СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по предмету "Родная литература(русская)" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по предмету "Родная литература(русская)" 5 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по

учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.

Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный

предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный

предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

  • отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

  • более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык

и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно- тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

  • «Россия — родина моя»;

  • «Русские традиции»;

  • «Русский характер — русская душа».

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.

Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемно- тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально- культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).

В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших

дней (например: сила духа, доброта, милосердие).

В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами

других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

  • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать

произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

  • формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

  • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

  • развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко- культурных, нравственных, эстетических ценностей;

  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. Россия — Родина моя Преданья старины глубокой

Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти произведений).

Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».


Города земли русской

Москва в произведениях русских писателей

Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю. Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др. А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».


Родные просторы

Русский лес

Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В. А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др.

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».



Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира Рождество

Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В. Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.

А. И. Куприн. «Бедный принц».

Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».


Тепло родного дома

Семейные ценности

И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др.

И. А. Бунин. «Снежный бык».

В. И. Белов. «Скворцы».



Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина Отечественная война 1812 года

Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов«Партизан» (отрывок) и др.


Загадки русской души

Парадоксы русского характера

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».


О ваших ровесниках

Школьные контрольные

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».


Лишь слову жизнь дана

Родной язык, родная речь

Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная речь»и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной

деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся

руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:
  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;

  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

  • представление о способах противодействия коррупции;

  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);


Патриотического воспитания:
  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;


Духовно-нравственного воспитания:
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;


Эстетического воспитания:
  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

  • стремление к самовыражению в разных видах искусства;


Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
  • осознание ценности жизни;

  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет- среде;

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

  • умение принимать себя и других, не осуждая;

  • умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

  • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;


Трудового воспитания:
  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

  • готовность адаптироваться в профессиональной среде;

  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

Экологического воспитания:
  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;

  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

Ценности научного познания:
  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.


Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

  • способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

  • способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

  • навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

  • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

  • умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

  • способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логические действия:
  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,

формулировать гипотезы о взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого

наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых

условиях и контекстах.

Работа с информацией:
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.


Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

  1. Общение:
    • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

    • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

    • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

    • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

    • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

    • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

    • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

    • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

  2. Совместная деятельность:
    • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

    • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

    • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и

иные);

    • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

    • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

    • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.


Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

  1. Самоорганизация:
    • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

    • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

    • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

    • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

    • делать выбор и брать ответственность за решение.


  1. Самоконтроль:
    • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

    • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

    • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

    • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

    • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

    • оценивать соответствие результата цели и условиям.


  1. Эмоциональный интеллект:
    • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций;

    • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

    • регулировать способ выражения эмоций.

  2. Принятие себя и других:
    • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

    • признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

    • принимать себя и других, не осуждая;

    • открытость себе и другим;

    • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  1. Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

  2. иметь начальные представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; о русских национальных традициях в рождественских произведениях и

произведениях о семейных ценностях;

  1. иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

  2. владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;

  3. иметь начальные представления о проектно-исследовательской деятельности, оформлении и предъявлении её результатов, владеть элементарными умениями работы с разными источниками информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата

изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

1.1.

Преданья старины глубокой

4

0

0


Работать со словом, в том числе составлять историко- культурный комментарий;

Устный опрос;

http://school.yandex.ru/Каталог детских ресурсов«Интернет для детей» Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

1.2.

Города земли русской

5

0

0


Выразительно читать и эмоционально воспринимать стихотворения и прозаический текст;

Устный опрос;

http://www lrc-lib.ru Русская Ассоциация Чтения сайт Учи.ру

1.3.

Родные просторы

4

0

0


Работать со словом, выявлять средства художественной изобразительности, составлять историко-культурный комментарий;

Устный опрос;

http://slovnik.rusgor.ru


Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

сайт Учи. ру

Итого по разделу

13


Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

2.1.

Праздники русского мира

4

0

0


Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;

Устный опрос;

http://www. klassika.ru Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»

Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности

2..2.

Тепло родного дома

4

0

0


Читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) рассказы, отвечать на вопросы;

Устный опрос;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

http://magazines.russ.ru Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека Электронный банк заданий по оценке

функциональной грамотности

Итого по разделу

8


Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША

3.1.

Не до ордена — была бы Родина

3

0

0


Выразительно читать стихотворения;

Устный опрос;

http://www.rulib.net Русская виртуальная библиотека

Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности

3.2.

Загадки русской души

3

0

1


Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

http://school.yandex.ru/Каталог детских ресурсов«Интернет для детей»

сайт Учи.ру

3.3.

О ваших ровесниках

2

0

0


Определять тему, идею произведения;

Устный опрос;

http://school.yandex.ru/Каталог детских ресурсов«Интернет для детей»

сайт Учи.ру





3.4.

Лишь слову жизнь дана

2

0

0


Заучивать стихотворения наизусть;

Тестирование;

http://magazines.russ.ru Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека



Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности


Итого по разделу

10


Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

4.1.

Развитие устной и письменной речи

1

0

1


Составлять текст-рассуждение, анализируя по прочитанные произведения

Практическая работа;

http://school.yandex.ru/Каталог детских ресурсов«Интернет для детей» Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности

Итого по разделу

1


Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

5.1.

Итоговая контрольная работа

1

1

0


Систематизация, расширение и закрепление знаний по предмету

Тестирование;

http://umoslovo.ru/index.php/testy/413-kimy-dlya- itogovogo-kontrolya-po-literature-v-5-klasse Электронный банк заданий по оценке

функциональной грамотности

5.2

Заключительный урок. Подведение итогов.

1

0

0


Систематизация, расширение и закрепление знаний по предмету

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»;

http://umoslovo.ru/index.php/testy/413-kimy-dlya- itogovogo-kontrolya-po-literature-v-5-klasse Электронный банк заданий по оценке

функциональной грамотности

Итого по разделу

1


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

2



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

всего

контрольные работы

практические работы

По


1.

Инструктаж по технике безопасности.Пословицы и поговорки о Родине

1

0

0

05.09


2.

«Лиса и медведь» (русская

народная сказка).

1

0

0

12.09


3.

«Лиса и медведь» (русская

народная сказка).

1

0

0

19.09


4.

К.Г. Паустовский.

«Дремучий медведь».

1

0

0

26.09


5.

К.Г. Паустовский.

«Дремучий медведь».

1

0

0

03.10


6.

А.С. Пушкин. «На тихих

берегах Москвы…».

1

0

0

10.10


7.

М.Ю. Лермонтов.

«Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

1

0

0

17.09


8.

Л.Н. Мартынов. «Красные ворота».

4

0

0

24.10


9.

А.П. Чехов. «В Москве на

Трубной площади».

1

0

0

07.11


10.

И.С. Соколов-Микитов.

«Русский лес».

1

0

0

14.11


11.

И.С. Соколов-Микитов.

«Русский лес».

1

0

0

21.11


12.

А.В. Кольцов. «Лес».

1

0

0

28.11


13.

В.А. Рождественский.

«Берёза».

1

0

0

05.11


14.

В. А. Солоухин.

«Седьмую ночь без перерыва…»

1

0

0

12.12


15.

Б.Л. Пастернак.

«Рождественская звезда» (фрагмент).

1

0

0

19.12


16.

В.Д. Берестов. «Перед Рождеством».

1

0

0

26.12


17

А.И. Куприн. «Бедный принц».

1

0

0



18

А.И. Куприн. «Бедный принц».

1

0

0



19

И.А. Ильин.

«Рождественское письмо».

1

0

0



20

И.А. Ильин.

«Рождественское письмо».

1

0

0



21

И.А. Крылов. «Дерево»

1

0

0



22

И.А. Бунин. «Снежный бык»

1

0

0



23

В.И. Белов. «Скворцы».

1

0

0



24

В.И. Белов. «Скворцы».

1

0

0



25

Ф.Н. Глинка.

«Авангардная песнь»

1

0

0



26

Д.В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

1

0

0




27

К.Г. Паустовский.

«Похождения жука- носорога» (солдатская сказка).

1

0

1



28

Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

1

0

0



29

К.И. Чуковский.

«Серебряный герб» (фрагмент)

1

0

0



30

А.А. Гиваргизов.

«Контрольный диктант».

1

0

0



31

И.А. Бунин. «Слово». В.Г. Гордейчев. «Родная речь».

1

0

0



32

Р.Р. "Стихотворение о Родине"

1

0

1



33

Заключительный урок. Подведение итогов.

1

1

0



34

Заключительный урок. Подведение итогов.

1

0

0



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

2




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Русская родная литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций

Автор(ы): Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.

ISBN:

Введите свой вариант:


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Поурочные разработки по родной русской литературе. 5 класс : пособие для учителя (к УМК О.М. Александровой и др. (М.: Просвещение), вып. с 2019 г. по наст. вр.)


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://school.yandex.ru/Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»http://www lrc-lib.ru Русская Ассоциация Чтения http://slovnik.rusgor.ru


Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://www. klassika.ru Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы«Вехи»

http://magazines.russ.ru Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека http://www.rulib.net Русская виртуальная библиотека

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

компьютер с монитором