СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по психологической подготовке к ЕГЭ "Экзамены без стресса"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по психологической подготовке к ЕГЭ "Экзамены без стресса"»

Утверждаю :

Директор МБОУ «НСОШ №1»

Елисеенко Н. М.






ПРОГРАММА

психологической подготовки

обучающихся

к государственной итоговой аттестации

«экзамен без стресса»






Составитель: педагог-психолог

Ганусова Анна Валерьевна



















Нижнеангарск 2021



Пояснительная записка


Актуальность и сложность подготовки к государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) выпускников 9 и 11 классов обусловлена тем, что она проводится в новой, отличной от традиционной формы, и является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. Она обеспечивает независимую и объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами.


В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Психологическая подготовка к итоговой аттестации формирует положительное отношение к ГИА, спо Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

собствует развитию определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА. Формирование психологической готовности к ГИА включает в себя актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена, а так же формирование положительного эмоционального настроя.

При разработке настоящей программы были использованы методические рекомендации «Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации» (автор-составитель Боброва И.А., Ставрополь: СКИПРО ПК и ПРО), а так же пособие М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями».

Настоящая программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ и ГИА, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, данная программа позволит подросткам выработать тактики уверенного поведения в период подготовки к экзаменам, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля, повысить уверенность в себе и в своих силах.


Цель программы:

  • оказание психологической помощи, выпускникам 9, 11-ых классов, их родителям и учителям в подготовке к ГИА.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательного компонента психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.

  2. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.

  3. Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ОГЭ и ЕГЭ.

  4. Создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.

Субъекты программы:

  • выпускники 9 и 11-х классов, их родители, учителя.


Продолжительность одного занятия 40 - 45 минут.

Используемые методы: дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения.

Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение; материалы, необходимые для реализации занятий.

Содержание занятий включает три блока:

  • Информационный (сведения о процедуре и правилах ЕГЭ, о тех правах, которые есть у учеников).

  • Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться).

  • Поведенческий (отработка желаемого поведения).


Программа включает 5 направлений:

1. Диагностическое направление.

2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.

3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

4. Профилактическая работа.

5.Организационно-методическая работа.



Ожидаемые результаты:

  • усвоение психологических основ сдачи экзамена;

  • освоение техник саморегуляции;

  • освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене;

  • формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;

  • повышение сопротивляемости стрессу;

  • развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.


Этапы и сроки реализации программы

Работа по психологической готовности к ЕГЭ и ГИА осуществляется в три этапа:

1.Этап подготовительный (сентябрь – январь). Информационно – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей (групповая консультация в форме родительского собрания, индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети могут испытывать трудности в период подготовке к экзаменам). Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент).

2.Этап основной (февраль – май). Этот этап — самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа предполагается:

- формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ГИА и ЕГЭ;

-проведение цикла психологических занятий для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности;

-обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции;

-групповые и индивидуальные консультации участников образовательного процесса:«Психологическое сопровождение ГИА и ЕГЭ», «Психологический комфорт в семье во время экзаменов», «Пути достижения успеха на экзамене».

3.Этап аналитико-обобщающий (май — июнь). Составление аналитических материалов об особенностях, обучающихся с целью формирования рекомендаций учителям — предметникам, классным руководителям 9 -11-х классов. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА и ЕГЭ у выпускников. Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению (будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции).







План работы педагога-психолога по формированию психологической готовности выпускников

Виды деятельности

Содержание

Цель

Сроки

Ответственные

1.


Работа с учащимися 9-11-х классов





















Диагностика.

Анкета «Что я знаю о ГИА»



Выявление уровня тревожности выпускников.

сентябрь

Психолог

Анкета «Самооценка психологической

Готовности к ЕГЭ» модификация Чибисовой М.Ю.


Выявить уровень психологической готовности к ЕГЭ

октябрь

психолог

Тест тревожности Списбергера-Ханина

Выявление учащихся с высокой личностной тревожностью

Ноябрь, апрель-май

психолог





Анкета «психологическая безопасность образовательной среды»

Определения уровня психологической безопасности образовательной среды

декабрь

психолог

Тест «Решение трудных ситуаций»

Выявление ведущего паттерна поведения в стрессовой ситуации

январь

Психолог




Тест «Стресс»


Выявление уровня стресса у выпускников.

январь

Психолог
















2.









Психокоррекционная и развивающая работа

Экзамен: опасность или возможность?

Формирование позитивной установки на экзамены

октябрь

психолог

Тайм-менеджмент

Формировать умение планировать подготовку к ЕГЭ

ноябрь

психолог

3. Память и приёмы запоминания.

Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти

декабрь

Психолог


Сказка в помощь выпускникам

Осознание своих ресурсов, сильных сторон

январь

психолог

«Лучшая версия себя» работа с метафорическими ассоциативными картами

Осознание своих возможностей, сильных качеств, повышение уверенности в себе.

февраль

психолог

Как справиться со стрессом?

Формирование умения у учащихся эффективно противостоять стрессу

март

Психолог


. «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации».

Отработка навыков саморегуляции в стрессовой ситуации

март

психолог





Мои установки

Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.

апрель

психолог

2. Поведение на экзамене

Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена.

май

Психолог








Оформление стенда для выпускников

«Время вспомнить о ЕГЭ и ГИА».

Информация по подготовке к экзаменам.

январь-февраль

Психолог

3.

Работа с родителями выпускников

«Психологические особенности подготовки к ЕГЭ и ГИА».

«Как противостоять стрессу».

Знакомство родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена.

Анализ подготовленности детей к предстоящим испытаниям.

Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

февраль-март

Психолог совместно с зам.директора по УР














4.

Работа с

учителями -предметниками

Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу)

Выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА.

В течение года

Психолог


5.

Работа с классными руководителями.

Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА

Рекомендации учащимися по подготовке к экзаменам.

В течение года

Психолог, классные руководители




Организационно-методическая работа

Подготовка методических рекомендаций классным руководителям по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Памятка.

Рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам.


октябрь

Психолог


Подготовка методических рекомендаций родителям. Памятка.

Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

февраль-март

Психолог



Консультации

Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА.

Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ и ГИА.

В течение года

Психолог




Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА.



сентябрь

Психолог



Содержание занятий по формированию психологической готовности выпускников

Формы и методы работы

-Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы.

-Ситуационно-ролевые игры, интерактивные упражнения, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия и направленные на решение задач программы.

-Групповое обсуждение как особая форма работы:  направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы; ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и сбора ведущим информации о ходе работы.

-Групповая дискуссия.

-«Мозговой штурм».

-Техники саморегуляции.

-Ассоциативный метод.

-Метод развития критического мышления: синквейн.

- Метод рефлексии.

-Метод визуализации.

-Метафорические притчи и истории.

-Телесно-ориентированные техники. 

-использование метафорических ассоциативных карт

Использование элементов арт-терапии, сказкотерапии



Структура занятий

Ритуал приветствия.

-Разминка.

-Введение в тему занятия (в основное содержание).

-Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.

-Рефлексия прошедшего занятия.

-Ритуал прощания.








ЛИТЕРАТУРА

  1. Вачков И. В. «Введение в сказкотерапию» М: Генезис 2015

  2. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов.-СПб.: Питер, 2008

  3. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников). Школьный психолог.- 2008.-№9.

  4. Методические рекомендации «Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации» (автор-составитель Боброва И.А., Ставрополь: СКИПРО ПК и ПРО).

  5. Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2008.

  6. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.