СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по предмету «Литературное чтение»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. 5. Формирование эстетических чувств. 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. 8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач. 3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. 5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. 6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления. 7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты:
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности. 3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова. 4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России. 5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении. 6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. 7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты на конец 1 класса. Учащиеся должны иметь представление: - об отличии искусства от науки; - о сходстве и различии литературы и других видов искусства (музыка, живопись, скульптура);
- о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отражённого в литературе разных времён и народов; - о наличии художественного вымысла в произведении; - о традиционных выразительных средствах фольклора; - о многообразии художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;
- о разнообразии мира литературы.
Учащиеся должны знать: - наизусть 8 - 10 стихотворений разных авторов по выбору ученика; - имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы, 2-3 современных писателей (поэтов); - названия основных произведений любимого автора. Учащиеся должны уметь: - читать, целыми словами вслух и про себя; темп чтения 60 - 70 слов в минуту;
- эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя);
- узнавать простейшие виды тропов (сравнение, эпитет, гипербола, литота, олицетворение, звукопись, цветопись); - пользоваться выразительными средствами произведения при рассказе о героях и событиях; - находить неточные и составные рифмы.
Планируемые результаты на конец 2 класса. Учащиеся получат возможность для формирования:
умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие;
умения владеть монологической и диалогической формами речи;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами;
сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
выявлять особенности героя художественного рассказа;
выявить особенности юмористического произведения;
определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
выявлять развитие настроения в художественном тексте;
умения писать отзыв на книгу.
Планируемые результаты на конец 3 класса. В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: - инструментально осваивать алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей и быстрого поиска нужной словарной статьи; - ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений. находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; - работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, "Рабочей тетрадью", учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту. В области регулятивных УУД обучаемый научится: подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и приблизится к пониманию того, что разные точки зрения имеют разные основания.
В области коммуникативных УУД обучаемый научится: - в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте, распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; - в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; - находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
Планируемые результаты на конец 4 класса:
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать /понимать:
- признаки простого и сложного предложений; знаки препинания в этих предложениях; признаки главных и второстепенных членов предложения;
- термины: подлежащее, сказуемое; признаки однородных членов предложения; знаки препинания в предложениях с однородными членами; лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;
- морфемный состав имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий;
- признаки и падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения;
- признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;
- правописание и способы проверки безударных окончаний имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
- алгоритм определения склонения существительного;
- окончания имен существительных при склонении;
- склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
- склонение имен прилагательных во множественном числе;
правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
- понятие о неопределенной форме глагола;
- изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
- глаголы 1–2-го спряжений;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
- изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
- правописание частицы не с глаголами;
- правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся );
- служебные части речи.
- ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными членами;
- устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания;
- распознавать местоимения, определять их число и лицо;
- писать раздельно местоимение с предлогом;
- правильно писать падежные окончания прилагательных;
- определять время, число и спряжение глаголов;
- спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
- распознавать неопределенную форму глаголов;
- писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
- писать не с глаголами раздельно;
- писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
- писать диктанты различных видов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений, различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространенных, предложений с однородными членами);
- выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
- устного и письменного составления предложений и текстов на определенную тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- правильного написания слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70-80 слов) и письма текстов под диктовку (75-85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т. д.);
- готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов и т. д.), готовности к самооценке и самоконтролю.
2. Содержание учебного предмета.
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмыслённости. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от смыслового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетаниях; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла произведения при чтении про себя, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-ознавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборное, просмотровое.
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Особенности фольклорного текста. Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы). Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования а общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимости знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий: книга-произведение, книга-сборник, сборник сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, карточки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).
Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватно е соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем. Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения. Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев, их обобщение и формулировка выводов. Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок). Осознание понятия «Родина», представление о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России. Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применять их в повседневном общении; желание избегать проявления эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека. Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручать из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана. Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимании е отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различны видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений. Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания ( что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связанности изложения, культурных норм речевого высказывания.
Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы ( места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста. Написание сочинений- миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзыв о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.
Круг детского чтения.
Произведения устного народного творчества разных народов. произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы Х1Х – ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные. Научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России, загадки, песенки, скороговорки, пословицы, рассказы и стихи; мифы и былины). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения. Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения. Литературная пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя). Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общие представления о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение). Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения, и выразительных средствах.
Творческая деятельность.
Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопроса учителя).
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, выразительное чтение, драматизация; устное словесное рисование, использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).
3. Тематическое планирование.
1 класс (132 часа)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов |
1 | Давайте знакомиться (добукварный период) | 20 ч. |
| Мир общения. Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники. Слово в общении. Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении. Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова – названия предметов и слова с обобщающим значением. Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы. культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. «Общение» с животными, с неодушевлёнными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов. Рисунки и предметы в общении. Предыстория письменной речи. Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи. Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений. Сообщения, записанные знаками-символами. Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др. Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях. Первоначальное обобщение: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения. Слово как главное средство общения. Звучание и значение слова. Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии). Слово как сложный языковой знак, замечающий что-либо (вещь, действие, предмет). Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов. Слово и предложение. Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова. Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца. Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов. Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения. |
|
2 | Страна АБВГДЕйка (букварный период) | 64 ч. |
| Гласные звуки и буквы. Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами. Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ). Звучание и значение слова. Согласные звуки и буквы. Согласные звуки, обозначение их буквами. Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами. Смыслоразличительная функция звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение на письме мягких согласных. Звонкие и глухие согласные. Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. слого-звуковой анализ слов. правила переноса слов по слогам. Открытый и закрытый слоги. Роль гласных букв в открытых слогах. Правили чтения открытых слогов с гласными буквами: [ы – и], [о – ё], [а – я], [э – е], [у – ю]. Буквы е, ё, ю, я. Двойное значение букв е, ё, ю, я ( в зависимости от места в слове). Обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука. Обозначение двух звуков: звука й и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твёрдого знаков). Буква ь и ъ. Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Употребление ь и ъ как разделительных знаков. Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё. Сравнение слов с разделительным твёрдым знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных. Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками (первоначальные наблюдения). Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари. Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания). Старинные азбуки, старинные названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль. |
|
3 | Про всё на свете (послебукварный период) | 8 ч. |
| Обобщение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику. Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание). |
|
4 | Книги – мои друзья. | 4 ч. |
| 1. Вводный урок по содержанию раздела. Знакомство с системой условных обозначений. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги – мои друзья. С.Маршак. «Новому читателю». Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков. 2. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?» выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Мои любимые писатели. А. С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила». 3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К. Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К. Д. Ушинского. 4. Наш театр. К. Чуковский. «Айболит». Инсценировка. 5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. |
|
5 | Радуга-дуга. | 4 ч. |
| 1. Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Песенки разных народов. сравнение песенок разных народов. выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни. 2. Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов. 3. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг. 4. Наш театр. «Перчатки». Английская народная песенка. подготовка спектакля по произведению. 5. Маленькие и большие секреты страны литературии. Контроль и проверка результатов обучения. |
|
6 | Здравствуй, сказка! | 5 ч. |
| 1. Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой. 2. Жили-были буквы. Г.Юдин. «Почему «А» первая?». Т. Коти. «Катя и буквы». буквы – сказочные герои. По следам самостоятельного чтения. И. Гамазкова. «Живая азбука». Сравнение сказок. Русская народная сказка «Курочка Ряба». С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят». 3. Русская народная сказка. «Кот, лиса и петух». Главные герои сказки. л. Пантелеев. «Две лягушки». Сравнение героев сказок. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. сравнение русских сказок со сказками народов России. 4. Наш театр. С. Михалков. «Сами виноваты». Инсценировка сказки. 5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. 6. Семейное чтение. «Три дочери». «Два лентяя». «Заяц и черепаха». |
|
7. | Люблю всё живое | 6 ч. |
| 1. Вводный урок. Основные понятия раздела: общение, диалог. В. Лунин. «Никого не обижай». Е. Благинина. «Котёнок». Нравственный смысл произведений. Семейное чтение. Л. Толстой. «Пожарные собаки». Б. Житков. «Вечер». 2. Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. «Лягушки». Разговор синицы и дятла. В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета». 3. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. «Всех угостила». С. Михалков. «Зяблик». Герой стихотворения. по следам самостоятельного чтения. С. Маршак. «В зоопарке». Общение с миром природы. Н. Сладков. «Без слов». создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу». 4. Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л. Н. Толстой. «Обходиться добром со всяким». Не мучить животных. 5. Наш театр. С. Маршак. «Волк и лиса». 6. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. |
|
8 | Хорошие соседи, счастливые друзья. | 7 ч. |
| 1. Вводный урок. Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С.Михалков. «Песенка друзей». М. Танич. «Когда мои друзья со мной». А. Барто. «Сонечка». Выразительное чтение стихотворений. 2. Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е.Пермяк. «Самое страшное». В. Осеева «Хорошее». Э. Шим. «Брат и младшая сестра». 3. Мы идём в библиотеку. Книги о детях. 4. Самостоятельное чтение. Е. Благинина « Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз…» . В. Лунин. «Мне туфельки мама вчера подарила…». Тема стихотворений. 5. Наш театр. М. Пляцковский. «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!». Чтение по ролям. 6. Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». Нравственно-этический смысл произведений. Главная мысль произведений. 7. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. |
|
9 | Край родной, навек любимый. | 9 ч. |
| 1. Вводный урок. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П.Воронько. «Лучше нет родного края». 2. Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А.Плещеев. «Весна». С.Есенин. «Черёмуха». С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…». И.Суриков. «Лето». Н.Греков. «Летом». А.Пушкин. «За весной, красой природы…». А. Плещеев. «Миновало лето…». И.Суриков. «Зима». 3. Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведений литературы и живописи. 4. Образ природы и литературной сказки. В. Сухомлинский. «Четыре сестры». Сочинение сказки. в. Берестов. «Любили без особых причин…» . Г. Вигру. «Сколько звёзд на ясном небе!» Н. Бромлей. «Какое самое первое слово?». А. Матвеев. «За что люблю маму». 5. Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и туже тему. Составление рассказа о своей семье. 6. Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг. 7. Самостоятельное чтение. Е Пермяк. «Первая рыбка». Рассказ о своей семье. 8. Семейное чтение. И. Косяков. «Всё она». Л. Толстой. «Мальчик и отец». К. Ушинский. «Лекарство». Объяснение смысла произведений. 9. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения. | . |
10 | Сто фантазий. | 1 ч. |
| Основные понятия раздела: Р. Сеф. «Совершенно непонятно». В. Маяковский. «Тучкины штучки». В. Викторов. «Поэт нашёл в себе слова…». Ю. Мориц. «Сто фантазий». И. Пивоварова. «Я палочкой волшкбной…». Г. Цыферов. «Про меня и про цыплёнка». Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов. |
|
11 | Резерв учебного времени. | 4 ч. |
Тематическое планирование.
2 класс (136 часов)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов |
1 | Любите книгу. | 9 ч |
| Знакомство с новой учебной книгой. Ю. Энтин «Слово про слово», В. Боков «Книга – учитель». Г. Ладонщиков «Лучший друг». Книги из далекого прошлого. Рукописные книги Древней Руси. Н. Кончаловская «В монастырской келье». Мы идем в библиотеку. Вн/чт.Что я читал летом. Мои любимые художники-иллюстраторы. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Сокровища духовной мудрости. Закрепление по разделу «Любите книгу». Вн/чт .Стихи о школе. |
|
2 | Краски осени. | 13 ч. |
| А. Пушкин «Осень». С. Аксаков «Осень». Эпитеты. А. Майков «Осень». Сравнение. С Есенин «Закружилась листва золотая…». Вн/чт. Стихи об осенней природе. И. Токмакова «Опустел скворечник…». А Плещеев «Осень наступила». Произведения малых фольклорных жанров об осени. Мы идем в библиотеку. Вн/ чт. В. Сутеев. Сказки. Самостоятельное чтение произведений об осени. Наш театр. Н. Сладков «Осень». Стихотворение как особый жанр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Создание собственных текстов. Вн/ чт. М Пришвин «Осеннее утро». Закрепление по разделу «Краски осени». |
|
3 | Мир народной сказки. | 17 ч. |
| Сказка как особый жанр. «Узнай сказку». «Лисичка-сестричка и волк» Русская народная сказка. «Хитрая лиса». Корякская народная сказка. Вн/ чт. «Каша из топора». Образ лисы в сказках. «Зимовье». Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Русская народная сказка. «Пых». Пересказ с белорусского. Вн/чт. И. Соколов – Микитов «Листопадничек». «Идэ». Хантыйская народная сказка. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Русская народная сказка. «Айога». Нанайская сказка. «Кукушка». Ненецкая сказка. Вн/чт. Братья Гримм. Сказки. Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка». Наш театр. «Лиса и журавль». Виды сказок. Обобщение по разделу «Мир народной сказки». Вн/чт. Сказки о животных. |
|
4 | Весёлый хоровод. | 11 ч. |
| Пословицы, поговорки, загадки. Музей народного творчества. Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. Авторские небылицы, перевертыши, веселые стихи. Вн/чт. В Катаев «Дудочка и кувшинчик». Странички из энциклопедии. «Небывальщина». Стихи Д. Хармса и К. Чуковского. Сравнение пословиц и загадок. Чтение произведений малых жанров устного народного творчества. Вн/чт .Братья Гримм «Горшочек каши». Обобщение по разделу «Веселый хоровод». |
|
5 | Мы – друзья. | 10 ч. |
| Пословицы о дружбе разных народов. М. Пляцковский «Настоящий друг», В. Орлов «Я и мы». Н. Носов «На горке». Вн/чт. В. Осеева «Хорошее». Мы идем в библиотеку. С. Михалков. «Как друзья познаются». Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». А. Гайдар «Чук и Гек». Вн/ чт. Стихи о зиме. Наш театр». И. Крылов «Стрекоза и Муравей». Басня - особый дидактический жанр. Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Обобщение по разделу «Мы – друзья». Вн/чт. Х. Андерсен «Ель». Готовимся к празднику. |
|
6 | Здравствуй, матушка Зима! | 11 ч. |
| Стихи А. Пушкина и Ф. Тютчева о зиме. Стихи С. Есенина о зиме. Создание книги о зиме. Вн/чт. «Два Мороза». С. Черный, Н. Фофанов, К. Бальмонт. Стихи о зиме. А. Барто, С. Дрожжин. Стихи о зиме. Загадки зимы. Праздник начинается, конкурс предлагается. Вн/чт. Стихи для Деда Мороза. |
|
7 | Чудеса случаются. | 16 ч. |
| Народные и авторские сказки. «Мои любимые писатели». А. С. Пушкин. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Вн/чт. К. Паустовский «Растрепанный воробей». Д. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки». Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…». Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Вн/чт. Ш. Перро. Сказки. Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Э. Распе. «Чудесный олень». Э. Распе. «Оттаявшие звуки». К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». Вн/чт. Г. Остер «Будем знакомы». К. Чуковский «Бибигон и пчела». Л. Толстой «Два брата». «Наш театр». К. Чуковский «Краденое солнце». Вн/чт. Л. Толстой «Филипок». Сравнение народной и литературной сказки. |
|
8 | Весна, весна! И всё ей радо! | 10 ч. |
| Образ весны в произведениях русских поэтов. Олицетворение как прием создания лирических произведений. Весна в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Вн/чт. К. Ушинский «Проказы старухи – зимы». Мы идем в библиотеку. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Ранняя весна». Настроение стихотворений. «Наш театр». С. Марша «12 месяцев». Вн/чт. Стихи о весне. Инсценировка сказки. Создание текста о весне. Обобщение по разделу «Весна, весна! И все ей радо…» |
|
9 | Мои самые близкие и дорогие. | 8 ч. |
| Родина, мать, отец, семья – главные слова для каждого человека. Вн/чт. В. Бианки «Купание медвежат». Р. Рождественский, Б. Заходер, Ю. Энтин. Стихи о семье. А. Барто, Р. Сеф. Стихи о маме. Дж. Родарри «Кто командует?». Э. Успенский, Б. Заходер. Стихи о семье. Вн/чт. Б. Житков. Рассказы. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек». «Наш театр». Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Обобщение по разделу «Мои самые близкие и дорогие». |
|
10 | Люблю всё живое. | 16 ч. |
| С. Черный «Жеребенок». Вн/чт. Я. Аким «Хлеб». С. Михалков «Мой щенок». Г. Снегирев «Отважный пингвинёнок». М. Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Вн/чт. К. Паустовский «Кот – ворюга». Н. Рубцов «Про зайца», В. Берестов «С фотоаппаратом». Сравнение научных и художественных текстов. «Мои любимые писатели». В.В. Бианки. В.В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». Вн/чт. В. Бороздин «Первый в космосе». Маленькие рассказы Н. Сладкова. В. Сухомлинский, «Почему плачет синичка?», Г. Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?». В.В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Шутки – минутки. Вн/чт. Э. Мошковская. И в шутку и всерьез. Сравнение произведений раздела. Создание отзыва на книгу. Обобщение по разделу «Люблю все живое». С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». |
|
11 | Жизнь дана на добрые дела. | 15 ч. |
| Л. Яхнин. Рассказы. Вн/чт. А. Приставкин «Портрет отца». В. Осеева «Просто старушка». Э. Шим «Не смей». А. Гайдар «Совесть». Работа со словом. Вн/чт. Я. Тайц «Приказ». В. Осеева «Три товарища». И. Пивоварова «Сочинение». Сочинение текста по аналогии. «Мои любимые писатели». Н. Носов. Вн/чт. Н Носов «Живая шляпа». Н. Носов «Затейники». Н. Носов «Фантазеры». Вн/чт. И Крылов «Кот и повар». И. Крылов «Лебедь, щука и рак». С. Михалков «Не стоит благодарности». Инсценировка произведения. Юмористическое произведение. Вн/чт. Е. Шварц «Перешли мы во второй». Рассказ о книге. Составление рассказа по иллюстрации. Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела». Итоговый урок. Повторение изученного во 2 классе. Вн/чт. Стихи о лете. |
|
Тематическое планирование.
3 класс (136 часов)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов |
1 | Книги – мои друзья. | 4ч. |
| Знакомство с новой учебной книгой. Книги, прочитанные летом. Загадки, пословицы о книге. Рукописные книги Древней Руси. Поучения Владимира Мономаха. Возникновение письменности. Первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров. «Азбука» – главная книга первопечатника Ивана Фёдорова. Поучительные наставления из Библии в «Азбуке». Музей книги. |
|
2 | Жизнь дана на добрые дела. | 17 ч. |
| Работа с выставкой книг. Система нравственных ценностей. Н. Носов «Огурцы». М. Зощенко «Не надо врать». Благородный поступок, честность, верность слову. Создание рассказа по аналогии «Что такое добро?» Владимир Даль – собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Семейное чтение. Притчи. Наш театр. В. Драгунский «Где это видано…». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
|
3 | Волшебные сказки. | 15 ч. |
| Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Рассказ по картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Особенности построения волшебной сказки. Русская сказка «Летучий корабль». Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка. Наш театр. Русская народная сказка «По щучьему велению». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа. |
|
4 | Люби всё живое. | 20 ч. |
| Художественный рассказ. Автор – рассказчик. Особенности художественного текста. К. Паустовский «Барсучий нос». Характеристика героя произведения. Научно-познавательный рассказ. Особенности научно-популярного текста. О. Полонский «Муравьиное царство». Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. Энциклопедия. « Барсук». Особенности юмористического произведения. В. Берестов «Кошкин щенок». Правда и вымысел в сказке. В. Бианки «Приключения Муравьишки». Создание текста по аналогии «Как Муравьишке бабочка помогла добраться домой». Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о животных. Периодическая литература для детей. Журнал. Смысл поступка. Семейное чтение Н. Носов «Карасик». Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв о книге о природе. |
|
5 | Картины русской природы. | 12 ч. |
| Основные понятия раздела: красота природы, гордость за свою Родину, лирические произведения. Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зимой в лесу». Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, контраст, олицетворения, эпитеты. Н. Некрасов. «Славная осень». Настроение стихотворения. Выразительное чтение лирического произведения. Сравнение произведений литературы и живописи. И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Создание образа снежинки: средства художественной выразительности. Картины природы в произведениях живописи: И. Остроухов «Парк». А. Саврасов «Зима». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. |
|
6 | Великие русские писатели. | 30 ч. |
| Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Картины зимней природы. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Настроение стихотворений. Сравнение произведений литературы и живописи. И. Грабарь «Зимнее утро». Устное сочинение по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка». Литературная сказка в стихах. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки. особенности языка литературной сказки. характеристика героев произведения. Приём звукописи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина. Сравнение с народной сказкой. Мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня. Особенности построения басни. И. А. Крылов «Слон и Моська», «Чиж и Голубь». Характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор. Быль. Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Особенности сюжета. Составление плана произведений. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Акулу». Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. Наш театр. И. Крылов. «Квартет». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? Литературный праздник. |
|
7 | Литературная сказка. | 18 ч. |
| Основные понятия раздела: литературная сказка, авторская сказка, текст повествовательного характера. В. Даль. «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. Переводная литература для детей. Б. Заходер. «Винни-Пух». Особенности переводной литературы. ДЖ. Родари. «Волшебный барабан». Сочинение возможной концовки сказки. Мы идём в библиотеку. Литературные сеазки. Сказки народные сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок ( развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа. |
|
8 | Картины родной природы | 20 ч. |
| Особенности поэтического жанра. Творчество. Стихотворение. Лирическое стихотворение. И. Соколов-Микитов «Март в лесу». Лирическая зарисовка. Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». Настроение. Картины природы. Сравнение произведений литературы и живописи. С. Есенин «Сыплет черёмуха…», В. Борис-Мусатов «Весна». Приём звукописи как средство создания образа. Тютчев «Весенняя гроза». Сравнение произведений искусства. Репродукции А. Васнецова и И. Шишкина. Сравнение поэтического и прозаического текстов. М. Пришвин «Золотой луг». А. Толстой «Колокольчики мои…». Авторское отношение к изображаемому. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Очерковая литература. Я. Аким. «Как я написал первое стихотворение.». Оценка достижений. Итоговая контрольная работа. |
|
Тематическое планирование.
4 класс (102 часов)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов |
1 | Книга в мировой литаратуре. | 6 ч. |
| Введение. Знакомство с учебником. Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом. Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». «Повесть временных лет». Летописец Нестор. М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения о книге. Пересказ текста «Удивительная находка». Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. |
|
2 | Истоки литературного творчества. | 15 ч. |
| Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Библия – главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Исцеление Ильи Муромца». «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». Особенности славянского мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. Мы идём в библиотеку. Мифы, легенды, предания. Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Немецкая народная сказка «Три бабочки». Подготовка к спектаклю. Притча «Царь и кузнец». Притча «шрамы на сердце». Наш театр. Подготовка сценария. Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Внеклассное чтение. Урок-дискуссия по теме «Былины». |
|
3 | О Родине, о подвигах, о славе. | 15 ч. |
| Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине. К. Ушинский «Наше Отечество». В. Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине. Н. Языков «Мой друг!..». А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь». Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище». Н. Кончаловская «Слово о побоище ледовом». Дмитрий Донской. Куликовская битва. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь». Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов. Р. Рождественский «Реквием». А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение». Е. Благинина «Папе на фронт». В. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведений. Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета». Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография — источник информации. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Творческий проект на тему «Нам не нужна война». Проверочная работа. Внеклассное чтение. «Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет!» |
|
4 | Жить по совести, любя друг друга. | 13 ч. |
| Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой « Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов. А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести. Создание текста по аналогии. М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. И. Пивоварова «Смеялись мы — хи-хи...». Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника. Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе. Н. Носов «Метро». В. Драгунский. «...бы». Смысл рассказа. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа. |
|
5 | Литературная сказка. | 17 ч. |
| Вводный урок по содержанию раздела. Собиратели народных сказок. Братья Гримм — собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. Герои сказки. Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро. Ш. Перро. Мальчик-с-пальчик. Герои сказки. Особенности зарубежного сюжета. Ш. Перро «Спящая красавица». Представление книги. Сказки Г.- Х. Андерсена. Создание выставки книг. Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. Герои сказки. Отзыв о книге Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Г.-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки. Г.-Х. Андерсен «Чайник». Смысл сказки. Создание сказки по аналогии. Мы идём в библиотеку. «По дорогам сказки». И. Токмакова «Сказочка о счастье». С. Аксаков «Аленький цветочек». Герои сказки. Особенности литературной сказки. Ш. Перро «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок. Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога. Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Проверочная работа. |
|
6 | Великие русские писатели. | 36 ч. |
| Вводный урок по содержанию раздела. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки. Герои произведения. Составление плана. Волшебные предметы и помощники в сказке. В. Жуковский «Спящая красавица». Сравнение сказок. Урок-КВН по сказкам А. С. Пушкина. А.С. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи. А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…». Средства художественной выразительности для создания образа весны. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид...». А. Куинджи «Ранняя весна». И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон». Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон». М.Ю. Лермонтов «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гёте В. Я. Брюсова. Сравнение текстов. М.Ю. Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека». Сравнение произведений литературы и живописи. М.Ю. Лермонтов «Крестовая гора», «Утёс». Сравнение произведений литературы и живописи. М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М.Ю. Лермонтов «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов. Подготовка сообщения о Л. Н. Толстом. Л.Н. Толстой. «Maman» (из повести «Детство»). Герои произведения. Л.Н. Толстой «Ивины». Герои рассказа. И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин «Когда закат прощальными лучами...» . И. Левитан «Тишина». И.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...». И. Бунин «Ещё холоден и сыр...». Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом. Проект «Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии». J1.H. Толстой «Был русский князь Олег…». Басни Л. Н. Толстого. Специфические особенности басни как жанра. JI.H. Толстой «Петя Ростов». Пересказ. Наш театр. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа. |
|
| Обобщение по курсу литературного чтения. Урок-отчёт «Путешествие по страницам любимых книг». Урок-игра «Литературные тайны». |
|