СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста «Гармония»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста «Гармония»»














Программа

по развитию эмоционально-волевой сферы

детей дошкольного возраста

«Гармония»








Составитель:

Ольга Ивановна Дубяга педагог-психолог








г. Лабытнанги

Содержание


1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

    1. Пояснительная записка

    2. Цели и задачи Программы

    3. Содержание программы

Учебный план реализации Программы

    1. Планируемые результаты

2.Комплекс коррекционно-развивающих условий

2.1.Условия реализации Программы

    1. Формы аттестации

    2. Оценочный материал

2.4. Методические материалы

3.Список литературы:

























1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

1.1. Пояснительная записка

Программа «Гармония» имеет социально-личностном направлении и знакомит детей с основами эмоционального благополучия, положительному отношению к окружающим людям, развитию коммуникативной компетентности, социальным навыком и бережному отношению к окружающему миру.

Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов и особенно психологического здоровья. Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы являются той сферой психического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.

Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности.

Одной из важнейших характеристик дошкольного возраста является особая значи­мость отношений со взрослым. Работа с эмоционально-волевой сферой ребенка подразумевает построение доверительных отношений между педагогом-психологом и ребенком и не­возможна без принятия всех чувств ребенка, стремления не осудить его, а понять и помочь справиться с труднос­тями. Программа составлена для организации работы с детьми младшего, среднего, старшего и подготовительной к школе групп. Программа разработана на основе Рабочей программы ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г), на основе Основной образовательной программы МАДОУ «Ромашка»

Настоящая Программа обеспечивает эмоциональное развитие детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Предлагаемая программа способствует грамотному проведению развития эмоционально–волевой сфере, и в ходе выполнения игровых заданий позволяет развивать у детей коммуникативные умения необходимые для успешного развития процесса общения, развивать волевую сферу, воспитывающие такие качества как терпение, усидчивость, целеустремлённость, нужные для успешного обучения в школе, развивать личностную сферу– формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

Данная программа психолого-педагогической деятельности МАДОУ «Ромашка» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:

  • Конституция РФ, ст. 43,72;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон №273- ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • СанПиН 2.4. 1.3049-13;

  • Устав МАДОУ «Ромашка»;

  • ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155;

  • Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» № 636 от 22.10.1999г;

  • Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

  • Письмо МО РФ от 22,01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах- психологах учреждений образования»;

  • Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24,12.2001г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N1014г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

  • Приказ МТ и СЗ РФ. От 24 июля 2015г. №3514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)».

Отличительной особенностью Программы направленна непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Программа предназначена для группового проведения. Рассчитана на детей 3-7 лет, для создание благоприятных условий развития и формирования психологического здоровья дошкольника.

Объем программы: общее количество учебных часов 25 часов на каждый возраст.

Формы обучения и виды: групповая форма организации обучения.

Занятия необходимы для поддержки психологического здоровья и развития эмоционально-волевой сферы воспитанников в каждой возрастной категории.

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Группа

Время занятия

Младшая группа

15 мин

Средняя группа

20мин

Старшая группа

25мин

Подготовительная группа

30мин


Срок освоения Программы: Программа рассчитана на 4 года обучения по 25 часов в год – младшей, средний и старший дошкольный возраст.

Режим занятия:1раза в неделю.


1.2. Цели и задачи Программы

Целью данной Программы является: развитие эмоциональной сферы - способствующей установлению и развитию партнерства и сотрудничества между сверстниками и педагогом.

Задачи программы:

  • обучать и побуждать детей к эмоциональному реагированию;

  • формировать и развивать умение у детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);

  • способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, творческими и т.д.);

  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).;

  • воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другу, уважение к взрослым и сверстникам.

1.3. Содержание программы

Учебный план реализации Программы

Таблица № 1

Вторая младшая группа (3-4 года)


п\п


Название блока


Темы занятия

Общее количество часов

В том числе

теоретические

практические

1


№ 1 Чувство.

Введение в мир психологии

Знакомство

1

0,5

0,5

2

Веселые – грустные

1

0,5

0,5

3

Веселые – грустные

1

0,5

0,5

4

Веселые – грустные

1

0,5

0,5

5

Веселые – грустные

1

0,5

0,5

6

Страшный - веселый

1

0,5

0,5

7

Радуется - боится

1

0,5

0,5

8


№2

Чувство нужно уметь распознавать

Радость, страх, злость

1

0,5

0,5

9

Радость, страх, злость

1

0,5

0,5

10

Узнаю чувство по голосу

1

0,5

0,5

11

Узнаю чувство по лису

1

0,5

0,5

12

Узнаю чувства по походке

1

0,5

0,5

13

№3 Полезные чувства: радость, любовь, забота

Забота

1

0,5

0,5

14

Радость, любовь

1

0,5

0,5

15

№4

Вредное чувство

Кто как обижается

1

0,5

0,5

16

Пожалей обиженного

1

0,5

0,5

17

№ 5

Ссора. Какие чувства приводят к ссоре.

Поссорились – помирились

1

0,5

0,5

18

Разозлился – поссорился

1

0,5

0,5

19

Помирились все

1

0,5

0,5

20


№ 6

Какие чувства живут в природе

Природа умеет чувствовать

1

0,5

0,5

21

Природа умеет чувствовать

1

0,5

0,5

22

Может ли плакать природа

1

0,5

0,5

23

Может ли плакать природа

1

0,5

0,5

24

Радуюсь вместе с природой

1

0,5

0,5

25

Итоговое

1

0,5

0,5


Таблица № 2


Средняя группа (4-5 лет)

№ п/п

Название блока

Темы занятия

Общее

количество часов

В том числе

теоретические

практические

1

№1

Кто Я?

Я расту, изменяюсь

1

0,5

0,5

2

Я расту, изменяюсь

1

0,5

0,5

3

Я мальчик, девочка

1

0,5

0,5

4

Какие девочки, какие мальчики

1

0,5

0,5

5

№ 2

Я хозяин своих чувств

Кто такой хозяин своих чувств?

1

0,5

0,5

6

Я учусь не драться

1

0,5

0,5

7

Я учусь не обзывать других

1

0,5

0,5

8

Я учусь не обижаться

1

0,5

0,5

9

Можно ли обидеться на маму?

1

0,5

0,5

10

Ты обиду не держи-

поскорее расскажи

1

0,5

0,5

11

№ 3

Мои чувства

Страх

1

0,5

0,5

12

Кто живёт в темноте?

1

0,5

0,5

13

Злость

1

0,5

0,5

14

Злость

1

0,5

0,5

15

Любовь. Я люблю маму –

мама любит меня

1

0,5

0,5

16

Я люблю папу – папа любит меня

1

0,5

0,5

17

Я люблю мою семью – моя

семья любит меня

1

0,5

0,5

18

Я люблю моих друзей –

мои друзья любят меня

1

0,5

0,5

19

Я люблю всех людей

1

0,5

0,5

20

Герой и подвиг

1

0,5

0,5

21

Я люблю мою землю –

Земля любит меня

1

0,5

0,5

22

№4

Что такое счастье

Страна «Хорошо»

1

0,5

0,5

23

Что значит быть счастливым?

1

0,5

0,5

24

Счастье – это «уметь летать»

1

0,5

0,5

25

Итоговое

1

0,5

0,5



Таблица № 3

Старшая группа (5 - 6 лет)

№ п/п

Название блока и темы занятия

Общее количество часов

В том числе

теоретические

практические

1

«Я ВЫРОС И ИЗМЕНИЛСЯ»

1

0,5

0,5

2

«Я МАЛЬЧИК-/ДЕВОЧКА»

1

0,5

0,5

3

«КАКИЕ У НАС ДЕВОЧКИ»

1

0,5

0,5

4

«КАКИЕ У НАС МАЛЬЧИКИ?»

1

0.5

0,5

5

«Я ХОЗЯИН СВОИХ ЧУВСТВ»

1

0,5

0,5

6

«Я НЕ БУДУ ДРАТЬСЯ, ОБЗЫВАТЬСЯ, И ОБИЖАТЬ»

1

0,5

0,5

7

«ТЫ ОБИДУ НЕ ДЕРЖИ, ПОСКОРЕЕ РАССКАЖИ»

1

0,5

0,5

8

«СТРАХ»

1

0,5

0,5

9

«РАДОСТЬ»

1

0,5

0,5

10

«ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ»

1

0,5

0,5

11

«УДИВЛЕНИЕ»

1

0,5

0,5

12

«ГНЕВ»

1

0,5

0,5

13

«ВОСТОГ, ВОСХИЩЕНИЕ»

1

0,5

0,5

14

«ЗЛОСТЬ»

1

0,5

0,5

15

«ЛЮБОПЫТСТВО»

1

0,5

0,5

16

«ИНТЕРЕС»

1

0,5

0,5

17

«ЛЮБОВЬ»

1

0,5

0,5

18

«ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»

1

0,5

0,5

19

«СЧАСТЬЕ - ЭТО КОГДА ТЕБЯ ЛЮБЯТ»

1

0,5

0,5

20

«Я ЛЮБЛЮ СВОИХ ДРУЗЕЙ»

1

0,5

0,5

21

«Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ»

1

0,5

0,5

22

«Я ЛЮБЛЮ МОЮ ЗЕМЛЮ»

1

0,5

0,5

23

«ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

1

0,5

0,5

24

«ДЕТСКИЙ САД – ЭТО ЗДОРОВО!»

1

0,5

0,5

25

«ИТОГОВОЕ»

1

0,5

0,5


Таблица № 4

Подготовительная группа (6-7 лет)

№ п/п

Название блока и темы занятия

Общее количество часов

В том числе

теоретические

практические

1

«УМЕЕМ ЛИ МЫ ИГРАТЬ?»

1

0,5

0,5

2

«МЫ УМЕЕМ ИГРАТЬ»

1

0,5

0,5

3

«УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?»

1

0,5

0,5

4

«МЫ УМЕЕМ ОБЩАТЬСЯ».

1

0.5

0,5

5

«ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?»

1

0,5

0,5

6

«ДРУЖБА – ЭТО ПОМОЩЬ».

1

0,5

0,5

7

«КТО ТАКОЙ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ?»

1

0,5

0,5

8

«ВЫ УМЕЕТЕ ДРУЖИТЬ?»

1

0,5

0,5

9

«МЫ УМЕЕМ ДРУЖИТЬ».

1

0,5

0,5

10

«ДРУЖБА – ЭТО ЗДОРОВО!»

1

0,5

0,5

11

«КАКИЕ ВЫ ЗНАЕТЕ ЧУВСТВА?»

1

0,5

0,5

12

«КАК ПОМОЧЬ ГРУСТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ?»

1

0,5

0,5

13

«КАК ПОМОЧЬ СЕРДИТОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

1

0,5

0,5

14

«СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК С СИЛЬНОЙ ВОЛЕЙ».

1

0,5

0,5

15

«ГЕРОИ И ИХ ПОДВИГИ».

1

0,5

0,5

16

«Я ЛЮБЛЮ МОЮ ЗЕМЛЮ».

1

0,5

0,5

17

«СЧАСТЬЕ- КОГДА ТЕБЯ ЛЮБЯТ И ПОНИМАЮТ»

1

0,5

0,5

18

«ТРУДНОСТИ ДОРОГИ К ЗНАНИЮ».

1

0,5

0,5

19

«ТРУДНОСТИ ДОРОГИ К ЗНАНИЮ И МЫ ИХ ПРЕОДОЛЕЕМ».

1

0,5

0,5

20

«СТРАНА ЗНАНИЙ».

1

0,5

0,5

21

«В СТРАНЕ ЗНАНИЙ».

1

0,5

0,5

22

«СКОРО ШКОЛА».

1

0,5

0,5

23

«МНЕ СКОРО В ШКОЛУ».

1

0,5

0,5

24

«ПОРА УЖЕ В ШКОЛУ».

1

0,5

0,5

25

ИТОГОВОЕ:

1

0,5

0,5


Содержание учебно – тематического плана

Программа была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и направленные на:

  • знакомство детей друг с другом и с педагогом-психологом, с пространством комнаты;

  • формирование у ребенка позитивного отношения к своему «Я», идентификация

  • ребенка со своим именем;

  • знакомство и расширение представлений об эмоциях;

  • стимулирование творческого самовыражения;

  • развитие внимания к самому себе, к своим эмоциях и переживаниям;

  • развитие умения выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами;

  • снижение психофизического напряжения;

  • обучение детей отреагированию эмоций в конфликте;

  • формирование адекватных форм поведения;

  • способствование ослаблению тревожных состояний и страхов;

На протяжении всей работы по программе «Гармония» дети знакомятся с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика и жесты. В ходе занятий существенно расширяется спектр основных эмоций, обогащается соответствующий словарный запас, дети учатся новым способам взаимодействия, развитие невербальных навыков общения, понимание своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе. Развитие коммуникативных навыков, умение работать с партнером, сплочение детского коллектива, приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях. Работа направлено на понимание детьми того, что делать что-то вместе не только интересно, но иногда и трудно, так как нужно уметь договариваться.

Структура занятий.
I. Ритуал приветствия. 
II. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей).
III. Основное содержание занятий (совокупность психотехнических упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы).
IV. Рефлексия занятия (эмоциональная и смысловая оценка занятия): беседа.
V. Ритуал прощания.


Таблица № 5

Вторая младшая группа (3-4 года)


№ п/п

Тема

Программное содержание

Используемые методы и приемы

Материал

1

Знакомство

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Паровозик».

2. Упражнение «Самое интересное в группе»

3.Упражнение «Я – маленький. Я большой»

4.Упражнение «Я расту»

5.Упражнение «Интервью».

Тематические картинки, микрофон.


2

Веселые – грустные

Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Поём имя».

2. Упражнение «Умел- умею – буду уметь»

3.Упражнение «Скажи Мише добрые слова».

4.Упражнение «Линия времени»

5.Театр «Нос умойся»

Тематические картинки, игрушки.


3

Веселые – грустные

Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

1.Упражнение «Ласковое имя».

2.Упражнение «Девочки- мальчики умеют»

3.Упражнение «Я люблю»

4.Упражнение «Я - мама»

5.Театр «Почему киты молчат?»

Тематические картинки, 2 мяча разного цвета.


4

Веселые – грустные

Совершенствовать умение выступать перед группой.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Снятие эмоционального и телесного напряжения

1.Упражнение «Какие девочки- какие мальчики?»

2.Упражнение «Что любят мальчики, что любят девочки»

3.Упражнение «Кто кого обидел»

4.Упражнение «Мама делает, папа делает»

5.Театр «Грозная хозяйка»

Тематические картинки, мяч, маски.


5

Веселые – грустные

Познакомить детей с различными чувствами. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

1.Упражнение «Собачка хочет ласки»

2.Упражнение «Хозяин чувств»

3.Упражнение «Стоп кулак»

4.Упражнение «Пальцы - танцы»

5.Театр «Два маленьких котёнка»

Тематические картинки, игрушка собачка, маски.


6

Страшный - веселый

Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать разные чувства в инсценировке стихотворения.

1.Упражнение «Оживи картинку»

2.Упражнение «Не хозяин чувств»

3.Упражнение «Стоп – кулак – а как?»

4.Упражнение «Сказочная страна»

5.Театр «Вова - растеряша»

Тематические картинки животных, маски.


7

Радуется - боится

Развивать невербальное и вербальное общение.

Продолжать учить детей выражать разные чувства в инсценировке стихотворения.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Кто больше знает обзывалок»

2.Упражнение «Обзывалки - стоп!»

3.Упражнение «Акулы- рыбки»

4.Упражнение «Капелька», льдинка, снежинка».

5.Театр «Страшный зверь»

Тематические картинки, маски.


8

Радость, страх, злость

Познакомить детей с чувством обиды. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Хозяин чувств»

2.Упражнение «Какими чувствами нужно уметь управлять»

3.Упражнение «Обида стоп»

4.Упражнение «Волк – волчишко, пусти переночевать»

5.Театр «Лежебока»

Тематические картинки на тему «Обида», маска волка.


9

Радость, страх, злость

Продолжать развивать вербальное и невербальное общение. Совершенствовать умение выступать перед группой. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

1.Упражнение «Хозяин своих чувств»

2.Упражнение «Обида - стоп»

3.Чтение сказки «Как зайчик обиделся на маму»

4.Упражнение «На какой цветок похожа моя мама?»

5.Театр «Вася хозяйничает»

Тематические картинки на тему «Обида», маски.


10

Узнаю чувство по голосу

Продолжать обучать различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Способствовать осознанию ребёнком своих отрицательных и положительных качеств.

1.Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю».

2.Упражнение «Простучи обиду на барабане»

3.Чтение сказки «Лисёнок, который обиделся»

4.Упражнение «Чтоб не обижаться надо расслабляться»

5.Театр «Котауси и Мауси»

Тематические картинки, маски.


11

Узнаю чувство по лису

Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе.

1.Упражнение «Мысленная картинка»

2.Упражнение «Руки – звери»

3.Упражнение «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь»

4.Чтение сказки «Зайчишка - трусишка»

5.Театр «Приятная встреча»

Тематические картинки, маски.


12

Узнаю чувства по походке

Продолжать знакомить детей с эмоцией страх. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Продолжать учить детей выражать разные чувства в инсценировке стихотворения.

1.Упражнение «Тёмная комната».

2.Упражнение «Грустная комната».

3.Упражнение «Фу, убирай!»

4.Упражнение «Сказка по кругу».

5.Театр «Сороконожка».

Тематические картинки на тему «Страх», «Грусть» шарфик, маски.


13

Забота

Познакомить детей с чувством злость. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Мысленная картинка»

2.Упражнение «Злая чёрная рука».

3.Упражнение «как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку».

4.Чтение сказки «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала»

5.Театр «Молоко».

Тематические картинки на тему «Злость», ткань чёрная, маски.


14

Радость, любовь

Продолжать учить детей понимать свои чувства и чувства других, уметь передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Продолжать учить детей выражать разные чувства в инсценировке стихотворения.

1.Упражнение «Подыши как»

2.Упражнение «Кто больше всего боится злого»

3.Упражнение «Кто меньше боится злого».

4.Чтение сказки «Храбрые зайчата, которые думали, что они трусливые»

5.Театр «Кто?»

Тематические картинки тему «Злость»,

маски.


15

Кто как обижается

Воспитывать любовь и уважение к маме. Расширить представление детей о семье, об обязанностях мамы. Продолжать развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам. Учить детей выражать чувство любви в рисунке.

1. Упражнение «Погодный массаж»

2.Упражнение «Ехал Грека…»

3.Чтение сказки «Букашка Сашка»

4. Упражнение «Имя моей мамы похоже».

5. Рисование на тему «Как я люблю мою маму»

Тематические картинки «Мама», «Семья», листы бумаги, цветные карандаши.


16

Пожалей обиженного

Воспитывать любовь и уважение к папе. Продолжать расширять представление детей о семье, об обязанностях папы. Развивать вербальное и невербальное общение. Учить детей выражать чувство любви в рисунке.

1. Упражнение «Погода на спине»

2.Упражнение «Я очень хорошая киска»

3. Упражнение «Угадай, кто зарычал»

3. Чтение и инсценировка сказки «Папа и две сестры»

4. Упражнение «Пылесос и пылинки»

5. Рисование на тему: «Как я люблю своего папу»

Тематические картинки на тему «Папа», «Семья» игрушка кошка, листы бумаги, цветные карандаши.


17

Поссорились – помирились

Продолжать воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

1.Упражнение «Кидаемся словами»

2.Упражнение «Хочу – не хочу»

3.Упражнение «Я люблю свою семью, потому что…»

4. Театр «Час потехи»

5. Рисование на тему «Рисуем семью цветами»

Тематические картинки на тему «Семья», мячик, листы бумаги, цветные карандаши, маски.


18

Разозлился – поссорился

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к своим друзьям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

1.Упражнение «Разговор частей тела»

2.Упражнение «Бинарная гимнастика»

3.Упражнение «Звериное пианино»

4.Упражнение «Я знаю 5 имён друзей»

5.Упражнение «Кто сильнее любит»

Тематические картинки, на тему «Грусть», «Смелость», «Весёлый», «Трусливость»


19

Помирились все

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки людей. Воспитывать доброе отношение детей к окружающим.


1.Упражнение «Поругаемся руками»

2.Упражнение «Массаж чувствами».

3.Упражнение «Кто притаился за углом».

4.Упражнение «Большой круг – маленький круг».

5. Упражнение «Пусть всегда будет…»

Тематические картинки на тему «Радость», «Злость», «Страх», «Любовь».


20

Природа умеет чувствовать

Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать учить детей ценить хорошие, смелые поступки героев; учить детей оценивать свои поступки и других, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений.

1.Упражнение «Передай чувство».

2.Упражнение «Чьи колени».

3.Упражнение «Герой и его подвиг»

4.Театр «Великан и мышь».

5.Рисование «Портрет героя».

Тематические картинки, листы бумаги, цветные карандаши, маски.



21

Природа умеет чувствовать

Продолжать учить детей ценить окружающий мир, отвечать ей хорошей взаимностью (вниманием, заботой, добротой).

Снять телесное и эмоциональное напряжение. Продолжать учить детей выражать чувство любви в рисунке.

1.Упражнение «Вулкан»

2.Чтение сказки «Как зайчик искал свой дом» и инсценировка сказки.

3.Упражнение «Кто живёт в нашем доме».

4.Рисование «Украшаем Землю».

5.Упражнение «Весёлый ручеёк».

Тематические картинки, листы бумаги, цветные карандаши, маски.



22

Может ли плакать природа

Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм.

1.Упражнение «Что будет если…»

2.Упражнение «Бабочки»

3.Упражнение «Страна Хорошо»

4.Рисование «В стране Хорошо».

5.Упражнение «Весёлый ручеёк».

Тематические картинки, листы бумаги, цветные карандаши.

23

Может ли плакать природа

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

1. Упражнение «Счастье – это…»

2. Чтение сказки «Хочу быть счастливым»

3.Упражнение «медитация на счастье»

4.Упражнение «Волшебное животное»

5. Театр «Черепаха».

Тематические картинки,

24

Радуюсь вместе с природой

Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

1.Упражнение «Портрет в рамочке»

2.Упражнение «Крылья».

3.Упражнение «Счастливый сон».

4.Чтение сказки «Как Ослик искал своё счастье
5.Упражнение «Моё счастье»

Тематические картинки, листы бумаги, цветные карандаши.


25

ИТОГОВОЕ

Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

1.Упражнение «Любимые игры»

2.Упражнение «Ракета»

3.Упражнение «Летние снежки»

4.Рисование на тему: «Ты и твой друг».

5.Упражнение «Весёлый ручеёк»

Тематические картинки, заготовка снежков из бумаги или поролона, листы бумаги, цветные карандаши.






Таблица № 6

Средняя группа (4-5 лет)


№ п/п

Тема

Программное содержание

Используемые методы и приемы

Материал

1

Я расту, изменяюсь

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Паровозик».

2. Упражнение «Самое интересное в группе»

3.Упражнение «Я – маленький. Я большой»

4.Упражнение «Я расту»

5.Упражнение «Интервью».

Тематические картинки, микрофон.


2

Я расту, изменяюсь

Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Поём имя».

2. Упражнение «Умел- умею – буду уметь»

3.Упражнение «Скажи Мише добрые слова».

4.Упражнение «Линия времени»

5.Театр «Нос умойся»

Тематические картинки, игрушки.


3

Я мальчик, девочка

Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

1.Упражнение «Ласковое имя».

2.Упражнение «Девочки- мальчики умеют»

3.Упражнение «Я люблю»

4.Упражнение «Я - мама»

5.Театр «Почему киты молчат?»

Тематические картинки, 2 мяча разного цвета.


4

Какие девочки, какие мальчики

Совершенствовать умение выступать перед группой.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Снятие эмоционального и телесного напряжения

1.Упражнение «Какие девочки- какие мальчики?»

2.Упражнение «Что любят мальчики, что любят девочки»

3.Упражнение «Кто кого обидел»

4.Упражнение «Мама делает, папа делает»

5.Театр «Грозная хозяйка»

Тематические картинки, мяч, маски.


5

Кто такой хозяин своих чувств?

Познакомить детей с различными чувствами. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

1.Упражнение «Собачка хочет ласки»

2.Упражнение «Хозяин чувств»

3.Упражнение «Стоп кулак»

4.Упражнение «Пальцы - танцы»

5.Театр «Два маленьких котёнка»

Тематические картинки, игрушка собачка, маски.


6

Я учусь не драться

Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать разные чувства в инсценировке стихотворения.

1.Упражнение «Оживи картинку»

2.Упражнение «Не хозяин чувств»

3.Упражнение «Стоп – кулак – а как?»

4.Упражнение «Сказочная страна»

5.Театр «Вова - растеряша»

Тематические картинки животных, маски.


7

Я учусь не обзывать других

Развивать невербальное и вербальное общение.

Продолжать учить детей выражать разные чувства в инсценировке стихотворения.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Кто больше знает обзывалок»

2.Упражнение «Обзывалки - стоп!»

3.Упражнение «Акулы- рыбки»

4.Упражнение «Капелька», льдинка, снежинка».

5.Театр «Страшный зверь»

Тематические картинки, маски.


8

Я учусь не обижаться

Познакомить детей с чувством обиды. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Хозяин чувств»

2.Упражнение «Какими чувствами нужно уметь управлять»

3.Упражнение «Обида стоп»

4.Упражнение «Волк – волчишко, пусти переночевать»

5.Театр «Лежебока»

Тематические картинки на тему «Обида», маска волка.


9

Можно ли обидеться на маму?

Продолжать развивать вербальное и невербальное общение. Совершенствовать умение выступать перед группой. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

1.Упражнение «Хозяин своих чувств»

2.Упражнение «Обида - стоп»

3.Чтение сказки «Как зайчик обиделся на маму»

4.Упражнение «На какой цветок похожа моя мама?»

5.Театр «Вася хозяйничает»

Тематические картинки на тему «Обида», маски.


10

Ты обиду не держи-

поскорее расскажи

Продолжать обучать различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Способствовать осознанию ребёнком своих отрицательных и положительных качеств.

1.Упражнение «Пусть встанет тот, на кого я смотрю».

2.Упражнение «Простучи обиду на барабане»

3.Чтение сказки «Лисёнок, который обиделся»

4.Упражнение «Чтоб не обижаться надо расслабляться»

5.Театр «Котауси и Мауси»

Тематические картинки, маски.


11

Страх

Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе.

1.Упражнение «Мысленная картинка»

2.Упражнение «Руки – звери»

3.Упражнение «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь»

4.Чтение сказки «Зайчишка - трусишка»

5.Театр «Приятная встреча»

Тематические картинки, маски.


12

Кто живёт в темноте?

Продолжать знакомить детей с эмоцией страх. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Продолжать учить детей выражать разные чувства в инсценировке стихотворения.

1.Упражнение «Тёмная комната».

2.Упражнение «Грустная комната».

3.Упражнение «Фу, убирай!»

4.Упражнение «Сказка по кругу».

5.Театр «Сороконожка».

Тематические картинки на тему «Страх», «Грусть» шарфик, маски.


13

Злость

Познакомить детей с чувством злость. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Мысленная картинка»

2.Упражнение «Злая чёрная рука».

3.Упражнение «как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую Руку».

4.Чтение сказки «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала»

5.Театр «Молоко».

Тематические картинки на тему «Злость», ткань чёрная, маски.


14

Злость

Продолжать учить детей понимать свои чувства и чувства других, уметь передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Продолжать учить детей выражать разные чувства в инсценировке стихотворения.

1.Упражнение «Подыши как»

2.Упражнение «Кто больше всего боится злого»

3.Упражнение «Кто меньше боится злого».

4.Чтение сказки «Храбрые зайчата, которые думали, что они трусливые»

5.Театр «Кто?»

Тематические картинки тему «Злость»,

маски.


15

Любовь. Я люблю маму –

мама любит меня

Воспитывать любовь и уважение к маме. Расширить представление детей о семье, об обязанностях мамы. Продолжать развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам. Учить детей выражать чувство любви в рисунке.

1. Упражнение «Погодный массаж»

2.Упражнение «Ехал Грека…»

3.Чтение сказки «Букашка Сашка»

4. Упражнение «Имя моей мамы похоже».

5. Рисование на тему «Как я люблю мою маму»

Тематические картинки «Мама», «Семья», листы бумаги, цветные карандаши.


16

Я люблю папу – папа любит меня

Воспитывать любовь и уважение к папе. Продолжать расширять представление детей о семье, об обязанностях папы. Развивать вербальное и невербальное общение. Учить детей выражать чувство любви в рисунке.

1. Упражнение «Погода на спине»

2.Упражнение «Я очень хорошая киска»

3. Упражнение «Угадай, кто зарычал»

3. Чтение и инсценировка сказки «Папа и две сестры»

4. Упражнение «Пылесос и пылинки»

5. Рисование на тему: «Как я люблю своего папу»

Тематические картинки на тему «Папа», «Семья» игрушка кошка, листы бумаги, цветные карандаши.


17

Я люблю мою семью – моя

семья любит меня

Продолжать воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

1.Упражнение «Кидаемся словами»

2.Упражнение «Хочу – не хочу»

3.Упражнение «Я люблю свою семью, потому что…»

4. Театр «Час потехи»

5. Рисование на тему «Рисуем семью цветами»

Тематические картинки на тему «Семья», мячик, листы бумаги, цветные карандаши, маски.


18

Я люблю моих друзей –

мои друзья любят меня

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к своим друзьям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

1.Упражнение «Разговор частей тела»

2.Упражнение «Бинарная гимнастика»

3.Упражнение «Звериное пианино»

4.Упражнение «Я знаю 5 имён друзей»

5.Упражнение «Кто сильнее любит»

Тематические картинки, на тему «Грусть», «Смелость», «Весёлый», «Трусливость»


19

Я люблю всех людей

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки людей. Воспитывать доброе отношение детей к окружающим.


1.Упражнение «Поругаемся руками»

2.Упражнение «Массаж чувствами».

3.Упражнение «Кто притаился за углом».

4.Упражнение «Большой круг – маленький круг».

5. Упражнение «Пусть всегда будет…»

Тематические картинки на тему «Радость», «Злость», «Страх», «Любовь».


20

Герой и подвиг

Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать учить детей ценить хорошие, смелые поступки героев; учить детей оценивать свои поступки и других, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений.

1.Упражнение «Передай чувство».

2.Упражнение «Чьи колени».

3.Упражнение «Герой и его подвиг»

4.Театр «Великан и мышь».

5.Рисование «Портрет героя».

Тематические картинки, листы бумаги, цветные карандаши, маски.



21

Я люблю мою землю –

Земля любит меня

Продолжать учить детей ценить окружающий мир, отвечать ей хорошей взаимностью (вниманием, заботой, добротой).

Снять телесное и эмоциональное напряжение. Продолжать учить детей выражать чувство любви в рисунке.

1.Упражнение «Вулкан»

2.Чтение сказки «Как зайчик искал свой дом» и инсценировка сказки.

3.Упражнение «Кто живёт в нашем доме».

4.Рисование «Украшаем Землю».

5.Упражнение «Весёлый ручеёк».

Тематические картинки, листы бумаги, цветные карандаши, маски.



22

Страна «Хорошо»

Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм.

1.Упражнение «Что будет если…»

2.Упражнение «Бабочки»

3.Упражнение «Страна Хорошо»

4.Рисование «В стране Хорошо».

5.Упражнение «Весёлый ручеёк».

Тематические картинки, листы бумаги, цветные карандаши.

23

Что значит быть счастливым?

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

1. Упражнение «Счастье – это…»

2. Чтение сказки «Хочу быть счастливым»

3.Упражнение «медитация на счастье»

4.Упражнение «Волшебное животное»

5. Театр «Черепаха».

Тематические картинки,

24

Счастье – это «уметь летать»

Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

1.Упражнение «Портрет в рамочке»

2.Упражнение «Крылья».

3.Упражнение «Счастливый сон».

4.Чтение сказки «Как Ослик искал своё счастье
5.Упражнение «Моё счастье»

Тематические картинки, листы бумаги, цветные карандаши.


25

ИТОГОВОЕ

Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

1.Упражнение «Любимые игры»

2.Упражнение «Ракета»

3.Упражнение «Летние снежки»

4.Рисование на тему: «Ты и твой друг».

5.Упражнение «Весёлый ручеёк»

Тематические картинки, заготовка снежков из бумаги или поролона, листы бумаги, цветные карандаши.



Таблица № 7

Старшая группа (5-6 лет)


№ п/п

Тема

Программное содержание

Используемые методы и приемы

Материал

1

«Я ВЫРОС И ИЗМЕНИЛСЯ»

Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать совершенствованию умение выступать перед группой. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1. Упражнение «Поём имя».

2.Упражнение «Самое интересное летом»

3.Упражнение «Интервью» (умел- умею – буду уметь).

4.Упражнение «Ветер дует на…»

5. Упражнение «Волны».

Музыкальное сопровождение, игрушка кошка, волшебная палочка,

микрофон.


2

«Я МАЛЬЧИК-ДЕВОЧКА»

Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивать навыки общения мальчиков с девочками.


1.Упражнение «Девочки- мальчики умеют»

2.Упражнение «Ласковое имя».

3.Упражнение «Поварята».

4.Упражнение «Иголка и нитка».

5.Упражнение «Тренируем эмоции».

Тематические картинки на тему: «Девочка», «Мальчик», 2 мяча разного цвета.


3

«КАКИЕ У НАС ДЕВОЧКИ»

Продолжать совершенствовать умение выступать перед группой.

Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

Снятие эмоционального и телесного напряжения.

1.Упражнение «Какие девочки…»

2.Упражнение «Что умеет делать мама, мы не скажем, а покажем»

3.Упражнение «Я люблю».

4.Упражнение «Поварята»

5.Упражнение «Сломанная кукла».

Тематические картинки тему: «Девочки», 2 мяча разного цвета.


4

«КАКИЕ У НАС МАЛЬЧИКИ?»

Продолжать способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.


1.Упражнение «Какие мальчики…»

2.Упражнение «Что умеет делать папа, мы не скажем, а покажем».

3.Упражнение «Слушай команду».

4.Упражнение «Мы разные».

5. Упражнение «Стойкий оловянный солдатик».

Тематические картинки на тему: «Мальчики», мяч.


5

«МОИ ЧУВСТВА, МОЁ НАСТРОЕНИЕ»

Продолжать знакомить детей с различными чувствами. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

1.Упражнение «Массаж чувствами»

2.Упражнение «Слепой и поводырь»

3.Упражнение «Зеркало»

4. Упражнение «Конкурс хвастунов»

5. Упражнение «Дыши и думай красиво»

Платки, верёвка.

6

«Я НЕ БУДУ ДРАТЬСЯ, ОБЗЫВАТЬСЯ, И ОБИЖАТЬ»


Продолжать формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Продолжать развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

1.Упражнение «Ругаемся овощами».

2.Упражнение «Доброе животное».

3.Упражнение «Море волнуется».

4.Упражнение «Акулы - рыбки».

5.Упражнение «Комплимент».

Тематические картинки на тему: «Эмоции и чувства»

7

«ТЫ ОБИДУ НЕ ДЕРЖИ, ПОСКОРЕЕ РАССКАЖИ»

Продолжать обучать различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

Способствовать осознанию ребёнком своих отрицательных и положительных качеств.

1.Упражнение «Иностранец»

2. Чтение сказки «Мишка грязнуля».

3.Упражнение «Мы играем вместе»

4. Упражнение «Волшебные открытки»

5.Упражнение «Воздушный бал»

Тематические картинки на тему «Эмоции и чувства», игрушки

магнитофон, музыка волшебная,


8

СТРАХ

Расширять представление детей об эмоции «страх». Продолжать учить понимать свои чувства и чувства других, уметь передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Продолжать учиться справляться с чувством страха.

1.Чтение сказки «Сказка о маленьком Чике».

2.Упражнение «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь»

3.Упражнение «Конкурс «Боюсек».

4. Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

5. «Насос и мяч».

Тематические карточки с изображением

страха

(разных сказочных персонажей).

9

РАДОСТЬ

Познакомить детей с чувством радости. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

1. Упражнение «Имя шепчут волны».

2.Чтение сказки «Енот Тёма».

3. Упражнение «Комната смеха».

4.Упражнение «Жмурки».

5. Упражнение» «Мягкое сердце».

Тематические карточки с изображением

радости

(разных сказочных персонажей).

10

«ГРУСТЬ», «ПЕЧАЛЬ»

Познакомить детей с чувством грусти, печали. Продолжать обучать различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.

1.Чтение сказки «Друзья».

2.Упражнение «Игрушки».

3. Упражнение «Царевна Несмеяна».

4.Упражнение «Противоположные движения»

5. Упражнение «Привал»

Тематические карточки с изображением

грусти

(разных сказочных персонажей).

11

«УДИВЛЕНИЕ»

Познакомить детей с чувством удивления. Продолжать развивать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Продолжать обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

1.Упражнение «Разные голоса».

2. Чтение сказки «Как черепашонок до моря добирался».

3.Упражнение «Запретный номер»

4.Упражнение «Сова»

5. Упражнение «А-а-ах».

Тематические карточки с изображением

удивления

(разных сказочных персонажей).

12

«ГНЕВ»

Познакомить детей с чувством гнева. Продолжать обучению различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Снять телесное и эмоциональное напряжение.


1.Чтение сказки «Лиса и журавль».

2.Упражнение «Животные».

3.Упражнение «Попугай».

4.Упражнение «Кричалки».

5.Упражнение «Шепталки».

Тематические карточки с изображением

гнева

(разных сказочных персонажей).

13

«ВОСТОГ», «ВОСХИЩЕНИЕ»

Познакомить детей с чувством восторга, восхищения. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию

1.Упражнение «Крылья».

2.Упражнение «Мне в тебе нравиться, мне в себе нравиться».

3.Упражнение «Я могу защитить…».

4.Упражнение «Будь внимательным и запомни своё место»

5.Упражнение «Бросок Любви».

Тематические карточки с изображением

восторга, восхищения

(разных сказочных персонажей), мячик

14

«ЗЛОСТЬ»

Продолжать расширять представления детей об эмоции «злость», продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию агрессии восстановления спокойствия у детей

1.Упражнение «Закончи предложение».

2.Упражнение «Превратись в игрушку»

3.Чтение сказки «Георгин и бабочка».

4.Упражнение «Петушиный бой».

5.Упражнение «Дракон кусает хвост».

Тематические карточки с изображением

страха

(разных сказочных персонажей),

Подушечки на каждого ребёнка.

15

«ЛЮБОПЫТСТВО»

Познакомить детей ч чувством «любопытство». Продолжать развивать коммуникативные навыки, учить преодолевать тактильные барьеры. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

1.Упражнение «Гу-гу».

2.Чтение сказки «Хвастливая чашка».

3.Упражнение «Звериное пианино».

4.Упражнение «Любимый сказочный герой».

5. Упражнение «Передай чувство».

Тематические карточки с изображением

любопытства

(разных сказочных персонажей).

16

«ИНТЕРЕС»

Расширять представления детей об эмоции интерес учить их понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать эмоциональное состояние интерес, используя различные эмоциональные средства.

1. Упражнение «Погода на спине»

2.Упражнение «Слушай звуки»

3. Упражнение «Расставь посты»

4. Упражнение «Вулкан» 5.Упражнение «Салют».

Тематические карточки с изображением

интерес.

17

«ЛЮБОВЬ

Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи. Расширить представление об обязанностях членов семьи. Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи;

1.Упражнение «Я люблю свою семью, потому что…»

2.Упражнение «Что чувствует мама, если…».

3.Упражнение «Кто сильнее любит».

4.Упражнение «Мыльные пузыри».

5.Упражнение «Я посылаю любовь».


Тематические карточки с изображением

Любовь.. «Мыльные пузыри»

18

«ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?»

Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения.

1.Чтение сказки «Как ослик счастье искал?»

2.Упражнение «Говорят, что вы похожи».

3.Упражнение «Пусть всегда будет…»

4. Упражнение «Пылесос и пылинка»

5.Упражнение «Спасибо, Пожалуйста».

Тематические карточки с изображением

Счастье.

19

СЧАСТЬЕ - ЭТО КОГДА ТЕБЯ ЛЮБЯТ

Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям.

1. Упражнение «Счастье – это…»

2. Чтение сказки «Сказка о счастье»

3.Упражнени «Я могу…»

4.Упражнение «Обезьянки»

5. Упражнение. Весёлый ручеёк»

Тематические карточки с изображением

Счастье.

20

«Я ЛЮБЛЮ СВОИХ ДРУЗЕЙ»

Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей.

1. Чтение сказки «Как лиса друзей искала».

2. Упражнение «Скучно, скучно так сидеть».

3.Упражнение «Я знаю 5 имён друзей».

4.Упражнение «Ловишки».

5. Упражнение «Я хочу с тобой подружиться».


21

«Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ»

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей и взрослых. Воспитывать уважение к взрослым и доброе отношение детей друг к другу.

1.Упражнение «Что изменилось?»

2.Упражнение «Имя моей мамы (папы) похоже»

3.Упражнение «Старенькая бабушка».

4.Упражнение «Лисонька, где ты?»

5. Упражнение «Кто за кем?»


22

«Я ЛЮБЛЮ МОЮ ЗЕМЛЮ»

Формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

1.Упражнение «Тут, что-то не так»

2.Упражнение «Четыре стихии»

3.Упражнение «Планеты».

4.Упражнение «Море волнуется раз»

5.Упражнение «Реченька».

Тематические карточки с изображением

земля.

23

«ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

1.Упражнение «Что будет если…»

2.Упражнение «Кто наблюдательнее».

3.Упражнение «Волшебное животное».

4.Упражнение «Пожалуйста».

5.Упражнение «Ёлочка».


24

ДЕТСКИЙ САД – ЭТО ЗДОРОВО!»

Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке.

1.Упражнение «Карлики и великаны»

2.Упражнение «Игра с флажками»

3.Упражнение «Веретено»

4. Упражнение «С кем я подружился».

5.Упражнение «Факиры»


25

ИТОГОВОЕ

Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности.

1.Упражнение «Любимая игра»

2.Упражнение «Что я люблю, умею?»

3.Упражнение «Разведчики».

4. Упражнение «Самый ловкий наездник»

5.Упражнение «Взрослое имя».

2 разноцветных мяча


Таблица № 8

Подготовительная группа (6-7 лет)


№ п/п

Тема

Программное содержание

Используемые методы и приемы

Материал

«УМЕЕМ ЛИ МЫ ИГРАТЬ?»

Создание возможностей для самовыражения, преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения в коллективе. Снятие психомышечного напряжения.

1.Упражнение «Ласковое имя».

2. Упражнение «Что было самое интересное летом?»

3. Упражнение «Ракета».

4. Упражнение «Дракон кусает свой хвост».

5. Упражнение «Насос и мяч»

Тематические картинки на тему «Цветы», игрушка мягкая – кошечка.

«МЫ УМЕЕМ ИГРАТЬ»

Развитие лучшего понимания себя и других, снятие барьеров в общении. Развитие внимания. Регулирование поведения в коллективе. Снятие психомышечного напряжения.

1.Упражнение «Поём имя».

2.Упражнение «Четыре стихии»

3.Упражнение «Щекоталки».

4.Упражнение «Самый ловкий наездник»

5. Упражнение «Пылесос и пылинки».

Тематические картинки на тему: «Дружба», игрушка мягкая – кошечка.



«УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ?»

Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Снятие эмоционального и телесного напряжения

1.Упражнение «Имя шепчут волны».

2. Упражнение «Царевна Несмеяна».

3.Упражнение «Комната смеха».

4. Упражнение «Волк и заяц».

5. Упражнение «Конкурс хвастунов».


«МЫ УМЕЕМ ОБЩАТЬСЯ».

Совершенствовать умение выступать перед группой.

Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Снятие эмоционального и телесного напряжения

1.Упражнение «Цветок имя».

2. Упражнение «Заяц - хваста».

3. Упражнение «Баба Яга».

4. Упражнение «А-а-ах».

5.Упражнение «Подарок».


«ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?»

Развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению. Совершенствование внимания. Пробуждение активности, умение подчиняться определённым правилам, организация, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

1.Упражнение «Рисуем имя».

2. Чтение сказки «Незабудка не смогла подружиться»

3. Упражнение «Кричалки».

4. Упражнение «Шёл медведь по лесу».

5.Упражнение «Разноцветные флажки»

Тематические картинки на тему «Цветы», игрушка мягкая – кошечка.

«ДРУЖБА – ЭТО ПОМОЩЬ».

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Совершенствование внимания, быстрота реакции. Создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

1.Упражнение «Закончи пословицы» (о дружбе).

2.Упражнение «Старенькая бабушка».

3.Чтение сказки «Особенное растение»

4.Упражнение «Кони и всадники».

5.Упражнение «След в след»


Тематические картинки на тему: «Растения леса», мячик, листы бумаги, цветные карандаши.



«КТО ТАКОЙ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ?»

Развитие умения правильно оценивать отношение к себе других людей. Развитие внимания. Регулирование поведения. Снятие психомышечного напряжения.

1.Упражнение «Настоящий друг в нашей группе».

2.Чтение сказки «Звёздочка».

3.Упражнение «Заклинатели змей».

4.Упражнение «Шепталки».

5.Упражнение «Я знаю пять имён своих друзей».

Тематические картинки на тему «Дружба», «Настоящий друг», мячик,

игрушка мягкая – кошечка.


«ВЫ УМЕЕТЕ ДРУЖИТЬ?»

Преодоление барьеров в общении. Совершенствование внимания. Регулирование поведения. Снятие психомышечного напряжения.

1.Упражнение «Я хочу с тобой подружиться»

2. Упражнение «Якалки»

3.Упражнение «Объясни пословицы»

4.Чтение сказки «Смелый Бобердулик»

5.Упражнение «Погодный массаж»

Коробка с прорезанными по бокам отверстиями, размер детской руки; платок, листы бумаги, цветные карандаши.

«МЫ УМЕЕМ ДРУЖИТЬ».

Совершенствование памяти. Снятие психомышечного напряжения. Пробуждение активности, умение подчиняться определённым правилам, организация, дисциплина, сплочённость играющих.

1.Упражнение «Фантазёры».

2. Чтение сказки «Енот Тёма».

3. Упражнение «Мне в тебе нравиться, мне в себе нравиться».

4.Упражнение «Дождик».

5.Упражнение «Комплимент».

листы белой бумаги,

«ДРУЖБА – ЭТО ЗДОРОВО!»

Коррекция эмоциональной сферы. Развитие памяти, наблюдательности.

Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психомышечного напряжения.

1.Чтение рассказа «Лёша и Аня».

2.Упражнение «Елочка».

3.Упражнение «Хочукалки»

4.Упражнение «Веретено»

5.Упражнение «Снежная королева».


«КАКИЕ ВЫ ЗНАЕТЕ ЧУВСТВА?»

Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Обучение приёмам саморегуляции, саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

1.Упражнение Смелый мальчик».

2.Чтение рассказа «Мальчик Толя».

3.Упражнение «Шурум-бурум».

4.Упражнение «Море волнуется»

5.Упражнение «Я посылаю тебе любовь».

Тематические картинки на тему «Овощи» мячик.


«КАК ПОМОЧЬ ГРУСТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ?»

Развитие способности понимать эмоциональное состояние, понимать состояние других. Совершенствование внимания, развитие быстроты реакции.

Снятие психомышечного напряжения.

1.Чтение сказки «Три сына».

3.Упражнение «Звериное пианино».

4.Упражнение «Лисонька где ты?»

5.Упражнение «Тренируем эмоции»

Тематические картинки на тему: «Эмоции», «Грусть»; магнитофон, музыка танцевальная, игрушка мягкая – кошечка.

«КАК ПОМОЧЬ СЕРДИТОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

Коррекция эмоциональной сферы психики детей. Совершенствование памяти. Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психомышечного напряжения.

1.Чтение рассказа «Мишкина помощь».

2. Упражнение «Пусть всегда будет».

3.Упражнение «Животные».

4. Упражнение «Сова»

5.Упражнение «Снег».

Тематические картинки на тему: «Эмоции», «Грусть»; магнитофон, музыка танцевальная игрушка мягкая – кошечка.

«СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК С СИЛЬНОЙ ВОЛЕЙ».

Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Развитие памяти ощущений. Обучение приёмам саморегуляции, саморасслабления для сброса напряжения.

1.Беседа на тему: «Сильный человек»

2. Чтение сказки «Два брата и о сильной воле»

3.Упражнение «Что умеют делать девочки, что умеют делать мальчики»

4.Упражнение «Хочукалки»

5.Рисование «Человек с сильной волей»

Тематические картинки на тему: «Сильный человек воли», мячик, листы бумаги, цветные карандаши.


«ГЕРОИ И ИХ ПОДВИГИ».

Формирование возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Снятие психомоторного напряжения.

1. Беседа «Кто такой герой?»

2.Упражнение «Не пропусти профессию?»

3.Упражнение «Отгадай в какой я роли?».

4. Чтение рассказ «Мша и Маша» Х 115

6. Упражнение «Салют».

Тематические картинки на тему «Герои и подвиги», 2 мячика разного цвета,

листы разноцветной бумаги.

«Я ЛЮБЛЮ МОЮ ЗЕМЛЮ».

Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики. Обучение приёмам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.

1.Упражнение «Пусть всегда будет»

2.Упражнение «Звериное пианино»

3.Чтение сказки «Широкое небо».

4.Упражнение «Кто живёт в нашем общем доме»

5.Рисование «Украшаем Землю».

Карта «Наша земля»,

Заготовка рисунка планеты Земля, цветные карандаши.


«СЧАСТЬЕ- КОГДА ТЕБЯ ЛЮБЯТ И ПОНИМАЮТ»

Развитие способности понимать эмоциональное состояние своей семьи.

Формирование моральных представлений, регулирование поведения и характера. Снятие психомоторного напряжения.

1.Чтение рассказа «Воспоминание».

2.Упражнение «Пожалуйста».

3. Упражнение «Золотой ключик».

4. Упражнение «Ладонь, полная солнца».

5.Упражнение «Волны».

Тематические картинки на тему «Счастье», магнитофон, музыка спокойная.

«ТРУДНОСТИ ДОРОГИ К ЗНАНИЮ».

Развитие способности понимать эмоциональное состояние своих друзей. Проявлять доброту и уважение к своим сверстникам. Формирование возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Снятие психомоторного напряжения.

1.Упражнение «Разминка».

2.Чтение рассказа «Пещера моей души».

3.Упражнение «Если я котёнок Сашка».

4.Упражнение «Пишущая машинка».

5.Упражнение «Кто сильнее любит».

Тематические картинки на тему: «Школа» (дети занимаются), заготовки листы бумаг, к тесту Керна –Йерасика,

цветные карандаши.

«ТРУДНОСТИ ДОРОГИ К ЗНАНИЮ И МЫ ИХ ПРЕОДОЛЕЕМ».

Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих.

Формирование моральных представлений, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Снятие психомоторного напряжения.

1.Упражнение «Разминка»

2.Чтение рассказа «История со счастливым концом».

3.Упражнение «Да и нет».

4. Упражнение «Иголка и нитка».

5. Упражнение «Мягкое сердце».

Тематические картинки на тему: «Школьные принадлежности», «Эмоции и чувства», карточки со словами из одного предложения.

«СТРАНА ЗНАНИЙ».

Закрепление и расширение полученных детьми моральных представлений. Развитие творчества. Снятие психоэмоциональног напряжения.

1.Упражнение «Разминка»

2.Упражнение «Я умею».

3.Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

4.Упражнение «Запретный номер»

5.Чтение сказки «Маленькое приведение Филя»

Тематические картинки на тему «Школа» (дети играют на перемене), мячик,



«В СТРАНЕ ЗНАНИЙ».

Закрепление и расширение полученных детьми ранее сведений, относящихся к социальной компетентности. Развитие творчества. Снятие психомышечного напряжения

1.Упражнение «Разминка».

2.Упражнение «Школа для кенгуру».

3.Чтение сказки «Как Яшок поступал в дом Учённости».

4.Упражнение «Сороконожка».

5.Упражнение «Мыльные пузыри»..

Тематические картинки на тему: «Учитель» (урок, перемена)

«СКОРО ШКОЛА».

Совершенствование внимания. Пробуждение активности, умение подчиняться определённым правилам, организация, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения.

1.Упражнение «Разминка».

2.Упражнение «Раньше - сейчас».

3.Чтение сказки «Яшок и буква «А».

4.Упражнение «Непослушные подушки».

5.Упражнение «Я- взрослый».


Тематические картинки на тему: «Ученик в школе», мячик

«МНЕ СКОРО В ШКОЛУ».

Совершенствование памяти. Снятие психомышечного напряжения. Пробуждение активности, умение подчиняться определённым правилам, организация, дисциплина, сплочённость играющих.

1.Упражнение «Разминка».

2.Упражнение «Крокодил в синей шляпе».

3.Упражнение «Моё будущее».

4.Чтение сказки «Синеглазка».

5.Упражнение «Поздравляю».


«ПОРА УЖЕ В ШКОЛУ».

Коррекция эмоциональной сферы. Развитие памяти, наблюдательности.

Создание бодрого настроения, здорового эмоционального возбуждения. Снятие психомышечного напряжения.


1.Упражнение «Разминка».

2.Упражнение «Будь внимателен».

3.Упражнение «Противоположные действия».

4.Упражнение «Ловишки».

5.Упражнение «Угадай чей голос»



ИТОГОВОЕ:

Коррекция эмоционально- личностной сферы психики детей. Закрепление приёмов релаксации.

1.Упражнение «Мозговой штурм»

2.Упражнение «Любимая игра»

3.Упражнение «Чудо дерево»

4.Чтение сказки «Как Ежунька уроки делать научился».

5.Упражнение «Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать».

Дерево (объёмное), листы бумаги, цветные карандаши.





1.4. Планируемые результаты:

Психологические занятия по данной программе повышают:

  • коммуникативную компетентность детей и взаимное принятие друг друга;

  • происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка;

  • меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими;

  • развивается способность сознавать и контролировать свои эмоции;

  • сформируются добрые взаимоотношения между сверстниками и взрослыми;

  • станут доброжелательными собеседниками, научатся говорить спокойно, не повышая голоса;

  • появится чувство ответственности за других людей;

  • поднимется личностный рост каждого ребёнка;

  • сформировываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.);

По степени предпочтения детьми выделены следующие методы обучения, использованные на занятиях:

  • Дискуссии (интервью, пожелания друг другу);

  • Драматизация сказки;

  • Театрализованная деятельность;

  • Чтение художественной литературы

  • Чтение сказок (придумывание сказок по одному предложению, по частям, сочиняя свои сказки);

  • Развитие речи (умение правильно говорить и объяснять по смыслу фразеологизмы, пословицы);

  • Подвижные и спокойные игры;

  • Релаксация (с использованием стихов, музыки звуков природы).


2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации Программы

Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.

Эмоциональное развитие:

  • Обогащение эмоционального опыта;

  • преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;

  • стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;

  • формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;

  • формирование коммуникативных навыков у детей.


Для успешной реализации Программы требуется, чтобы педагог придерживался следующих правил:

  1. На всех этапах работы предлагаются новые, но понятные детям понятия: «Что такое Чувство?», «Какие бывают Чувства?», «Что помогает и мешают Чувствам?».

  2. Общение и взаимодействие строится на следующих позициях:

  • отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием;

  • занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес;

  • каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признаётся его ценность, значимость, уникальность;

  • успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребёнка;

  • большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослых;

  • у детей создаётся на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать своё «Я»;

  • ценится постепенность развивающего коррекционного процесса. У каждого ребёнка свой срок и свой час постижения.


2.2. Формы аттестации:

Формой аттестации являются диагностика детей, которая проводится в начале и конце учебного года.

Диагностический инструментарий:

  • Тест Тэммл, Дорки, Амен

  • Тест М. Люшера

  • Методика диагностики межличностных отношений Дж. Морено («Социометрия»)

  • Методика «Страна эмоций» Громовой Т.В.

  • Методика «Страхи в домиках».

  • Методика «Сказка».

Проективные методики:

  • Дом. Дерево. Человек.

  • Рисунок семьи.

  • Несуществующее животное.

  • Кактус.

  • Волшебная страна чувств.

  • День рождения.


2.3. Оценочный материал:

При реализации Программы педагогом-психологом проводится оценка индивидуального развития эмоциональной сферы воспитанника, цель которой заключается в определении эффективности психолого-педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

Программа предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создает ситуации для применения полученных знаний, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам.

Вся работа направлена на формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создает на занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать. Взрослый побуждает детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни.


2.4. Методические материалы

  • Методика и исследуемые функции

  • Дидактический материал в картинках:

- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;

- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие коммуникативных навыков, терапевтических сказок;

- карточки с изображением эмоций;

- разрезные картинки;

- аудиозаписи спокойной музыки,

  • Настольные игры.

  • Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

  • Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.


3.Список литературы:

  1. Абрамова, Г. С. «Возрастная психология» Академический проект, 2003. – 704 с.

  2. Ананьев, В. А. «Введение в психологию здоровья» – СПб.: Речь, 1998. – 512 с.

  3. Божович, Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

  4. Бавина Т.В. «Детские страхи: решение проблемы в условиях д\с.» Арктика М.2007

  5. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.» Генезис. М.2007

  6. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» Генезис. М. 2009.

  7. Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать». 5-8лет. Арктика М.2005

  8. Смирнова Е.О. «Межличностные отношения дошкольников».Владос. М. 2003

  9. Микляева Н.В «Коррекционно-развивающие занятия в детском саду» Сфера. М.2008.

  10. Алексеева Е.Е «Что делать если ребенок….» Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет. Речь . С-П. 2008.

  11. Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем». Речь. С-П. 2008.

  12. Дьяченко, О. М. «Психическое развитие дошкольников» – М.: Педагогика, 1984.

  13. Ермолаева, М. В. «Психология развития» – М, 2003. – 246 с.

  14. Пахальян В. Э. «Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей» - 2002. – №5-6.