Утверждаю:
Директор МБОУ «НСОШ №1»
Елисеенко Н. М.
МБОУ «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа №1»
ПРОГРАММА
по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения
Срок реализации - 2021-2022 учебный год.
Составитель:
педагог-психолог Ганусова А. В.
Нижнеангарск 2020
Пояснительная записка
Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций.
При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки РФ от 18.01.16 №7-149;
Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида".
Место и роль профилактики суицидального и саморазрушающего поведения в психолого-педагогическом сопровождении
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Самоубийства в Российской Федерации являются важной социальной проблемой национального масштаба. Уровень самоубийств в нашей стране остаётся одним из самых высоких в мире. По состоянию на апрель 2016 года он составляет 15,4 случаев суицида на 100 тыс. населения.
Одной из самых напряженных остается в нашей стране ситуация по самоубийствам среди подростков. По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. По числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. По разным оценкам, мы занимаем первое или четвертое место. Так, по заявлению Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, согласно статистике, на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Врачи констатируют, что из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет 2,5 кончают с собой, а из подростков 15-19 лет — 16,3. Среднемировая величина почти в три раза ниже.
Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы.
Цели и задачи программы
Цель программы: профилактика суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- разработка и проведение психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;
- проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц, склонных к суицидальному и саморазрушающему поведению и их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения);
- осуществление психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей суицидального и саморазрушающего поведения;
- разработка психологических рекомендаций для учащихся, родителей и педагогов по устранению суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;
- повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков.
- формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения;
- оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения
В современных условиях предупредить суицидальное и саморазрушающее поведение учащихся возможно только при реализации системного подхода. Системный подход включает в себя следующие направления деятельности психолога.
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возникшей ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление явлений и признаков дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся и их психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной траектории работы с ребенком.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для предупреждения и коррекции дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации.
4. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и реализации в жизни.
5. Психологическое просвещение участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Основные объекты деятельности в рамках реализации программы:
- подростки, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- учащиеся, нуждающиеся в срочной психоэмоциональной поддержке.
- неблагополучные семьи.
Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Система мероприятий по профилактике суицидальных попыток среди детей и подростков на 2021-2022 учебный год.
№ | Содержание работы | сроки | ответственные |
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | в течение года | Классные руководители, соц. педагог |
2 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | сентябрь | соц. педагог, |
3 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | в течение года | соц. педагог |
4 | Вовлечение обучающихся в кружки, секции и другие творческие объединения | в течение учебного года | кл. руководители, |
5 | Организация ежедневного контроля за обучающимися, не посещающими занятия без уважительной причины | в течение учебного года | кл. руководители, соц. педагог |
6 | Организация обследования условий жизни детей и подростков из неблагополучных семей. Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми и подростками. | в течение учебного года | соц. педагог, кл. руководители, педагог-психолог |
7 | Участие детей и подростков в жизни школы в рамках школьного самоуправления: дежурство во классу, по школе, по столовой, работа секторов школьного самоуправления, подготовка праздников, КТД, выборы лидеров класса и школы. | в течение учебного года | зам. дир. по ВР, классные руководители |
8 | Оказание индивидуальной помощи детям и подросткам, нуждающимся в психологической поддержке, защите прав и интересов (беседы, консультации, индивидуальные занятия). | в течение учебного года | соц. педагог, психолог, кл. руководители |
9 | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди детей и подростков. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением, по необходимости работников ПДН. | в течение учебного года | администрация, педагоги, специалисты |
10 | Размещение информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других региональных служб на стендах в образовательном учреждении. | в течение учебного года | зам. дир. по ВР, соц. педагог |
11 | Усиление контроля за соблюдением профессиональной этики, педагогического такта, исключение случаев грубых педагогических ошибок | В течение учебного года | администрация |
12 | Оказание помощи родителям в подборе методов, приемов и форм воспитания детей и подростков | в течение учебного года по запросам | кл. руководители, соц. педагог, педагог-психолог |
13 | Проведение индивидуальной работы с родителями (беседы, консультации), детьми | в течение учебного года | кл. руководители, соц. педагоги, педагог-психолог |
14 | Проведение психологических консультаций по вопросам профилактики суицидального поведения и внутрисемейного насилия над детьми и подростками | в течение учебного года | педагог-психолог, соц. педагог |
Диагностическая и коррекционная работа |
15 | Классные часы: темы по проблемам межличностных взаимоотношений, конфликтов, здорового образа жизни и др. | в течение учебного года по плану кл. руководителя | кл. руководители, соц. педагог, психолог |
16 | Проведение адаптационных мероприятий для учащихся 5-х классов | Сентябрь-ноябрь | психолог |
17 | Диагностика тревожности, 5-11 классы | Октябрь - март | психолог |
18 | Оказание помощи в самоопределении обучающимся 9-х классов | октябрь-май | кл. руководители, психолог |
19 | Психолого-педагогическая поддержка обучающихся при подготовке к экзаменам (9-11 класс) | Февраль – май | психолог |
20 | Опросник агрессивности Басса-Дарки | По запросу | психолог |
21 | «Оценка психологической безопасности образовательной среды» . Анкетирование учащихся 7-11 классов | Ноябрь-март | психолог |
22 | Диагностика удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью школы ( 5-11 класс) | Январь-май | Психолог |
23 | Диагностика удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы ( 1-11 класс) | февраль- май | Психолог |
24 | Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причины | По запросу | Психолог |
25 | Опросник родительского отношения (Варга А. Столин В.) | По запросу | Психолог |
| Методическая работа с педагогическим составом |
26 | Семинар-практикум для кл руководителей «Стресс. Его психологические и физиологические проявления, способы совладания со стрессом» | ноябрь | Психолог |
27 | Семинар для кл. руководителей "Особенности воспитательной работы с учащимися группы риска" (профилактика суицидов) | декабрь | Психолог, социальный педагог |
28. | Мастер-класс с классными руководителями « Волшебная нейрографика в решении сложных ситуаций, преодоления негативных эмоциональных состояний» | февраль | психолог |
| Работа с родителями |
| Родительский лекторий по вопросам воспитания детей, профилактике суицидов, правонарушений | В течении года | Администрация, педагоги, соц. педагог, психолог |
| Оказание помощи родителям в подборе методов, приемов и форм воспитания детей и подростков | в течение учебного года по запросам | кл. руководители, соц. педагог, педагог-психолог |
| Проведение индивидуальной работы с родителями (беседы, консультации), детьми | в течение учебного года | кл. руководители, соц. педагоги, педагог-психолог |
| Проведение психологических консультаций по вопросам профилактики суицидального поведения и внутрисемейного насилия над детьми и подростками | в течение учебного года | педагог-психолог, соц. педагог |
План может быть изменен, дополнен в соответствии с текущими запросами.
Психолог МБОУ «НСОШ №1» Ганусова А. В.
Литература
1.Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984.
2.Программа профилактики суицидального поведения «Жизнь как чудо». Составитель: Литвинова О. А. р.п. Каргаполье, 2012 (DVD диск)
3.Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
4.Региональные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде Курганской области: Методические рекомендации.- Курган, 2008.
5. Сакович Н. А «Диалоги на Аидовом пороге», М. Генезис. 2012 г
6.Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.
7.Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.- Курган, 2006.