Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6»
МБДОУ «Детский сад № 6» 356243, Российская Федерация, Ставропольский край, Шпаковский район, город Михайловск, ул. Комсомольская д.24а.
Телефон/факс: (86553) 53856
Электронный адрес: [email protected].
Программа по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с воспитанниками подготовительной группы № 3 «Золотые рыбки»
Воспитатели: Ниценко Евгения Викторовна
Мелкумян Нуне Мартуновна
г.Михайловск,2020-2021 уч.г.
Содержание:
1 Пояснительная записка……………………………………….………………...
2 Возможные причины детского травматизма в подготовительной группе.…
3 Система работы по предупреждению детского травматизма……………….
4 Профилактика травматизма и несчастных случаев у детей подготовительной группы…………………………………………..............................................……
5 Работа с дошкольниками по предупреждению детского травматизма…...
6 Работа с родителями по предупреждению детского травматизма………....
7 План мероприятий работы по предупреждению детского травматизма на 2020-2021г……………………………………………………………………….
8. Литература по профилактике травматизма………………………………….
Пояснительная записка
Создание программы по профилактике детского травматизма в МКДОУ направлено на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время игровой, учебной и свободной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности воспитательно-образовательного процесса учреждения.
Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
-воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
-формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в детском саду;
-разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
-воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.
Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения воспитанников в дошкольном образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.
Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:
инструктирование по технике безопасности сотрудников, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение организованных форм деятельности с воспитанниками, беседы, проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.
Проанализировав психолого- педагогическую литературу по вопросу детского травматизма, был сделан вывод о том, характер травмы, а также их причины имеют определенную закономерность, которая выражается в следующем:
1) На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках;травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком;
2) На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;
3) На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмированиеотпадающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
4) на четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в детском саду проводятся целенаправленно, исходя из возможных вышеперечисленных причин и обстоятельств возникновения травм.
Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:
1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.
2.Возможные причины детского травматизма в подготовительной группе.
Падения.
Одна из наиболее частых травм, получаемых малышами, - падение. Последствиями падений могут быть ушибы, переломы костей и серьезные травмы головы.
К падениям могут привести:
-катание на ногах с ледяных горок, на санках;
-перемещение в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, на площадках, не очищенных от снега и льда и не посыпанных песком;
-подвижные игры на площадках с невысокими пеньками сломанных деревьев, ямками и выбоинами;
-катание на лыжах, коньках, самокатах;
-занятия на шведских стенках без страховки воспитателя.
Порезы.
Разбитое стекло может стать причиной порезов, заражения и потери крови. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Дети могут пораниться также льдом, сухими ветками, сучками на кустарниках, металлическими или деревянными предметами, торчащими из земли; получить занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок.
Отравления.
Моющие, чистящие средства, део-хлор могут вызвать тяжелое отравление.
Поражение электрическим током.
Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки.
По видам:
* падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
* падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
* ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
* ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
* ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
* обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
* укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
* отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
* повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
* ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом);
* занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
3. Система работы по предупреждению детского травматизма.
В целях профилактики и предупреждения детского травматизма в ДОУ и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, в ДОУ, с использованием современных педагогических технологий, создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители).
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям законодательства РФ к организации режима дня и учебных занятий.
В группе ведутся:
-журнал ежедневного визуального осмотра группы;
-журнал ежедневного осмотра игровой площадки;
-журнал приема детей;
-журнал регистрации инструктажей с воспитанниками.
4. Профилактика травматизма и несчастных случаев у детей подготовительной группы.
Падения.
В большинстве случаев падения можно предотвратить, если внимательно следить за воспитанниками, не разрешать им находиться и играть в опасных местах. Необходимо строго соблюдать требования санитарного законодательства к помещениям, оборудованию и детским площадкам, устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.
Порезы.
Ножи, лезвия и ножницы должны храниться в недоступных для воспитанников местах. Старших детей надо учить осторожному обращению с этими предметами. Можно избежать многих травм, если регулярно объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.
Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать причиной заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.
Отравления.
Моющие, чистящие средства, део-хлор нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
Поражение электрическим током.
Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные их участки представляют особую опасность.
Группу посещают 22 ребенка, из них 11 девочек, 11 мальчиков.
С I гр.здоровья – 4,5% (1 ч.)
Со II гр.здоровья – 91% (20ч.)
С III гр.здоровья – 4,5% (1ч.)
18детей воспитываются в полных благополучных семьях, 4 ребенка из неполных семей, 2 ребенка воспитываются в многодетных семьях.
Результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования предыдущего возрастного периода:
Дети посещают ДОУ 5 год. Все дети физически развиты, активны, любознательны. Один ребенок с ОВЗ (инвалид) – Тимофей (особенности: отсутствие страха высоты, травм, не понимание в полном объеме ситуации, которые приводят к травмам, например, работа с ножницами) - требует особое внимание.
Для детей с повышенной двигательной активностью (Егор, Илья, Матвей) сделана подборка игр: настольные игры – бродилки, пазлы, различные конструкторы.
Многие умеют организовывать сами игру, способны договариваться, при этом учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.
Большинство детей проявляют широкую любознательность, задают вопросы на интересующие их темы, пытаются сами придумать объяснения природным явлениям, поступкам людей.
5. Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм.
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.
Для реализации основной задачи в работе ДОУ — охране жизни и здоровья детей в нашем дошкольном учреждении систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в ДОУ имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения: методическое пособие Т. Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту», Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», под редакцией Н. М. Климановой «100 игр по правилам пожарной безопасности», и другие учебно-методические пособия по обучению детей ПДД.
1. Организованные формы НОД: ознакомление с окружающим миром, развития речи, творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация). Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.
2. Беседы («Осторожно "Дорога"», «Внимание – Переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда»).
3.Целевые прогулки
4.Экскурсии
5.Встречи с интересными людьми (медицинские работники, инспектора ГИБДД и т.д.)
6.Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
7.Праздники и досуги, развлечения и конкурсы.
8.Просмотр-видео-, -мульт- фильмов; прослушивание аудиозаписей, использование мультимедийной аппаратуры.
6. Работа с родителями по предупреждению детского травматизма (беседы, консультации, совместный досуг).
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;
через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;
показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;
дискуссионные встречи за «круглым столом»;
встречи с инспекторами ГИБДД.
Таблица-схема направлений работы ДОУ с родителями воспитанников
по предупреждению детского травматизма
Направление сотрудничества | С какой целью используется | Форма общения |
Информационно-аналитическое | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение опросов, анкетирование: |
Познавательное | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Консультация «Что могут сами дети», «Предупреждение детских страхов в опасной ситуации», «Окажи первую помощь», «Психофизические особенности дошкольников и их поведение на дороге», «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма и дорожно-транспортного травматизма дошкольников». Анкетирование: «Правила и безопасность дорожного движения. Встречи с травматологом, отоларингологом, окулистом. Педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское | Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности. Информационные проспекты для родителей на стенде “Осторожно! Качели”. Папки-передвижки: “Безопасность на спортивной площадке”; “Ребенок один дома”. Разработка памяток по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки. |
Досуговое | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми | Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии. Выставки семейных творческих работ: из природного и бросового материала на темы Участие в городских конкурсах творческих работ. Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности |
Месяц | Форма | Тема,цель |
Сентябрь | Родительское собрание | Привлечение родителей к оформлению уголка безопасности в группе. |
Буклет | «Безопасное детство» |
Октябрь | Консультация | «Правила перевозки детей в автомобиле с июля 2017 года.» Напомнить родителям о важности соблюдения правил перевозки детей в автомобиле.) |
Ноябрь | Консультация | «Электрические приборы без присмотра» (Снижение детского бытового травматизма.) |
Декабрь | Родительское собрание | Привлечение родителей к оформлению уголка безопасности в группе. |
Информация в уголке | «Безопасный Новый Год!» (Ознакомить с «техникой безопасности» в новогодние праздники.) |
Январь | Консультация | «За городом. В тумане» - световозвращающие элементы. (Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.) |
Информационный стенд | «Особенности поведения на дороге в разные сезоны» (Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни.) |
Февраль | Информация в родительском уголке | «Как правильно переходить дорогу» (Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.) |
Март | Информация в родительском уголке | Как правильно оказать первую медицинскую помощь или ошибки, которые мы часто совершаем, оказывая первую помощь. (Ознакомление родителей с правилами оказания первой медицинской помощи.) |
Апрель | Консультация | «Безопасное поведение детей на дороге.» (Профилактика детского травматизма.) |
Май | Консультация | «Безопасное лето» Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Профилактика детского травматизма в летний оздоровительный период. |
Июнь | Буклет | «Как сохранить здоровье ребёнка» |
Июль | Консультация | «Опасности, подстерегающие вас летом». |
Август | Бюллетень | «Мы за безопасное лето» Привлечение родителей к изготовлению книжек-самоделок по безопасности. |
7. План мероприятий работы по предупреждению детского травматизма на 2020-2021 г с воспитанниками
Месяц | Форма работы | Тема,цель |
Сентябрь | 1.Беседа | «Не играй с бродячими животными» Разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности. |
2. Развитие речи | Загадки и пословицы по пожарной безопасности |
3.Наблюдение | «Осторожно: грибы и растения на участке д/с.» Познакомить с растениями нашего участка; научить различать ядовитые растения и грибы, дать знания о том, что ядовитыми грибами – поганками человек может отравиться. |
4.Просмотр мультфильмов (Смешарики) | «Азбука безопасности» Познакомить с основными правилами безопасного поведения в быту: правила обращения с опасными для жизни бытовыми предметами. |
Октябрь | 1.Беседа | «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки» Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке. |
2.Д/Игра | «Светофор» Закрепление знаний о сигналах светофора, обратить внимание детей, что нужно сначала убедиться, что машины пропускают и затем только начинать движение |
3.Рисование | Коллективная работа – плакат «Берегите природу от пожара» Закреплять знания детей о пожарной безопасности с помощью продуктивной деятельности. |
4.Выставка рисунков | «Дорога и мы» Закреплять знания детей о правилах дорожного движения с помощью продуктивной деятельности. |
Ноябрь | 1.Беседа | «Гололед» Знать правила безопасности в гололед; уметь по картинкам определять опасную ситуацию, описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму. |
| 2.Рисование | Знак «Осторожно гололед» Закрепить знания о гололеде |
| 3.Трудовая деятельность | Безопасная прогулка Расчистить веранду, отчистить скамейки, столик от накопившегося снега и льда. |
| 4.Просмотр мультфильма | «Гололед» Закрепление знаний о правилах безопасного поведения во время гололеда. |
Декабрь | 1.Беседа | «Зимой на горке» Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций. |
| 2. Игра | «Нельзя или можно играть с некоторыми предметами.» Закреплять у детей представления о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. |
| 3. Беседа | «Мы любим праздники в детском саду». Закрепить знания детей о правилах поведения во время проведения праздников; формировать навыки безопасного поведения. |
| 4. Выставка рисунков | «Пожарная безопасность» Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности с помощью продуктивной деятельности. |
Январь | 1.Беседа | «Как был наказан любопытный язычок» Дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками |
2. Чтение | «Приключения маленького человечка» А.Усачева Знакомить детей с правами ребенка, на образе литературного героя. |
3. Просмотр мультфильма | Уроки Тетушки Совы – Уроки Осторожности – Огонь. Закрепить правила пожарной безопасности. |
4. Конкурс | «Дорога глазами детей» Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения. |
Февраль | 1.Беседа | «Не ешь снег и сосульки!» Дать знания о том, что сосульки, снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши – травма, если облизывать или есть – ангина). |
2. Игра инсценировка | «Если вдруг ты потерялся» Объяснить ребенку, что если он вдруг потерялся и не знает, куда ему идти, то необходимо стоять на месте, родители сами его найдут. |
3.Рассматрива- ние иллюстраций | «Безопасность в детском саду и дома» Продолжать формировать представления детей о безопасном поведении в детском саду и дома. |
4.Беседа,Пальчиковая игра | «Осторожно сосулька» «Сосулька» Учить уберечься от сосулек в конце зимы начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность. |
Март | 1. Беседа | «Идем на экскурсию» (пешая прогулка) Дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить подчиняться требованиям безопасности. |
2. Игра инсценировка | «Пожар в квартире» Выяснить причины пожара, что надо делать? Куда звонить? |
| 3.Просмотр мультфильмов | Азбука безопасности: «Пешеходная зебра», «Самая страшная машина» Научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай. |
4. Показ приемов | Сюжетно-ролевая игра «Оказание первой помощи при ушибах и порезах». «Травмпункт» Познакомить де- тей с основными элементарными правилами оказа-ния первой помощи при синяках, ссадинах,порезах, попадании соринки в глаз. Закрепить полученные знания в игре. |
Апрлель | 1.Беседа | «Как вести себя во время проведения подвижных игр.» Учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, согласовывать свои действия с действиями партнера |
2. Чтение стих-ия | «Не знакомая кошка» Вспомнить, что контакты с животными иногда могут быть опасными. |
3. Беседа | «Дежурство по столовой» Учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать стол; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека |
| 4. Анализ игровой ситуации | «В раздевалке», «В групповой комнате». Закрепить знания детей о безопасном поведении в раздевалке, в групповой комнате. |
Май | 1. Беседа | «Здравствуй лето!» Учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться. |
2. Просмотр мультфильма | Азбука безопасности « Игры с огнем» Познакомить с основными правилами безопасного поведения в быту: правила обращения с огнем. |
3. Прогулка | «Насекомые -польза и вред.» Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. |
4. Игра - ситуация | Не ешь незнакомые таблетки» Формировать у детей привычку не трогать лекарство без разрешение взрослых. |
8. Литература по профилактике травматизма.
1. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице».
2. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности».
3. Белая К.Ю. Методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников».
4. Радзневская «Ты один дома».
https://dohcolonoc.ru/planirovanie/2201-plan-po-profilaktike-detskogo-travmatizma.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/10/15/preduprezhdenie-detskogo-travmatizma-v-dou