СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по профориентации учащихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное самоопределение понимается как процесс полно­ценного личностного развития специалиста, сформированность его моти-вационно-потребностной сферы, наличие у него развитых интересов, спо­собностей, высокого уровня самосознания.

Подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью все­го учебно-воспитательного процесса в школе и семье. Социальное и про­фессиональное самоопределение граждан выступает одним из централь­ных механизмов социально-экономического развития и представляет со­бой непрерывный процесс.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профориентации учащихся»


Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования











Программа

по профориентации учащихся образовательных организаций Мариинского муниципального района

Итоговая работа





Выполнили:

Долгих Нина Алексеевна,

методист МКУ «ИМЦ»,

Зоболева Елена Николаевна

зам. директора по УВР

МБОУ «Калининская ООШ»,

Литвинюк Надежда Викторовна,

зам. директора по ВР МАНОУ «Гимназия №2»,

Семененко Алена Геннадьевна,

директор МБОУ «2-Пристанская ООШ»






Мариинск

2019


Паспорт программы


Наименование Программы

Программа по профориентации учащихся образовательных организаций Мариинского муниципального района

Разработчики Программы

Долгих Нина Алексеевна, методист МКУ «ИМЦ»,

Зоболева Елена Николаевна зам. директора по УВР

МБОУ «Калининская ООШ»,

Литвинюк Надежда Викторовна, зам. директора по ВР МАНОУ «Гимназия №2»,

Семененко Алена Геннадьевна, директор МБОУ «2-Пристанская ООШ»

Исполнители Программы

- управление образования администрации Мариинского муниципального района;

- образовательные организации Мариинского муниципального района;

- центр занятости населения Мариинского муниципального района;

- центр диагностики и консультирования Мариинского муниципального района

Основание для разработки Программы

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Концепцией Модернизации российского образования;

-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) -Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р) - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р) - Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ

-Конституция РФ - Всеобщая Декларация прав человека -Декларация прав ребенка -Конвенция о правах ребенка -Трудовой кодекс

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ - ФГОС

- Региональный план проофриентационных мероприятий на 2019 г. (утв. 07.02.2019 г. № 18рг)

- Распоряжение Коллегии АКО 67р о 06.03.2018 «О реализации долгосрочного профориентационного проекта «Сто дорог одна моя»

Основные направления системы программных мероприятий

  1. Профессиональное просвещение

  2. Диагностика и консультирование

  3. Взаимодействие с предприятиями

  4. Профессиональная адаптация


Цель реализации Программы

создать систему профориентации учащихся, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в муниципалитете.

Задачи Программы

  1. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.

  2. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

  3. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

  4. Создать Атлас рабочих профессий Мариинского муниципального района.

  5. Сформировать у учащихся знания об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

Сроки реализации

2019 -2024 г.г.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.



  1. Обоснование необходимости создания Программы


Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднеспециального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательстве.

Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся образовательных организаций Мариинского муниципального равйона, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

В современных условиях профессиональное самоопределение  предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы ОО Мариинского муниципального района.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом необходимы условия для создания социальных ситуаций развития учащихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональная ориентация - организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

 Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.




  1. Приоритеты, цель, задачи, ожидаемые результаты Программы.


Приоритеты Программы:

-обеспечение условий, необходимых для осознанного выбора профессии выпускниками образовательных организаций Мариинского муниципального района с целью дальнейшего трудоустройства.

Цель Программы: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в муниципалитете.

Задачи Программы:

  1. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.

  2. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

  3. Сформировать единое информационное пространство по профориентации.

  4. Создать Атлас рабочих профессий Мариинского муниципального района.

5.Сформировать у учащихся знания об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.


Срок реализации всех мероприятий Программы: 2019 – 2024 г.г.

Этапы реализации программы:

I этап: проектный – 2019 -2020 учебный год.

Цель: подготовка условий профориентационной работы

Задачи:

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить муниципальную программу по профориентации.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.




II этап: практический – 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы.

Цель: реализация муниципальной программы по профориентации.

Задачи:

1. Совершенствовать содержание профпросвещения.

2. Разработать методические рекомендации по профориентации.

3. Расширять и укреплять социальное партнерство образовательных организаций Мариинского муниципального района с организациями, предприятиями, учреждениями.

4. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5. Проводить мониторинг реализации программы.

6. Принимать участие в профориентационных мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского уровней.

7. Провести коррекцию затруднений в реализации программы

III этап: аналитический –2024 год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы по реализации муниципальной Программы.

2. Спланировать работу на следующий период.


Ожидаемые результаты Реализации Программы:

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.


II. Основные направления системы программных мероприятий

  1. Профессиональное просвещение

  2. Диагностика и консультирование

3. Социальное партнерство

4.Профессиональная адаптация

Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом потребностей рынка труда.

Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии, создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональная диагностика и консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная

профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья через анкетирование, тестирование, социальные и производственные пробы.

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности в соответствии с конкретными потребностями рынка труда на формирование общественных ценностей: трудолюбия, уважение к труду, ответственности.

Удовлетворение в потребности профессионального самоопределения или самоутверждения происходит в процессе практической деятельности человека. Изучение особенностей характера учащегося в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности.

Профессиональная адаптация.

Данное направление программы осуществляется через предпрофильное и профильное обучение, которое дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника на определенном возрастном этапе через социальные и производственные практики, профессиональные пробы в рамках предметов, на базе СПО, производственной базе предприятий, включение учащихся в курсы по выбору профессиональной направленности.

III. Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации

№ п/п

Должность

Направление профориентационной деятельности

1.


Муниципальный координатор

- организует совместную деятельность с образовательными организациями по вопросам профориентации;

- координирует профориентационную деятельность образовательных организаций Мариинского муниципального района,

- осуществляет системное проведение мониторинга

2.


Ответственный за профориентацию в ОО


- планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика);

- проводит педагогические советы, производственные совещания по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся;

- организует занятия учащихся в сети предпрофилъной подготовки и профильного обучения; .

- организует профориентационные мероприятия;

3.

ЦБС г. Мариинска

- регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

4.

ЦДК г. Мариинска

- проводит психолого-педагогическое консультирование;

- изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

- проводит анкетирование по изучению профессионального интереса и склонностей учащихся;

- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;

- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам.

5.

МУЗ ЦГБ

г. Мариинска

- способствует формированию у учащихся установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека.


IV. Механизм реализации Программы


Главным исполнителем муниципальной Программы является МКУ «ИМЦ». Соисполнителями мероприятий муниципальной Программы – образовательные организации, ЦБС г. Мариинска, ЦДК г. Мариинска, МУЗ ЦГБ г. Мариинска

Исполнители муниципальной Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база по реализации муниципальной Программы.

Практический этап реализации муниципальной Программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, расширение и укрепление социального партнерства с организациями, предприятиями, учреждениями района с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы по реализации муниципальной Программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.

Программа реализуется через:

1. организационно-методическую работу (деятельность муниципального координатора);

2. работу с образовательными организациями;

3. взаимодействие с социальными партнерами;


V. Оценка эффективности реализации Программы


Исполнители муниципальной Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

- повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

VI. Основные мероприятия, направленные на реализацию Программы

п/п

Содержание

Сроки проведения

Ответственные

Проектный этап реализации Программы

1.

Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.


2019

Муниципальный координатор

2.

Создание банка данных об образовательных организациях


2019

Муниципальный координатор, ответственные за профориентацию в ОО

3.

Инструктивно-методическое совещание с ответственными за профориентацию в ОО, совместно с представителями ЦБС, ЦДК, МУЗ ЦГБ г. Мариинска по планированию деятельности.

2019

Муниципальный координатор

4.

Семинар «Планирование, организация профориентационной работы в ОО»

2019

Муниципальный координатор

5.

Организация курсовой подготовки

2019-2024

Муниципальный координатор

Практический этап реализации Программы

1.

Экскурсии на предприятия, учебные заведения города

В течение всего периода


Муниципальный координатор, Ответственные за профориентацию

2..

Организация тематических выставок по профориентации

В течение всего периода


ЦБС г. Мариинска

3.

Реализация мероприятий в рамках регионального профориентационного проекта «Сто дорог – одна моя»

В течение всего периода


Муниципальный координатор, Ответственные за профориентацию

10.

Информирование об организации работы по профессиональному самоопределению посредством СМИ, школьных сайтов, информационных стендов, буклетов.

В течение всего периода


Муниципальный координатор, Ответственные за профориентацию

Аналитический этап реализации Программы

1.

Отчеты ответственных за профориентацию в ОО по реализации практического этапа Программы

2024

Муниципальный координатор, Ответственные за профориентацию

2.

Разработка методических рекомендаций по профориентации.

2024

Муниципальный координатор, Ответственные за профориентацию

3.

Мониторинг профориентационных мероприятий


2024

Муниципальный координатор, Ответственные за профориентацию



















ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.

  2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с

  3. Килина И.А. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся[Текст]: монография/ И.А. Килина, Н.В. Осипова, Е.В. Понамарева, Д.В. Траут; под ред. Е.Л. Рудневой. – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017.

  4. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1. – С. 28-31.

  5. Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.

  6. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.

  7. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . - М. : МГППИ, 1999. - 108 с.

  8. Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.

  9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.

  10. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб.пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К. Селевко. - М., 2008.

  11. Технология: твоя профессиональная карьера :дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. :Просвящение, 2008. – 111с.