СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профилактике идеологии экстремизма и терроризма подростков и старшеклассников «добро всегда побеждает»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике идеологии экстремизма и терроризма подростков и старшеклассников «добро всегда побеждает»»






















ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА подростков и старшеклассников

«ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ»

















Автор-составитель:

С.Т.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время в мире, и в России растет число молодых людей, занимающихся экстремизмом, имеющих негативное отношение и нетерпимость по отношению к другим людям.

Цель программы заключается в профилактической деятельности, направленной на предупреждение возникновения терроризма и экстремизма в МБОУ КСОШ №19 у обучающихся.

Программа направлена на профилактику идеологии терроризма и экстремизма обучающихся 5-11 классов.

Задачи программы:

формирование условий, необходимых для понижения уровня экстремисткого, агрессивного, враждебного поведения у обучающихся и проявления ими ксенофобии;

формирование умения у молодых людей конструктивно разрешать трудные, жизненные ситуации, проблемы и конфликты;

формирование общечеловеческих ценностей: мира, дружбы, сплоченности и др.

развитие патриотических и толерантных свойств личности;

развитие способности к принятию ответственного отношения за себя и свою жизнь.

Новизна программы заключается в том, что впервые разработаны и описаны новые направления работы (а именно психолого-педагогического сопровождения) по профилактике терроризма и ксенофобии у обучающихся МБОУ КСОШ №19.

Практическая значимость программы состоит в применении результатов работы для дальнейшей профилактики терроризма и экстремизма в МБОУ КСОШ №19 и их использовании в других общеобразовательных организациях, а также организациях, осуществляющих среднее профессиональное образование.

Содержание программы

раскрывает профилактическую психологическую деятельность терроризма и экстремизма среди молодежи.

Результаты освоения программы – предметные, метапредметные и личностные.

Предметные результаты:

- усвоение понятий, необходимых для воспитания патриотических и нравственных качеств (патриотизм, толерантность, равноправие, хороший и плохой поступок, правило, закон, религия, вероисповедание, конфликт, сотрудничество, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, государство, гражданство, социальная защита, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, ксенофобия, дискриминация, право, свобода, ответственность, необходимость, обязанность, гуманизм);

- овладение основами нравственности и патриотизма, правилами поведения в обществе.

Метапредметные результаты:

- способность к саморегуляции своего поведения, действий и состояний;

- формирование норм взаимодействия школьников в социуме;

- формирование умений и навыков культуры общения с людьми.

Личностные результаты:

- развитие патриотических чувств, гражданской идентичности;

- развитие способности справляться с трудными жизненными ситуациями, жизнестойкости, самоконтроля поведения, повышение самооценки и уверенности в себе, влияющих на способность быть независимым от негативного влияния окружающих, умения регулировать и справляться с негативными эмоциональными появлениями, профилактика тревожности и возникновения агрессии, влекущей за собой терроризм, и импульсивности;

-формирование мира, дружбы, сплоченности как важных духовных ценностей, тенденции конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

- формирование доброты и сострадания, умения дарить радость другим людям.

Формы работы – групповая, возможно и проведение индивидуальных занятий.

Результатами деятельности по профилактике и экстремизма в МБОУ КСОШ №19 является создание благоприятных условий, способствующих полному всестороннему и гармоничному раскрытию школьника в социуме, проявлению уважительного отношения к другим людям.

Программа включает в себя и диагностический и профилактический блоки.

Диагностический блок представлен следующими методами и методиками диагностики.


Методы

Методики



Индивидуальные беседы с классными руководителями об обучающихся

Анкета изучения поведения и эмоциональных состояний для учителя


Неоконченные предложения

Исследование личностных свойств толерантности у педагогического состава при помощи методики У.А. Кухаревой


Ранжирование

«Изучение ценностных ориентаций» М.Рокича (индивидуально)


Проективный метод

«Несуществующее животное» К.Г.Юнг


Тестирование

тест диагностики уровня школьной тревожности Филлипса


Тестирование

«Шкала социально-ситуативной тревожности» Кондаша


Тестирование

Опросник первичной диагностики деструктивного поведения – «Шкала враждебности Кука-Медлей»


Беседа

Анкета «Мои увлечения» (индивидуально 8 кл.)



Профилактический блок представлен 7 занятиями по запросу классных руководителей, (тренингов, игр, классных часов) и 2 акциями, проводимых 1-2 раза в 2 месяца во внеурочное время, а также в осеннюю и весеннюю Недели психологии (всего 9 мероприятий).

В проведение занятий и акций включены и классные руководители. Мероприятия приведены в календарно-тематическом планировании, но их можно проводить в свободном порядке. Можно проводить также любые из них, не обязательно 9 мероприятий.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Месяц

Название мероприятия

Цель


1.


Сентябрь


Мероприятие «На что потратить жизнь?»

Профилактика возникновения ценностных ориентаций, имеющих негативную общественную направленность







2.







Октябрь







Мероприятие «Я уникален и дарю добро другим»




Профилактика низкой самооценки и неуверенности в себе, влияющих на отсутствие умения быть независимым от негативного влияния окружающих, регулировать и справляться с отрицательными эмоциональными появлениями, профилактика отсутствия уважительного и доброжелательного отношения друг к другу


3.


Ноябрь


Мероприятие «Пока мы едины – мы непобедимы»


Профилактика возникновения антироссийских взглядов и разобщенности, развитие толерантности



4.



Ноябрь, апрель

(в рамках Недель психологии)





Мероприятие «Почта радости»


Профилактика агрессии, формирование уважительного отношения друг к другу, толерантности, сострадания и доброты, понимания того, что умение дарить радость другому рождает счастье





5.





Декабрь,

апрель-май





Мероприятие «Учимся справляться с собой и контролировать поведение»

Профилактика агрессивного поведения в трудных жизненных ситуациях, дезадаптации, неумения контролировать себя и справляться с негативными эмоциональными проявлениями, профилактика возникновения проявлений импульсивности и враждебности, влекущей за собой терроризм


6.



Январь-февраль


Мероприятие «Устраняйте ненависть к людям»

Профилактика возникновения враждебности и агрессивности, интолерантности

7.


Март


Мероприятие

«Дерево доброты»

Профилактика возникновения враждебности и агрессивности

8.



Апрель

(в рамках Недели психологии)



Мероприятие

«Цветная неделя»

Проявление высокой активности, положительного эмоционального настроя, сплоченности, включенности в работу




9.




Май



Мероприятие

«Живи, развиваясь»

Профилактика идеологии экстремизма и терроризма через формирование нравственных качеств, стрессоустойчивости и способности конструктивно противостоять жизненным трудностям

















Занятие 1. «На что потратить жизнь?» (авторская модификация деловой игры Е.В.Ермолаевой)

Цель: Профилактика возникновения ценностных ориентаций, имеющих негативную общественную направленность.

Классы – 8-11.

Форма занятия – деловая игра. Количество участников – 5- 20.

Возможно и проведение индивидуальных занятий.


Оборудование

Листы бумаги

Карточки с ценностями

Карандаши;

Фломастеры;

Кружки

 Перед началом игры участник рисует 10 кружочков.  Инструкция: «Каждый кружок представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности.

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» кружки или «сэкономить». У Вас будет 2 выбора. За 1 выбор придется зачеркнуть кружок.

Ведущий по очереди зачитывает пару вещей (или раздает карточки) и называет то, сколько кружков зачеркнуть, участники отмечают в листках номер пары, выбор и зачеркивают количество кружков, равное выбору.

1


Творчество (1 кружок)

Автомобиль

(2 кружка)

2

Дорогая одежда ( 2 кружка)

Любовь к семье (1 кружок)

3

Большая популярность в течение двух лет

(2 кружка)

Один настоящий друг

(1 кружок)

Тем, кто выбрал настоящего друга, предназначена награда - два лишних кружка, которые участник рисует.

4

Хорошее образование

( 1 кружок)

Предприятие, приносящее большую прибыль

( 2 кружка)

5

Здоровая семья

( 2 кружка)

Всемирная слава

( 3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних кружка, которые участник рисует.

6

Изменить любую черту своего характера в лучшую сторону

( 1 кружок)

Быть всю жизнь довольным собой

( 2 кружка)

7

Пять лет удовольствий

( 2 кружка)

Постоянное уважение и любовь родителей и учителей

(2 кружка)

Те, кто выбрал 5 лет удовольствий, должны зачеркнуть еще один кружок дополнительно, если у вас они еще остались.

Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

8

Чистая совесть

(1 кружок)

Умение достигать любой цели

(2 кружка)

Те, кто выбрал умение достигать любой цели, должны зачеркнуть 2 кружка, если у вас они еще остались.


9

Чудо, совершенное ради членов своей семьи (2 кружка)

Возможность заново пережить (повторить) любое событие вашей жизни только одно!

( 2 кружка)

Анализ:

Обучающимся предлагается обсудить свои покупки и постараться  ответить  на вопросы:

  1. Чем вы более всего довольны?

  2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не выбрали?

  3. Каких выборов больше в вашей группе?

  4. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

Также участники анализируют значение того, что у них осталось много не потраченных кружком или все кружки рано зачеркнуты.

Психолог: Желание знать заранее список ценностей  действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Также можно обсудить преобладающие в группе ценности, и случаен ли такой выбор.

  Рефлексия занятия

Подводятся итоги. Школьники должны оценить то, как им понравилось занятие. Им выдаются небольшие листы бумаги и фломастеры. Они должны изобразить зеленый кружок, если занятие понравилось или красный, если не понравилось.

Занятие 2. «Я уникален и дарю добро другим»

Цель: Профилактика низкой самооценки и неуверенности в себе, влияющих на заниженное умение быть независимым от негативного влияния окружающих, регулировать и справляться с отрицательными эмоциональными появлениями, профилактика отсутствия уважительного и доброжелательного отношения друг к другу с помощью занятия «Я уникален и дарю добро другим».

Классы – 8-11.

Формы занятия – тренинг, классный час. Количество участников – 5- 20.

Возможно и проведение индивидуальных занятий.

Оборудование

Эмблемы с положительными высказываниями, направленными на повышение уверенности в себе и самооценки;

Листы бумаги;

Карандаши;

Фломастеры;

Кружки


  1. Психологическая игра «Уникальная эмблема»

Педагог-психолог заранее заготавливает эмблемы с позитивными утверждениями, направленными на повышение самооценки подростков (например, «Я – победитель в жизни», «Я все преодолею», «Я – неповторимая личность»). Эмблемы кладутся лицом вниз в красивую коробку или файл, подросток подходит, берет ее, читая вслух остальным утверждение, которое ему попалось и забирает эмблему. Затем он ее раскрашивает и украшает разными узорами. В конце он может прикрепить ее себе на грудь. Так игра проводится с каждым участником. В конце ведущий говорит подросткам, что попавшиеся им утверждения должны стать главными девизами их жизни. Можно видоизменить игру: эмблемы раскрашивают, украшают узорами и дарят друг другу.

Упражнение «Пожелание»

Участник получает лист бумаги, на котором он, молча, рисует (или пишет) свое пожелание группе. По сигналу ведущего он передает рисунок своему соседу справа (слева). Участник, получивший рисунок, продолжает его. Упражнение продолжается до тех пор, пока рисунок не вернется к первому участнику.

     Рефлексия занятия

Подводятся итоги. Школьники должны оценить то, как им понравилось занятие. Им выдаются небольшие листы бумаги и фломастеры. Они должны изобразить зеленый кружок, если занятие понравилось или красный, если не понравилось.

Занятие 3. «Пока мы едины – мы непобедимы»

Цель

Профилактика возникновения антироссийских взглядов и разобщенности.

  1. Развитие патриотических чувств.

  2. Формирование гражданской идентичности.

  3. Развитие чувства сплоченности.

  4. Развитие сотрудничества.

Классы – 5-9.

Формы занятия – тренинг, классный час. Количество участников – 5- 20.

Возможно и проведение индивидуальных занятий.


Оборудование

Ватман (или листы бумаги формата А4), блокнотные листы, магнитофон (или компьютер), диск с инструментальной музыкой, карандаши, фломастеры, плакат с надписью (годится и надпись на доске) «Старайся каждый день делать что-то хорошее и приносить другому только радость» (авторское изречение).

Время проведения занятия – 40 минут.

Ход проведения занятия

Вводная часть (2-5 мин.). Подростки рассаживаются в круг (или находятся в парах). Педагог-психолог предлагает подросткам проанализировать свое текущее состояние. Для этого он раздает блокнотные листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Предлагает нарисовать и раскрасить Солнце в голубом небе, если настроение у школьников хорошее или Солнце, покрытое тучами, если плохое.

Основная часть (20-35 мин.). Идет в 2 этапа.

1-й – анализ притчи о любви друг к другу (5-10 мин.). Предлагается авторская притча «История о птице по имени Нежность»

Она приведена ниже.

В просторном бирюзовом небе летает ярко-белая огромная птица, крылья ее подобны Солнцу, а глаза – сверкают, будто звезды. Птица эта зовется Нежность. Любит она бесконечное небо, но посещает и Землю, становясь невидимой. Прилетает она к тем людям, у которых в сердцах никогда не угасает любовь – и которые обладают редкой и уникальной способностью отдавать ее другим, будь то, цветок, дерево, животное или человек. Когда птица-Нежность заглядывает в окна домов этих людей – они обретают умение относиться к тем, кого любят, с глубочайшей нежностью. И каждого из них она незаметно касается своими мягкими, как подушка, крыльями. От этого у любящих людей возникает огромное, ни с чем не сравнимое счастье, которое длится постоянно, - это счастье отдачи, дарения искренней и нежной улыбки, заботы и тепла каждому, кто их окружает каждый момент жизни. Появляется беспрестанная радость забывания своих эгоистических устремлений, прощения обид, разделения успехов и достижений других, избавления завистливых помышлений, устранения жадности и скупости. Ах, до чего было б замечательно, если больше и больше людей обладали бы любовью к окружающим, и тогда б эта ласковая птица чаще прилетала на Землю!

Подростки обсуждают ее. Они должны высказать свое мнение, что было бы с планетой, с Россией, в их жизни, если бы царила только ненависть и вражда; и что произошло, если бы не было в мире войн, конфликтов, терроризма, ненависти друг к другу, а царили бы любовь и взаимопонимание.

После этого педагог-психолог обращает внимание на плакат с девизом (или надпись на доске «Старайся каждый день делать что-то хорошее и приносить другому только радость»). Говорит о положительной роли единства и дружбы в жизни, о том, что без этого возникают войны и конфликты. Указывает на то, что, следуя девизу, указанному на плакате, можно укрепить дружбу, уважительные взаимоотношения и развить сотрудничество между людьми.

Предлагается творческое задание (это 2-й этап – 20-30 мин.). В центр стола кладется ватман (при его отсутствии – подросткам выдаются листы бумаги формата А4). Всей группой или парами под красивую инструментальную расслабляющую музыку предлагается, используя карандаши, фломастеры, совместно создать флаг России. Внизу можно придумать девиз, имеющий отношение к дружбе народов, единству России (или всей планеты). Написать его фломастерами или цветными ручками. Около девиза и по бокам ватмана можно приклеить осенние листья, украсить работу бисером (при отсутствии всего этого – годится цветная бумага, с помощью которой можно создать узоры, звездочки и т.п.). Это можно необязательно. Каждый договаривается с другим, что он будет делать. Подростки делятся принадлежностями.

Далее педагог-психолог зачитывает стихотворение «Дружбу цени» в форме акростиха о том, каким должен быть настоящий друг (стихотворение авторское.

Доверяет пусть тебе секрет,

Радуйся удачам, дай совет,

Уваженье к другу сохраняй,

Жизнь свою ему ты посвящай,

Будь лишь верным; преданность всегда

Уж внутри там обитает; а беда

Цепкая захватит крепко вдруг,

Есть в ней только трудностей груз, мук, -

Не оставь его, вмиг поддержи,

И на выручку, не мешкая, приди.

Делается вывод о том, что, только, умея дружить, не ссорясь, можно достичь единства в России и на Земле в целом, которое помогает устанавливать мир, а мир – это основа счастливой жизни каждого человека.

Работа подростков вывешивается на доске. На ее фоне делается большая фотография участников.

Динамическая пауза. Делается в середине основной части. Подростки закрывают глаза. Под инструментальную мелодию им предлагается спокойно подышать.

Заключительная часть. Подростки вновь рассаживаются в круг. Педагог-психолог предлагает подросткам проанализировать свои впечатления от занятия. Для этого он опять раздает листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Надо нарисовать и раскрасить Солнце в голубом небе (аналогично рисунку в вводной части), если занятие учащемуся понравилось, или Солнце, покрытое тучами, если не понравилось.

Затем участники берутся дружно за руки, символизируя сплоченность.



Занятие 4. «Учимся справляться с собой и контролировать поведение»

Цель: профилактика агрессивного поведения в трудных жизненных ситуациях, дезадаптации, неумения контролировать себя и справляться с негативными эмоциональными проявлениями, профилактика возникновения проявлений импульсивности и враждебности, влекущей за собой терроризм.

Классы – 5-11.

Формы занятия – классный час, тренинг. Количество участников – 5-30.

Возможно и проведение индивидуальных занятий.

Основная часть

Школьникам предлагается выполнить различные релаксационные упражнения.

«Прогрессирующая мышечная релаксация Э.Джекобсона»

1. Первая группа мышц, над которой вы будете работать, — это мышцы кистей и предплечий. Сожмите кулаки, расположив большие пальцы сверху. Одновременно выверните руки, чтобы создать напряжение в предплечьях. Отметьте напряжение в кистях и предплечьях. Теперь расслабьте сразу все — и кисти, и предплечья. Дайте напряжению уйти. Отметьте разницу между чувством расслабленности в руках, которое вы испытываете сейчас, и ощущением напряжения, которое вы вызвали несколькими секундами раньше. Сфокусируйтесь на этом различии.

2. Затем следуют плечевые мышцы, расположенные в верхней части рук. Вдавите локти в спинку стула так, чтобы ощутить напряжение в этих мышцах. Не вдавливайте их до боли, старайтесь вызвать только напряжение. Сфокусируйтесь на напряжении в верхних мышцах рук. Теперь резко расслабьте их, избавившись от напряжения. Отметьте разницу между ощущением расслабленности, которое вы испытываете сейчас, и ощущением напряжения, которое вы чувствовали чуть раньше. Сфокусируйтесь на этом различии. Глубоко вздохните. Ощутите, насколько расслабленными стали сейчас ваши руки и кисти.

Следующей группой будут мышцы лица. Это область, в которой накапливается огромное напряжение, вызванное стрессом. Мышцы лица можно разделить на три группы.

3. Лучше начать с области лба. Держа глаза закрытыми, как можно выше поднимите брови. Ощутите полосу напряжения, охватывающую лобную область. Сосредоточьтесь на этом напряжении — напряжении, которое может вызываться стрессом. Теперь быстро расслабьте брови. Отметьте разницу между ощущением расслабленности, которое вы испытываете теперь, и чувством напряжения, которое вы вызвали несколькими секундами раньше. Сфокусируйтесь на этом различии.

4. Сейчас займемся областью глаз и носа. Не избегайте этого упражнения, никто вас не увидит. Крепко зажмурьте глаза, одновременно наморщивая и подтягивая к ним нос. Сфокусируйтесь на напряжении вокруг глаз, носа и в щеках. Прочувствуйте это напряжение. Теперь разом расслабьте лицо. Отметьте разницу между ощущением расслабленности в этой области, которое вы испытываете теперь, и чувством напряжения, которое вы только что вызвали. Сфокусируйтесь на этом различии.

5. Давайте теперь обратимся к третьей области, рту. Сжав челюсти, постарайтесь опустить уголки рта. Сфокусируйтесь на возникшем ощущении. Теперь разом расслабьте лицо. Отметьте разницу между чувством расслабленности, которое ощущается в лице теперь, и ощущением напряжения, которое вы чувствовали несколько секунд назад. Сфокусируйтесь на этом различии. Несколько раз глубоко вздохните, чувствуя, как с каждым выдохом уходит напряжение в области рта, до тех пор, пока мышцы не расслабятся полностью.

6. Теперь вам предстоит поработать над областью шеи и плеч. В этой зоне концентрируется излишек напряжения, обусловленного стрессом. Опустите подбородок, чтобы он почти касался груди. Прочувствуйте напряжение, которое вы вызываете в шее. Сфокусируйтесь на этом напряжении. Теперь резко расслабьте шею, освободите ее. Отметьте разницу между ощущением расслабленности, которое вы испытываете сейчас, и чувством напряжения, которое вы вызвали несколькими секундами раньше. Сфокусируйтесь на этом различии. Вздохните очень глубоко и очень медленно и с каждым выдохом избавляйтесь от напряжения в плечах. Когда все напряжение уйдет, дайте плечам опуститься.

Если вам неудобно напрягать шею описанным методом, попробуйте другой. Не важно, как вы создаете напряжение. Если вы в состоянии почувствовать разницу между напряжением и релаксацией, то вы выполняете упражнение правильно. Создать напряжение в этой области можно другим способом, осторожно запрокинув голову, как если бы вы упирали ее в загривок. Экспериментируйте, пока не найдете оптимальный для себя способ вызывать напряжение в задней части шеи. Помните, что никогда не следует доводить напряжение до болевого ощущения.

7. Следующей зоной является срединная часть туловища. Глубоко вдохнув, отведите плечи назад, пытаясь свести лопатки, и одновременно прогнитесь. Вы почувствуете напряжение в области живота и груди, вызванное задержкой дыхания, а также напряжение в верхней и нижней частях спины, которое вызвано сведением лопаток и прогибом спины. Оставаясь в этом положении, отметьте, каким ощущается напряжение. Затем медленно выдохните, давая напряжению вытечь из вас по мере релаксации. Отметьте разницу между ощущением релаксации и чувством напряжения, которое вы вызвали в этой области всего несколько секунд назад.

8. Две последние группы относятся к мышцам ног. Сначала поднимите ноги перед собой, как будто хотите убрать их со стула. Теперь, не меняя положение ног, вытяните пальцы по направлению к полу. Почувствуйте напряжение, которое возникло в ногах от пальцев до бедер. Сфокусируйтесь на этом напряжении. Теперь расслабьте ноги.

9. Наконец, поднимите ноги снова и удерживайте их перед собой. На этот раз тяните стопу на себя так, чтобы пальцы смотрели в потолок. Ощутите напряжение, которое появилось в ногах от пальцев до бедер. Теперь расслабьте ноги и дайте им мягко упасть на пол. Отметьте разницу между чувством расслабленности, которое вы испытываете в ногах теперь, и чувством напряжения, которое вы ощущали всего несколько секунд назад. Сфокусируйтесь на этом различии. Дышите очень глубоко и очень медленно, дайте ощущению релаксации пропитать мышцы ваших ног и распространиться на мускулы всего тела.

Упражнение «Дыши животом»

Положите руку на живот. Глубоко вдохните (дышать нужно животом). Почувствуйте, как с вдохом к вам приходит покой. Сделайте долгий выдох ртом. Почувствуйте, как с выдохом уходят страх и тревога.

Дыхательное упражнение 2

Это упражнение поможет вам быстро успокоиться и взять себя в руки. Это упражнение можно выполнять в любое время, его применение не нормировано, «передозировка» вам не грозит.

  • Медленно выдохните, затем медленно сделайте глубокий вдох.

  • Задержите дыхание на 1-4 секунды.

  • Вновь медленно выдохните, медленно сделайте глубокий
    вдох.

  • Задержите дыхание на 1-4 секунды.

Повторите эту процедуру шесть раз. Вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.

Ровное дыхание способствует замедлению сердцебиения, оптимальная частота менее 20 ударов в минуту, состояние вегетативной нервной системы нормализуется наступают покой и душевное равновесие.

Упражнение «Дыхание телом»

Данная методика основана на следующей физиологической закономерности: при вдохе тонус мышц повышается, при выдохе — снижается, мышцы расслабляются. Установление прочной связи между дыханием и расслаблением помогает лучше управлять процессом релаксации.

Сядьте поудобнее в мягкое кресло, руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию. Прочувствуйте его ритм, глубину. Проследите тот путь, который совершают вдох и выдох в вашем организме. Почувствуйте, как воздух проходит через носоглотку, идет вниз в легкие, окружает их и возвращается снова вверх и наружу. Когда он выходит, представляйте себе, что он уносит с собой Ваше напряжение, тревогу.
Сосредоточьте ваше внимание на правой руке. Прочувствуйте, как она «дышит». Представьте себе, что в руке есть множество мелких отверстий, через которые воздух выходит наружу. Проследите за тем, как каждый выдох проходит через эти отверстия, а с ним и покой. Выделите на данное упражнение 3-5 минут вашего времени. Если после нескольких тренировок вы быстро достигаете расслабления в кисти правой руки, переходите постепенно к расслаблению всей правой руки, потом левой руки, затем переключите ваше внимание на мышцы ног, спины и шеи. Особенно важно сконцентрироваться на тех участках тела, через которые дыхание «не проходит». Постарайтесь достичь одинаковой «проходимости» воздуха для всех частей тела. Сосредоточьтесь на мышцах лба. Представьте, что Вы дышите через центр лба, поток воздуха входит туда, распространяется по всему лицу и с выдохом уходит, снимая страх.

Сконцентрируйте внимание в центре груди. Со вдохом воздух входит в грудь и верхнюю часть тела, распространяется внутри и выходит, унося напряжение.
Попробуйте «продышать» любые проблемные участки тела, каждую клеточку тела.
Закончив, вернитесь к своему обычному дыханию, подышите так несколько минут.

Упражнение “Водопад”

Нужно сказать:

“Сядьте поудобнее (или стоя, как вы хотите) и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются (можно вместо слова расслабляются говорить успокаиваются) мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными (или спокойными). Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной, спокойной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами.... Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”.

Упражнение “Отдых на море”

“Сядьте в удобном положении (или стоя как вам удобно) и закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно".

     Рефлексия занятия

Подводятся итоги. Школьники должны оценить то, как им понравилось занятие. Им выдаются небольшие листы бумаги и фломастеры. Они должны изобразить зеленый кружок, если занятие понравилось или красный, если не понравилось.

Занятие 5. «Устраняйте ненависть к людям»

Классы – 5-9.

Формы занятия – классный час, тренинг. Количество участников – 5-30.

Возможно и проведение индивидуальных занятий.

Цель

Профилактика возникновения враждебности и агрессивности.

Задачи

  1. Формирование умения сотрудничать и стремления к сплоченности.

  2. Развитие способности учитывать чужое мнение.

  3. Формирование нетерпимого отношения к окружающим.

  4. Развитие сострадания, сопереживания.

Оборудование

Карандаши, фломастеры, листы бумаги, магнитофон (или компьютер), диск с записями звуков природы, карточки с цитатой китайского мудреца Конфуция «Если ты ненавидишь – значит тебя победили» (число карточек по количеству пар в группе).

Форма работы – подгрупповая (6-16 человек). Класс – 5-8.

Время проведения занятия – 40 минут.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Подростки сидят в кругу, парах или четверках. Вначале в качестве разминки ведущий просит каждого ребенка назвать себя по имени. После этого он зашифровывает имя любого участника в виде анаграммы на доске, а остальные должны угадать. Теперь имя угадавшего зашифровывается, и так до сих пор, пока не назовут имена всех участников. Потом подросткам предлагается на основе этого самим примерно определить, чему будет посвящено занятие (подходят ответы: о дружбе, об уважении друг к другу и т.п.).

Основная часть. Участники делятся на пары или четверки. Каждая пара или четверка получает карточку с цитатой Конфуция «Если ты ненавидишь – значит тебя победили» листы бумаги различного размера, фломастеры и карандаши. Один в паре или четверке должен рассказать о том, как она понимает эти слова и придумать свою обратную цитату (например, если ты уважаешь и любишь людей – ты победитель) и красочно написать ее на небольшом листе бумаги. При возникновении затруднений с пониманием цитаты Конфуция и формулировкой обратного утверждения на помощь приходит ведущий. После этого каждой паре или четверке предлагается создать рисунки на листах бумаги формата А4, которые бы отражали сформулированную обратную цитату или то, что связано вообще с дружбой и сплоченностью. Ведущий и сам приходит на помощь ребятам, предлагая примеры: друзья, улыбающиеся друг другу, находящиеся на вершине горы (т.е. победители); люди разных народов, пожимающих руки, причем они должны выглядеть сильными и мускулистыми (тоже как символ победителя); круг, символизирующий дружбу, уважение к людям и свою победу над ненавистью; любые животные (или цветы, птицы, насекомые), улыбающиеся друг другу; какие-нибудь сказочные предметы (например, волшебные поезда, находящиеся в дружбе, автобусы и т.п. или, наоборот, перевозящие друзей). Рассказ должен сопровождаться аплодисментами участников и совместным рукопожатием.

Динамическая пауза. Примерно в середине основной части подросткам предлагается отдохнуть и сделать расслабляющее упражнение. Включается любая мелодия, содержащая звуки природы. Подросткам надо закрыть глаза и представить себя, находящимися в любом месте природы, где им хотелось бы побывать. Затем ребята делятся впечатлениями.

Рефлексия занятия. Подводятся итоги. Ребята должны оценить то, как им понравилось занятие. Детям выдаются небольшие листы бумаги и фломастеры. Они должны изобразить кораблик с голубым парусом, если им понравилось занятие, или кораблик с красным парусом, если не понравилось.

И завершает ведущий занятие авторским стихотворением-напутствием «Строки о чертах хороших», обращенному к каждому подростку.

Бескорыстье к людям проявляй,

А в несчастье, горе – сострадай,

Для другого крепким стань плечом

И большой опорой ты во всем;

Человечность должен умножать,

Милосердье в сердце воспитать,

Искренним всегда и честным быть,

Щедростью, отзывчивостью жить.

Занятие 6. «Дерево доброты»

Цели:

Классы – 5-9.

Формы занятия – классный час, тренинг. Количество участников – 5-30.

Возможно и проведение индивидуальных занятий.

Цель

Профилактика возникновения враждебности и агрессивности.

Задачи:

  1. Развитие способности делать добро другим;

  2. развитие уважительного отношения друг к другу;

  3. развитие дружбы как ценности.

Класс: 5-11.

Форма работы – групповая (тренинг), с применением арт-терапии.

Оборудование:

Карандаши, фломастеры.

Клей.

Цветные ручки.

Листы бумаги.

Листья дерева из бумаги.

Вводная часть

Школьники рассаживаются в круг. Называется тема занятия. Предлагается обучающимся взяться за руки.


Основная часть

Создание «Дерева доброты».

Подростки делятся на команды из 4-6 человек. Раздаются большие листы бумаги (по одному листу на команду). Предлагается каждой команде создать аппликацию «Дерева доброты». Нужно нарисовать дерево, приклеить и раскрасить листья. На каждом листе написать что, по их мнению, доброта (1-2 слова). Каждый член команды договаривается с другими, что он будет делать, какую часть дерева нарисует, какие листья раскрасит, что напишет. Вариант: возможен рисунок, надо нарисовать, а не приклеить листья.

Заключительная часть

Педагог-психолог говорит о том, что проигравших нет, победителями являются все участники. Тем, кому понравилось занятие, слепить из пластилина ярко-желтый цветок с веселым смайликом, кому не понравилось – серый шар с грустным смайликом. Предлагает создать выставку работ. Работы фотографируются.

Занятие 7. «Живи, развиваясь»

Цель

Формирование негативного отношения к идеологии экстремизма и терроризма через развитие нравственных качеств, стрессоустойчивости и способности конструктивно противостоять жизненным трудностям.

Классы – 9-11.

Форма занятия – классный час. Количество участников – 20-30.

Возможно и проведение индивидуальных занятий.

Задачи

  1. Формирование негативного отношения к идеологии экстремизма и терроризма.

  2. Развитие нравственности и ценностей, имеющих духовную направленность.

  3. Развитие представлений о значимости времени.

  4. Развитие стрессоустойчивости и способности конструктивно противостоять жизненным трудностям.

  5. Развитие планирования своего времени для совершения добрых дел.

  6. Развитие осознания совершения в жизни добра и зла.

Оборудование

Красные и желтые кружки;

бумага;

карточки с вопросами;

4 конверта;

обычные и цветные ручки;

магнитофон (или компьютер);

диск с инструментальной расслабляющей музыкой;

небольшие карточки со знаками «+» и «-»;

карточки с авторским стихотворением «О хороших чертах характера».

Время проведения занятия – 40 минут.

Ход проведения занятия

Вводная часть. Школьники рассаживаются в большой круг (несколько кругов или пар). Педагог предлагает обучающимся проанализировать свое текущее состояние. Школьник из 1-го конверта выбирает желтый кружок, если настроение у него хорошее, черный – если настроение плохое. Далее педагог рассказывает о том, что предстоящее занятие будет посвящено добру и злу, способности преодолевать трудности, говорит о том, что зло приводит к насилию, терроризму, имеет страшные последствия для других людей и творящего его человека. Сообщает о необходимости развивать у себя хорошие качества, уметь позитивно противостоять трудностям, а не с помощью разрушения. Предлагает школьникам самим подумать над темой занятия, слушает их формулировки, а в конце – сам озвучивает ее.

Основная часть. Включает в себя следующие упражнения.

Упражнение 1. «Что я сделал в течение дня» (авторское) (10-15 мин.)

Основано на утверждении Д.Карнеги о том, что задуманное можно реализовать в данный день [4]. Вначале педагог предварительно читает авторскую притчу «Идет жизнь» и предлагает обсудить ее.

Однажды один мудрый старец, размышляя о жизни, увидел в нескольких удивительных своих снах великолепие, грандиозность, безвозвратность ее и дней. Их он описал и изобразил в мудрой книге, которую назвал «Образность жизни».

В его сновидениях каждый день предстал в виде образного похода по лугу, совершаемого только вперед. На нем цвели незабудки, васильки, ромашки и многие другие цветы. Этот поход был легким или тяжким, встречались, бывало, крутые холмы, кочки и бурные реки (это означало трудности, которые были у человека в течение дня и то, как он их ощущал). На пути также были различные люди или животные, которые старец встречал (это означало людей и животных, которые есть с человеком в течение дня или всей жизни). В конце каждого дня старец видел огромные резные, деревянные, обитые ярким золотом, полные красоты, ворота, которые находились между 2-мя буками. С закатом Солнца ворота закрывались навсегда, и уже было невозможно снова открыть их и возвратиться. После этого перед старцем представало величественное море, на небе ярко блистала Луна, образуя на море прелестную лунную дорожку. На море был корабль, на котором совершалось удивительное путешествие. За ночь море пересекалось. Оно могло быть спокойным или бушевать из-за шторма (такие сновидения означали отдых человека ночью, а спокойствие или шторм – то, снились ли ему приятные сны или кошмары).

Когда же у старца во сне наступал рассвет, он снова видел на берегу моря огромные ворота между 2-мя буками, которые медленно открывались. Это было начало утра. День совершался в походе по лугу. А каждый заход Солнца опять появлялись ворота, которые навсегда закрывались и новое ночное море.

«Да, - подумал старец после этих снов, - каждый день так велик! Только смысл надо каждому человеку вложить в него! Ведь день же больше не придет!» Это изречение он под иллюстрациями написал в своей книге.

Во снах он увидел и смену различных этапов жизни. Конец каждого этапа и начало следующего перед ним предстал в виде изумительной горной поляны. В ней было спокойное прозрачное озеро, и, находясь здесь, можно было понять, что это главное место и цель.

«Да, - размышлял старец, - нельзя относиться к новому этапу жизни только с печалью, думая постоянно о том, как замечателен был предыдущий период». И это изречение он под изображением и описанием этих снов тоже запечатлел в книге.

После этого он свою книгу передал людям, чтобы они поняли всю прелесть и полноту жизни и то, что все это они создают сами.

Затем после обсуждения этой притчи школьники под расслабляющую инструментальную музыку должны сами придумать образы каждого дня, изобразить их символами. Желающие делятся ими, и рассуждениями, которые они у них вызвали. На следующем этапе – выписать на выданных листах бумаги свои главные цели и желания (5 и более) и проанализировать, какие из них важны и полезны как для себя, так и для других людей.

В конце школьника спрашивают о том, что он может сделать на сегодняшний день полезного, доброго и приятного для других. Предлагается совершить это.

На этом занятии школьникам следует предложить следующее. Завести «Памятную тетрадь добра» - общую для всего класса, хранящуюся долгие годы, оставляющую след в его истории. Она красочно оформляется. В ней любому школьнику каждый день рекомендуется оставлять запись, что он совершил доброго. Страницы украшаются узорами. При желании родителей и самих школьников можно туда вклеивать фотографии самих школьников, учителей, эпизоды из жизни класса.

В конце – школьники делятся чувствами от сделанного упражнения.

Упражнение 2 «Время моего будущего»

(основано на упражнениях «Превращаем проблемы в цели», «Сон наяву», «Ожидания» (10 мин.) [2])

Вначале школьникам предлагается под инструментальную расслабляющую мелодию составить список проблем. После этого участники отвечают на следующие вопросы (карточки с вопросами заготавливаются во 2-м конверте).

Что мне не нравится?

Какие трудности у меня в жизни?

Что поможет мне позитивно разрешить трудности и проблемы в жизни?

Чего бы мне хотелось достигнуть?

Что мои цели принесут другим людям?

Что меня пугает?

Как бы я хотел развивать себя?

Что мне нужно делать, чтобы мной гордились?

Как бы я хотел показать себя с лучшей стороны?

Что бы я хотел улучшить в себе?

К чему может привести зло, насилие и террор для людей и меня? Как его преодолеть?

Для чего нам дана жизнь?

После этого нужно выбрать тот вопрос, который бы хотелось решить больше всего, и сделать ее целью. Подумать о том, как ее можно достичь. В этом случае рекомендации может дать и педагог.

На 2-й стадии работы в течение отведенного времени нужно обучающемуся написать или рассказать о том, чего бы ему хотелось в будущем, но это должно касаться доброты и сострадания по отношению к другим. Затем нужно рассказать о том, к каким последствиям для себя и окружающих это может привести.

На 3-м этапе надо представить себе цель, осуществление которой важно для людей, сформулировать главную цель жизни. При затруднении ответов помогает педагог. Он также задает вопросы о том, какими качествами нужно обладать. А в конце обучающемуся предлагается написать или рассказать о негативных и позитивных ожиданиях в будущем. Затем нужно выбрать негативные ожидания и заменить на позитивные.

В конце – школьники делятся чувствами от сделанного упражнения.

Динамическая пауза. Делается в середине основной части. Подростки закрывают глаза. Под инструментальную расслабляющую мелодию им предлагается спокойно подышать.

Упражнение 3 «Машина времени» (на основе упражнения Л.Ф.Анн «Машина времени» и программы развития временной перспективы И.В.Дубровиной, Н.И.Гуткиной и др. (5-10 мин.). [1], [3])

Педагог говорит о том, что с помощью машины времени обучающиеся могут перенестись в свое будущее. Они мысленно оказываются в нем. Участники должны описать его и нарисовать с помощью различных пиктограмм, которые сами придумают. Рассказать, что изобразили. Когда школьники описывают достижение полезной цели (или целей), то ведущий спрашивает у них, с помощью каких действий они к ней пришли. Нужно проанализировать, какие действия были необходимы для достижения этой цели и сколько времени требовалось для ее выполнения. Полезно вспоминать случаи, где подростки достигли успешности. Затем даются новые листы бумаги. Надо разделить лист на 2 части. На одной половине листа придумать и написать изречения о добре и милосердии, а на другой – о недопущении зла, террора и насилия. Заканчивается упражнением всеобщим обсуждением.

Заключительная часть. Рефлексия всего занятия.

Обучающиеся анализируют, насколько им понравилось занятие. Школьник из 3-го конверта вынимает карточку со знаками «+», если оно ему понравилось, «-» – если нет. Делают для себя выводы, обмениваются чувствами, ощущениями.

Завершает педагог занятие авторским стихотворением-напутствием «О хороших чертах характера», и затем из 4-го конверта раздает его каждому.

Бескорыстье к людям проявляй,

А в несчастье, горе – сострадай,

Для другого крепким стань плечом

И большой опорой ты во всем;

Человечность должен умножать,

Милосердье в сердце воспитать,

Искренним всегда и честным быть,

Щедростью, отзывчивостью жить.



















Акция «Почта радости»

Цель: Профилактика агрессии, формирование уважительного отношения друг к другу, сострадания и доброты, понимания того, что умение дарить радость другому рождает счастье с помощью акции школьников, учителей и родителей «Почта радости», проходящей под девизом

«Где радость – там нет терроризма».

В коробку школьники кладут открытки с рисунками и добрыми пожеланиями, которые затем вручаются одноклассникам, педагогам, родителям и т.п.

Акция «Цветная неделя»

Цель: профилактика агрессии через развитие сплоченности, позитивных эмоций.

«Цветная неделя» — познавательно-творческий проект, который проводят в рамках Недели психологии. Каждый день недели посвящён определённому цвету:

  • Понедельник — красный (радости, жизни, силы и здоровья).

  • Вторник — жёлтый (счастья, открытости, общения).

  • Среда — зелёный (надежды, естественности и успокоения).

  • Четверг — синий (успокаивает, расслабляет и умиротворяет).

  • Пятница — разноцветный.

В рамках «Цветной недели» дети и взрослые используют в одежде (использовать можно также папки, тетради и т.п. цвета, которые соответствуют дням.


Литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л.Ф.Анн. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

  2. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога [Текст] / И.Г.Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2007. – 784 с.

  3. Метелев, С.Е. Терроризм и антитеррористическая деятельность, учебно-метод. деятельность / С. Е. Метелев.- Омск : РосЗИТЛП, 2006,- 259 с.

  4. Ольшанский, Д.В. Психология террора / Д.В. Ольшанский. - Москва : Акад. проект, 2002. - 320 с.

  5. Практическая психология образования [Текст] : учеб. пособие / под. ред. И.В.Дубровиной. – 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. – 592 с.

  6. Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом : [материалы науч.-практ. конф. (Ставрополь, сентябрь 2014 г.)] / [редкол.: А. И. Долгова и др.]. — Москва: Российская криминологическая ассоциация, Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 349 с.

  7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е.И.Рогов. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 480 с.