ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
“ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ «ШКОЛА №2124”
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом
ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол № ___ от «__» _______ 2018г
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124»
Приказ № ___ от «__» _______ 2018г
Директор ______ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР
2 «З» КЛАСС
на 2018-2019 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 2)
Учитель: Ивлева Е.И.
Москва, 2018
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Естествознание» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Содержание обучения направлено на социализацию, развитие речи, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития учеников.
Задачи предмета:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 1 часа |
Итого в год | 34 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
- понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения;
- наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
1)Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей,(вариант 2) и частично реализует Программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Цель:
- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
- знакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действий с ними).
- знакомить учащихся с родным городом, в котором живет, с Россией, ее культурой, историей, современной жизнью;
- знакомить с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности (выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними);
- учить соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и общепринятыми нормами поведения;
- учить ориентироваться в различных жизненных ситуациях (избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе).
Основной формой работы по предмету «Окружающий социальный мир» является урок - занятие. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Виды деятельности: дидактическая игра, опрос, практические упражнения, экскурсия, беседа, сюжетно – ролевая игра, решение ситуационных задач. 3
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 1 час |
Итого в год | 34 часа |
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Предполагается, что к концу обучения (4 класс) по Окружающему социальному миру учащиеся по возможности будут уметь:
- проявлять интерес к объектам, созданным человеком;
- иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
- соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
- иметь представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);
- иметь представления о социальных ролях людей;
- соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;
- иметь представления о дружбе, товарищах, сверстниках;
- находить друзей на основе личных симпатий.
- строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
- взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
- иметь представления о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержание, участие в них;
- соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
Предметные результаты освоения учебного предмета: |
минимальный уровень Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы. -Соблюдение правил учебного поведения. -Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. -Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). -Представление об убранстве дома.о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). -Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). -Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, электрический чайник). -Ориентация во дворе. | достаточный уровень
-Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. -Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. - Представления о профессиях людей, работающих в школе. - Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). - Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. - Представление о дружеских взаимоотношениях. -Соблюдение правил учебного поведения. -Соблюдение очередности. Следование правилам игры. -Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. -Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах. -Ориентация в помещениях своего дома. -Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). -Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). -Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). -Представление об электроприборах (магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, фен). -Представление о часах. -Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). -Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). - Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). -Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.) |
Содержание учебного предмета:
Квартира, дом, двор.
Основные задачи раздела: формировать понятие о квартире, доме, дворе, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.
Продукты питания. Основные задачи раздела: формировать понятия о продуктах питания, обогащать знания и представления детей по данному разделу, систематизировать знания о продуктах питания.
Предметы быта. Основные задачи раздела: формировать понятия о предметах быта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать наблюдательность.
Школа. Основные задачи раздела: формировать понятия о школе, учить соблюдать распорядок школьного дня, воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Предметы и материалы, изготовленные человеком. Основные задачи раздела: формировать представления о предметах и материалов, изготовленных человеком, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать самостоятельность.
Город .Основные задачи раздела: формировать понятия о правилах поведения в общественных местах, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.
Транспорт. Основные задачи раздела: формировать понятия о видах транспорта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, обобщение знаний по данному разделу.
Страна. Основные задачи раздела: познакомить с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине.
Традиции и обычаи. Основные задачи раздела: формировать представления о праздниках, развивать интерес к праздникам, воспитывать самостоятельность.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2. Федеральный Государственный Основной Образовательный стандарт;
3. Интернет-ресурсы (по выбору учителя).
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
(Приложение 1)
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема урока | Часы | Дата |
1,2 | I четверть Школа | 2 | |
3,4,5 | Традиции и обычаи | 3 | |
6,7,8 | Квартира, дом, двор | 3 | |
| II четверть | | |
1,2 | Предметы быта | 2 | |
3,4 | Продукты питания | 2 | |
5,6 | Традиции и обычаи | 2 | |
7,8 | Страна | 2 | |
| III четверть | | |
1,2 | Продукты питания | 2 | |
3,4 | Предметы и материалы, изготовленные человеком | 2 | |
5,6,7 | Город | 3 | |
8,9,10 | Традиции и обычаи | 3 | |
| IV четверть | | |
1,2 | Город | 2 | |
3,4 | Транспорт | 2 | |
5,6 | Страна | 2 | |
7,8 | Традиции и обычаи | 2 | |