цикловой комиссии
преподавателей белорусского и русского
языков и литературы ____________ Е.Г.Хведелиани
Учебная программа обсуждена и одобрена на заседании Совета филиала, протокол № ____ от _________________2024 и рекомендована к утверждению.
Утверждено приказом по филиалу № ____ от __________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Делопроизводство» предусматривает изучение основных нормативных правовых актов, которые регламентируют делопроизводство в Республике Беларусь, теориии практики документационного обеспечения управления; выработку практических умений и навыков при составлении, оформлении документов и организации рациональной работы с ними.
Учебный предмет «Делопроизводство» является одним из ведущих в подготовке секретаря-референта, тесно связан с предметами специального цикла «Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов», «Информационные технологии», «Архивоведение» и др.
В результате изучения учебного предмета «Делопроизводство» учащиеся должны знать:
место и роль делопроизводства в деятельности организации;
структуру и функции служб делопроизводства;
НПА и методические документы по ведению делопроизводства;
терминологию делопроизводства;
состав и порядок применения унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
виды, классификацию документов и документной информации;
функции и правила создания документа;
основы документирования;
требования к формированию дел в делопроизводстве (Инструкция);
порядок составления и оформления номенклатуры и описей дел;
принцип организации конфиденциального делопроизводства;
сроки хранения документов;
правила подготовки дел к передаче в архив организации и государственный архив;
принципы организации работы с документами по личному составу и обращениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
принципы организации и оптимизации документооборота, его этапы, состав и объем;
уровень ответственности в делопроизводстве;
различные виды организационной и офисной техники, используемой в делопроизводстве;
уметь:
применять НПА и ТНПА, регламентирующие профессиональную деятельность;
составлять тексты документов, основываясь на нормы и практику стилистики и редактирования;
составлять и оформлять организационно-распорядительные документы в соответствии с требованиями НПА и ТНПА в сфере архивного дела и делопроизводства;
соблюдать технологию движения документов;
организовывать работу с документами по личному составу, с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
выполнять все виды работ с документами конфиденциального делопроизводства;
формировать дела в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечив их сохранность и сдачу в архив;
обеспечивать единый порядок работы с документами в организации.
Содержание каждого раздела программы построено с учетом действующего законодательства, стандартов Республики Беларусь, нормативных правовых актов, методических документов, регламентирующих организацию и совершенствование документационного обеспечения управления.
Программой предусмотрено проведение практических занятий в процессе изучения предмета. Их целью является закрепление учащимися учебного материала, выработка практических умений в составлении и оформлении документов, организации рациональной работы с документами, в том числе по личному составу, конфиденциальных документов, обращений граждан.
Для проверки знаний учащихся программой предусмотрено проведение двух обязательных контрольных работ, тематика и перечень вопросов для которых определяются цикловой комиссией учреждения образования.
По всем темам программы сформулированы основные цели их изучения на основе характеристики деятельности обучаемого, прогнозируются конкретные результаты достижения этих целей в соответствии с уровнями усвоения программного материала.
В учебной программе приведены критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования; перечень оснащения кабинета оборудованием, техническими и демонстрационными средствами обучения, необходимыми для обеспечения образовательного процесса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество учебных часов | |
всего | в том числе на практические занятия | |
Введение | 2 |
|
Раздел I. Документирование управленческой деятельности | 80 | 40 |
1.1. Функции документов. Способы документирования | 2 |
|
1.2. Классификация документов и документной информации | 4 |
|
Практические занятия Разработка классификаторов структурных подразделений и корреспондентов |
| 2 |
1.3. Унификация и стандартизация документов. Международная стандартизация управленческой деятельности | 2 |
|
1.4. Национальная стандартизация управленческой документации | 16 |
|
Практические занятия Изучение структуры и требований СТБ 6.38-2016 |
| 2 |
Практические занятия Построение схемы расположения реквизитов |
| 2 |
Практические занятия Оформление реквизитов «Гриф ограничения доступа к документу», «Адресат», «Гриф утверждения», «Заголовок к тексту» |
| 2 |
Практические занятия Оформление реквизитов «Отметка о наличии приложений», «Гриф приложения», «Подпись», «Отметка о переносе данных на машинный носитель» |
| 2 |
1.5. Бланки документов | 6 |
|
Практические занятия Составление и оформление общих бланков с угловым и продольным расположением реквизитов |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление бланков письма |
| 2 |
1.6. Документирование организационной деятельности. Характеристика организационных документов | 2 |
|
1.7. Документирование распорядительной деятельности. Характеристика распорядительных документов | 10 |
|
Практические занятия Составление и оформление приказов по основной деятельности |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление указаний. Оформление совместных распорядительных документов |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление постановлений, решений |
| 2 |
1.8. Характеристика разновидностей деловых писем | 14 |
|
Практические занятия Составление и оформление информационных писем и писем-приглашений |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление гарантийных и сопроводительных писем, писем-напоминаний и писем-подтверждений |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление письма-запроса и письма-ответа |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление трафарета рекламационного письма |
| 2 |
1.9. Характеристика справочно-информационных документов, оформляемых на общем бланке | 14 |
|
Практические занятия Составление и оформление справок личного и служебного характера |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление докладных записок |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление акта и краткого протокола |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление полного протокола |
| 2 |
1.10. Характеристика телеграмм | 4 |
|
Практические занятия Составление и оформление телеграмм |
| 2 |
1.11. Копии документов | 5 |
|
Практические занятия Составление полной копии документа. Оформление выписок из приказа и протокола |
| 2 |
Обязательная контрольная работа №1 | 1 |
|
Раздел II. Технология и организация делопроизводства | 132 | 58 |
2.1. Служба документационного обеспечения управления (СДОУ), организация и условия труда ее работников | 8 |
|
Практические занятия Изучение типового положения о СДОУ, типовых должностных инструкций работников СДОУ |
| 2 |
2.2. Структура и объем документооборота, пути его рационализации | 2 |
|
2.3. Прием и обработка входящих документов. Способы доставки документов в структурные подразделения | 4 |
|
Практические занятия Организация первичной обработки входящих документов |
| 2 |
2.4. Регистрация документов. Построение информационно-поисковых систем по документам
| 6 |
|
Практические занятия Организация регистрации документов традиционным способом |
| 2 |
Практические занятия Организация регистрации документов на компьютере |
| 2 |
2.5. Порядок прохождения исходящих и внутренних документов в процессе их подготовки | 10 |
|
Практические занятия Организация рассмотрения и исполнения входящих документов |
| 2 |
Практические занятия Подготовка документов к отправке |
| 2 |
Практические занятия Составление схемы движения разных документов |
| 2 |
2.6. Контроль исполнения документов | 8 |
|
Практические занятия Организация контроля исполнения документов традиционным способом |
| 2 |
Практические занятия Организация контроля исполнения документов с помощью компьютера |
| 2 |
2.7. Номенклатура дел | 16 |
|
Практические занятия Составление заголовков дел |
| 2 |
Практические занятия Определение сроков хранения дел |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление номенклатуры дел структурного подразделения |
| 2 |
Практические занятия Оформление макета номенклатуры дел организации, передающих и не передающих документы на государственное хранение. Оформление обложки дел в момент заведения |
| 2 |
2.8. Формирование и оперативное хранение дел | 4 |
|
2.9. Подготовка документов к передаче в архив организации | 16 |
|
Практические занятия Оформление описи дел структурного подразделения на дела постоянного срока хранения |
| 2 |
Практические занятия Оформление дел постоянного хранения для передачи их в архив организации |
| 2 |
Практические занятия Составление и оформление акта о выделении к уничтожению документов, срок хранения которых истек |
| 2 |
2.10. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию | 10 |
|
Практические занятия Регистрация документов, содержащих конфиденциальную информацию |
| 2 |
Практические занятия Оформление акта проверки наличия и состояния документов, содержащих конфиденциальную информацию |
| 2 |
2.11. Организация работы с обращениями граждан | 10 |
|
Практические занятия Регистрация и контроль исполнения обращений граждан традиционным способом |
| 2 |
Практические занятия Выполнение операций по регистрации и контролю исполнения обращений граждан на компьютере |
| 2 |
2.12. Организация работы с документами по личному составу | 27 |
|
Практические занятия Оформление приема на работу |
| 2 |
Практические занятия Оформление перевода на другую работу |
| 2 |
Практические занятия Оформление командирования и предоставления отпусков |
| 2 |
Практические занятия Оформление поощрений работников |
| 2 |
Практические занятия Оформление наложения дисциплинарных взысканий |
| 2 |
Практические занятия Оформление увольнения с работы |
| 2 |
Практические занятия Оформление личных дел работников при их подготовке к передаче в архив организации и описи дел по личному составу |
| 2 |
Обязательная контрольная работа №2 | 1 |
|
2.13. Организация работы с электронными документами | 10 |
|
Практические занятия Изучение нормативных правовых актов, регулирующих работу с электронными документами |
| 4 |
Курсовое проектирование | 16 |
|
Итого | 230 | 98 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель обучения | Содержание темы | Результат |
ВВЕДЕНИЕ | ||
Дать представление об учебном предмете «Дело-производство», познакомить с его целями и задачами, историей развития. | Понятие о документационном обеспечении управления, делопроизводстве. Значение документа в деятельности организации. История развития делопроизводства в Беларуси. Цели, задачи предмета, его содержание. Требования к знаниям и умениям учащихся по окончании изучения учебного предмета. Место предмета среди учебных предметов профессионального компонента, их взаимосвязь. Источники и литература по учебному предмету. | Высказывает общее суж-дение о целях и задачах учебного предмета «Дело-производство». Различает понятия «документ», «докумен-тационное обеспечение управле-ния». |
Раздел I. Документирование управленческой деятельности | ||
Тема 1.1. Функции документов. Способы документирования | ||
Дать понятие об основных нормативных правовых актах, регламентирующих организа-цию делопроизводства в Республике Беларусь, о документировании, способах создания и функциях документа. | Основные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию делопроизводства в Республике Беларусь. Способы создания документов, носители информации. Функции документа: информационная, коммуникативная, управленческая, правовая и др. Документ как исторический источник. Понятие документирования как процесса создания документов. Понятие об официальном и личном документе, документе личного происхождения. Системы документации. | Излагает основные норма-тивные правовые акты, регламентирующие организа-цию делопроизводства в Республике Беларусь, дает их краткую характеристику. Объясняет функции документа, раскрывает содержание основ-ных функций. |
Тема 1.2. Классификация документов и документной информации | ||
Сформировать понятие о классификации документов и документной информации. Сформировать знания о видах классификаторов, принципах их построения. | Понятие о классификации. Классификация документов по способу изготовления, происхождению, содержанию, наименованию, месту составления, подлинности, количеству отражаемых вопросов, срочности, степени гласности (ограничению доступа к документу), назначению, юридической силе и др. Классификация документной информации. Виды классификаторов, используемых в документационном обеспечении управления: корреспондентов, структурных подразделений, вопросов деятельности организаций, номенклатура дел, перечни документов с указанием сроков хранения, общегосударственные. | Излагает принципы классификации документов и документной информации. Описывает классификаторы и принципах их построения, объясняет их назначение и технику создания. |
Практические занятия | ||
Научить разрабатывать классификаторы структурных подразделений и корреспон-дентов. | Разработка классификаторов структурных подразделений и корреспондентов | Разрабатывает классификато-ры структурных подразделений и корреспондентов. |
Тема 1.3. Унификация и стандартизация документов. Международная стандартизация управленческой деятельности | ||
Сформировать понятие об унификации и стандартизации документов, унифицированной системе документации, о форматах бумаги. | Унификация документов как процесс разработки единообразного состава и форм управленческих документов, фиксирующих осуществление однотипных управленческих функций и задач. Цели унификации. Понятие об унифицированной системе документации. Понятие о стандартизации. Международные и российские стандарты в области документирования управленческой деятельности. Стандарты на форматы бумаги, используемой при оформлении документа. | Раскрывает суть понятия унификации и стандартизации документов, унифицированных систем документации. Описывает процесс унификации и стандартизации в области документации. Излагает стандарты на форматы бумаги, используемой при оформлении документа. |
Тема 1.4. Национальная стандартизация управленческой документации | ||
Сформировать понятие о документах, входящих в состав УСОРД. Сформировать понятие о реквизитах документов, об унифицированных формах документов; о правилах офор-мления реквизитов, исполь-зуемых при оформлении доку-ментов. Сформировать знания о характеристике реквизитов для оформления документов. | Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД). Состав и характеристика документов, входящих в состав УСОРД. СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» – основной документ, регламентирующий требования к оформлению управленческой документации. Определение реквизита документа. Состав реквизитов, используемых при оформлении документов. Понятие унифицированной формы документа. Понятие о полях документов. Виды реквизитов: постоянные и переменные, обязательные и дополнительные; их взаимосвязь. Характеристика реквизитов: «Гриф ограничения доступа», «Адресат», «Гриф утверждения», «Заголовок к тексту», «Текст», «Отметка о наличии приложений», «Гриф приложения», «Подпись», «Отметка о переносе данных на машинный носитель». | Описывает нормативные правовые акты и методические документы, входящие в состав УСОРД, дает им характеристику. Описывает состав реквизитов. Характеризует их виды, определяет взаимосвязь, приводит примеры. Дает характеристику рек-визитам «Гриф ограничения доступа», «Адресат», «Гриф утверждения», «Заголовок к тексту», «Текст», «Отметка о наличии приложений», «Гриф приложения», «Подпись», «Отметка о переносе данных на машинный носитель». |
Практические занятия | ||
Научить пользоваться СТБ 6.38-2016.
| Изучение структуры и требований СТБ 6.38-2016. | Анализирует требования, устанавливаемые СТБ 6.38-2016. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по построению схемы располо-жения реквизитов.
| Построение схемы расположения реквизитов. | Строит схему расположения реквизитов. |
Практические занятия | ||
Научить оформлять реквизиты «Гриф ограничения доступа к документу», «Адресат», «Гриф утверждения», «Заголовок к тексту».
| Оформление реквизитов «Гриф ограничения доступа к документу», «Адресат», «Гриф утверждения», «Заголовок к тексту». | Оформляет реквизиты «Гриф ограничения доступа к документу», «Адресат», «Гриф утверждения», «Заголовок к тексту». |
Практические занятия | ||
Научить оформлять реквизиты «Отметка о наличии прило-жений», «Гриф приложения», «Подпись», «Отметка о переносе данных на машинный носитель». | Оформление реквизитов «Отметка о наличии приложений», «Гриф приложения», «Подпись», «Отметка о переносе данных на машинный носитель». | Оформляет реквизиты «Отмет-ка о наличии приложений», «Гриф приложения», «Под-пись», «Отметка о переносе данных на машинный носитель». |
Тема 1.5. Бланки документов | ||
Сформировать понятие о бланках документов, их видах, составе реквизитов каждого вида бланков, правилах их оформления, способах расположения на бланках. Дать понятие о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением государствен-ного герба Республики Беларусь. | Понятие о бланках документов. Виды бланков, используемых в организации, назначение каждого вида. Состав реквизитов бланка письма и общего бланка, правила их оформления. Варианты расположения (угловой и продольный) реквизитов на бланке. Порядок подготовки макета бланка к изданию типографским способом. Порядок изготовления и использования бланков документов с изображением государственного герба Республики Беларусь. | Раскрывает сущность понятия «бланк документа». Описывает виды бланков, состав реквизитов каждого вида бланков, правила их оформления, способы расположения на бланках. Описывает порядок изготовления и использования бланков документов с изображением государственного герба Республики Беларусь. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению реквизитов общего бланка, составлять общий бланк с угловым и продольным расположением реквизитов. | Составление и оформление общих бланков с угловым и продольным расположеием реквизитов | Оформляет реквизиты и составляет общие бланки, общие бланки с угловым и продольным расположением реквизитов. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению бланков письма. | Составление и оформление бланков письма.
| Составляет и оформляет бланки писем. |
Тема 1.6. Документирование организационной деятельности. Характеристика организационных документов | ||
Сформировать понятие о характеристике и составе группы организационных документов. Сформировать знания о характеристике и особенностях оформления положения, устава, инструкции, правил. | Общая характеристика и состав группы организационных документов. Состав реквизитов организационных документов. Характеристика и особенности оформления положения, устава, инструкции, правил. | Описывает состав группы организационных документов, дает им общую характеристику. Излагает особенности и описывает порядок оформления положения, устава, инструкции, правил. |
Тема 1.7. Документирование распорядительной деятельности. Характеристика распорядительных документов | ||
Сформировать понятие о характеристике и составе реквизитов распорядительных документов, формуляре распорядительного документа, особенностях оформления обязательных и дополнитель-ных реквизитов распорядитель-ного документа, вариантах их расположения Сформировать знания о характеристике и особенностях оформления постановления, совместного постановления двух организаций, приказа по основной деятельности, реше-ния, распоряжения, совместных распорядительных документов нескольких организаций | Общая характеристика и состав распорядительных документов. Формуляр распорядительного документа, особенности оформления обязательных и дополнительных реквизитов распорядительного документа, варианты их расположения. Характеристика и особенности оформления постановления, совместного постановления двух организаций, приказа по основной деятельности, решения, распоряжения, совместных распорядительных документов нескольких организаций. | Описывает состав группы распорядительных документов, дает им общую характеристику. Объясняет формуляр распорядительного документа, особенности оформления обязательных и дополнительных реквизитов распорядительного документа, варианты их расположения. Раскрывает характеристику и особенности оформления поста-новления, совместного поста-новления двух организаций, приказа по основной деятель-ности, решения, распоряжения, совместных распорядительных документов нескольких орга-низаций. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению приказов по основной деятель-ности. | Составление и оформление приказов по основной деятельности. | Составляет и оформляет приказы по основной деятель-ности. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению совместных распорядительных документов. | Оформление совместных распорядительных документов. | Оформляет совместные распорядительные документы. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению постановлений, решений.
| Составление и оформление постановлений, решений. | Составляет и оформляет постановления, решения. |
Тема 1.8. Характеристика разновидностей деловых писем | ||
Сформировать понятие о служебном письме и его разновидностях, составе реквизитов, входящих в формуляр письма, правилах оформления обязательных и дополнительных реквизитов служебного письма. Дать понятие об особенностях оформления разновидностей служебных писем; о трафаретных письмах, их назначении, порядке разработки и особенностях применения. | Служебное письмо, его разновидности. Формуляр служебного письма. Правила оформления обязательных и дополнительных реквизитов служебного письма. Особенности оформления разновидностей служебных писем: гарантийного, совместного двух организаций, сопроводительного, письма-ответа и др. Трафаретные письма, их назначение, порядок разработки, особенности применения. | Раскрывает сущность понятия «служебное письмо», характеризует его разновид-ности. Описывает обязательные и дополнительные реквизиты служебного письма, объясняет правила их оформления. Объясняет особенности оформления разновидностей служебных писем. Раскрывает сущность понятия трафаретного письма, объясняет его назначение и порядок разработки. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению информационных писем и писем-приглашений. | Составление и оформление информационных писем и писем-приглашений. | Составляет и оформляет информационные а письма-приглашения. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению гарантийных и сопроводитель-ных писем, писем-напоминаний и писем подтверждений. | Составление и оформление гарантийных и сопроводительных писем, писем-напоминаний и писем подтверждений. | Составляет и оформляет гарантийные, сопроводительные письма, письма-напоминания и письма-подтверждения. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению письма-запроса и письма-ответа. | Составление и оформление письма-запроса и письма-ответа. | Составляет и оформляет письма-запросы и письма- ответы. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению трафарета рекламационного письма. | Составление и оформление трафарета рекламационного письма. | Составляет и оформляет трафарет рекламационного письма. |
Тема 1.9. Характеристика справочно-информационных документов, оформляемых на общем бланке | ||
Сформировать понятие о характеристике и особенностях оформления справочно-информационных документов. | Характеристика и особенности оформления справочно-информационных документов, оформляемых на общем бланке: акта, докладной записки, справки (служебного и личного характера), заявления, протокола (полного и краткого). | Раскрывает характеристику и особенности оформления справочно-информационных документов. |
Практические занятия | ||
Обучить составлять и оформлять справки личного и служебного характера. | Составление и оформление справок личного и служебного характера. | Составляет и оформляет справки личного и служебного характера. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению докладных записок. | Составление и оформление докладных записок. | Составляет и оформляет док-ладные записки. |
Практические занятия | ||
Обучить составлять и оформлять акт и краткий протокол | Составление и оформление акта и краткого протокола. | Составляет и оформляет акт и краткий протокол. |
Практические занятия | ||
Обучить составлять и офор-млять полный протокол. | Составление и оформление полного прокола. | Составляет и оформляет протокол полной формы. |
Тема 1.10. Характеристика телеграмм | ||
Сформировать знания о характеристике телеграмм, требованиях Почтовых правил по их составлению и оформлению, об использовании трафаретных бланков для оформления телеграмм. | Характеристика телеграмм, требования Почтовых правил по их составлению и оформлению. Использование трафаретных бланков для оформления телеграмм. | Раскрывает характеристику телеграмм. Излагает требования Почтовых правил по их составлению и оформлению, порядок применения тра-фаретных бланков при оформлении телеграмм. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению телеграмм. | Составление и оформление телеграмм. | Составляет и оформляет телеграммы. |
Тема 1.11. Копии документов | ||
Сформировать понятие о копии документа, ее разновидностях, способах изго-товления, правилах оформления и удостоверения различных видов копий документов.
| Определение копии документа. Способы изготовления копий документов. Разновидности копий. Правила оформления полной копии официального документа, выписки из официального документа, копии документа, размножаемого средствами оперативной полиграфии, копии документа, оставляемого в деле (отпуске), дубликата. Правила оформления реквизита «Отметка о заверении копии». Порядок выдачи копий документов. | Формулирует определение копии документа. Описывает способы изготовления и разновидности копий, объясняет их отличия. Объясняет правила оформления и удостоверения различных видов копий документов. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению полной копии документа, оформлению выпи-сок из приказа и протокола. | Составление полной копии документа. Оформление выписок из приказа и протокола.
| Составляет полную копию документа. Оформляет выписки из приказа и протокола. |
Обязательная контрольная работа № 1 | ||
Раздел II. Технология и организация делопроизводства | ||
Тема 2.1. Служба документационного обеспечения управления, организация и условия труда ее работников | ||
Сформировать понятие о нормативных документах, опре-деляющих организацию и функционирование СДОУ в организациях, структуре и функциях СДОУ, содержании, порядке разработки и утвер-ждения положения о СДОУ и должностных инструкций ее работников. | Нормативные документы, определяющие организацию и функционирование СДОУ в организациях. Структура и функции СДОУ. Положение о СДОУ, порядок его разработки и утверждения. Должностной состав работников СДОУ. Должностная инструкция работника СДОУ – основной нормативный документ, определяющий рациональное разделение труда в СДОУ. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций работников СДОУ. Действующие нормы и нормативы на работы, выполняемые в СДОУ. Численный состав работников СДОУ, его зависимость от функций организации и объема выполняемых работ по документационному обеспечению управления. | Излагает нормативные доку-менты, определяющие организа-цию и функционирование СДОУ в организациях, структуру и функции СДОУ. Раскрывает содержание и порядок разработки и утвер-ждения положения о СДОУ и должностных инструкций ее работников. |
Практические занятия | ||
Обучить анализировать типовое положение о СДОУ, типовые должностные инструк-ции работников СДОУ.
| Изучение типового положения о СДОУ, типовых должностных инструкций работников СДОУ.
| Анализирует типовое поло-жение о СДОУ, типовые должностные инструкции работников СДОУ. |
Тема 2.2. Структура и объем документооборота, пути его рационализации | ||
Сформировать понятие о документообороте, его составе и объеме, схеме прохождения документов, принципах органи-зации документооборота, требо-ваниях в условиях применения ЭВМ, формах документа-ционного обеспечения управ-ления. Дать понятие о необходимости, видах и правилах учета документообо-рота, анализе структуры и методов сокращения докумен-тооборота. Сформировать знания об инструкции по документацион-ному обеспечению управления. | Понятие документооборота, его состав, объем. Понятие организации документооборота, значение рационально организованного документооборота. Основные принципы организации документооборота: оперативность движения; исключение инстанций прохождения и действий с документами, необусловленных деловой необходимостью; обеспечение единого порядка прохождения и методов обработки основных категорий документов и др. Требования к организации документооборота в условиях применения ЭВМ. Схемы прохождения документов, документопотоков, их значение. Организационные формы документационного обеспечения управления, их зависимость от объема документооборота и других факторов. Необходимость и виды учета объема документооборота. Правила проведения учета документооборота, применяемые формы, периодичность. Анализ структуры и методов сокращения документооборота. Инструкция по документационному обеспечению. Виды инструкций: примерные и индивидуальные; их особенности, порядок разработки и утверждения. | Раскрывает сущность доку-ментооборота, состав и объем, схему прохождения документов, принципы организации доку-ментооборота, требования в условиях применения ЭВМ, формы документационного обеспечения управления. Объясняет необходимость, виды и правила учета документооборота. Раскрывает подходы к анализу структуры и методов сокращения документо-оборота. Раскрывает порядок разра-ботки инструкции по документационному обеспече-нию управления.
|
Тема 2.3. Прием и обработка входящих документов. Способы доставки документов в структурные подразделения | ||
Сформировать понятие о технологии приема и обработки входящих документов, способах их доставки в структурные подразделения, составлении схем движения курьеров. | Технология приема и обработки входящих документов в. Способы доставки документов в структурные подразделения. Составление схем движения курьеров. | Раскрывает технологию приема и обработки входящих документов. Описывает спосо-бы доставки документов в структурные подразделения. Определяет схемы движения курьеров. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по организации первичной обра-ботки входящих документов. | Организация первичной обработки входящих документов. | Организует первичную обра-ботку входящих документов. |
Тема 2.4. Регистрация документов. Построение информационно-поисковых систем по документам | ||
Сформировать понятие о регистрации документов, ее целях и задачах, системах и формах регистрации, их досто-инствах и недостатках. Сформировать знания об организации справочной работы по документам, видах и правилах построения справоч-ных картотек, порядке работы с картотеками. | Определение регистрации, ее задачи и цели. Системы регистрации, применяемые в организациях. Формы регистрации, их достоинства и недостатки. Информационно-поисковая система (ИПС) по документам организации, ее назначение, состав. Организация справочной работы по документам с помощью справочных картотек. Виды справочных картотек, правила построения, систематизация регистрационно-контрольных карточек (РКК) в разделах картотек, порядок работы с картотеками. | Объясняет регистрацию документов, ее цели и задачи, систему регистрации, формы регистрации, их достоинствах и недостатках. Излагает организацию спра-вочной работы по документам, виды и правила построения справочных картотек, порядок работы с картотеками. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по организации регистрации доку-ментов традиционным спосо-бом. | Организация регистрации документов традиционным способом. | Организует регистрацию до-кументов традиционным спосо-бом. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по регистрации документов на компьютере. | Организация регистрации документов на компьютере. | Выполняет регистрацию документов на компьютере. |
Тема 2.5. Порядок прохождения исходящих и внутренних документов в процессе их подготовки | ||
Сформировать понятие о порядке исполнения, согласо-вания, подписания, утвержде-ния, подготовки документов организации к отправке. | Порядок исполнения документов. Автоматизированная подготовка проекта. Порядок согласования проекта документа с должностными лицами, структурными подразделениями, общественными и сторонними организациями. Особенности согласования распорядительных документов. Порядок представления проекта документа на подпись руководителю организации или структурного подразделения. Утверждение документов. Понятие исполненного документа. Централизация процесса приема и обработки отправляемых документов. Порядок подготовки документов к отправке. Технические средства, используемые при приеме и обработке отправляемых документов. | Объясняет порядок испол-нения, согласования, подписа-ния, утверждения, подготовки документов организации к отправке. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по организации рассмотрения и исполнения входящих докумен-тов. | Организация рассмотрения и исполнения входящих документов. | Организует рассмотрение и исполнение входящих докумен-тов. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по подготовке документов к отправке. | Подготовка документов к отправке. | Выполняет подготовку документов к отправке |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению схемы движения разных документов. | Составление схемы движения разных документов. | Составляет схемы движения разных документов. |
Тема 2.6. Контроль исполнения документов | ||
Сформировать понятие о подразделениях и лицах, осуществляющих контроль исполнения. Сформировать понятие о технологии контроля испол-нения документов традицион-ным и автоматизированным способами. Дать понятие об особенностях контроля испол-нения распорядительных доку-ментов. | Подразделения и лица, осуществляющие контроль исполнения. Организация контроля исполнения в условиях традиционной обработки документов. Автоматизированный контроль исполнения документов. Особенности контроля исполнения распорядительных документов. | Определяет подразделения и лица, осуществляющие конт-роль исполнения. Описывает технологию контроля исполнения доку-ментов традиционным и автоматизированным способами. Раскрывает особенности контроля исполнения распо-рядительных документов. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по организации контроля испол-нения документов традицион-ным способом. | Организация контроля исполнения документов традиционным способом. | Организует контроль испол-нения документов традицион-ным способом. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по организации контроля испол-нения документов с помощью компьютера. | Организация контроля исполнения документов с помощью компьютера. | Организует контроль испол-нения документов с помощью компьютера. |
Тема 2.7. Номенклатура дел | ||
Дать понятия «дело», «номенклатура дел». Сформировать знания о роли и значении номенклатуры дел, ее видах; порядке составления, оформления, согласования и утверждения номенклатуры дел организации и структурного подразделения; правилах сос-тавления индексов и заголовков дел; определении сроков хранения документов. Сформировать понятие о технологии пользования перечнем при определении сроков хранения документов, правилах заполнения граф и итоговой записи номенклатуры дел организации.
| Определение терминов «дело», «номенклатура дел». Роль и значение номенклатуры дел (НД). Виды номенклатуры. Нормативные документы, определяющие правила составления и оформления номенклатуры дел организации. Порядок составления, оформления, согласования и утверждения номенклатуры дел структурного подразделения и сводной номенклатуры дел организации. Правила составления индексов и заголовков дел. Определение сроков хранения документов. Перечни документов с указанием сроков хранения, их виды, назначение, схемы построения, отличие. Порядок работы с перечнями при составлении номенклатуры дел. Правила заполнения граф и итоговой записи номенклатуры дел организации.
| Формулирует определения «дело» «номенклатура дел», объясняет их значения. Объясняет порядок составления, оформления, согласования и утверждения номенклатуры дел структурного подразделения, правила составления индексов и заголовков дел. Определяет сроки хранения документов. Раскрывает технологии пользования перечнем при определении сроков хранения документов, правила заполнения граф и итоговой записи номенклатуры дел организации. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению заголовков дел.
| Составление заголовков дел. | Составляет заголовки дел. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по определению сроков хранения дел.
| Определение сроков хранения дел. | Определяет сроки хранения дел. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по составлению и оформлению номенклатуры дел структурного подразделения.
| Составление и оформление номенклатуры дел структурного подразделения. | Составляет и оформляет номенклатуру дел структурного подразделения. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению макета номен-клатуры дел организации, передающих и не передающих документы на государственное хранение и обложки дел в момент заведения.
| Оформление макета номенклатуры дел организации, передающих и не передающих документы на государственное хранение. Оформление обложки дел в момент заведения. | Оформляет макет номенкла-туры дел организации, пере-дающих и не передающих документы на государственное хранение и обложку дел в момент заведения. |
Тема 2.8. Формирование и оперативное хранение дел | ||
Сформировать знания о порядке заведения дел с начала делопроизводственного года, папках для формирования дел, типах, размерах и реквизитов обложек дел длительного хра-нения, об особенностях группи-ровки в дела различных категорий документов. Дать понятие об основных задачах и требованиях к организации хранения испол-ненных документов в делопроизводстве, основных нормативных документах, регламентирующих организа-цию оперативного хранения документов, способах и правилах хранения дел в делопроизводстве; порядке выдачи дел и документов во временное пользование. | Порядок заведения дел с начала делопроизводственного года. Папки для формирования дел. Типы и размеры обложек дел длительного хранения, реквизиты обложки дела. Основные требования к формированию дел в делопроизводстве. Порядок расположения документов внутри дел. Особенности группировки в дела различных категорий документов. Основные задачи и требования к организации хранения исполненных документов в делопроизводстве. Нормативные документы, регламентирующие организацию оперативного хранения документов. Централизация и децентрализация хранения дел в делопроизводстве. Правила и способы хранения дел в делопроизводстве, подразделения и лица, осуществляющие оперативное хранение дел до передачи их в ведомственный архив. Организация справочной работы по документам, хранящимся в делопроизводстве. Порядок выдачи дел и документов во временное пользование, учет выдачи. | Излагает порядок заведения дел с начала делопроизвод-ственного года, типы, размеры и реквизиты обложек дел дли-тельного хранения, особенности группировки в дела различных категорий документов. Раскрывает основные задачи и требования к организации хранения исполненных документов в делопроизводстве, основные нормативные документы, регламентирующие организацию оперативного хранения документов, способы и правила хранения дел в делопроизводстве; порядок выдачи дел и документов во временное пользование. |
Тема 2.9. Подготовка документов к передаче в архив организации | ||
Дать понятие о составе мероприятий, проводимых при подготовке дел к передаче в архив организации. Дать понятие о назначении экспертизы ценности докумен-тов, методах ее проведения, организации работы централь-ной экспертной комиссии или экспертной комиссии организа-ции. Сформировать понятие о полном и частичном оформ-лении дел. Сформировать знания о правилах составления, офор-мления, согласования и утверждения описи дел структурного подразделения; порядке передачи дел в ведомственный архив. Сформировать знания о правилах составления, оформле-ния, согласования и утвер-ждения актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, о порядке уничтожения дел. | Состав мероприятий при подготовке дел к передаче в архив организации. Понятие, назначение и методы проведения экспертизы ценности документов, ее этапы, принципы и критерии. Организация работы центральной экспертной комиссии (ЦЭК) или экспертной комиссии (ЭК) организации (структурного подразделения). Положение о ЦЭК (ЭК). Понятие о полном и частичном оформлении дел. Порядок оформления дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения. Определение описи по ГОСТ 16487-83. Описи на дела, подготовленные к передаче в архив. Необходимость составления отдельных описей на различные категории дел, их отличие. Правила составления, оформления, согласования и утверждения описи дел структурного подразделения. Возможность использования в качестве описей дел временного (до 10 лет) хранения номенклатуры дел. Порядок передачи дел в ведомственный архив. Понятие годового раздела сводной описи дел организации и законченной описи дел. Акт о выделении к уничтожению документов как результат проведения экспертизы ценности документов в делопроизводстве. Правила составления, оформления, согласования и утверждения актов. Порядок подготовки дел к уничтожению. Внесение данных, подтверждающих факт сдачи дел на уничтожение, в акт. | Описывает состав мероприя-тий, проводимых при под-готовке дел к передаче в архив организации. Излагает назначение и методы проведения экспертизы цен-ности документов в делопро-изводстве, порядок организации работы центральной экспертной комиссии или экспертной комиссии организации. Раскрывает сущность понятия о полном и частичном оформлении дел. Объясняет правила состав-ления, оформления, согласова-ния, утверждения описи дел структурного подразделения и порядок передачи дел в ведомственный архив. Описывает правила составл-ения, оформления, согласования и утверждения актов о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, порядок уничтоже-ния дел. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению описи дел структурного подразделения на дела постоянного срока хранения. | Оформление описи дел структурного подразделения на дела постоянного срока хранения. | Оформляет описи дел структурного подразделения на дела постоянного срока хранения. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению дел постоянного хранения для передачи их в архив организации. | Оформление дел постоянного хранения для передачи их в архив организации. | Оформляет дела постоянного хранения для передачи их в архив организации. |
Практические занятия | ||
Сформировать умения сос-тавлять и оформлять акт о выделении к уничтожению дел с истекшими сроками хранения. | Составление и оформление акта о выделении к уничтожению документов, срок хранения которых истек. | Составляет и оформляет акт о выделении к уничтожению дел с истекшими сроками хранения. |
Тема 2.10. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию | ||
Дать понятие о документах, регламентирующих порядок работы с документами, содержащими конфиденциаль-ную информацию. Дать понятие о сведениях ограниченного распростране-ния, подразделениях и лицах, осуществляющих работу с документами, содержащими конфиденциальную инфор-мацию, об ответственности за ее разглашение; особенностях работы с документами, содер-жащими конфиденциальную информацию. | Документы, регламентирующие порядок работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию. Понятие о сведениях ограниченного распространения. Подразделения и должностные лица, осуществляющие организацию работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию. Контроль за неразглашением конфиденциальных сведений. Ответственность за разглашение сведений и организацию работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию. Особенности приема, регистрации и работы с документами, содержащих конфиденциальную информацию.
| Излагает документы, регла-ментирующие порядок работы с документами, содержащими конфиденциальную информа-цию. Излагает сведения, которые можно отнести к конфиденциальным, объясняет ответственность за их разглашение. Формулирует перечень подразделений и должностных лиц, осуществля-ющих работу с документами, содержащими конфиденциаль-ную информацию. Объясняет особенности работы с докумен-тами, содержащими конфиден-циальную информацию. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по регистрации документов, содержащих конфиденциаль-ную информацию. | Регистрация документов, содержащих конфиденциальную информацию. | Регистрирует документы, содержащие конфиденциальную информацию. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению акта проверки наличия и состояния докумен-тов, содержащих конфиден-циальную информацию. | Оформление акта проверки наличия и состояния документов, содержащих конфиденциальную информацию. | Оформляет акт по резуль-татам проверки наличия и состояния документов, содержа-щих конфиденциальную инфор-мацию. |
Тема 2.11. Организация работы с обращениями граждан | ||
Дать понятие о нормативных документах, регламентирующих работу с обращениями граждан. Сформировать знания о предложении, заявлении, жало-бе, личной ответственности руководителей за организацию делопроизводства по обраще-ниям граждан, функциях, правах и обязанностях струк-турных подразделений и должностных лиц, осущест-вляющих работу с обращениями граждан, организации приема поступающих письменных обращений граждан. Дать понятие об организации личного приема граждан, построении регистрационной картотеки. Сформировать понятие о повторных обращениях граж-дан, сроках исполнения обращений, особенностях орга-низации справочной работы по обращениям граждан. Сформировать понятие о применении автоматизирован-ной регистрации и контроля при проведении регистрации и контроля исполнения обраще-ний граждан. Сформировать знания об организации анализа обращений граждан; об особенностях формирования, оформления и подготовки дел, содержащих обращения граждан, к передаче в ведомственный архив, порядке уничтожения дел с истекшими сроками хранения. | Основные нормативные документы, регламентирующие ведение делопроизводства по обращениям граждан. Понятие о предложении, заявлении, жалобе. Личная ответственность руководителей за организацию делопроизводства по обращениям граждан. Структурные подразделения и должностные лица, осуществляющие работу с обращениями граждан, их функции, права и обязанности. Организация приема поступающих письменных обращений граждан, их обособленная регистрация. Организация личного приема граждан, регистрация их письменных и устных обращений по установленным правилам. Построение регистрационной картотеки. Понятие повторного обращения, особенности его регистрации и рассмотрения. Правила рассмотрения обращений граждан. Направление на рассмотрение согласно резолюции и организация рассмотрения. Сроки исполнения обращений граждан. Особенности организации справочной работы по обращениям граждан. Виды справочных картотек. Особенности организации контроля за своевременным исполнением обращений граждан, порядок снятия с контроля, проставление отметки об исполнении и направлении документа в дело. Особенности регистрации документов-ответов на обращения граждан, состав регистрационного индекса. Автоматизированная регистрация и контроль исполнения обращений граждан. Организация анализа поступающих обращений граждан, его основные цели. Особенности формирования дел, содержащих обращения граждан и документы по их исполнению, необходимость централизованного формирования таких дел, сроки их хранения. Экспертиза ценности, критерии отбора таких дел на постоянное и временное (свыше 10 лет) хранение. Передача дел, содержащих обращения граждан и документы по их исполнению, в ведомственный архив. Порядок уничтожения дел с истекшими сроками хранения. | Трактует нормативные документы, регламентирующие работу с обращениями граждан. Раскрывает содержание предложения, заявления, жало-бе. Объясняет личную ответст-венность руководителей за организацию делопроизводства по обращениям граждан, функции, права и обязанности структурных подразделений и должностных лиц, осущест-вляющих работу с обращениями граждан. Объясняет порядок приема и регистрации обраще-ний граждан, сроки исполнения обращений, особенности организации справочной рабо-ты по обращениям граждан. Излагает порядок органи-зации личного приема граждан, построения регистрационной картотеки. Формулирует понятие повторного обращения граждан и объясняет особенности его регистрации. Излагает порядок автомати-зированной регистрации и контроля исполнения обра-щений граждан. Излагает цели и задачи анализа обращений граждан и работы с ними. Объясняет особенности формирования, оформления и подготовки дел, содержащих обращение граждан; объясняет порядок передачи дел в архив. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по регистрации и контролю исполнения обращений граждан традиционным способом. | Регистрация и контроль исполнения обращений граждан традиционным способом. | Регистрирует и осуществляет контроль исполнения обращений граждан традиционным способом. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по проведению операции по регистрации и контролю исполнения обращений граждан на компьютере. | Выполнение операций по регистрации и контролю исполнения обращений граждан на компьютере. | Проводит регистрацию и контроль исполнения обращений граждан на компьютере. |
Тема 2.12. Организация работы с документами по личному составу | ||
Сформировать понятие о структурных подразделениях и лицах, осуществляющих дело-производство по кадрам, составе документов, обеспечи-вающих документирование работы с кадрами. Сформировать знание о порядке ведения делопроизвод-ства при приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении, предоставлении отпусков, поощрениях и наложении дисциплинарного взыскания. Сформировать понятие о требованиях к порядку формирования личных дел работников, составе документов личного дела и требованиях к их заполнению и оформлению. | Структурные подразделения и лица, осуществляющие делопроизводство по кадрам. Состав документов, обеспечивающих документирование работы с кадрами. Порядок ведения делопроизводства при приеме на работу. Составление проекта приказа, порядок его визирования, подписания, регистрации, ознакомления с ним, заполнение личной карточки работника формы Т-2; открытие лицевого счета в бухгалтерии, оформление трудовой книжки или внесения записи в нее. Виды переводов, установленные Трудовым кодексом Республики Беларусь, условия их осуществления. Порядок ведения делопроизводства при переводе на другую работу. Составление, оформление, визирование заявления и приказа о переводе на другую работу. Формирование личного дела работника. Состав документов личного дела. Составление внутренней описи. Оформление обложки личного дела, порядок присвоения индекса делу. Регистрация личного дела в алфавитной книге. Правила последующего формирования личного дела.
| Описывает структурные подразделения и лица, осущест-вляющие делопроизводство по кадрам, состав документов, сопровождающих процессы документирования работы с кадрами. Объясняет порядок ведения делопроизводства при приеме на работу, переводе на другую работу, увольнении, пре-доставлении отпусков, поощ-рениях и наложении дисцип-линарного взыскания. Излагает требования к порядку формирования личных дел работников, составу документов личного дела и к их заполнению и оформлению. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению документов при приеме на работу. | Оформление приема на работу. | Оформляет документы при приеме на работу. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению документов при переводе на другую работу. | Оформление перевода на другую работу. | Оформляет документы при переводе на другую работу. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению документов на командирование и при предоставлении отпусков. | Оформление командирования и предоставления отпусков. | Оформляет документы на командирование и при предоставлении отпусков. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению документов о поощрении работников. | Оформление поощрений работников. | Оформляет документы о поощрении работников. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению документов о наложении дисциплинарных взысканий. | Оформление наложения дисциплинарных взысканий. | Оформляет документы о наложении дисциплинарных взысканий. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению документов при увольнении с работы. | Оформление увольнения с работы. | Оформляет документы при увольнении с работы. |
Практические занятия | ||
Сформировать умение по оформлению личных дел работников при их подготовке к передаче в архив организации и описи дел по личному составу. | Оформление личных дел работников при их подготовке к передаче в архив организации и описи дел по личному составу. | Оформляет личные дела работников при их подготовке к передаче в архив организации и описи дел по личному составу. |
Обязательная контрольная работа №2 | ||
Тема 2.13. Организация работы с электронными документами | ||
Дать представление об основных нормативных право-вых актах, регламентирующих организацию работы с электронными документами. Дать понятие об электронном документе, его структуре, о форме представления, сфере обращения, способах удосто-верения, об электронной циф-ровой подписи. Сформировать понятие о требованиях к созданию, обращению и хранению электронных документов. | Закон Республики Беларусь «Об электронном документе». Понятие об электронном документе, его структура и формы представления. Сфера обращения электронного документа. Оригиналы и копии электронных документов, порядок их удостоверения. Понятие об электронной цифровой подписи, ее назначение. Юридическая сила электронного документа. Требования к порядку создания, обращения и архивного хранения электронных документов, устанавливаемые СТБ «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения». | Называет основные норма-тивные правовые акты, регламентирующие организа-цию работы с электронными документами. Раскрывает суть электронного документа, его структуру, форму, сферу обращения, суть оригинала и копии электронного документа, способы их удостоверения. Объясняет понятие «электронная цифровая подпись», ее назначение. Объясняет требования к порядку создания, обращения и архивного хранения электрон-ных документов. |
Практические занятия | ||
Научить работать с нормативными правовыми актами, регулирующими работу с электронными документами | Изучение нормативных правовых актов, регулирующих работу с электронными документами. | Пользуется нормативными правовыми актами, регули-рующими работу с электронными документами, анализирует их требования |
Курсовое проектирование |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (терминов и определений, применяемых в области документационного обеспечения управления, способов изготовления бланков документов и т. д.); осуществление соответствующих практических действий (оформление отдельных реквизитов, бланков документов и т. д.) |
2 (два) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарное перечисление состава реквизитов формуляра-образца, бланков документов, формуляра конкретного документа и т. д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (оформление отдельных реквизитов, бланков, отдельных видов документов и т. д.) |
3 (три) | Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (фрагментарное перечисление состава реквизитов формуляра-образца, бланков документов, формуляра конкретного документа и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (оформление отдельных реквизитов, бланков, отдельных видов документов и т. д.); наличие единичных существенных ошибок |
4 (четыре) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения правил оформления реквизитов, бланков документов и т. д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (оформление отдельных реквизитов, бланков); наличие существенных ошибок |
5 (пять) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала (развернутое описание и объяснение правил оформления реквизитов и их составных частей, правил оформления и способов расположения реквизитов бланков для организаций разных форм собственности, объяснение способов изготовления бланков и т. д.); владение программным учебным материалом в знакомой ситуации; выполнение заданий по образцу, на основе предписаний (оформление отдельных реквизитов, бланков, отдельных видов документов); наличие существенных ошибок |
6 (шесть) | Полное, прочное знание и осознанное воспроизведение программного учебного материала, владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение правил оформления реквизитов и их составных частей, формулировка выводов о необходимости оформления обязательных реквизитов, правил оформления и способов расположения реквизитов бланков для организаций разных форм собственности, объяснение и обоснование способов изготовления бланков и т. д.); недостаточно самостоятельное выполнение заданий; наличие единичных несущественных ошибок |
7 (семь) | Полное, прочное, глубокое знание и осознанное воспроизведение программного учебного материала, оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение правил оформления реквизитов и их составных частей, формулировка выводов о необходимости оформления обязательных реквизитов, обоснование необходимости оформления реквизитов в строго определенных местах, правил оформления и способов расположения реквизитов бланков для организаций разных форм собственности, объяснение и обоснование способов изготовления бланков, раскрытия сущности понятия «гербовые бланки», обоснование необходимости обязательного их учета и т. д.); самостоятельное выполнение заданий по оформлению отдельных реквизитов с воспроизведением всех вариантов, разных видов бланков с использованием всех возможных способов расположения реквизитов с самостоятельным определением формы собственности организации, ее ведомственной принадлежности с нанесением всех дополнительных отметок и т. д., с наличием единичных несущественных ошибок |
8 (восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (применение знаний и умений при оформлении реквизитов, бланков, анализ состава реквизитов, определение недостающих элементов реквизитов и самостоятельное их добавление исходя из задания и т. д.); самостоятельное выполнение заданий; оперирование программным материалом в частично измененной ситуации; наличие единичных несущественных ошибок |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; свободное оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение знаний и умений при оформлении реквизитов, бланков, анализ состава реквизитов, определение недостающих элементов реквизитов и самостоятельное их добавление исходя из задания и т. д.) |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельный поиск и изучение незнакомого материала и т. д.); предложение новых подходов к организации процессов, наличие элементов творческого характера при выполнении заданий |
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА
Наименование | Количество |
Технические средства обучения | |
Технические устройства |
|
Компьютер | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Дидактическое обеспечение |
|
Нормативная документация по правилам работы и оформления документов | комплект |
Слайды, презентации учебного назначения | комплект
|
Электронные средства обучения | |
Электронные учебные пособия | комплект |
Сайт https://multiurok.ru/lingvogumanitar/ | 1
|
Средства обучения для проведения практических занятий | |
TestWizard - платформа для создания тестов, https://www.testwizard.ru/personal/ MyTestXPro Документационное обеспечение управления. Практикум | комплект комплект комплект |
Средства защиты | |
Аптечка первой помощи | 1 |
Огнетушитель | 1 |
Оборудование помещения | |
Доска аудиторная | 1 |
Стол аудиторный (компьютерный) | 15 |
Стол для преподавателя | 1 |
Стул | 31 |
Шкаф книжный | 2 |
Экран проекционный | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
Рыбаков, А.Е. Основы делопроизводства / А.Е.Рыбаков - Минск: РИПО, 2007
Паневчик, В.В., Делопроизводство / В.В.Пангевчик - Минск: БГЭУ, 2008
Гваева, И.В., Тепляков, А.А. Делопроизводство. Документационное и организационное обеспечение управления: учебное пособие / И.В.Гваева, А.А.Тепляков - Минск: Академия управления при Президенте Республике Беларусь, 2005
Мишина, Л.А. Документация. Делопроизводство / Л.А.Мишина - Минск: Амалфея, 2010
Давыдова, Э.Н. Альбом форм ОРД / Э.Н.Давыдова - Минск: БелНИИДАД, 2016
Пешкова, Г.Д. Секретарское дело / Г.Д.Пешкова - Минск: Высшая школа, 2009
Гавриленко, С.Д. Документирование в организации / С.Д.Гавриленко - Минск: Амалфея, 2005
Давыдова, Э.Н. Делопроизводство / Э.Н.Давыдова - Минск: БелНИИДАД, 2002
Рыбаков, А.Е. Энциклопедия кадрового делопроизводства / А.Е.Рыбаков - Минск: информационно-правовое агенство, 2010
Госстандарт СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» с изменениями / 2004, 2016
Закон «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»
Министерство юстиции Республики Беларусь Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях РБ с изменениями 2016г. / Минск: БелНИИДАД, 2009, 2016