СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету изобразительное искусство (1 класс)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

«Изобразительное искусство» в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, познанию мира через чувства и эмоции.

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету изобразительное искусство (1 класс)»

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (предметная область «Искусство») и примерной основной образовательной программы начального общего образования.


II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


«Изобразительное искусство» в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, познанию мира через чувства и эмоции.

Актуальность предмета обусловлена принципиальным значением интеграции школьного образования в современную культуру. Программа направлена на помощь ребенку при вхождении в современное информационное, социокультурное пространство, в котором сочетаются разнообразные явления массовой культуры, зачастую манипулирующие человеком, не осознающим силы и механизмов ее воздействия на его духовный мир.

Приобщение современного человека к искусству как вековому культурному опыту человечества, основанному на преемственности поколений, передававших свое восприятие мира, воплощенное в художественных образах, значимо для его эстетического и этического воспитания. Гуманистический и педагогический потенциал искусства использовался в традиционном и официальном образовании во все времена.

Искусство является одной из форм познания окружающего мира. Художественное познание, принципиально отличаясь от научного, дополняет и гармонизирует картину мира.


Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи: • воспитание визуальной культуры как части общей куль-

туры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

• развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне), их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

Ценностные ориентиры учебного предмета

При изучении предмета особое значение уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребенка. Человек относится к окружающему миру не бесстрастно, любое практическое отношение так же, как и практическая деятельность, всегда эмоционально окрашены, несут субъективные предпочтения, включают личную оценку. Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни обусловлена тем, что эстетический опыт питает лучшие душевные качества – бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству.

Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально-эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать отношения с ним. В переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту приобщение к изобразительному искусству целесообразно

строить на конструктивной синхронизации «Большие и маленькие художники о самом главном», которая, смыкаясь на определенном этапе, выведет ребенка на осознание главных общечеловеческих ценностей, воспринятых и прочувствованных через личностный субъективный опыт, пополненный опытом восприятия произведений пластических искусств (изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна), представляющих и интерпретирующих для данного возраста темы детства, материнства, природы, дружбы, любви к большой и малой Родине, заботы о животных.

Опираясь на знакомые и личностно пережитые ценности, можно бережно ввести первоклассника в новый для него мир – мир искусства. Ему будет легче открыть и принять ценности искусства, если они соотносятся с известными явлениями окружающего мира, с переживаниями событий. В образе родного дома объединяются его внешний вид и внутреннее убранство, мама и другие члены семьи, игрушки, детские книжки, еда, одежда, наконец, домашние животные, то есть все, что знакомо, привычно и каждый день окружает ребенка дома. Однако искусство позволяет увидеть и прочувствовать все это по-другому, так, как видел художник, который жил в иное время, в иной стране, но, как и современный человек, дорожил своим домом, семьей, любил маму, детей, близких людей, ценил пищу, заботился о тех, кто нуждался в его помощи. Искусство позволяет заглянуть в чужой, незнакомый мир, узнать о том, чем жили, чему радовались люди, что их огорчало.


III.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 33 недели, всего 33 часа в год.


IV.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1 класс (30 ч)


Раздел 1. Мой дом в искусстве (15 ч)

Раздел 2. Мои друзья всегда со мной (5 ч)

Раздел 3. Природа – лучший учитель художника (10 ч)

Обощающие уроки (3ч)

V.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

• в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

• в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления бытовой и производственной среды;

• в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения –

для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.


метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

• в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории куль-туры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных об-разах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо от-носится к другой точке зрения, другому восприятию мира;

• в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору;

• в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.


Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе. Учащиеся:

• получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

• узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

• определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

• интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

• имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

• применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.


VII.ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФГОС

1. Примерная рабочая программа по изобразительному искусству (Д)*. Рабочая программа по изобразительному искусству (Д). Примерная рабочая программа, рабочая программа входит в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства.

2. УМК для проведения уроков изобразительного искусства (К). При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по несколько экземпляров учебников из других УМК по ИЗО. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем – как часть методического обеспечения кабинета.


3. Учебники по изобразительному искусству (К) в печатной и электронной формах. Тетради для самостоятельной работы (К).

4. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков ИЗО) (Д).

5. Методические журналы по искусству (Д).

6. Учебно-наглядные пособия в виде таблиц и плакатов фор-мата А4 (Ф), (Д).

7. Хрестоматии литературных произведений к урокам ИЗО (Д). 8. Альбомы по искусству (Д).

9. Книги о художниках и художественных музеях, о стилях изобразительного искусства и архитектуры (Д).

10. Словарь искусствоведческих терминов (П).

11. Портреты русских и зарубежных художников (Д) по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

12. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента (Д).

13. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта (Д).

14. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека (Д).

15. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству (Д). Все таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

16. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте (К).