СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения среди детей и подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения среди детей и подростков.»

Утверждаю:

Директор МБОУ «НСОШ №1»

Елисеенко Н. М.



МБОУ «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»










ПРОГРАММА

по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения





Срок реализации - 2021-2022 учебный год.






                                                                                     Составитель:
                                                                                  педагог-психолог Ганусова А. В.

                                                                                   


















Нижнеангарск 2020



Пояснительная записка

Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций.

При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

  • Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

  • Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

  • Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки РФ от 18.01.16 №7-149;

  • Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида".


Место и роль  профилактики суицидального и саморазрушающего поведения в психолого-педагогическом сопровождении

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Самоубийства в Российской Федерации являются важной социальной проблемой национального масштаба. Уровень самоубийств в нашей стране остаётся одним из самых высоких в мире. По состоянию на апрель 2016 года он составляет 15,4 случаев суицида на 100 тыс. населения.

     Одной из самых напряженных остается в нашей стране ситуация по самоубийствам среди подростков. По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. По числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. По разным оценкам, мы занимаем первое или четвертое место. Так, по заявлению Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, согласно статистике, на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Врачи констатируют, что из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет 2,5 кончают с собой, а из подростков 15-19 лет — 16,3. Среднемировая величина почти в три раза ниже.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы.


Цели и задачи программы

Цель программы: профилактика суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения.

Задачи:

- разработка и проведение психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;  

- проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц, склонных к суицидальному   и  саморазрушающему поведению и  их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения);

- осуществление психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей суицидального и саморазрушающего поведения;

- разработка психологических рекомендаций  для учащихся, родителей и педагогов по устранению суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;

 - повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков.

- формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения;

- оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).


Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения

 В современных условиях предупредить суицидальное и саморазрушающее поведение учащихся возможно только при реализации системного подхода. Системный подход включает в себя следующие  направления деятельности психолога.

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации,  суицидального  и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возникшей ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление явлений и признаков дезадаптации,  суицидального  и саморазрушающего поведения обучающихся и их психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной траектории работы с  ребенком.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для предупреждения и коррекции  дезадаптации,  суицидального  и саморазрушающего поведения, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации.

4. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и реализации в жизни.

5. Психологическое просвещение участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.


Основные объекты деятельности в рамках реализации программы:

- подростки, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

- учащиеся, нуждающиеся в срочной психоэмоциональной поддержке.

-  неблагополучные семьи.


Ожидаемый результат.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.







































Система мероприятий по профилактике суицидальных попыток среди детей и подростков на 2021-2022 учебный год.


Содержание работы

сроки

ответственные

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

в течение года

Классные руководители, соц. педагог

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

сентябрь

соц. педагог,

3

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска

в течение года

соц. педагог

4

Вовлечение обучающихся в кружки, секции и другие творческие объединения

в течение учебного года

кл. руководители,

5

Организация ежедневного контроля за обучающимися, не посещающими занятия без уважительной причины

в течение учебного года

кл. руководители, соц. педагог

6

Организация обследования условий жизни детей и подростков из неблагополучных семей.

Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми и подростками.

в течение учебного года

соц. педагог, кл. руководители, педагог-психолог

7

Участие детей и подростков в жизни школы в рамках школьного самоуправления: дежурство во классу, по школе, по столовой, работа секторов школьного самоуправления, подготовка праздников, КТД, выборы лидеров класса и школы.

в течение учебного года

зам. дир. по ВР,

классные руководители

8

Оказание индивидуальной помощи детям и подросткам, нуждающимся в психологической поддержке, защите прав и интересов (беседы, консультации, индивидуальные занятия).

в течение учебного года

соц. педагог,
психолог,
кл. руководители

9

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди детей и подростков. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением, по необходимости работников ПДН.

в течение учебного года

администрация, педагоги, специалисты

10

Размещение информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб на стендах в образовательном учреждении.

в течение учебного года

зам. дир. по ВР,

соц. педагог

11

Усиление контроля за соблюдением профессиональной этики, педагогического такта, исключение случаев грубых педагогических ошибок

В течение учебного года


администрация

12

Оказание помощи родителям в подборе методов, приемов и форм воспитания детей и подростков

в течение учебного года

по запросам

кл. руководители, соц. педагог, педагог-психолог

13

Проведение индивидуальной работы с родителями (беседы, консультации), детьми

в течение учебного года

кл. руководители, соц. педагоги, педагог-психолог

14


Проведение психологических консультаций по вопросам профилактики суицидального поведения и внутрисемейного насилия над детьми и подростками


в течение учебного года


педагог-психолог, соц. педагог

Диагностическая и коррекционная работа

15

Классные часы:

темы по проблемам межличностных взаимоотношений, конфликтов, здорового образа жизни и др.

в течение учебного года по плану кл. руководителя

кл. руководители,
соц. педагог,
психолог

16

Проведение адаптационных мероприятий для учащихся 5-х классов

Сентябрь-ноябрь

психолог

17

Диагностика тревожности, 5-11 классы

Октябрь - март

психолог

18

Оказание помощи в самоопределении обучающимся 9-х классов

октябрь-май

кл. руководители,
психолог

19

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся при подготовке к экзаменам (9-11 класс)

Февраль – май

психолог

20

Опросник агрессивности Басса-Дарки

По запросу

психолог

21

«Оценка психологической безопасности образовательной среды» . Анкетирование учащихся 7-11 классов


Ноябрь-март

психолог

22

Диагностика удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью школы ( 5-11 класс)

Январь-май

Психолог

23

Диагностика удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы ( 1-11 класс)

февраль- май

Психолог

24

Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причины

По запросу

Психолог

25

Опросник родительского отношения (Варга А. Столин В.)

По запросу

Психолог


Методическая работа с педагогическим составом


26

Семинар-практикум для кл руководителей «Стресс. Его психологические и физиологические проявления, способы совладания со стрессом»

ноябрь

Психолог

27

Семинар для кл. руководителей "Особенности воспитательной работы с учащимися группы риска" (профилактика суицидов)


декабрь

Психолог, социальный педагог

28.

Мастер-класс с классными руководителями « Волшебная нейрографика в решении сложных ситуаций, преодоления негативных эмоциональных состояний»

февраль

психолог


Работа с родителями


Родительский лекторий по вопросам воспитания детей, профилактике суицидов, правонарушений

В течении года

Администрация, педагоги, соц. педагог, психолог


Оказание помощи родителям в подборе методов, приемов и форм воспитания детей и подростков

в течение учебного года

по запросам

кл. руководители, соц. педагог, педагог-психолог


Проведение индивидуальной работы с родителями (беседы, консультации), детьми

в течение учебного года

кл. руководители, соц. педагоги, педагог-психолог


Проведение психологических консультаций по вопросам профилактики суицидального поведения и внутрисемейного насилия над детьми и подростками


в течение учебного года


педагог-психолог, соц. педагог


План может быть изменен, дополнен в соответствии с текущими запросами.


Психолог МБОУ «НСОШ №1» Ганусова А. В.








Литература

1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.

2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)

3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.- Курган, 2008.

5. Сакович Н. А «Диалоги на Аидовом пороге», М. Генезис. 2012 г

6.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.

7.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.- Курган, 2006.