СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (АООП вариант 2 ТМНР) надомного обучения обучающихся 4ж, 5б, 5в, 7в классов «РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, реализации индивидуальных специфических образовательных потребностей и формированию социально приемлемых форм поведения для обучающихся надомного обучения 4ж, 5б, 5в, 7в классов на 2023-2024 учебный год составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (АООП Вариант ФГОС О УО (ИН) 2).

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (АООП вариант 2 ТМНР) надомного обучения обучающихся 4ж, 5б, 5в, 7в классов «РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»»


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»


Рассмотрено

Руководитель ШМО

_____________________

Ваганова И.К.

Протокол № 1 от

«30» августа 2023г.

Согласовано

Зам. директора по УР _________________________Е.А. Кокоулина

Протокол №1 от

«30» августа 2023 г.


Утверждаю

Директор школы

_________________________И.Л. Шадрина

Приказ №310/5 от

«30» августа 2023г.










ПРОГРАММА ПО

ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ (АООП вариант 2 ТМНР)

надомного обучения обучающихся 4ж, 5б, 5в, 7в классов

«РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»





Составили: педагог-психолог

Гореева Лариса Валентиновна



Ачинск, 2023-2024 уч.г.


Содержание


п/п

Содержание

Страницы

Пояснительная записка

3

Содержание программы

4

Материально-техническое обеспечение программы

5

Содержание программы

7

Тематическое планирование Егора П., 4ж класса

9

Тематическое планирование Дмитрия В., 5б класса

15

Тематическое планирование Варвары Я., 5б класса

18

Тематическое планирование Иван К., 5в класса

21

Тематическое планирование Даниил Л., 7в класса

24

Тематическое планирование Алина О., 7в класса

28

Календарно-тематическое планирование Егора П., 4ж класса

32

Календарно-тематическое планирование Дмитрия В., 5б класса

35

Календарно-тематическое планирование Варвары Я., 5б класса

38

Календарно-тематическое планирование Иван К., 5в класса

41

Календарно-тематическое планирование Даниил Л., 7в класса

44

Календарно-тематическое планирование Алина О., 7в класса

49

Литература

54














Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, реализации индивидуальных специфических образовательных потребностей и формированию социально приемлемых форм поведения для обучающихся надомного обучения 4ж, 5б, 5в, 7в классов на 2023-2024 учебный год составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (АООП Вариант ФГОС О УО (ИН) 2).

Цель программы: коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, реализация индивидуальных специфических образовательных потребностей и формирование социально приемлемых форм поведения обучающихся.

Задачи:

  • определить особые образовательные потребности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

  • формировать положительное отношение обучающегося к занятиям;

  • формировать и развивать целенаправленные действия;

  • развивать активность у обучающегося;

  • развивать зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое восприятие;

  • осваивать доступные средства невербальной коммуникации;

  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;

  • развивать способность применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.












Содержание программы

Содержание обучения на занятиях разнообразно и учитывает многообразие различных дефектов, присущих детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (нарушением интеллекта). Тяжелые нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, слухового внимания, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.

Каждая коррекционная задача, по возможности, включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей, искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти.

Коррекционная программа реализуется с обучающимся в домашних условиях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. При организации занятия содержательная часть и способы подачи материала корректируются педагогом с учетом возможностей и потребностей обучающегося, его психофизического состояния на данный момент времени. Планируемые задания рассчитаны на выполнение способом «рука в руке».

Родители ребёнка являются участниками учебного процесса, так как они присутствуют на занятиях. В случае недомогания ребенка занятие может быть перенесено (по согласованию педагога и родителей) на другое, более приемлемое время. На каждом занятии, в рамках изучения основной темы, предусматривается работа по развитию эмоциональной сферы, навыков межличностного взаимодействия, работа по развитию саморегуляции и навыков планирования деятельности.

Программа коррекционной работы реализуется в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в рамках школьного ППк.

Занятия проводятся по расписанию, 1 раз в неделю, всего в год - 34 занятия.

Форма занятий: индивидуальная. Продолжительность: по 15-20 минут.

Этапы реализации программы:

Диагностический: проведение обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития.

Коррекционный: проведение коррекционных занятий по разработанной программе.

Оценки эффективности: включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной и эмоционально-волевой сферы.


Система оценки достижения планируемых результатов

Результативность обучения, в соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2), может оцениваться индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических работ, методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности, динамика развития жизненных компетенций относительно прежних собственных достижений с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей).   

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития, состояние интеллекта и эмоционального состояния обучающихся на начало и конец учебного года.

Во время прохождении программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:

  • первичной (входящей) аттестации;

  • текущего мониторинга;

  • промежуточной аттестации.

Первичная аттестация осуществляется через входящую и итоговую диагностику на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется психологическое заключение на ребенка и программа на подгруппу детей. Возможны корректировки программ в течение учебного года на основе выявленных особенностей. Первичная аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09), промежуточная аттестация - в последние две недели мая (с 15.05 по 26.05) в форме практических заданий.

Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимся во время урочной и внеурочной деятельности - 1 раз в полугодии, а также их продуктивной деятельности: рисунков, выполненных печатных заданий и отражается в виде рекомендаций для педагогов, работающих в классе.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда.

Аппаратные средства:

  • компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.;

  • принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата;

  • устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения);

  • устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства:
(игры, специализированные приспособления)

  • функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы и т.д.);

  • арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши);

  • игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.);

  • тетради для творческих работ, обучающихся (печатные листы), комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий;

  • записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;

  • спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие).









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)

Диагностика первичная и итоговая.

Раздел 1.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений совместно с педагогом (захват, удержание, броски в цель). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (вкладывание, нанизывание). Обводка, штриховка по трафарету (способом «рука в руке»). Аппликация (способом «рука в руке»). Сгибание бумаги (способом «рука в руке»).

Раздел 2. Тактильно-двигательное восприятие

Захват и удержание плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластичным материалом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений совместно с педагогом, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур (с помощью). Классификация предметов и их изображений по форме ( с помощью). Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Раздел  5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

  Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, совместно с педагогом). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий). Обозначение ощущений: словом, (педагог), мимикой (ребенок). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий) словом (педагог), мимикой (ребенок).

Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел  8. Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: голова, тело, руки, ноги. Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад) (с помощью). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ).

Раздел  9. Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.




Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Егор П., 4ж класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов


I четверть 9 час.



Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

Домино

Домино-вкладыши. Цвет, форма. Соотнесение

1

Здравствуй, мяч

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Штриховка в разных направлениях.

1

Вкладыши

Круг. Большой-маленький. Вкладыши, цвет, форма

1

Больше-меньше

Большой-маленький-поменьше. Квадрат. «Заплаточки». Цветовое лото

1

Заплаточки

Большой-маленький-поменьше. Квадрат. «Заплаточки».

1

Цветовое лото

Упражнения на выделение цвета «Повтори»

1

Развитие зрительной памяти

Задание «Что пропало»

1

Положение предметов

Положение предметов по отношению к себе. Соотнесение цвета и формы.

1


II четверть 8 час



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Обводка по трафарету орнамента (овощи, фрукты)

1

Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины «Найди и покажи»

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Сравнение предметов по форме. Дидактическая игра «Найди пару»

1

Самый маленький

Матрешка

1

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнение «Лишний предмет»

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

«Повторяй за мной не глядя»

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (вкладывание, шнуровка)

1

Восприятие формы, величины, цвета.

Промежуточная диагностика

Упражнения «Что в мешочке». Диагностическое обследование

1


III четверть 9 час.



Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков

Ориентировка на листе бумаги. Раскрашивание картинок.

1

Восприятие пространства

Упражнения «Найди спрятанные игрушки»

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

Сравни

Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. «Заплаточки»

1

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнения по картинкам «Холодный, горячий, мягкий»

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

Лото

Ориентировка на листе бумаги. Влево, вправо. Цветовое лото

1

Где Что?

Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. «Заплаточки».

1

Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1


IV четверть 8 час.



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (шнуровка)

1

Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

Разница

Сравнить, какой предмет меньше, какой больше в пространстве

1

Любимец

Домашние ж вотные

1

Итоговая диагностика

Сюжетные картинки и материалы для диагностики

1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

Порядок

Расположение предметов, игрушек от большего к меньшему

1


Итого 34 часа

























Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Дмитрий В., 5б класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов


I четверть 9 час.



Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

Развитие крупной моторики, графомоторных навыков

Игры с мячом. Попадание в цель различными предметами.


1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Штриховка в разных направлениях.

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Повтори»

1

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Упражнение «Два стакана» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (пение птиц, шум шин)

1

Развитие зрительной памяти

Задание «Что пропало»

1

Восприятие формы, величины предметов; конструирование

Упражнения «Большой-маленький»

1

Восприятие цвета. Орнамент

Упражнения на выделение цвета «Повтори»

1

Развитие зрительного восприятия

Упражнение «Лишний предмет»

1


II четверть 8 час



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Обводка по трафарету орнамента (овощи, фрукты)

1

Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины «Найди и покажи»

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Сравнение предметов по форме. Дидактическая игры «Найди пару»

1

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнение «Лишний предмет»

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнение «Найди отличия»

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

«Повторяй за мной не глядя»

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (вкладывание, шнуровка)

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Упражнения «Что в мешочке»

1


III четверть 9 час



Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков

Упражнения «Зеркало».

Раскрашивание картинок.

1

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнения по картинкам «Холодный, горячий, мягкий»

1

Восприятие пространства

Упражнения «Найди спрятанные игрушки»

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Что добавилось в ряду»

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

Восприятие времени

Задание «Ночь и день»

1

Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1


IV четверть 10 час.



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (шнуровка)

1

Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Звуки окружающей среды

1

Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины (большой - маленький). Дидактические игра «Коврик»

1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

Восприятие пространства

«Собери маленькие предметы»

1


Итого: 34 часа



Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Варвара Я., 5б класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов


I четверть 9 час.



Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

Развитие крупной моторики, графомоторных навыков

Элементы массажа. Игры с мячом.


1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.


1

Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Хлоп-хлоп»

1

Восприятие особых свойств предметов

Музыкальные звуки и звуки окружающей среды

1

Развитие зрительной памяти

Упражнение «Вот так так»

1

Восприятие формы, величины предметов; конструирование

Упражнения «Большой-маленький»

1

Восприятие цвета.

Упражнения на определение цвета (желтый)

1

Развитие зрительного восприятия

Упражнение «Посмотри»

1


II четверть 8 час



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Рисование на поверхности с сыпучими материалами.

1

Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины «Колючий мяч»

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Упражнение «Конструктор»

1

Восприятие особых свойств предметов

Упражнение «Мягкий-твердый»

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнение «Коврик»

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

«Топ, топ, хлоп-хлоп»

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Упражнения «Что в мешочке»

1


III четверть 9 час



Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков

Упражнения «Зеркало».

1

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнения по картинкам «Холодный, горячий»

1

Восприятие пространства

Упражнения «Найди спрятанные игрушки»

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Проследи»

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

Восприятие времени

Задание «Ночь и день»

1

Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1


IV четверть 10 час.



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Звуки окружающей среды

1

Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины (большой - маленький). Дидактические игра «Коврик»

1

Итоговая диагностика

Диагностическое обследование


Восприятие пространства

«Собери маленькие предметы»

1


Итого: 34 часа



Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Иван К., 5б класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов


I четверть 9 час



Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

Развитие личностно-мотивационной сферы.

Знакомство с правилами общения Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности.

1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика. Штриховка в разных направлениях.

1

Развитие коммуникативной сферы (учимся сотрудничать).

Мотивировать учащихся на навыки взаимодействия и сотрудничества.

1

Восприятие формы, величины предметов

Упражнения «Большой-маленький», конструирование

1

Восприятие цвета. Орнамент

Упражнения на выделение цвета «Повтори»

1

Развитие зрительного восприятия

Упражнение «Лишний предмет»

1

Развитие зрительной памяти

Задание «Что пропало»

1

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

«Закончи рисунок», «Совмести фигуры»

1


II четверть 8 час



Развитие личностно-мотивационной сферы.

Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля.

1

Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины «Найди и покажи»

1

Упражнения на классификацию различным способом

«Подбери общее понятие», «Запомни фигуры»

1

Упражнение на развитие способности к классификации и абстрагированию

«Одинаковое, разное», «Найди девятый», «Тропинка»

1

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнение «Лишний предмет»

1

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

«Целое — часть», «Запомни сочетания фигур», «Раскрась кубик»

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие

1

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей

«Ленточки», «Объедини по смыслу», «Подбери следующее»

1


III четверть 9 час



Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков

Упражнения «Зеркало».

Раскрашивание картинок.

1

Восприятие пространства

Упражнения «Найди спрятанные игрушки»

1

«Найди лишнее…!»

Обучение поиску закономерностей. Копирование.

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Что добавилось в ряду»

1

Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа.

Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Наша ладонь.

1

«Сложи узор»

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей

1

Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

Развитие коммуникативной сферы (учимся сотрудничать).

Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.

1

Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1


IV четверть 8 час



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (шнуровка)

1

Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

Развитие коммуникативной сферы (учимся сотрудничать).

Мотивировать учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества. Содействие общению. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.

1

Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

Итоговая диагностика

Сюжетные картинки и материалы для диагностики

1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Группировка предметов и их изображений по показу: круглые, квадратные.

1


Итого: 34 часа



Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Даниил Л., 7д класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов


I четверть 9 час



Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

Развитие личностно-мотивационной сферы.

Знакомство с правилами общения. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Найди ошибку», «Определи фигуру», «Конкретизация понятий», «Учись слушать и выполнять»,

1

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

«Найди одинаковые», «Одинаковы ли бусы?», «Найди образец», «Найди картинку», «Перепутанные линии»,  «Найди девятый»

1

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

«Цветная сказка», «Штриховка», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Выполни правильно», «Сгруппируй буквы»

1

Упражнения на развитие понятийного мышления (умения обобщать)

«Кто наблюдательнее?», «Магнитофон», «Конкретизация понятий», «Сравни предметы»

1

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

«Найди одинаковые», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Способы применения предмета», «Соблюдай правило», 

1

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счета

«Путаница», «Найди одинаковые», «Учимся сравнивать», «Поставь значки», «Отгадай слова», «Называй и считай»

1

Упражнения на развитие внимания

«Пишущая машинка», «Цветной ксилофон», «Живые цепочки»

1


II четверть 8 час



Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

«Синхронный счет», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Найди одинаковые и отличающиеся», «Запомни картинки»

1

Осязание.

В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала. Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения.

1

Восприятие качеств величины.

Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины.

1

Восприятие формы.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.

1

Восприятие цвета.

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование.

1

Осязание.

Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (вкладывание, шнуровка)

1

Восприятие пространства.

Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

1


III четверть 9 час



Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Назови предметы», «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Выполни команду», «Какого цвета?», «Цветные полоски»

1

Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки».

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Что добавилось в ряду»

1

Восприятие времени.

Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

Восприятие времени

Задание «Ночь и день»

1

Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1


IV четверть 8 час



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

Создаем хорошее настроение, «Подсчитай правильно», «Найди путь», «Полянки», «Найди фигуры»

1

Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

Слуховое восприятие.

Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.

1

Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

Итоговая диагностика

Сюжетные картинки и материалы для диагностики

1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

Диагностическое занятие

Итоговая диагностика уровня познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы)

1


Итого 34 часа




Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Алина О., 7д класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов


I четверть 9 час



Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

Развитие личностно-мотивационной сферы.

Знакомство с правилами общения. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

1

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Найди ошибку», «Определи фигуру», «Конкретизация понятий», «Учись слушать и выполнять»

1

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

«Найди одинаковые», «Одинаковы ли бусы?», «Найди образец», «Найди картинку», «Перепутанные линии»,  «Найди девятый»

1

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

«Цветная сказка», «Штриховка», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Выполни правильно», «Сгруппируй буквы»

1

Упражнения на развитие понятийного мышления (умения обобщать)

«Кто наблюдательнее?», «Магнитофон», «Конкретизация понятий», «Сравни предметы»

1

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

«Найди одинаковые», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Способы применения предмета», «Соблюдай правило», 

1

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счета

«Путаница», «Найди одинаковые», «Учимся сравнивать», «Поставь значки», «Отгадай слова», «Называй и считай»

1

Упражнения на развитие внимания

«Пишущая машинка», «Цветной ксилофон», «Живые цепочки»

1


II четверть 8 час



Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

«Синхронный счет», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Найди одинаковые и отличающиеся», «Запомни картинки»

1

Осязание.

В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала. Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения.

1

Восприятие качеств величины.

Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины.

1

Восприятие формы.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.

1

Восприятие цвета.

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование.

1

Осязание.

Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.

1

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (вкладывание, шнуровка)

1

Восприятие пространства.

Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

1


III четверть 9 час



Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Назови предметы», «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Выполни команду», «Какого цвета?», «Цветные полоски»

1

Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки».


1

Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Что добавилось в ряду»

1

Восприятие времени.

Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

Восприятие времени

Задание «Ночь и день»

1

Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1


IV четверть 8 час



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

Создаем хорошее настроение, «Подсчитай правильно», «Найди путь», «Полянки», «Найди фигуры»

1

Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

Слуховое восприятие.

Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.

1

Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

Итоговая диагностика

Сюжетные картинки и материалы для диагностики

1

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

Диагностическое занятие

Итоговая диагностика уровня познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы)

1


Итого: 34 часа





















Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Егор П., 4ж класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов

Дата


план

факт


I четверть 9 час.

Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

01.09



Домино

Домино-вкладыши. Цвет, форма. Соотнесение

1

08.10




Здравствуй, мяч

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Штриховка в разных направлениях.

1

15.10



Вкладыши

Круг. Большой-маленький. Вкладыши, цвет, форма

1

22.09




Больше-меньше

Большой-маленький-поменьше. Квадрат. «Заплаточки». Цветовое лото

1

29.09




Заплаточки

Большой-маленький-поменьше. Квадрат. «Заплаточки».

1

06.10



Цветовое лото

Упражнения на выделение цвета «Повтори»

1

13.09



Развитие зрительной памяти

Задание «Что пропало»

1

20.09



Положение предметов

Положение предметов по отношению к себе. Соотнесение цвета и формы.

1

27.09



II четверть 8 час


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Обводка по трафарету орнамента (овощи, фрукты)

1

10.11



Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины «Найди и покажи»

1

17.11



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Сравнение предметов по форме. Дидактическая игра «Найди пару»

1

24.11



Самый маленький

Матрешка

1

01.12



Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнение «Лишний предмет»

1

08.12



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

«Повторяй за мной не глядя»

1

15.12



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (вкладывание, шнуровка)

1

22.12



Восприятие формы, величины, цвета.

Промежуточная диагностика

Упражнения «Что в мешочке». Диагностическое обследование

1

29.12



III четверть 9 час.

Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков

Ориентировка на листе бумаги. Раскрашивание картинок.

1

12.01




Восприятие пространства

Упражнения «Найди спрятанные игрушки»

1

19.01



Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

26.01



Сравни

Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. «Заплаточки»

1

02.02



Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнения по картинкам «Холодный, горячий, мягкий»

1

09.02



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

16.02



Лото

Ориентировка на листе бумаги. Влево, вправо. Цветовое лото

1

01.03



Где? Что?

Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. «Заплаточки».

1

15.03



Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1

22.03



IV четверть 8 час.


Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

05.04



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (шнуровка)

1

12.04



Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

19.04



Разница

Сравнить, какой предмет меньше, какой больше в пространстве

1

26.04



Любимец

Домашние ж вотные

1

03.05



Итоговая диагностика

Сюжетные картинки и материалы для диагностики

1

17.05



Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

24.05



Порядок

Расположение предметов, игрушек от большего к меньшему

1

28.05



Итого: количество часов в год - 34 часа

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Дмитрий В., 5б класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов

Дата


план

факт


I четверть 9 час.

Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

01.09



Развитие крупной моторики, графомоторных навыков

Игры с мячом. Попадание в цель различными предметами.


1

08.10




Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Штриховка в разных направлениях.

1

15.10



Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Повтори»

1

22.09




Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Упражнение «Два стакана» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (пение птиц, шум шин)

1

29.09




Развитие зрительной памяти

Задание «Что пропало»

1

06.10



Восприятие формы, величины предметов; конструирование

Упражнения «Большой-маленький»

1

13.09



Восприятие цвета. Орнамент

Упражнения на выделение цвета «Повтори»

1

20.09



Развитие зрительного восприятия

Упражнение «Лишний предмет»

1

27.09



II четверть 8 час


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Обводка по трафарету орнамента (овощи, фрукты)

1

10.11



Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины «Найди и покажи»

1

17.11



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Сравнение предметов по форме. Дидактическая игры «Найди пару»

1

24.11



Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнение «Лишний предмет»

1

01.12



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнение «Найди отличия»

1

08.12



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

«Повторяй за мной не глядя»

1

15.12



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (вкладывание, шнуровка)

1

22.12



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Упражнения «Что в мешочке»

1

29.12



III четверть 9 час

Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков

Упражнения «Зеркало».

Раскрашивание картинок.

1

12.01




Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнения по картинкам «Холодный, горячий, мягкий»

1

19.01



Восприятие пространства

Упражнения «Найди спрятанные игрушки»

1

26.01



Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

02.02



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Что добавилось в ряду»

1

09.02



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

16.02



Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

01.03



Восприятие времени

Задание «Ночь и день»

1

15.03



Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1

22.03



IV четверть 10 час.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

05.04



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (шнуровка)

1

12.04



Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

19.04



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Звуки окружающей среды

1

26.09



Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

03.05



Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины (большой - маленький). Дидактические игра «Коврик»

1

17.05



Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

24.05



Восприятие пространства

«Собери маленькие предметы»

1

28.05



Итого: количество часов в год - 34 часа

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Варвара Я., 5б класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов

Дата


план

факт


I четверть 9 час.

Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

01.09



Развитие крупной моторики, графомоторных навыков

Элементы массажа. Игры с мячом.


1

08.10




Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.


1

15.10



Кинестетическое и кинетическое развитие

Дидактическая игра «Хлоп-хлоп»

1

22.09




Восприятие особых свойств предметов

Музыкальные звуки и звуки окружающей среды

1

29.09



Развитие зрительной памяти

Упражнение «Вот так так»

1

06.10



Восприятие формы, величины предметов; конструирование

Упражнения «Большой-маленький»

1

13.09



Восприятие цвета.

Упражнения на определение цвета (желтый)

1

20.09



Развитие зрительного восприятия

Упражнение «Посмотри»

1

27.09



II четверть 8 час


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Рисование на поверхности с сыпучими материалами.

1

10.11



Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины «Колючий мяч»

1

17.11



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Упражнение «Конструктор»

1

24.11



Восприятие особых свойств предметов

Упражнение «Мягкий-твердый»

1

01.12



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнение «Коврик»

1

08.12



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

«Топ, топ, хлоп-хлоп»

1

15.12



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие

1

22.12



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Упражнения «Что в мешочке»

1

29.12



III четверть 9 час

Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков

Упражнения «Зеркало».

1

12.01




Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнения по картинкам «Холодный, горячий»

1

19.01



Восприятие пространства

Упражнения «Найди спрятанные игрушки»

1

26.01



Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

02.02



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Проследи»

1

09.02



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

16.02



Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

01.03



Восприятие времени

Задание «Ночь и день»

1

15.03



Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1

22.03



IV четверть 10 час.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

05.04



Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

12.04



Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

19.04



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Звуки окружающей среды

1

26.09



Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

03.05



Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины (большой - маленький). Дидактические игра «Коврик»

1

17.05



Итоговая диагностика

Диагностическое обследование


24.05



Восприятие пространства

«Собери маленькие предметы»

1

28.05



Итого: количество часов в год - 34 часа

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Иван К., 5в класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов

Дата


план

факт


I четверть 9 час.

Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

01.09



Развитие личностно-мотивационной сферы.

Знакомство с правилами общения Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности.

1

08.10




Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика. Штриховка в разных направлениях.

1

15.10



Развитие коммуникативной сферы (учимся сотрудничать).

Мотивировать учащихся на навыки взаимодействия и сотрудничества.

1

22.09




Восприятие формы, величины предметов

Упражнения «Большой-маленький», конструирование

1

29.09



Восприятие цвета. Орнамент

Упражнения на выделение цвета «Повтори»

1

06.10



Развитие зрительного восприятия

Упражнение «Лишний предмет»

1

13.09



Развитие зрительной памяти

Задание «Что пропало»

1

20.09



Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей

«Закончи рисунок», «Совмести фигуры»

1

27.09



II четверть 8 час


Развитие личностно-мотивационной сферы.

Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля.

1

10.11



Тактильно-двигательное восприятие

Определение предметов на ощупь с учетом величины «Найди и покажи»

1

17.11



Упражнения на классификацию различным способом

«Подбери общее понятие», «Запомни фигуры»

1

24.11



Упражнение на развитие способности к классификации и абстрагированию

«Одинаковое, разное», «Найди девятый», «Тропинка»

1

01.12



Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Упражнение «Лишний предмет»

1

08.12



Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

«Целое — часть», «Запомни сочетания фигур», «Раскрась кубик»

1

15.12



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие

1

22.12



Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей

«Ленточки», «Объедини по смыслу», «Подбери следующее»

1

29.12



III четверть 9 час.

Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков

Упражнения «Зеркало».

Раскрашивание картинок.

1

12.01




Восприятие пространства

Упражнения «Найди спрятанные игрушки»

1

19.01



«Найди лишнее…!»

Обучение поиску закономерностей. Копирование.

1

26.01



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Что добавилось в ряду»

1

02.02



Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа.

Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Наша ладонь.

1

09.02



«Сложи узор»

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей

1

16.02



Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

01.03



Развитие коммуникативной сферы (учимся сотрудничать).

Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.

1

15.03



Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1

22.03



IV четверть 8 час.


Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

05.04



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (шнуровка)

1

12.04



Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

19.04



Развитие коммуникативной сферы (учимся сотрудничать).

Мотивировать учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества. Содействие общению. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей.

1

26.04



Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

03.05



Итоговая диагностика

Сюжетные картинки и материалы для диагностики

1

17.05



Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

24.05



Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Группировка предметов и их изображений по показу: круглые, квадратные.

1

28.05



Итого: количество часов в год - 34 часа

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Даниил Л., 7в класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов

Дата


план

факт


I четверть 9 час.

Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

01.09



Развитие личностно-мотивационной сферы.

Знакомство с правилами общения. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1

08.10




Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Найди ошибку», «Определи фигуру», «Конкретизация понятий», «Учись слушать и выполнять»,

1

15.10



Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

«Найди одинаковые», «Одинаковы ли бусы?», «Найди образец», «Найди картинку», «Перепутанные линии»,  «Найди девятый»

1

22.09




Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

«Цветная сказка», «Штриховка», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Выполни правильно», «Сгруппируй буквы»

1

29.09




Упражнения на развитие понятийного мышления (умения обобщать)

«Кто наблюдательнее?», «Магнитофон», «Конкретизация понятий», «Сравни предметы»

1

06.10



Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

«Найди одинаковые», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Способы применения предмета», «Соблюдай правило», 

1

13.09



Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счета

«Путаница», «Найди одинаковые», «Учимся сравнивать», «Поставь значки», «Отгадай слова», «Называй и считай»

1

20.09



Упражнения на развитие внимания

«Пишущая машинка», «Цветной ксилофон», «Живые цепочки»

1

27.09



II четверть 8 час


Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

«Синхронный счет», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Найди одинаковые и отличающиеся», «Запомни картинки»

1

10.11



Осязание.

В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала. Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения.

1

17.11



Восприятие качеств величины.

Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины.

1

24.11



Восприятие формы.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.

1

01.12



Восприятие цвета.

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование.

1

08.12



Осязание.

Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.

1

15.12



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (вкладывание, шнуровка)

1

22.12



Восприятие пространства.

Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

1

29.12



III четверть 9 час.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Назови предметы», «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Выполни команду», «Какого цвета?», «Цветные полоски»

1

12.01




Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки».


1

19.01



Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

26.01



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Что добавилось в ряду»

1

02.02



Восприятие времени.

Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.

1

09.02



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

16.02



Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

01.03



Восприятие времени

Задание «Ночь и день»

1

15.03



Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1

22.03



IV четверть 8 час.


Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

05.04



Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

Создаем хорошее настроение, «Подсчитай правильно», «Найди путь», «Полянки», «Найди фигуры»

1

12.04



Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

19.04



Слуховое восприятие.

Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.

1

26.04



Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

03.05



Итоговая диагностика

Сюжетные картинки и материалы для диагностики

1

17.05



Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

24.05



Диагностическое занятие

Итоговая диагностика уровня познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы)

1

28.05



Итого: количество часов в год - 34 часа


Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год Алина О., 7в класс

п/п

Название раздела и темы

Виды работы

Кол-во

часов

Дата


план

факт


I четверть 9 час.

Первичная (входящая) диагностика

Диагностическое обследование

1

01.09



Развитие личностно-мотивационной сферы.

Знакомство с правилами общения. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1

08.10




Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия

«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Найди ошибку», «Определи фигуру», «Конкретизация понятий», «Учись слушать и выполнять»,

1

15.10



Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

«Найди одинаковые», «Одинаковы ли бусы?», «Найди образец», «Найди картинку», «Перепутанные линии»,  «Найди девятый»

1

22.09




Упражнения на развитие зрительно-моторной координации

«Цветная сказка», «Штриховка», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Выполни правильно», «Сгруппируй буквы»

1

29.09




Упражнения на развитие понятийного мышления (умения обобщать)

«Кто наблюдательнее?», «Магнитофон», «Конкретизация понятий», «Сравни предметы»

1

06.10



Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию

«Найди одинаковые», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Способы применения предмета», «Соблюдай правило», 

1

13.09



Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счета

«Путаница», «Найди одинаковые», «Учимся сравнивать», «Поставь значки», «Отгадай слова», «Называй и считай»

1

20.09



Упражнения на развитие внимания

«Пишущая машинка», «Цветной ксилофон», «Живые цепочки»

1

27.09



II четверть 8 час


Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти

«Синхронный счет», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Найди одинаковые и отличающиеся», «Запомни картинки»

1

10.11



Осязание.

В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала. Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения.

1

17.11



Восприятие качеств величины.

Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины.

1

24.11



Восприятие формы.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов.

1

01.12



Восприятие цвета.

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование.

1

08.12



Осязание.

Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений.

1

15.12



Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

Практическое занятие (вкладывание, шнуровка)

1

22.12



Восприятие пространства.

Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

1

29.12



III четверть 9 час.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова

«Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг

другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Назови предметы», «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Выполни команду», «Какого цвета?», «Цветные полоски»

1

12.01




Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки».


1

19.01



Кинестетическое и кинетическое развитие

Упражнения «Металлофон»

1

26.01



Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Упражнения «Что добавилось в ряду»

1

02.02



Восприятие времени.

Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи.

1

09.02



Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Упражнение «Просьба»

1

16.02



Восприятие пространства

Упражнение на расположение предметов на поверхности

1

01.03



Восприятие времени

Задание «Ночь и день»

1

15.03



Тактильно-двигательное восприятие

Дидактическая игра с крупной мозаикой.

1

22.03



IV четверть 8 час.


Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

«Дорисуй фигуру»

1

05.04



Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза

Создаем хорошее настроение, «Подсчитай правильно», «Найди путь», «Полянки», «Найди фигуры»

1

12.04



Восприятие пространства

«Найди спрятанные игрушки»

1

19.04



Слуховое восприятие.

Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений.

1

26.04



Восприятие пространства

Ориентировка в пространстве «Близко, далеко»

1

03.05



Итоговая диагностика

Сюжетные картинки и материалы для диагностики

1

17.05



Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

Самомассаж, игровая деятельность. Упражнения «Пчела», «Лодочка»

1

24.05



Диагностическое занятие

Итоговая диагностика уровня познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы)

1

28.05



Итого: количество часов в год - 34 часа


Список литературы

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М., 2003

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001

Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

Заваденко Н.Н. Как понять ребенка:дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000

Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей». – М., 2009.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995

Дидактические материалы

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (1 и 2 часть). Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.

Левое и правое. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов М. Серия «Карапуз», Семенова М. А.

Обучающие карточки по темам «Цвета», «Счет», «Форма», «Времена года» и др.

Учимся понимать время. Иванова О.М., 2007

Интернет ресурсы

Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.school press.ru

/razvitie/index.php

Газета "Школьный психолог"

"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru

Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru

"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

Разработки занятий http://raduga.rkc-74.ru/p136aa1.html