Управление образования Администрации Аксайского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Грушевская ООШ)
__________________________________________________________________________________
Утверждаю
Директор МБОУ Грушевская ООШ
Приказ № _____от ______201_ г.
________________ Н.Е. Гордиенкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучающегося на дому
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) начальное общее 2
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 170
Учитель Черскова Татьяна Александровна
(ФИО)
Программа составлена на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2 АООП). ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 2 года обучения для обучающегося на дому с умеренной умственной отсталостью составлена на основе требований следующих нормативных документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.79).
2. Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Постановления министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 №1 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей – инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».
4. Постановления министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.07.2015 №5 «О внесении изменений в постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 №1».
5. Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 №4/15).
6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллктуальными нарушениями).
8. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 №1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
9. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура».
10. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
11.Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2016 №429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
12.Устава МБОУ Грушевской ООШ.
Программа учебного предмета «Математические представления» во 2-м классе рассчитана на 3 часа в неделю, в год 170 часов.
В связи с особенностями календарного учебного графика и расписанием уроков программа будет выполнена в 2017-2018 учебном году за 165 часов.
Из них часы обязательного изучения – 98час; самостоятельного изучения – 67часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета во 2 классе.
Предметные, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты:
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Личностные результаты:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Метапредметные результаты:
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной
и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№п/п | Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности | Формы организации учебных занятий |
| Коммуникация с использованием вербальных средств(23ч) Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Прощание с собеседником. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (49ч) Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности). Экспрессивная речь. Употребление слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Употребление слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление словосочетаний, простых предложений. Чтение и письмо (46ч) Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова). Повторение (50ч) ИТОГО: 168часов. | Совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности. Совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности. Совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного использования в процессе письменной деятельности. | Индивидуальная работа, игровая деятельность. Индивидуальная работа, игровая деятельность. Индивидуальная работа, игровая деятельность. |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация», 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов для обязательного изучения | Кол-во часов для самостоятельного изучения | Дата |
Коммуникация с использованием вербальных средств(23ч) | | |
1 | Установление зрительного контакта с взрослым. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. | 1 | | 04.09. |
2 | Реагирование на собственное имя, имена родных. Приветствие собеседника. | 1 | 1 | 06.09. |
3 | Культура общения. Приветствие. Прощание. Поддержание зрительного контакта с говорящим. | 1 | 1 | 07.09 |
4 | Культура общения. Поддержание зрительного контакта с говорящим. | 1 | 1 | 11.09 |
5 | Привитие умения правильно сидеть за партой во время письма и чтения. Выражение своих желаний. | 1 | | 13.09 |
6 | Привитие умения вставать из-за парты. Выражение своих желаний (с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова). | 1 | | 14.09 |
7 | Привитие умения слушать объяснения и указания учителя. | 1 | 1 | 18.09. |
8 | Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. | 1 | 1 | 20.09 |
9 | Привитие умения правильно располагать на парте учебные принадлежности. | 1 | 1 | 21.09 |
10 | Привитие умения правильно пользоваться учебными принадлежностями | 1 | 1 | 25.09 |
11 | Различение звуков окружающей действительности (звон, стук) | 1 | 1 | 27.09 |
12 | Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание) | 1 | 1 | 28.09 |
13-14 | Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание) | 1 | | 02.10 04.10 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (48ч.) | | | | 04.10 05.10 |
| Импрессивная речь | | | |
15-16 | Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты: предметы, материалы, люди, животные и т.д. | 1 | 1 | 05.10 09.10 |
17-18 | Понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет, величина, форма и др. | 1 | 1 | 11.10 12.10 |
19-20 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов: пять, второй и др. | 1 | 1 | 16.10 18.10 |
21-22 | Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов: «на столе», «около дома», «на верхней полке» и так далее. | 1 | 1 | 19.10 23.10 |
23-24 | Понимание словосочетаний, простых предложений. | 1 | 1 | 25.10 26.10 |
| Экспрессивная речь | | | |
25 | Называние слов по предъявленным картинкам. | 1 | 1 | 30.10 |
26 | Правильное произношение двух звуков му, ум. | 1 | | 01.11 |
27 | Составление простых предложений из двух слов. Обведение фигур по трафарету. | 1 | 1 | 02.11 |
28-29 | Составление простых предложений из трёх слов. Обведение фигур по трафарету | 2 | 1 | 13.11 15.11 |
30-31 | Деление составленных предложений на слова. Закраска, штриховка фигур. | 2 | 1 | 16.11 20.11 |
32-33 | Развитие речевого дыхания. | 2 | 1 | 22.11 23.11 |
34 | Вопросительная и восклицательная интонация в стихах. | 1 | 1 | 27.11 |
35 | Выделение в устной речи звука А в начале слова. Штриховка простейших фигур. | 1 | 1 | 29.11 |
36 | Выделение в устной речи звука У в начале слова. Рисование простейших фигур. | 1 | 1 | 30.11 |
37-38 | Изображение действий по предложенной картинке и вопросам учителя. Рисование несложных предметов. | 2 | | 04.12 06.12 |
39-40 | Развитие умения показывать и называть изображения (слева, направо). | 2 | 1 | 07.12 11.12 |
Чтение и письмо (97ч) | |
Начальные навыки чтения и письма | |
41 | Правильное и отчётливое произнесение звука А в изолированной позиции. Письмо печатной буквы А. | 1 | 1 | 13.12 |
42 | Произнесение звука А в начале слова. Письмо строчной буквы а. | 1 | 1 | 14.12 |
43 | Произнесение звука А в конце слова. Письмо буквы А,а. | 1 | | 18.12 |
44 | Правильное произнесение звука У в изолированной позиции. Письмо буквы у. | 1 | 1 | 20.12 |
45 | Произнесение звука И в начале слова. Письмо буквы И. | 1 | 1 | 21.12 |
46 | Произнесение звука У в конце слова. Письмо строчной и заглавной буквы У. | 1 | 1 | 25.12 |
47-49 | Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа. Письмо по обводке слогов ау, уа | 3 | 3 | 27.12 28.12 15.01 |
50 | Образование и чтение слов АУ, УА. Письмо по обводке. | 1 | 1 | 17.01 |
51-52 | Образование и чтение слов АУ, УА. Письмо по образцу. | 1 | 1 | 18.01 22.01 |
53 | Правильное произнесение звука М в изолированной позиции. Письмо по обводке строчной буквы М. | 1 | 1 | 24.01 |
54 | Правильное произнесение звука Л в изолированной позиции. Письмо по образцу строчной буквы Л. | 1 | | 25.01 |
55 | Образование и чтение прямых слогов с буквой М. Письмо по обводке. | 1 | 1 | 29.01 |
56 | Образование и чтение прямых слогов с буквой Л. Письмо по обводке. | 1 | 1 | 31.01 |
57 | Образование и чтение слогов с буквой К. Письмо по обводке. | 1 | | 01.02 |
58 | Образование и чтение слогов с буквой Н. Письмо по образцу. | 1 | | 05.02 |
59 | Правильное произнесение звука С. Письмо по обводке строчной буквы С. | 1 | 1 | 07.02 |
60 | Правильное произнесение звука Ш. Письмо по образцу строчной буквы Ш. | 1 | | 08.02 |
61 | Образование и чтение слогов с буквой С, Ш. Письмо по обводке. | 1 | 1 | 12.02 |
62 | Образование и чтение слогов с буквой П. Письмо по образцу. | 1 | 1 | 14.02 |
63 | Образование и чтение слогов с буквой Р. Письмо по обводке. | 1 | 1 | 15.02 |
64 | Образование и чтение прямых слогов с буквой Т. Письмо по образцу. | 1 | 1 | 19.02 |
65 | Образование и чтение обратных слогов с буквой Т. Письмо по обводке. | 1 | 1 | 21.02 |
66 | Правильное произнесение звука Т в изолированной позиции. Письмо по образцу строчной буквы Т. | 1 | | 22.02 |
67 | Образование и чтение прямых слогов с буквой Х. Письмо по обводке. | 1 | 1 | 26.02 |
68 | Образование и чтение прямых слогов с буквой Х. Письмо по образцу, по обводке. | 1 | | 28.02 |
69-70 | Образование и чтение обратных слогов с буквой Х. Письмо по обводке. | 1 | 1 | 01.03 05.03 |
71 | Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме | 2 | 1 | 07.03 |
72-73 | Правильное и отчётливое произнесение звука О в изолированной позиции. Письмо по образцу, по обводке. | 2 | 1 | 12.03 14.03 |
74-75 | Произнесение звука О в начале слова. Письмо буквы О. | 2 | | 15.03 19.03 |
76-77 | Произнесение звука И в начале слова. Письмо буквы И по образцу, по обводке. | 2 | 1 | 21.03 22.03 |
78 | «Игры и игрушки: В магазине игрушек». Употребление вежливых слов | 1 | 1 | 02.04 |
79 | Образование и чтение прямых и обратных слогов ам, ма. Письмо по обводке слогов ам, мА. | 1 | 1 | 04.04 |
80-81 | Образование и чтение прямых и обратных слогов ум, му. Письмо по обводке слогов ум, му. | 2 | 1 | 05.04 09.04 |
82 | Составление слов со слогами ум, му из букв разрезной азбуки. Письмо по образцу слогов ум, му. | 1 | | 11.04 |
83 | Образование и чтение прямых и обратных слогов ом, мо. Письмо по обводке слогов ом, мо. | 1 | 1 | 12.04 |
84 | Составление слов со слогами ом, мо из букв разрезной азбуки. Письмо по образцу слогов ом, мо. | 1 | 1 | 16.04 |
85 | Образование и чтение прямых и обратных слогов ас, са. Письмо по обводке слогов ас, са. | 1 | 1 | 18.04 |
86 | Составление слов со слогами ас, са из букв разрезной азбуки. Письмо по образцу слогов ас, са. | 1 | 1 | 19.04 |
87 | Образование и чтение прямых и обратных слогов ус, су. Письмо по обводке слогов ус, су. | 1 | 1 | 23.04 |
88 | Составление слов со слогами ус, су из букв разрезной азбуки. Письмо по образцу слогов ус, су | 1 | 1 | 25.04 |
89 | Образование и чтение прямых и обратных слогов ос, со. Письмо по обводке слогов ос, со. | 1 | 1 | 26.04 |
90 | Составление слов со слогами ос, со из букв разрезной азбуки. Письмо по образцу слогов ос, со. | 1 | 1 | 03.05 |
91 | Образование и чтение прямых и обратных слогов ах, ха. Письмо по обводке слогов ах, ха. | 1 | 1 | 07.05 |
92 | Составление слов со слогами из букв разрезной азбуки. Письмо по образцу слогов ро, ра. | 1 | 1 | 10.05 |
93 | Образование и чтение прямых и обратных слогов. Письмо по обводке слогов до, да. | 1 | 1 | 14.05 |
94 | Составление слов со слогами из букв разрезной азбуки. Письмо по образцу слогов ко, ка. | 1 | 1 | 16.05 |
95 | Образование и чтение прямых и обратных слогов. Письмо по обводке слогов ша, шу. | 1 | 1 | 17.05 |
96-97 | Составление слов со слогами из букв разрезной азбуки. Письмо по образцу слогов. | 2 | | 21.05 23.05 |
98 | Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме Выявление представлений обучающегося по теме. | 2 | 1 | 24.05 |
| | ИТОГО: 98ч. | ИТОГО: 67ч. | |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название темы | Количество часов | Даты прохождения темы |
по плану | фактически |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 от «25» августа2017г. заместитель директора по УР Протокол № 1от 29августа 2017г.
Заседания методического _________/Мироненко И. А./ заседания методического совета
объединения учителей, работающих с детьми «29» августа 2017 год МБОУ Грушевской ООШ
с умственной отсталостью Председатель методсовета
(интеллектуальными нарушениями) _________/Куцарь Н. Л./
МБОУ Грушевской ООШ
Руководитель ШМО
_________/Балашова Н. Н./
9