Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Рассмотрено Руководитель ШМО _____________________ Ваганова И.К. Протокол № 1 от «30» августа 2023г. | Согласовано Зам. директора по УР _________________________Е.А. Кокоулина Протокол №1 от «30» августа 2023 г. | Утверждаю Директор школы _________________________И.Л. Шадрина Приказ № 310/3 от «30» августа 2023г. |
ПРОГРАММА ПО
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ (АООП вариант 2 ТМНР)
«РАСТЕМ И УЧИМСЯ»
1е класс
Составила: педагог-психолог
Гореева Лариса Валентиновна
Ачинск, 2023-2024 уч.г.
Содержание программы
№ п/п | Содержание | Страницы |
| Пояснительная записка | 3 |
| Содержание программы | 4 |
| Материально-техническое обеспечение программы | 5 |
| Содержание программы 1е класса | 7 |
| Тематическое планирование | 10 |
| Календарно-тематическое планирование 1е класса | 12 |
| Литература | 16 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, реализации индивидуальных специфических образовательных потребностей и формированию социально приемлемых форм поведения для обучающихся 1е класса на 2023-2024 учебный год составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (АООП Вариант ФГОС О УО (ИН) 2).
Цель программы: коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы, реализация индивидуальных специфических образовательных потребностей и формирование социально приемлемых форм поведения обучающихся.
Задачи:
определить особые образовательные потребности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
формировать положительное отношение обучающегося к занятиям;
развивать активность у обучающегося;
развивать зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое восприятие;
формировать и развивать целенаправленные действия;
осваивать доступные средства невербальной коммуникации;
развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
развивать способность применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Содержание программы
Содержание обучения на занятиях разнообразно и учитывает многообразие различных дефектов, присущих детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (нарушением интеллекта). Тяжелые нарушения моторики, зрительно-двигательной координации, слухового внимания, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений.
Каждая коррекционная задача, по возможности, включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей, искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти.
На каждом занятии, в рамках изучения основной темы, предусматривается работа по развитию эмоциональной сферы, навыков межличностного взаимодействия, работа по развитию саморегуляции и навыков планирования деятельности.
Особое внимание уделяется адаптации первоклассника. Учитываются физиологические и психологические возможности каждого обучающихся, так как готовность к систематическому обучению индивидуальна. Программа способствует принятию дисциплинарных требований и правил школьной жизни, а также формированию адекватного поведения в школе, установлению контактов с одноклассниками, педагогами, овладению навыками учебной деятельности.
Коррекционная программа реализуется в 1е классе 1 час в неделю, всего в год - 34 часа.
Форма занятий: индивидуальная. Продолжительность: по 15-20 минут.
Этапы реализации программы:
Диагностический: проведение обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития.
Коррекционный: проведение коррекционных занятий по разработанной программе.
Оценки эффективности: включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Система оценки достижения планируемых результатов
Результативность обучения, в соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2), может оцениваться индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических работ, методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности, динамика развития жизненных компетенций относительно прежних собственных достижений с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей).
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития, состояние интеллекта и эмоционального состояния обучающихся на начало и конец учебного года.
Во время прохождении программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
первичной (входящей) аттестации;
текущего мониторинга;
промежуточной аттестации.
Первичная аттестация осуществляется через входящую и итоговую диагностику на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется психологическое заключение на ребенка и программа на подгруппу детей. Возможны корректировки программ в течение учебного года на основе выявленных особенностей. Первичная аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09), промежуточная аттестация - в последние две недели мая (с 15.05 по 26.05) в форме практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимся во время урочной и внеурочной деятельности - 1 раз в полугодии, а также их продуктивной деятельности: рисунков, выполненных печатных заданий и отражается в виде рекомендаций для педагогов, работающих в классе.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда.
Аппаратные средства:
компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.;
принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата;
устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения);
устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства:
(игры, специализированные приспособления)
функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы и т.д.);
арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши);
игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.);
тетради для творческих работ, обучающихся (печатные листы), комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий;
записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;
спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1е класс (33 часа)
Диагностика первичная и итоговая.
Раздел 1. Адаптация первоклассников.
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Знакомство с одноклассниками, учителем. Школьные правила и режим. Запоминание одноклассников. Внешний вид школьника. Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Вежливость Любимые игры, игрушки, занятия.
Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Раздел 3. Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).
Раздел 4. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция
Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Комплименты - похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). Рассказ (рисунок) обучающегося о семье.
Раздел 5. Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Раздел 6. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение их выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).
Раздел 7. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Что помогает не ссориться. Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется помощью. Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи.
Раздел 8. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 9. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий).
Раздел 10. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Раздел 11. Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).
Раздел 12. Восприятие времени
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Тематическое планирование на 2023-2024 учебный год 1е класс
№ п/п | Название раздела и темы | Виды работы | Кол-во часов |
| I четверть 8 час. | | |
| Первичная (входящая) диагностика | Обследование детей. Выполнение тестовых заданий. Формирование групп для коррекционных занятий. | 1 |
| Наща школа. Развитие крупной моторики, графомоторных навыков | Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Игры с мячом. Попадание в цель различными предметами. Зеркальное копирование поз и движений. | 1 |
| Наш класс, наша учительница. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков | Запоминание имен одноклассников. Любимые игры, игрушки, занятия. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Штриховка в разных направлениях. | 1 |
| Внешний вид. Вежливость. Кинестетическое и кинетическое развитие | Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Дидактическая игра «Повтори», «Угадай-ка» | 1 |
| Восприятие формы, величины предметов; конструирование | Упражнения «Недостающая фигура», «Сравни» | 1 |
| Восприятие цвета. Орнамент | Упражнения на выделение цвета «Ассоциации», «Повтори» | 1 |
| Развитие зрительного восприятия | Целенаправленность выполнения действий и движений по показу (инструкции) педагога. Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. Упражнение «Найди ошибку», «Лишний предмет» | 1 |
| Здравствуйте, ребята. Развитие зрительной памяти | Запоминание имен одноклассников. Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок Я в школе). Задание «Что пропало» | 1 |
| II четверть 8 час | | |
| Эмоции человека. | Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Грусть | 1 |
| Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Количество. Настольные игры с фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу". Обводка по трафарету орнамента (овощи, фрукты) | 1 |
| Тактильно-двигательное восприятие | Определение предметов на ощупь с учетом величины «Найди и покажи» | 1 |
| Восприятие эмоций человека. | Упражнение «Три стакана» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин) | 1 |
| Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Грусть. Гнев. Страх. Спокойствие. Злость. Удивление. Упражнение «Найди отличия», «Запомни 10 из 10» | 1 |
| Восприятие как основа познавательной деятельности. | Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышка-стол). Упражнение «Лишний предмет» | 1 |
| Мы такие разные. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Игры, привлекающие внимание к сверстнику. «Повторяй за мной не глядя» | 1 |
| Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | Практическое занятие (завязывание, развязывание, шнуровка) | 1 |
| III четверть 10 час. | | |
| Нащ класс. Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков | Комплименты - похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). Упражнения «Зеркало», «Алфавит». Раскрашивание картинок. | 1 |
| Восприятие пространства | «Найди спрятанные игрушки» | 1 |
| Почему люди ссорятся? Кинестетическое и кинетическое развитие | Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. «Металлофон» | 1 |
| Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | «Что в мешочке», «Дорисуй фигуру» | 1 |
| Мир и дружба. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Обида и прощение. Что помогает не ссориться. «Что добавилось в ряду» | 1 |
| Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений | Упражнения по картинкам «Холодный, горячий, мягкий» | 1 |
| Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Упражнение «Просьба», «Произнеси по-разному» | 1 |
| Будь внимателен. Восприятие пространства | «Мы на помощь придем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется, помощью. Упражнение на расположение предметов в кабинете | 1 |
| Восприятие времени | Задание «Ночь и день» | 1 |
| Помогать- просто. Тактильно-двигательное восприятие | Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница». Дидактическая игра с крупной мозаикой. | 1 |
| IV четверть 7 час. | | |
| Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | «Дорисуй фигуру» | 1 |
| Я-ученик. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | «Я уже умею..» Практическое занятие (завязывание, развязывание, шнуровка) | 1 |
| Восприятие пространства | «Найди спрятанные игрушки» | 2 |
| Моя семья. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Рассказ (рисунок) обучающегося о семье. Знакомимся с миром звуков. Упражнение "Эхо".Аудиотренинг "Слушаем звуки леса". | 1 |
| Восприятие пространства | Ориентировка в пространстве «Близко, далеко» | 1 |
| Итоговая диагностика | Сюжетные картинки и материалы для диагностики | 1 |
| Сказочный герой | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. | 1 |
| Итого: количество часов в год - 33 часа | | |
Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год 1е класс
№ п/п | Название раздела и темы | Виды работы | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |
I четверть 8 час |
| Первичная (входящая) диагностика | Обследование детей. Выполнение тестовых заданий. Формирование групп для коррекционных занятий. | 1 | 07.09 | | |
| Наща школа. Развитие крупной моторики, графомоторных навыков | Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Игры с мячом. Попадание в цель различными предметами. Зеркальное копирование поз и движений. | 1 | 14.10 | | |
| Наш класс, наша учительница. Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков | Запоминание имен одноклассников. Любимые игры, игрушки, занятия. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Штриховка в разных направлениях. | 1 | 21.10 | | |
| Внешний вид. Вежливость. Кинестетическое и кинетическое развитие | Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Дидактическая игра «Повтори», «Угадай-ка» | 1 | 28.09 | | |
| Восприятие формы, величины предметов; конструирование | Упражнения «Недостающая фигура», «Сравни» | 1 | 05.10 | | |
| Восприятие цвета. Орнамент | Упражнения на выделение цвета «Ассоциации», «Повтори» | 1 | 12.10 | | |
| Развитие зрительного восприятия | Целенаправленность выполнения действий и движений по показу (инструкции) педагога. Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. Упражнение «Найди ошибку», «Лишний предмет» | 1 | 19.09 | | |
| Здравствуйте, ребята. Развитие зрительной памяти | Запоминание имен одноклассников. Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок Я в школе). Задание «Что пропало» | 1 | 26.09 | | |
II четверть 8 час |
| Эмоции человека. | Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Грусть | 1 | 09.11 | | |
| Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Количество. Настольные игры с фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу". Обводка по трафарету орнамента (овощи, фрукты) | 1 | 16.11 | | |
| Тактильно-двигательное восприятие | Определение предметов на ощупь с учетом величины «Найди и покажи» | 1 | 23.11 | | |
| Восприятие эмоций человека. | Упражнение «Три стакана» Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин) | 1 | 30.11 | | |
| Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Грусть. Гнев. Страх. Спокойствие. Злость. Удивление. Упражнение «Найди отличия», «Запомни 10 из 10» | 1 | 07.12 | | |
| Восприятие как основа познавательной деятельности. | Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышка-стол). Упражнение «Лишний предмет» | 1 | 14.12 | | |
| Мы такие разные. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Игры, привлекающие внимание к сверстнику. «Повторяй за мной не глядя» | 1 | 21.12 | | |
| Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | Практическое занятие (завязывание, развязывание, шнуровка) | 1 | 28.12 | | |
III четверть 10 час |
| Нащ класс. Развитие крупной моторики и мелкой моторики, графомоторных навыков | Комплименты - похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). Упражнения «Зеркало», «Алфавит». Раскрашивание картинок. | 1 | 11.01 | | |
| Восприятие пространства | «Найди спрятанные игрушки» | 1 | 18.01 | | |
| Почему люди ссорятся? Кинестетическое и кинетическое развитие | Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. «Металлофон» | 1 | 25.01 | | |
| Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | «Что в мешочке», «Дорисуй фигуру» | 1 | 01.02 | | |
| Мир и дружба. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | Обида и прощение. Что помогает не ссориться. «Что добавилось в ряду» | 1 | 08.02 | | |
| Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений | Упражнения по картинкам «Холодный, горячий, мягкий» | 1 | 15.02 | | |
| Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Упражнение «Просьба», «Произнеси по-разному» | 1 | 29.02 | | |
| Будь внимателен. Восприятие пространства | «Мы на помощь придем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется, помощью. Упражнение на расположение предметов в кабинете | 1 | 07.03 | | |
| Восприятие времени | Задание «Ночь и день» | 1 | 14.03 | | |
| Помогать- просто. Тактильно-двигательное восприятие | Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница». Дидактическая игра с крупной мозаикой. | 1 | 21.03 | | |
IV четверть 7 час |
| Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | «Дорисуй фигуру» | 1 | 04.04 | | |
| Я-ученик. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | «Я уже умею..» Практическое занятие (завязывание, развязывание, шнуровка) | 1 | 11.04 | | |
| Восприятие пространства | «Найди спрятанные игрушки» | 2 | 18.04 | | |
| Моя семья. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | Рассказ (рисунок) обучающегося о семье. Знакомимся с миром звуков. Упражнение "Эхо".Аудиотренинг "Слушаем звуки леса". | 1 | 25.04 | | |
| Восприятие пространства | Ориентировка в пространстве «Близко, далеко» | 1 | 02.05 | | |
| Итоговая диагностика | Сюжетные картинки и материалы для диагностики | 1 | 16.05 | | |
| Сказочный герой | Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. | 1 | 23.05 | | |
Итого: количество часов в год - 33 часа |
Список литературы
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М., 2003
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001
Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
Заваденко Н.Н. Как понять ребенка:дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000
Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей». – М., 2009.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995
Дидактические материалы
Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (1 и 2 часть). Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.
Левое и правое. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов М. Серия «Карапуз», Семенова М. А.
Обучающие карточки по темам «Цвета», «Счет», «Форма», «Времена года» и др.
Учимся понимать время. Иванова О.М., 2007
Интернет ресурсы
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.school press.ru
/razvitie/index.php
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru
Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Разработки занятий http://raduga.