СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету "Родная литература(русская)" 8класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету "Родная литература(русская)" 8класс»




УМК: «Родная русская литература» 8 класс : авторы: О. М. Александрова и др.– М.: Просвещение, 2022.


Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю.



Планируемые результаты изучения учебного предмета Учащийся научится:
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Учащийся получит возможность научиться:
  • уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Содержание учебной дисциплины (34ч.)


РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (10ч)

Преданья старины глубокой

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков. «Сусанин».

О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).

Города земли русской По Золотому кольцу

Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».

В. А. Степанов. «Золотое кольцо».

Родные просторы Волга – русская река

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).

Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».

В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).


РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)

Праздники русского мира Троица

И. А. Бунин. «Троица».

С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…» Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

Тепло родного дома Родство душ

Ф. А. Абрамов. «Валенки».

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести). А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».


РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (19 ч)

Не до ордена – была бы Родина Дети на войне

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

Загадки русской души Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

О ваших ровесниках Пора взросления

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

Лишь слову жизнь дана Язык поэзии

Дон Аминадо. «Наука стихосложения».

И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

Итоговая контрольная работа1ч.


Тематическое планирование


Тема раздела

Количество часов

1

«Россия – родина моя»

10

2

«Русские традиции»

4

3

«Русский характер– русская душа»

19

4

Итоговая контрольная работа

1


Итого

34

Календарно-тематический план


урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата

1

Инструктаж по технике безопасности. Введение. С.Н.

Марков. «Сусанин».

С.5-8

04.09


2

Введение. С.Н.

Марков. «Сусанин».

С.5-8

11.09


3

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» О.А. Ильина. «Во

время грозного и злого поединка…»

С.9-29

18.09


4

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» О.А. Ильина. «Во

время грозного и злого поединка…»

С.9-29

25.09


5

Ф.К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И.И. Кобзев.

«Поездка в Суздаль». В.А. Степанов. «Золотое кольцо».

С.30-47

02.10


6

Ф.К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И.И. Кобзев.

«Поездка в Суздаль». В.А. Степанов. «Золотое кольцо».

С.30-47

09.10


7

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н.А. Некрасов. «Люблю я краткой той

поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).

С.48-55

16.10


8

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н.А. Некрасов. «Люблю я краткой той

поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).

С.48-55

23.10


9

В.С. Высоцкий. «Песня о Волге». В.В. Розанов.

«Русский Нил» (фрагмент). Родные просторы в творчестве Ф.И. Тютчева.

С.56-67

13.11


10

В.С. Высоцкий. «Песня о Волге». В.В. Розанов.

«Русский Нил» (фрагмент). Родные просторы в творчестве Ф.И. Тютчева.

С.56-67

20.11


11

И.А. Бунин. «Троица».С.А. Есенин. «Троицыно утро,

утренний канон…» Н.И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…».

С.68-83

27.11


12

И.А. Бунин. «Троица».С.А. Есенин. «Троицыно утро,

утренний канон…» Н.И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…».

С.68-83

04.12


13

И.А. Новиков. «Троицкая кукушка». Ф.А. Абрамов.

«Валенки». Т.В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).

С.84-115

11.12


14

И.А. Новиков. «Троицкая кукушка». Ф.А. Абрамов.

«Валенки». Т.В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).

С.84-115

18.12


15

Родство душ в повести Т.В. Михеевой «Не предавай меня!» А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак. «Радость

жизни». Э.Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

С.116-120

25.12


16

Родство душ в повести Т.В. Михеевой «Не предавай меня!» А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак. «Радость

жизни». Э.Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

С.116-120



17

Дети на войне в повести Э.Н. Веркина «Облачный

полк» И.С. Тургенев. «Сфинкс».

С.121-151



18

Дети на войне в повести Э.Н. Веркина «Облачный

полк» И.С. Тургенев. «Сфинкс».

С.121-151



19

Ф.М. Достоевский. «Мужик Марей». Б.Л. Васильев.

«Завтра была война» (главы).

С.152-165



20

Ф.М. Достоевский. «Мужик Марей». Б.Л. Васильев.

«Завтра была война» (главы).

С.152-165



21

Наши ровесники в повести Б.Л. Васильева «Завтра

была война» (продолжение)

С.166-188



22

Наши ровесники в повести Б.Л. Васильева «Завтра

была война» (продолжение)

С.166-188



23

Г.Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

С.189-199



24

Г.Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

С.189-199



25

Пора взросления в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не

снилось»

С.200-207



26

Пора взросления в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не

снилось»

С.200-207



27

Язык поэзии в

стихосложения».

рассказе

Дон

Аминадо

«Наука

С.208-217



28

Язык поэзии в рассказе Дон Аминадо «Наука стихосложения»





С.208-217



29

И.Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

С.218-219



30

И.Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

С.218-219



31

И.Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

С.218-219



32

Значение родной литературы для

развития русской культуры

С.218-220



33

Подведение итогов. Значение родной литературы для

развития русской культуры




34

Подведение итогов. Значение родной литературы для

развития русской культуры





ИТОГО

34



Приложение 2














Оценочный материал по родной литературе (русской)

(8 класс)

Итоговая контрольная работа

по родной литературе (русской) для 8 класса 1 вариант

Выполнил

  1. Прочитайте стихотворение. Напишите автора и название произведения.


О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!


Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны!


Так дева в первый раз вздыхает — О чем — неясно ей самой, —

И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.




  1. Каков жанр этого стихотворения? Укажите верный вариант.


А.Любовная лирика. Б.Пейзажная лирика. В.Философская лирика. Г.Гражданская лирика. 3.Определите размер стихотворения. Запишите ответ. (4ст ямб)

  1. Соотнесите определения с понятиями.



А.Условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворен

ии; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении; герой лирического произведения

1.рифма

Б. Расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь

частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла писателя.

2.антитеза

В. Созвучие в окончании двух или нескольких слов, наиболее употребительное в стихотворной речи.

3.лирический герой

Г.Стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.

4.композиция


  1. Выберите эпитеты.


А.Весенний (луч) Б.Первый (луч) В.Солнечных (лучей) Г.Девственная (нега) Д.Пленителен (луч) Е.Первый (раз) Ж.Робкий (вздох)

  1. Какое средство выразительностииспользовано в строках «И робкий вздох благоухает // Избытком жизни молодой»?

А.Градация Б.Антитеза В.Метафора Г.Риторическое обращение.


  1. Тема стихотворения А. Пробуждение природы весной Б. Любовь к прекрасной девушке В. Летнее утро в лесу. Г.Прощание с зимой.

  2. Какое настроение, какое чувство преобладают в стихотворении? Ответ запишите полным предложением.

  3. Дайте связный развёрнутый ответ на вопрос «Каким предстаёт лирический герой этого стихотворения?». Объём сочинения 5-8 предложений.

Итоговая контрольная работа

по родной литературе (русской) для 8 класса 2 вариант

Выполнил

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны.

Взор мой тонет в блеске полдня… Не видать певцов за светом…

Так надежды молодые

Тешат сердце мне приветом…

И откуда раздаются Голоса их, я не знаю…

Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю.

  1. Прочитайте стихотворение. Напишите автора и название произведения.


  1. Укажите, где использован приём параллелизма.


А.В первой строфе. Б.Во второй строфе. В.В третьей строфе. Г.Не использован в стихотворении.

  1. Определите размер стихотворения. Запишите ответ. (4-х-стопный хорей) 4.Соотнесите определения с понятиями.

А. Равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых

(безударных) слогов.

1.строфа

Б. В поэтическом произведении условный образ рассказчика, наделенный автором определенными личностными чертами, выступающий от первого лица в

лирических произведениях

2.инверсия

В.Группа строк (стихов), объединённых рифмой, а также общими ритмическими,

метрическими, интонационными и синтаксическими характеристиками.

3.лирический

герой

Г. нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная

последовательность слов в предложении.

4. ритм


  1. Выберите инверсии.


А.Голубые бездны Б.…им внемля В.Света волны Г.Голоса их Д.Не видать певцов Е. Вешних жаворонков

  1. Надежда наполняет человека внутренней силой и жизненной энергией. В этом предложении идёт речь о

А. Теме стихотворения. Б. Главной мысли стихотворения.В.Композиции стихотворения. Г. Жанре стихотворения.

  1. Тема стихотворения -


А. Молодость и смелые надежды, навеянные красотой природы. Б. Мечты о любви. В. Восхищение чудесным летним пейзажем. Г.Мечты о небесной жизни.

  1. Какое настроение, какое чувство преобладают в стихотворении? Ответ запишите полным предложением.

  2. Дайте связный развёрнутый ответ на вопрос «Каким предстаёт лирический герой этого стихотворения?». Объём сочинения 5-8 предложений.

Ключ правильных ответов: Задания 1-8

1 вариант


2 вариант


1. Афанасий Фет.

«Первый ландыш».

1 б. + 1 б.

1. Аполлон Майков. «Поле

зыблется цветами…»

1 б. + 1 б.

2. Б

1 б.

2.Б

1 б.

3.4-х-стопный ямб

1 б. + 1 б.

3. 4-х-стопный хорей

1 б. + 1 б.

4. А3

Б4 В1 Г2

До 3 б.

(каждая ошибка – минус балл)

4. А4

Б3 В1 Г2

До 3 б.

(каждая ошибка

– минус балл)

5. ГДЖ

2 б. (каждая ошибка

– минус балл)

5. БВГ

2 б. (каждая ошибка – минус

балл)

6.В

1 б.

6.Б

1 б.

7.А

1 б.

7.А

1 б.

8. Здесь преобладает радость, восхищение

красотой природы

2 б.

8.Здесь преобладает чувство радости, удивления тайнами

природы.

2 б.


Всего – 14 б.


Задание 9.


Максимально – 8 баллов.


4 б. –полнота ответа


2 б. – логика и факты 2 б. – речь

Итого – 22 балла.


Отметка 5 – 21-22 б.


Отметка 4 – 17-20 б.


Отметка 3 – 12-16 б.


Отметка 2 – 0-11 б.


Критерии оценивания


Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. 3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

  1. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  2. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

  3. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и

последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое

понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно

глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико- литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и

понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но

недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания

произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные

страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,

важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном

знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или

недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59%.


Оценка выразительного чтения художественных произведений

Отметка «5» ставится, если:

  • текст литературного произведения воспроизведен без ошибок;

  • выполнены следующие требования к технике речи: ученик читает четко, внятно,

соблюдает нормы орфоэпии, умело использует паузы для добора (пополнения запаса) воздуха;

  • соблюдаются следующие требования к логике чтения: ученик владеет умением «читать

знаки препинания», верно расставляет логические ударения, определяет место и характер пауз в тексте, владеет «шестью рычагами» выразительного чтения (громче - тише, выше - ниже,

быстрее - медленнее);

  • чтение отличается эмоционально-образной выразительностью: ученик воссоздает чувства в чтении - «рисует интонацией», соблюдает паузы психологические, начальные, финальные.

Отметка «4» ставится, если

  • текст произведения воспроизведен без ошибок или с 1-2 ошибками, которые ученик исправляет сам, без подсказки,

  • в основном выполняются требования к технике речи, к логике чтения и к эмоционально-образной выразительности исполнения литературного произведения. Отметка «3» ставится, если:

  • текст произведения воспроизводится с ошибками (не более 3-5 в зависимости от размера исполняемого произведения), ученику требуется подсказка учителя, при этом требования к технике речи, к логике чтения в основном выполняются.

  • текст произведения воспроизводится без ошибок, ученик читает четко, внятно, но не

владеет умением «читать знаки препинания», расставлять логические ударения, паузы, читает монотонно, неэмоционально.

Критерии оценивания пересказа
  1. Ошибки в содержании

  • пропуск важного смыслового звена

  • пропуск нескольких смысловых звеньев

  • «сжатие» текста

  • фактические искажения

  • нарушение логической последовательности (перестановки)

  1. Грамматическое и речевое оформление

  • затруднение с началом пересказа

  • отсутствие грамматического завершения текста

  • отсутствие (нарушение) связей между предложениями и частями

  • грамматические ошибки

  • речевые ошибки

  1. Общее впечатление

  • «безадресность» пересказа

  • невыразительность пересказа

Оценка подробного пересказа осуществляется по следующим критериям:

  • точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания);

  • последовательность изложения событий;

  • наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою);

  • качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лёгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием);

  • наличие или отсутствие речевых недочётов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др.

Отметка «5» ставится, если

  1. содержание работы полностью соответствует теме и заданию;

  2. фактические ошибки отсутствуют;

  3. содержание излагается последовательно;

  4. работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

  5. достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Отметка «4» ставится, если

I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы);

  1. содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

  2. имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

  3. лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

  4. стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Отметка «3»ставится, если

  1. в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;

  2. работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

  3. допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

  4. беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

  5. стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Отметка «2» ставится, если

  1. работа не соответствует теме и заданию;

  2. допущено много фактических неточностей;

  3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между

ними, работа не соответствует плану;

  1. крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

  2. нарушено стилевое единство текста.

Оценка письменных работ

(отзыв, рецензия, тезисы, конспект)

Любое высказывание учащихся в письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.

Критерии оценки письменных работ:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала: отбор существенных фактов и сведений для раскрытия темы и основной мысли работы;

  • последовательность изложения, соблюдение причинно-следственных связей, наличие обобщений и выводов.

При оценке речевого оформления письменных работ учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов;

  • количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок Основные критерии оценки

Оценка Критерии оценки

«5» Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис, приводя развивающие его исчерпывающие доводы (суждения), демонстрируя знание проблематики произведения и обоснованность суждений;

фактические ошибки и неточности в ответе отсутствуют.

«4» Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе,

предлагает свое объяснение ее смысла, ограничиваясь только тезисом, не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает 1-2

фактические неточности.

«3» Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и понимание проблемы, предложенной в вопросе, но отвечает на вопрос поверхностно, не связывая его с проблематикой произведения, и/или допускает более

двух фактических неточностей.

«2» Учащийся не обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, или объясняет ее смысл крайне упрощенно, не знает проблематики произведения.

Критерии оценки речевого оформления письменных работ

Оценка Критерии оценки

«5» В целом в работе допускается 1 – 2 речевых недочета.

  1. орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4» В целом в работе допускается не более 3 – 4 речевых недочетов.

  1. орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3» В целом в работе допускается не более 5 речевых недочетов.

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2» В целом в работе допущено до 7 речевых недочетов.

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических

и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Рекомендуется следующий примерный объем ученических работ: отзыв – 1-2 страницы

рецензия – 3-4 страницы

Оценка реферата

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:

  • новизна текста;

  • обоснованность выбора источника;

  • степень раскрытия сущности вопроса;

  • соблюдения требований к оформлению. Новизна текста:

а) актуальность темы исследования;

б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы;

в) умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; г) самостоятельность оценок и суждений;

д) стилевое единство текста͵ единство жанровых черт. Степень раскрытия сущности вопроса:

а) соответствие плана теме реферата;

б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме;

г) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу

Обоснованность выбора источников:

а) оценка использованной литературы: привлечены ли

наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению:

а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

в) соблюдение требований к объёму реферата.

Учащийся представляет реферат на рецензию не позднее указанного срока. Для устного выступления учащемуся достаточно 10-20 минут.

«5» баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная

позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

«4» балла – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом

допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

«3» балла – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

«2» балла – тема реферата не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание проблемы.