СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету «Окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету «Окружающий мир»»



Программа по предмету «Окружающий мир»

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные: 1Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

С этой целью в учебнике 1 класса предусмотрен раздел «Родная страна, в котором дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы – семья народов России» в этом же разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных связях. Учебник 2 класса начинается темой «Мы – союз народов России». В ней раскрывается значение понятия Российская Федерация, предлагается работа с политико-административной картой нашей страны, вводится представление об основных, традиционных для России религиях, рассказывается о консолидирующей роли русского языка как государственного, обеспечивающего межнациональное (межэтническое) общение. В учебнике 3 класса гуманистические и демократические ценностные ориентации формируются в разделе «Мир как дом». В учебнике 4 класса для этой цели предлагаются разделы «Мы – граждане единого отечества», «По родным просторам», «Путешествие по реке времени», «Мы строим будущее России».

2Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В 1 классе самой структурой учебника и каждого его раздела закладывается основа целостного восприятия ребёнком окружающего мира в соответствии с уже обозначенной концепцией триединства «природа – культура – человек». Например, в разделе «Мы и наш мир» последовательно рассматриваются понятия «природа», «культура», «человек» в их единстве и разнообразии. В остальных разделах учебника («Наш класс», «Наш дом и семья», «Город и село», «Родная страна», «Человек и окружающий мир») эти понятия углубляются: дети знакомятся с системой календарных праздников разных народов России, с календарными традициями народов своего края, в том числе и с традициями, связанными с соответствующими религиозными культурами. В учебнике 3 класса для реализации данного результата предусмотрены темы: «Страны и народы на политической карте мира», «Путешествуя, познаём мир», а также раздел «В поисках всемирного наследия», а в учебнике 4 класса – темы: «Путешествие за границу России», «По заповедникам и национальным паркам» и др. Постоянное внимание к поиску единства и разнообразия, связей и зависимостей в мире природы и социуме характерно для организации содержания учебников всех классов. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Достижение данного результата является конечной целью практически всех учебных тем, разделов и проектов, предлагаемых в рубрике «За страницами учебника», во всех учебниках 1 – 4 классов. Например, тема 1 класса «Моя семья – часть моего народа»; 2 класса «Народные праздники в пору осеннего равноденствия»; 3 класса «Путешествие в Египет», «Путешествие в Грецию», «Путешествие в Иерусалим» и др.; 4 класса «Сокровища России и их хранители», «Мы дети родной земли» и др.; проекты, посвящённые знакомству со столицами республик Российской Федерации, с зарубежными странами и городами и многие другие разделы и темы учебников 1 – 4 классов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Курс в целом формирует систему познания окружающего мира, в том числе – в динамике его изменения и развития. В элементарной форме в учебнике 1 класса вводятся понятия «прошлое», «настоящее», «будущее». Систематически во многих темах всех учебников идёт сопоставление картин мира в прошлом и настоящем, выявление общего и особенного, различий и совпадений. Так, в теме «С утра до вечера» (1 класс) предлагается сравнить ритм и образ жизни в старинной и современной семье. В учебнике 2 класса в смежных темах «Погода» и «Народный календарь» предлагается сравнение научных и народных способов прогнозирования изменений в погоде. В качестве задания в рубрике «Обсудим» темы 3 класса «Дом не велик, а стоять не велит» предлагается сравнить управление делами в старинной и современной семье. В учебнике 4 класса показана динамика исторической жизни нашего Отечества в темах раздела «Путешествие по реке времени». Развитию способности к адаптации ребёнка в изменяющемся мире служат задания, направленные на формирование различных практических навыков, которые отрабатываются при изучении природы и общества (например, темы «Грибы» и «Осенний труд» во 2 классе). Важнейшим фактором адаптации является умение работать с информацией. Формированию этого навыка уделяется большое внимание во всех классах; первым уровнем такой работы является постоянное обращение к Приложению «Странички Умного совёнка» во всех учебниках для 1 – 4 классов. Более сложный уровень – задания для работы с дополнительными источниками информации разных форм и видов, также предусмотренными в учебниках и рабочих тетрадях для всех четырёх классов. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Темы раздела «Наш класс» в учебнике для 1 класса (Наш класс в школе», «Мы дружный класс», «Учитель – наставник и друг», «Делу время», «Потехе – час», «Книга – друг и наставник») подвигают ребёнка размышлять о роли школы в его жизни, осваивать правила поведения в школе, общаться и сотрудничать с учителем и одноклассниками. Вопросы и задания рубрик «Обсудим» и «Подумаем» фокусируют внимание детей на личностно значимых для них вопросах (например, тема «Календарь – хранитель времени, страж памяти» во 2 классе, «Какие праздники народов твоего края пришлись на осень текущего года?»), рубрика «Поиграем» вводит в учебную деятельность привлекательный для младших школьников игровой компонент (например, тема «Времена года во 2 классе: «Придумайте и разыграйте сценки из жизни природы в разные времена года»). Достижению названных результатов помогает тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребёнка, с реальными проблемами окружающего мира. Например, в 1 классе дети учатся ухаживать за своими домашними питомцами (темы «Собака в нашем доме», «Кошка в нашем доме»). Тема «Дикие и домашние животные» личностно актуализируется в учебнике благодаря рубрике «Моя коллекция», в которой образы животных представлены с помощью игрушек; эта же рубрика анализирует тему «Мы – семья народов России», обращая внимание детей к образу традиционного народного костюма с помощью национальных кукол. В 3 классе в разделе «Дом как мир» предусмотрены темы: «Семейный бюджет», «Школа первой помощи» и др., связанные с практической организацией домашнего хозяйства и заботой о безопасном поведении ребёнка в природном и социальном окружении, что изучается и в других классах. В 4 классе изучается материал о правах ребёнка, последовательно ведётся рубрика «Календарь памятных дат», в том числе – и с обращением к местному культурно-историческому наследию. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Работа начинается в 1 классе, например, при изучении темы «Люди – творцы культуры», «Мы – дружный класс», «Как ухаживать за комнатными растениями», «Кто ещё у нас живёт?», «Мы в семье» и др. Анализ и сравнение иллюстраций в учебнике, народных пословиц и поговорок, в том числе и народов своего края, подводят учащихся к выводу: «Своим трудом мы преображаем мир вокруг. Так мы делаем жизнь краше, а самих себя – лучше, добрее, умнее». Нравственные нормы во 2 классе, например, формируются в теме «Зима – время науки и сказок»: на основе сравнения и анализа даргинской и русской сказок, сопоставление их с аналогичными сказками и пословицами народов своего края и собственными наблюдениями предлагается осмыслить значимость такого качества, как щедрость. Следующая тема в этой же рубрике «Зимние праздники» формирует представление о культурных нормах и традициях общения и поведения в праздничные дни и т. д.

Развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки служат например, темы «Лес – волшебный дворец», «Луг – царство цветов и насекомых», «Водоём – дом из воды» и др. В учебнике 3 класса, а также во многих темах раздела «Дом как мир» из 2 части этого же учебника.

Проблемы социальной справедливости, свободы и ответственности поднимаются в учебнике 4 класса в разделе «Мы – граждане единого Отечества» при знакомстве с основным законом страны, правами человека, правами и обязанностями гражданина России, правами ребёнка.

В 1 – 4 классах многие учебные темы направлены на формирование экологической ответственности. Так, например, в 3 классе, при изучении темы «Как сохранить богатства природы» учащимся, после ознакомления с материалом учебника, в рубрике «Подумаем» предлагается сформулировать ответ на вопрос: Как мы можем в своей повседневной жизни помочь в охране воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений и животных?».

Самостоятельность и личная ответственность в информационной деятельности формируется, например, при изучении темы «Средства информации и связи» (3 класс), в которой внимание учащихся привлекается к проблеме осознанного выбора программ и передач по радио и телевизору.

Кроме того в учебниках выделена группа заданий «Работаем самостоятельно». Эти задания отмечены условным знаком. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Их формируют как сами тексты, так и иллюстративный ряд в учебниках 1 – 4 классов. Тексты обращают внимание ребёнка на красоту изучаемых объектов природы, предметов и явлений культуры, внешнего и внутреннего облика человека. Так, например, в учебнике 1 класса в разделе «У каждого времени свой плод» последовательно с помощью сопоставления образов природы и людей раскрывается их особая красота в разном возрасте и в разные времена года. Важную роль в этом плане играют фотографии и рисунки в учебнике. Системно и последовательно для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств используется мощный потенциал отечественного изобразительного искусства, представленного в репродукциях произведений художников 19 – 20 вв. Например, в учебнике 2 класса своеобразную красоту разных сезонов года передают репродукции художников И. И. Левитана, А. А. Пластова, И. С. Остроухова, А. С. Степанова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и др. В учебнике 1, 3, 4 классов репродукциями иллюстрируются материалы, посвящённые семейной жизни, городу и селу, различным природным зонам и сообществам, архитектурным сооружениям и ансамблях разных времён, городов и стран Земли. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формированию данного личностного результата уделяется первостепенное внимание во всех учебниках. Работа ведётся в трёх направлениях: экологическая этика, семейная этика, гражданско-патриотическая этика. Так, начиная с 1 класса, с развитием этических чувств неразрывно связаны темы, посвящённые взаимоотношениям в школе и семье, отношению к Родине, землякам и соотечественникам, гражданам соседних стран. Например, в 1 классе – это темы « Учитель – наставник и друг», «Мы – дружный класс», «Мы в семье» и др. во всех учебниках формируется эмоционально-нравственное отношение к природе. Этому служат учебные тексты (например, темы «Охрана природы зимой» и др., во 2 классе; «Охрана природы в культуре народов России и мира» в 3 классе; «В содружестве с природой» в 4 классе). Для воспитания отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей предусмотрены краткие словесные портреты, воссоздающие значимые моменты из жизни и творчества художников, учёных, исторических деятелей, широко представленные в Приложении «Странички Умного совёнка» во всех четырёх учебниках. Например, это биографические этюды, посвящённые Н. П. Богданову-Бельскому, Л. В. Собинову, И. П. Аргунову (1 класс); И. И. Левитану, А. С. Степанову, А. И. Куинджи (2 класс); Н. Н. Миклухо-Маклаю, Дж. Дарреллу, Луи Брайлю, Луи Пастеру и др. (3 класс); М. М. Тучковой, Е. Д. Аграновичу, Д. М. Карбышеву (4 класс).

Особую роль играет тема «Всемирные духовные сокровища» (3 класс), которая подводит некий промежуточный итог процессу формирования этических чувств в течение трёх лет перед тем, как учащиеся приступят в 4 классе к вопросам гражданско-патриотической этики в ходе изучения исторического прошлого и современной жизни России. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В учебниках (1 – 4 классы) предусмотрена планомерная работа в парах, группах со взрослыми. Данные задания отмечены соответствующими условными знаками. Так, например, в 1 классе предложено задание «Дома вместе со старшими рассмотри школьные фотографии родных. Попроси их рассказать о своих первых учителях (тема «Учитель – наставник и друг»). Задание для работы в группе по теме «Потехе – час»: «Какой игре можешь научить одноклассников? Поиграй вместе с друзьями». Задание для работы в паре: «Используя глобус, придумайте маршрут кругосветного путешествия. Какие средства транспорта вам понадобятся?» (2 класс, тема «Наш «космический корабль – Земля»). Учебник 3 класса: (в книге «Великан на поляне» прочитаем рассказы: «История с пиявкой», «История с головастиком», «Звериные норы и птичьи гнёзда» и обсудим отношение людей к животным» (тема «Мир животных»); «Рассмотрите иллюстрации. Познакомьтесь со строением органов чувств. Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, хорошо ли вы разобрались в этом сложном материале» (тема «Наши органы чувств»). Учебник 4 класса: «Если вы с родителями путешествовали за границу, расскажите одноклассникам, какие процедуры вы проходили на границе России и зарубежной страны?» (тема «Государственная граница России»).

На организацию сотрудничества со взрослыми нацелены многие учебные проекты и мероприятия, предлагаемые в рубрике «За страницами учебника», например, в учебнике 1 класса «Проведите вместе праздник «Наш класс – семья народов России»; в учебнике 2 класса: «Проведите один или несколько весенних и летних праздников по обычаям народов нашего края» (завершение раздела «Весна и лето»); в учебнике 3 класса: «Проведите праздник «Книга – источник знаний». «Пригласите для участия в празднике старших членов своих семей.» ( завершение раздела «Радость познания»); в учебнике 4 класса: «Поведите в классе конференцию на тему «Как решить экономические проблемы края?».

Поскольку у младших школьников навыки общения в коллективе, умения подчиняться правилам поведения в группе эффективно развивается в игре, в учебники (1 – 4 классы) кроме заданий, выполняемых парами и в группах, включено большое количество игр, которые традиционно учат детей общаться и разрешать конфликты, спорные ситуации. уже указывалось на наличие в учебниках рубрики «Поиграем!», которая используется, начиная с 1 класса. В каждом из четырёх разделов учебника 2 класса вводится тема «Будь здоров!», где в том числе приводится и описание правил детских игр народов России. Участвуя в играх, школьники получают навыки работы в группе, учатся соблюдать правила и разрешать конфликты. В учебнике для 3 класса на примере сказок о животных детям демонстрируются образцы дружеских отношений и взаимопомощи (3 класс, тема «Образы животных в народном творчестве»). В этом же учебнике в разделе «В поисках всемирного наследия» учащиеся знакомятся с изречениями мудрецов о различных проблемных социальных ситуациях (темы «Путешествие в Египет», «Путешествие в Иерусалим», «Путешествие в Китай»). В учебнике 4 класса дети знакомятся с решением социальных ситуаций на конкретном историческом материале (например, темы «Мудрый выбор», «Преемница Владимира», «Начало Московского царства», «На пути к единству», «В поисках справедливости».

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответственные темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Так, с 1 класса, как уже указывалось, широко используется богатый здоровьеформирующий потенциал детских игр народов России (см., например, завершение раздела «Наш класс». Во 2 классе – это повторяющаяся тема «Будь здоров!». В 3 классе в разделе «Дом как мир» эту задачу решает ряд тем («Детские игры – школа здоровья», «Строение тела человека», «Как работает наш организм», «Что такое гигиена», «Наши органы чувств», «Школа первой помощи», «Здоровью цены нет»). В 4 классе вопрос об охране здоровья рассматривается в темах, посвящённых Конституции России и правам ребёнка в разделе «Мы – граждане единого Отечества», и в разделе «Мы строим будущее России» (тема «Хороша честь, когда есть что есть», посвящённая продовольственной безопасности страны и производству экологически чистых продуктов сельского хозяйства как основы полноценного питания, необходимого для сохранения здоровья человека).

Развитие мотивации к творческому труду, работе на результат служат творческие задания в рубриках «Обсудим», «Подумаем», «За страницами учебника», представленные во всех учебниках, и учебные проекты, планы которых развёрнуты в рабочих тетрадях. Достижению этой цели служит также знакомство с трудом людей в разных сферах, с профессиями, с творчеством художников и учёных, как отечественных, так и зарубежных. В 1 классе эти вопросы, например, рассматриваются в темах: «Природа в творчестве человека», «Люди – творцы культуры», «Все профессии важны», во 2 классе – в темах, посвящённым сезонным видам труда («Осенний труд», «Зимний труд», «Весенний труд», «Летние праздники и труд»); в 3 классе – в биографических этюдах о деятельности учёных в Приложении «Страницы Умного совёнка»; в 4 классе – в темах, посвящённых труду путешественников, археологов, учёных, композиторов, писателей, артистов, инженеров, строителей («Путешествуем с археологами», «Подвижники и землепроходцы», «Жизнь – отечеству, честь – никому!», «Золотой век театра и музыки», «Достижения советской эпохи» и др.). Указанные темы (как и многие другие, например, «Красота любимого города», «Красота любимого села» в 1 классе) способствуют и формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Формированию ценностных ориентиров младшего школьника способствует в целом раздел «В поисках Всемирного наследия» (3 класс).

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

В учебниках, начиная со 2 класса, на шмуцтитулах каждого раздела перечислено, что именно дети узнают и чему научатся. Так перед учащимися ставятся цели и задачи учебной деятельности. в тексте каждой темы используются условные знаки, рубрики, конкретные инструкции (например, «Рассмотри картины художников», «Сочини рассказ по картинкам», «Придумай свой присловье» и т. п.) намечают основное направление поиска средств её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

В ходе работы над темами (например, 1 класс – «Что растёт у школы» и др.; 2 класс – «Мы союз народов России» и др.; 3 класс – «Детские игры – школа здоровья» идр.; 4 класс – «Подвижники Руси и землепроходцы» и др.) учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника, в Приложении, в дополнительных и вспомогательных источниках («Атлас-определитель», «Великан на поляне»), словарях, путеводителях и т. п. необходимую информацию, производят сопоставления, обращаясь к соответствующему материалу своего края, делают умозаключения, сравнивают их с выводом в конце текста. проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами, предлагаемыми в рабочих тетрадях и в рубрике «За страницами учебника». 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Достижение этого результата, во-первых, служит организация представления материала темы, включая его текстовую часть и зрительный ряд. Приложение, рубрики «Подумаем», «Обсудим», «Проверим себя», система навигации в пространстве учебника. Во-вторых, образцы способов достижения результата, приводимые в учебниках, например, определение количества дней в каждом месяце (2 класс, тема «Месяц и год»); план подготовки к путешествию (3 класс, тема «Путешествуя, познаём мир»); план описания своеобразия субъекта Российской Федерации (4 класс, тема «Российский союз равных»). 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

В учебниках широко используются знаково-символические средства представления информации и схемы. Например, в учебнике 1 класса в темах: «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество?», «Про хлеб и кашу, про чай и кофе», «Охрана природы»; во 2 классе в темах: «Мы – жители вселенной», «Месяц и год», «Откроем экологический календарь» и др.; в 3 классе в темах: «Как изучают окружающий мир», «О чём расскажет план», «Мир небесных тел и др.; в 4 классе в темах: «Сокровища России и их хранители», «По равнинам и горам», «В поисках подземных кладовых» и др. систематически моделирование применяется, например, в учебнике 2 класса, в темах «Невидимые нити в осеннем лесу», «Невидимые нити в зимнем лесу», «Невидимые нити в весеннем лесу» и др. 5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Задания практически во всех темах учебников 1- 4 классов побуждают к активному использованию речевых средств. Например, в 1 классе: «В каких местах России тебе уже удалось побывать? Вспомни и расскажи о своих впечатлениях» (тема «Природа России»), «Расскажи, какую одежду носили в старину жители твоего края. Какие кушанья они любили готовить?» (тема «Мы – семья народов России»); во 2 классе: «Рассмотри рисунок. Опиши (устно) внешний вид полыни, крапивы, птичьей гречишки, подорожника». (тема «Трава у нашего дома»), «Сочини рассказ по картинам. Используй старинные названия летних месяцев» (тема «Лето красное»); в 3 классе: «Рассмотрите фотографии. Расскажите, какими средствами информации и связи вы уже умеете пользоваться» (тема «Средства информации и связи»), « Рассмотрите иллюстрации. Расскажите по схеме, из каких минералов состоит гранит. Какое впечатление производят на вас кристаллы?» (тема «Кладовые земли»); в 4 классе «Рассмотрите картину художника и фотографии. Составьте рассказ о том, как память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее помогают людям чувствовать своё единство» (тема «Российский народ»), «Рассмотрите рисунок. С его помощью охарактеризуйте растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Свой ответ дополните с помощью текста учебники» (тема «У тёплого моря»).

Приведём примеры тем, в которых предложено использовать средства ИКТ: «Важно узнать заранее, какой бывает погода в тех краях, куда вы едете. На срок путешествия следует уточнить прогноз погоды (с помощью радио, телевидения, Интернета), чтобы взять с собой подходящую одежду и обувь» (3 класс, тема «Путешествуя, познаём мир»); «Продолжайте совершать воображаемые путешествия в республики и другие регионы Российской Федерации. С помощью дополнительной литературы и Интернета составьте рассказы о путешествиях…» (4 класс, «За страницами учебника», с. 48) и др. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Данный результат формируется содержанием учебников всех классов, так как в них представлены тексты различных стилей и жанров: произведения устно-поэтического творчества народов России и мира (пословицы, поговорки, загадки, притчи, сказки, легенды), фрагменты из авторской художественной прозы, тексты учебно-познавательного характера, цитирование государственных документов (например, Преамбула Конституции Российской Федерации и др.). Так в учебнике 1 класса сочетаются пословицы и авторский рассказ наряду с текстами инструктивного стиля (тема: «Учитель – наставник и друг»); во 2 классе – учебно-познавательный текст и пересказ древнегреческой легенды о созвездии Большой Медведицы (тема «Звёздное небо осенью»); в 3 классе – загадки, текст учебно-познавательного характера, инструкции для работы по теме («Мир небесных тел»); в 4 классе учебно-познавательный текст с включением цитаты, отмеченной ярким авторским стилем, из Завещания И. Я. Яковлева (тема «Сокровища России и их хранители»). Стилевое многообразие, обусловленное познавательно-воспитательными целями и задачами в соответствии с возрастом учащихся, расширяет их восприятие письменной и устной речи, обогащает словарный запас, учит использовать средства художественной выразительности, даёт опыт построения собственных рассуждений и высказываний в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Достижению этих целей служит обширный материал в учебниках каждого класса. Например, в 1 классе: «Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?» (тема «Наш класс в школе»: сравнение, анализ); «Сравни рисунки. Как ты думаешь, почему завяли растения? Какие условия необходимы комнатным растениям для жизни?» (тема «Как ухаживать за комнатными растениями»: сравнение, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений). Во 2 классе: «Рассмотри рисунок. Сравни осеннюю раскраску листьев разных растений» (тема «Деревья и кустарники осенью»: сравнение, анализ, выявление специфических особенностей»); «Рассмотри рисунки и фотографии. Расскажи, что ты знаешь об этих явлениях погоды» (тема «Погода»: обобщение представлений о погодных явлениях с целью определения понятия погода). Также во 2 классе требуется построить рассуждения об экологических связях по аналогии с прочитанным рассказом, установить причинно-следственные отношения при знакомстве с сезонными изменениями в природе. В 3 классе: различные задания на идентификацию объектов природы и предметов культуры; на классификацию объектов живой и неживой природы; различение твёрдых тел, жидкостей и газов и т. д. в 4 классе – сравнение изучаемых природных зон и природных сообществ, установление причинно-следственных связей при изучении исторических событий. 8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Достижению этого результата способствуют учебники 1 – 4 классов, которые созданы в соответствии с основным содержанием предмета «Окружающий мир» с ориентацией на 3-й вариант Примерной тематической программы предмета с акцентом на социально-гуманитарной её составляющей, материал которой изложен в данной авторской программе с позиций системно-деятельностного и культурологического подходов. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Базовыми предметными понятиями данного предмета являются понятия «природа», «культура», «человек», «общество»; базовые межпредметные понятия – «взаимодействие», «развитие», «история», «жизнь», «творчество», «причина», «следствие», «результат», «время», «пространство», «модель». Освоение этих понятий начинается с 1 класса (тема первого раздела «Мы и наш мир»). Освоение этих понятий идёт по принципам и способами, примеры которых приводились в части «Личностные результаты», пункт 2.

При работе по учебникам «Окружающий мир» авторов Плешакова А. А. и Новицкой М. Ю. учащиеся применяют знания, полученные при изучении других предметов: русского языка, литературного чтения, математики, ИЗО, технологии, и, наоборот, используют знания, полученные при изучении перечисленных предметов на уроках окружающего мира.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

УМК «Окружающий мир» обеспечивает формирование этого умения в процессе учебной деятельности, организуемой учителем, показывая конкретные образцы, нормы, идеалы, алгоритмы проведения опытов, построение рассуждений, высказываний, умозаключений, схемы, модели мира природы, социума, внутреннего мира человека и тем самым давая в руки педагога материальный или идеальный инструментарий для развития познавательной, творческой активности учащихся. Примеры этого инструментария приводились выше, при описании способов достижения личностных и метапредметных результатов, предлагаемых в учебниках 1 – 4 классов.



Предметные результаты: 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

В первом же разделе учебника 1 класса, тема «Мы – люди», закладывает основу для развития в течение всех четырёх лет главной содержательной линии, формирующей представление о России как едином Отечестве для многих народов. эта идея лежит в основе раздела «Родная страна» учебника 1 класса. Затем она углубляется в учебнике 2 класса, где вводится представление о многоконфессиональности страны. В 3 класса национальное достояние России – Московский Кремль – представлен в контексте Всемирного культурного наследия. В 4 классе в разделах «Мы – граждане единого Отечества» и «Путешествие по Реке времени» рассказано о становлении и развитии российского государства как многонационального и поликонфессионального, как о союзе народов России, сообща созидающих свою историческую судьбу и общенациональное культурное богатство (темы «Российский народ» и «Творческий союз» в 1 разделе и многие темы раздела «Путешествие по Реке времени», например, «В путь по страницам летописи», «Преемница Владимира», 2Начало Московского царства», «Подвижники Руси и землепроходцы», «На пути к единству», «Начало Российской империи и др.). в учебнике показана роль России в мировой истории: борьба с монгольским нашествием, значение военных походов А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова в жизни европейских стран, разгром армии Наполеона, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в победу над фашизмом. Показаны достижения России и её вклад в развитии мирового искусства и науки. Например, в 3 и 4 классах рассказывается об учёных мирового уровня Л. М. Ломоносове, В. В. Докучаеве, И. П. Павлове, Д. И. Менделееве, К. Э. Циолковском, археологах А. П. Окладникове, В. Л. Янине, математике А. Н. Колмогорове; о расцвете и мировом значении отечественной литературы и музыкального искусства (например, знаменитые Дигилевские сезоны в Париже, роль Ф. И. Шаляпина в мировом вокальном искусстве, творческий и человеческий подвиг А. П. Чехова – одного из самых востребованных драматургов в мире и др.) . позитивный образ страны и её свершений в 20 веке показан в темах «После великой войны» и «Достижения советской эпохи», мощный творческий потенциал современной Российской Федерации представлен в разделе «Мы строим будущее России». 2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

В 1 классе – это разделы: «Наш дом и семья», «Город и село», «Родная страна», куда органично входят темы, посвящённые изучению природы и культуры, включая сопоставления прошлого и современности, выявление специфики в жизни жителей города и села, а также задания, заставляющие ребёнка отыскивать и использовать материалы о своём родном регионе. Задания в учебнике построены на обращение учащегося к семейным альбомам, документам, истории своей семьи, своей родословной. Это подчёркивает и зрительный ряд учебников, где значимое место занимает рубрика «Из семейного альбома». Во 2 классе – постоянное обращение к календарным традициям народов своего края во всех темах, связанных с праздниками календарного цикла: «Красные дни календаря», «Зимние праздники», «Старинные весенние праздники», «Летние праздники и труд». В 3 классе в рубрике «За страницами учебника»предлагаются проекты и мероприятия для изучения природных сообществ своего края, для знакомство с темой «Образы природы в старинном декоративно-прикладном, архитектурном и устно-поэтическом творчестве народов нашего края и др. в 4 классе задания каждой темы раздела «Путешествие по реке времени» предусматривает знакомство с прошлым своего края, с городом (селом), где живут учащиеся, с памятными местами, местными памятниками истории и культуры. 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

В учебнике 1 класса используется приём постепенного расширения природной и социокультурной сферы, в рамках которой в содержании каждого раздела учебника раскрывается триединство «природа – культура – человек». Во 2 классе целостность окружающего мира показана через призму календаря, уникального культурного феномена, отражающего годовой цикл в жизни природы и человека. в 3 классе идея единства и целостности окружающего мира рассматривается через отражающие друг друга метафоры – «Мир как дом» и «Дом как мир» и через введение понятия «Всемирное наследие». В 4 классе целостность окружающего мира предстаёт через последовательное рассмотрение нерасторжимой связи человека и общества, человека и судьбы Отечества в его историко-культурной динамике и включённости во взаимные отношения с соседями на планете Земля. Осознанию этих идей, конструирующих организацию содержания учебников, служит поиск и выявление учащимися всех классов взаимосвязей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, человеком и обществом. Такого рода деятельность способствует и освоению основ экологической грамотности. Учащиеся, работая по учебникам, выявляют экологические связи в окружающем мире, моделируют их, применяют знания о них, понимая и принимая бережное отношение к природе. Важную роль в этом смысле играет постоянное в течение че6тырёх лет обращение к материалам Красной книги и к сведениям о природных и историко-культурных заповедниках. Например: 1 класс – темы: «Красная книга России», «Заповедные тропинки»; 2 класс – обращение к Красной книге своего края; 3 класс – проект стенгазеты «Бережём родную землю» (с. 124), раздел «В поисках всемирного наследия»; 4 класс – темы: «По страницам Красной книги», по заповедникам и национальным паркам». Кроме того, с целью освоения детьми основ экологической грамотности в учебниках всех классов предлагаются задания на распознавание природных объектов. Освоению элементарных правил этичного поведения в мире природы способствуют материалы Приложения «Странички Умного совёнка».

Освоение норм здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения также предусмотрено во всех классах (см. примеры ранее, в разделе «Личностные результаты», пункт 10). 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Наблюдать за явлениями живой и неживой природы дети учатся, начиная с 1 класса. Соответствующие задания даются и в учебных тетрадях. Например, в учебнике 1 класса: «Природа», «Неживая и живая природа» («Посмотри, что вокруг тебя относится к природе, а что создано человеком»; «Что ещё относится к неживой и живой природе? Приведи примеры по своим наблюдениям»). В основном со 2 класса наблюдения сопровождаются их записью, измерениями, опытом, классификациями и т. д. (например, в теме «Зимняя жизнь птиц и зверей» и наблюдения за изменением долготы светового дня в течение года в рабочей тетради). В 3 классе пример получения информации в открытом информационном пространстве – тема «Побываем в гостях» («С помощью справочной литературы составьте устный рассказ об одном из традиционных жилищ этих народов мира (на выбор)»). Пример получения информации от окружающих людей: «Узнайте у старших о зимних играх народов твоего края. Зарисуйте схемы этих игр по образцу. Объясните по схеме друг другу игровые правила» (2 класс, тема «Будь здоров!»). 4 класс, тема «Нет в России семьи такой…»: «Расскажите о реликвиях военных лет из архива нашей семьи»; «Подберите фотографии, рисунки и другие материалы для оформления «Страниц памяти» в рабочей тетради».

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

С 1 класса дети учатся устанавливать разнообразные причинно-следственные связи. Так во 2 класса в темах, посвящённых сезонным изменениям в природе, учащиеся устанавливают причинно-следственные связи между изменениями в неживой и живой природе, а в темах «Красная книга» - между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. В 3 классе в теме «Свет знания» устанавливают зависимость успеха труда и благосостояния страны от процесса познания окружающего мира и овладения научными знаниями. В 4 классе учащиеся устанавливают причины смены природных зон в нашей стране, выявляют причинно-следственные связи между различными историческими событиями и явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре, Вторая мировая война и создание ООН».



2. Содержание учебного предмета.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея. Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность. Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору). Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы. Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом. Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.



3. Тематическое планирование.

1 класс (66 часов)


п/п

Раздел. Тема урока.

Количество часов

1

Мы и наш мир.

10 ч.


Что такое окружающий мир? Мир – это всё, что нас окружает. И мы сами – часть мира. Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) – наш помощник в дороге к открытию окружающего мира. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня. Природа. Природа – это всё, что нас окружает, но не создано руками человека. Неживая и живая природа. Солнце, звёзды, воздух, вода, камни – неживая природа. Растения, грибы, животные – живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой. Культура. Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов. Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края. Природа в творчестве человека. Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов. Мы – люди. Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе – своего края. Как мы общаемся с миром. Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление).

Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира. Люди – творцы культуры. Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом.

Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.


2

Наш класс.

12 ч.


Наш класс в школе. Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края. Мы – дружный класс. Мы в классе – это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа – содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Учитель – наставник и друг. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»: русский педагог С.А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся). Природа в классе. Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений. Как ухаживать за комнатными растениями. Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями. Что растёт у школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. Мир за стеклянным берегом. Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки. Кто ещё у нас живёт? Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка. Какие бывают животные. Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки. Делу – время. Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей. Книга – наставник и друг. Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества. Потехе – час. Игры – наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор – школа развития и общения. Правила игрового поведения – залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития. Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город, за околицу села для знакомства с природой в её естественных формах.


3

Наш дом и семья.

14 ч.


Мы в семье. Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.)

Моя семья – часть моего народа. Схема родословного древа.

Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.

Природа в доме. Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным.

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопасности при обращении с водой, газом, электричеством в быту.

Красивые камни в нашем доме. Камни – часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них.

Комнатные растения у нас дома. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в нашем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями. Выйдем в сад. Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде).

Овощи и фрукты на нашем столе. Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кормят. Народная традиция особого отношения к хлебу. Дикорастущие и культурные растения. Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения.

Собака в нашем доме. История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Наши взаимоотношения с собаками. Кошка в нашем доме. История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошками. Дикие и домашние животные. Что такое дикие животные, домашние животные. Как появились домашние животные; их роль в нашей жизни.

С утра до вечера. Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домашние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением распорядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.

Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».


4

Город и село.

13 ч.


Мы в городе, в селе. Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл – хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.

Красота любимого города и родного села. Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сёл, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой.

Природа в городе. Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и др.). Природа в городе – источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Что растёт в городе. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья. Чудесные цветники. Роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города. В ботаническом саду. Ботанический сад – о живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду. Кто живёт в парке. Разнообразие животных парка. Роль животных парка в нашей жизни. Как мы можем помочь обитателям парка. В зоопарке. Зоопарк – живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка. Войдём в музей! Роль музеев и библиотек в нашей жизни. Музейные экспозиции. Читальные залы и хранилища книг в библиотеках. Правила поведения в музеях и библиотеках. Дидактические игры «Мы – в музее, ты – экскурсовод», «Я – читатель» и др. Мы помним наших земляков. Понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей – наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания. Все профессии важны. Профессии в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» – встреча с родителями, представителями городских, сельских профессий.


5

Родная страна.

7 ч.


Россия – наша Родина. Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи – признаки малой родины. Карта своего края. Москва – столица России. Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета – белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем. Мы – семья народов России. Своеобразие культур разных народов России. Старинные костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Блюда традиционной кухни народов России и мира: общее и особенное. Оленья упряжка – традиционное транспортное средство народов Севера. Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Природа России. Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны – основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить. Охрана природы. Отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе. Красная книга России. Что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны. Заповедные тропинки. Заповедники – особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник – один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике.

Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс – семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.


6

Человек и окружающий мир.

4 ч.


Взгляни на человека! Человек – это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир. Всему свой черёд. Ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. У каждого времени – свой плод. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство – молодость – зрелость – старость/утро – день – вечер/весна – лето – осень – зима) в творчестве разных народов мира. Я – часть мира. Каждый из нас – целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир – это красота и добро в жизни природы и человека.


7

Резерв учебного времени.

6 ч.



2 класс (68 часов)


п/п

Раздел. Тема урока.

Количество часов

1

Вселенная, время, календарь.

15 ч.


Мы – союз народов России.

Мы – жители Вселенной. Наш космический корабль – Земля. Время. Сутки и неделя. Месяц и год.

Времена года.

Погода. Экскурсия «Наблюдение за погодой». Календарь – хранитель времени, страж памяти. Красные дни календаря. Народный календарь. Экологический календарь. За страницами учебника. Раздел «Вселенная, время, календарь». Обобщение по разделу «Вселенная, время, календарь».


2

Осень.

19 ч.


Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома.

Старинная женская работа.

Деревья и кустарники осенью. Экскурсия «Осенние изменения в природе». Чудесные цветники осенью.

Грибы.

Шестиногие и восьминогие.

Птичьи секреты.

Как разные животные готовятся к зиме. Невидимые нити в осеннем лесу.

Осенний труд.

Будь здоров!

Охрана природы осенью.

За страницами учебника. Раздел «Осень».

Обобщающий урок по разделу «Осень».


3

Зима.

15 ч.


Зимние месяцы.

Зима – время науки и сказок.

Зима в неживой природе. Звёздное небо зимой.

Экскурсия «Зима в природе». Зима в мире растений.

Зимние праздники.

Растения в домашней аптечке.

Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу.

В феврале зима с весной встречается впервой.

Зимний труд.

Будь здоров!

Охрана природы зимой.

За страницами учебника. Раздел «Зима».

Обобщающий урок по разделу «Зима».


4

Весна и лето.

19 ч.


Весенние месяцы.

Весна в неживой природе.

Весна – утро года.

Звёздное небо весной. Экскурсия «Пришла весна». Весеннее пробуждение растений.

Чудесные цветники весной.

Весна в мире насекомых.

Весна в мире птиц и зверей. Невидимые нити в весеннем лесу.

Весенний труд.

Старинные весенние праздники.

Охрана природы весной.

Будь здоров!

Лето красное.

Летние праздники и труд.

Обобщающий урок по разделу «Весна и лето».



3 класс (68 часов)


п/п

Раздел. Тема урока.

Количество часов

1

Радость познания.

15 ч.


Свет знания. Древняя история о мастере Дедале и его сыне Икаре. Древнегреческий миф.

Как изучают окружающий мир. Отправимся на экскурсию. Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование.

Книга – источник знаний. «Переплёты», «словарь», «энциклопедия», «путеводитель», «атлас».

О чём расскажет план. Планета на листе бумаги. Условные знаки, масштаб.

Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаём мир. Фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза

погоды, дорожная одежда, красный крест; путеводители, компас, бинокль.

Транспорт. «Стальная конница», метрополитен. Железнодорожная сеть.

Средства информации и связи. Телеграфист. Азбука Морзе.

Обобщение по разделу «Радость познания».


2

Мир как дом.

24 ч.


Мир природы в народном творчестве. Сюжеты и орнамент. Архитектурные украшения.

Из чего состоит всё. Природные объекты, твёрдые тела,

жидкости, газы, вещества.

Мир небесных тел. Звёзды и планеты, Солнечная система.

Невидимое сокровище. Смесь газов, кислород, углекислый газ, азот.

Самое главное вещество. Твёрдое, жидкое, газообразное состояние.

Природные стихии в народном творчестве.

Кладовые Земли. Минералы, горные породы, полезные

ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины.

Чудо под ногами. Почва, плодородие, почвоведение,

перегной, минеральные соли.

Мир растений. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый газ. Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Мир животных. Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, детёныши, млекопитающие. Животные в народном творчестве.

Невидимые нити в живой природе. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные, цепи питания.

Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Луг – царство цветов и насекомых. Единство живой и неживой природы, природное сообщество, бактерии, круговорот веществ.

Водоём – дом из воды. Единство живой и неживой природы, природное сообщество, двустворчатые моллюски (беззубки и перловица), круговорот веществ.

Как сохранить богатства природы. Охрана природы в культуре народов России и мира.

За страницами учебника. Изображение природы в картинах великих художников. Рисование пейзажа.


3

Дом как мир.

21 ч.


Чудесное путешествие. Родной дом – уголок Отчизны. «Экос»,

 «ойкос», «ойкумена», экология, Отчизна, отчий. Свой дом – свой простор. Порог, матица, печь.

В красном углу сесть – великая честь. Красный угол. Рушник.

Матица. Побываем в гостях. Национальные костюмы, жилище, внешний облик, виды природы.

На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо.

Муж и жена – одна душа.

Святость отцовства и материнства.

Добрые дети – дому венец.

Детские игры – школа здоровья. Бильбоке, свистульки, традиционные игрушки.

За страницами учебника. В кругу семьи.

Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение тела человека, верхние и нижние конечности, внутренние органы,

системы органов, скелет, мышцы, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник, носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие, сердце, кровеносные сосуды, головной мозг, спинной мозг, нервы, сигналы.

Как работает наш организм.

Что такое гигиена. Гигиена, осанка, лечебная физкультура, режим питания, правильное питание.

За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску. Наши органы чувств. Глазное яблоко, зрачок, сетчатка,

наружное ухо, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, носовая полость, обоняние, вкусовые сосочки, осязание.

Школа первой помощи. Температура тела, термометр, шкала, ртуть, градус, дисплей, травма, порез, ожог, ушиб, йод, обморожение, перегревание, головокружение, обморок, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, газовая служба. Здоровью цены нет.

Дом невелик, а стоять не велит.

Семейный бюджет.

Мудрость старости.

Путешествие к А.С. Пушкину. Архивные работники.

За страницами учебника. Моя семья – моя гордость.


4

В поисках Всемирного наследия.

8 ч.


Всемирное наследие. Карта мира, Вселенная. Московский Кремль. Спасская башня Московского Кремля. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища.

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

Что мы узнали. Чему научились. Закрепление изученного. КВН. Резервный урок..



4 класс (68 часов)


п/п

Раздел. Тема урока.

Количество часов

1

Мы — граждане единого Отечества.

11 ч.


Общество – это мы! Российский народ. Конституция России.

Права ребёнка.

Государственное устройство России. Российский союз равных.

Государственная граница России. Путешествие за границу России.

Сокровища России и их хранители.

Творческий союз.

Повторение изученного по разделу «Мы – граждане единого Отечества.


2

По родным просторам.

19 ч.


Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам.

В поисках подземных кладовых.

Наши реки. Озёра – краса Земли. По морским просторам.

С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря.

Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России.

По страницам Красной книги.

По заповедникам и национальным паркам.

Повторение изученного по разделу «По родным просторам». Повторение и контроль.


3

Путешествие по Реке времени.

24 ч.


В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи.

Истоки Древней Руси.

Мудрый выбор.

Наследница Киевской Руси. Москва – преемница Владимира.

Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы.

На пути к единству.

Начало Российской империи. «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» Отечественная война 1812 года.

Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы.

В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой...»

После Великой войны. Достижения 1950—1970-х гг.

Повторение изученного по разделу «Путешествие по Реке времени».


4

Мы строим будущее России.

7 ч.


Современная Россия.

Здоровье России. Умная сила России.

Светлая душа России.

Начни с себя!

Повторение изученного по разделу «Мы строим будущее России».


5

Повторение.

7 ч.


Повторение изученного за 4 класс.

Итоговая контрольная работа. Анализ и работа над ошибками.