Утверждаю :
Директор МБОУ «НСОШ №1»
Елисеенко Н. М.
ПРОГРАММА
психологической подготовки
обучающихся
к государственной итоговой аттестации
«экзамен без стресса»
Составитель: педагог-психолог
Ганусова Анна Валерьевна
Нижнеангарск 2021
Пояснительная записка
Актуальность и сложность подготовки к государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) выпускников 9 и 11 классов обусловлена тем, что она проводится в новой, отличной от традиционной формы, и является обязательной процедурой для всех выпускников школ России. Она обеспечивает независимую и объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами.
В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации.
Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
Психологическая подготовка к итоговой аттестации формирует положительное отношение к ГИА, спо Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
собствует развитию определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА. Формирование психологической готовности к ГИА включает в себя актуализацию и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена, а так же формирование положительного эмоционального настроя.
При разработке настоящей программы были использованы методические рекомендации «Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации» (автор-составитель Боброва И.А., Ставрополь: СКИПРО ПК и ПРО), а так же пособие М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями».
Настоящая программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ и ГИА, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, данная программа позволит подросткам выработать тактики уверенного поведения в период подготовки к экзаменам, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля, повысить уверенность в себе и в своих силах.
Цель программы:
оказание психологической помощи, выпускникам 9, 11-ых классов, их родителям и учителям в подготовке к ГИА.
Задачи программы:
Развитие познавательного компонента психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.
Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ОГЭ и ЕГЭ.
Создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.
Субъекты программы:
выпускники 9 и 11-х классов, их родители, учителя.
Продолжительность одного занятия 40 - 45 минут.
Используемые методы: дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения.
Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение; материалы, необходимые для реализации занятий.
Содержание занятий включает три блока:
Информационный (сведения о процедуре и правилах ЕГЭ, о тех правах, которые есть у учеников).
Эмоциональный (какие чувства есть или могут быть у выпускников и как к этому относиться).
Поведенческий (отработка желаемого поведения).
Программа включает 5 направлений:
1. Диагностическое направление.
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
4. Профилактическая работа.
5.Организационно-методическая работа.
Ожидаемые результаты:
усвоение психологических основ сдачи экзамена;
освоение техник саморегуляции;
освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене;
формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;
повышение сопротивляемости стрессу;
развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.
Этапы и сроки реализации программы
Работа по психологической готовности к ЕГЭ и ГИА осуществляется в три этапа:
1.Этап подготовительный (сентябрь – январь). Информационно – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей (групповая консультация в форме родительского собрания, индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети могут испытывать трудности в период подготовке к экзаменам). Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент).
2.Этап основной (февраль – май). Этот этап — самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа предполагается:
- формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ГИА и ЕГЭ;
-проведение цикла психологических занятий для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности;
-обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции;
-групповые и индивидуальные консультации участников образовательного процесса:«Психологическое сопровождение ГИА и ЕГЭ», «Психологический комфорт в семье во время экзаменов», «Пути достижения успеха на экзамене».
3.Этап аналитико-обобщающий (май — июнь). Составление аналитических материалов об особенностях, обучающихся с целью формирования рекомендаций учителям — предметникам, классным руководителям 9 -11-х классов. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА и ЕГЭ у выпускников. Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению (будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции).
План работы педагога-психолога по формированию психологической готовности выпускников
№ | Виды деятельности | Содержание | Цель | Сроки | Ответственные |
1. | Работа с учащимися 9-11-х классов Диагностика. | Анкета «Что я знаю о ГИА» | Выявление уровня тревожности выпускников. | сентябрь | Психолог |
Анкета «Самооценка психологической Готовности к ЕГЭ» модификация Чибисовой М.Ю. | Выявить уровень психологической готовности к ЕГЭ | октябрь | психолог |
Тест тревожности Списбергера-Ханина | Выявление учащихся с высокой личностной тревожностью | Ноябрь, апрель-май | психолог |
| | | |
Анкета «психологическая безопасность образовательной среды» | Определения уровня психологической безопасности образовательной среды | декабрь | психолог |
Тест «Решение трудных ситуаций» | Выявление ведущего паттерна поведения в стрессовой ситуации | январь | Психолог |
| | Тест «Стресс» | Выявление уровня стресса у выпускников. | январь | Психолог |
| | | | | |
2. | Психокоррекционная и развивающая работа | Экзамен: опасность или возможность? | Формирование позитивной установки на экзамены | октябрь | психолог |
Тайм-менеджмент | Формировать умение планировать подготовку к ЕГЭ | ноябрь | психолог |
3. Память и приёмы запоминания. | Знакомство с приёмами запоминания, характеристиками памяти | декабрь | Психолог |
Сказка в помощь выпускникам | Осознание своих ресурсов, сильных сторон | январь | психолог |
«Лучшая версия себя» работа с метафорическими ассоциативными картами | Осознание своих возможностей, сильных качеств, повышение уверенности в себе. | февраль | психолог |
Как справиться со стрессом? | Формирование умения у учащихся эффективно противостоять стрессу | март | Психолог |
. «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации». | Отработка навыков саморегуляции в стрессовой ситуации | март | психолог |
| | | |
Мои установки | Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему. | апрель | психолог |
2. Поведение на экзамене | Дать рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена. | май | Психолог |
| | | | |
| Оформление стенда для выпускников | «Время вспомнить о ЕГЭ и ГИА». | Информация по подготовке к экзаменам. | январь-февраль | Психолог |
3. | Работа с родителями выпускников | «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ и ГИА». «Как противостоять стрессу». | Знакомство родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена. Анализ подготовленности детей к предстоящим испытаниям. Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | февраль-март | Психолог совместно с зам.директора по УР |
| | | | | |
| | | | | |
4. | Работа с учителями -предметниками | Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу) | Выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог |
5. | Работа с классными руководителями. | Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА | Рекомендации учащимися по подготовке к экзаменам. | В течение года | Психолог, классные руководители |
| Организационно-методическая работа | Подготовка методических рекомендаций классным руководителям по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Памятка. | Рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам. | октябрь | Психолог |
Подготовка методических рекомендаций родителям. Памятка. | Рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | февраль-март | Психолог |
| Консультации | Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА. | Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог |
| | Составление и утверждение плана работы по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. | | сентябрь | Психолог |
Содержание занятий по формированию психологической готовности выпускников
Формы и методы работы
-Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение участников группы.
-Ситуационно-ролевые игры, интерактивные упражнения, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия и направленные на решение задач программы.
-Групповое обсуждение как особая форма работы: направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы; ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и сбора ведущим информации о ходе работы.
-Групповая дискуссия.
-«Мозговой штурм».
-Техники саморегуляции.
-Ассоциативный метод.
-Метод развития критического мышления: синквейн.
- Метод рефлексии.
-Метод визуализации.
-Метафорические притчи и истории.
-Телесно-ориентированные техники.
-использование метафорических ассоциативных карт
Использование элементов арт-терапии, сказкотерапии
Структура занятий
- Ритуал приветствия.
-Разминка.
-Введение в тему занятия (в основное содержание).
-Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
-Рефлексия прошедшего занятия.
-Ритуал прощания.
ЛИТЕРАТУРА
Вачков И. В. «Введение в сказкотерапию» М: Генезис 2015
Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов.-СПб.: Питер, 2008
Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников). Школьный психолог.- 2008.-№9.
Методические рекомендации «Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации» (автор-составитель Боброва И.А., Ставрополь: СКИПРО ПК и ПРО).
Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2008.
Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.